Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Изучение и рационализация приемов и методов труда на предприятии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВВЕДЕНИЕ
 
Сегодня наибольшее внимание уделяется эффективному использованию высокопроизводительной, сложной и дорогостоящей техники, которое возможно только в том случае, если грамотно и рационально организован труд людей ее эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтирующих. Наряду с правильным подбором и подготовкой персонала, необходимо подчеркнуть важность проектирования трудового процесса, когда в условиях массового выпуска продукции реализуется возможность экономии затрат труда и рабочего времени на производство продукции, что позволяет максимизировать прибыль.
Проектирование рационального трудового процесса – процесс определения и описания содержания и характера трудовой деятельности работников, рекомендуемой для изготовления планируемой продукции, что является по своей сущности методом построения и совершенствования организации труда на научной основе.
Анализ и проектирование трудового процесса является важнейшим аспектом производительного и эффективного производства, так как в результате анализа определяются лишние и нерациональные приемы и методы труда, проектируется рациональный процесс и тем самым уменьшаются затраты времени на выполнение производственной операции и снижается себестоимость производимой продукции.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение  рациональных приёмов и методов труда.
Объектом исследования в работе является анализ и проектирование трудового процесса на предприятии.
Для достижения цели  данной работы поставлены следующие задачи:
– рассмотреть структуру трудового процесса на предприятии, характеристику и его особенности;
–   изучить рационализацию приемов и методов труда и экономическую эффективность от внедрения передовых приемов и методов труда;
–     изучить нормативные документы, регламентирующие ведение учета;
–  анализ внедрения рациональных приемов и методов труда на       примере предприятий.
Предмет исследования: предприятия
Обзор источников: Терехова В.А. «Финансовый учет», Титов В.И. «Экономика предприятий», Карпова Т.П.  «Управленческий учет».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Структура трудового процесса на предприятии
 
По отношению к исполнителю содержанием производственного процесса является его воздействие на предмет труда путем физических и умственных усилий, вручную или с помощью орудий труда. Это воздействие состоит в выполнении рабочими определенных трудовых действий, направленных на непосредственное преобразование предмета труда, а также на выполнение вспомогательных работ по поддержанию в рабочем состоянии средств труда, приспособлений и инструментов, контроль качества продукции или работ, перемещение или складирование сырья, материалов или готовой продукции. Все эти действия представляют собой трудовые процессы, осуществляемые на рабочих местах основными, вспомогательными и обслуживающими рабочими.
Таким образом, трудовой процесс – это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда с целью создания определенного изделия или его части. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции. Трудовой процесс может быть индивидуальным или коллективным. Индивидуальным является процесс, в котором занят один исполнитель, результаты деятельности которого носят индивидуальный характер. Индивидуальный процесс, в зависимости от специализации рабочего места может состоять из разного количества и вида операций[1].
В процессе проектирования трудового процесса должен быть разработан рациональный метод труда рабочего, обеспечивающий выполнение производственного задания с минимальными затратами физической и нервной энергии, при соблюдении требуемого качества работы.
Содержание трудового процесса определяется совокупностью действий и движений работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания, информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предмета труда в соответствии с производственной и функциональной технологией; сдача выполненной работы. Способ выполнения производственного задания, характеризующийся определенным составом и последовательностью действий, приемов, операций образует метод труда. Методы выполнения трудовых процессов должны проектироваться вместе с проектированием технологического процесса, а результаты проектных разработок заносят в карты приемов и методов труда, карты организации труда, в инструкционные или технологические карты. Их используют для обучения рабочих рациональным приемам и методам труда, для контроля и анализа работы; они служат отправной точкой для дальнейшего совершенствования трудового процесса.
В основе трудового процесса лежит технология производства. Поэтому эффективность работы зависит не только от исполнителя, но и от конструкции оборудования, организационной и технологической оснастки, при проектировании которых, в свою очередь, должны учитываться требования организации труда.
В силу разнообразных организационно-технических условий производства конкретные трудовые процессы имеют свои особенности.
1) По назначению и характеру выпускаемой продукции трудовые процессы делятся на основные и вспомогательные. Такая классификация влияет на выбор форм организации труда рабочих, норм труда, методов их установления.
2) По типу организации производства трудовые процессы подразделяются на индивидуальные, мелкосерийные, серийные, крупносерийные и массовые. Эта классификация имеет значение при выборе форм организации трудовых процессов, систем обслуживания рабочих мест, требования к точности нормативов и норм.
3) В зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе трудовые процессы подразделяются на ручные, ручные механизированные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные и аппаратурные. К ручным относятся процессы, выполняемые работниками вручную или с помощью немеханизированных орудий труда. К ручным механизированным относятся процессы, выполняемые работниками с использованием механизированного инструмента. К машинно-ручным относятся процессы, выполняемые машиной или механизмом при непосредственном участии рабочего, который прилагает конкретные усилия для управления рабочими органами машины. К машинным относятся процессы, выполняемые на станках или другом оборудовании. Здесь участие рабочего заключается в управлении машиной. Автоматизированные процессы выполняются на машинах, у которых движение рабочих органов, а также управление ими выполняются автоматически по заранее заданной программе, с помощью средств вычислительной техники. Роль рабочего сводится к контролю над ходом протекания процесса. К аппаратурным относятся процессы, протекающие в специальном оборудовании, под воздействием электрической, химической, тепловой или других видов энергии. Рабочий лишь регулирует и контролирует ход процесса.
Все перечисленные разновидности трудовых процессов и их особенности учитываются при решении вопросов разделения и кооперации труда, организации рабочих мест, выбора системы их обслуживания, установления норм труда. Совершенствование техники и технологии ведет к увеличению доли коллективного труда, в условиях которого необходимо учитывать также внутренние взаимосвязи, расширение производственного профиля работающих, сочетание основного процесса с его обслуживанием[2].
 
