На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методика постановки и ведения управленческого учета

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ И  ВЕДЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА 
 
Содержание 
 
1. Что такое управленческий  учёт и зачем он нужен ?
 
2. Компоненты и уровни  системы управленческого учёта.
 
3. Практические приёмы  ведения управленческого учёта.
 
 
1. Что такое управленческий  учёт и зачем он нужен ?
 
 
 В экономическую жизнь  нашей страны управленческий  учёт вошёл вместе с возникновением  и ростом предприятий, ориентированных  на рынок. В конкурентной среде  от правильных, адекватных этой  среде управленческих решений  зависит зачастую не только  процветание бизнеса, но и само  его существование. Под воздействием  различных объективных факторов, вызываемых новыми технологиями, государственным регулированием  и ростом предприятий, усложняется  структура бизнеса, возникает  потребность в его дроблении  на множество юридических лиц,  в одновременном развитии многих  направлений деятельности, в формировании  значительного количества структурных  подразделений (отделов, служб)  как на уровне отдельных юридических  лиц, так и на уровне холдингов.
 
Как в этих условиях руководство  подобных предприятий (здесь предприятие  понимается в широком смысле, как  бизнес) может знать всё обо  всём, чтобы не ошибиться в принятии управленческих решений? Задачу предоставления необходимой информации решает управленческий учёт – система сбора и анализа  данных о финансовой деятельности предприятия, ориентированная на потребности  высшего руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой  для принятия стратегических и тактических  управленческих решений.
 
 
1.1. Цели и задачи управленческого  учёта, условия его внедрения.
 
 
Давно миновали те времена, когда  считалось, что прибавочный продукт  создаётся только в сфере материального  производства. Услуги, в том числе  и финансовые, заняли достойное место  в иерархии общественного производства. После снятия идеологической завесы стало ясно, что финансовый консалтинг наравне с производством консервов  и автомобилей способен приносить  обществу реальный доход. В самом  деле, если 1 рубль затрат на создание финансовых систем предприятия способен приносить 10 рублей прибыли за счёт выявления наиболее доходных направлений  бизнеса и контроля за издержками, не есть ли это то, к чему должен стремиться каждый руководитель? Именно там, где  финансовое управление бизнесом рассматривается  как отдельное его направление, приносящее владельцам предприятия  прибыль наравне с другими  направлениями, управленческий учёт приносит наибольшую отдачу.
 
Но для этого руководство  предприятия должно понимать преимущества, которые даёт хорошо поставленный управленческий учёт, испытывать свою заинтересованность в нём и понимать сущность этого  процесса. Здесь мы попытаемся изложить наше видение этих преимуществ.
 
 
Итак, целью управленческого  учёта является увеличение прибыли  предприятия. При этом он решает следующие  основные задачи:
 
обеспечивает руководство  предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного  количества юридических лиц и  структурных подразделений;
 
 
показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут  быть виды деятельности, группы товаров, или другие элементы, в зависимости  от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими  в бизнес;
 
 
показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цеха, юридические  лица;
 
 
осуществляет контроль над  издержками путём их учёта по видам  и центрам затрат;
 
 
накапливает статистику о  доходах и расходах предприятия  в определённом разрезе и выявляет общие тенденции;
 
 
осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета  как отдельными центрами затрат, так  и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;
 
 
ведёт оперативный учёт расчётов с отдельными контрагентами, взаиморасчётов между собственными юридическими лицами.
 
