На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История криминологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?23
 
   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
 
             
 
 
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Криминология»
  на тему:  «История криминологии»
 
 
 
Студентка III курса
дневного отделения,
группа ЮдМ-302
Новикова Дарья Владимировна
 
 
 
              Сдала:__(вов__________2011 г.              Преподаватель
                   (подпись, дата)
              Принял:__________2011 г.               Жабко Марина Александровна
                                (подпись, дата)
 
 
 
 
 
   
 
     Миасс 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………………..3
 
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ
§1.1. Общий обзор истории криминологии……………………………………..5
§1.2. Развитие криминологии в дореволюционный период и в 20-30-х годах ХХ веке……………………………………………………………………….....10
 
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ
§2.1. Развитие криминологии в России в 60-х годах XX в……………….........15
§2.2. Современное состояние криминологии в России……………....................17
§2.3. Современное состояние криминологии в зарубежных странах….............19
 
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ
 
 
Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь,         с чего все начиналось. Это касается социального опыта, вообще истории научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна,          но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории – знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говорится, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом – исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.
Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она                  в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.
Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого, мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ
 
 
 
§1.1. Общий обзор истории криминологии
 
 
Проблемы преступности, причины и условия ее развития, характеристики личности преступника и эффективность защиты от преступности личности, общества и государства привлекали к себе внимание философов, юристов, социологов и ученых других смежных отраслей знаний еще в древности. Так, Демокрит в V - VI вв. до н.э. ставил социальные условия существования общества на первое место в числе факторов, обуславливающих преступность, и считал, что угроза наказания имеет второстепенную роль. Протагор (V в. до н.э.) и Платон (V-VI вв. до н.э.) делали акцент на важности и объективности наказания за совершенное преступление.
Некоторые мыслители связывали преступность с искаженными или деформированными потребностями человека, его эгоизмом, алчностью и существованием других пороков воспитания. Например, Диоген в V - VI вв. до н.э., Аристотель (IV в. до н.э.) усматривали корни преступности в социальной и личностно-мотивационной природе.
Римские юристы (например, Цицерон) особое внимание уделяли нормативно-правовому регулированию поведения людей.
В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666), что преступление – это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны, и она тем самым получает «прощение» за случившееся в ней греховное событие.
Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи.
Т. Гоббс (1588-1679) опирался в своей теории на природные качества людей, такие как недоверие, соперничество, любовь к славе. Только сильная власть, считал он, способна обеспечить безопасность и порядок в государстве и обществе. Если нет сильной власти, то все граждане находятся в состоянии войны друг с другом.
Д. Локк (1632-1704) отмечал решающее влияние среды на поведение личности. Ш.Монтескье (1689-1755) исходил из социальной обусловленности нравов и поведения и полагал, что справедливыми законами можно эффективнее бороться с преступностью. Ж.Ж.Руссо    (1712-1778) считал, что причиной любых социальных отклонений, в том числе и преступности, являются частнособственнические интересы общества. Превентивную силу закона он видел в закреплении в законе общей воли, т.е. убеждении наибольшей части граждан, а не в суровой каре за преступление.
Особое значение для развития отечественной криминологии имели научные труды Ч. Беккариа (1738-1794). Основная его идея – предупредительное воздействие наказания. Наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний должен быть доведен до всех граждан.
Екатерина II считала, что количество преступлений будет снижено, если среди населения удастся распространить тексты уголовных законов. Влиянию этих идей был подвержен А.Н.Радищев (1749-1802), но причины преступности связывал с крепостническим строем, чем вызвал недовольство императрицы.
В анализ механизма преступного поведения большой вклад внесла немецкая классическая школа. Так, И.Кант (1724-1804) проповедовал идею принесения целей других людей в жертву собственной цели.
Г. Гегель (1770-1821) отграничивал подлинную свободу воли от кажущейся. Ф.Ницше (1844-1900) отмечал, что мотивация деяний носит сугубо индивидуальный характер, связанный с неосознанным разладом в самом себе.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский связывали преступность с явлениями социального, экономического характера.
Выдающиеся мыслители XX в. П.А.Сорокин (1889-1968) и              И.А. Ильин (1883-1954), не отвергая социальной природы преступности, утверждали, что преступление, по сути, – явление психическое. И.А.Ильин отмечал в преступлении, прежде всего, состояние сознания лица как результат его волевого акта.
Работы М.В. Духовского и И.Я. Фойницкого, последователей социологической школы уголовного права, обуславливают постепенное становление криминологических исследований в России в рамках существующих уголовно-правовых доктрин. Аналогичной точки зрения придерживался А.А.Пионтковский. Другие авторы выступали против такого объединения (например, Н.С.Таганцев).
Особый вклад в отечественную криминологию внесли представители антропологической школы, основателем которой является Ч. Ломброзо. Признавая роль социальных факторов, они не отказывались от идеи «прирожденного преступника».
Заметное влияние в отечественной криминологии оказали идеи          З. Фрейда и его школы о роли бессознательного в мотивации и регуляции поведения.
В отечественной криминологии 20-30-х гг. XX в. исследователи в основном опирались на идеи о преступности как социальном явлении, порожденном классовым неравенством (А.А. Герцензон, М.Ю. Козловский, П.И. Стучка, А.С. Шляпочников и др.).
С целью объединения криминологических исследований постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, сотрудники которого участвовали в экспертизе Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. В 1931 году институт был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики.
Большой вклад в криминологические исследования внесли юридические учебные заведения. В конце 50- начале 60-х гг. активно создаются секции для криминологических исследований. В 1963 году в МГУ им. М.В.Ломоносова был прочитан первый в стране курс криминологии. С 1964 года криминология стала обязательной дисциплиной для студентов-юристов. В мае 1963 года был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности позже переименованный во Всероссийский институт проблем укрепления законности и правопорядка. При этом за институтом сохранялась роль головного криминологического научного центра.
Характерным для криминологии в настоящий период является сочетание теоретических и прикладных исследований. Особо следует отметить участие криминологов в научном обеспечении законодательного регулирования борьбы с преступностью, прежде всего с организованной.
Историю криминологии можно разбить на три эпохи:
         - классическая школа ХVII века;
- позитивистская школа ХIХ века   
- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).
Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.
Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская – на исправление преступника[1].
Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные.         В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов). Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы), а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия «преступник» и «преступность» как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становится возможным использовать подобное клише.
Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным.
 
