На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нормативный правовой акт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
                  «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Нормативный правовой акт»
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность
                  ВОПРОСЫ В ХОДЕ ЗАЩИТЫ:   Выполнила: Пахомова М.М
                                                                                 курсант 1 курса ФПСП
                                                                                111-ПСП уч. гр., 2011 , очная.
                                                                                 Научный руководитель: преподаватель   
                                                                                 кафедры ТГ и П ст. лейтенант Васильева Н.В.
                                                                            К защите: 
                                                                            Оценка:
                                                                            Дата защиты:
                                                                            Регистрационный №
 
                                                                                
                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
Омск 2012
 

ПЛАН.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки  нормативного правового акта………………..5
2. Классификация нормативных  правовых актов…………………….11
3. Пределы действия нормативных  правовых актов…………………23
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………….29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение.
    По- моему мнению, вопрос « Нормативный правовой акт» является наиболее интересным по отношению к другим вопросам теории государства и права. Именно поэтому я решила пойти по пути исследования данного вопроса. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц, к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы.
   Говоря об основных характеристиках нормативного правового акта, его сущности, очевидно, что нормативный правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются трудовые, экономические, социальные, политические правоотношения. В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативный правовой акт. Более того, в настоящее время нормативный правовой акт является основным источником права практически во всех правовых системах мира. На всех этапах развития государства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качество законов является определяющим фактором политического и демократического преобразования в нашей стране. В Российской Федерации, как одном из демократических государств мира, большое значение имеют соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому актуальным является исследование нормативных правовых актов на современном этапе развития государства, что является главной темой курсовой  работы.
    В ходе моего исследования я ознакомилась с трудами многих правоведов и, в частности, использовали учебники таких учёных, как Бабаев В.К., Хропанюк В.Н., Венгеров А.Б., Абдулаев М.И., Алексеев С.С. и другие. Также основу курсовой работы составляют многие научные статьи (таких авторов как М.Ф. Воронина, С. Бошно, О.А. Иванюк, Е.А. Ершова и многие другие) и монографические исследования (В.С. Белых и Э.Д. Соколова). Особое предпочтение для исследования моей курсовой работы было отдано учебнику для вузов под редакцией Сырых В.М.
   В этой работе я хотела бы раскрыть понятие некоторых признаков нормативного правового акта: по их источнику (форме) и по их структуре.
  Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт». В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
 
- раскрыть понятие «источник  права»;
 
- указать понятие и  признаки нормативного правового  акта;
 
- обозначить структуру  нормативного правового акта;
 
- установить виды нормативных правовых актов;
- рассмотреть пределы  действия нормативных правовых  актов во времени, в пространстве  и по кругу лиц.
   Объектом исследования является источник права в форме нормативного правового акта как наиболее распространённый и применяемый в российском праве. Предметом исследования данной курсовой работы является нормативный правовой акт – официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы. В ходе моего исследования использовались такие методы как: всеобщий философский (в форме диалектического материализма и принципа объективности), сравнительно – правовой, анализ, синтез, формально – логический, исторический и системный.
    Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, три вопроса, заключение и список использованной литературы.
    
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и признаки нормативного правового акта.
    Под нормативно правовым актом понимают акт правотворчества, принятый компетентными государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он  является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно правового акта как источника права:
    Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;
    Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность;
    Нормативные правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм;
    Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
    Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются.
    Нормативно-правовой акт в силу своих четких требований, традиционно сложившихся правил изложения содержания считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;
    что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок "в обращении", чем другие формы права;
   Таким образом, нормативный правовой акт  имеет  ряд неоспоримых преимуществ  перед другими источниками права.
    Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий. В числе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
    Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Например, согласно Конституции РФ высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают "законы и иные нормативные правовые акты". Конституция определяет круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 114 с Конституции РФ, российское правительство может издавать свои постановления.      
     Правительство РФ разрешают вопросы, касающиеся федерального бюджета, единой финансовой, кредитной и денежной политики, проведения в РФ государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Согласно п. «ж» ст. 114 Конституции РФ правительство "осуществляет иные полномочия", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Для того чтобы полностью рассмотреть сущность нормативно правового акта, необходимо уделить внимание отличию нормативно правового акта от иных разновидностей правового акта.
    Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт». Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов. Нормативный правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.
       Нормативные правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. Прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Нормативные правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативными правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативные правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
    Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права. Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативные правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно статьям 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
    Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм, т.е. от  интерпретационных актов. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм. Они также не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».
   Таким образом, интерпретационные акты отличаются от нормативно правовых актов тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
    Нормативный правовой акт как источник права можно охарактеризовать, обратив внимание на следующие его основные признаки:
    Имеет письменную форму;
    Издается компетентным государственным органом. Практически каждый государственный орган может издавать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты. Эти документы носят общеобязательный характер, их исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения. В дынных характеристиках нормативного правового акта, выражающих его связь с государством, проявляется суверенность государственной власти. Известны также нормативные правовые акты, принимаемые на референдуме и издаваемые негосударственными организациями;
    Нормативные правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Сам процесс принятия нормативных правовых актов называется правотворчеством;
    Нормативный правовой акт содержит нормы права – правила поведения общего характера;
    Нормативный правовой акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты: официальное название и наименование, номер, указание на орган, принявший данный акт, на время принятия и время вступления  в действие, на место официального опубликования;
    имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы. Сейчас во многих нормативных документах, принимаемых в Российской Федерации, наиболее общие предписания излагаются в первом разделе или главе, которые могут называться «Общие положения». Нормативный правовой акт может иметь и вводную часть – преамбулу. В преамбуле обычно излагаются цели и задачи данного акта;
    охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
    действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
    Нормативный правовой акт обладает юридической силой. Существует определенный порядок вступления официальных документов в юридическую силу и порядок ее утраты. Под юридической силой понимается свойство нормативных правовых актов реально действовать, порождать юридически обязательные последствия.
    Всякая правовая система определяет в своей доктрине и законодательстве, какие источники (формы) права признаются действующими. С другой стороны, данное понятие раскрывает место того или иного источника права в системе источников права, соотношение его юридической силы с юридической силой других источников права. В современном государстве вертикальная структура системы источников права, как правило, воспроизводит его структуру. Поэтому юридическая сила акта обычно соответствует месту издавшего его органа в системе государственных органов. А высшей юридической силой обладает в большинстве государств писаная конституция. В то же время в традиционных правовых системах источник права высшей юридической силы имеет, как правило, надгосударственный характер (например, священная книга ислама — Коран в мусульманском праве). Четкая соподчиненность источников права, законодательно закрепленная и обеспеченная с помощью юридических механизмов, имеет важное социально-политическое значение. В самом деле, единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воли, единство структуры государства.
     