2.  Проектирование рациональных приёмов и методов  труда
 
Проектирование рациональных приемов и методов труда должно основывается на глубоком и всестороннем анализе трудового процесса, и прежде всего на изучении его содержания, состава и характера элементов, расположение их во времени и пространстве.
При анализе содержания трудового процесса выявляются лишние и нерациональные выполняемые приемы, действия, движения. Лишними приемами часто оказывается перекладывание предметов труда или инструмента из одной руки в другую, статические приемы, переходы в рабочей зоне. Лишними движениями часто бывают нагибания, повороты, приседания и пр. Как правило, лишние приемы и движения являются результатом неправильной или недостаточно продуманной планировки рабочего места или неполного его оснащения.
При организации индивидуального рабочего места главное внимание уделяется совершенствованию приемов и методов труда, рационализации маршрутов движения, сокращению трудовых затрат и непроизводительных потерь рабочего времени.
Приемы – это совокупность трудовых действий, объединенных одним целевым назначением и представляющих собой законченную элементарную работу.
Метод труда – способ осуществления работником производственного задания, характеризующийся структурой трудового процесса, то есть входящими в процесс видами работ, операциями, комплексами приемов, приемами, трудовыми действиями и движениями, их последовательностью и взаимосвязью.
Рациональными можно назвать такие приемы и методы, которые характеризуются наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии. Следствием применения таких методов и приемов является повышение работоспособности и производительности труда, высокое качество работы, лучшее использование оборудования, оснастки, материалов, энергии.
Анализ последовательности выполнения трудовых приемов действий позволяет выявить возможности для перекрытия времени выполнения ручных приемов машинным временем работы оборудования, для совмещении во времени отдельных приемов за счет одновременной работы правой и левой рук, рук и ног и т.д.
При изучении содержания приемов, методов выполнения и траекторий движений ставится цель совершенствовать:
–  рабочую позу (выявляется удобство и устойчивость положения рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, правильность положения рук, предплечья и плеча, отсутствие лишних статических напряжений);
– сопряжение рук рабочего с инструментом, материалами, приспособлениями и элементами управления (рассматривается расположение пальцев, кистей рук, исследуется степень быстроты и удобства взятия предмета, правильность приложения усилий и их распределение);
–    способ выполнения движений (выявляется траектория, длинна пути, оптимальная скорость, своевременность, простота движений, соразмерность усилий);
–    характер движений во времени (рассматривается наличие пауз, не связанных с потребностью в отдыхе, совмещение движений во времени, естественность и удобство координированных движений, наличие не вызываемых необходимостью остановок, торможений, изменение направлений движений и их ритмичность).
В работе по рационализации методов и приемов труда, а также по проектированию новых трудовых процессов важно придерживаться следующих правил: для облегчения труда по возможности устранять трудовое движение или механизировать его, сокращать протяженность рабочего движения; заменять трудоемкие движения менее трудоемкими; совмещать во времени несколько движений; изменять последовательность выполнения движений.
Применение нерациональных методов нередко связано с недостатками в планировке и оснащении рабочего места, несвоевременным и некачественным его обслуживанием, отсутствием надлежащей связи со службами и т.д. Поэтому работа по совершенствованию трудовых процессов должна носить многоцелевой характер, т.е. включать исследование не только приемов и методов, но и вопросов рациональной организации и оснащения рабочих мест, совершенствования систем их обслуживания.
Разработанные варианты рационализации трудовых процессов могут требовать материальных затрат, связанных с перестройкой технологического процесса, техническими усовершенствованиями, дополнительным оснащением рабочих мест и пр. В этих случаях в целях выбора наилучшего варианта решения целесообразно рассчитать условную себестоимость выпуска партии деталей по каждому из вариантов спроектированного трудового процесса – S, используя формулу:
 
