На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Московская ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
Кафедра «Педагогика и психология»
 
 
 
 
Курсовая работа
 
по дисциплине: «Аудиовизуальные методы обучения»
на тему: «Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком»
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 5  курса
Специальности:
Педагогика и психология
Абрамовских Е.Ю.
Проверил:
КПН, доцент
Ермаков М.Е.
 
 
 
 
Малаховка 2011
Содержание
1 Введение
Основная часть
2 Физиологическое восприятие информации
3 Тенденции восприятия аудиовизуальной информации
4 Особенности восприятия аудиовизуальной информации
Заключение
5 Преимущества аудиовизуальной информации. Восприятие визуальной информации пользователем
6 Список использованной литературы
 
Введение
 
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
За последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Прежде, чем давать характеристику современным средствам обучения иностранному языку, необходимо обратиться к их классификации с тем, чтобы обозначить те существенные признаки, по которым эти средства обучения можно отбирать. Затем, обращаясь к их природным свойствам, важно показать их дидактические свойства и функции, т.е. роль и место в учебном процессе. Тогда только можно с уверенностью говорить о том, какие средства обучения необходимы для решения тех или иных дидактических задач в соответствии с используемой концепцией обучения и обозначенным выше целеполаганием.
В основу предлагаемой классификации СО иностранным языкам положены признаки, существенные для учебного процесса:
1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);
2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);
3. Характер визуального изображения (статичные, динамичные);
          4. Способ применения на уроке (демонстрационные, раздаточные).
 
 
Основная часть.
2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
 
Сознание не контролирует даже собственное содержание и процессы формирования этого содержания – процессы восприятия, памяти, мышления. Восприятие обеспечивается сенсорными системами – анализаторами.
Анализаторы, в биологии – сложные системы чувствительных нервных образований, осуществляющие восприятие и анализ информации о окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения.
Анализатор получает название по тому виду сенсорной информации, для восприятия которого он специально приспособлен – зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные стимулы, а также сила тяготения. Каждый анализатор состоит из периферического, или воспринимающего, отдела – рецептора (все органы чувств – глаз, ухо и др.), проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.
Термин введен И. П. Павловым в 1909 и в основном использовался в СССР. В западных странах закрепилось название – «сенсорная система».
Сенсорная система представляет собой:
1) детекторы стимула (сенсорные клетки) – специализированные рецепторные нейроны;
2) первичный воспринимающий центр, куда сходится информация от группы детекторных блоков;
3) один или большее число вторичных воспринимающих и интегрирующих центров, получающих информацию от первичных воспринимающих центров. В более сложных нервных системах интегрирующие центры связаны также друг с другом. Взаимодействие этих центров и создает «восприятие».
Сенсорная система начинает действовать тогда, когда какое-либо явление – стимул, или раздражитель, – воспринимается чувствительными нейронами – первичными сенсорными рецепторами. В каждом рецепторе воздействующий физический фактор (свет, звук, тепло, давление) преобразуется в потенциал действия.
Нервные импульсы, вырабатываемые рецепторами, передаются по сенсорному волокну в воспринимающий центр, ответственный за данный вид ощущений. Как только импульсы достигают первичной зоны переработки, из деталей сенсорных импульсов извлекается информация. Само поступление импульсов означает, что произошло событие, относящееся к данному сенсорному каналу.
В последующих интегративных центрах сенсорной системы может добавляться информация из других источников ощущений, а также информация памяти о сходном прошлом опыте. При восприятии цветка, например, происходит выделение его цвета, формы, размера и расстояния до него. Таким образом, восприятие представляет собой ряд переходов (рис. 1):
?      стимул;
?      детекторы стимула;
?      первичный воспринимающий центр;
?      (интегрирующий) воспринимающий центр.
 

