На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объединения хозяйствующих субъектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ВВЕДЕНИЕ
1 ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРАЦИЯ?
2 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
4 ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СЛОЖНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
5 ПРЕИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ИЛИ ВЫГОДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
5.1 Холдинги
5.2 Финансово-промышленные группы
5.3 Консорциумы
6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ
7 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ
9 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
9.1 Хозяйственные объединения как фактор монополизации экономики
9.2 Хозяйственные объединения – консолидирующая сила
Заключение
Список использованных источников
Книги
Периодическая литература
Законодательные материалы
Авторефераты диссертаций
Интернет-источники

2
 


ВВЕДЕНИЕ

 
В современных экономических условиях можно наблюдать достаточно резвую тенденцию к объединению больших игроков - крупных компаний, предприятий, обществ, капиталов на соответствующих рынках с целью ведения совместной хозяйственной деятельности или ее координации. Этого требуют естественные законы рынка. И неудивительно, ведь ведение хозяйства в таких объединениях имеет ряд преимуществ перед ведением бизнеса самостоятельно, поскольку позволяет субъектам ведения хозяйства действовать согласованно в интересах друг друга, достигая больших преимуществ и прибылей, ведя справедливую конкуренцию.
На данном этапе развития рыночных отношений в России эти процессы интеграции хозяйствующих субъектов, происходящие на товарном рынке, приобретают все более широкомасштабный характер. Это выражается в создании холдингов, финансово-промышленных групп и других объединений хозяйствующих субъектов.
Отметим также, что концентрация капитала и формирование корпоративных объединений со сложной структурой – это общая черта, присущая экономике всех промышленно развитых стран. [7]
2
 


1 ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРАЦИЯ?

 
Прежде чем говорить собственно об объединениях организаций, необходимо определиться с ключевым понятием «интеграция».
К признакам интеграции следует отнести:
1)      Целью создания интеграционного объединения должна быть интеграция (объединение).
2)      Интеграция - это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц (экономических субъектов).
3)      Интеграция - это объединение двух и более субъектов.
4)      Интеграция - это объединение путем установления гражданско-правовых отношений.
5)      Участниками интеграционного процесса могут быть субъекты собственники (т.е. субъекты, находящиеся в отношении хозяйственного (экономического) господства) обособленного имущества.
6)      При интеграции количество участников не сокращается.
7)      Участники не изменяют юридический статус своего лица.
С учетом представленных признаков, сформулируем определение интеграции. Под интеграцией как объединением экономических субъектов следует понимать объединение путем установления гражданско-правовых отношений с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности, причем в результате объединения количество участников не сокращается и их юридический статус не меняется. [9]
2
 


2 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Для успешного существования в условиях рыночной конкуренции предприятия стремятся объединяться в промышленные, промышленно-финансовые и другие группы.
Такие группы предприятий определяются как хозяйственные объединения, которые следует отличать от хозяйственных обществ, которые являются предприятиями, а не объединениями. [18]
Хозяйственное объединение - добровольное объединение предприятий в целях совместной хозяйственной деятельности, координации действий, обеспечения защиты своих прав, представления общих интересов в других организациях и учреждениях. [19]
К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании и др.
Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах:
?       добровольность объединения на основе общности экономических интересов;
?       равноправие участников совместной деятельности;
?       свобода выбора организационной формы объединения;
?       самоуправление участников и объединения в целом;
?       организация отношений между участниками на договорной основе.[1]
?       ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение. [3]
Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями. [1]
Основой для создания союзов обычно становятся:
?       сходный характер технологических процессов,
?       взаимозависимое разви­тие хозяйства,
?       синхронный рост технико-экономического уров­ня связанных производств,
?       необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов,
?       диверсификация.[3]
Основные задачи формирования  хозяй­ственных объединений:
1)      повышение эффективности работы в результате объединения усилий участников, а также развития внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс;
2)      завоевание и удержание рынков сбыта;
3)      закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектую­щих изделий и прочих ресурсов;
4)      ускорение технического развития производства. [3]
2
 


3 КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Поскольку целью работы не является подробное исследование каждого из различных видов хозяйственных объединений и их подробная классификация, построим обобщенную схему классификации видов объединений,  функционирующих в экономике России.
Данная классификация хозяйственных объединений может служить методологической основой для анализа экономического механизма различных видов объединений, а также их места в современной экономике России и возможных перспектив развития.
 

Рисунок 1 - Обобщенная схема классификации видов хозяйственных объединений,  функционирующих в экономике России [5]
2
 