                                                                                (1)
где    З – затраты на реализацию (включая исследования) в расчете на год, руб.;  
          N – годовая партия выпускаемых деталей, шт.;
ч – часовая тарифная ставка соответствующего разряда работы, руб.;
и – трудоемкость выполнения приема (комплекса приемов, операции) соответственно до и после рационализации, час.
 
Необходимым условием успешного внедрения запроектированного трудового процесса является разработка инструкционных карт, в которых указываются приемы, трудовые действия и движения, входящие в них, время на их выполнение, а также элементы рационализации. Трудовые действия и движения описываются в соответствии с последовательностью их выполнения. Движения рук, ног и корпуса, совмещаемые во времени, следует указывать на одном уровне.
Элементы рационализации, указанные в карте, и время на выполнение отдельных приемов сразу нацеливают работающего именно на те трудовые действия и движения, которые могут выполняться правильнее и быстрее. Составление инструкционных карт наряду с инструктажем и обучением рабочих имеет важное значение, т.к. требует от исследователя ответственного отношения ко всем предложениям в области рационализации приемов труда.
Если совершенствование приемов и методов труда связано с необходимостью проведения ряда технических усовершенствований, проектирования и изготовления или приобретения новой технологической оснастки, изменения планировки рабочих мест и других мероприятий, целесообразно подготовить и утвердить приказом по предприятию план организационно-технических мероприятий, предусматривающий сроки их выполнения и конкретных исполнителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.                 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ТРУДА
 
Соотношение в общем случае называется эффективностью.
Основные показатели эффективности труда: продуктивность и рентабельность.
Продуктивность ресурсов определяется по формуле:
,                                                                                                         (2)
где    p – продуктивность;
O – объем продукции (услуг) за определенный период времени в натуральном, стоимостном или иных измерениях;
I – затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции.
 
Для определения продуктивности по видам ресурсов используются формулы:
; ,                                                                                        (3)
где     pt  – продуктивность труда;
          pk  –  продуктивность капитала;
Т  – затраты труда (рабочего времени);
К –  затраты капитала (инвестиции).
 
Рентабельность характеризуется отношением прибыли от данного вида деятельности к соответствующим  затратам труда, материалов и других ресурсов. Хронологически первым показателем рентабельности труда можно считать соотношение:
         ,                                                                                                           (4)
где     m’ – норма прибавочной стоимости;
m –  прибавочная стоимость;
          v  – заработная плата.
 
В условиях рыночной экономики рассматриваемый показатель целесообразно определять как рентабельность суммарных затрат на персонал:
         ,                                                                                                  (5)
где    ri – рентабельность труда i-го вида;
Di  – добавленная стоимость от деятельности персонала i-й группы;
          Zi – затраты на персонал i-й группы.
 