Рисунок 1
 
В какой-то момент природа и значение того, что мы ощущаем, определяются в результате осознанной идентификации (лат. indentifico – отождествлять), которую мы называем восприятием.
Каждый рецептор при своем возбуждении (воспринятый сигнал о Событии-Факте) посылает сенсорную информацию по цепи синаптических переключений, специфичных для данной сенсорной системы; при этом сигналы передаются на более высокие этажи мозга. На каждом уровне сигнал подвергается дополнительной обработке. После того как физические раздражители – световые или звуковые волны, запахи, жар, холод, постоянное или вибрирующее давление – были преобразованы рецептором в нервные импульсы, они уже не имеют самостоятельного значения. С этого момента физическое событие существует только в виде кода нервных импульсов в специфических сенсорных каналах нервной системы. Впоследствии мозг реконструирует Образ События-Факта, складывая вместе всю информацию, получаемую в данный момент от каждого из активированных рецепторов. Вот эта-то совокупность информации и интерпретируется мозгом для создания той конструкции, которая называется «восприятием» События-Факта (рис. 2).
 

Рисунок 2
 
Таким образом, сенсорная система представляет собой результат ряда переходов:
Факт                            Событие
Фикция              Исходящий сигнал
Фантом              Воспрнятый сигнал
Фикция              Код нервных импульсов
Фантом              Реконструкция Образа События-Факта
Фантом              Конструкция События-Факта
Из изложенного материала видно, что на уровне рецептора (до «осознанной идентификации, которую мы называем восприятием») наши органы чувств обрабатывают входящий сигнал на
- информационном уровне (+ или -);
- минеральном уровне (взаимодействия молекул);
- клеточном уровне (взаимодействие структурных элементов клетки);
- организменном уровне (орган чувств и проводящие сигнал пути).
При поступления сигнала элементы сенсора-анализатора взаимодействуют между собой в зависимости от характеристик сигнала.
Новое взаимодействие в пространстве сенсора-анализатора рождает новый сигнал испускаемый сенсором-анализатором на следующий уровень сигнальной системы.
Следующий уровень также представляет собой сенсор-анализатор.
Таким образов, система восприятия – это:
Сигнал – сенсорный рецептор – Сигнал – сенсорный рецептор (нейрон) – Сигнал сенсорный рецептор (нейрон) .....- Восприятие
Сенсорная система (анализатор) включает в себя не только периферически расположенные экстероцепторы, но и всю систему обработки передаваемых ими сигналов. Например, таким образом оптические биосенсоры, или фоторецепторы, превращают оптическое изображение в нейроизображение.
Чтобы почувствовать, как наш собственный мозг видит и обрабатывает информацию, заключенную в нейроизображении, поставим простой эксперимент с последовательными образами.
Войдем в хорошо затемненную комнату и адаптируемся к темноте в течение 10-15 мин. Затем возьмем в правую руку заранее приготовленную импульсную фотовспышку, направим ее на ближайший предмет – вначале на собственную свободную руку – и нажмем спусковую кнопку. Вспышка длительностью около миллисекунды давно кончилась, свет уже не действует на нашу сетчатку, но мы четко видим... нейроизображение собственной руки. Уберем ее за спину: где же она на самом деле?
Глаз (точнее зрительная система!) говорит, что рука перед нашим лицом, а соматосенсорная система утверждает, что рука за спиной... Примерно в течение 10 с, пока мы еще видим так называемый последовательный образ, попробуем сделать легкое и плавное движение головой или телом – слегка повернем голову, чуть-чуть отклонимся вперед или отступим на полшага назад – и сможем изучать работу собственного мозга, удивляясь тому, как другие сенсорные системы влияют на характер нейроизображения.
Мы смотрим глазом, а видим мозгом. И не удивляемся тому, что это давным-давно известное человечеству свойство сенсорных систем нашло свое отражение в языке: «смотреть» и «видеть», если речь идет о зрении, «слушать» и «слышать» – о слухе, «нюхать» и «чуять» – это уже об обонянии.
Таким образом, в основе восприятия информации извне лежат сенсорные рецепторы, которые понимают язык внешней среды.
За ними располагаются более или менее совершенные звенья центрального анализа, но они общаются и друг с другом, и с сенсорными рецепторами исключительно на языке нервных сигналов.
Таким образом, в состав сигнальной системы представляет собой ряд следующих последовательных шагов:
- Сигнал;
- прием сигнала;
- распознавание характеристик;
- обработка-взаимодействие;
- формирование исходящего сигнала;
Формирование исходящего сигнала – обеспечиваются алгоритмами и программами.
Алгоритм – способ (программа) решения задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
Программа (греч. от рго – прежде, вперед, grapho-пишу) – содержание и план деятельности, работ.
Алгоритмы и программы обеспечивают анализ принятого сигнала:
- избирательное выделение из сигнала его отдельных составляющих (излучения определенного спектра),
- фиксацию отдельной характеристики сигнала (на квант света – да, на другие излучения – нет)
- взаимодействие с сигналом (квант света = изменение потенциала).
Результат анализа – формирование «однозначного» исходящего сигнала (электрический импульс).
Таким образом, сенсорный рецептор (например, фоторецептор) представляет собой систему, преобразующую по определенной программе, входной сигнал (квант света) в выходной сигнал (электрический импульс).
 
