На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-психологический портрет предпринимателя

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?План:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Феномен предпринимательства: сущность, функции, задачи ……………...5
2. Особенности предпринимательства в России и за рубежом………………...9
3.Основные социально-психологические черты российских предпринимателей (по материалам социологических исследований) ………………..………15
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20
 
 
 
 
 

Введение
 
Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления.

Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами.

Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями, перспективами дальнейшего развития. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности.

Общепринятым во всем мире есть определение предпринимательства, данное известным экономистом Йозефом Шумпетером (1883-1950). Предпринимательство - это инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта начатого дела.
В условиях рыночной экономики от предпринимателей зависит развитие производства и инфраструктуры, занятость и весь комплекс производственных отношений. Деловые люди становятся ведущей политической силой, ибо именно они принимают принципиальные экономические решения.
Все больше появляется организаций и предприятий, независимых от государства. Это различного рода кооперативы, малые предприятия, коммерческие банки.
В связи с этим возникает немало психологических вопросов, касающихся труда руководителей в данных условиях. И одной из первостепенных целей работы данных предприятий и организаций является получение прибыли.
          Решение большинства вопросов и достижения поставленных целей невозможно или крайне неэффективно без учета интеллектуальных и психологических особенностей предпринимателя.

1. Феномен предпринимательства: сущность, функции, задачи
 
Предпринимательство, как особый род занятий человека известно, с давних времен. Только в 18 веке Р. Кантильон дал ему первое теоретическое объяснение. Важным этапом осмысления сути предпринимательства стали работы Ж-Б.Сэя, в которых предприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Основы современной теории предпринимательства были заложены Й.Шумпетером в первой половине XX века.
Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную, хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара [10, 67].
Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфические черты, которые иногда также называют принципами предпринимательства:
1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;
2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций);
3) предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения;
4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.
Различают предпринимательство индивидуальное  и коллективное.  Индивидуальным предпринимательством называется любая созидательная деятельность одного человека и его семьи. Коллективное предпринимательство — это некоторое дело, которым занят целый коллектив. Оно включает в себя мелкий (до 50 человек), средний (до 500 человек) и крупный (до нескольких тысяч человек) бизнес [12, 206].
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
К субъектам предпринимательской деятельности сегодня относят:
– собственно предпринимателей
Предприниматели осуществляют организацию производства товаров и услуг и предложение их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурентную борьбу.
– потребителей
Основой предпринимательского интереса потребителей является собственность на собственный денежный доход. Стремление максимизировать собственную потребительскую корзину товаров и услуг (приобрести больше за ту же сумму) - его суть. Потребительский интерес - стимул предпринимательской производственной деятельности.
– люди, работающие по контракту
Работник по контракту относится к субъектам предпринимательства по той причине, что: здесь присутствует объект сделки - рабочая сила; люди, работающие по контракту, одновременно являются прямыми или потенциальными потребителями товара; заключая сделку (контракт по найму), обе стороны идут на предпринимательский риск
– государство
Государство может выполнять различные функции по отношению к предпринимательству: оно может тормозить предпринимательство, если осуществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику; оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и т.д.; оно может просто оставаться нейтральным [2, 53].
Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов.
Выделяют три основные функции предпринимательства.
Первая функция — ресурсная.  Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные, трудовые. Предприниматель, начинающий свое дело, способствует их соединению в единое целое, повышая таким образом эффективность экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства — организационную.  Предприниматель использует свои способности, обеспечивая такое соединение факторов производства, которое призвано способствовать достижению поставленной цели — получению высокого дохода. Третья функция предпринимательства — творческая,  связана с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними достижениями НТП и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное  (рисковое) предпринимательство, сущностью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий [12, 211].
Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность в рыночных условиях, предпринимателю приходится решать следующие задачи:
1. улучшение социального положения
2. увеличение рабочих мест
3. внедрение в производство достижений НТР
4. создание новых товаров и услуг
5. разработка и внедрение новых технологий
Таким образом, предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. А предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов [3, 65].
Предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.

