На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Смешанная экономика. Сравнительный анализ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ              3
1.              Характерные черты смешанной экономики              5
1.1.              Смешанная экономика              5
1.2.              Характеристика     основных     национальных     моделей     смешанной
экономики              10
1.3.              Смешанные экономики различных стран              12
1.4.              Сравнение     смешанных     экономик     развитых     капиталистических
стран              16
2.              Особенности смешанной экономики              19
2.1.   Общая характеристика экономики              19
2.2.   Темпы экономического развития              20
2.3.   Производительные силы              21
2.4.   Финансовая система              24
2.5.   Государственное регулирование экономики              25
2.6.   Американские технологии.              27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ              29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              31


ВВЕДЕНИЕ
              Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.
              Несмотря на то, что экономисты выделяют два основных типа экономических систем - рыночную и командно-административную, все же в современном мире в чистом виде их не существует. Речь идет о смешанной экономике, которая сочетает в себе столь противоречивые черты рыночной и командно-административной экономики. Изучение же смешанной экономики и ее национальных моделей чрезвычайно полезно.
              Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена различными причинами:
              Во-первых, каждому человеку, интересующемуся экономикой, необходимо знать о том, как формировались и развивались экономические системы крупнейших стран мира. Ведь на протяжении своего длительного существования экономика каждой из стран прошла через взлеты и падения, испытывала тяжелейшие кризисы и достигала своего апогея. При этом каждая страна добивалась своих успехов сама, прикладывая неимоверные усилия, чтобы прийти к долгожданной цели. А чтобы преодолеть кризис, необходимо решить сложнейшие проблемы государственного масштаба. Это задача не из легких, которую каждое государство решает самостоятельно. Зачастую страну выводит из кризиса сильный правитель, способный предложить целую программу мероприятий, разработанную специально для конкретных условий этого кризиса (например, Р. Рейган, М. Тэтчер или Ф. Рузвельт). Такие личности вызывают восхищение и уважение.
              Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что знание функционирования современных смешанных экономик позволяет понять альтернативность (многовариантность) экономического развития - ни одна страна не копировала слепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных, социальных и исторических возможностей, а также эффективности экономической политики государства.
              Во-вторых, наше государство, Российская Федерация, еще нельзя назвать окончательно сформировавшимся и крепко стоящим на ногах. Поэтому нам как гражданам своей страны вдвойне необходимо изучать современные смешанные экономики развитых стран мира. Полученные знания помогают проанализировать зарубежный опыт решения различных проблем, выхода из кризисов, развития и укрепления экономики. Безусловно, мы не можем продублировать этот опыт для решения своих проблем, но зато существует возможность применить приобретенные знания для нахождения собственного пути преодоления трудностей. Этому также может помочь изучение уже сложившихся национальных моделей смешанной экономики. Поскольку Россия не относится ни к одной из этих моделей, то их исследование и сравнительный анализ способствуют выбору того типа смешанной экономики, который наиболее близок нашей стране.


              Цель данной курсовой работы - на основе исследования сущности смешанной экономики сделать сравнительный анализ ее национальных моделей. Для этого необходимо подробно исследовать смешанную экономику, рассмотреть различные инструменты влияния государства на экономику и ее регулирования. Затем, выделив основные национальные модели смешанной экономики, дать характеристику каждой из них. После изучения моделей следует рассмотреть смешанные экономики различных наиболее крупных стран, таких, как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а далее сравнить смешанные экономики развитых капиталистических стран, представляющих наибольший интерес для изучения, поскольку именно эти страны являются наиболее динамичной и господствующей силой мировой экономики.
В работе сделан акцент на сопоставительный анализ различных стран, разных социально- экономических систем Запада и Востока.