       
        
 
 
 
 
 
 


2. Классификация  нормативных правовых актов.
   Классификация нормативных правовых актов может проводиться по различным основаниям: по юридической силе, в зависимости от территории действия, по сфере действия, по субъектам, по действию актов во времени и т.д.
    Именно по юридической силе проводится самая важная классификация нормативных правовых актов. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты.
    Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.
    Закон имеет следующие признаки:
1)Закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно,  обладает всеми признаками нормативных  актов, равно как и правовых  актов, в целом.
2) Первичный характер  закона означает, что он исходит  от представительного правотворческого  органа, следовательно, в той или  иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным  по отношению ко всем иным  нормативным актам, равно как  и ко всем прочим правовым  актам; все прочие акты производны  от закона, издаются на его  основе. Первичный характер закона  означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания  для функционирования, наоборот, он  сам является основанием для  всех иных актов и всей юридической  деятельности в государстве.
3) Высшая юридическая  сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона  означает, что все иные правовые  акты издаются, во-первых, на основе  закона; во-вторых, во исполнение  закона; в-третьих, не могут противоречить  закону. Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета, из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти – парламенту.
4) Законы принимаются  в особом порядке, подробно  регламентированном конституцией  и законодательными актами. Соблюдение  процедуры принятия закона - необходимое  условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры  ведет к юридической ничтожности  принятого акта. Порядок принятия  закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается  от иных видов правотворчества. 
5) Законы принимаются  высшими представительными (законодательными) органами государства, только  эти органы обладают правом  принимать законы. Этот порядок  должен подчеркнуть значимость  закона, его особую роль и место  в системе правовых актов.
6) Закон должен регулировать  важнейшие общественные отношения.  Все изменчивое, преходящее, не имеющее  конституирующего значения должно  отражаться не в законе, а в  подзаконных актах. К важнейшим  общественным отношениям относятся,  прежде всего, взаимодействие  граждан и органов государства,  полномочия государственных органов,  их классификация и т.д.
    Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или гражданами на референдуме. Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; все иные нормативные правовые акты не должны противоречить закону; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе.
   Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
    по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, Закон РФ о поправке к Конституции РФ, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
    по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
    по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
    по сроку действия (постоянные законы, временные, чрезвычайные);
    по характеру (текущие и чрезвычайные);
    по сферам действия (общефедеральные и региональные);
    по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
    по значимости содержащихся в них норм (основные, конституционные, органические и обычные);
    по кругу лиц (общие и специальные) и т. д.
Рассмотрим некоторые  классификации закона подробнее.
    Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
       1)Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется тем, что Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа, она устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя, содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления. Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный  характер, т.е. устанавливает основы  регулирования общественных отношений,  основы государственного, общественного  строя. Положения Конституции  находят свое развитие в отраслевом  законодательстве.
- Конституция закрепляет  иерархию нормативно-правовых актов,  их соподчиненность, юридическую  силу того или иного акта.
    Общая характеристика Конституции РФ:
    основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;
    закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;
    закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;
    способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
    закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;
    способ закрепления и выражения высших правовых норм.
     Специфические черты Конституции: особый субъект – народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер;
    Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.
     Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей. Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.
   2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. ФКЗ РФ — существуют с 1994 года, считаются принятыми при одобрении большинством не менее ? голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.
    Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) — акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.
    3) Закон РФ о  поправке к Конституции РФ  принимается в соответствии с гл. 9 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Названный федеральный закон ставит  условия внесения, принятия и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ  ни разу не принимался  — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
    4) Федеральные  законы (ФЗ) составляют основную  массу законодательства. Они развивают,  конкретизируют общие положения,  установленные Конституцией и  федеральными конституционными  законами. Федеральные законы подразделяются  на две группы:
- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
- текущее законодательство.
    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено. Согласно ч. 3 статье 76 Конституции РФ  ФЗ не могут противоречить ФКЗ  и статья 105 — ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ? от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
    5) Законы  субъектов РФ - нормативные правовые  акты, принимаемые  законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ, регулирующие отношения государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ.  Законы субъектов РФ принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ. Это вопросы той части совместной компетенции Федерации и субъекта РФ, которая отнесена к ведению последнего, и вопросы исключительной компетенции субъектов РФ. Кроме того, границы их самостоятельной законодательной деятельности четко установлены в п. 2, 4-6 ст. 76 Конституции РФ:
 «…По предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы  и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации…»
«…Вне пределов ведения  Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов…»
«…Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с частями первой и  второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон…»
«…В случае противоречия между  федеральным законом и нормативным  правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей  статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации…»

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.