Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Туризм как способ воспитания детей и подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния детей, трудно растить детей в сложном современном мире, в условиях катастрофического роста числа разводов, экономических проблем большинства наших семей, ухудшения качества обучения, мощного прессинга СМИ, в непростых условиях социальных перемен, потери доверия к лидерам страны. Проблема воспитания подрастающего поколения, будущих взрослых самостоятельных людей и граждан новой России, духовного и физического оздоровления вышла на первый план и стоит особенно остро. Среди многочисленных средств воспитания современного молодого поколения особое место занимает туризм. Поэтому на сегодняшний день вопрос развития туризма как средства воспитания молодого поколения является более  актуальным, чем раньше.
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах, убеждены в пользе туризма.
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Объектом исследования является воспитание детей и подростков.
              Предмет настоящей курсовой  работы – туризм как средство воспитания детей и подростков.
              Цель данной курсовой работы – исследовать возможности туризма в воспитании детей и подростков.
В ходе курсовой работы поставим перед собой следующие задачи:
                            1) определить понятие  сферы туризма  как объект исследования;
              2) изучить понятия туризма его воспитательных функций;
              3) охарактеризовать основные проблемы, возникающие в воспитании детей и подростков;
              4) исследовать  воспитательные функции туризма на примере детского оздоровительного лагеря «Огонек».
              5) проанализировать данные, полученные в результате проведения анкетирования родителей.
                            Методы: сравнение, анализ, синтез и метод анкетирования.
              Практическая значимость заключается  в  возможности  дальнейшего использования данной курсовой работы студентами факультета социально-культурного сервиса и туризма, преподавателями, персоналом и работниками социальной сферы, а также использования в качестве научного пособия родителями в воспитании своих детей,  так как весь теоретический материал, представленный в ходе выполнения данной курсовой работы затрагивает, как основные положения общей теории, так и отдельные аспекты социальной  деятельности в целом.
              Элемент новизны заключается в применении метода анкетирования родителей для выявления роли туризма в формировании личности у детей и подростков, который  будет представлен в рамках данной курсовой работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
 
1.1. Понятие и классификация туризма
 
Тури?зм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.                                                                                                  Проблема определения термина «туризм»                                                                      Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. По определению, принятому ООН в 1954 году, туризм — это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение: туризм — один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение: туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. Есть и другие определения, и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Разнообразие дефиниций связано с двойственностью внутренней природы самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия, с другой — деятельность по производству туристического продукта. В принципе и путешествие, и производство турпродукта есть деятельность. Однако производство — это экономическая деятельность и его целью является получение прибыли, а путешествие — это всегда передвижение в пространстве. Найти грань между целями путешествия и целями туризма довольно сложно, поэтому стоит различать эти понятия.
Классификация туризма                                                                                                 
Традиционно туризм принято подразделять  на два вида:                              
1. Рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя: 1) оздоровительный («пляжный»), 2) познавательный (экскурсионный), 3) стоматологический, 4) спортивный;                                         
2. Деловой туризм, включающий в себя: 1) бизнес-туризм, 2) конгресс-туризм, 3) шопинг-туризм, 4) секс-туризм.
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды — пешеходный, водный, космический, инвалидный, религиозный, автомобильный и т. д.
В законе «Об основах туристической деятельности в РФ» даются определения некоторых видов туризма: 1) туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; 2) туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
3) туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; 4) туризм международный — туризм выездной или въездной; 5) туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей; 6) туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно; [1, с. 24-27].
Функции туризма:
Туризм как многоаспектное явление выполняет большое количество функций, которые можно подразделить на несколько больших групп.
Социально-гуманитарные функции:
· познавательно-образовательная функция – получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран и народов;
· воспитательная функция, т. е. формирование моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру, включая свой собственный вид;
· культурная функция - повышение культурного уровня граждан;
· оздоровительно-релаксационная функция - использование благотворного воздействия природных факторов для поддержания и восстановления физического, умственного, психического, эмоционального состояния организма, развитие адаптационных возможностей, восстановление трудоспособности;
· спортивная функция - специальная подготовка по туристской технике, способствующая укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья.
Социально-экономические функции: рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост уровня жизни трудящихся – важный фактор стабилизации и развития экономики.
Туризм занимает одно из первых мест в мировой экономике. В некоторых странах он является основной статьей национального дохода. По прогнозам аналитиков, в XXI в. туризм будет одной из наиболее перспективных сфер мировой экономики по устойчивости темпов развития. Туризм также является одним из наиболее важных источников создания рабочих мест. В некоторых странах в этой отрасли задействованы до 10 % всей рабочей сферы [2, с. 159].
 