Наряду с этими показателями, используются и другие показатели:
снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объема производства, экономия рабочего времени, экономия по элементам себестоимости продукции, прирост дохода (прибыли) на рубль затрат и срок окупаемости единовременных затрат. Рассмотрим механизм расчета показателей экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.
1. Один из показателей оценки организации труда – коэффициент его
условий. Его определение базируется на расчете индексов, характеризующих
отклонение фактических условий от нормативных.
         а = Уф /Ун ,                                                                                                       (6)
где   а – индекс отклонений фактических условий труда от нормативных (по фактам);
Уф, Ун  – фактическое и нормативное значение показателей условий труда в соответствующих единицах измерений.
 
Из формулы  следует, что чем ближе фактическое состояние
показателя к нормативному, а индекса – к единице, тем лучше условия
труда. Но эти рассуждения, как и методика расчета, верны, когда под Ун
понимается оптимальное значение какого-либо фактора, определяющего
условия работы. Если же под Ун понимать предельно допустимые значения (ПДК, ПДУ) какого-либо фактора, характеризующего эти условия, формулы для расчета неприемлемы. В подобных случаях, что индекс должен отражать не степень соответствия, а отклонение фактических условий труда и предельно допустимых. И чем оно больше, тем лучше условия труда.
          а = Уф / Уп   ,                                                                                                      (7)
где    Уп  –  предельно допустимые факторы, определяющие условия труда.
Таким образом, чем меньше значение Уф, тем ближе к единице значение индекса, а, следовательно, и коэффициента. Формулу необходимо использовать, прежде всего, применительно к факторам «беспорогового действия», в частности, к ионизирующему излучению. К факторам беспорогового действия есть основание относить и химические канцерогены. Следовательно, при наличии этих факторов на производстве (например, в составе промышленной пыли)анализ и оценка состояния условий труда также должны базироваться на вышеизложенных принципах.
2. Прирост производительности труда (П) в результате экономии
численности работников рассчитывается по формуле:
П = (Эч 100) / ( Чср – Эч) ,                                                                                (8)
где Эч  –  относительная экономия (высвобождение) численности    работающих после внедрения отдельных мероприятий, (человек);
Чср – расчетная среднесписочная численность работающих по участку, цеху, предприятию, исчисленная на объем производства планируемого периода по выработке базисного периода, (человек).
3. Прирост производительности труда в результате увеличения
продолжительности фазы устойчивой работоспособности при улучшении
условий труда рассчитывается по формуле:
П =((Р2 - Р1) 100 Кп)/( Р1 + 1) ,                                                                        (9)
где Р1 – удельный вес продолжительности фазы повышенной
работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения
мероприятий, улучшающих условия труда;
Р2 – удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени после внедрения мероприятий;
Кп – поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труду, обусловленную функциональным состоянием организма человека в различных условиях труда, принимается равным 0,2.
 
4. Годовой экономический эффект (Эг) (экономия приведенных затрат, в
рублях) рассчитывается по формуле:
Эг = (С1 - С2) В2 - Ен Зед  ,                                                                             (10)
где С1 и С2 – себестоимость продукции (работ) до и после внедрения
мероприятий (текущие затраты), руб.;
В2 – годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятий, в натуральном выражении;
Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости, Тн);
Зед – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением
мероприятий, руб.
 
Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (Ен) для мероприятий по НОТ устанавливается 0,15, нормативный срок окупаемости (Тн) – 6,7 года. При определении годового экономического эффекта экономия по себестоимости продукции – (С1 – С2) В2 может быть рассчитана непосредственно в годовом разрезе по отдельным элементам себестоимости (з/п, материалы, амортизация и т.д.) при наличии необходимых исходных данных.
С учетом деления текущих (эксплуатационных) затрат на условно-переменные и условно-постоянные формула принимает вид:
          Эг = (а1 - а2) + (У / В1 - У / В2) В2 - Ен Зед  ,                                                   (11)
где а1, а2 – текущие затраты на единицу продукции (работ по статьям
условно-переменных расходов в себестоимости продукции до и после
внедрения мероприятий, руб.;
У – годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.;
В1, В2  –  годовой объем продукции (работ) до и после внедрения мероприятий  в натуральном выражении.
 
5. Относительная экономия (высвобождение) численности работающих (Эч). Исходными данными для определения высвобождения численности
работающих является изменение сменного фонда рабочего времени в
результате сокращения его потерь и непроизводственных затрат труда.
       Эч = (Фп- 1 / Фд) Ч ,                                                                                        (12)
где  Фд и Фп – фонд рабочего времени в среднем на одного работающего
соответственно до и после внедрения мероприятий,
          Ч  –  среднесписочная численность рабочих.
 
6. Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и
непроизводительных затрат времени (Эвр), человек-час:
Эвр = б? ч ?Ф ,                                                                                                  (13)
где   б – сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, ч;
ч – численность работающих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, человек;
Ф – годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дней.
 
7. Прирост объема производства (Р), %. Исходными данными для расчета
прироста объема производства являются увеличение объема производства или снижение объема трудоемкости и сокращение потерь рабочего времени в
результате внедрения мероприятий по НОТ.
Р =((В1 - В2) 100) /В1  ,                                                                                   (14)
где В1 и В2 – годовой объем производства до и после внедрения
мероприятия, нормо-час, человеко-час.
 
8. При росте объема производства, достигаемого в результате внедрения
мероприятий по НОТ, годовой экономический эффект может быть образован за счет экономии от снижения себестоимости на условно-постоянных расходах.
Следует различать абсолютную и относительную экономию по
условно-постоянным расходам. Под абсолютной экономии по
условно-постоянным расходам понимается экономия по тем статьям, на
которые внедрение мероприятий оказывает непосредственное влияние. Под
относительной экономией по условно-постоянным расходам понимается
экономия на единицу продукции, полученной в результате увеличения
годового объема ее производства. Исходными данными для расчета
относительной экономии по условно-постоянным расходам (Эсу) служат:
сумма постоянных расходов цеха на изделие по плану на год и годовой
выпуск этого изделия до и после внедрения мероприятия.
Эсу = (У (В2 - В1))/ В1 ,                                                                                   (15)
где У – годовая сумма условно-постоянных расходов в с/с продукции базисного периода, руб.;
В1 и В2 – годовой объем производства до и после внедрения мероприятия, человеко-час.
 
9. Прирост объема производства может быть выражен в процентах, тогда:
Эсу = У р / 100 или Эсу = У1 (В2 - В1) ,                                                          (16)
где    У1 – условно-постоянные расходы на единицу продукции, руб.
10. Экономия от снижения удельных капиталовложений в результате лучшего использования оборудования (Эку), которая рассчитывается по формуле:
Эку = (Ен Фб р) / 100 ,                                                                                     (17)
где    Фб – балансовая стоимость оборудования,   на    котором      увеличился
выпуск продукции в результате внедрения мероприятия по НОТ, руб;
Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности.
 
Рост объема выпуска продукции при расчетах экономии на условно-постоянных расходах определяется исходя из потребности в этой продукции,
возможности реализации, материального обеспечения и др. При увеличении выпуска продукции у отдельной группы рабочих экономия на
условно-постоянных расходах по участку, цеху, предприятию подсчитывается с учетом удельного веса этой продукции в объеме производства всего подразделения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Формы распространения передовых приёмов и
методов труда
 