 
 
Отсюда следует важный вывод: Для эффективного ведения  управленческого учёта, который  был бы в состоянии решать все  эти задачи, необходимо:
 
привлечение высококвалифицированных  специалистов, имеющих соответствующий  опыт и сочетающих его со знаниями финансового анализа, бухгалтерского учёта, системы налогообложения, международных  принципов финансового учёта, информатики;
 
 
глубокое вовлечение руководства  предприятия в процесс ведения  учёта и в процесс его постановки; обеспечение руководством взаимодействия различных служб для предоставления соответствующей информации в центр  управленческого учёта;
 
 
обеспечение специалистов всей необходимой информацией, в частности  самой конфиденциальной, так как  при неполной информации управленческий учёт теряет смысл;
 
 
разработка специфической  для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого  учёта (направления, центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы  отчётности, процедуры получения  информации;
 
 
наличие компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для этих целей.
 
 
 
Очевидно, что процесс  внедрения эффективной системы  управленческого учёта является длительным (несколько месяцев), процесс  его ведения должен быть непрерывным, а параметры и методика должны постоянно корректироваться вслед  за изменениями структуры и характера  бизнеса.
 
 Здесь может возникнуть  закономерный вопрос: зачем идти  на такие жертвы, если на каждом  более или менее крупном предприятии  уже есть люди и структуры,  отвечающие перед руководством  за финансовое состояние предприятия:  бухгалтерия, финансовый директор, группа финансового анализа, плановый  отдел и тому подобное? Дело  в том, что управленческий учёт  занимает особое место в финансовой  системе бизнеса.
 
 Существует три основных  вида учёта, так или иначе  присутствующие на всех крупных  предприятиях: бухгалтерский, налоговый  и управленческий. Они тесно связаны  между собой, но каждый имеет  свои особенности. Так, бухгалтерский  учёт действует в интересах  сторонних пользователей. Поэтому  бухгалтерский баланс, в принципе, не является закрытым документом, а в случае с ОАО (открытые  акционерные общества) он даже  публикуется в средствах массовой  информации. Государственные органы  и общественные организации разрабатывают  стандарты бухгалтерского учёта,  обязательные для всех предприятий.  В России такими стандартами  являются ПБУ (Правила бухгалтерского  учёта). А если предприятие стремится  выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять свою  отчётность и по правилам IAS (International Accounting Standards – международные стандарты бухучёта) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles – общепринятые принципы бухучёта, действующие в США).
 
 Налоговый учёт тесно  связан с бухгалтерским, но  отличается от него тем, что  он вводит правила по начислению  и уплате налогов, а его нормативными  источниками являются Налоговый  кодекс, Законы и Инструкции Госналогслужбы  и других органов. К слову  сказать, проблема несовпадения  налоговых и бухгалтерских норм  является в последнее время  проблемой всех российских бухгалтеров, так как им приходится составлять отчётность по бухгалтерским правилам, а начислять налоги – по налоговым, в то время как расхождения между этими правилами растут.
 
 Бухгалтерский и налоговый  виды учёта привязаны к юридическим  лицам. Однако бизнес может  состоять как из одного, так  и из нескольких юридических  лиц, когда владельцу бизнеса  важно знать результаты в разрезе  именно совокупности предприятий.  Кроме того, специфика каждого  отдельного бизнеса требует различных  подходов к финансовой информации. Например, руководству предприятия  может быть важно для принятия  управленческих решений знать  себестоимость реализованной продукции  по отдельным её видам, в  то время как для фискальных  и бухгалтерских целей вполне  достаточно иметь общую цифру. 
 
 Таким образом, место  управленческого учёта в финансовой  системе предприятия – совершенно  особенное, и его постановка  и ведение требуют других подходов  и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский  и налоговый секторы.
 
 
 
 
1.2. Основные проблемы.
 
 
Руководитель предприятия, желающий иметь полную и достоверную  финансовую информацию о своём бизнесе, а также экономист, обеспечивающий своего руководителя такой информацией, должны понимать, какие проблемы могут  встать на их пути.
 
 Хотя основное внимание  на этапе постановки управленческого  учёта специалистами уделяется  технической стороне (разработка  или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого  учёта), всё же наиболее сложной  задачей является получение достоверной  информации в нужном разрезе.  В связи с этим даже самые  совершенные для конкретного  предприятия методики могут подвергаться  значительным ограничениям в  связи с тем, что требуемая  информация не может быть получена  оперативно и в нужном разрезе. 
 
