На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональная социализация лиц с умственной отсталостью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?21
 
                               Содержание:
Ведение……………………………………………….……………………………2
І. Теоретический анализ проблемы профессиональной социализации умственно отсталых учеников в психолого-педагогическом исследовании…………………………………………………………….………...5
1.1.Анализ исследуемой проблемы на современном этапе…………….……....9
1.2. Особенности профессиональной социализации умственно отсталых учеников вспомогательной школы………………………………………….….14
ІІ. Экспериментальное исследование профессиональной           социализации умственно отсталых учеников…………………………………………….....….19
2.1. Организация и методика исследования…………….…….……….……….21
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования ……………….…….......23
2.3. Педагогическое руководство профессиональной социализации умственно отсталых учеников…………………………………………………………….…23
Вывод ……………………………………………………….…………………...26
Список использованной литературы……………………….….………………29 
Приложения …….……………………………………..………………………..32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ведение
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно социализировать в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
  Вопросами социализации и адаптации умственно отсталых школьников занимались такие авторы : Турчинская К.М., Виноградова М.Д., Чистякова С.Н., Дульнев Р.М.,Миронова С.П., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н Пинский Б.И. Захаров Н.И. и др.
Есть все основания полагать, что социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды. В современных условиях жизни общества подготовка к социализации и трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество. В то же время социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков отражает гуманистическое направление в обществе, поэтому актуальным становится исследование не только частных сторон их социально-трудовой адаптации, а всестороннее комплексное изучение этой проблемы.
Социально-трудовую адаптацию умственно отсталых подростков затрудняются: тяжестью интеллектуальной отсталости; снижение вербального интеллекта и памяти; неадекватность самооценки; зависимость в выборе ценностных ориентации от социального окружения; нарушения психомоторного развития и состояния здоровья в целом.
Благоприятными в прогностическом отношении факторами социализации но и трудовой адаптации умственно отсталых подростков являются относительная сохранность восприятия, развитие наблюдательности и зрительно-пpocтpaнcтвенной  ориентации.
Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако тем не менее и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве и дальнейшей социализации, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др [1].
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа во вспомогательной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.[2].
Объект – процесс профессиональной социализации умственно отсталых учеников.
Предмет – профессиональная социализация умственно отсталых учеников в условиях вспомогательной школы.
Методы исследования : изучение, анализ и обобщения специальной психолого – педагогической литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы; наблюдение, анкетирование, беседа , педагогический эксперемент ( констатация), ответы респондентов , продукты деятельности учеников.
Цель исследования – 1 Определение степени освещенности исследоваймой проблемы в общей и специальной литературе.     
2 Обозначить уровень сформированности профессиональной социализации умственно отсталых учеников.
3 Разработать педагогические условия руководства профессиональной социализации  умственно отсталых учеников во вспомогательной школе.
 
 
                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
І. Теоретический анализ проблемы профессиональной социализация умственно отсталых учеников у психолого – педагогических исследованиях
 