Чтобы иметь более полное и четкое представление о принципах функционирования смешанной экономики, во второй главе работы детально рассмотрена смешанная экономика Соединенных Штатов Америки, ее развитие и современное состояние. При этом была поставлена задача - дать последовательное и логичное изложение реальных процессов развития экономики США в целом. Выбор именно этой страны обусловлен тем, что США являются одной из лидирующих и наиболее развитых стран мира. Американская экономика обладает самым большим в мире производственным потенциалом и производит самый большой объем товаров и услуг. Экономика Соединенных Штатов отличается крупномасштабной ориентацией на научно-технический прогресс (НТП) и передовую технику. США намного опережают остальные капиталистические страны мира по масштабам научно-исследовательских работ, лидируют в области НТП, внедрения его результатов в производство, в экспорте лицензий на свои открытия и новейшие разработки.
При написании данной курсовой работы была использована различная литература: это и экономические энциклопедии, и словари, и учебники по экономической теории, мировой экономике и экономической истории, а также монографические труды таких известных зарубежных экономистов, как Пол Самуэльсон, Вильям Нордхаус, Джозеф Стиглиц, а также отечественных авторов (В. М. Кудров, А. Г. Войтов).


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1.    Смешанная экономика.
Смешанная экономика - это современное хозяйство, складывающееся в наиболее развитых странах, а также в некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Она представляет собой рыночную экономику, в которой активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее его и корректирующее его провалы.
По мнению Пола Самуэльсона и Вильяма Нордхауса, смешанная экономика - это преобладающая форма экономической организации в некоммунистических странах. В смешанной экономике хозяйственная организация базируется в первую очередь на ценовой системе, однако при этом для преодоления макроэкономической нестабильности и несовершенств рынка используются разнообразные формы государственного вмешательства (такие, как налоги, государственные расходы и государственное регулирование).
Скорее всего, все страны имеют смешанную экономику - экономику с элементами рынка и командной формы управления. Еще никогда не существовало стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX века и была близка к ней). В настоящее время в США большая часть решений принимается рынком. Но и правительство страны играет важную роль в изменении работы рынка: власти издают законы и положения, которые регулируют экономическую жизнь, предоставляют услуги в сфере образования и охраны правопорядка, контролируют бизнес и загрязнение окружающей среды. И Россия, и другие бывшие социалистические страны Восточной Европы, недовольные работой командной экономики, стараются найти свой вариант смешанной экономики.
Начало становления современной смешанной экономики было положено кризисом мирового хозяйства конца 1920 - начала 1930-х гг., и Новым курсом президента США Ф. Рузвельта. Теоретические основы смешанной экономики заложило кейнсианство, главное место в котором занимала идея государственного регулирования экономики, стимулирования экономического роста посредством увеличения государственных расходов, в том числе на социальные нужды.
В смешанной экономике частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует с государственной собственностью, собственностью неправительственных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. Сложная система экономического регулирования хозяйства образуется противоречивым единством рыночного, корпоративного и государственного регулирования. Соотношение данных форм также подвижно и определяется конкретными условиями каждой страны. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются  различные   секторы   национальной  экономики.   Каждый  сектор


образуются различные секторы национальной экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную общественную потребность. При этом границы между секторами (государственными и негосударственными) подвижны.
Для частного сектора смешанной экономики характерна эволюция частной собственности, которая все более превращается из индивидуальной в массовую, частно-коллективную собственность, прежде всего акционерную. Одна из ее перспективных форм - собственность различных институтов и фондов: страховых, пенсионных, жилищных.
В то же время возрастают роль и значение мелкой частной собственности, малого предпринимательства. На долю этого сектора в развитых странах приходится до половины валового национального продукта (ВНП) и 90% рабочих мест. Наиболее успешная часть малых предприятий модернизируется на новой технической основе, сотрудничает с крупными предприятиями и через них включается в мировые хозяйственные структуры.
Принципиально новыми являются венчурная (то есть рисковая) форма индивидуальной частной собственности и основанный на ней тип хозяйства. Это - многочисленные инновационные фирмы, занимающиеся поиском и разработкой новых идей в области научных исследований, технологии и создания новых продуктов.
Развивается трудовая акционерная собственность, при которой держателями акций выступают члены самоуправляемых трудовых коллективов.