 
 
§1.2. Развитие криминологии в России. Дореволюционный период
 
 
Впервые преступность в России систематически начала изучаться в рамках социологической школы уголовного права.
Первым криминалистом, признавшим своих коллег включить в науку уголовного права исследование причин преступности, был профессор Московского университета М.В. Духовской. В 1872 году он прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни и его причины.[2]
Главной причиной преступлений Духовской считал общественный строй, «дурное экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса других условий». Заслугой Духовского было активное использование материалов уголовной статистики в изучении причин преступности.
Характерной чертой социологической школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социологического явления. Представители этого направления (М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, И.Я. Фойницкий) ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальной средой и преступностью. Сводя причины преступности к действию многочисленных отдельных и влияющих с разной силой факторов, социологическая школа в качестве мер воздействия на преступность предлагала отдельные, подчас незначительные реформы. Важнейшим методом исследования закономерности развития преступности социологическая школа считала статистический анализ. Сравнивались количественные показатели преступности с учетом особенностей страны, региона, времени года или суток, психологических и образовательных характеристик преступников, цен на хлеб и т.д. На основе этих данных предлагались различные классификации факторов преступности, самой распространенной из которых была трехчленная, разделявшая все факторы на индивидуальные (антропологические), социальные и физические (космические).
Антропологическое направление уголовного права не нашло в России такого распространения, как на Западе. Из известных юристов, тяготеющих к антропологам – последователям Ломброзо, можно назвать Д.А.Дриля (1846-1910). В учении антропологов его привлекала главным образом неудовлетворенность догматическими пострениями классической школы уголовного права, забывавшей в своих чисто юридических схемах живого человека, вставшего на путь преступлений.
Выдающихся юристов своего времени - профессоров уголовного права, какого направления они бы ни придерживались (классического, социологического, антропологического), объединяет общность взглядов на основные причины преступления и задачи наказания, стремление выработать радикальные с их точки зрения меры, обеспечивающие более или менее эффективную борьбу с преступностью (например, работы Н.С.Таганцева, И.Я. Фойницкого, М.Л.Чубинского и др.).
 
