На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Страхи детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
Введение
1. Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
5
2. Особенности проявления  страхов у детей дошкольного  возраста
12
3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
17
4. Методы коррекции детских  страхов
24
Заключение
29
Список используемой литературы
31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно  распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно оказывает определенное влияние на психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов. Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие), которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Детские страхи в той или  иной степени обусловлены возрастными  особенностями и имеют временный  характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи и психиатры (Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская), лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру. Психика ребенка  отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять  неблагоприятным воздействиям.
Актуальность исследования проблемы определяется также тем, что  с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему  миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить  эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Хотя проблема страхов у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время, она мало используется в практике дошкольных учреждений. Таким образом, тема нашей курсовой работы «Страхи детей дошкольного возраста и методы их коррекции» выбрана не случайно.
Методологической  основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка.
Цель исследования: теоретически изучить влияние страхов на поведение ребенка и определить способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
    раскрыть понятие «страх» в психолого-педагогической литературе; 
    изучить психологические причины формирования детских страхов;          
    описать особенности проявления страхов в дошкольном возрасте;
    рассмотреть влияние страха и тревожности  на формирующуюся личность ребёнка;
    изучить методы коррекции страхов в дошкольном возрасте. 
Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: методы коррекции детских страхов.
    Проблема страхов в психолого-педагогической литературе
Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так  и остается актуальной в настоящее  время. Относясь к категории эмоциональных  состояний личности, следует отметить, что эмоциональная жизнь играет немаловажную роль в становлении  и развитии личности. Каким будет  личностное развитие: позитивным или  негативным зависит от того, какой  эмоциональный психологический  склад будет иметь место в  процессе личностного становления. Страх, выступает как психоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корни связанные  с инстинктами самосохранения и  продолжением рода, но и определяется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельности  человека как индивида, индивидуальности, личности.
Страх – одна  из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире. Если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не так утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше расширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх – это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.
Р.С. Немов  в психологическом  словаре определяет  страх как  сильную эмоцию типа аффекта,  которая  чаще всего возникает в ситуациях  реальной или мнимой опасности для  жизни человека, сопровождающаяся чувством боязни, тревоги, а так же стремлением  человека избежать или устранить  соответствующую угрозу [11, с.419]. Страх  – естественная и нормальная реакция  организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет  к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две  угрозы, имеющие универсальный и  одновременно фатальный в своём  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних  выражений страх всегда подразумевает  переживание какой-либо реальной или  воображаемой опасности.
Понимание опасности, её осознание  формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для  ребёнка раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении  травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.) [1, с.20].
Гораздо более распространены так называемые внушённые детские  страхи. Их источник – взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком  эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет. Если запугивать просто так, без нужды, то ребенок полностью теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. Тогда страхи растут, а ребенок становится все более неуверенным в себе, скованным и осторожным. 
Тоже самое происходит, когда ребенка сознательно запугивают в воспитательных целях. Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых  взрослых. Пугая ребенка милиционерами  в магазинах, «Бабаями» с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями.  Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог  бы выйти двояко – испугавшись  или нет, то итог такой ситуации для  пуганного ранее ребенка в  силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже  подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся  коррекции проблемы. К числу внушенных  страхов можно также отнести  страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры  при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах  помимо воли запечатлеваются в его  психике.
Всё это даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере  страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке  или шуме, так как последний  когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось  в памяти в виде определённого  эмоционального следа и теперь непроизвольно  ассоциируется с любым внезапным  звуковым воздействием [6, с.7].
Отечественный исследователь эмоции страха А.И. Захаров условно делит страх на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Профессор Ю.В. Щербатых разделяет все страхи на три группы:
1) природные страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки.
2) социальные страхи – боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. В результате неоднократных исследований было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором – страх возможной войны, на третьем – страх перед преступностью. Затем последовательно – страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Многие люди испытывают страх пред болезнями и перед публичными выступлениями.
3) внутренние страхи – рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний) [17, с.28].
Овчарова Р.В. выделяет следующие  виды страхов:
1) Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития.
2) Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха [12, с.24].
Другие психиатры, например Д. Б. Сэдок  и Г.И. Каплан, предпочитают делить страхи на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям.
Приведенные выше классификации не являются единственными в своем  роде. Следует отметить, что в  современной психологии эмоций не существует универсальной классификации страхов; страхи делят по силе, интенсивности, биологической, психологической и  социальной значимости.