Доля государственной собственности в стоимости продукции составляла в конце 1980-х гг. в Италии 19%, во Франции 16%, в ФРГ 10%, в Великобритании 7%, в США 1,3%. Практика смешанной экономики продемонстрировала низкую эффективность, и даже убыточность, многих государственных предприятий в разных отраслях. В условиях финансовой поддержки этих предприятий государственным бюджетом у них ослабевают стимулы к снижению издержек и ресурсосбережению, к ориентации на спрос, к адаптации к условиям рынка. Поэтому глобальной тенденцией в развитии государственного сектора в 1970 - 90-х гг. стала приватизация, то есть переход государственной собственности в частную. Она проводилась более чем в 100 странах мира и охватила ряд ведущих отраслей промышленности, так называемые естественные монополии (связь, газо-, электро- и водоснабжение), сферу услуг, финансовые институты.
Сокращение государственного сектора сопровождается изменением структуры государственных предприятий, не подлежащих приватизации, что осуществляется путем акционирования государственных предприятий, внедрения конкурентно-рыночных принципов в их управление. Государственный сектор продолжает оставаться одним из неотъемлемых сегментов смешанной экономики в большинстве стран. Он призван обеспечивать общенациональные интересы в тех производствах и отраслях, где функционирование на частной основе оказывается невозможным или затруднительным.
Возникает спектр смешанных, промежуточных форм государственно-частной и государственно-коллективной собственности. В руках государства находится пакет акций разной величины, включая во многих случаях контрольный.
Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется в смешанной экономике противоречивым взаимодействием рыночного и государственного регулирования. В соответствии с рыночными, ценовыми сигналами ресурсы направляются в сферы их наиболее эффективного использования в данный момент. Рыночное саморегулирование осуществляется через систему имеющих сложную структуру современных рынков товаров, услуг, капитала, труда и ценных бумаг. Одна из важных его отличительных черт - распространение развитого маркетинга, во многом меняющего характер и формы рыночной конкуренции. С помощью маркетинга осуществляется переход от работы на неизвестный рынок к работе на заказ.
Активное воздействие на экономику оказывает государство. Показателем этого служит рост доли валового внутреннего продукта (ВВП), изымаемой государством в форме различных налогов и перераспределяемой на различные нужды. Увеличившись за 1950 - 1993 гг. примерно в 1,5 раза, эта доля составляет в конце 1990-х гг. почти половину ВВП развитых стран.
Прежде всего, важно различать две основных формы государственного регулирования: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он и не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государствешюм секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8 - 9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, то есть совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
•                        стимулирование        капиталовложений    и    восстановление    (если   это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
•                        обеспечение полной занятости;
•                        стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
•                        воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
•                        поддержку устойчивого экономического роста;
•              перераспределение расходов
и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика -это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Например, если уровень безработицы рассматривается как недопустимо высокий, то может быть сокращен подоходный налог и налог на расходы для стимулирования совокупного спроса. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы, направленная на достижение таких широких целей, как стабильность занятости и цен, экономический рост и баланс внешних платежей. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Следует отметить, что страны со смешанной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Хотя с конца 1970-х - начала 1980-х гг. в целях раскрепощения рыночных сил осуществлялось сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику, сфера деятельности государства все же достаточно велика. На передний план экономической политики ныне выдвигаются задача повышения ее эффективности, разработка правил и норм, необходимых для создания стабильной конкурентной среды рыночного хозяйства, защиты прав потребителей, окружающей среды, бесперебойного функционирования некоторых сфер (например, дорожного строительства и дорожного движения).
Переход к преимущественно косвенным формам воздействия государства на экономику дополняется финансированием из государственного бюджета, направляемым, в первую очередь, на поддержку новых наукоемких и высокотехнологических производств, малого бизнеса, реализацию национальных конкурентных преимуществ в сфере научно-исследовательских работ и конструкторских разработок.