 Зачастую это связано с тем, что в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает, как правило, на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей; рост объёмов продаж с отставанием во внедрении систем детального учёта продукции; открытие или приобретение некоторого числа юридических лиц с узкой географической или производственной специализацией; становление бухгалтерского и налогового учёта; “политические” вопросы и так далее. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять “тонким” вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления “ушло в песок” из-за отсутствия эффективной системы управленческого учёта. На этапе относительной “зрелости” бизнеса возникают и конфликты с акционерами, которые хотят отделиться и забрать свою “долю”, которую в таких условиях бывает сложно определить. Поэтому, чем раньше руководство и владельцы пригласят на предприятие нужного специалиста и создадут ему все условия для нормальной работы, тем меньше будут их моральные и материальные потери: ведь восстановить картину за прошлый период в такой неразберихе бывает сложно или даже невозможно.
 
 Итак, одним из факторов, усложняющих выработку процедур  получения информации и снижающих  эффективность управленческого  учёта, является запоздалое привлечение  квалифицированных специалистов, занимающихся  этой проблемой. Другими факторами  являются: нежелание руководства  предоставить полную (конфиденциальную) информацию; сопротивление со стороны  отдельных сотрудников, видящих  в специалистах по управленческому  учёту контролёров, конкурентов  или лиц, мешающих им работать; необходимость обращаться к большому  количеству различных сотрудников,  каждый их которых знает только  свой участок, но которые не  являются взаимозаменяемыми; отсутствие  адекватных систем бухгалтерского  учёта и учёта товародвижения (например, отсутствие качественного  компьютерного учёта товародвижения); расплывчатость организационной  структуры и ответственности;  отсутствие знания от том, кто чем занимается и какую информацию может дать; игнорирование рекомендаций и запросов специалиста, ставящего или ведущего управленческий учёт; необоснованно завышенные требования руководства к срокам и качеству предоставляемых управленческих отчётов при отсутствии с их стороны помощи в решении соответствующих организационных проблем; изменчивость или неопределённость требований руководства к управленческому учёту; противоречия между владельцами и высшим менеджментом предприятий.
 
 
 В принципе, все проблемы, связанные с постановкой управленческого  учёта, можно обобщённо сформулировать  следующим образом:
 
Сложность в определении  квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учёта.
 
 
Отсутствие понимания  руководством и сотрудниками предприятия  данного участка работы (отсюда проистекает  недостаточное взаимодействие между  специалистами и руководством, между  специалистами и другими сотрудниками предприятия).
 
 
Отставание на других участках работы: слабый уровень бухгалтерского и товарного учёта, отсутствие чёткой структуры предприятия, включающей в себя реальную органиграмму, реально действующие должностные инструкции и т. п.
 
 
Отсутствие идеологии  на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого  целого, отношения взаимопомощи, взаимного  уважения и осознание ответственности  за предоставляемую информацию.
 
 
Сложность в техническом  обеспечении функционирования системы  управленческого учёта: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т. п.
 
 
 
Ответственность за решение  всех этих проблем ложится на руководство  предприятия, которое должно проявлять  заинтересованность в создании полноценной  системы управленческого учёта  и проявлять инициативу в решении  сопутствующих организационных, психологических  и технических проблем.
 
