На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Человек, происхождение и сущность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение 3
1. Происхождение  человека 4
2. Сущность  человека 11
3. Телесность  и здоровье человека 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19
 
 
 
 

Введение

 
С давних времен многие мыслители  пытались понять природу человека. Ее исследовали еще представители  различных школ античной философии.
Так, киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний  и материальных потребностей; Эпикур - в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в  разуме и т.д.
Современная наука рассматривает  человека как сложную целостную  систему, соединяющую в себе биологические  и социальные компоненты. Это обусловлено  тем, что, с одной стороны, человек  принадлежит природе, а с другой - социальному миру. А в целом  он является предметом изучения различных  наук. [1]
В нашей работе речь пойдет о человеке как предмете естествознания. Первый вопрос, на который следует ответить в таком аспекте, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биологическое, но и социальное, в создателя и носителя культуры.
С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция  происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта  концепция в XX веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе  всего к человеку оказались шимпанзе.
Цель работы – рассмотреть происхождение и сущность человека.
Данный реферат состоит  из трех параграфов:
1. Происхождение человека;
2. Сущность человека;
3. Телесность и здоровье  человека.
 

1. Происхождение человека

 
Вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.
Сходство человека с животными состоит в том, что:
- во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком.
- во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного.
- в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.
Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер:
- во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.
- во-вторых, главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных.
- в-третьих, фундаментальное отличие человека от животных способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.
Эти фундаментальные отличия  человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым  шло обособление человека от природы.[2]
Рассматривая вопрос о  появлении жизни на Земле, мы установили, что это стало возможным благодаря  грандиозному скачку материи в эволюции Вселенной. Отмечалось также, что жизнь  на нашей планете появилась в  форме примитивной биосферы, развитие которой идет от ступени к ступени, скачкообразно переходя в качественно  новые состояния. В целом при  этом образовывались все более сложные  и упорядоченные формы живого вещества. В истории биосферы бывали зигзаги, временные остановки прогрессивного развития, но они никогда не переходили в стадию деградации, поворота движения вспять. Достаточно взглянуть на перечень важнейших вех в истории биосферы, чтобы убедиться в этом. После  первой глобальной бифуркации в истории биосферы, какой стало самозарождение жизни, появились простейшие прокариоты (организмы, лишенные оформленного ядра).
Затем настал черед значительно более высокоорганизованных эукариотов (все высшие организмы, клетки которых содержат оформленное ядро), в том числе и аэробных (кислорододышащих) организмов. Их появление было связано с большим локальным снижением энтропии, но ценой этому было уменьшение стабильности отдельного организма и появление индивидуальной смертности, закодированной в генетическом аппарате, отсутствующей ранее. Это стало еще одной точкой бифуркации в развитии биосферы Земли, как и появление гетеротрофных организмов, обладающих способностью максимального усвоения энергии. Это привело к увеличению эффективности в использовании внешней энергии и материи, резко интенсифицировало естественный отбор.
Следующими точками бифуркации стали: появление многоклеточных организмов и функциональной дифференциации клеток внутри организмов; появление организмов с твердыми скелетами, открывшее  путь к образованию высших животных; и, наконец, возникновение у высших животных развитой нервной системы  и формирование мозга как центра сбора, переработки, хранения информации и управления на ее основе функционированием  и поведением организмов.
Появление разума стало второй фундаментальной бифуркацией в  истории биосферы. После этого  проявилась способность материи  познавать себя, что стало возможным  с рождением человека и человечества.
Палеоантропологические  исследования и открытия последних  лет дали дополнительные доказательства того, что человек своими корнями  прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид Homo sapiens в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ  жизни, предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь  явились анатомической основой  его способности к труду и  дальнейшей социальной эволюции. Для  животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью  хватательных движений, необходимо было соответствующее строение органов: в кисти первый палец противопоставлен остальным, развитый плечевой пояс, позволяющий  совершать движения с размахом 180 градусов, грудная клетка становится широкой и уплощенной в спиннобрюшном направлении. Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, непрерывно меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.
После наступления ледникового  периода обезьянам, не отступившим  к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшим к жизни на земле, пришлось приспосабливаться  к новым суровым условиям и  вести тяжелую борьбу за существование. Беззащитные против хищников, неспособные  быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от передвижения рук. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.
Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, - рамапитек - жил на территории от Индии  до Африки примерно 14 млн. лет назад. Около 10 млн. лет назад от него отделился  предок орангутанга - сивапитек. Он остался  в Азии, где и сейчас живут его  потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африканском континенте. Именно там обнаружены древнейшие орудия труда (возраст 2,5 млн. лет) и древнейшие остатки  жилищ (возраст 1,75 млн. лет). Там же найдены  останки Homo faber (человека умелого) - зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал такими чисто человеческими признаками, как прямохождение, заметная развитость кисти руки. Приставка «умелый» дана ему за умение изготавливать и применять каменные орудия труда.
Естественный отбор шел  в направлении сохранения признаков, содействовавших развитию стадности, что в свою очередь влияло на совершенствование  руки и на развитие высшей нервной  деятельности, прежде всего способности  к обучению. Все эти особенности  обеспечили победу обезьянолюдей в  борьбе за существование и привели 1,5-2 млн. лет назад к широкому расселению их по Африке, Средиземноморью и  Азии.
Использование орудий, стадный образ жизни активно способствовали развитию мозга и возникновению речи.
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса  мозга, равная 750 г. Именно при такой  массе мозга овладевает речью  ребенок. Речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной  деятельности человека от высшей нервной  деятельности животных. Слово, обозначающее действие, трудовые операции, предметы, а затем и общие понятия, стало  важнейшим средством общения  между людьми.
Речь способствовала более  эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения  к поколению, то есть обучению. В  борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних  людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделяющихся своими умственными  способностями. Бесполезные ранее  старики, съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными  членами общества как носители знаний. Речь также содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию  трудовых процессов, эволюции общественных отношений.
Считают, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад  и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появившимся около 200 тыс. лет назад) и далее к  кроманьонцу - современному человеку, возникшему 40 - 50 тыс. лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней  среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах - наскальных рисунках, резьбе по дереву и кости, а также к  появлению примитивных религий. После этого эволюция человека вышла  из-под определяющего влияния  биологических факторов и приобрела  социальный характер.
Вышеперечисленные доказательства родства человека с животным миром  нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать  вопрос об инопланетянах -предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле. Можно также сказать, что данные генетики также дают доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95 процентов генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60 - 70 процентов генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Эти современные данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющий ряд примитивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших.
Таким образом, появление  человека стало закономерным результатом  развития биосферы Земли. Более того, как говорил В.И. Вернадский, человек  не есть случайное, независимое от окружающего  явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно  длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Именно столько времени в биосфере шел процесс цефализации (развития мозга), и он никогда не обнаруживал движения вспять. В ходе этого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения обнаруживают высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном развитии сформировалась, а затем ускоренно развивалась коллективная память - независимый от отдельного человека коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. Человек использует его для решения своих практических проблем, превратив его в сочетании с трудовой деятельностью в величайшую геологическую силу современности, активно преобразующую биосферу. При этом, считал Вернадский, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, разум не может быть обратимым явлением, не может исчезнуть и несет в себе возможность неограниченного развития.
Преимущество человека перед  другими высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума - мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга его ближайших родственников - приматов? Как это ни покажется странным, но сравнительно недавно специалисты еще не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутом в последние 30 - 40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма.
Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных  клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.
Структурные ансамбли мозга  человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, и многими  другими, практически не различаются  между собой. Существенные отличия  выявлены в размерах и связях структурных  ансамблей, ведающих у человека речью  и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга, она достигает 25 процентов.
Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи  в мозгу программируются генетическим аппаратом.[3]
 
 

