На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Миф - как категория культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором  миф являет собой его неотъемлемую часть. И миф, и культура имеют  непосредственное отношение к знанию о человеке. Сам миф есть знание. Более того, он – воплощение духовного  культурного наследия. В нем запечатлено  в символической форме знание всех народов, которые когда–либо жили на Земле.
В мифе как системе мировоззрения  человек воспринимается как целостная  структура, находящаяся в важной соотнесенности со всем Мирозданием. Другими словами, проблема человека в данном случае увязывается с вопросами о возникновении Мира и самого человека, о его месте в Мире, эволюции Мира и человека.
Миф – это система мировоззрения  и мировосприятия. Миф представляет собой древнее знание, которое  тщательным образом сберегалось  на протяжении тысячелетий, поскольку  являлось необходимым условием выживания  социума. Знание это сберегалось  во времени, оно также охранялось от непосвященных; миф как система  древней мудрости всегда принадлежал  тайной сфере знания, в отличие  от культовых представлений, открытых для большинства членов социума.
Для наилучшего понимания  мифологической картины мира, необходимо раскрыть понятие «Миф», объяснить  мифологию как систему мировоззрения  и мировосприятия. Понять значимость мифа для выживания социума. Для  понимания мифа как основы передачи во времени великих, вневременных истин, необходимо отследить общую картину  мифов разных народов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Мифология как феномен культуры
1.1  Что такое миф?
Что такое мифы? В «школьном» понимании – это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деянии древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Само слово «миф» греческое и означает предание, сказание. Вплоть до 19 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы. В первой половине 19 в. научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.
Сравнительно – историческое изучение широкого круга мифов позволило  установить, что в мифах различных  народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К  числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о  животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных и людей. Очень древние мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд. Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека. У культурно отсталых народов таких мифов мало.
Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении  и введении тех или иных культурных благ, добывание огня, изобретении  ремесел, земледелия, а так же установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев  и обрядов.
1.2 Изучение мифологии.
  Современные исследователи мифологии коренным образом расходятся во взглядах на природу, круг содержания и значения древних мифов. Некоторые смотрят на них как на плоские, суеверные сказки, малоинтересные по своему умственному и духовному содержанию. Другие полагают, что мифы древних представляют одно из глубочайших достижений человеческого духа, вдохновенное творение талантливых мифотворческих умов, не испорченных модным научным подходом аналитического мышления и поэтому открытых для глубоких космических прозрений, сокрытых от современного думающего человека. Общепринятой теории мифа до сих пор нет.
Античные мыслители эпохи  расцвета Греции и Рима первыми попытались оценить значение мифологии; их очень  упрощенные объяснения продержались вплоть до 18 в. Все их можно свести к нескольким видам: по одному объяснению, мифы представляют собой аллегории и символы природных и нравственных явлений; по другому, это произвольные выдумки поэтов или даже результат сознательного обмана со стороны жрецов; по третьему, мифы – это истории вовсе не божеств, а выдающихся людей глубокой древности, впоследствии обожествленных. Так или иначе, народные мифы в их традиционном виде отвергали почти все античные философы.
Своеобразно толковал проблему мифа З. Фрейд (1856 – 1939) – вместо первобытного мышления играет роль подсознание как  область образов, физиологически обусловленных, но под влиянием социальных запретов оттесненных в настоящее время  из области собственно сознания. По его учению: «Миф – это кусок  преодолений младенческой душевной жизни народа».
Согласно Б. Малиновскому (1884 – 1942), «миф – не объяснение каких–то явлений, а выражение веры: на просто повествование, но переживаемая действительность. Если его изучать без отрыва от той жизни, в которой он существует, то окажется, что миф – не символ, а непосредственное выражение своего содержания. В первобытной культуре миф выполняет важную функцию: он выражает и обобщает верования, обеспечивает и укрепляет общественную мораль того общества, в котором он сложился, доказывает целесообразность обряда и  культа и содержит практические правила  человеческого поведения».
Последнее направление изучения мифологии имеет многочисленных последователей среди этнографов и фольклористов. Оно отвергает простое и изящное. Для них мифотворчество – это обобщение закономерностей существования явлений природы и общества, сделанное без помощи абстрактных понятий, а с помощью метафор.
 
