На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности налоговой политики СССР в период 1970-1990-х гг.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ  АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
Финансово-экономический  факультет
 
Кафедра налогов и налогообложения
 
Курсовая работа
 
По дисциплине: «Налоговая  политика государства»
 
На  тему: «Особенности    налоговой   политики    СССР в период  1970-1990-х гг.»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила студентка
V курса, группа НО-502
Родославова П.А.
Научный руководитель:
Журавлева Т.А.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011
     Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1  Понятие   налоговой   политики,  ее   содержание  в    экономике   1970-1990 гг……………………………………………………………………………4
2 Основные  налоговые  инструменты,  их  сущность  и  особенности   использования……………………………………………………………………9
2.1  Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг……………………………10
2.2 Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг…………………..16
3 Оценка налоговой политики  СССР  в  централизованной  экономике......21
Заключение……………………………………………………………………...26
Приложения……………………………………………………………………..27
Список  использованных  источников………………………………………..28
 

     Введение
     Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
     Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией” финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.
     Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики государства.
     Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в СССР в период  1970-1990 гг.
     Актуальность  темы заключается  в  том, что  только  при  помощи  исторического  аспекта  можно  проследить  взаимосвязь  между  налоговыми  реформами  и  направлениями  налоговой  политики  прошлых  лет и  на  основании  этого  сделать  выводы  и  учесть  все  нюансы при  формировании  новой, более  эффективной   налоговой  политики  государства.  
 
 
    
 
     1 Понятие   налоговой   политики, ее  содержание  в экономике 1970-1990 гг.
   
     Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей.
     Налоговая политика есть инструмент экономической политики, используемый в  качестве  средства  воздействия  на экономику. Она  обеспечивает  гармоничную  увязку результатов  деятельности  предприятий  и организаций  с решением  общегосударственных задач   посредством безусловного  выполнения  требований  налогового  законодательства.      Налоговая  политика  формируется на  основе  финансовой  информации  и  реализует  распределительную  функцию  финансов, определяя   размеры  денежных  средств, остающихся  в  распоряжении налогоплательщиков и  перечисляемых  в  бюджет  или  во  внебюджетные  фонды.[1]
     Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики.          Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
     Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:
1. Фискальная — мобилизация  денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
2. Экономическая (регулирующая) — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
3. Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.
     Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
      Касательно  периода  1970-1990-х гг., то  здесь  обширный  перечень  изменений  в  направлении  налоговой  политики  государства, что  было  связано  как  с  внешними, так  и с  внутренними  факторами.
     Таким  образом, в 1971-1975 гг.  было  проведено  снижение  налогов  с  населения, отменены  налоги  с  заработной  платы  рабочих  и  служащих, получающих  до  70  рублей  в  месяц.
      В  80-е гг.  были  введены  местные  налоги: с  владельцев  строений, земельный  налог,  налог  с  владельцев  транспортных  средств.
     1985 г. – год реформирования  платежей  в бюджет. Установлена плата за  патент  на  право   занятия индивидуальной  трудовой  деятельностью.
      С  1990 г. началось  полномасштабное  восстановление  налоговой  системы.
     В  1990 г. в составе  Минфина  создана  Главная  государственная  налоговая  инспекция. В республиках, областях  и  районах – государственные налоговые  инспекции.
     Апрель  1990 г. – принятие Закона  СССР «О подоходном  налоге  с  граждан  СССР, иностранных  граждан  и   лиц  без  гражданства». 