3 ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
 
У нас в стране и за рубежом в последнее десятилетие интенсивно разрабатываются и широко используются аудиовизуальные средства с оригинальными частными решениями, ведется постоянный поиск режимов, обеспечивающих быстрое восприятие и надежное запоминание зрителем значительного количества сведений и данных. В этой области отмечаются следующие тенденции:
1. При разработке новых аудиовизуальных средств в программы закладываются концептуальные модели психофизического плана, которые учитывают особенности физиологии зрения, слуха и мышления предполагаемой аудитории зрителей. Программы строятся с учетом региональных особенностей зрителей.
2. В каждом конкретном случае комплекс технических средств проектируется так, чтобы максимально удовлетворять требованию комфортности для каждого зрителя, т. е. обеспечить идеальные условия обзора, исключить излишнее напряжение зрения и слуха, создать условия наилучшего восприятия и усвоения информации. Разработчики стремятся к тому, чтобы новые технические средства обеспечивали высокую скорость подачи материала с минимумом потерь при восприятии информации.
3. Информационная модель воздействия на обучающегося, как правило, строится в расчете или на людей западной культуры с конвергентной (сходящейся) концепцией мышления, или на людей восточной культуры – с дивергентной (расходящейся) моделью; в расчете на два типа памяти (логическую и ассоциативную), а также на целый ряд других основополагающих принципов и механизмов мышления.
4. Наблюдается стремление добиться максимального эффекта сопричастности зрителя (в данном случае посетителя выставки) к ситуации, изображаемой на экране. Даже сложились определенные соотношения между полнотой имитации «эффекта присутствия» и стоимостью комплекса необходимых для этого технических средств.
5. Высокие эксплуатационные характеристики современных аудиовизуальных средств обеспечиваются исключительно высококачественными фото- и киноматериалами, совершенными материалами для магнитной записи.
В связи с широким использованием аудиовизуальных средств перед разработчиками возникает множество научных и технических проблем. Одной из таких проблем является обеспечение эффективного взаимодействия ABC с аудиторией в форме диалога. В основу воздействия технических средств закладывается типовой алгоритм реализации циклограммы.
Содержательно такой алгоритм наполняется примерно следующей семантикой:
1. Привлечение внимания зрителя к теме путем:
- создания на экране зрительных (световых, цветовых, яркостных, семантических и т. д.) контрастов в пределах световых частот, воспринимаемых человеком;
- создания слуховых (звуковых и звуко-семашических) контрастов в области звукового, ультразвукового или инфразвукового диапазона частот;
- создания на экране необычной (конфликтной, динамической и т. д.) ситуации;
- активизации природной человеческой любознательности (трансформации смысла; показа фантастических кадров, моды, стиля и т. д.);
- создания комических ситуаций.
2. Настройка психики зрителя:
- навевание определенных ощущений (состояний или настроений);
- направление мышления в определенное русло на фоне вызванного настроения.
3. Фиксация внимания зрителя с помощью различных средств художественной техники (растяжки кадров, мультипликации, монтажа фактографической и образной фотографии и т. д.).
4. Воздействие на интеллект и поведение зрителя осуществляется в четырех направлениях: на сознание, на подсознание, на ощущения и чувства. При этом влияние на поведение реализуется как развитие непосредственного воздействия на интеллект;
- прямым побуждением (прямым указанием, что нужно сделать);
- возбуждением мотива соперничества;
- подчеркиванием значительности каждой личности и важности ее конкретного поступка в данной ситуации;
- намеком на возможность выделиться, отличиться, получить некоторые преимущества при определенном (подсказываемом) поведении.
5. Возвратная информация – повтор только что пережитого, заставляющий зрителя еще раз вернуться к основной теме, сделать подсознательное обобщение или оценку конкретной ситуации.
6. Мемориальная информация – представление титрами галереи авторов и марки устроителей показа рекламы (студии, фирмы, региона, страны и т. д.), побуждающее зрителя запомнить программу и тех, кто ее создал.