Однако, как и все в природе, первоначально эмоция страха возникла в процессе эволюции как защита организма  человека от всевозможных опасностей жизни. В социальном же  развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания, выполняя определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.
Пока страх не выходит за пределы  разумного, в нем нет ничего ужасного или дезадаптивного. Он защищает нас  от опасности, заставляет учитывать возможный риск, и это чрезвычайно полезно для адаптации и в конечном итоге способствует благополучию и счастью индивида. Детские страхи, в случае нормального развития, являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительное значение [1, с.20].
Иначе обстоит дело у детей с  эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется  в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя «непредсказуемым»  образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются  ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее  эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения  ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок  становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у  него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять  агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
При состоянии хронического беспокойства и страха ребенок находится в  напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и  озабочен.  Общение у беспокойных  и боязливых детей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. М.И.Буянов, В.И. Гарбузов, С.Ю. Циркин отмечают, что  при страхах  имеет место так  же нарушение работоспособности  и изменение концентрации внимания, расстройства, скованность, депрессивные состояния, речевые расстройства [2, с.16]. Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.
Таким образом, страх – неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти. Страх так же естествен, как  и явления внешние – дождь, ветер, туман или гроза, а значит, не может быть ни неуместным, ни ненужным, ни вредным, ни деструктивным. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидировать» страх так же абсурдно, как и желание ликвидировать неприятные погодные условия.  Как говорит Стенли  Холл: «Педагогическая проблема в отношении к страху заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы привести его в границы здоровой  реакции». Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью, выступает своеобразным средством познания окружающего мира. Устойчивый  же страх является причиной многих нарушений здоровья и тем самым – причиной многих заболеваний ребенка: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на его личностном развитии. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство. Иногда страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания, например, шизофрению, аутизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности  проявления страхов у детей  дошкольного возраста
В нашей культуре сложилось  так, что мы часто различным эмоциям  даем оценки. Гнев, страх, печаль – это  плохо, и надо стремиться к тому, чтобы оградить ребенка от этих переживаний. Получается некая модель воспитания, когда ребенок растет под «колпаком», не научаясь в минимальных дозах  принимать реальность нашего мира. А по своей природе любая  эмоция не может быть ни плохой, ни хорошей. Она есть всего лишь оценочное отражение ситуации, которая возникает в данный момент, и связана с возможностью или невозможностью удовлетворить возникающие в этой ситуации потребности. Важно уметь видеть, что стоит за той или иной эмоцией, а применительно к эмоции страха - не только то,  чего боится ребенок, а так же то, что стоит за этим страхом, чего на самом деле не хватает ребенку. Детям боятся естественно. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл [ 10,  с.76].
Детские страхи бывают разными  по своей природе: бывают страхи охранительные (защитные), нормативные (возрастные), невротические. Охранительные – это те, с помощью которых мы осознаем опасности и избегаем угрозы нашей жизни. Даже у новорожденных присутствует инстинкт самосохранения, например, при приближении большого предмета младенец откидывает голову, поднимает руки. Если же ребенок совсем ничего не боится, это тоже серьезный повод для беспокойства. Детские страхи, которые называются нормативными или возрастными, испытывают практически все дети в определенном возрасте, и это нормально, и даже необходимо для общего развития ребенка, потому что, преодолевая их, ребенок становится сильнее, более зрелым эмоционально и личностно. Главное, что нужно знать, что у детей страхи сопровождают определенный возрастной период.
До года страхи выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связаны с отсутствием  матери или ее настроением. Основная потребность у ребенка этого  возраста – потребность в безопасности. И в зависимости от того, как  мать удовлетворяет ее, у ребенка  будет формироваться важное качество – общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. То, как будет воспринимать мир  этот растущий человек, зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство недоверия и как результат  повышенная тревога перед чужими людьми и новым может усиливаться  тогда, когда ребенок перестает  быть для матери главным центром  внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности, если ведет  себя с ребенком отстраненно, холодно  или раздраженно.
В 1-3 года у ребенка появляется потребность отделяться от родителей. Это важно для того, чтобы он почувствовал себя отдельной личностью, важно для приобретения внутренней автономии. Именно в этом возрасте  у малышей возникает страх темноты. Боязнь темноты появляется не обязательно в результате каких-то ошибок воспитания. В этом возрасте возможны также и ночные страхи, означающие неблагополучие ребенка, отсутствие уверенности в прочности и незыблемости окружения. Главным персонажем сновидений чаще всего оказывается волк. Волк нередко снится детям, которые бояться наказания родителей, особенно отца. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, возникающей при воображаемом укусе острыми зубами. Что весьма существенно, если учесть характерный для детей дошкольного возраста страх уколов и боли, связанных с болезненным опытом вакцинации [].