 
 
 
 
 
 
II. Влияние мифов на человека 
 
2.1  Мистическая сопричастность как основное отношение мифа
Можно просто зафиксировать  тот факт, что миф стоит вначале  человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо  его существование. К числу таких  потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства с миром.
Есть два крайних полюса, два ценностных отношения к миру – как «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого», объективного, нечеловеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущение внутреннего родства с миром, сегодня воспринимается как одно лишь из возможных отношений к бытию. Но для первобытного человека это отношение было единственно возможным. Иное мироощущение повергло бы первобытного человека в состояние не проходящей тоски и отчаяния перед противостоящими ему бездушными и всемогущими силами.
Способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Об этом блестяще написал Фрейд: «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг очеловечивания природы. С безличными силами и судьбой не вступить в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но … если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх … А может быть ты даже не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против … сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы ни попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить …». Такое мироощущение и составляет первооснову мифа.
Чувство одушевленности природы  не есть исключительно достижение мифологической эпохи. И современный человек  разделяет природные и смысловые (ассоциативные) характеристики вещей, тогда как в мифе они отождествлены  безо всякой возможности различения. Собственно говоря, слово «отождествление» здесь не совсем уместно, ибо в  мифе смысловые свойства изначально воспринимаются, как природные, а  ассоциативные связи между явлениями  – как причинно – следственные. Французский этнограф Леви-Брюль приводит рассказ одного миссионера о том, как он показывал индейцам фигурки животных, изобразив их на стене с помощью теней от пальцев. На следующий день племя наловило больше рыбы, чем обычно, и все принялись упрашивать миссионера вновь показать те же фигурки, «спектакль теней» был воспринят ими как подлинная причина богатого улова. Леви-Брюль называет подобного рода связи, устанавливаемые мифом, «мистическими связями, или мистической сопричастностью вещей и явлений. Мистическая сопричастность есть основное отношение мифологического мира; мистическая сопричастность – это ассоциативно – психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемая как способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений. ».
Но там, где господствуют мистические связи, нет вещей  и животных в нашем понимании. «Для первобытного сознания, - подчеркивает Леви-Брюль, - нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову». Миф есть царство всеобщего оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленнее существо; животное – и животное (добыча) и священный дух; солнце – это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе, но одновременно это и грозный бог, дающий и плодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечто изначальное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.
2.2  Языческие боги – мифические существа
Миф – это способ человеческого  бытия и мироощущения, целиком  основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает явления природы как одушевленное существо.
Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в точном значении, какое оно  приобрело в наши дни.
Космос – это древний  образ мироздания, в котором человек  не «царь природы» (это понимание  возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы  выжить в этом психологическом космосе, человек должен себе найти могучих  покровителей среди окружающих его  существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми он испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов  оказываются наиболее значимые для  конкретного племени силы и явления  природы, одушевленные мифологическим воображением.
У каждого племени возникают  свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший  уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного  универсализма христианской Европы в древности каждому обособленному языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека.
Каждое племя имеет  своих священных предков, которые  чаще всего отождествляются с  некоторыми животными. Такая система  верований получила название тотемизма. Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее  между демоном, человеком и животным. Реальные животные не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И  мифологическое мышление ничуть не смущается  очевидной логической несовместимостью этих характеристик. В ответ на вопрос действительно ли он верит в то, что предком его племени была выдра, индеец объяснил, что « они  вовсе … не думают, будто это  была такая же выдра, какие существуют сейчас. Выдры, от которых они произошли, были людьми – выдрами, а не животными: они обладали способностью менять облик  мужчины или женщины на облик  выдры».
2.3  Фетишизм
Другим характерным для  мифа верованием являлся фетишизм. Фетишизм – есть обожествление особого  предмета, как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой племени. Предмет, к  которому относятся подобным образом, и есть фетиш.
Конечно, можно оценивать  миф, сравнивая его с современной  системой знаний, однако это увело  бы нас далеко в сторону от его  действительного назначения. Миф  не призван давать объективную картину  мира, он призван придавать миру смысл. Так «индейцы пуэбло верят, что  они дети Солнца-Отца, и эта вера открывает в их жизни перспективу  …, выходящую далеко за пределы их ограниченного существования. Это  … позволяет им жить полноценной (смысловой) жизнью». И в то же время  надо помнить, что эта смысловая  полнота достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства  человека.
«Человек видел в себе лишь продолжение жизни природы  и готов был обрекать на смерть тех, кто уже не мог воплощать  в себе расцвет обожествляемых природных  сил. При появлении первых признаков  упадка сил богочеловека следует  придать смерти. Убивая богочеловека в расцвете сил и предавая его  дух могучему преемнику, первобытный  человек предупреждал все опасности».
 