Как показывает практика, вопросы  информационного обеспечения руководство  крупных предприятий иногда пытается решить путём привлечения консалтинговых фирм, внедрения сложных и комплексных  информационных систем. Это всё можно  только приветствовать, но, с другой стороны, инвестиции в индустриально  разработанные и внедряемые на таком  уровне системы оказываются крайне высокими. Кроме того, требуется  существенная реорганизация всей структуры  бизнеса, включая документооборот, найм новых сотрудников, масштабные закупки оргтехники. При этом нет гарантии, что такая система будет полностью отвечать потребностям в информации, учитывая специфику бизнеса в нашей стране (тотальное использование налоговых схем, часто меняющееся законодательство, отсутствие свободных денежных средств и квалифицированного и дисциплинированного персонала, готового работать в новом режиме). Вызывает удивление то, как “романтично” настроенные руководители изъявляют готовность внедрять современные информационные системы, когда простейшая бухгалтерская программа зачастую годами не может быть настроена и внедрена на их предприятиях. Прежде чем внедрять дорогостоящие информационные системы, необходимо навести порядок в том, что уже имеется, подготовить почву для этого, внедрить систему управленческого учёта хотя бы на уровне “локального” компьютера с работающим за ним специалистом, выработать те принципы управленческой учётной политики и форматы управленческой отчётности, которые адекватно отражают экономическую реальность и под которые в дальнейшем может быть настроена мощная “индустриальная” информационная система.
 
 
2.Компоненты и уровни  системы управленческого учёта
 
 
После того, как нами определены цель, задачи и условия функционирования системы управленческого учёта, покажем, из каких элементов эта  система должна состоять и на каких  уровнях она может работать.
 
Компонентами системы  являются:
 
1. Материальные компоненты: отдел или специалист, занимающийся  данной работой; оргтехника (желательно  вести основную базу данных  на выделенном компьютере или  сервере и принимать все адекватные  меры для защиты информации  от несанкционированного доступа); программное обеспечение.
 
2. Нематериальные компоненты: параметры управленческого учёта  (направления, центры дохода, центры  затрат); план счетов для управленческого  баланса; система кодов для  кодировки движения денежных  средств; форматы отчётов о  затратах (с группировкой по центрам  затрат и видам затрат), отчёта  о прибылях и убытках, отчётов  финансового анализа полученных  системой управленческого учёта  результатов, др.; учётная политика.
 
3. Процедурные компоненты: система отношений по поводу  сбора информации для нужд  управленческого учёта; наличие  различных уровней системы управленческого  учёта.
 
 
Уровни системы управленческого  учёта устанавливаются в зависимости  от специфики бизнеса:
 
Первый уровень. Тотальная  регистрация всех финансово-хозяйственных  операций в особой базе данных.
 
Второй уровень. Занесение  данных в консолидированном, обобщённом виде с применением других регистров (например, бухгалтерских) как источников консолидированной информации.
 
Третий уровень. Предоставление выборочных отчётов по отдельным  вопросам.
 
 
Наиболее оптимальным, как  представляется, является первый уровень  с элементами второго, то есть тотальная  регистрация всех финансовых операций с включением сводных данных по отдельным  блокам. Например, если холдинг является производителем и продавцом одежды, имеет смысл все финансовые поступления и платежи отражать в базе данных отдельными проводками, а объём реализованной продукции по видам (направлениям) и её себестоимости за отчётный период включать в базу консолидированно, пользуясь при этом информацией, которую поставляет либо программа учёта товародвижения, либо соответствующие сотрудники, ведущие данный блок “вручную”.
 
 
2.1. Параметры управленческого  учёта. 
 
 
Параметры управленческого  учёта являются основным нематериальным компонентом системы. Они выявляются специалистом, ставящим систему управленческого  учёта (в дальнейшем для краткости  будем называть его консультант), согласовываются с высшим руководителем  предприятия, который является основным пользователем информации, и утверждаются им на более или менее длительный период. Здесь надо подчеркнуть, что  изменение параметров может повлечь  за собой значительные трудозатраты или привести к несопоставимости результатов, полученных за разные отчётные периоды. Поэтому руководитель должен самым внимательным образом подойти  к утверждению параметров.
 
Параметры управленческого  учёта - это направления, центры дохода и центры затрат.
 
 
2.1.1. Направления.
 