Страхи в возрасте 3-5 лет. На предыдущем этапе развития ребенок формировался по пути отделения от родителей. Обнаружив в один момент свое «Я» у него  появляется новая потребность – это свое «я» как-то проявлять. Чаще всего страхи, возникающие в этом возрасте, связаны с невозможностью полностью удовлетворить эту потребность. Если родители недостаточно отзывчивы к инициативе ребенка, чрезмерно наказывают  за его активность, то невыраженная энергия поворачивается против ребенка. В этом возрасте у детей часто встречается так называемая «триада страхов»: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети часто оттягивают время засыпания, боятся оставаться в темноте, наделяя ее грозными чудовищами и монстрами. Если у ребенка подобные страхи проявляются остро, в первую очередь необходимо обратить внимание на эмоциональную составляющую отношений с ребенком.  Нет ли в отношениях чрезмерных требований и запретов  к ребенку, эмоциональной  холодности или отстраненности. К страхам, связанным с недостатком родительского тепла можно так же отнести  страх наказания, страх различных сказочных персонажей (Волк, Баба Яга, Бармалей и т.д.). Ближе к четырем  годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, являющаяся проекцией проблем ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, часто грозящей наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, который не может заявить о себе днем, превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами [6, с.52].
 В 5-7 лет. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. В этом возрасте характерен страх разлуки с родителями и появление страха смерти. В шесть лет мальчики и девочки могут бояться страшных снов и смерти во сне. Часто именно во сне детям этого возраста может предвидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. В старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. А.И. Захаров считает, что возникновение страха смерти начинает появляться в этом возрасте, потому что именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности  могут проходить у детей в том случае, если родители спокойны, уверенны в себе, а также, если они принимают и поддерживают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности. Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, важно  поддержать  ребенка, принимая такую особенность его психического развития [7, с.68].
Бывают и другие страхи -  невротические, которые имеют   наиболее существенные отличия от возрастных. Такие  страхи не только мешают  ребенку  жить, «разъедая» его душу, но также  вызывают  характерные невротические  расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с  окружающими. Невротические страхи  закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, нередко  на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком  недостаточной уверенности в  себе, отсутствия адекватной психологической  защиты, что, вместе взятое, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности  в его общении со сверстниками. Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер. Разумеется, что в таких случаях требуется помощь специалиста, и о положительном смысле переживаемых ребенком эмоций речи не идет.
Таким образом, возрастным страхам  подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, имеющих   эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами, и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви.  Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Степень доверия определяет дальнейшее присутствие или отсутствие страхов в жизни ребенка. Важно понять, откуда исходит страх, что является источником. Очень важно обеспечить спокойную обстановку в семье. Исключить все конфликты и ссоры, беречь ребёнка от стрессов. Читать ему те книжки, которые не пугают ребёнка, не позволять  смотреть фильмы, которые могут спровоцировать приступ страха. И стараться как можно больше разговаривать с малышом о том, что его беспокоит. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи – это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи, т.к. различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.
 
 
 
 
 
    Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
В настоящее время растет число  тревожных  детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию. Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Часто она служит показателем психологического неблагополучия человека[14, с.68].
Выделяют два основных вида тревожности. Первый вид – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, это ведет к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
 Рассмотрим причины возникновения детской  тревожности. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви (“Если я сделаю плохо, меня не будут любить”). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, возникает страх, что он делает что-нибудь не так.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо  вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями [8, с.8] .
Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием  авторитарного стиля общения  или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в  постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не “угодить” им, приступить жесткие  рамки. Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные  педагогом. К ним относятся ограничения  спонтанной активности в играх (в  частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т.д.; ограничение  детской непосредственности на занятиях (“Нина Петровна, а у меня …  Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!”); пресечение детской инициативы (“положи  сейчас же, я не говорила брать листочки в руки). К ограничениям можно  также отнести и прерывание эмоциональных  проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают  эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог (“это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю”, “А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!”). Жесткие рамки, устанавливаемые  авторитарным педагогом, нередко подразумевают  и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени  и порождает страх не успеть или  сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.
Непоследовательный воспитатель  вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность  влекут за собой растерянность у  ребенка, невозможность решить, как  ему следует поступить в том, или ином случае.
Воспитателю также необходимо знать  ситуации, которые могут вызвать  детскую тревожность, прежде всего  ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его  не любят, есть его вина, он плохой (“любят хороших”
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.