На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инвестиционная деятельность: понятия, виды, участники. Основы государственного регулирования облигаций

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессиональное образование
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛАИЛ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
 
 
 
 
 
ШИФР: ВФК-2007-228
 
 
 
 
Контрольная работа
 
По дисциплине: «Государственное регулирование инвестиций»
 
По теме: «Инвестиционная деятельность: понятия, виды, участники», «Основы государственного регулирования облигаций»  
 
 
 
                                                                                                          
 
                                                                                                Выполнил:
                                                                                                Студент 2 курса
                                                                                                Заочной сокращенной
                                                                                                (базе среднего профессионального
                                                                                                образования)
                                                                                                формы обучения
                                                                                                Специальности финансы  и кредит
                                                                                                Шилковой Анны Сергеевны
                                                                                                                              (Ф.И.О. студента)
                                                                                                Рецензент: к.э.н доцент
                                                                                                 Дроботова О.О.
                                                                                                                    (степень, звание, Ф.И.О. преподавателя)
                                                                                                Работа к защите_______________ 
                                                                                                                          (допущен, не допущен)
 
 
 
 
 
г. Волгоград 2010г.    
 
 
Оглавление:
1. Понятие инвестиций……………………………………………………………3
1.1.           Понятие инвестиций……………………………………………………….3 
1.2.           Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций………………………………………………………………………...4 
1.3. Инвестиционный процесс и его участники…………………………………7
1.4. Характеристика инвестиционного рынка………………………………….9 
2.Облигации как вид ценных бумаг              …………………………………………….11
2.1. Виды облигаций              ……………………………………………………………..12
2.2. Современные российские государственные облигации              ………………….13
2.3. Характеристика и тенденции развития рынка государственных облигаций в РФ              …………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………              19
Литература              ……………………………………………………………………….21

 
 
 
 

 

 

 