Социализация (от лат. socialis – общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля [3]. 
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры [4]. 
Согласно  исследованиям Виноградовой М. Д.  далеко не все выпускники вспомогательной школы работают по полученной в школе профессии, так как часто проявляется несоответствие между уровнем профподготовки учащихся и требованиями современного производства. Часть выпускников вспомогательной школы не выдерживает ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место.
Учащиеся вспомогательных школ овладевают многими специальностями.      Так, например, они под руководством школы выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, картонажника, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания [5]. 
Как показал психологический анализ, недостатки трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы имеют своей основой не только особенности их психического развития, происходящего в аномальных условиях, но и недооценку важности развития познавательных способностей, способов и мотивов деятельности в процессе обучения труду.
Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений [6].
   Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
На практике же зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть "параллельно" работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии [5]. 
  Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей - травматиков и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У умственно отсталых школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения, парезы и т. д. [5].  
При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевую сферу и т. д. ). В целом у умственно отсталых отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов - силы, подвижности и уравновешенности. Условные связи формируются медленно, они непрочны, косны и слабо дифференцированны. Нарушено взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
По мере развития и обучения у учащихся вспомогательной школы дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности умственно отсталых несколько повышается. Коррекционный психопедагог должен изучать склонности умственно отсталого школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность.
Имеющиеся исследования дают возможность раскрыть динамику профессиональных склонностей учащихся вспомогательной школы в различные возрастные периоды под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.
Исследования М. С. Певзнер и В. И. Лубовского свидетельствуют о том, что учащиеся вспомогательной школы наиболее успешно овладевают обще практическими и трудовыми навыками на 7-8-м годах обучения.
В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом умственно отсталые школьники отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как шофер и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь, переплетчик и т. п. ). Обнаруживается завышенная самооценка, имеющая тенденцию к объективизации по мере взросления ученика (А. С. Белкин, С. Я. Мирский, Г. М. Дульнев и др. ).
Следует отметить, что среди восьмиклассников вспомогательной школы не было ни одного школьника, который бы имел намерение поступить в высшее учебное заведение. Следовательно, они близки к адекватной оценке своих реальных возможностей. Некоторая часть умственно отсталых подростков обнаруживает заниженную самооценку, они не уверены в том, что смогут овладеть профессией и вести самостоятельный образ жизни. В данном случае дефектолог должен проявить к подростку внимание, чуткость, оказать моральную поддержку и вселить уверенность.
Как показывают наблюдения (Г. М. Дульнев), многим ученикам вспомогательной школы старших классов свойственны уверенность и целенаправленность в доступной им сфере конкретно-практической деятельности. Старшеклассники вспомогательной школы адекватно переживают свои успехи и неудачи, проявляют настойчивость в достижении конкретной цели.
Исследования К. М. Турчинской свидетельствуют о том, что уровень профессиональной устойчивости выпускников вспомогательных школ значительно ниже уровня профессиональной устойчивости выпускников профессиональных училищ. Наряду с частой сменой профессии наблюдается частая смена места работы. Нередки случаи, когда выпускник вспомогательной школы каждый год меняет место работы [7].    
Подготовка учеников вспомогательной школы к будущему труду, их трудоустройству, в современных социально-экономических условиях усложняются из-за отсутствия методик экспертизы трудовых возможностей и профессиональной ориентации, основанных на психофизической диагностике и механизмах бронирования рабочих мест для выпускников, стимулирование использования их труда на предприятиях разных форм собственности в том числе и индивидуальной по месту жительства. Низкий уровень готовности учеников к труду предопределяется .     
 