4 ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СЛОЖНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Как уже было ранее сказано, особенности развития отдельных отраслей и межотраслевых связей предопределяют необходимость объединения тех или иных функций различных компаний и заключения соглашений, регламентирующих выполнение отдельных операций в процессе их обычной хозяйственной деятельности. [3]
Итак, к групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Это объединения компаний посредством либо кооперации, либо концентрации производства.
К ним относятся: ассоциация, картель, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др.
По юридическому статусу указанные хозяйственные образо­вания могут быть разделены на две группы:
1)     действующие на по­стоянной правовой и хозяйственной основе;
2)     ассоциативные или предпринимательские — с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации. [23]
Рассмотрим некоторые организационные формы компаний.
Ассоциация — это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка. Например, «Ассоциация «Юристы XXI века», «Ассоциация книгоиздателей».
Отличие порядка и природы имущества ассоциации от иных некоммерческих организаций заключается в том, что взносы, за счет которых создается имущество ассоциации, поступают за счет средств, полученных коммерческими организациями от предпринимательской деятельности, а от учредителей — некоммерческих организаций — как от непредпринимательской, так и от предпринимательской, то есть могут носить смешанный характер. Кроме того, ассоциации, созданные предпринимателями для координации предпринимательской деятельности, делают это именно с целью увеличения получения прибыли.
Еще одним аргументом, подтверждающим целенаправленность создания ассоциации за счет и для развития предпринимательской деятельности, является тот факт, что хотя в силу ст. 121 ГК РФ ассоциация не вправе сама (от своего имени) осуществлять предпринимательскую деятельность, но она может создавать для этой цели хозяйственные общества, товарищества или участвовать в них. При этом доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами ассоциации, а должны использоваться исключительно на ее нужды. Ее же нужды заключаются в совершенствовании координации деятельности участников ассоциации для получения ими большей прибыли.
Учредители установили предел финансирования ассоциации посредством взносов. Но они не возражают против того, если ассоциация без риска дня нее и для них будет дополнительно получать деньги на свое финансирование и развитие.
В случаях, когда имущество ассоциаций создается за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, оно в случае ее ликвидации должно распределяться между членами такой ассоциации.
Комбинат — это объединение организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. Например, «Останкинский молочный комбинат» занимается производством масла, сыра и других молочных продуктов. В состав комбината входят фермы, поставляющие молоко.
Картель — это долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него компании сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. Основные направления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензировании деятельности, соблюдении условий найма персонала и др. Например, ООО «Картель-ГИЗ» занимается формированием благоприятных условий для оптово-розничной торговли электротоварами в Москве и Подмосковье.
Консорциум — это долговременное договорное объединение ряда однородных компаний. Он выступает как единое целое при заключении соглашений с другими партнерами. Каждая компания, входящая в консорциум, сохраняет свою фирменную независимость, систему управления и характер деятельности.
Консорциумы могут быть национальными или международными. В консорциумы могут объединяться банки, организации по производству и реализации программного обеспечения и др. Они эффективны для размещения займов, проведения эмиссионных операций, осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта.[4]
Внут­ри консорциума за каждым его членом закрепляется такая фун­кция, которую он может выполнить при наименьших издержках. Координирует действия участников хозяйствующий субъект, ко­торый избран и которому они производят соответствующие от­числения.
Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений. Примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний. После выполнения поставленных задач консорциум прекращает свою деятельность или может быть преобразован в иной вид договорного объединения.[23]
Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, долевая, солидарная. Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.
Концерн — это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи: производство — сбыт — производство — сбыт. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач.
В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна. Например, военно-металлургический концерн «Виккерс» (Великобритания), Международный концерн «ГИДРОМАШ», занимающийся хозяйственным управлением промышленностью в системе гидромашиностроения.
Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.
Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.
Корнер — это кратковременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации сохраняют юридическую, финансовую и другие виды самостоятельности при решении своих уставных задач. Они создаются для скупки какого-либо товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании. Например, ООО «КОРНЕР» занимается торгово-закупочной деятельностью.
Синдикат — это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. [4]
Внутри синди­ката допускается конкурентная борьба. Основная его цель — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы вы­пуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.[23]
В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.
Трест — это долговременное договорное объединение ряда компаний для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста.
Трест – самая жесткая форма интеграции. Входящие в него компании теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность.
Трест может объединять в рамках своих целей как разнородные, так и однородные компании. Например, ОАО «Сварочно-монтажный трест», занимающийся сооружением магистральных трубопроводов и распределительных систем. В мировой практике известны: стальной, маргариново-жировой и другие тресты в США. Руководство трестом сконцентрировано в надстроечной структуре типа учреждение, холдинг и др.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции. Обязательным условием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. ФПГ представляет собой объединение типа концерна, взятое под опеку государства на определенный срок, чтобы обеспечить благоприятные условия для производства продукции стратегического назначения. Например, ФПГ для производства электронной или оборонной техники, товаров повышенного спроса. В качестве примера можно привести ООО «Финансово-промышленная группа «ДАЯНА», занимающаяся производством изделий из пластмасс.
ФПГ в России создаются для привлечения инвестиций, восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Отличительными признаками ФПГ, как правило, являются следующие:
?       в центре группы обычно находится какая-либо финансовая компания (банк, сбербанк, страховая компания);
?       важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия из различных секторов экономики.
ФПГ объединяет три типа организаций (Рисунок 2). [4]