Развитие криминологии в России в 20-30-х годах XX в.
Изучение преступности продолжалось и в первые годы существования советского государства. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методической базой проведения криминологических исследований являлись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так называемая моральная статистика, а также кабинеты по изучению преступности и преступника, создаваемые различными ведомствами и учреждениями в крупных городах страны. Первые шаги в деле изучения личности правонарушителя сделал Петроградский криминологический кабинет, образованный в 1918 году по инициативе Петроградского Совета.[3]
Обследование преступников велось по криминально-диагностической карточке, которая включала социологическое, психологическое физическое и медицинское обследования. Особое внимание обращалось на нервную систему и психопатические аномалии. Целью социологического обследования было выявить социальный облик преступника.
Криминально-диагностические карточки, кроме их чисто научного использования в целях изучения личности преступника. Имели и практическое значение: на их основе составлялись краткие характеристики заключенных и указывались наиболее целесообразные метод исправительно-трудового режима для них.[4]
Возникновение Московского криминологического кабинета связно с проведенным в апреле 1923 года обследованием арестных домов Москвы.
Московский кабинет разработал несколько форм анкет. Программа детального обследования содержала 43 вопроса, которые заполнялись несколькими специалистами: криминалистом, социологом, психологом, антропологом, психиатром, биохимиком.[5] 
То обстоятельство, что Московский кабинет находился в ведении здравотдела, накладывало отпечаток на характер проводимых им исследований и научных работ, которые носили преимущественно биопсихологический характер.
Организованный в 1926 году кабинет в Ростове-на-Дону также придерживался биопсихологического направления в своих исследованиях. В Ленинграде второй кримилогический кабинет был организован при губернском суде в 1925 году. Основной формой работы кабинета были кружки, занятия в которых были организованы по лабораторному методу. Кроме того, кабинет проводил анкетные обследования.
Белорусский криминологический кабинет был открыт 30 октября 1926 года при факультете права и хозяйства Белорусского госуниверситета. В кабинете действовали две секции: криминальной социологии, криминальной психологии и психиатрии. От ЦРУ БССР кабинет получал статистические данные о преступности, о соотношении различных видов преступлений, сведения из области моральной статистики.[6]
На Украине изучение преступности и личности преступника велось в различных учреждениях. Первым из них была юридическая клиника при юридическом факультете Киевского института народного хозяйства, организованная в 1924 году. Она существовала как учебно-вспомогательное учреждение при юридическом факультете, одной и целей которого являлось социологическое изучение преступления и преступника и ознакомление студентов с методикой исследования.
Криминологические кабинеты были организованы и в Закавказье. В Баку в 1926 году при местах заключения был создан кабинет по изучению преступности и борьбе с ней. Сотрудники кабинета проводили различные обследования, изучали уголовные дела и личность преступников в местах заключения, подвергая их экспериментально-психологическому, характерологическому и психопатологическому обследованию.
Аналогичный кабинет был организован в Тифлисе в 1930 году под названием Государственный кабинет по изучению преступности и преступника, работавший под руководством психиатра-невролога Шенгелая. То обстоятельно, что оба кабинета работали под руководством врачей-психиатров, также наложило отпечаток на характер их деятельности и печатных работ.
В целях организационно-методической координации проводимых в стране криминологических исследований в марте 1925 года при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. По существу, он стал первым в стране центром изучения преступности, в составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая и криминалистическая.
На основании изучения уголовных дел и преступников Государственный институт проводил комплексные исследования растрат и растратчиков, убийств и убийц, хулиганства и хулиганов, заключенных, осужденных к высшей мере наказания и др.
Государственный институт по изучению преступности и преступника в 1931 году по идеологическим соображениям был ликвидирован. В ЦСУ закрыли отдел моральной статистики. Официальная позиция состояла в том, что преступность в СССР вызвана двумя причинами: пережитками прошлого в сознании людей и капиталистическим окружением. Изучение каких-либо иных факторов объявлялось ненужным и вредным. Многие сотрудники были репрессированы. На долгие годы (с 1930 по конец 50-х годов) криминологические исследования были, по существу, преданы забвению.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ
 
 
 
§2.1.Развитие криминологии в России в 60-х годах XX в.
 