1.2. Воспитательная функция туризма
 
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является, прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.
Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.
Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму [7, с. 60].
Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый турист участвует в слетах на уровне района, города или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.
Исследования проведенное кандидатом педагогических наук С.С. Новиковой, показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в прямой зависимости как от наличия туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.
Все туристы отметили связь туризма и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное нравственное развитие человека. Занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.
Педагогические факторы туризма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма. Так как в работе рассматривается самодеятельный туризм, то остановимся на том, какие педагогические факторы проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п. [9, с. 49 - 50].
Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:
1) эмоциональное влияние;
2) туристское общение;
3) самодеятельность;
4) рекреационность.
Устное слово, печать, наглядные средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств не универсально: в туристской работе они используются в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.
Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.
Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т. д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.
Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.
Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач [10, с. 29].
Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т. д.).
Из вышеизложенного следует, что туризм (в первую очередь самодеятельный) не только является важной составной частью в системе воспитания школьников, но также влияет на физическое и культурное развитие людей, занимающихся им независимо от возраста и профессии. Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации. Формы проведения могут быть различными: от однодневных походов до организации "Спорт-туриад" - сложных многоаспектных туристско-культурных мероприятий. Практика показывает, что интерес у молодежи к таким формам организации туризма значительный и в ряде случаев имеет тенденцию к росту.
Туризм - продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность. В настоящее время в мире возникла целая "индустрия" туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма [12, с. 21].
 