Рисунок 2 – Структура ФПГ
 
Холдинг-компания (ХК) — это акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний. Благодаря  финансовому механизму ХК может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинг-компаниям законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается создание ХК в следующих сферах деятельности:
?       в сельскохозяйственном производстве и его технологическом обеспечении;
?       в торговле товарами производственно-технического назначения;
?       в общественном питании, бытовом обслуживании населения;
?       в сфере транспорта (кроме железнодорожного и трубопроводного). [4]
Различают два типа холдингов:
1)     чистый — получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм. Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками.
2)     смешанный — компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фир­мы и филиалы. Возглавляются — любым крупным объеди­нением, преимущественно связанным с производством.[23]
Примером холдинг-компании, действующей в РФ, является «Межотраслевая акционерная инвестиционная холдинговая компания открытого типа «ЭЛЕКТРОКОМПЛЕКС», занимающаяся финансовым и хозяйственным управлением и сбытом. [4]
Конгломерат — это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.
Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. При этом объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.
Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов. В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.  Как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.
У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.
В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.
Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.
В качестве основных проблем, возникающих при функционировании конгломератов можно назвать следующие:
1. Избыточная диверсификация, в результате чего наблюдается постепенное, но неуклонное снижение конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.
2. Субоптимизация: внутри интеграционных форм обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между компаниями, входящими в конгломерат.
При этом каждая компания, естественно, стремится устанавливать наиболее выгодную для себя трансфертную цену. В результате продукция на выходе становится очень дорогостоящей и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной компанией конгломерата.
3. Мотивация управленческого персонала компаний, включаемых в конгломерат в порядке их поглощения: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственников в наемных работников.
4. Значительные средства, требуемые для приобретения компании – мишени поглощения: помимо оплаты рыночной стоимости компании зачастую требуется выплата премии акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией и пр. В результате огромные средства, вкладываемые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом.
              Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его «смерти». Справедливость данного утверждения иллюстрируют эффектные провалы таких, казалось бы, достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Communications. [5]
2
 


5 ПРЕИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ИЛИ ВЫГОДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

5.1 Холдинги

В настоящее время холдинги как одна из форм интеграции капи­талов довольно широко распространены в экономике развитых стран. Они функционируют практически во всех сферах народного хозяй­ства: в промышленности, на транспорте, в торговле, в банковском деле и т. д. Очень многие современные корпорации постепенно транс­формируются в холдинги, когда во главе многочисленных предпри­ятий, организаций и подразделений, входящих в состав объедине­ния, стоит особый аппарат, концентрирующий в своих руках конт­рольные пакеты акций этих производственных единиц и придаю­щий всей структуре определенную целостность.
Широкое распространение холдинговых компаний связано с тем, что, как показывает мировая практика, холдинги относятся к числу организационно-экономических структур, способных обес­печивать реальное увеличение масштабов хозяйственной деятель­ности предприятий. В силу высокой жизнеспособности они явля­ются одной из наиболее эффективных форм современного пред­принимательства.
Объективно создание холдинговых компаний обусловлено сложностью современного производства. Сегодня для него характерны разветвленность и многообразие производствен­ных связей, высокая наукоемкость, необходимость постоянного от­слеживания быстроменяющейся рыночной конъюнктуры и т. д. Все это чрезвычайно усложняет взаимодействие отдельных производ­ственных единиц друг с другом.
В этой связи становится понятна идея создания особого звена (финансового центра), координирующего производственно-хозяй­ственную деятельность всех участников, способного проводить единую научно-техническую, производственно-технологическую, инвестиционную и сбытовую политику. Роль именно такого звена и выполняет холдинговая компания.
Как показывает анализ, к числу наиболее типичных целей со­здания холдингов относятся:
1)      обеспечение необходимых объемов производства конкурен­тоспособной продукции и поддержание устойчивости функцио­нирования значительных групп технологически связанных пред­приятий, научно-исследовательских, проектно-технологических и конструкторских организаций;
2)      консолидация результатов хозяйственной деятельности груп­пы предприятий, обеспечивающая снижение их совокупных на­логовых платежей. Достичь этого позволяет механизм трансферт­ных (внутренних) цен. В отличие от рыночных, эти цены при умелом использовании позволяют покрыть убытки одних пред­приятий холдинга прибылями других его дочерних фирм, благо­даря чему общая сумма налоговых платежей уменьшается (под­робнее различные аспекты механизма использования трансферт­ных цен мы рассмотрим в следующем разделе);
3)      снижение налоговых платежей и отчислений путем создания дочерних фирм в «налоговых гаванях» — регионах налоговых льгот (в России такими регионами являются, в частности, свободные экономические зоны), а также путем осуществления хозяйствен­ных операций через определенные виды дочерних предприятий, имеющих льготный режим налогообложения (в России к таким предприятиям относятся, например, малые предприятия);
4)      расширение масштабов производства и ускоренное освоение новой продукции на основе развития связей между дочерними предприятиями.
Наряду с указанными в российских условиях имеется и специфи­ческая цель образования холдинговых компаний — эффективное осу­ществление скоординированной программы конверсии оборонных производств, ориентированной не только на внешние источники финансирования, но и на внутренние возможности предприятий, а также средства других, в том числе иностранных, инвесторов.
Основное преимущество холдинговых компаний заключается в повышении конкурентоспособности группы взаимосвязанных предприятий. Это становится возможным, прежде всего, за счет концентрации и быстрой мобилизации значительных ресурсов на необходимых направлениях и оптимизации использования при­влеченных капиталов для всей группы предприятий.
Используя внутренние и внешние ресурсы, мобилизуемые пу­тем выпуска акций и других ценных бумаг, привлечения долгосрочных кредитов и т. п., холдинговые компании активно разви­ваются и наращивают объемы производства. В деятельности хол­динговой структуры одновременно участвует множество промыш­ленных, научных, строительных, торговых, проектно-технологических, транспортных, финансовых и других фирм. Это дает воз­можность увеличить инвестиционный потенциал холдинга, каче­ственно укрепить его позиции в конкурентной борьбе.
Среди других преимуществ образования холдингов можно вы­делить:
?       концентрацию производства, позволяющую получать макси­мальную отдачу на вложенный капитал;
?       устранение разрушительной конкуренции между прежде са­мостоятельными предприятиями;
?       контроль за ценами на конечную продукцию (который не обязательно означает их повышение);
?       объединение интеллектуального потенциала и технического опыта;
?       снижение суммарных издержек управления;
?       минимизация уровня предпринимательского риска;
?       возможность быстрого перелива капитала в высокоэффектив­ные производства.
Наконец, такая крупная структура, как холдинговая компа­ния, обладает в принципе возможностью создания прочного имиджа хозяйственного института, развитие которого имеет большое социальное значение для данного региона либо страны в целом. Это обстоятельство можно использовать для получе­ния от федеральных и местных органов власти различных льгот и привилегий.
В нашей стране организация холдинговых структур позволяет еще и устранить многие негативные последствия разрыва хозяй­ственных связей, если холдинговая компания включает в свой состав предприятия, входящие в единую технологическую цепоч­ку. Это обеспечивается тем, что материнская фирма осуществляет координацию и регулирование кооперационных связей предпри­ятий, входящих в холдинг. [5]
Создание холдингов в России помимо положительных сторон имеет и отрицательные. Существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабостью антимонопольного законодательства.[1]
Наличие управляющей надстройки может привести к бюрократизму, к злоупотреблению контрольно-управленческими функ­циями, а в ряде случаев и к искусственной поддержке нерента­бельных предприятии за счет рентабельных.
Последнее обстоятельство наносит ущерб интересам тех акцио­неров, которые владеют акциями успешно работающих предпри­ятий холдинга, но не имеют акций холдинга и компаний-аутсай­деров. Фактические дивиденды этих акционеров могут оказаться значительно ниже ожидаемых. Отсюда, между прочим, вытекает, что существенно повысить экономическую заинтересованность всех субъектов холдинговой системы может обмен акций холдинга на акции дочерних предприятий.
Холдинг аккумулирует прибыли контролируемых предприя­тий в виде дивидендов на их акции, а в отдельных случаях — и путем заключения специальных соглашений, по которым дочер­ние компании переводят холдингу часть получаемой ими прибы­ли. Еще одним возможным способом перевода в холдинг прибы­лей дочерних предприятий является уже упомянутый механизм трансфертных цен. [5]
Следует подчеркнуть, что центральное место в деятельности хол­динга занимают финансовые операции. Как правило, холдинг в со­стоянии мобилизовать такое количество финансовых ресурсов, кото­рое не под силу отдельным дочерним предприятиям. Доходы хол­динга формируются за счет эмиссионно-учредительской деятель­ности, платежей за услуги в сфере управления, маркетинга и рекла­мы, лицензионных платежей, а также средств, поступающих от до­черних предприятий в порядке перераспределения.
Важная особенность холдинговых компаний состоит в том, что при определенных условиях через разветвленную систему участия холдинг контролирует промышленный и финансовый капиталы, во много раз превышающие его собственный. [14]
Таким образом, холдинг является одной из наиболее эффективных форм хозяйствования, способствующих стремительному развитию предприятий, а значит, и всего предпринимательства в целом.