 
В конце 50-х годов с развенчанием периода культа личности положение дел с проведением криминологических исследований изменилось к лучшему. В специальной юридической литературе стало появляться значительное число статей, авторы которых выдвигали актуальные вопросы борьбы с преступностью.
На совещаниях и конференциях, организованных Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР, юридическими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, были намечены соответствующее мероприятия, направленные на развитие исследований преступности.
В новое уголовно-процессуальное законодательство (1961) были включены нормы, регламентирующие обязанности органов следствия, прокуратуры и суда выявлять по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступлений.
В эти годы заметно оживилась деятельность по изучению преступности и ее причин кафедр уголовно-правового цикла юридических факультетов университетов и институтов.
С 1957 году проблемами криминологии занимались ученые юридических факультетов Ленинградского, Воронежского и Латвийского университетов, Харьковского, Саратовского и Свердловского юридических институтов, секторов философии и права ряда академий наук союзных республик, кафедр высших школ охраны общественного порядка.
Основы советской криминологии впервые стали преподавать в 1964 году на юридических факультетах Московского университета и Свердловского юридического института.
В этот период, в самом начале 60-х годов, были опубликованы первые теоретические труды по проблемам криминологии (а не в рамках уголовного права, как ранее): С.С.Остроумова «Преступность и ее причины в дореволюционной России» (1960), А.Б.Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (1961), Г.М. Миньковского, В.К. Звирбуля и др. «Предупреждение преступлений» (1962) и др. и началось ее преподавание в вузах.
В 1963 году был образован Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Это был значительный шаг в развитии криминологии. Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить исследования в этой области. В составе института были образованы секторы: общей методики изучения и предупреждения преступности (А.А. Герцензон); изучения причин и разработки мер предупреждения хищений социалистической собственности (В.Г. Танасевич); преступлений против личности (С.С. Степичев); преступлений несовершеннолетних (Г.М. Миньковский); предварительного следствия (А.И. Михайлов); прокурорского надзора (В.К. Звирбуль); криминалистической техники (Н.А. Селиванов). Первым директором института был назначен И.И. Карпец, его заместителями – В.Н. Кудрявцев и Г.И. Кочаров.
В этот период получили активное развитие конкретные криминологические исследования, появлялись теоретические работы.
Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все более утверждается в качества научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью.
В 1966 году выходит первый отечественный учебник по криминологии, подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, выдержавший затем три издания и приведший к созданию в начале 80-х годов первого в истории советской (и русской) науки Курса криминологии.
Развитие науки привело к созданию кафедр криминологии в ряде юридических учебных заведений страны: Московском, Екатеринбургском юридических институтах, Академии и высших школах МВД. Преподавание криминологии было ориентировано на получение выпускниками вузов не только твердых знаний о проблемах борьбы с преступностью, конкретных ее видах, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законодательных норм и иных  документов – так называемых криминологических экспертизах, способных своевременно оказывать необходимое антикриминогенное воздействие[7].
 
 
 
§2.2. Современное состояние криминологии в России
 
 
В последние годы происходит и интенсивное развитие социально-психологических исследований в криминологии, направленных на углубленное изучение свойств и признаков лиц, совершающих преступления, причин и механизмов индивидуального преступного поведения (М.Ю. Антонян, М.И. Еникеев, Г.Х. Ефремова, М.М. Коченов, В.В. Гульдан, Е.Г. Самовичев, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.)
Благодаря этим исследованиям в настоящее время имеется возможность использовать в практике борьбы с преступностью научно обоснованные и достоверные данные о природе, мотивах и причинах совершения тяжких насильственных преступлений против личности и других правонарушений.
Отрадным является и то, что этот период развития криминологии, хотя и сопровождался в ходе дискуссий иногда некорректными их формами, характерен решительным освобождением от догматических и схоластических стереотипов, переосмыслением многих теоретических постулатов, несмотря на идеологическую зажатость науки. Выработалось более объективное отношение к криминологическому и социологическому наследию при непременном понимании и восприятии тех научных ценностей, которые сыграли свою положительную роль, учете того, что осталось лишь гипотезой либо необоснованно извращалось, вульгаризировалось и незаслуженно отвергалось, а также активное использование всего, что сегодня продолжает действовать и имеет творческое, позитивное значение.
Большую роль в координации криминологических исследований, объединении усилий ученых страны в разработке теоретических положений и практических рекомендаций для улучшения борьбы с преступностью играет криминологическая ассоциация (президент – проф. Долгова А.А.). Помимо криминологов, упомянутых выше значительный вклад в развитие криминологии внесли: С.Б. Алимов, С.П. Бузынова, В.Г. Демин, Г.И. Забрянский, Н.П. Косоплечев, И.П. Кондрашков, И.М. Мацкевич, В.В. Панкратов, В.Д. Пахомов, Э.И. Петров, Г.М. Резник и другие научные сотрудники криминологических секторов Института государства и права РАН, Института проблем укрепления законности и правопорядка, НИИ МВД Российской Федерации и др.
Вместе с тем следует отметить, что на пути дальнейшего развития криминологии, более полного и эффективного ее использования в борьбе с преступностью остается еще много резервов и возможностей.
Современный период перехода страны на рельсы рыночной экономики, сопровождающийся развалом экономики, политическими и социальными конфликтами, и, как следствие, – ростом преступности, с одной стороны, осложняет изучение преступности, а с другой – объективно обязывает ученых совместно с практиками и специалистами смежных наук начать новый виток ее исследования. Многие теоретические постулаты не выдержали испытания временем и требуют переосмысления. Хотелось бы предостеречь ученых и практиков от совершения ошибок прошлого: это отбросит науку назад.
 