2.4  Мифы и магия
В мифе не только человек  зависит от мироздания, но мироздание зависит от человека. Мистическая сопричастность носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг другу, то судьба каждого из них действительным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним, а к их смысловым двойникам, к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии. Между человеком и его изображением (или его вещью, клочком волос и т. д.) существует мистическая связь, а потому можно подействовать не человека (убить или внушить любовь), действуя на изображение (или на прядь его волос и т. д.).
Отсюда можно сформулировать определение магии. Магия – это  способ воздействия на вещи через  использование не их объективных  свойств, а их мистической сопричастностью  друг к другу. В магии мистическая  связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе (а миф – это не рассказ, а  сама жизнь) такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и  ритуал, и слово магически связаны  с миром грозных божественных сил, они могут вызывать гнев, а  могут и усмирить их. Да и само слово не есть слово в нашем  понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом  или явлением, это слово – магический символ, слово – заклинание и  неосторожное обращение со словом может  грозить мировыми катастрофами. «В … древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Так  в карельских эпических песнях древнейший герой Вейнемейнен не пользуется мечом, а всего добивается словом, песней». Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ним магическую власть. Отсюда – скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени. Итак, магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение ее силами. Магия не могла влиять на объективное свойство вещей, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. «Функция магии, - Замечает западный антрополог Б. Малиновский, - заключается в поддержании веры в победу надежды над отчаянием».
 
2.5  Миф как отрицание индивидуальности и свободы
В мифе человек магически  овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к  ней обращается. В мифе и магии  человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами. Но древний человек не стремится к свободе. Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления проявлений свободы.
Надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление  творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и  не готов совладать с собственной  свободой. И даже в более позднюю  эпоху, когда человек уже вышел  из первобытного состояния и стал понемногу овладевать силами своей  души, он воспринимал свой самоконтроль как результат помощи богов мудрости – против бога гнева и ярости. В этих условиях психическая жизнь  первобытного человека могла быть упорядочена  лишь с помощью магических обрядов  и ритуалов, программирующих его  бессознательное и направляющих течение душевной жизни по социально  приемлемому пути. «Власть нравственного  закона и его запреты первоначально  были магической властью». Мифологические ритуалы сплачивали общину и образовывали магический мост, оживляющий в душах  связь между миром обыденного и миром священного. Социальные правила  и запреты, освященные именем богов, внедрились не только в сознание, но и в бессознательные глубины  души.
Миф есть не только способ смысловой  консолидации человека с природой, и это и способ консолидации индивида с общиной, которая воспринималась как часть обожествленной природы. Каждый человек целиком отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Не было отдельного «Я» - каждый воспринимал себя как частицу общего «Мы», - только так можно было обеспечить сплоченность примитивного коллектива в условиях негарантированного выживания. Законы коллектива не были написаны на бумаге. Они были неотъемлемы от самой коллективной жизни, рассматриваемой как продолжение священного космического порядка.
Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов. Миф  руками вождей и старейшин избавлялся от тех, кто не вписывался в его  тоталитарную структуру, стабильность общества достигалась за счет консервации  сложившихся в прошлом порядков.
 
