ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск готовой работы по сайту
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Основные психологические проблемы спортсменов |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 13.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Введение
А.Ц. Пуни, К.П. Жаров, П.А. Рудик,
Е.П. Ильин уделяли большое внимание вопросам
волевой подготовки. Волевая подготовка
- одна из важнейших сторон психологической
подготовки спортсмена. Она направлена
на формирование воли как высшего сознательного
саморегулирования человеком своего поведения
и деятельности, связанного с затратой
волевых усилий при преодолении препятствий
и для достижения поставленной цели. Спортсмен
должен управлять своими действиями, мыслями,
переживаниями для достижения высоких
результатов в избранном виде спорта,
опираясь на определенные волевые качества,
которые обеспечили бы ему успех.
Для определения уровня волевой
подготовленности спортсменов было проведено
исследование с участием 40 спортсменов,
из них 20 - занимающихся дзюдо и 20 - пулевой
стрельбой.
Волевые качества у спортсменов
Для определения уровня волевой
подготовленности спортсменов была использована
методика "Самооценка волевых качеств
студентов-спортсменов", разработанной
Н.Е. Стамбуловой. Результаты методики
были обработаны по шкалам: "Целеустремленность",
"Смелость и решительность", "Настойчивость
и упорство", "Инициативность и самостоятельность",
"Самообладание и выдержка".
По шкале "Целеустремленность"
у стрелков средний уровень результатов
как по выраженности (19,1±0,84), так и по генерализованности
(19,25±0,95) свидетельствует о наличии у спортсменов
ясных целей и задач, способности намечать
еще более высокие и сложные цели, а так
же умение подчинять свою деятельность
их достижению, объективно оценивать результаты
своих действий, корректировать решаемые
задачи. Низкий уровень развитости целеустремленности
у дзюдоистов (выраженность: 18,55±0,88, генерализованность
(17,75±0,87) показывают, что у спортсменов
не в полной мере проявляются и другие
волевые качества, особенно при встрече
с трудностями, требующими проявления
волевых усилий. Поэтому целеустремленность
занимает особое положение в волевой подготовке
спортсменов, является связующим звеном
в волевой деятельности, объединяя все
волевые качества, повышая эффективность
их проявления.
По шкале "Смелость и решительность"
стрелки и дзюдоисты продемонстрировали
средний показатель выраженности (19±0,81
против 19,2±0,93; Р>0,05) и генерализованности
(22,3±0,99 против 22,55±0,75; Р>0,05) свидетельствует
о способности спортсменов самостоятельно
и своевременно находить и принимать обдуманные
решения вопросов и задач, возникающих
в процессе деятельности, реализации решений
в напряженные моменты борьбы (стрельбы),
не боясь принять на себя ответственность,
активно действовать в условиях риска
и опасности для достижения цели. Решительность
и смелость способствуют выполнению сложного
технического приема. По шкале "Настойчивость
и упорство" результаты дзюдоистов
на среднем уровне.
Показатель выраженности
(19,25±0,92) говорит о проявлении воли в достижении
намеченной цели, преодолении препятствий,
несмотря на временные неудачи. Показатель
генерализованности (19,25±0,93) свидетельствует
о настойчивом и постоянном стремлении
не уходить от трудностей в любом деле,
не только в спорте. Можно сказать, что
дзюдоисты успешно совмещают занятия
спортом с учебой, работой, что требует
от них высокой личной ответственности.
Низкий уровень выраженности (18,85±0,8) и
генерализованности (18,65±1,17) у стрелков
может свидетельствовать о том, что им
сложнее, чем дзюдоистам переносить неудачи
и поражения, а во время соревнований им
сложнее побороть нарастающее утомление.
Не все стрелки способны бороться до конца,
через "не могу", когда ситуацию невозможно
изменить. Конечно, сказывается то, что
борьба характеризуется непосредственным
контактом с соперником, а в стрельбе нет.
По шкале "Инициативность
и самостоятельность" средний уровень
выраженности (23,45±0,75; P>0,05) и средний
генерализованности (22,25±0,54; P>0,05) у дзюдоистов
свидетельствует о проявлении качества
в различных жизненных ситуациях, умении
организовать свою деятельность, вносить
в нее творчество, не поддаваться влиянию
людей, но оно неустойчиво проявляется,
что порой может негативно повлиять на
исход соревнований, если спортсмен нуждается
в помощи тренера в сложной обстановке,
а его нет рядом. Стрелки же, наоборот,
зная свои индивидуальные особенности
и видя, что что-то идет не так, меняют намеченный
план (тактику) самостоятельно, что повышает
их спортивное мастерство. Это видно по
результатам выраженности (19,5±1,13) и генерализованности
(21,7±1,01) волевых качеств (инициативности
и самостоятельности).
