На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Работоспособность и ее психологические компоненты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Виды работоспособности………………………………………………………3
2. Стадии работоспособности…………………………………………………….4
3. Способы оценки работоспособности………………………………………….7
4. Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности...8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………...12
 

Введение
 
 
Успешность  выполнения трудовых задач и удовлетворить  этим процессом во многом зависит  от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в  результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается  в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособности  имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек  приступил к работе, работоспособность  относительно невысока и постепенно повышается.
Решение основной задачи здоровье сберегающей  педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание  утомления и исключение переутомления  человека в его деятельности.
Работоспособность – это социально-биологическое  свойство человека, отражающее его  возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени  с необходимым уровнем эффективности  и качества.
 
 
 


1. Виды работоспособности
 
 
Специалистами предлагаются несколько классификаций  работоспособности. Выделяют работоспособность умственную и физическую. Физическая и умственная работоспособность является как бы обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Нормальный физиологический процесс утомления означает снижение функциональных возможностей организма, вызванное выполнением определенного объема умственной и физической работы.
Физическое  утомление возникает как при  локальной, так и при общей  физической нагрузке. Это связано  с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных  импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой  мышце. При общей физической нагрузке утомление в большой степени  связано с тем, что дыхание  и кровообращение не обеспечивают необходимый  энергетический баланс работающих органов  и тканей. Поэтому нарастает недовосстановление их функций
Умственное  утомление и связанное с ним  снижение работоспособности имеют  свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних  органов чувств. При умственном утомлении  снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.
Существенное различие между умственным и физическим трудом проявляется, прежде всего, в различии социально- экономического положения работников, играющих различную  роль в общественном производстве.
Работник умственного труда  – интеллигенция выполняют работу по управлению производством, а также  осуществляют разнообразную государственную, культурно – просветительскую и  научную деятельность.
Физический труд – это по преимуществу исполнительский труд, непосредственно  связанный с воздействием человека на предмет труда для получения полезного продукта.
Вместе с тем между физическим и умственным трудом есть различие и со стороны психофизиологии. Оно  заключается в то, что умственный труд, как правило, требует большего напряжения деятельности высших отделов  центральной нервной системы, и  прежде всего коры больших полушарий  головного мозга. Кроме того, он характеризуется  гораздо меньшим по сравнению с физическим трудом применением двигательного аппарата, что ограничивает изменение обменных функций.
 
 
2. Стадии работоспособности
 
Работоспособность человека, даже в обычных условиях, колеблется в течение рабочего дня. Выделяются следующие стадии работоспособности:
    Стадия врабатывания, которая включает три подстадии:
1.1. первичной  мобилизации: наблюдается в момент начала деятельности и длиться до нескольких минут. Она характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции;
1.2. гипермобилизации  — охватывает «предстартовый»  период и характеризуется повышением  как неспецифической активации,  так и специфических сдвигов,  например активизацию анализаторов, переход организма в состояние  готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета и бета-ритмов (см. гл. 2);
1.3. гиперкомпенсации  — происходит поиск адекватного  приспособления к требованиям  деятельности и формирование  устойчивого динамического стереотипа  деятельности. Показатели деятельности  и психофизиологические показатели  отличаются нестабильностью.
2. Стадия оптимальной работоспособности характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма. Она определяется как «устойчивое рабочее «состояние» или состояние «функционального комфорта», отражающее оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях не наблюдается.
3. Стадия полной компенсации, которая постепенно приходит на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.
4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются подстадии субкомпенсации — сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов.
5. Стадия «конечного порыва» — в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.
6. Стадия декомпенсации — прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.
 