1. Понятие инвестиций
1.1.           Понятие инвестиций
Под инвестицией следует понимать передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной из форм защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежат в основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какого момента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора[1].
Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, для иностранных инвесторов прямо оговаривается их право на возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством. Такое же положение действует и для российских инвесторов, инвестиционная деятельность которых регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (п. 1 ст. 15)[2].
Механизм защиты прав иностранного лица, предусмотренный в международных договорах и в российском международном частном праве, обеспечивает предсказуемость судебных и арбитражных решений. Между тем в международных договорах выделяется такая категория, как инвестиционный спор, под которым подразумевается спор, характеризующийся особым субъектным составом (спор с участием государства, органов государства и лица другого государства) и предметом (инвестиции). Отсутствие же в российском законодательстве точного определения инвестиций как предмета инвестиционных отношений создает предпосылки для дискриминации российских инвесторов по отношению к иностранным[3].
1.2.           Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
Основную роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования инвестиций является их регулирование исключительно на федеральном уровне[4].
Регулирование иностранных инвестиций на уровне субъектов Федерации, в частности регистрация коммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основным началам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе об иностранных инвестициях и в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима, регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации.
Другим общим принципом правового регулирования инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формы осуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.
Третьим принципом правового регулирования инвестиций является участие норм международных договоров в правовом регулировании инвестиций на национальном рынке. Нормы международных договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и оно меняется. А нормы международных соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования[5].
Нормы международных договоров применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязывают государства-участники законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только для иностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций[6].
Необходимо признать большое значение в регулировании инвестиций международных договоров, разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым банком) и направленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.
Вашингтонская конвенция, в которой участвует более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категории инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.
Участие России в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность воспользоваться услугами международной системы страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью определить сумму компенсации при наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенных средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.
Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового регулирования и от точности исполнения Россией своих международных обязательств. Государство должно создать условия для развития собственных инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать в
1.3. Инвестиционный процесс и его участники
Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов:
?                  инвесторы;
?                  заказчики;
?                  исполнители работ;
?                  пользователи объектов инвестиционной деятельности;
?                  поставщики;
?                  банковские, страховые и посреднические организации;
?                  инвестиционные компании, биржи;
?                  и т.д.
Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать:
?                  правительство страны и правительство субъекта федерации;
?                  органы местного самоуправления, муниципалитеты;
?                  отечественные предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, наделённые их уставами необходимыми правами;
?                  совместные российско-зарубежные предприятия и организации;
?                  зарубежные предприятия и организации;
?                  отечественные и зарубежные физические лица;
?                  иностранные государства;
?                  международные организации[7].
Институциональные инвесторы: страховые компании; инвестиционные компании; не пенсионные государственные фонды; паевые инвестиционные фонды.
Функциональное назначение этих организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различных хозяйствующих субъектов и направление их на цели инвестирования[8].
Инвестиционный проект – это совокупность соединенных воедино намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений с целью достижения заданных конкретных финансово-экономических производственных и социальных результатов.
Существует следующая классификация инвестиционных проектов (ИП):
1.      Производственные ИП – вложение средств в создание новых, расширение, модернизацию основных фондов;
2.      Научно-технические ИП – направление средств на разработку и создание новой высоко эффективной продукции с новыми свойствами, новых технологий и технологических проектов;
3.      Коммерческие ИП – получение прибыли на осуществляемые инвестиционные вложения в результате закупки продажи и перепродажи какой-либо продукции, товаров, услуг;
4.      Финансовые ИП – связаны с приобретением, формированием портфеля ценных бумаг, а также их реализацией и выпуском ценных бумаг;
5.      Экологические ИП – вложения средств в природоохранные объекты, в разработку технологий экологического характера;
6.      Социально-экономические ИП – вложение средств в улучшение состояния здравоохранения, образования и культуры.
1.4. Характеристика инвестиционного рынка
Инвестиционный рынок включает в себя рынки инвестиционных ресурсов (земельный; финансовых средств; патентов и изобретений), рынки инвестиционных услуг (строительно-монтажных работ; проектных работ и проектной продукции; услуг по инженерным, геологическим и экономическим изысканиям), рынок недвижимости и основных фондов, который является рынком конечной продукции инвестиционной деятельности по вложению средств в капиталообразующие инвестиции, рынок ценных бумаг или фондовый рынок, который включает в себя процесс покупки и продажи акций акционерных предприятий, а также рынок прочих объектов реального инвестирования, куда попадают ресурсы, которые не попадают на другие рынки[9].
Состояние инвестиционного рынка характеризуется такими элементами как: спрос, предложение, цена спроса и цены предложений на инвестиционные услуги и ресурсы. Продукцию инвестиционной деятельности. Все перечисленные элементы образуют конъюнктуру инвестиционного рынка. Конъюнктура анализируется и прогнозируется.
Для конъюнктуры инвестиционного рынка в целом, а также в отраслевом и территориальном разрезах, характерны следующие стадии:
1.      Подъём инвестиционной активности;
2.      Инвестиционный бум – это фаза высшего подъёма инвестиционной активности;
3.      Падение инвестиционной активности. Как правило, связано с общим спадом всей экономике. Снижение цен на продукцию реального инвестирования;
4.      Фаза глубокого спада – инвестиционный упадок.
Предметом анализа и изучения инвестиционного рынка является его текущее состояние, а также динамика состояния в прошлом.
Задачами анализа инвестиционного рынка являются:
?                  Определение возможных «точек роста» - мест будущего оживления в экономике и связанной с этим инвестиционной активности;
?                  Подготовка данных для прогнозирования состояния инвестиционного рынка;
?                  Подготовка данных для определения инвестиционной политики и обоснование принятия решений по направлениям инвестиционных вложений по конкретным программам и проектам[10].