По шкале "Выдержка и самообладание"
стрелки продемонстрировали средний уровень.
Об этом свидетельствуют результаты выраженности
(23,05±0,59 P>0,05) и генерализованности (24,15±0,65;
P>0,05) качеств. Это говорит о способности
управлять своими чувствами, мыслями,
действиями в условиях эмоционального
возбуждения или подавленности, нарастающего
утомления, неожиданных трудностей, неудач
и других неблагоприятных факторов. Дзюдоистами
были продемонстрированы показатели ниже,
чем у стрелков, но так же относящиеся
к среднему уроню выраженности (20,15±0,93)
и генерализованности (20,00±0,98). Выдержка
и самообладание во всем многообразии
проявляются в условиях соревнований,
особенно в поединках с равным соперником
(дзюдо) и в финале (стрельба), когда необходимо
правильно распределить свои силы, реализовать
намеченный тактический план. В пылу соревновательного
азарта спортсмен рассуждает здраво, управляет
чувствами и действиями и составляют психологическую
сущность выдержки и самообладания.
Для эффективности волевой
подготовки необходимо воспитывать все
волевые качества, но упор делать на тех,
которые являются ведущими в избранном
виде спорта.
Волевые качества "инициативность
и самостоятельность" у спортсменов-дзюдоистов
выражены больше, чем у спортсменов-стрелков.
По мнению Ф. Генова данные качества являются
ведущими волевыми качествами в борьбе.
Волевые качества "выдержка
и самостоятельность" имеют большую
выраженность у представителей стрелкового
спорта.А.Ц. Пуни выделяет эти качества,
как ведущие в данном виде спорта.
К вопросу о фрустрации у спортсменов
Исходя из понятия фрустрации
как психического состояния, Левитов Н.Д.,
дает ей такое определение: "фрустрация
- состояние человека, выражающееся в характерных
особенностях переживаний и поведения
и вызываемое объективно непреодолимыми
(или субъективно так понимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению цели
или к решению задачи".
Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил,
Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили,
что спортсмены находятся в состоянии
фрустрации, когда:
1) проигрывают;
2) воспринимают судейство
как несправедливое;
3) испытывают беспокойство;
4) испытывают физическую
боль;
5) выступают ниже своих возможностей.
При низком фрустрационном
пороге (низкой толерантности) проявляется
деструктивное воздействие этого психического
состояния на спортсмена: нарушается тонкая
координация, когнитивная ограниченность
(спортсмен не видит альтернативных путей
или другой цели), эмоциональное возбуждение
с частичной утратой контроля над собой
и ситуацией, генерализуется агрессия.
Для выявления наиболее стрессогенных
соревновательных ситуаций, вызывающих
фрустрацию, было проведено исследование
с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек
в возрасте 16-20 лет и 20 юношей в возрасте
16-21 года. Исследование проводилось с помощью
методики Р. Фрестера "Соревновательные
стресс-ситуации" и "Метода рисуночной
фрустрации" С. Розенцвейга.
"Методом рисуночной фрустрации"
С. Розенцвейга установлено, что у юношей
доминирующим направлением реакции во
фрустирующей ситуации является импунитивная
(фрустирующая ситуация рассматривается
как нечто незначительное или неизбежное,
преодолимое "со временем", обвинение
окружающих или самого себя отсутствует).
У девушек доминирующим направлением
реакции во фрустирующей ситуации является
также импунитивная.
Используя методику Р. Фрестера
"Соревновательные стресс-ситуации"
выявлено, что у юношей наиболее стрессогенными
соревновательными ситуациями (12,35±0,51)
являются объективные ситуации соревнования,
влияние которых растет с повышением мастерства
и соревновательного опыта спортсмена
(незнакомый соперник, плохое оснащение
соревнований, отсрочка старта, неожиданно
высокие результаты соперника, зрительные,
акустические и тактильные помехи, неудача
на старте).
У девушек наиболее стрессогенными
соревновательными ситуациями (12,9±0,42)
являются ситуации "успеха-неудачи"
и стабильности вегетативных функций
(предыдущие неудачи, предшествующие
поражения от данного соперника, чрезмерное
волнение перед соревнованием, плохой
сон накануне, плохое физическое самочувствие).
Исходя из полученных данных
можно сказать, что юноши более устойчивы
к воздействию соревновательных стресс-факторов,
так как набрано меньшее количество баллов
по шкалам методики Р. Фрестера.