        1.1. Анализ исследований проблемы на современном этапе  
       
   На   современном   этапе   определены    основные   требования   к общеобразовательной  школе.   Это   развитие   индивидуальных   способностей учащихся,  расширение  дифференцированного  обучения  в  соответствии  с  их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов  с углубленным изучением различных предметов, обеспечение  соответствия  уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
          Реализация     современных     требований,     предъявляемых     к
общеобразовательной  школе, значительно активизировала разработку научных  и практических  проблем  профориентации.  Можно  выделить   ряд   направлений, способствующих     решению    практических    вопросов     профессионального самоопределения  подрастающего  поколения.   К   ним    относятся:   система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для  ориентации в  мире  профессий,  умениями  объективно  оценивать   свои   индивидуальные особенности (руководитель  Б.А. Федоришин);  диагностические  методики изучения личности  школьников  в  целях  оказания  индивидуальной  помощи  в выборе профессии  (В.Д. Шадриков);  теоретические  и   методические основы  профконсультации  молодежи,   банк   профессиокарт   (Е.А.Климов, Москва); системный подход к  профориентации  школьников  (В.Ф.Сахаров ; Н.К.Степаненков );  общественно-значимые  мотивы   выбора   профессии (Е.М.Павлютенков );    особенности    профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев , П.А.Шавир , С.Н.Чистяков).     
Система профориентации является  подсистемой  общей  системы  трудовой
подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания,  цель  которых:
– всестороннее развитие личности, гармоническое  раскрытие  всех  творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего  поколения. Она  реализуется  решением  комплекса  вышеназванных  задач,  обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
   Профориентация,   являясь    целостной    системой,    состоит    из взаимосвязанных  подсистем  (компонентов),  объединенных  общностью целей, задач  и единством функций [8].  
       Организационно-функциональная  подсистема  -  деятельность  различных социальных   институтов,   ответственных   за   подготовку   школьников    к сознательному выбору профессии, выполняющих  свои  задачи  и  функциональные обязанности на основе принципа координации.
       Логико-содержательная  подсистема  –   профессиональное   просвещение учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально  приближенных  к профессиональным; профессиональная  консультация,  профессиональный  подбор, социально-профессиональная адаптация.
      Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в  качестве субъекта    развития    профессионального     самоопределения.     Последнее характеризуется   активной   позицией,   т.е.   стремлением   к   творческой деятельности,   самовыражением   и   самоутверждением   в профессиональной деятельности;  направленностью,  т.е.   устойчивой   доминирующей   системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к
усваиваемым знаниям  и  умениям,  социальным  нормам  и  ценностям;  уровнем нравственной   и    эстетической    культуры;    развитием     самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.
      Процесс профессионального  самоопределения  обусловлен  расширением  и углублением  творческой,  общественно–значимой  (трудовой,   познавательной, игровой,    коммуникативной)    деятельности     учащихся,     формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.
     Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку  информации  о процессах,  явлениях  или  состоянии   системы   профориентации,   выработку программы  действий,  регулирование   процесса   реализации   и   разработку рекомендаций  по её совершенствованию. Программа управления  профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим  развитием района, города, региона. [9].  
      Все подсистемы профориентации  взаимосвязаны  между  собой  и  в  этой взаимосвязи   приобретают    новые,    интегративные    качества.    Система профориентации   выполняет   диагностическую,   обучающую,   формирующую   и развивающую функции.
       Профориентация  является  непрерывным  процессом   и   осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Цели профориентации  продиктованы обществом,  его  задачами,  потребностями.  Ведущей  целью  в   деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.  На основе общей стратегической цели и  главных  задач  профориентации  учитель ставит перед собой задачу  и  более  близкие,  конкретные  цели:  вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений  и  навыков,  раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание  эстетического  сознания, нравственности  и  т.д.  В  результате  это   определит   уровень   развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников  их цели могут быть направлены на решение близких   и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей.  Деятельность,
ограниченная постановкой и  реализацией  эгоистических   целей,  приобретает потребительский  характер,  а  не  созидательный,  тем   самым   ограничивая развитие полноценной личности.
   Своеобразными  оказываются  результаты   деятельности   педагогов   и
воспитанников  в  процессе  профориентации.  Продукт  деятельности  педагога воплощается в  психическом  облике  школьников  –  в  их  знаниях,  умениях, навыках, чертах личности,  мировоззрении,  духовных  потребностях.  Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание  собственного  роста (интеллектуального,  нравственного,  эстетического,  творческого  и   т.д.), стремление  к  более  сложной  и  совершенной   деятельности   –   результат деятельности ребенка [10].  
      Продукт  деятельности  школьников  –  конкретный  выбор  профессии,  в котором реализуются  их  знания,  умения,  познавательные  возможности.  Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая  подготовка  в школе   должна   быть   не   имитационной    вне   личностного   участия   и заинтересованности,  не  формальной,   а   именно   общественно-   полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека.  Об  этом говорилось  ещё  в  учениях  выдающихся  педагогов  –   мыслителей   прошлых столетий.
   Необходимо  помочь  школьнику  выбрать  именно  ту  профессию,  чтобы
требования,  которые  она  предъявляет  к  работающему,  совпадали   с   его
личностными  качествами   и  возможностями.   Неоценимую   помощь   человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего  я  хочу?  что  я  могу?,  окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
  Характеристика этапов профориентационной работы в общеобразовательной школе по Чистяковой С.Н. :
   Первый этап (1 - 3 классы). Для учащихся этого возраста характерно эмоциональное восприятие , стремление во всем походить на взрослых, у них закладываются основы нравственных представлений ,происходит усвоение моральных норм и правил поведения ,проявляются первые признаки осознания собственной  значимости самостоятельности .Склонность к активной деятельности – постоянная черта младших школьников. 
  Второй этап (4 –  6 классы). Его цель – воспитывать нравственные, идейные, трудовые основы выбора учащимися жизненного пути . Как правило , именно в этом возрасте особенно сильно проявляются наклонности к технике. Младший подросток характеризуется зримым развитием нравственного сознания, зарождением жизненных и профессиональных идеалов. В это же время появляется и потребность в осознании себя как личности.
  Решению этих задач в наибольшей мере способствует рационально организованный труд учащихся в школьных мастерских , где они в процессе изготовления полезной продукции на практике знакомятся с рядом рабочих профессий , получают обще трудовые знания и умения по технологии и монтажу, обслуживанию техники, конструированию и расчетам. В процессе обслуживающего труда школьники знакомятся с основными процессами и профессиями этой сферы, получают первоначальные трудовые умения и навыки.
Третий этап (7 -10 классы). Это этапы самоопределения и выбора профессионального пути. На основе сложившегося на предыдущих этапах отношения учащихся к труду и к своим гражданским обязанностям в этот период необходимо сформировать в том , что лучшим началом любого жизненного пути является работа в сфере общественного производства, что рабочие профессии могут не только сами по себе стать делом всей жизни,  но и открывать наиболее эффективные пути к достижению самых больших высот в любой сфере деятельности, что рабочие профессии дают неоценимое знание законов жизни, создают прочную базу для успешного развития любой области науки и культуры. [11].    
   1.2. Особенности профессиональной социализации умственно отсталых учеников
 
Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным санитарным требованиям, мастерские не оснащены современным промышленным оборудованием, у школ не хватает необходимых материалов, не налажена связь с производством. Вследствие этого даже в старших классах производительный труд имеет уровень общественно полезного ремесленного труда. [12].
По данным исследований Щербаковой А. М. значительная часть экспертов - руководителей школ (37%) указывает на перегруженность теоретическими сведениями и повышенный уровень сложности программ по труду. Также более 50% учителей считают не всегда оправданным наличие теоретических тем в программе трудового обучения. Из придерживающихся такой точки зрения респондентов 78% убеждены, что теоретические сведения не используются выпускниками вспомогательной школы в самостоятельной жизни. При этом, как известно, в школьной практике именуются теоретическими все те знания, которые реализуются не непосредственно в процессе изготовления изделия, а опосредованно. Например, знания о свойствах материалов используется при выборе того или иного способа технологической обработки. Здесь мы встречаемся с бытующим в практике школы непониманием важности интеллектуализации трудовой деятельности умственно отсталых детей как одного из ведущих элементов коррекционной работы. Одной из причин такого положения является то, что большинство учителей труда не имеют дефектологического образования. В связи с этим определенная часть педагогов, не смотря на большой стаж, не владеет коррекционными приемами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения [13].
С первых дней обучения в 5-ом классе учащиеся начинают изучать профессиональные приемы работы. Насколько успешно ученики начнут общий период обучения, зависит от того, хорошо ли знает учитель особенности их учебной и трудовой деятельности, учитывает ли психологическую и физиологическую готовность учащихся к тому или иному виду труда.
Обучение умственно отсталых школьников в 4-ом классе представляет собой пропедевтический период трудовой подготовки. Задача учителя в этот период - продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей воспитания для последующего распределения учащихся по группам трудового обучения. Но во многих школах происходит лишь традиционное разделение на мальчиков и девочек. Это связано с тем, что многие вспомогательные школы из года в год традиционно готовят столяров и швей, хотя возможности трудоустройства по названным специальностям ограничены, особенно в небольших городах. Не всегда принимаются во внимание индивидуальные особенности и способности учеников. Как следствие этого многие выпускники впоследствии работают не по специальностям, полученным в школе, а выполняют тяжелую неквалифицированную работу.
В систему профориентационной деятельности вспомогательной школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-за того, что часто вспомогательные школы являются школами интернатного типа и из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся.
Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.
Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной профессиональной ориентации и организационной работы по трудоустройству[14] .
Подводя итог данного раздела, нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа, должна начинаться еще при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников вспомогательной школы весьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы во вспомогательных школах должны стать профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.
Результаты исследований свидетельствуют, что умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и производственными коллективами. Важно определить, чем руководствуются умственно отсталые учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.
Для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги и родители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а если нужно, то и оказать консультативную помощь.
В настоящее время во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствует целенаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей по труду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузов предполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучением школьников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющие дефектологического образования.
Вспомогательная школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.  
 
  Характеристика этапов профориентационной работы во вспомогательной школе по Мироновой С.П.
Пропедевтический этап – 1-3 класс – ознакомление учеников с миром профессий в общем и типами , которые ученик вспомогательной школы может освоить; прививание у ребенка любви к людям труда; профдиагностика.
Собственно ориентационный – 4- 5 класс – углубленное знакомство с профессиями , которые ученики вспомогательной школы могут освоить в условиях вспомогательной школы; профессиональное определение каждого ученика; профдиагностика , профконсультирование, профессиональный отбор.
Базовый – 6-8 класс – формирование психологической и моральной готовности  к работе за конкретную профессию , полученную во вспомогательной школе.
Определяющий – 9-10 класс – расширение и углубление знаний про собственную профессию, развитие профессионально значимых качеств и способностей , выбор конкретного места трудоустройства [15]. 
Профориентационная работа во вспомогательной школе проводится комплексно – педагогами, медиками , воспитателями продленного дня, психологом с привлечение родителей.  Происходит работа в процессе обучения ( уроках чтения, ручного труда, профессионально – трудового обучения , природоведенья и др.) , воспитательных часах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ІІ. Экспериментальное исследование профессиональной социализации умственно отсталых учеников
2.1. Организация и методики исследования
Диагностические исследования проводились на базе специальной коррекционной школы № 45, в 10 классе города Луганска. Возрастной диапазон детей 16-18 лет с диагнозом легкая умственная отсталость, II отделение с сопутствующими заболеваниями. В диагностики задействовано 4 учеников: 4 мальчика. Цель диагностического исследования выявить уровень профессиональной готовности, готовы ученики к дальнейшей социализации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.