5.2 Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
1)      происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
2)      диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;
3)      создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
4)      появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
5)      возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния.
Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов. [12]

5.3 Консорциумы

 
Консорциум обладает рядом преимуществ, которые склоняют организации объединяться именно таким образом. Так, президент Международного консорциума «Интелбизнес-консалтинг» А.И. Орлов выделяет следующие выгоды консорциума:
1)      Создающим консорциум некоммерческим организациям не нужно образовывать юридическое лицо и нести связанные с регистрацией и последующими перерегистрациями временные, организационные и финансовые затраты.
2)      Мобильность, быстрота вхождения и выхода из его состава отдельных участников, что привлекает многих участников. Достаточно подписать договор, и новый участник присоединяется к его деятельности без дополнительных регистрационных и лицензионных процедур.
3)      В отличие от ассоциации для консорциума характерно отсутствие обязательного, установленного законодательством требования о внесении вступительных взносов, а в последующем — регулярных членских взносов. Участники накануне вступления хотят знать, что они получат за свои деньги. А это не всегда заранее известно. Этот фактор удерживает от вступления в ассоциации многих ее потенциальных участников.
4)      В отличие от членов ассоциаций вышедшие из консорциума участники, если иные условия специально не оговорены договором о создании консорциума, не несут ответственности по хозяйственным договорам, заключенным консорциумом в период нахождения такого участника в его составе после выхода из него.
5)     Возможность внесения в общее дело (складочный капитал) как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний, умений, навыков, а также деловой репутации, деловых связей, опыта, информации, товарного знака и всех возможных видов материальных и нематериальных активов, а также комплексы исключительных прав и иные виды вкладов, о внесении которых в общее дело стороны достигнут договоренности. С момента внесения товарищем собственного имущества в складочный капитал оно становится общей долевой собственностью (если иное не установлено договором).
6)      Все виды имущественных и неимущественных вкладов по соглашению сторон могут оцениваться в денежном выражении. При этом если сторонами не предусмотрено иное, то вклады сторон предполагаются равными по стоимости. А это значит, что здесь не обязательна экспертная оценка. Сами участники добровольно берут на себя обязательство выступать в качестве экспертов по оценке стоимости всех видов вносимых ими вкладов. При этом денежной сумме, внесенной одним участником, может соответствовать с согласия участников цена деловых связей, либо информации, или же знаний, деловой репутации, вносимой другими участниками.
7)     Выгодой консорциума является специфика управления его делами, в силу которой заключать сделки от его имени вправе каждый из участников, представляя консорциум и являясь его «содиректором». При этом каждый из них действует в интересах консорциума и несет полную имущественную ответственность за свои действия в пределах суммы заключенной сделки. При этом максимальный размер сделки, заключаемой без согласия остальных участников, может быть ограничен их совместным решением. Иные участники несут солидарную ответственность по его обязательствам, возникшим в связи с деятельностью, осуществляемой от имени консорциума.
8)      Гибкость и вариантность схем управления консорциумом, в силу которой может быть применена и иная модель управления, когда консорциумом управляют не все, а несколько специально назначенных участников, причем не исключено, что они могут управлять «по заведованию» — один торговой маркой, другой — финансовой деятельностью, третий — стратегическим планированием и развитием, четвертый — организацией рекламы, пятый — управлением проектами и т.д. В этом случае создается несколько управляющих компаний, каждая из которых осуществляет функциональное управление в пределах отведенной ей компетенции. Здесь можно учитывать возможности специализации входящих в состав консорциума участников, иные их возможности, особенности правового статуса и режима налогообложения. При этом от высококачественного уровня управления выигрывают все участники консорциума.
9)     Исполнительные и наблюдательные органы консорциума могут формироваться в приемлемых для управления общими делами формах, им могут присваиваться наиболее соответствующие статусу таких должностных лиц наименования.
10) Схема управления консорциумом может быть в любой момент изменена его участниками и введено, например, единоличное управление одним из участников всеми делами консорциума. При этом следует иметь в виду, что у юридического лица, ведущего учет совместной деятельности, возникает обязанность ведения дополнительного баланса и дополнительные сложности ведения раздельного учета, своего и по совместной деятельности.
11) Возможность объединения, концентрации капиталов на ключевых направлениях, решения приоритетных программ и задач, стоящих перед его участниками, как это широко распространено в международной и уже в отечественной практике. Такие консорциумы порой создаются из числа банков, которым предстоит профинансировать крупный проект, из числа строительных корпораций, реализующих транснациональный проект, например, по прокладке трубопровода, и т.п.
12)  Возможность создания оптимального режима налогообложения для всех его участников. Это может быть реализовано в случае, если управлять финансами консорциума будет фирма, имеющая статус льготного налогообложения. Однако следует учитывать, что согласно требованиям налоговых органов Российской Федерации, даже если в состав простого товарищества (консорциума) входят иностранные участники и в договоре продекларировано применимое право зарубежного участника, ведение общих дел, в первую очередь ведение общего баланса, должно быть возложено на российского участника.
13) В силу своей мобильности среди его участников консорциума возможно применение различных организационно-правовых комбинаций, которые позволят минимизировать риски. Например, возможно поручение отдельных сделок, договоров одному из участников консорциума, обладающему статусом ограниченной имущественной ответственности. Естественно, при этом придется согласовать и ряд иных деталей, но в принципе такой подход не исключен.
14)  Возможность привлечения компании с известным товарным знаком («брендом»), который может использоваться в общих целях.
15)  По российскому законодательству допускается создание негласного простого товарищества, участники которого вправе не разглашать свое объединение третьим лицам, то есть информация о его существовании и деятельности может не открываться. Таким образом, речь идет о возможности негласного консорциума.
Итак, несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов. [13]
2
 


6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Отметим, что хозяйственно-экономические объединения могут быть коммерческими и некоммерческими, поэтому их правовая база может различаться.
Деятельность некоммерческих организаций регулируется, главным образом, Гражданским Кодексом РФ, в частности, ст.121-123 об ассоциациях и союзах. [15]
Также они подпадают под действие Федерального закона  «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ.
Другие же объединения (финансово-промышленные группы, холдинги и т.д.) являются коммерческими организациями.
Формирование и деятельность ФПГ в Российской Федерации регламентировались двумя основными правовыми актами: Федеральным законом «О финансово-промышленных группах»  от 30 ноября 1995г. №190-ФЗ и Указом Президента России «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996г. №141.
Но 22 июня 2007 года этот закон утратил силу.[1] Событие осталось незамеченным научно-экономической общественностью. [8]
На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом федерального закона «О холдингах». Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие «холдинг». Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.
В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (создание холдинга по этому механизму будет рассмотрено ниже).
Итак, правовое обеспечение деятельности хозяйственных объединений является проблемным вопросом, так же, как и антимонопольное законодательство. Ведь для здорового функционирования таких объединений и предотвращения их деградации в формы монополии просто необходимо тщательно продуманные и эффективно действующие законы. 