2. Сущность человека

 
Биологическая эволюция, как считает большинство ученых, завершилась 30 - 40 тыс. лет назад после возникновения Homo sapiens. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. Одним из аргументов в пользу этого утверждения может служить динамика средней продолжительности жизни. Под влиянием социальных условий она возросла с 20 - 22 лет в древности до 30 лет в XVIII веке. К началу XX века в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75 - 78 лет, а потенциалом средней продолжительности жизни, по данным науки, является 80 - 90 лет.
Кроме того, нет никаких  оснований для утверждений об эволюции головного мозга человека. Его размеры остаются неизменными  на протяжении 30 - 40 тыс. лет. У наших  же предков в ходе биологической  эволюции он увеличивался постоянно. Так, у австралопитеков размер мозга  составляет 500-600 куб. см, у питекантропов - до 900 куб. см, у синантропов -до 1000 куб. см. У современного человека средний размер мозга составляет 1400 куб. см у мужчин и 1270 у женщин. При этом нет прямой зависимости между величиной мозга и способностями человека.
Таким образом, процесс антропогенеза  завершается вместе с прекращением видообразования человека, что и  произошло 30 - 40 тыс. лет назад. С этого  времени заканчивается и действие группового отбора как ведущего фактора  эволюции человека. Отныне все развитие человека обусловлено социальной эволюцией, в основе которой лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с  появлением «человека разумного» генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение, она замещается социальной информацией.
Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое  человек, нельзя принимать во внимание только биологическую составляющую, игнорируя качественную специфику  социальной формы движения материи. Неверным было бы также игнорирование  биологического начала в человеке и  преувеличение социального, растворение  биологического в социальном субстрате. Это свидетельствовало бы о забвении момента преемственности между низшей и высшей формами движения материи.
Поэтому говорят о биосоциальной природе человека и его социальной сущности. Биологическое и социальное выступают как генетически и функционально связанные уровни целостной организации человека.
Биологическое, будучи первичным  во времени, детерминирует социальное, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но недостаточное условие становления  и функционирования социального. И  действительно, человек не может  возникнуть без биологического, ибо  наличие биологического - непременное  условие и обязательная предпосылка  становления человека из животного  мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно  нечто большее. Человек приобретает  свою социальную сущность не по биологическим  законам, а по законам общественного  развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования. Появление социального - это не только утверждение генетической связи между биологическим и социальным, но и одновременно преобразование ее в связь подчинения биологического социальному.
Но выход человека из царства  природы вовсе не означает абсолютного  противостояния ей. Более того, человек  должен, как и все живое, приспособиться к ней. Но в отличие от животных он достигает этого за счет изменения  природы, приспособления ее для удовлетворения своих потребностей. Именно таким  образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.
Общество всегда вынуждено  в той или иной мере считаться  с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих  на этой основе потребностей. Хотя общественный прогресс детерминируется социальными  факторами, он не может игнорировать возможности человеческой биологии. Конечно, роль биологических факторов в истории является не постоянной величиной, а переменной. Видимо, в  антропогенезе она имела доминирующее значение, но в процессе перехода от антропогенеза к социогенезу определяющая функция переходит к социальному фактору. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе своими многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребности нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом, в котором мы живем.
Сохраняет свое значение и  мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной  мере действует стабилизирующая  форма естественного отбора, устраняя резко выраженные отклонения от средней  нормы. Примером действия стабилизирующего отбора служит повышенная смертность недоношенных детей вследствие снижения их жизнеспособности, повышенная смертность мальчиков в первые годы после рождения вследствие фенотипического проявления неблагоприятных аллелей, локализованных в одной из хромосом. Благодаря существованию неблагоприятных аллелей, приводящих в гомозиготном состоянии к смерти до наступления репродуктивного возраста или препятствующих оставлению потомства, примерно половина зигот (клеток, возникающих в результате слияния двух половых клеток в процессе оплодотворения), образующихся в каждом поколении людей, не участвует в передаче генов следующему поколению и устраняется из генофонда вида.
Около 20 процентов людей  вследствие физических особенностей, особенностей поведения, характера, состояния  здоровья не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15 процентов зачатых  организмов гибнет до рождения, 5 процентов - при рождении и непосредственно  после рождения, 3 процента людей  умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, как велик  «груз» вредных мутаций в генофонде  человечества и сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы.
Человек не может игнорировать свои биологические потребности, свою телесность. И проблема сохранения здоровья людей является очень важной как для отдельного человека, так  и для всего общества[4].
 