Современные смешанные экономические системы - это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. За 1970 - 1990-е гг. реальные доходы на душу населения возросли в шести странах Запада и в Японии в 1,5-2 раза. Не менее 60% общей суммы доходов их граждан приходится на заработную плату. Действует долгосрочная тенденция к сужению шкалы дифференциации доходов и уменьшению социального расслоения. Доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6 - 7 раз. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его стабильности.
Все более важную роль в смягчении свойственного рыночному хозяйству неравенства играет государство. Растут как в абсолютном, так и в относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в разные периоды разными темпами) на оказание общественных услуг населению на нерыночной основе (образование, здравоохранение, жилищное строительство) и социальные трансферты (выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различных видов социального вспомоществования по бедности. В конце 1990-х гг. в развитых странах путем перераспределения доходов на социальные нужды тратилось от 1/5 до 1/3 ВВП.
Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий ведут к смягчению социальных конфликтов. Этому способствуют и механизмы согласования интересов в системе социального партнерства, с помощью которых при посредничестве государства увязываются интересы основных социальных партнеров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Все это в условиях укрепления институтов демократической политической власти и гражданского общества открывает возможности для постепенного движения развитых стран к обществу социального сотрудничества, согласия (консенсуса). Тем не менее, время от времени и в этих условиях вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наемных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие.
Современная смешанная экономика формируется с разной скоростью при огромном разнообразии конкретно-исторических условий в различных странах и регионах мира. В зависимости от соотношения различных секторов и форм экономического и социального регулирования, национальных, культурно-исторических особенностей и традиций, этапа, на котором находится страна, складываются различные национальные модели смешанной экономики. Выделяются североамериканская, западноевропейская и японская модели смешанной экономики, а также модели развития смешанной экономики в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В рамках западноевропейской модели социального рыночного хозяйства различаются англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия), континентальная модель (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция), средиземноморская модель (Греция, Испания и Италия) и социал-демократическая скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия).
              Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие - к командной. Либеральная американская модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская же модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
По многим признакам Российской Федерации наиболее близок западноевропейский тип социально ориентированной смешанной экономики. Высокий уровень индустриального развития, огромный научно-технический потенциал, высокий уровень культуры и образования населения - эти и другие предпосылки открывают возможности движения РФ к современной смешанной экономике. Реализация этих возможностей, решение сложнейших задач такого перехода требуют разработки долгосрочной экономической и социальной стратегии, проведения на ее основе последовательной, эффективной экономической и социальной политики. При этом необходимо учитывать позитивный опыт формирования смешанной экономики за рубежом, в особенности связанный с функционированием разновидностей западноевропейского типа смешанной экономики.
 
1.2.    Характеристика    основных    национальных    моделей    смешанной экономики.
Рассмотрим наиболее известные национальные модели.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государство здесь играет важную роль в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), свободы предпринимательства, развитии образования и культуры. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила 70% от ВВП, причем более половины из этих расходов направляется на социальные нужды населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого уровня налогообложения, который составляет более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство этой модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при ней функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения экономической стабильности и высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) - на государство.
Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, то есть мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства, направленной на создание такой хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат, поскольку в этих странах нет японских традиций.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики.
Однако южнокорейская модель имеет и свои специфические элементы. Некоторые из них раньше использовались в японской модели и, возможно, применимы для России.
Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно содействовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших затем в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству, способствуя тем самым созданию в сжатые сроки среднего класса. И, наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, - это четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что также способствовало формированию развитой рыночной экономики.
1.3.    Смешанные экономики различных стран.
Теперь, рассмотрев основные виды национальных моделей смешанной экономики, обратимся к характеристике смешанных экономик отдельных стран, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, а также смешанной экономики скандинавских стран (Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии).
Смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь в значительно меньшей степени, чем в других странах, опирается на государственную собственность. В отличие от западноевропейских стран размеры государственной собственности в США невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется институциональными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому в значительно меньшей степени, чем в Европе, распространены здесь смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась своеобразная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов. Контрактная система, вовлекая в осуществление государственных программ частный бизнес, в том числе в новейших отраслях промышленности, формирует весьма обширный гарантированный государственный рынок.
Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств, направляемых на военные, научно-технические и социально-экономические цели.
Другое направление государственного вмешательства в американскую экономику связано с обеспечением необходимой современному хозяйству производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или не выгодно частному капиталу, а также регулированием ряда отраслей инфраструктуры.
              Главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги - государственный бюджет, кредитно-денежную систему и хозяйственно-правовое законодательство. Центральное место среди них занимает бюджетная система, на которую ложится задача обеспечения ресурсами функций государственного регулирования. Бюджет является главным инструментом государственной макроэкономической политики, через него распределяется свыше трети валового внутреннего продукта страны.
В основном за счет бюджета функционирует и созданная в США система социального обеспечения. Она включает в себя социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги определенным группам лиц, страховые пособия по безработице) и программу помощи бедным.
Смешанная экономика в Великобритании формировалась тем же путем, что и в других западноевропейских странах. Для большинства из них характерны значительные масштабы государственного сектора в экономике, связанного с ним государственного предпринимательства и весьма активная роль государственного регулирования. Государство здесь исторически играло существенную роль, а проведенная в послевоенный период частичная национализация ряда отраслей хозяйства и создание единой системы государственного здравоохранения и социального обеспечения привели к формированию обширного государственного сектора. Сложилась разветвленная система государственного регулирования экономики, включавшая правительственные заказы, участие государства в деятельности военно-промышленного комплекса, в воспроизводственном процессе, в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социальной сферы, в предоставлении прямых субсидий частным предприятиям и др.
В 1980-1990 годах была проведена поэтапная приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий -телефонной связи, газо- и электрораспределения, водоснабжения и других. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства, приватизации общественных работ и услуг, расширения участия частного сектора в социальной сфере. Уменьшение вмешательства государства в частный сектор выразилось и в ликвидации контроля над ценами, заработной платой и т.п., устранении многих ненужных бюрократических процедур. Серьезному реформированию подверглась социальная сфера, прежде всего рынок труда, а также здравоохранение и социальное обеспечение. Целью мероприятий в этой сфере были повышение эффективности ее функционирования, ограничение роста социальных расходов и др.
В целом экономическая политика на этом этапе позволила повысить эффективность экономики и ее конкурентоспособность, решить ряд социальных проблем и укрепить позиции страны на международной арене.


Смешанная экономика в Германии формировалась под влиянием многообразного воздействия Немецкого федерального банка, независимого от государственной власти и проводящего гибкую и эффективную политику. Активная предпринимательская деятельность государства осуществляется в классической форме субвенций или прямых субсидий, включаемых в бюджеты разных уровней. Система субсидий служит неотъемлемым элементом прямого государственного регулирования при отсутствии сколько-нибудь значительного государственного сектора и, следовательно, затрат на его функционирование и поддержку.
Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Отказываясь от поддержки нерентабельных предприятий, государство осуществляет социальную защиту населения, в том числе безработных. Ее непосредственным источником служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Стремление к максимизации благосостояния, а значит, и социальной справедливости достигается в данной модели смешанной экономики на путях повышения экономической эффективности.
Смешанная экономика во Франции выделяется этническими традициями, наложившими отпечаток на все сферы национальной экономики. Обширный государственный сектор представляет собой весьма неопределенное образование с размытыми границами и постоянными диффузными процессами взаимопроникновения форм собственности. Исторически сложившаяся система государственного регулирования во Франции - одна из наиболее развитых в Западной Европе.
Франция - единственная в Европе страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе государственных планов-программ, во многом определивших успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, реализация которых подтвердила устойчивость дирижистских традиций. Крупномасштабная приватизация не стала, как предполагалось, механизмом либерализации, а лишь усложнила формы государственного вмешательства. Попытки примирить традиционно дирижистские методы с идеей свободного рынка не привели к уходу государства из экономики.