 

 
2
 


7 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Всеобъемлющее переустройство систем и методов управления промышленным производством, которое осуществляется сегодня в нашей стране, предопределяет необходимость уточнения содержа­ния целого ряда основополагающих экономических понятий. И в первую очередь это относится к структуре и содержанию экономи­ческого механизма работы промышленных предприятий и объеди­нений, его роли в достижении высоких конечных результатов.
Экономический механизм современного крупного предприятия (объединения) — это совокупность организационных структур, правовых норм и конкретных методов хозяйствования, а также методов управления предприятием (объединением), с помощью которых с учетом конкретной хозяйственной обстановки достига­ются установленные цели.
Хозяйственный механизм объединения представляет собой це­лостную систему, состоящую из отдельных, относительно само­стоятельных, но, в то же время, тесно взаимодействующих между собой элементов.
В их число входят:
—  производственная структура хозяйственного объединения;
—  структура управления;
—  отношения по реализации продукции;
—  система ценообразования;
—  система формирования и распределения прибыли;
—  трудовые отношения и заработная плата;
—  материально-техническое обеспечение;
—  финансово-кредитный механизм;
—  механизм капитальных вложений (инвестиционный меха­низм);
—  система планирования и прогнозирования;
—  система бухгалтерского учета и отчетности;
—  порядок осуществления внешнеэкономической деятельности;
—система социального развития хозяйственных объединений.
Стержнем всего экономического механизма, связывающим все его элементы в единое целое, выступают установленные цели дея­тельности.

Рисунок 4 - Примерная структура экономического механизма хозяйственных объединений и его взаимодействие с внешними и внутренними факторами хозяйственной среды
 