 
В работе руководителя/менеджера  результаты направления бизнеса  являются важнейшим источником информации для принятия управленческих решений. Пожалуй, нет такой компании, где  бы вся деятельность концентрировалась  на каком-то одном продукте. Как правило, компании так или иначе диверсифицируют свой бизнес, производя одновременно услуги и товары сразу нескольких видов. Например, предприятие, владеющее крупным магазином, может осуществлять розничную торговлю и сдавать часть площадей в аренду другим продавцам. Или, консервная фабрика производит консервы, содержащие различные продукты или имеющие различный вес. Здесь важно выявить именно ту группировку, которая позволила бы уйти от чрезмерной детализации, с одной стороны, и от излишней обобщённости, с другой. Консультант должен определить, чем именно руководствуется высший менеджмент, когда решает, в каком направлении должен развиваться бизнес.
 
Рассмотрим конкретный пример. Корпорация Н производит и реализует  соки. При этом она соки из Франции, Испании, Болгарии, Грузии, Украины  и частично закупает их на местных  заводах. В Болгарии корпорация имеет  собственный завод, но в то же время  закупает продукцию и у сторонних  производителей. Во всех других случаях  она выступает только в роли перекупщика, имея на местах свои торговые представительства. Количество сортов соков достигает  тридцати. Кроме того, в корпорации периодически возникают различные “пробные” направления: сахарное, консервное, молочное и т. п. После “прощупывания” рынка эти направления либо стабилизируются на небольших объёмах, либо сворачиваются. Перед консультантом стоит задача выявить направления для ведения управленческого учёта и регулярного предоставления руководству корпорации информации о прибыли, полученной этими направлениями.
 
Ход мыслей консультанта может  быть такой. Поскольку ассортимент  корпорации включает большое количество видов соков (30), фасуемых в бутылки  различного объёма и дизайна, и часто  меняется, а рекомендации об изменении  ассортимента даются службой маркетинга в зависимости от объёма продаж, деление бизнеса на направления  по этому признаку вряд ли будет  показательным и нужным для руководства  корпорации. В то же время деление  бизнеса на направления “Производство” и “Продукция сторонних производителей”, очевидно, будет слишком укрупнённым  и оторванным от сегментов рынка, на которые ориентируется корпорация. Соки, поставляемые из Франции и  Испании, относятся к категории  “дорогих” и имеют общий сегмент  рынка (наиболее состоятельные покупатели). Кроме того, эта продукция относительно легко заменяется, например, продукцией из других стран дальнего зарубежья (США, Германия и т. д.) и имеет небольшой  удельный вес в общем объёме продаж. Таким образом, эти два вида продукции  можно объединить в направление  “Дорогие соки”. Болгария, Грузия и  Украина являются стабильными направлениями  с собственным менеджментом для  каждого, причём вознаграждение менеджмента  направлений зависит от показателей  работы соответствующего направления. Исходя из этого, консультант принимает  решение выделить направления “Болгария-торговля”, “Болгария-производство”, “Грузия” и “Украина”. В довершение всего, консультант объединяет мелкие направления (“Сахар”, “Консервы”, “Молоко”) в  направление “Проекты”.
 
Вообще говоря, при выделении  тех или иных направлений бизнеса  консультант должен руководствоваться  следующими признаками:
 
особый для продукции  направления сегмент рынка (например, покупатели/арендаторы);
 
 
особый для направления  менеджмент;
 
 
особый источник происхождения  продукции или состав затрат (например, собственное производство/импорт/отечественные  производители);
 
 
более или менее существенный удельный вес направления в общем  объёме продаж (руководство предприятия  должно рассматривать направление  как существенное для анализа  своего бизнеса);
 
 
другие признаки.
 