Доминирующая импунитивная
реакция во фрустирующих ситуациях, как
у юношей, так и у девушек свидетельствует
об адаптации к соревновательным условиям.
Фрустрация - состояние неприятное
и напряженное, следовательно, есть стремление
избавиться от него. Для этой цели человек
чаще всего использует защитные механизмы
психики. Одним из механизмов является
воображение. Спортсмен, потерпев неудачу
в процессе осуществления своих целей,
может создавать воображаемые ситуации,
в которых осуществляет свои желания и
цели. Компенсаторная функция воображения
помогает сохранить психическое здоровье.
Другая форма защиты - регрессия, заключается
в том, что спортсмен бессознательно стремится
вернуться к предыдущим уровням своего
развития, ищет в них защиты от фрустратора.
Одним из важнейших и повседневно используемых
людьми защитных механизмов является
реакция вытеснения из сферы сознания
неприемлемых для моральных установок
личности мыслей и желаний, неприятных
событий. Защитным механизмом может выступать
агрессия. Выражением слабости фрустированной
личности является механизм идентификации
с агрессором, фрустирующее влияние которого
человек не в состоянии устранить. Важным
механизмом защиты является рационализация,
псевдопереосмысление ситуации. Если
нет возможности достичь целей, человек
успокаивает себя, "усматривая" в
недостигаемых целях массу недостатков,
которые раньше игнорировались, или отказывается
от них как недостойных столь больших
трат.
Стратегия преодоления фрустрации
характеризуется быстрым переходом от
спокойного рационального анализа ситуации
к энергичным действиям по достижению
цели. Успешному разрешению ситуации способствует
устранение избыточной реакции на неудачи
и внушение уверенности в своих силах.
Для этого используется самовнушение
и самоубеждение.
В практике спорта чаще всего
используются разновидности психической
саморегуляции: аутогенная, психорегулирующая,
психомышечная и идеомоторная тренировки.
Эффективным средством является быстродействующая,
простая и не имеющая противопоказаний
методика С-КР, разработанная и апробированная
В.Л. Марищуком.
Формирование климата в спортивной команде
Особое внимание в последнее
десятилетие в психологии уделяется вопросам
развития личности. Но при этом недостаточно
раскрыть процесс развития личности в
группе и ее отношение к другим членам
группы, т.е. межличностные отношения в
группе, в спортивной деятельности.
Спортивные команды всегда
отличаются коллективизмом, товариществом,
взаимопомощью, сплоченностью. Именно
в спортивном коллективе рождаются дополнительная
энергия, энтузиазм, столь необходимые
для победы, то, что в социальной психологии
именуется "групповым эффектом",
а в практике спорта "чувством локтя".
Для спортивной команды особенно
важен этот феномен "группового эффекта",
выражающий в том, что объединяет людей,
может способствовать увлечению или уменьшению
индивидуального вклада спортсмена, энергии
отдельных участников группы и существенно
влиять на общий уровень совместной деятельности,
на достижение групповой цели. Недаром
исследование спортивных коллективов
занимает центральное место в социально-психологической
проблематике физического воспитания
и спорта. Потребности спортивной практики
требуют вооружения этими знаниями и будущих
профессиональных кадров в области физической
культуры.
Таким образом, актуальность
проблемы исследования, ее недостаточная
разработанность в спортивной и социальной
психологии, теории физического воспитания
и спорта, а также практическая значимость
определили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования состоит
в теоретическом обосновании и экспериментальной
проверке эффективности комплекса (технологии)
психологических условий и динамики межличностных
отношений в спортивной команде. Объектом
исследования являются межличностные
отношения в спортивной команде. Предметом
исследования выступает динамика межличностных
отношений в спортивной команде. Методы
исследования: опросник для оценки межличностных
отношений в коллективе и индекса групповой
сплоченности спортивной команды; методика
изучения сплоченности в группе. Гипотеза
исследования в том, что влияние психологического
воздействия приводит к созданию благоприятного
климата в группе, в данном случае к сплочению
спортивной команды.
Практическая значимость
исследования состоит в разработке динамики
межличностных отношений; технологии
процесса формирования благоприятного
психологического климата в спортивной
команде; результаты исследования могут
быть рекомендованы в помощь тренерам-педагогам,
учителям физической культуры.
Созданный нами комплекс
психологических условий привел к формированию
и развитию активного слушания, навыков
снижения эмоционального напряжения у
партнеров, атмосферы доверия, понимания
и открытости, к расширению осознания
участниками своих ощущений в команде.
Для повторной диагностики
спортивной команды юношей-боксеров после
психологического и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|