Традиционно основной целью коммерческих организаций счи­тается максимизация прибыли. Согласно получившей в настоя­щее время широкое распространение на Западе теории управления поведением исполнителя, собственники пред­приятий (пайщики, акционеры) делегируют право принятия ре­шений для реализации своих интересов агентам-менеджерам. Пос­ледние, в свою очередь, могут иметь собственные интересы, кото­рые, тем не менее, являются доминирующими.
Некоторые исследователи, однако, сомневаются в том, что до­минирующей целью коммерческих организаций выступает мак­симизация прибыли. В качестве основного аргумента выдвигается следующее утверждение: обладая правом принятия решений от имени организации, агент-менеджер реализует в первую очередь свои собственные интересы, то есть он максимизирует собствен­ные доходы, а акционерам (пайщикам) выплачивается некая оп­ределенная сумма дивиденда.
Здесь необходимо иметь в виду следующее. Увеличение дохо­дов высшего управленческого персонала в общем случае требует достижения высоких прибылей, которые служат источником фор­мирования фондов материального поощрения и, соответственно, дополнительных доходов наемных работников, ибо юридически зарплата менеджера ограничена условиями контракта, заключае­мого между собственниками и менеджерами.
Таким образом (возможно, несколько упрощая), в качестве основ­ной цели коммерческих организаций целесообразно рассматривать максимизацию прибыли, остающейся в распоряжении организации. Соответственно, главная цель хозяйственных объединений коммер­ческого характера (холдингов, финансово-промышленных групп и консорциумов), которые, собственно, и являются объектом анализа, — максимизация прибыли как каждого входящего в них предприятия, так и совокупной прибыли объединения. Соотноше­ние между этими двумя целями зависит от степени жесткости внут­ренних связей в хозяйственном объединении.
Рассмотрим специфические особенности экономического меха­низма хозяйственных объединений в сравнении с обычными пред­приятиями по каждому из составных элементов.
Производственные структуры механизма управления хозяй­ственных объединений. Специфика данных особенностей заклю­чается в том, что наряду с концентрацией производства имеет место иное построение их организационной структуры (наличие централизованных управленческих служб и юридических незави­симых предприятий, которые определяют всю остальную специ­фику их экономического механизма). Заметим также, что конк­ретные особенности экономического механизма хозяйственных объединений во многом зависят от степени централизации раз­личных управленческих функций.
Отношения по реализации продукции. Все коммерческие орга­низации, включая рассматриваемые нами виды хозяйственных объединений, могут осуществлять любую деятельность, не зап­рещенную законом. Отдельными видами деятельности юриди­ческие лица могут заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. В этом отношении хозяйственные объе­динения ничем не отличаются от предприятий. Необходимо, од­нако, иметь в виду, что бремя финансовых и организационных проблем, связанных с получением и переоформлением лицензий, крупным организационным структурам, к которым относятся и хозяйственные объединения, нести значительно проще.
Специфика хозяйственных объединений в области реализации продукции проявляется также в том, что отдельные виды догово­ров (контрактов) могут осуществляться в централизованном по­рядке — через головную компанию объединения. Используя пре­имущества специализации и концентрации производства, объе­динения могут эффективно осуществлять внедрение новых видов и совершенствование уже выпускаемой продукции, повышая тем самым свою конкурентоспособность.
Система ценообразования. Современное российское законода­тельство предоставляет хозяйствующим субъектам право самосто­ятельно устанавливать цены на свою продукцию (за исключением отдельных, общественно значимых видов продукции, цены на которые регулируются государством). Тем не менее, хозяйственные объединения могут определенным образом регулировать цены на продукцию предприятий. Как правило, это достигается в рамках двусторонних договоров между покупателем (заказчиком) и про­давцом продукции (исполнителем работ, услуг), а иногда — по­средством устных договоренностей о ценах.
Формирование прибыли и образование фондов экономического стимулирования. Головная компания объединения, реализуя про­дукцию, работы, услуги, может наряду с входящими в объедине­ние предприятиями сама получать прибыль от основной деятель­ности, а также от реализации основных средств и прочего имуще­ства предприятия. Наряду с этим, головная компания может, ис­пользуя специальные экономические инструменты, перераспреде­лять суммы прибыли, получаемой различными предприятиями объединения.
В целях координации со­вместной деятельности предприятия могут по договору (как, на­пример, в консорциуме) или посредством участия представителей головной компании в управленческих структурах дочерних пред­приятий (в холдинговой компании) устанавливать согласованные нормативы отчислений на реализацию совместно осуществляемых проектов, инвестиционных программ и т. п.
Трудовые отношения и заработная плата. Трудовые отно­шения в хозяйственных объединениях регулируются Кодексом законов о труде. Каждое предприятие хозяйственного объеди­нения самостоятельно осуществляет подбор и расстановку кад­ров, само устанавливает формы, системы и конкретный уровень оплаты труда. В то же время каждое предприятие должно обес­печивать гарантированный законом минимальный размер оп­латы труда, а также нормальные и безопасные условия труда. Предприятия и хозяйственные объединения несут также ответ­ственность за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособно­сти работников.
Благодаря значительной концентрации трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов, в хозяйственных объединениях эко­номически оправдывается централизованная подготовка кадров для нужд всех входящих в объединение предприятий. Так, в рам­ках объединения могут быть организованы курсы повышения квалификации работников предприятий, отраслевой факультет вуза, отраслевые филиалы кафедр и т. п.
Объединяя одновременно большое число различных предприя­тий, хозяйственные объединения могут проводить целенаправлен­ную политику регулирования уровня оплаты труда различных категорий и групп работников, снижать необоснованные межпро­изводственные различия в уровне оплаты труда, благодаря чему сглаживаются противоречия между собственниками, менеджера­ми и работниками предприятий.