Смешанная экономика в Италии - глубоко своеобразный вариант западноевропейской, модели развития, с обширным государственным сектором и исторически обусловленными традициями активного государственного вмешательства в экономику, высоко развитым крупным частным бизнесом, а также рядом укладов, унаследованных от раннего капитализма.
Государственный сектор, занимающий ключевые позиции в итальянской экономике, органически вписывается в структуру рыночных отношений, тесно взаимодействуя    с    частным    капиталом    и    руководствуясь    рыночными


критериями. Наиболее многочисленную и экономически значимую категорию государственных предприятий составляют акционерные общества со смешанным капиталом; акционерные общества с государственным участием объединены в несколько мощных холдинговых групп, входящих в число крупнейших промышленно-финансовых компаний мира. Крупнейшие итальянские компании высоко продвинуты в технологическом развитии и соответствуют мировым технико-экономическим стандартам.
Италия - это классическая страна малого бизнеса. Из 4 миллионов фирм, зарегистрированных в конфедерации итальянских предпринимателей, лишь 2% значатся крупными (1 тысяча и более занятых), подавляющее большинство относится к мелким (до 100 человек) и мельчайшим (до 20 человек).
Итальянская модель характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты. По расходам на пенсионное обеспечение и социальное страхование Италия занимает одно из первых мест.
Особенностью скандинавской модели смешанной экономики (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью общественного сектора: правительственных, окружных и муниципальных служб, не связанных с производством.
Для скандинавской модели смешанной экономики характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить в этих странах активную социальную политику, которая базируется на использовании профилактических мер, направленных на предотвращение бедности, на активной политике на рынке труда. Это позволяет сузить разрыв между доходами высших и низших по доходам групп и обеспечивать политическую и экономическую стабильность.
Особенность смешанной экономики в Японии - эффективное применение общих форм и механизмов функционирования развитых индустриальных экономик применительно к конкретным условиям страны, к своим этическим и культурным нормам, что позволило Японии выйти на арену мирового экономического развития.
В результате структурной перестройки 70-х - нач. 80-х гг. формировался новый технологический уклад производства, была создана широкая база для высокотехнологичных и наукоемких производств, бурного развития информатики, робото и микропроцессорной техники.
Для Японии характерен относительно невысокий удельный вес крупных государственных и смешанных государственно-частных предприятий. Важным источником гибкости японской экономики и ее высокой конкурентоспособности служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля


власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами.
Реструктуризация японской промышленности, отвечающая новым условиям, в том числе внутрирегионального развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включает переориентацию ряда отраслей на внутренний спрос. Глобальный финансовый кризис, глубоко поразивший экономику Японии, подтвердил необходимость смены модели экономического развития.
 
1.4.    Сравнение   смешанных   экономик   развитых   капиталистических стран.
В разных странах и на разных этапах развития смешанная экономика имеет свои особенности. Но наибольший интерес представляет сравнение смешанных экономик развитых капиталистических стран, поскольку эти страны - наиболее динамичная, господствующая сила мировой экономики. В них проживает 25% населения, которое потребляет 70% энергии, 75% металла, 85% древесины и 60% продовольствия. На них приходится и подавляющая доля загрязнения природы. Но особое значение имеют страны, в которых проживает 10% населения, которое потребляет 80%(!) всех природных ресурсов.
Соединенные Штаты составляют 5% населения мира и потребляют 40% добываемого в мире сырья. США выбрасывают в воду, почву и воздух более 50% всех загрязняющих продуктов. Продукция зарубежных филиалов американских корпораций равна 80 - 90% стоимости отечественного производства.
Группа стран, на долю которых приходится примерно 10% стран мира, занимает лидирующее, господствующее положение в мировой экономике. Они установили многообразные интеграционные связи между собой, в том числе создали и наднациональные координационные органы. Так, например, «семерка» развитых стран Запада (США, Япония, Канада, Англия, Франция, Германия и Италия) представляет группу ведущих стран мира, лидеры которых планомерно согласовывают между собой деятельность в сфере идеологии, политики и экономики.