1.3. Проблемы воспитания детей и подростков в современном мире
 
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами.
У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек, предупреждающая, в том числе, вредные привычки подростков.                            
Самые распространенные вредные привычки – курение, алкоголизм и наркомания, но к ним также относятся и такие социальные вредные привычки, как игромания и кофеин. Хотя, говоря о кофеине, можно и поспорить. Одни не воспринимают его в качестве пагубной привычки, другие же считают пристрастие к кофе и кофесодержащим напиткам наркоманией.             
Всем нам известно пагубное влияние вредных привычек, например курения, на организм. Минздрав об этом постоянно предупреждает, но мало кто обращает на это внимание, ведь проблемы со здоровьем начинаются не сразу, а когда они обнаруживаются (рак легких и некоторые другие), тогда бывает уже слишком поздно. Именно в таких случаях последствия вредных привычек – продолжительные болезни и в итоге смерть.              
Некоторые привычки, наркомания, к примеру, не прощают даже одного единственного раза употребления вредного для организма вещества, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем ступить на такую дорожку, с которой уже невозможно будет свернуть.              
Человек, решаясь на такой шаг, можно сказать, подписывает себе смертный приговор, потому что среди людей, болеющих СПИДом, огромное количество наркоманов. Наши вредные привычки, алкоголь, к примеру, ведут к социальному падению человека. Как наркомания, так и алкоголизм, способны в два счета загубить жизнь любого человека, имеющего подобные вредные привычки. Человек просто перестает быть собой, все его желания основываются на том, чтобы добыть себе очередную дозу, без которой он уже не может существовать.              
Вырваться из образовавшегося замкнутого круга и жить без вредных привычек бывает очень сложно, если, конечно, это вообще возможно. Очень горько осознавать, что мы в любом возрасте можем приобрести вредные привычки, борьба с которыми не всегда приводит к желаемому результату и это значит, что у наших детей они тоже могут появиться.              
Вредные привычки детей чаще всего возникают из-за невнимательности родителей, когда ребенок предоставлен самому себе, и некому объяснить ему, чего делать не следует, а сам малыш, естественно, ничего такого не замечает. Когда ребенок грызет ногти, сосет палец, вырывает себе волосы и т. д. - все это вредные привычки дошкольников, с которыми нужно бороться в раннем возрасте, в этом может помочь детский психолог.              
Как правило, с возрастом, человек приобретает все более серьезные дурные привычки, особенно, в подростковом периоде. Профилактика вредных привычек подростков должна проводиться в каждой семье, и была бы более действенной, если бы родители, подающие пример своему ребенку, сами не были подвержены влиянию таких привычек.              
Откуда вообще берутся вредные привычки человека и для чего они ему? Некоторые из нас считают, что курение помогает расслабиться и снять стресс, занять какое-то особенное положение в обществе (так считается у подростков), но за все это приходится платить свои здоровьем, от которого зависит наше будущее и здоровье наших детей.              
Вредные привычки: алкоголизм и наркомания, - начинаются с того, что человек хочет уйти от своих проблем, забыться, но в тот момент он не осознает, что этим в тысячи раз ухудшает свое состояние. Покурить за компанию с друзьями и выглядеть при этом «круче» - вот на чем основываются вредные привычки молодежи.              
В настоящее время существует множество клиник, которые помогают в борьбе против вредных привычек , отсутствие которых позволяет жить полноценной жизнью и иметь здоровых детей, ведь жизнь без вредных привычек – это главная составляющая нашего будущего.
              Также частым поводом для обращения к психиатру или психотерапевту являются случаи проявления детьми и подростками агрессии, как по отношению друг к другу, так и к взрослым [19].                                          Агрессия:                                                                                                                                            Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Предлагаем вам практический материал для проведения тренингов.                                                                                   
Мы уже свыклись с ней и порой не задумываемся, что поломанные лавочки и качели во дворах многоэтажек, изрисованные лифты, издевательства подростков над сверстниками и животными, мальчишеские драки, поражающие своей жестокостью, - все это ее проявления. В чем причина такой агрессии и как с ней бороться?
Психологи проводят тесты, дающие специалисту много информации о человеке. Порой, ребят просят нарисовать какое-нибудь фантастическое животное. Один мальчик изобразил многорукого монстра с острыми клыками и длинным чешуйчатым хвостом, у другого получился дракон, третий нарисовал парящего в межпланетном пространстве демона. Картинки вышли воинственные, с ярко выраженной агрессией. Эти дети по характеру дерзкие, вспыльчивые. Очевидно, у них нет проблем со сверстниками, но они ощущают зависимость от старших. Подростки часто не доверяют взрослым, потому как не ждут от них понимания и думают, что те могут только наказывать.                           
Психологи считают агрессию в первую очередь способом самозащиты. Нежеланием давать себя в обиду объясняются некоторые конфликты подростков с учителями. Но ведь обидеть человека проще всего! Гораздо сложнее помочь, посочувствовать. Ребята выплескивают свои отрицательные эмоции несколько иначе, нежели девочки. Мальчик сломал бы лифт, написал бы на стене гадость. Все это - способы выразить свое внутреннее напряжение. Агрессивному поведению человек учится. И, конечно, большую роль здесь играют наследственность и воспитание. Если в семье любой спор решается с помощью кулаков, громкого окрика или скандала, то ребенок не знает, как можно по-другому погасить конфликт.
Физическое наказание - это тоже колоссальный источник агрессивности. Наказывать отпрыска бесполезно: от побоев он не раскаяние испытывает, а злобу и обиду. Агрессию стимулирует авторитарный стиль воспитания, когда родители требуют от детей послушания, кричат на них. Слабохарактерного ребенка можно таким образом подавить или запугать, а сильный будет сопротивляться, и это сопротивление вызовет у него агрессию, которая часто проявляется словесной грубостью. Родители могут и сами провоцировать чадо на враждебное отношение к окружающим. Закладывается это в раннем детстве. Например, сынишка повздорил с соседским малышом, а мама советует: "Вася тебя ударил, так пойди и ты его побей". Лучше избегать подобных наставлений.
Психологи выделяют два так называемых кризисных периода личностного роста, когда обостряется детская агрессивность. Первый наступает у ребенка в три года. Малыш произносит: "Я сам", - значит, он начинает ощущать себя личностью. Если ему хочется сделать что-то самостоятельно, ни в коем случае нельзя ему отказывать: запрет вызовет у него протест и как следствие - агрессию. Такие дети очень не любят, если родители что-то делают за них, и тем более возмущаются, если им что-то не разрешают. Например, если ребенок решил помыть пол, то пусть моет. Да, он сделает это хуже, чем мама, зато будет учиться.
Второй всплеск агрессивности появляется в пресловутом переходном возрасте. В душе подростка - настоящая буря. Он оказывается один на один со своими физиологическими и психологическими изменениями. Каждому подростку знакомо желание почувствовать себя взрослым. И в то же время он очень неуверен в себе. Свой страх перед надвинувшимся на него шокирующим, неизведанным миром подросток часто маскирует под внешнюю браваду и развязность. Мат, кстати, - это тоже своеобразная (пусть и неприличная, но все же) защитная реакция. Подростки склонны обижать детей слабее и младше. Часто ученик с физическим недостатком автоматически становится изгоем в классе, его все дразнят. И такое поведение сверстников вполне объяснимо. В этом возрасте характерны желание самоутвердиться, стремление завоевать авторитет и обратить на себя внимание, обычно за счет более слабых и безответных.
Ничего не поделаешь - люди так устроены природой, что иногда им хочется позлиться, выплеснуть свою отрицательную энергию. Но как это сделать, чтобы плохое настроение не нанесло вреда окружающим? Отрицательными эмоциями необходимо уметь управлять. Подросткам надо больше заниматься спортом. Это отличный способ получить физическую и эмоциональную разрядку.
Подростковая агрессия с возрастом, как правило, проходит. Главное, чтобы она еще в школьные годы не стала доминирующей чертой характера. А профилактика ее довольно простая и в то же время сложная: не копить в душе негативные эмоции и не срывать злость на других.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.              
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.              
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.              
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.              
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.              
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку). Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них [20].
1.4. Влияние туризма на воспитание детей и подростков
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.                                                                                                                              Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.                                                                                                                                                          Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.                                                                                                                                                                                      В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков [13, с. 113].                                                                      Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.                                          Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.