Особую проблему составляет использование системы рабочих (технологических) кодов и шифров подачи аудиовизуальной информации. В настоящее время подача такой информации реализуется в основном по одному из двух вариантов:
а) с временным суммированием сигналов, поступающих в зрительный и слуховой анализаторы человека;
б) с пространственным суммированием сигналов.
В ряде психофизиологических исследований было установлено, что многие неощущаемые (субпороговые) сигналы звуковой и зрительной модальности подчиняются правилам суммирования. Вследствие суммирования воспринимаемых сигналов, отношение общего (суммарного) полезного сигнала к «шуму» возрастает пропорционально корню квадратному из числа элементарных генераторов (в данном случае проекторов), включающихся одновременно, или числа монотонно следующих сигналов от одного проектора.
Оба типа суммирования сигналов по зрительному и слуховому каналам применяются в ABC. Однако в последнее время предпочтение все больше отдается пространственной (одновременно на нескольких экранах) схеме проекции, работающей в старт-стопном режиме. В этом случае восприятие информации улучшается, а ее объем, воспринимаемый в единицу времени, резко возрастает. Вероятно, именно поэтому проекция слайдов на 6, 9 и 15 экранов более действенна, чем на один. Однако «число Миллера» (7±2) указывает, что, по всей видимости, число экранов от 5 до 9 является оптимальным:
Главное достоинство аудиовизуальных средств – высокий эффект информационного воздействия на аудиторию.
ABC активизируют процесс ассоциативного мышления, воображение и фантазию человека, «приводят в действие» его интуицию и тем самым повышают его творческую активность, стимулируют рождение новых идей и технических решений.
Использование ABC требует высокого профессионализма при разработке программ, глубоких знаний психологии воздействия на человека, четкой постановки задач и высокого искусства реализации необходимой информации.
При отображении различных типов информации на экране дисплея разработчики терминалов сталкиваются с противоречивыми требованиями, касающимися объема отображаемой информации. С одной стороны, необходимо, чтобы информационная модель текста была как можно более компактной, поэтому стараются втиснуть как можно больше информации в один кадр показа; с другой стороны, требуется обеспечить такое построение кадра и размещение в нем информации, которое бы отвечало оптимальным условиям считывания и усвоения отображаемого материала. В противном случае все усилия, направленные на увеличение объема предъявляемой информации, пропадут даром. В связи с этим возникает ряд специальных инженерно-психологических вопросов. К их числу относятся в первую очередь следующие: оптимальные размеры рабочего поля отображения информации на экране дисплея, число знаков в кадре для обеспечения оптимальных условий считывания информации.
Критериями оптимальности в обеих задачах являются скорость и точность считывания информации.
Как показывает практика, оптимальные размеры рабочего поля изображения определяются тремя параметрами:
- размерами оптимальной зоны восприятия, которая лежит в пределах угла в 15° (в любом направлении) относительно линии взора в плоскости, перпендикулярной ей;
- линейными размерами отображаемого знака, а также межзнакового и межстрочного расстояния;
- максимальным числом знаков, которые могут быть размещены в кадре с соблюдением наилучших условий считывания.
Тем самым задача определения оптимальных размеров рабочего поля отображения оказывается тесно связанной с задачей определения оптимального числа знаков в рабочем поле кадра показа, причем последняя в какой-то мере является первичной.
При определении максимально допустимого числа знаков на экране мы ограничимся буквенно-цифровыми кадрами, как характеризующимися, по-видимому, наибольшей емкостью при прочих равных условиях. При этом примем в качестве основного вида отображаемого материала текстовой материал, поскольку в этом случае заполнение рабочего поля будет максимальным по сравнению с другими видами предъявлений информации (таблицы, графики, мнемосхемы, чертежи и т. д.).
При отображении текстового материала оптимальное число знаков определяется оптимальным размером строки (количеством знаков в строке) и числом строк текста.