2. Облигации как вид ценных бумаг

Облигация — эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенный процент от ее стоимости.
Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентной ставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участие в управлении.
Наиболее важное отличие облигации от акции состоит в том, что облигация представляет собой долговое обязательство эмитента, т.е. предоставленный ему кредит, оформленный в виде ценной бумаги. Все платежи по облигации эмитент должен осуществлять в первую очередь по сравнению с акциями и в обязательном порядке. Платежи обеспечиваются имуществом эмитента.
В отличие от дивиденда по акциям, процент по облигациям является фиксированным. В отличие от инвестиций в акции, инвестиции в облигации не делают инвестора собственником выпустившей их компании. Процент по облигации выплачивают как минимум один раз в год независимо от финансового состояния эмитента.
Инвестиции в облигации — наиболее надежное вложение средств на рынке ценных бумаг.
В последнее время среди российских инвесторов стали особенно популярны корпоративные, муниципальные и субфедеральные облигации. Они имеют более высокую, по сравнению с федеральными облигациями, доходность и дают достаточно высокие гарантии инвесторам. Облигации могут иметь существенные различия в условиях их обращения. Основной объем сделок купли/продажи облигаций, так же как и по акциям, регистрируется на бирже в системе электронных торгов.

2.1. Виды облигаций

Существуют различные классификации облигаций. Если рассматривать классификацию по эмитенту, то можно выделить виды облигаций.
Государственные и муниципальные облигации. Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, а муниципальные — местными органами власти.
Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка.
Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками. Решение об эмиссии может подразумевать деление выпуска на транши. Транш — это часть ценных бумаг данного выпуска, которые размещаются в любой момент времени в течение периода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объема эмиссии этого выпуска.
Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (с точки зрения невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход и относительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительных периодов времени.
Корпоративные облигации. Корпоративные облигации выпускаются акционерными обществами с целью привлечения дополнительного капитала.
Эмиссия облигаций допускается только после полной оплаты компанией уставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера уставного капитала компании либо величину обеспечения, представленного обществу для этих целей третьими лицами.
В зависимости от срока обращения облигации подразделяются на следующие виды: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).
По способу выплаты дохода облигации делятся на:
— облигации с фиксированным купоном;
— облигации с плавающим (переменным) купоном;
— индексируемые облигации;
— бескупонные облигации.