Материально-техническое обеспечение. В современных эконо­мических условиях проблему обеспечения материально-техничес­ких ресурсов предприятия решают самостоятельно, приобретая необходимое им сырье, материалы, комплектующие изделия, обо­рудование на свободном рынке товаров и услуг. Тем не менее, цен­трализация некоторых функций материально-технического обес­печения в рамках какой-либо одной структуры хозяйственного объединения может дать определенный экономический эффект. В частности, экономически выгодно осуществлять приобретение крупных партий однородных материальных ресурсов, необходи­мых для осуществления производственной деятельности различ­ных предприятий объединения.
Значительный экономический эффект за счет повышения ус­тойчивости технологических связей достигается и при создании в рамках хозяйственного объединения замкнутой технологической цепочки предприятий — поставщиков и субпоставщиков сырья и комплектующих изделий. Хотя, как справедливо отмечают неко­торые исследователи, успешная производственная кооперация определяется не столько участием в акционерной собственности, сколько устойчивыми взаимовыгодными долгосрочными контрак­тами, заключать последние все же проще, обладая контрольным или достаточно большим пакетом акций.
Финансово-кредитные отношения. Финансово-кредитные отно­шения в хозяйственном объединении строятся на принципе полной финансовой самостоятельности и ответственности каждого предпри­ятия. Специфика финансовых отношений в объединениях проявля­ется в том, как взаимодействуют между собой предприятия объеди­нения в финансовой сфере. Особенности этого взаимодействия очень сильно зависят от организационной формы объединения.
В числе основных направлений финансово-кредитного взаимо­действия предприятий объединения можно выделить:
?       аккумулирование финансовых ресурсов на реализации инве­стиционных проектов и инновационных программ, осуществляе­мых в интересах объединения в целом;
?       взаимное кредитование и перераспределение финансовых ресурсов;
?       взаимодействие в целях законного снижения налоговых пла­тежей;
?       солидарная ответственность при получении банковских кре­дитов, а также при финансировании путем выпуска облигаций.
Кроме того, объединение может централизовать функцию раз­работки единой стратегии финансирования производственной деятельности.
Инвестиционный механизм. Инвестиционная деятельность предприятий, входящих в хозяйственное объединение, может осу­ществляться в рамках единой стратегии, разработанной головной конторой объединения. Единая инвестиционная стратегия позво­ляет в значительно больших масштабах осуществлять разделение труда, что способствует более эффективному использованию всех имеющихся ресурсов предприятий.
Для разработки и практического осуществления комплексных инвестиционных и научно-технических программ в хозяйствен­ном объединении могут быть созданы специальные научно-иссле­довательские центры, конструкторские бюро и другие подразде­ления.
Функцией этих структур может быть также координация про­водимых различными предприятиями НИОКР, что позволяет ис­ключить их ненужное дублирование.
Внутрифирменное планирование и прогнозирование. Данные функции осуществляются в настоящее время предприятиями са­мостоятельно. Однако при определенных условиях в стабильной экономической обстановке и предсказуемых рынках сбыта пред­приятия могут передавать эти функции головной компании объе­динения.
Бухгалтерский учет и отчетность. В настоящее время рос­сийские нормативные акты не предусматривают для объедине­ний какого-либо особого порядка составления хозяйственной от­четности. Объединения ведут бухгалтерский учет так же, как и обычные предприятия. Однако для получения более достоверной картины объединения могут использовать мировой опыт состав­ления консолидированной отчетности.
Консолидированные отчеты представляют собой сводные бух­галтерские отчеты материнской компании и её дочерних предпри­ятий. Материнская компания отражает в них не только собствен­ные активы, но и активы дочерних предприятий, которые прохо­дят в этих отчетах как консолидированные активы компании. Кроме того, если материнская компания имеет зависимые предприятия, она отражает в своей отчетности размеры инвестиций в эти фирмы, дивиденды, а также пропорциональную вкладу часть нераспреде­ленной прибыли.
Внешнеэкономическая деятельность хозяйственных объеди­нений. Как правило, ресурсы хозяйственного объединения позво­ляют осуществлять более глубокое, чем на обычных предприяти­ях, регулирование внешнеэкономической деятельности. Специа­лизация определенных структур хозяйственных объединений на решении задач продвижения товаров предприятий объединения на международных рынках может существенно повысить конку­рентоспособность продукции за рубежом.
Социальное развитие хозяйственных объединений. Источни­ком средств для социального развития как предприятий, так и хозяйственных объединений выступают отчисления от прибыли, остающейся в их распоряжении. Как правило, коммерческие орга­низации специально для этих целей формируют фонд социально­го развития. Размер этого фонда определяется владельцами орга­низации: общим собранием акционеров в акционерном обществе, собранием вкладчиков в обществе с ограниченной ответственнос­тью, Комитетом по управлению государственным имуществом в государственных предприятиях.
Как известно, успешное развитие предприятий и хозяйственных объединений сегодня во многом зависит от наличия эффективной системы социального партнерства. Анализируя систему социального развития хозяйственных объединений с данной точки зрения, сле­дует отметить, что и в этой сфере объединения обладают определен­ными весьма ощутимыми преимуществами перед предприятиями:
1)      Концентрируя финансовые ресурсы множества предприятий, объединения значительно более эффективно могут распределять их среди социально значимых объектов, устанавливать для работ­ников всех предприятий объединения дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, а также другие социальные льготы.
2)      Хозяйственные объединения, включающие страховые орга­низации, имеют широкие возможности для дополнительного со­циального и медицинского страхования своих работников и чле­нов их семей, осуществления других мер их социальной защиты.
3)      В хозяйственных объединениях создаются предпосылки для регулирования движения рабочей силы, внедрения планомерной системы перемены труда, ротации кадров.
4)      Более глубокое разделение труда в крупных организацион­ных структурах во многих случаях позволяет улучшить содержа­ние и характер труда работников.
5)      Объединения обладают лучшими возможностями для обес­печения нормальных условий труда работников. Это достигается на основе ликвидации тяжелого ручного труда, устранения его монотонности, формирования прогрессивной квалификационной структуры кадров. [5]
 