Число высвечиваемых знаков в строке является весьма важной характеристикой, определяющей скорость, точность и легкость процесса чтения текстового материала. Слишком короткая строка многократно разрывает фразу, что затрудняет процесс осмысленного восприятия текста, а также отнимает много «непроизводительного» времени, затрачиваемого на перенос взгляда с одной строки на другую. Слишком длинная строка вызывает затруднения при переходе с одной строки на другую, что ведет к искажениям при восприятии информации и потере времени.
Специальных исследований по определению оптимального количества знаков в строке нами не проводилось, однако эмпирическая оценка большого количества русских и иностранных текстов, а также данные экспериментального исследования в школе быстрого чтения позволяют предполагать, что оптимальное число знаков в строке должно быть около 60.
Рядом авторов рекомендуются следующие величины:
- минимальный размер знака – 12-15 (угловых минут) при расстоянии наблюдения 60 см;
- оптимальный размер – 17,2 при рекомендуемом расстоянии наблюдения 71 см.
В линейных величинах это составляет 3,5 мм для высоты знака и 2,6 мм для ширины, при отношении ширины знака к высоте 0,75. Выбирая межзнаковое расстояние равным 0,5 его высоты (рекомендуется 0,3 – 0,5), берем его равным 1,3 мм.
Для табличной информации рекомендуется вертикальное размещение показателей (по столбцам) не более 10 – 12 столбцов в строку. Таблицу целесообразно разбивать на блоки, примерно по 5 – 6 строк на блок, что соответствует рекомендуемому размеру абзаца текста.
Во избежание излишней нагрузки при восприятии текста человеком, что может приводить к ошибкам в работе, не следует перегружать экран второстепенными символами и использовать нечитаемые сокращения. Буквы и цифры должны быть достаточно крупными, чтобы их было легко различать в условиях существующего освещения и при нормальном расстоянии от глаз. Последнее должно быть не менее 50 см.
Целью проведенного цикла исследований было определение посильных/непосильных режимов труда при сенсомоторной деятельности за пультом АРМ и выведение временных нормативов по щадящему режиму труда и отдыха. На основании изучения состояния терморегуляции, сердечнососудистой и центральной нервной системы у исследованных лиц конторского профиля при работе за дисплеем АРМ и в восстановительный период определялся фактический диапазон посильности/непосильности «дисплейного» труда. Исследования были проведены на натурном стенде АРМ по схеме 3-факторного режима диалога между человеком и текстовой базой данных ЭВМ: надежная устойчивая работа без сбоев и ошибок; работа со сбоями и ошибками; полный отказ от работы.
Уровень активизации сердечно-сосудистой системы (учащение частоты сердечных сокращений в интервале 100 ударов) и характер психоэмоционального реагирования на нагрузку зрительного анализатора (скорость считывания информации, знаков/мин) в сочетании с динамикой умственной работоспособности были положены в основу выделения критерия оценки утомления, а затем выведения норматива на щадящий режим деятельности за пультом АРМ, оснащенного дисплеем.
В эксперименте участвовало 15 практически здоровых мужчин в возрасте от 22 до 38 лет. Оказалось, что способность профессионала осуществлять трудовую деятельность без видимого нарушения соматического здоровья, с учетом скрытой временной частичной утраты трудоспособности, является одним из критерием посильности/непосильности труда. Иными словами, это критерий эффективности компенсаторной психофизиологической адаптации к внешним неблагоприятным условиям трудовой деятельности (например, мерцание экрана, шум, жара в помещении).
Учитывая характер ответных психофизиологических реакций организма исследованных лиц при выполнении легкой работы и работы средней тяжести в условиях повышенной температуры воздуха в рабочем помещении (+30 С), принималось во внимание также фактическое время восстановления основных информативных показателей после контрольного тестирования. На основании опыта можно утверждать, что более приемлемый и рациональный режим – это 24 мин работы и далее б мин активного полноценного отдыха для всех работников интеллектуального труда, работающих за пультом АРМ (дисплеем) в офисах.
 