 
Иногда бывает сложно группировать продукцию только по одному из вышеперечисленных  признаков. Так, в одном бизнесе  некоторые направления могут  характеризоваться собственным  менеджментом и источником происхождения  товаров, в то время как другие – иметь общий менеджмент, но специфический сектор рынка. В этом вопросе консультант рассматривает  и взвешивает степень значимости вышеуказанных признаков для  группировки продукции и услуг  по направлениям и находит наиболее оптимальный вариант. Здесь ему  должно оказывать содействие и руководство  предприятия, так как независимо от степени формализованности системы управленческого учёта оно, как правило, интуитивно выделяет направления бизнеса и интересуется отдельными показателями работы предприятия в этом разрезе.
 
 
2.1.2. Центры дохода.
 
 
Центр дохода (Center of profit) – термин, широко используемый в международной практике бизнеса. Выделение отдельных групп менеджмента в центры дохода является эффективным средством стимулирования персонала и ориентации его на результат. Как следует из самого понятия, центр дохода – это структурное подразделение предприятия, результат работы которого может быть определён конкретной суммой заработанной им для предприятия прибыли. В управленческом учёте центрами дохода могут быть отдельные юридические лица холдинга, либо структурные подразделения, реализующие продукцию одного или нескольких направлений бизнеса. Понятию “центр дохода” близко понятие “канал сбыта”, если речь идёт о торговых предприятиях. Кроме того, центром дохода может быть и неформальная структура – например, группа менеджеров. Бывают ситуации, когда центры дохода не могут быть выделены по причине того, что всё предприятие действует как единый центр дохода.
 
Предположим, что в нашем  примере с корпорацией, производящей и реализующей соки, продукция  отгружается пятью юридическими лицами (2 оптовых и 3 розничных подразделения). Для лучшего понимания ситуации по типам клиентов (оптовый и розничный покупатели) руководство хочет видеть результат в разрезе основных каналов сбыта: крупный опт и розница. В самом деле, для руководства играет роль не то, кто конкретно реализует продукцию (какое юридическое лицо корпорации), а то, как эта продукция реализуется в зависимости от размера наценки и объёма партии. Именно это позволит менеджменту определить, как лучше вести торговлю: крупным оптом или в розницу (что приносит максимальную прибыль?).
 
Как нетрудно понять, в результате дробления по направлениям и центрам  дохода управленческий отчёт о прибылях и убытках в части реализации и себестоимости реализованной  продукции за отчётный период будет  иметь матричную структуру. То есть, он будет показывать цифры как по каждому направлению (виду продукции), так и по каждому центру дохода. Обратим внимание на то, что степень детализации зависит и от возможностей системы учёта товародвижения. Система управленческого учёта в узком смысле этого термина (база данных, регистрирующая и обрабатывающая операции) получает информацию о товародвижении в готовом виде (как правило, на предприятиях действуют соответствующие службы учёта реализации и расчёта себестоимости реализации готовой продукции). Поэтому система учёта товародвижения должна обеспечивать возможность консолидации данных об объёмах реализации и себестоимости реализованной продукции по направлениям и центрам дохода.
 
 
2.1.3. Центры затрат.
 
 
Под центрами затрат понимаются структурные подразделения предприятия, выполняющие определённые функции  и имеющие, либо могущие иметь, собственные  бюджеты затрат. Любое предприятие  по определению имеет более одного центра затрат. Так, на каждом предприятии можно выделить дирекцию, бухгалтерию, отделы (отдел продаж, отдел закупок, отдел маркетинга, производственный отдел, юридический и т. п.). Центрами затрат могут быть так же и центры дохода. Центры затрат необходимы для того, чтобы руководство предприятия могло видеть, сколько денег расходуется на те или иные структурные или функциональные подразделения. Кроме того, целесообразно планировать эти расходы и составлять бюджеты центров затрат. В процессе ведения управленческого учёта консультант может выполнять функцию контролёра, сравнивая плановые (бюджетные) показатели по статьям и центрам затрат с фактическими, которые он заносит в базу данных.
 