     Июнь  1990 г. – принят Закон  РСФСР  «О налогах с  предприятий, объединений  и  организаций».
      Вопросы   о  принципах  налогообложения  решаются   на  основе  Закона  РФ  от  27  декабря  1991 г. «Об  основах  налоговой  системы». Также  отдельные  изменения  были   внесены  в  налоговую  политику  Указом  Президента РФ  от  22  декабря   1993 г. № 2268  «о  формировании  республиканского  бюджета  Российской  Федерации  и  взаимоотношениях  между  субъектами  Российской  Федерации» . Этим  Указом  был осуществлен переход от  принципа  единства  налоговой политики  к налоговой децентрализации.
       В  1991 г.   принят  Закон   РСФСР  «О  Государственной налоговой  службе  РСФСР». Указом  президента  РФ  от  21  ноября  1991 г. № 218  определено, что  ГНС  выводится  из  состава  Минфина.
       31  декабря 1991 г.  утверждено  «Положение  о налоговой службе  Российской  Федерации».
      Существующая  ныне  налоговая  система  России  практически  введена с 1992 г. 
      В  дальнейшем, 31  июля  1998 г.  был принят  Налоговый   Кодекс    РФ(  введен  в действие  1  января  1999 г.; тогда же  введена первая  его часть). А   уже с 1  января  2001  г.  действует часть вторая  НК  РФ.[2]
     Рассмотрим  более  подробно  некоторые  из  описанных  выше  изменений.
     Послевоенный  период   СССР  характеризовался  постепенным  сворачиванием  налогообложения  и  заменой налогов  другими доходными  источниками. Основными  же  налоговыми  платежами  того  времени  являлся  налог  с  оборота, поступления  от  которого  в   1954 г.  Составили  около   41%  в   составе  доходной  части  бюджета.
     В 60-е гг. в стране  большую популярность  получила   идея  безналогового общества, отрицание налогов   становится   составной   частью  государственной экономической политики. Существенным  шагом в   сторону полной   ликвидации   налогообложения в   стране,  стала отмена  налога  с заработной  платы, в соответствие  с Законом СССР  1960 г. «Об отмене  налогов с заработной  платы рабочих и   служащих».  В этот   период   основная  часть доходов государственных предприятий   подлежала централизованному распределению , изъятию по  распоряжению  органов   государственного  управления  и зачислению  в централизованные  денежные  фонды.  Поэтому государственные предприятия, помимо  налогов, имели обязанность вносить в бюджет  и неналоговые платежи.
     Высокий  уровень  обобществления  собственности  в  экономике  практически  полностью  исключал  возможность  возникновения  противоречий  между  интересами  государства в  целом  и  интересом  отдельного  хозяйствующего  субъекта   по  поводу  уплаты  налогов. В отношении  же  граждан  сохранялась  обязанность  по   уплате  некоторых  налогов,  например,  подоходного  налога  или  налога  на  холостяков, одиноких  и  малосемейных  граждан.  Порядок  их  уплаты  основывался  на  удержании  сумм  налога   у  источника  выплаты.
     Проблема  учета   реальных  доходов  и  сбора   налогов  обострилась  с   принятием  в 1986 г. Закона  СССР «Об  индивидуальной  трудовой  деятельности», который  в   определенной  степени  позволял  реализовать  частную  инициативу  в  хозяйственной   деятельности. При  этом  доходы  граждан,  занимающихся  индивидуальной  трудовой  деятельностью,  подлежали  налогообложению.  Ставка   подоходного  налога  в  зависимости  от  размера  дохода  составляла  от 12  до 65%. Плательщики   налога  обязывались  вести  учет  получаемых  от  занятия  кустарно – ремесленным промыслом  и  другой  индивидуальной  трудовой  деятельностью доходов  и  расходов  и  представлять  в  финансовый  отдел  исполнительного  комитета  по  месту  своего  постоянного   жительства  декларацию  о  получаемых  доходах.
     После  принятия  в  1988 г. Закона  СССР « О   кооперации  в  СССР»  количество  лиц,  обязанных   подавать  декларации  о  доходах, увеличилось   за  счет  кооператоров.
     Для  осуществления  контроля  за  соблюдением налогового  законодательства  с 1988 г.  в составе финансовых  органов   стали создаваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба  Министерства   финансов  СССР. Численность налоговых органов составляла  около 70 тысяч человек.[3]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2 Основные  налоговые инструменты, их  сущность  и особенности использования
    
      Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации налоговой  политики.
     Налоговые  инструменты — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.
В  общем,  это  все  то, что  позволяет  государству  регулировать  и   осуществлять  контроль  в  сфере  налогообложения  и  дальнейшего  распределения  доходов, выравнивания  экономических  условий  для  хозяйствующих  субъектов.
     В качестве основных инструментов налоговой  политики можно выделить следующие:
 
   1. Налоговые льготы, предусмотренные  налоговым законодательством  
  2. Сроки  уплаты  налогов.
   3. Ставки  налогов.
   4. Виды  налогов.
   5. Субъекты налогов.
   6. Налоговые  санкции (а  точнее, штраф  за  нарушение  налогового  законодательства).[4]
 
 
  
     2.1 Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг
    
     Бюджетное устройство страны регулировалось Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. Союзный бюджет являлся ведущим звеном бюджетной системы страны, он обеспечивал необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области экономического и социального развития, обороны страны, содержания центральных органов государственной власти и управления посредством союзного бюджета перераспределялась часть общегосударственных финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства, внутри этих отраслей и между союзными республиками в целях планомерного, пропорционального их развития. Рассмотрим, какие виды налогов входили в доходы бюджетов и охарактеризуем некоторые из них.
     В доходы союзного бюджета поступали следующие общесоюзные государственные налоги и доходы (прил.1):
- налог с оборота предприятий  и хозяйственных организаций.  В него не входила та часть,  которая передавалась в государственные  бюджеты союзных республик. По  каждому отраслевому объединению  устанавливалась единая ставка  налога в процентах к плановому  обороту;
- платежи из прибыли государственных  предприятий  и хозяйственных организаций союзного подчинения;
- подоходный налог с кооперативных  и других общественных организаций,  включавший в себя подоходный  налог с колхозов и подоходный  налог с потребительской кооперации  и хозяйственных органов общественных  организаций. Он представлял собой  прямой налог, взимавшийся в  виде части прибыли предприятий  и хозяйственных органов потребительской  кооперации и общественных организаций;
- подоходный налог  с населения, кроме части, передаваемой в государственные бюджеты республик. Он делился на подоходный налог с рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и сельскохозяйственный налог;
- доходы от внешней торговли[5]
В бюджеты союзных республик  поступали следующие доходы:
- платежи из прибыли государственных  предприятий и хозяйственных  организаций республиканского и  местного подчинения;
- подоходный налог с колхозов;
- подоходный налог с кооперативных  и других общественных организаций,  уплачиваемый их республиканскими  и местными органами и подчиненными  им предприятиями им предприятиями  и организациями;
- сельскохозяйственный налог;
- отчисления от подоходного  налога с населения в размере  50%;
- отчисления от поступлений  по реализации государственных  внутренних выигрышных займов  в размере 50%;
- государственная пошлина;
- налог с доходов от демонстрации  кинофильмов. Ставки этого налога  дифференцировались в зависимости  от местонахождения плательщика:  в городах и поселках городского  типа – 55%, в сельских местностях  – 10%;
- местные налоги[6];
В местные бюджеты поступали:
- платежи из прибыли предприятий,  хозяйственных организаций местного  подчинения;
- налог с доходов от демонстрации  кинофильмов;
- государственная пошлина;
- налог с владельцев строений. Он взимался со всех, кто владел  какими-либо строениями в размере  0,5% стоимости строений за строения  жилищного фонда кооперативных  предприятий, учреждений, организаций  и иностранных юридических лиц  и 1% стоимости строений за остальные  строения;
- земельный налог. Налог взимался  с кооперативных предприятий,  учреждений и организаций, а  также с граждан СССР, иностранных  юридических и физических лиц  и лиц без гражданства по  выделенным им в установленном  порядке земельным участкам. Исчисление  налога производилось с квадратного  метра земельной площади;
- налог с  владельцев транспортных средств.  Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических  лиц, лиц без гражданства за  принадлежащие им автомобили, мотоциклы,  мотосани, моторные лодки. Ставки  налога были установлены в  копейках с каждой лошадиной  силы или киловатта мощности  в зависимости от вида транспортного  средства и административного  значения местности, в которой проживает его владелец[7].
     Кроме налоговых платежей в Советском Союзе в период с 1965г. по 1985г. существовали пошлины и сборы.
    Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам.
     В 1979г. была изменена система взимания государственной пошлины, было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др. уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении.    Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Ввозные пошлины взимались с предметов личного потребления, поступавших в международных почтовых отправлениях в адрес отдельных лиц, проживавших в СССР, или ввозимых лицами, прибывавшими в СССР. Вывозные пошлины применялись лишь к предметам произведений искусства и старины, вывозившихся по особому разрешению Министерства культуры СССР. Транзитные пошлины взимались при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране. С 1968г. была установлена патентная пошлина за подачу заявки на промышленный образец, заявлений на регистрацию товарного знака и о продлении срока действия свидетельства на товарный знак.
     Сборы в СССР представляли собой обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.
     Портовые сборы в стране взимались со всех судов, посещавших советские порты.  Внешнеторговые сборы представляли собой денежные сборы, взимаемые правомочными государственными органами сверх внешнеторговых пошлин при экспортно-импортных сделках и транзитных перевозках.
     Сбор за государственную проверку мер и измерительных приборов взимался за проверку вновь изготовленных, отремонтированных или находившихся в эксплуатации мер и измерительных приборов, подлежащих  обязательной государственной проверке и клеймлению органами Государственного комитета СССР по стандартам.
     Сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией подразделялись на сборы за технический осмотр транспортных средств, сборы за выдачу номерных знаков и технических паспортов, сбор за прием экзамена по правилам движения и навыкам вождения.
     Разовый сбор на колхозных рынках взимался в виде платы за право торговли на рынках и других отведенных для этих целей местах.           Рыболовный сбор взимался за осуществление промысловой добычи рыбы, морского зверя, морепродуктов, уплачивался с доходов от их продажи в счет установленного плана государственными и кооперативным предприятиям, организациям.
    Консульские сборы представляли собой плату, взимаемую с граждан, учреждений и организаций за официальные действия, выполняемые по их просьбе консульствами и другими органами Министерства иностранных дел, по тарифам, устанавливаемым в соответствии с внутренним законодательством страны, назначающей консула[8].
     Помимо отчислений из прибыли предприятий и организаций, налогов, взимавшихся с физических и юридических лиц, пошлин и сборов в бюджет поступали также платежи за использование различного рода ресурсов. Такими платежами являлись лесной доход - платеж в государственный бюджет за лесные пользования, установленный в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов; плата за воду – один из видов платежей за пользование природными ресурсами, а именно за рациональное использование воды, забираемой из водохозяйственных систем; плата за разработку и добычу торфа на топливо – платеж предприятий, организаций за разработку торфяных залежей[9].
     В СССР существовала система самообложения. Она представляла собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. Право вводить и определять порядок самообложения было предоставлено союзным республикам Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1983 г.
     Таким образом, предпринимались попытки усовершенствовать налоговую систему путём внедрения рыночных элементов в экономику, но на практике сделать этого не удалось, так как в СССР продолжала господствовать административно-командная система. В сельском хозяйстве реформирование не было успешным. По мнению Петуховой Н.Е., «позитивной оценки заслуживает возобновление курса на постепенное сокращение налогов с населения».[10]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.2 Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг
 