4 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
 
При восприятии информации техническим устройством выделяются следующие этапы:
?      первичное восприятие и измерение информации;
?      анализ информации;
?      распознавание введенного сигнала.
Современное общество связывает перспективы своего развития с совершенствованием высоких технологий, в числе которых информационные технологии занимают особое место, поскольку берут на себя не только коммуникативные и информационные, но и просветительско-обучающие функции. Деятельность в данной области направлена на формирование системы знаний, мировоззрения в целом. Большинство средств массовой информации и коммуникации существуют преимущественно в аудиовизуальной форме.
Под аудиовизуальным восприятием понимается восприятие реальности, созданной авторами и выраженной в аудиовизуальных пространственно-временных образах, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и последовательно соединенных в тематически-смысловое целое. При аудиовизуальной форме восприятия происходит совмещение в различных комбинациях изображения видеоряда со связной устной речью.
По мнению многих исследователей (Дж.Гибсон, Н.И. Жинкин, А.Г. Соколов), речь обладает большей информативностью, чем изображения видеоряда, так как содержательно намного превосходит возможности зрительного восприятия. Образы, возникающие при восприятии речи, обладают более высокой степенью индивидуальности, лучше сохраняются в памяти, так как их формирование требует от человека большой активности, а степень их устойчивости, содержательности и связности зависит от глубины осмысления и усвоения речевого материала. Кроме того, при просмотре видеоряда человек получает образы восприятия в готовом виде, поскольку по причине высокой скорости предъявления изображения недостаточно времени для формирования образов представления, и в них нет необходимости, поскольку образы видеоряда обладают чрезвычайно ярким и насыщенным содержанием (Н.Т. Ерчак). При восприятии фильма визуальный и словесный материалы совмещаются, что требует мыслительных затрат и, прежде всего, оптимального, достаточно медленного темпа предъявление обоих стимулов, поскольку при быстром восприятии материала (на слух и зрительно) отсутствует глубокое осмысление получаемой информации из-за постоянного переключение внимания от визуальных элементов сообщения к словесным и наоборот (Ю.В. Мостепанова).
Теоретический анализ показал, что при восприятии связной устной речи, совмещенной с видеорядом, в сознании человека существуют два вида образов: образы восприятия, полученные на основе готового, созданного авторами изображения, и образы представления, сформированные самим человеком при восприятии связной устной речи, то есть дикторского текста. Как известно, образы восприятия являются более устойчивыми и яркими, чем образы представления, поэтому восприятие видеоряда оказывается доминирующим в сознании, что может препятствовать целостному, адекватному и осознанному восприятию предметного содержания связного устноречевого высказывания.
В исследовании, проводимых методом лабораторного эксперимента, принимали участие 318 испытуемых, студентов и учащихся г. Минска и Минской области в возрасте 15–23 года, обучающихся в учебных заведениях различного типа (общеобразовательная школа, гимназия, колледж, ПТУ) и профиля обучения (математический, юридический, экономический, естественнонаучный, гуманитарный). В качестве экспериментального материала были отобраны шесть научно-познавательных фильмов: два – производства российских телевизионных компаний, один – производства английской телевизионной компании по заказу российского телевидения, три – производства компании «Би-би-си».
В течение экспериментальной ситуации каждой группе испытуемых были предъявлены по два фрагмента стимульного материала. После восприятия каждого из этих фрагментов испытуемые воспроизводили его в письменной форме. Окончательные результаты исследования были получены при сравнительном качественном и количественном, в том числе и статистическом, анализе показателей аудиовизуального восприятия при непосредственном и отсроченном воспроизведении.