Капиталистические страны стали ведущими в средние века в связи со становлением капиталистической системы на земном шаре. Став метрополиями, эти страны захватили другие страны и превратили их в колонии. Этот процесс завершился на рубеже XIX и XX веков образованием колониальной системы. Метрополии эксплуатировали колониальные страны и за их счет обеспечивали благосостояние своих народов. Монополизация экономики привела к экспансии капитализма в колониальные страны, их эксплуатации на основе вывоза капитала.
Вывоз капитала представляет более развитое экономическое явление по сравнению с вывозом товаров. В таком случае возникают капиталистические отношения в развивающихся колониальных странах. Условия вывоза капитала


зависели во многом от политических отношений между этими странами. Поэтому метрополии стремились превратить их в свои колонии. Началась эпоха колониальных войн между развитыми странами за передел колоний с целью создания максимально благоприятных условий для ограбления народов колониальных стран. К XX веку закончилось формирование колониальной системы, произошел территориальный раздел мира между метрополиями, и началась борьба за их передел, что привело к двум мировым войнам. На этой основе стал развиваться экономический раздел мира между крупнейшими монополиями стран Запада.
В мировом хозяйстве сформировались три группы развитых стран, которые стали основными центрами мировой экономики, ведущими борьбу за господство в мире, за лидерство в мировой политике и экономике: США, страны Западной Европы и Япония. В последние десятилетия исследователи заговорили и о появлении четвертого центра (страны Юго-Восточной Азии).
ВНП на душу населения в 1950 г. в Соединенных Штатах был в два раза больше, чем в Европе, и в шесть раз больше, чем в Японии. В 1975 г. ВВП на душу населения в Германии и Японии составил 83 и 68% от соответствующего уровня показателей США. С 1973 по 1986 гг. Япония развивается в шесть раз быстрее, чем США. Происходит выравнивание уровней развития, например, по ВВП на душу населения. Так, разрыв между европейскими странами и США сократился по этому показателю. Наблюдается падение удельного веса Соединенных Штатов Америки в мировой экономике. В самих США отмечается замедление роста уровня жизни с 1970-х годов. Темпы экономического развития страны в последние десятилетия ниже, чем в Германии, Японии, Италии, странах Юго-Восточной Азии. В то же время продолжается экспансия США, стремящихся сохранить свое господство во всем мире.
По масштабам научно-исследовательских работ США намного опережают остальные капиталистические страны, и это является основной причиной «технологического разрыва» между Западной Европой и США, Японией и США. В 1996 г. США израсходовали на развитие науки 185 миллиардов долларов, Япония - 82 миллиарда, страны ЕС - свыше 76 миллиардов. Практически на долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках ОЭСР, куда входят только самые развитые индустриальные страны мира и на которую приходится 90% мировых затрат на НИОКР. На долю Японии приходится 30% этих затрат, на долю ЕС - 21%. В расчете на 10 тысяч человек населения в США приходится 76 ученых и инженеров, занятых научными исследованиями, в Англии - 36, в ФРГ - 59, в Японии - 74. Доля затрат на научные* исследования в ВВП США составляет 2,7%; Англии - 2,3; Франции - 2,4; Японии - 3,1; Германии - 2,8; Италии - 1,4. Как правило, затраты на НИОКР в главных капиталистических странах растут быстрее, чем ВВП. В США и Японии наивысшие темпы роста затрат на НИОКР имели место в 1981 - 1985 гг. В последние десятилетия японские предприниматели наращивали затраты на НИОКР в среднем на 10% в год, несмотря на снижение темпов роста ВВП страны. Это было вдвое больше, чем в ЕС. Что же касается


США, то с окончанием «холодной войны» и свертыванием государственных программ военно-прикладного характера темпы роста затрат на НИОКР замедлились.