На этапе внедрения и распространения передовых приемов и методов труда в конечном счете определяется эффективность всей работы по исследованию и проектированию трудовых процессов. Причем важное значение имеет правильный выбор форм внедрения и распространения передовых приемов и методов труда. В связи с этим особенно возрастает роль рабочих-инструкторов, в совершенстве владеющих передовыми приемами работы.
В практике имеются следующие организационные формы распространения передовых приемов и методов труда: производственно-техническое обучение, производственный инструктаж, обучение в форме наставничества, самостоятельное изучение передового опыта, пропаганда опыта передовиков. На предприятиях они используются не обособлено, а в единстве, дополняя друг друга.
Наиболее эффективными формами внедрения передовых приемов и методов труда являются их учет в организационно-технологических картах, систематическое производственно-техническое обучение, школы передовых методов труда.
При современном уровне развития техники организация труда все в большей степени обуславливается технологическими процессами. Это означает, что формы организации труда, его приемы и методы надо проектировать одновременно с разработкой технологии и предусматривать их в организационно-технологических картах. Соблюдение этих карт должно стать обязательным, а любое отступление от них следует рассматривать как нарушение технологической дисциплины. Именно такой порядок проектирования принят в Научно-исследовательском институте автомобильной промышленности. Организационно-технологическая карта, разработанная институтом, представляет собой концентрированное изложение проекта, составленного на основе глубокого изучения и анализа технических, организационных, экономических, психофизиологических параметров. Она состоит из двух частей: технологической и организационной. В организационной части фиксируются рациональные приемы и методы труда (включая маршруты многостаночного обслуживания), спроектированные на основе изучения и анализа различных способов выполнения операции с учетом рационализации движений. Организационно-технологические карты с успехом применяются на предприятиях отрасли. Так, внедрение передовых приемов и методов, предусмотренных в организационно-технологических картах, позволило на 19 поточных линиях АЗЛК снизить трудоемкость изготовления изделий и высвободить 33 человека, при этом производительность труда повысилась на 12%.
Заслуживает внимания опыт внедрения рациональных приемов и методов труда на предприятиях Новосибирска. В картах организации труда на рабочем месте, разрабатываемых на новосибирских предприятиях, фиксируется строгая последовательность выполнения трудового процесса по его элементам, время на каждый элемент, рациональные методы выполнения работы, эффективные способы синхронизации действий “человек-машина” или действий членов бригады, рациональные маршруты и др. Причем этот документ является директивным, обязательным для использования. В дополнение к этому порядку на ряде новосибирских предприятий разработана система обучения рабочих передовым приемам и методам работы. Так, на заводе радиодеталей для обучения рабочих рациональным приемам и методам труда приказом по подразделению назначаются инструкторы из числа высококвалифицированных рабочих, для которых устанавливаются сроки овладения передовыми приемами: как правило, от одной до четырех недель в зависимости от сложности приемов. После полного овладения рабочим-инструктором передовыми приемами и приказом по подразделению за ним закрепляется 15-25 рабочих для обучения. При этом на период обучения рабочий-инструктор может быть освобожден от основной работы. Обучение рабочих считается законченным, если в результате овладения передовыми приемами их выработка возросла не менее чем на 5% по сравнению с ее уровнем в начале обучения. В целях повышения заинтересованности рабочих в быстрейшем освоении передовых приемов, в росте производительности труда и улучшении качества продукции может быть введено премирование. Круг премируемых рабочих и размеры премии определяются отделами: организации труда и заработной платы, НОТ и технического обучения.
Широкое распространение в промышленности получили школы передовых приемов и методов труда. Формы организации таких школ различны: цеховые, межцеховые, межзаводские отраслевые, межотраслевые. Они могут создаваться для изучения работы по отдельным профессиям и по группам профессий, быть временными и постоянными.
Межзаводские отраслевые школы могут быть центральными и территориальными (кустовыми), а межотраслевые – республиканскими, областными, городскими. Организаторами школ соответственно выступают руководители цехов, предприятий, объединений, министерства, местные профсоюзные органы.
Особенно эффективны постоянно действующие кустовые (территориальные) отраслевые и межотраслевые школы по группам профессий. В них создаются благоприятные условия для широкого обмена опытом, привлечения наиболее квалифицированных преподавателей, популяризация опыта освоения смежных профессий, применение наиболее совершенных методов и технических средств обучения. Вместе с тем не утрачивая возможность демонстрации передовых методов труда непосредственно на рабочих местах новаторов. Программы таких школ должны предусматривать изучение не только передовых методов труда, но и достижения в области техники, технологии, организации труда, производства и управления. Бригадиры и высококвалифицированные рабочие, прошедшие обучение в этих школах, обычно становятся инструкторами заводских школ передовых методов труда.
Важным условием успешного распространения передовых приемов и методов труда является разработка плана этой работы как на уровне министерства, главного производственного управления, так и непосредственно на предприятии.
Заводские школы передовых методов труда обычно организуются на базе цехов, имеющих хорошее техническое оснащение и достаточно высокий уровень организации труда работников данной профессии. Организационное и методическое руководство заводскими школами осуществляют на предприятии отдел научной организации труда и отдел технического обучения. В организации и работе школ принимают участие практически все технические и административно-управленческие службы предприятия.
Большое значение для внедрения передовых приемов и методов труда имеет производственный инструктаж. Так, при текущем устном инструктаже, осуществляемом мастером или бригадиром в процессе обходов рабочих мест на участке, обычно обнаруживаются и устраняются нерациональные приемы и методы труда у отдельных рабочих. Весьма действенным и эффек
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.