 
III. Сущность и назначение мифологической картины мира
Горизонты нашего познания безграничны: мы никогда не можем  знать окончательно, как устроен  мир. Даже в самом отдаленном будущем, при значительном прогрессе науки  можно будет говорить лишь о том, что наука дает нам только модели природных процессов, их научные  «картины». Наши представления о пространстве и времени, движении и взаимодействии атомов – это просто картина, изображение реальности, но не она сама. Рано или поздно, но обязательно наступит время, когда в свете новых знаний то, что казалось незыблемым, отступит на второй план, и придет время заменить одну картину реальности другой, более верной.
Ответы на вопрос о мироустройстве могут сильно разниться у христианина  и мусульманина, философа и естествоиспытателя, ученого семнадцатого века и современного. В истории человеческой мысли  существовало и существует множество  различных картин мира – мифологическая, религиозная, философская, естественнонаучная.
Что объединяет различные  картины мира? Что означает само понятие «картина мира»? Какие представления, знания обязательно включает в себя любая картина мира?
Прежде всего, картина  мира отвечает на важнейший мировоззренческий  вопрос о сущности человека и его  месте в мире. Именно от решения  этого вопроса зависят наши ценностные ориентации, цели, направленность нашего развития.
Во-вторых, в каждой картине  мира есть представления об объектах существующих в мире: их разнообразии (живые – неживые; люди – животные – растения; земные и сверхъестественные существа и т.д.), организации, взаимодействиях. Т.е. картина мира дает системное представление о существующих в пространстве и времени объектах.
В-третьих, исходя из вышеизложенного, картина мира обязательно включает в себя представления о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце.
В-четвертых, в картине  мира присутствуют представления об основных законах, правилах, которым  подчиняются все элементы мира (будь это божественные установления в  христианской; закон кармы в буддистской  или три закона Ньютона в классической научной картине мира).
В-пятых, ответ на вопрос о смысле и цели происходящих в мире процессов. В христианской картине цель мировой истории – достижение высшего блаженства и гармонии, слияние мира с Богом; в научной картине мира этот вопрос считается бессмысленным, но негативная точка зрения также ответ, пусть и отрицательный.
Таким образом, любая картина  мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные  мировоззренческие представления  о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что  и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл  и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира.
В мифологической картине  мира все объекты живые, имеют  душу. Все миры (например, мир живых  и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству  разнообразных законов, нарушение  которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить  его своей воле, чтобы он летел  прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное  разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно  обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине  мира появляются представления о  всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.
Философская картина мира опирается на систему теоретических  взглядов, рассматривает мир как  упорядоченное целое, выходя на уровень  понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия  включает в себя множество школ и  направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем  говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической  и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Первая научная картина  мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность.
Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение  физических законов; человек и общество просто частные случаи природных  объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей – понимается как  электрические импульсы в его  нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они  лишь подчиняются вечным неизменным законам.
Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные  изменения: появились представления  о поле, как форме структурной  организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины  мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются  как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности  пространства и времени: их зависимости  от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят  от того, как оно движется), а также  сопряженности пространства и времени  между собой. Наука открыла, что  атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными  свойствами, например, находиться с  определенной долей вероятности  в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления  о сущности случайности и необходимости, открытости мира – разуму. В связи  с появлением кибернетики, таким  же фундаментальной категорией как  «материя» и «энергия» стала  категория «информация»: речь идет о переходе не только вещества и  энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света – энергия, порождает зрительный образ – информация).
Однако, несмотря на столь  большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину  мира. Судя по всему, мы вновь на пороге революционных изменений. Что принесет нам третья научная революция? Как  изменится научная картина мира?
Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной  и научной картинами мира существует философская картина мира. Она  формируется в период распада  мифологической картины мира, исторически  оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной картины мира. При этом мы можем говорить о взаимовлиянии, т.к. изменение основ и содержания научной картины мира оказывает  воздействие на развитие философии: примером может служить кризис в  естествознании конца Х1Х – начала ХХ вв. и его последствия для  философии, уже рассмотренные нами ранее. Это объясняется тем, что  их история и логика формирования, принципы имеют общие основания, взаимосвязаны, поэтому философская  и научная картина мира дополняют  друг друга, что проявляется, прежде всего, в развитии методологии познания.
Мы говорили уже о разнообразии существующих философских картин мира, но их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек – мир. Традиционно в учебной литературе выделяют два наиболее существенных типа философских картин мира –  субъективистские и объективистские. С точки зрения первого, каждый живет  в своем мире, реальности своего сознания; истина субъективна; человек  одинок в проживании своей экзистенциальной ситуации. С точки зрения объективистского подхода, мир существует, и его  существование не зависит от воли и желания людей, т.е. объективно; мир познаваем, истина существует, и  она для всех одна.
 
 
 
 
 
 
IV. Сущность мифа в трудах З.Фрейда
Культурологическая теория З.Фрейда
В ЦЕЛОСТНОЙ форме свою культурологическую концепцию З.Фрейд изложил в  книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних  работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие - происхождение). Этот теоретический принцип был применен З.Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.
С чего же начинается культурная история  по Фрейду? Для ответа на этот вопрос З.Фрейд первоначально характеризует  докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий З.Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности". Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал свое тотемическое животное, своего бога. Тотемическое животное замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями.
Но после отцеубийства сыновьями  овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к раздорам запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (кровнородственное объединение). Это явление получило название экзогамии. Она представляет собой брачно-семейные отношения, исключающие половую связь между членами одной близкородственной общности в отличие от эндогамии, разрешающей подобные отношения.
Впоследствии образ отца был  заменен на тотемическое животное, на которое был перенесен запрет: тотем нельзя убивать. Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотемическое животное убиваю
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.