Соединенные Штаты являются одновременно наиболее ярым сторонником политики свободной торговли и наиболее жестким протекционистом. Добиваясь от других открытости их рынка, США отказываются от предоставления многим странам режима «наибольшего благоприятствования» в торговле и устанавливают сверхвысокие пошлины на рынке США. Такую политику США проводили в отношениях с СССР, а теперь и с Россией (хотя и обещали ее пересмотреть).
Наблюдается резкое усиление Японии, которая перешла к новой модели роста: на смену имитационной системе развития, основанной на заимствовании научного опыта, происходит переход к инновационной модели корпораций, которые организуют собственные исследования. Растут трудности в продвижении экспорта Японии в США и европейские страны. Эту проблему Япония пытается обойти, создавая свои предприятия и смешанные компании в вышеназванных странах.
Достигнув в разных странах различного уровня, общемировой процесс формирования смешанных экономических систем далек от завершения. Он пробивает себе дорогу, сталкиваясь со многими старыми конфликтами и противоречиями и порождая новые. К ним относятся устойчиво высокий уровень безработицы, затрагивающий прежде всего работников мало- и неквалифицированного труда, ухудшение среды обитания и другие последствия НТП, обострение иных глобальных проблем, в первую очередь в отсталых странах и регионах мира.


ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА США
Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Экономика США отличается крупномасштабной ориентацией на научно-технический прогресс (НТП) и передовую технику. Именно экономика является реальной базой для политической и военной «супердержавности» этой страны, с которой приходится считаться сегодня всем другим странам, включая и нашу.
Прошли времена, когда мы «соревновались» с США в экономическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших замыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США все больше становятся реальными и равноправными партнерами в мировой экономике подобно тому, как реальными и равноправными партнерами США являются и многие другие страны.
 
2.1. Общая характеристика экономики.
Соединенные Штаты Америки - единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия международные позиции США в мировом хозяйстве (с большим отрывом от конкурентов) стали бесспорны. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, но не надолго. Экономический подъем Западной Европы, и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение. Доля США в ВНП капиталистического мира стала снижаться. В 1950 г. она составляла свыше 31%, в настоящее время - немногим более 20%. Но особенно заметно снижалась доля США в мировом капиталистическом экспорте: с 18 до 12% за период с 1960 по 1997г. Пришлось потесниться американцам и в сфере экспорта капитала: на 1960г. на долю США приходилось около 62% прямых зарубежных инвестиций основных стран - экспортеров капитала, ныне - менее 20%.
Большинство ведущих капиталистических стран, отстававших от США в 1960 г. по уровню производительности труда в 2 - 4 раза, в 90-е годы почти ликвидировали этот разрыв. Более того, конкуренты США развернули свой экспорт товаров и капиталов на внутренний американский рынок и добились там внушительных успехов.
Угроза лидирующей роли США в мировой экономике вызвала необходимость принятия решительных мер: в стране заметно возросли расходы на НИОКР, значительно укрепились и расширили свое влияние в мире американские транснациональные корпорации (ТНК) и их филиалы за границей.


Главная особенность американской экономики состоит не в том, что она обладает самым большим в мире производственным потенциалом и производит самый большой объем товаров и услуг, а в том, что она лидирует в области НТП, внедрения его результатов в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Это создает эффект зависимости других стран от США в области науки и техники. На США приходится 40% мировых затрат на НИОКР, а в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире доля США составляет не менее 20%.
Что касается американских ТНК, то их предприятия за границей обеспечивают производство товаров и услуг в объеме примерно 3 триллиона долларов в год, что составляет почти 40% ВНП США и оказывает огромное влияние на экономику тех стран, где эти предприятия работают. Недаром говорят, что сегодня существует две американские экономики: одна - на территории США, другая - в иных странах.
Объем производства ВНП США достигает более 7 триллионов долларов в год. Ход экономических процессов в США является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своего рода барометром для мировой экономики, она реально влияет на ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли.
Соединенные Штаты занимают первое место в мире по объему промышленного производства, обладают высокоэф
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.