Структура организации, как  известно, может быть выражена органиграммой. Органиграмма схематично отображает совокупность структурных подразделений предприятия и отношений между ними. Однако полностью копировать органиграмму для центров затрат управленческого учёта вряд ли целесообразно. Если структура предприятия сильно разветвлена и в его органиграмме рядом с крупными, функциональными подразделениями, такими как “Цех №3”, соседствуют “Юрист” и “Директор по производству”, следует объединить такие элементы органиграммы в центры затрат по функциональному признаку.
 
 
 
 
2.2. План счетов, баланс, отчёт  о прибылях и убытках.
 
 
 В основе хорошо  налаженной системы управленческого  учёта, включающей в себя регистрацию  финансово-хозяйственных операций, неизбежно лежит двойная запись. Автор не стремится в этой  работе заниматься экономическим  ликбезом, однако для сохранения  логики изложения время от  времени придётся “заглядывать”  в смежные области, выбирая  из них то, что наиболее тесным  образом связано с темой управленческого  учёта.
 
 Принцип двойной записи  основывается на том постулате,  что каждая финансово-хозяйственная  операция имеет свой источник (кредит счёта или пассив баланса)  и своё назаначение (дебет счёта или актив баланса). Все материальные и нематериальные вещи, которыми владеет предприятия, а так же его долги (“кредиторка”) и долги ему (“дебиторка”) группируются по счетам. Для оптимальной группировки консультант формирует для предприятия план счетов управленческого учёта, то есть совокупность счетов, сгруппированных, в свою очередь, по более общим критериям. Те счета, которые отражают деньги, материальные и нематериальные предметы во владении предприятия и его “дебиторку”, образуют актив. Счета, объясняющие источники актива и включающие в себя его долги перед учредителями и контрагентами (например, поставщиками продукции, бюджетом и банками) и его накопленную прибыль за весь период деятельности, образуют пассив.
 
 При анализе баланса  очень важно обращать внимание  на то, чего у предприятия больше  – активов или долгов (“кредиторки”). Если предприятие работало неэффективно и, беря деньги в долг в любой форме (в форме задолженности перед бюджетом по налогам, задолженности перед поставщиками за полученные и неоплаченные ещё ценности и т. п.) “проедало” их, не создавая реальных активов (например, произвело бракованную продукцию или отдало товар в долг недобросовестному клиенту), то у такого предприятия долгов могло накопиться больше чем активов. В этом случае реальный баланс покажет вместо прибыли в пассиве убыток в активе, или “дыру”, которая реально возникнет, если все кредиторы предприятия одновременно захотят получить с него по счёту, а активов для погашения долгов не хватит.
 
 На основе баланса  рассчитывается масса показателей,  характеризующих финансовое состояние  предприятия. В мировой практике  используется принцип убывания  ликвидности, который требует,  чтобы наиболее ликвидные активы  и наиболее срочные обязательства  в пассиве ставились на верхние  места. В соответствии с этим принципом, на первом месте в управленческом балансе должны быть деньги (касса, расчётные, специальные счета), на втором – финансовые вложения и выданные займы, на третьем – дебиторская задолженность, на четвёртом – готовая продукция, материалы и запасы, на пятом – необоротные активы (долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения, основные средства), на шестом – убытки, если таковые имеются. В пассиве на первое место ставятся полученные краткосрочные займы, далее – краткосрочная кредиторская задолженность, далее – задолженность по налогом перед бюджетом, далее – долгосрочные обязательства, и в конце – собственный капитал, включающий в себя уставный капитал и чистую прибыль, распределённую или не распределённую по фондам и резервам.
 
 Группировка активов  и пассивов по счетам должна  быть достаточно детальной, чтобы  не смешивать разные по экономической  сущности и типам контрагентов  отношения. При этом идеальная  система управленческого учёта  даёт возможность видеть состояние  дел и по каждому отдельно  взятому контрагенту. Технически  это делается возможным благодаря  ведению аналитики, которой снабжается  ка
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.