2.2. Современные российские государственные облигации

Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.
Среди современных российских облигаций наибольшее распространение получили такие государственные облигации:
1. Государственная краткосрочная облигация (ГКО), эмитентом которой является Министерство финансов РФ. Это бескупонная именная облигация, выпускаемая в бездокументарной форме. Эти облигации выпускаются сроком на 3 месяца, 6 месяцев и год.
До недавнего времени наиболее представительным и привлекательным был рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), стартовавший в мае 1993 года. Эти облигации выпускаются на короткий период для покрытия дефицита государственного бюджета и являются прообразом казначейских векселей США. ГКО имеют безбумажную форму выпуска, т.е. собственность на них оформляется в виде электронных записей на счетах-депо. Номинал облигаций первоначально был 10000 рублей (неденоминированных), а в настоящий момент составляет 1000 руб. Доход инвестора по ГКО складывается за счет того, что эти облигации продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичных торгах. Инвесторами могут выступать любые лица, но по техническим причинам участие физических лиц на этом рынке затруднено.
С первых дней своей жизни ГКО рассматривались инвесторами как наиболее консервативные и надежные из всех альтернативных инструментов российского фондового рынка. Но после того, как в августе 1998 г. были проведены последние «докризисные» торги, за которыми последовало объявление правительства о решении провести реструктуризацию внутреннего долга путем переноса исполнения своих обязательств по ГКО на более поздний срок, отношение инвесторов к этому сектору бумаг резко изменилось.
Доходность ГКО определяется по формуле:
Д = [(Цпогашения — Цпокупки)/(N—D)] * (365/Тпогашения) * [100/(100—Сналога)] * 100,
где Цпогашения — цена погашения облигации; Цпокупки — цена покупки облигации; N — номинал ГКО, руб; D — дисконт, руб; Тпогашения — количеств дней до даты погашения ГКО; Сналога — ставка налога на прибыль для владельца ГКО, %.
Государственные краткосрочные облигации являются бескупонными (дисконтными) облигациями, по своей природе аналогичными облигациям федерального займа, также эмитируемыми Министерством Финансов РФ.
2. Облигации федерального займа (ОФЗ). Они представляют собой семейство облигаций с фиксированным доходом (ранее на рынке присутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные в настоящий момент ОФЗ с переменным доходом на рынке фактически не обращаются), эмитированных Министерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение срока обращения с годовым или полугодовым интервалом выплачивается определённый при эмиссии купонный доход.
При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплата покупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного периода до даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются без учета НКД.
Выпускались такие виды ОФЗ:
—        облигация федерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной среднесрочной или долгосрочной бумагой;
—        облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерством финансов РФ. Облигация является среднесрочной бумагой с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или официальных показателей, характеризующих инфляцию;
—        облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
—        облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).
Помимо вышеперечисленных инструментов на данном рынке также представлены государственные облигации Банка России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной политики.
На рынке государственных облигаций существуют следующие операции:
—        операции по размещению государственных облигаций;
—        операции, осуществление которых возможно при обращении государственных облигаций на вторичном рынке;
—        операции по обслуживанию выпусков ГКО / ОФЗ.
Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Размещение выпуска государственных облигаций осуществляется Банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона или по закрытой подписке. Также возможно доразмещение государственных облигаций на вторичных торгах. Информация о планируемых аукционах распространяется заранее пресс-службами Министерства финансов РФ и ММВБ.
Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Расписание проведения торгов определяется Банком России.
Участниками российского рынка государственных облигаций являются: эмитент в лице Министерства финансов РФ; генеральный агент в лице Центрального Банка РФ, который обеспечивает организационную сторону функционирования этого рынка (регулирование, аукционы, погашение и пр.); депозитарии, ведущие учет облигаций, выпущенных в безналичной форме; дилеры, представленные коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, заключающие сделки; и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, приобретающие госбумаги. Торговой системой выступает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Вторичные торги проводят и региональные биржевые площадки, в частности – СПВБ (Санкт-Петербургская Валютная биржа).
Государственные облигации имеют номинал 10 рублей (некоторые выпуски ОФЗ-ФД) и 1000 рублей. Средняя доходность по рынку ГКО-ОФЗ составляет 12—15 процентов годовых в зависимости от выпуска.
Риск вложения в гособлигации принято считать минимальным в рамках конкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данным инструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут быть интересны инвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного портфеля.
В случае сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей, дальнейшего укрепления курса рубля, общего улучшения макроэкономической ситуации в стране, а также декларируемого правительством отказу от внешних заимствований (что может привести к дефициту суверенного долга) — инвестиции в государственные ценные бумаги будут достаточно привлекательными для инвесторов. Однако в связи с низкой доходностью и высокой дюрацией данных облигаций, операции на рынке государственного долга могут носить спекулятивный характер.
Кроме того, всё больше российских предприятий обращаются к выпуску облигаций как способу привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для выполнения своих долгосрочных инвестиционных программ. Так, по итогам 2003 года суммарный объем зарегистрированных ФКЦБ России выпусков корпоративных облигаций вырос по сравнению с 2002 годом в два раза и составил 115,04 млрд. руб., в то время как по итогам 2002 года российскими предприятиями было выпущено облигаций всего лишь на 54,4 млрд. руб.[11] Основными площадками для торговли корпоративными облигациями российских эмитентов являются ММВБ и РТС.
 

2.3. Характеристика и тенденции развития рынка государственных облигаций в РФ

Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своей надежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.
Что же представляет из себя сегодняшний отечественный рынок государственных облигаций? На середину прошлого года в свободном обращении на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 — облигациями Банка России, 43 — облигациями субъектов Федерации, 31 — облигациями муниципальных образований[12]. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный — 39%, а муниципальный — 28%.
Но следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей — привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низкодоходным выпускам.
На сегодняшний день самый длинный выпуск рублевых облигаций размещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам — физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам — под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.
Невозможно однозначно утверждать, что государственные облигации проигрывают корпоративным выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.