     Эпоха перестройки и постепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии» устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью.
     За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
     Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.    Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
б) постановления Совета Министров  СССР:
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и  организаций СССР и других стран  — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий  с участием советских организаций  и фирм капиталистических и развивающихся  стран»;
в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных  с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
г) постановление Совета Министров  СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и  иных общественных предприятий, объединений  и организаций».
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций» -  первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.
     Согласно этому  закону,  для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.   Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».
     Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были внесены изменения в  законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с  Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.[11]
     Была упрощена шкала ставок налога и установлена в одинаковых пропорциях для всех налогоплательщиков, понижен до 30% их предел ( подоходный налог с  граждан). В 1991г. вводится налог с продаж, вносимый юридическими лицами и взимавшийся, в конечном счете, с потребителей через соответствующую надбавку к цене.
     В систему налогообложения предполагалось внести ряд изменений: упразднить налог с оборота и налог с продаж и вместо них перейти к налогу на добавленную стоимость и акцизы, более полно использовать стимулирующие начала при взимании налога на прибыль, ввести особый федеральный налог, включаемый в издержки производства, для формирования союзного (федерального) бюджета.[12]
     Как мы знаем, эти меры не удалось реализовать, так как СССР распался, и уже в октябре – декабре 1991 г. начала создаваться самостоятельная налоговая система Российской Федерации.
     Таким образом, как и при проведении разного рода реформ, так и при проведении налогового реформирования, система взимания и поступления налоговых платежей в бюджет была изменена.
     Данные реформы были направлены не только на улучшение эффективности действия налоговой системы, но в них прослеживались элементы стремления к самостоятельности союзных республик. До начала перестройки в СССР фактически отсутствовала налоговая система, но существовали отдельные ее элементы.
     Можно сказать, что первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг.[13]
     Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц.
     Налоговая  реформа  1991 г. проводилась   в  крайне  сложных  экономических условиях, характеризующихся  высокой  инфляцией, финансовым  кризисом, резким  падением   уровня  производства.
     Изначально  государственная  налоговая  политика  строилась  на   максимальном  расширении  налогооблагаемой  базы, поэтому  налоговая  система  включила  в  себя  около  пятидесяти  видов  налогов. К  числу  основных  относились: НДС, акцизы  на  отдельные группы  и   виды  товаров, налог на  доходы  банков, налог на  доходы  от  страховой деятельности, налог с биржевой  деятельности, налог на  операции  с ценными бумагами, таможенная  пошлина, налог на  прибыль (подоходный  налог) с предприятий,  подоходный  налог с физических  лиц.
     В  то  время  введение  налогов  осуществлялось  не  только  законами, но  и подзаконными  актами: Указ  президента  РФ  №  2270  «О  некоторых  изменениях   в  налогообложении  и  во  взаимоотношениях  бюджетов  различных  уровней»  дополнительно  ввел  специальный  налог   с  предприятий  для  финансовой  поддержки   важнейших  отраслей  народного  хозяйства   и  обеспечения  устойчивой  работы  предприятий  этих  отраслей  и  транспортный  налог  с  предприятий.
     Фактически, эти  налоги  являли  собой  пример  чрезвычайного  налогообложения.
     В  результате,  только  к  1994 г. было  введено  дополнительно  к  тем  налогам, что  предусматривались  Законом  «Об  основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации»  несколько  десятков  региональных  и  местных  обязательных  платежей.
     Впоследствии  характерной  особенностью  новой  налоговой  системы  становится  значительное  обременение  налогами,  сборами  и  иными  обязательными  платежами.[14]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3 Оценка  налоговой политики  СССР  в централизованной  экономике
     В течение четырех послевоенных десятилетий система налоговых платежей в СССР продолжала развиваться под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений.
     В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой.
     Такое направление развития налоговой системы объясняется следующим:
1. В послевоенный период, начиная  с 60-х годов, система подоходного  налогообложения граждан в значительной  степени утратила свою роль  в качестве инструмента изъя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.