3. Способы оценки работоспособности
 
«Работоспособность»  означает способность выполнять  работу, причем главным образом —  длительную и объемную. Измерение  объема выполненной работы за фиксированное время служит достаточно надежным и широко используемым способом оценки работоспособности.
Некоторые исследователи предлагают определять работоспособность как способность  противостоять утомлению. Однако главным  критерием утомления при этом может выступать лишь качество (для  умственной) и экономичность (для  мышечной) работы. Поэтому третий параметр, который необходимо учитывать, —  это качество, эффективность работы. Можно сделать очень много  ненужной продукции, брака, но это не будет показателем высокой работоспособности. Чем быстрее, интенсивнее производится работа, тем большее количество ошибок допускает человек, тем менее  экономично работают его физиологические  системы, во всяком случае, за пределами  зоны оптимума.
Еще один из подходов к оценке работоспособности  — выявление возможности длительного  удержания устойчивого состояния. Широко распространены также способы  оценки работоспособности на основании  изменения функциональной активности вегетагивных систем, например, по характеру  реакции частоты пульса на стандартную  нагрузку или по прибавке частоты  пульса в ответ па увеличение интенсивности  работы. Эти подходы больше касаются мышечной работоспособности, поскольку  при выполнении умственной работы труднее  выявить значительные изменения  в деятельности физиологических  функций.
Работоспособность зависит от множества факторов, как  внутренних, так и внешних. Так, на фоне эмоционального подъема человек  способен «горы свернуть», а в  состоянии депрессии у него «все из рук валится». Работоспособность  напрямую связана с состоянием здоровья и функциональной зрелостью организма. Дети младшего школьного возраста гораздо менее работоспособны, чем старшеклассники и взрослые. Падает работоспособность также в период пубертата. Любое функциональное неблагополучие, стресс и хроническое переутомление крайне негативно сказывается на работоспособности. По этой причине измерение и оценка разнообразных показателей работоспособности — важный и широко распространенный прием в возрастной физиологии.
 
 
4. Психофизиологические предпосылки  поддержания работоспособности
 
Повышать  или поддерживать работоспособность  за счет предотвращения нарушений функционального  состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятельности состояния возможно по трем основным направлениям.
1. Проведение  профессионального медицинского  и психологического отбора кандидатов  на обучение конкретным профессиям  и периодического медико-психологического  освидетельствования специалистов. В ходе этих мероприятий можно  выявить отрицательно влияющие  на работоспособность неблагоприятные  индивидуальные особенности организма,  выраженные в состоянии здоровья, уровне физического развития  и подготовленности, чертах характера  и темперамента, психических состояниях  и т.д.
2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особенностей и возможностей человека в системе «человек—машина— среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элементов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управления создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального состояния работника.
Профилактике  функциональных нарушений и снижения работоспособности способствуют создание оптимальных условий обитания на рабочем месте, использование эффективных  средств защиты от воздействия неблагоприятных  факторов среды, формирование здорового  психологического климата в коллективе и т.д. Для предотвращения чрезмерного  утомления важное значение имеет  достижение рационального уровня автоматизации  процессов управления, способствующего  уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т.е. оптимизации процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высокой  работоспособности играет совершенствование  организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, отдыха и питания, обеспечение оптимальной  рабочей нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной загрузки обучающихся.
3. Приемы  непосредственного, прямого воздействия  на человека, такие как индивидуальная  регламентация профессиональной  деятельности, активный отдых и  физическая подготовка, психогенные,  физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства  и методы.
4. Применение  фармакологических средств. Современная  фармакология располагает арсеналом  средств повышения, сохранения  и восстановления работоспособности.  Как правило, эти вещества близки  или совпадают по своему составу  с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их  метаболитами). Все средства можно  объединить в несколько групп:  а) лекарственное ускорение и  повышение адаптации; б) фармакологическая  профилактика и терапия хронического  утомления и психической депрессии  при длительной работе; в) лечение  и профилактика острого утомления  при критических ситуациях.
 


Заключение
 
Работоспособность человека — сложное системное образование, испытывающее влияние многих уровней регуляции жизнедеятельности. Верхний уровень — мотивации и психической регуляции деятельности — программирует содержание предстоящей человеку работы и вместе с тем регулирует ее выполнение. Он буквально определяет, что и как надо делать. Следующий уровень можно назвать биологическим, или (как он назывался раньше) организменным. Данный уровень регуляции работоспособности зависит от верхнего уровня, но вместе с тем лимитирует его. Это уровень закономерного распределения максимумов и минимумов в работоспособности человека.
Произвольно регулируются и смещаются во времени  минимумы и максимумы работоспособности. Это достигается путем использования  как верхнего психического уровня регуляции  со­стояний человека, так и более  низкого клеточного и субклеточного  уровней. При этом регуляция работоспособности  на субклеточном уровне может оказывать  влияние на вышележащие уровни, в  том числе и на психиче
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.