Теоретический анализ подходов к рассмотрению сущности комплексного аудиовизуального восприятия, а также результаты лабораторного эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. При восприятии научно-познавательного фильма изображения видеоряда в силу своей яркости вызывают активизацию непроизвольного внимания, что влечет за собой частые переключения внимания со словесного ряда на зрительный, нарушающие непрерывность восприятия речи. Поэтому содержание речи воспринимается отдельными фрагментами, что препятствует формированию целостного образа исходного содержания. В результате снижается объем абстрактного содержания в воспринятом аудиовизуальном сообщении.
2. Экспериментально определены виды аудиовизуального восприятия состоящие в связном или фрагментарном восприятии. Для первого характерно последовательное наращивание отдельных элементов содержания, что предполагает рассмотрение каждого из них как непосредственного логического развития предыдущего. При фрагментарном виде восприятия воссоздаваемое содержание представляет собой воспроизведение его фрагментов как ряда отдельных представлений без определения их целостной и связной содержательной структуры, логической последовательности и дифференциации по степени значимости.
3. Экспериментально выявлены способы построения целостного образа аудиовизуального восприятия, проявляющиеся в выборе интерпретирующих или эмоционально-оценочных содержательных компонентов для достижения целостности образа. Интерпретирующий способ построения целостного образа представляется процессом создания образа воспринимаемого материала на основе опыта собственной познавательной деятельности и предварительных знаний в данной области. Для эмоционально-оценочного способа характерно произвольное создание собственного варианта сообщения (нередко весьма отдаленного от оригинала) за счет «приписывания» предъявляемому сообщению воображаемого содержания, основанного на эмоционально-личностном аспекте его восприятия.
4. Исследование выявило в аудиовизуальном восприятии приоритет фрагментарного вида восприятия и эмоционально-оценочного способа построения целостного образа над связным видом восприятия и интерпретирующим способом построения целостного образа.
5. Особенности аудиовизуального восприятия сохраняются у всех групп испытуемых, независимо от типа учебного заведения, профиля обучения, а также места проживания.
6. Эффективное использование научно-познавательных фильмов в учебном процессе возможно при учете психологических особенностей их восприятия, а также при обучении учащихся умениям и навыкам восприятия содержания связной устной речи в составе сложного аудиовизуального комплекса.
 
Заключение.
5 ПРЕИМУЩЕСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ВОСПРИЯТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
 
Человек думает и мыслит, прежде всего, визуальными образами. Когда мы что-либо вспоминаем, то перед нами встает зрительная картинка. Когда мы мечтаем о чем-либо, то мы также представляем себе это в виде определенного зрительного образа. Именно поэтому передача информации в виде визуальной картины является не только самым древним способом подачи информации, но и самым эффективным.
Но одновременно с этим человеческое сознание устроено таким образом, что оно не может долго сосредотачиваться на статическом, неподвижном образе. Это связано с тем, что наше сознание настроено на восприятие и анализ, прежде всего, динамических визуальных образов – именно они являются наиболее важными для нашей жизни.
Поэтому демонстрация графических изображений в виде сменяющих друг друга кадров является более эффективным способом подачи информации, чем просто размещение этих изображений статически. Текст – нео
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.