 
 
§2.3. Современное состояние криминологии в зарубежных странах
 
 
За последние годы почти во всех западных странах сформированы специальные государственные, а чаще – государственно-общественные структуры смешанного типа, которые ориентированы на исследования проблем профилактики преступности, разработку различных программ, внедрение их в жизнь.
Так, например, в Швейцарии созданный в законодательном порядке Национальный совет с помощью специалистов осуществляет профилактический мониторинг, проводит анализ, прогнозирование тенденций преступности, лоббирует моральную и материальную поддержку исследований, разработку целевых профилактических программ в городах и муниципальных образованиях.
Во Франции аналогичные функции выполняет Совет городов, во главе которого стоит премьер-министр страны. Кроме того, функционируют более 700 муниципальных советов по профилактике преступности, в которых сотрудничают руководители системы правосудия, служб жилищного развития и социальных услуг, образования и культуры, полиции.
Представляет интерес и опыт Нидерландов, а также Англии и Уэльса, где наряду с крупными скоординированными мероприятиями национального масштаба, например, созданием британского Комитета по вопросам предотвращения и обнаружения преступлений, многое делается на уровне муниципалитетов. Так, при Управлении лондонской полиции действует служба предупреждения, которая занимается консультированием населения и компаний по вопросам имущественной безопасности. Консультации даются в различной форме: от устных рекомендаций по конкретным ситуациям до письменных разработок концептуальных программ. Например, владельцев автомобилей обучают способам предупреждения угонов.
В Японии в настоящее время действует разветвленная сеть различных общественных движений профилактического профиля. Самая заметная из них – Ассоциация по предупреждению преступности. Повсеместно действуют комитеты по связи полиции со школами, промышленными корпорациями.
Обзор зарубежного опыта профилактики показывает, что западные государства существенно переориентировали свой профилактический вектор в сторону постоянного сотрудничества с общественными организациями и населением, подняли планку заинтересованности и ответственности правительств и всех государственных органов в обеспечении безопасности граждан, которая и в таких условиях нередко дает сбой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
Итак, криминология начала XX века не была самостоятельной наукой. Большинство специалистов уголовного права (кроме Н.Д. Сергеевского, Н.С. Таганцева) считали криминологию частью модернизированного уголовного права. Поэтому и не обсуждался вопрос о выделении криминологии или, иначе, этиологии преступности в отдельную науку. Вместе с тем «учение о факторах преступности» в конце XIX -начале XX века обрело своё место в системе научного знания.
Криминология конца XX века, бесспорно, сформировалась как самостоятельная наука. Криминология начала XX века была более эмпирична, чем криминология конца XX века. Криминология начала XX века была более плюралистична, чем криминология конца XX века.
В начале XX века криминологические исследования в равной степени проводились юристами и представителями других профессий, особенно врачами. В конце XX века криминологией в основном занимаются юристы и лишь несколько учёных с неюридическим образованием (Г.Н. Горшенков, С.Л. Сибиряков, К.К. Ростов и др.). Однако в постсоветский период намечается тенденция участия в криминологических исследованиях социологов, экономистов и некоторых других специалистов.
В советский период фактически перестало развиваться антропологическое направление в криминологии.
Отечественная постсоветская криминология, преодолев лёгкое замешательство, продолжала развиваться в лучших традициях социализма, следовать прежним объяснительным теориям.
Конкретный криминологический анализ свидетельствует о том, что система уголовной юстиции Российской Федерации не справляется с фактическим валом традиционной преступности. Если бы ныне в нашей стране эта система регистрировала, расследовала и рассматривала в суде хотя бы основную часть совершаемых деяний, она бы рухнула под грудой 10-12 миллионов уголовных дел.
Интенсивная криминализация в обществе (и не только в нашем) требует практического переосмысления методов борьб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.