 
 
2
 


8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ

В данной главе мы не будем подробно останавливаться на эволюции форм хозяйственных объединений и присущих им чертах (будут рассмотрены в следующих главах).
Проведя ретроспективный анализ форм объединений хозяйствующих субъектов в России, мы лишь выделим следующие основные этапы:
?       дореволюционный (конец XIX века–1917 г.),
?       советский (с 1917 г. до начала 90–х годов XX века),
?       современный (с начала 90–х годов XX века до настоящего времени).
Итак, характерными особенностями объединений дореволюционного периода (картелей, синдикатов, трестов) являлось то, что участие в них осуществлялось по инициативе предпринимателей, преследующих реализацию частных интересов в укреплении своего положения на рынке и извлечении максимально возможной прибыли; основой большинства предпринимательских союзов (объединений) выступал договор (картели, синдикаты), вместе с тем имели место и объединения, являющиеся юридическими лицами (тресты).
В советский период основной особенностью объединений предприятий (государственных трестов, синдикатов, промышленных, производственных и научно-производственных объединений) являлось то, что образование объединений подчинялось прежде всего целям государственного планового управления промышленностью и торговлей. Вхождение предприятий в объединения осуществлялось централизованно, по решению вышестоящих органов управления.
В отличие от дореволюционного периода, образование объединений предприятий в СССР основывалось на конструкции юридического лица, хотя отдельные объединения (в частности, промышленные) статусом юридического лица не обладали.
Специфика современного этапа существования объединений хозяйствующих субъектов заключается в том, что за сравнительно короткий период – более 15 лет, произошел резкий переход от производственных, промышленных, научно-производственных объединений, выступавших в качестве государственно-монополистических структур к новым, многообразным формам объединений.
По сравнению с советским периодом значительно изменились принципы создания и деятельности объединений: от директивного, централизованного объединения государственных предприятий к инициативному, добровольному взаимодействию хозяйствующих субъектов; организация объединений допускается с использованием как конструкции юридического лица (ассоциация, союз), так и договора, в частности, о совместной деятельности.
Особенностью современного этапа существования объединений хозяйствующих субъектов также является то, что в условиях конкуренции на товарном рынке осуществляется антимонопольное регулирование процессов создания и деятельности таких объединений. [17]
2
 


9 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.