3. Телесность и здоровье человека

 
Современные биологи и антропологи, как мы уже отмечали, полагают, что биологическая эволюция человека как вида, то есть его видообразование, прекратилось со времени появления Homo sapiens. В связи с этим встает вопрос о будущих направлениях развития человека как биологического вида. При ответе на него иногда высказывается мнение, что все виды животных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). По мнению большинства ученых, главная опасность при этом состоит не в старении вида, а во все большем загрязнении биосферы различного рода отходами.
Нарушение гармоничных отношений  с природой может иметь опасные и даже трагические последствия для уже живущего и будущих поколений людей. Нарастание числа проблем, связанных с состоянием окружающей среды и истощением ресурсов Земли, кризисы, с которыми столкнулось человечество - следствие и свидетельство неверного пути развития. Чтобы избежать катастрофы, необходимо осознать естественные экологические принципы и правила, которые сегодня разрабатываются экологией человека и социальной экологией.
Экология человека исследует  адаптационные возможности его  организма. Биологическая опасность  для жизни современного человека заключается, во-первых, в том, что  он не обладает гомеостазом, соответствующим  его самым разнообразным связям с окружающей средой.
Так, он не приспособлен к  радиации, поскольку защитный механизм боли, являющийся наиболее общим предупреждающим  сигналом, не реагирует на облучение. А, кроме того, опасность заключается  в том, что несмотря на огромные адаптационные возможности человека в сравнении с другими видами живых организмов, они все-таки не поспевают за изменением окружающей среды.
Социальная экология изучает  взаимоотношение общества и окружающей среды. Она стремится определить причины появления экологического кризиса. Биология утверждает, что уменьшение биологического разнообразия опасно для  устойчивости биосферы, а человек, добиваясь  повышения продуктивности, нарушает эти принципы. Он стремится взять как можно больше от природы, природа же стремится не к максимальной продуктивности, а к максимальной устойчивости.
В силу своих родовых качеств  человек должен бороться с природой. Но в этой борьбе не может быть победителей, потому что человек является частью биосферы и, уничтожая природу, человек  губит самого себя, не замечая этого, как он не замечает радиоактивного излучения.
Все эти проблемы важны, прежде всего, потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые ему дает общество). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека рамки его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности - человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имел возможность убедиться в этом - достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека в моменты достаточно тяжелых болезней.
Можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как  жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак  и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек  бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также  наступает в свой черед независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно  ввергает человека в новую жизненную  ситуацию. На первый взгляд, у человека есть шанс достичь свободы, самостоятельно поставив под свой контроль продолжение  собственной жизни. Но если у римского гражданина Сенеки даже тиран Нерон  не мог отнять права свободного человека и гражданина самому распорядиться  своей жизнью, то современное общество в подобном праве гражданину отказывает. Тяжело больной человек не имеет  права потребовать у врача  яд для самоубийства. Врач, уступивший просьбе больного, совершает преступление по законам любой страны. Человеку отказано в праве распоряжения жизнью. Многие религии также активно  способствуют формированию у людей  таких взглядов. Зато это право  принадлежит государству, применяющему смертную казнь, ведущему войны.
Таким образом, становится очевидным, что проблемы телесности, функционирования человеческого тела являются важной частью картины мира, а также предметом медицины -науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.
Естественно, медицина не всегда была наукой, но всегда существовала как  часть человеческой культуры, занимающаяся проблемами здоровья человека. Являясь  частью культуры определенного народа и определенной эпохи, медицина по-разному  в разное время объясняла причины  болезней и рекомендовала разные способы их лечения.
Если сделать диахронный срез истории медицины, то мы увидим в ней четыре основных варианта моделей болезни: магико-анимистическую, мистико-религиозную, натурфилософскую и естественнонаучную. Магико-анимистические представления были связаны с мифологической картиной мира. Существенным их моментом было понимание болезни не как естественного явления, а как проявления чуждых человеку сверх натуральных сил. Болезнь рассматривалась как следствие греха, вины, знак наказания и поощрения; в ней склонны были видеть воздействие злого духа, следствие колдовства. Врачевание должно было состоять в изгнании или умиротворении злого духа путем принесения жертв, сотворения молитв или каких-либо иных приемов, суть которых заключалась в том, чтобы как-то перехитрить злого демона.
Мистико-религиозные модели трактовали болезнь как проявление персонифицированных сил, властвующих  над человеком. Натурфилософские - выводили болезни из аналогии природы человека (микрокосма) и природы мира (макрокосма). Эти концепции связаны с религиозным  мировоззрением.
Принципом истинности для  этих концепций являлось не согласие с фактами, а логическая связь  и правдоподобие в пределах определенной системы идей.
Одним из вариантов натурфилософских концепций являются так называемые онтологические концепции, основанные на представлении, что болезнь есть особая сущность, сравнимая с такими реалиями, как ботанические и зоологические  виды. Каждая такая материализованная  сущность имеет свою картину симптомов и порядок развертывания во времени. В болезни, в соответствии с этим воззрением, надо было видеть как бы особую форму жизни, имеющую более низкий ранг, чем нормальная жизнь.
XX век принес в дискуссии  о сущности болезней новые  черты: приобретает значение идея  целостности организма, устанавливается  понимание недостаточности сугубо натуралистического объяснения болезни, узости односторонне сомат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.