2. Особенности предпринимательства в России и за рубежом
 
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран и Российской Федерации. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений.
Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса [1,51].
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий.
Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов.
Охарактеризуем некоторые страны с рыночной экономикой по степени развития предпринимательства.
В 1995 г. в США было создано 630 тыс. новых фирм, а в 2007 г., согласно аналитикам, в мелких компаниях трудилась более 70% американских рабочих и служащих.
Предпринимательство США составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%) [1, 53].
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса.
Особое место в государственной политике уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет предпринимательства в Конгрессе США. Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций и для этого Правительство США создало в 1971 г. «Корпорацию частных зарубежных инвестиций» - OPIC) [1,52]. Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП (на уровне 10-12% в год), при возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%.
В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития предпринимательства. Правительство Японии принимает ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны. Для этого были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции.. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала [6,102].
В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует о неуклонном росте предпринимательства [5, 69].
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
"Западные" малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей [5,70].
Что же касается малого предпринимательства России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.
Для этой формы характерны:
1) редкое использование начального заемного капитала;
2) высокие административно-управленческие издержки;
3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;
4) диспаритетные (зачастую - просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;
5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка;
Российскому малому бизнесу свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.
Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления [6, 97].
Максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.
Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны.
Во многих регионах сложившаяся отраслевая структура деятельности малых предприятий вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев создается впечатление, что процесс формирования отраслевой структуры проходит чисто стихийно, не укладываясь в какую-либо экономическую логику. Проще всего это было бы связать исключительно с несовершенством статистического учета, объясняющим подчас самые невероятные значения показателей деятельности малых предприятий в регионах (особенно это касается автономных округов). И все-таки анализ, в конечном счете, позволяет выделить здесь некие закономерности, характеризующие параметры дифференциации.
Самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности
              Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере торговли и общественного питания - 44 %, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве.
На втором месте - промышленные предприятия (19 %), на третьем - строительство (12 %). Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 % по всем показателям [6,101].
Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Основные социально – психологические черты российских
предпринимателей
 
Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко.
Современные отечественные социологи отмечают сложность явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:
– простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
– активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
– компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
– получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
– использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход [8, 14].
Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.
Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:
– энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;
– компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;
– умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;
– умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;
– стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;
– направленности и инновации; предприниматель - новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда [4, 65].
Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда получим социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:
1) владение или распоряжение капиталом;
2) предприимчивость;
3) инициативность
4) ответственность;
5) способность и готовность к риску;
6) нацеленность на инновацию;
7) предпринимательский дух;
8) свобода предпринимательства;
9) неудержимое стремление к прибыли [9, 37].
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:
– в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;
     – в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;
    – в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п. [8,12].
Итак, отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству. Предпринимательство рассматривается как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. Предпринимательство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
 
Безусловно, модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компоненты меняются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются неизменными.
Предприниматели - это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством обеспечивают развитие общества. Частное предпринимательство в перспективе займет в нашей жизни все больше места. Именно предприниматели являются той социальной силой, которая может обеспечить расцвет экономики.
Предпринимательство представляет собой не только особый вид экономической деятельности, но и определенный образ мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
Отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.
Индивидуализм и рациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются с поведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемных работников. Безусловно, экономическое поведение предпринимателей не свободно от влияния исторических, культурных, демографических, социально-психологических факторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существующие в обществе обычаи и институты (зависит степень развития предпринимательства в целом, а также преобладание положительных или отрицательных черт в экономическом поведении предпринимателей.
Список литературы:

1. Болдышева Н.О. Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России? // Социологические исследования. 2005. №8. С. 51-54.

2. Ващекин Н.П., Королева С.И. Субъекты малого предпринимательства в торговле // Социологические исследования. 2001. №6. С. 77-84.

3. Верховин В.И., Кононов И.Ф. Феномен предпринимательского поведения //Социологические исследования. 1995. №8. С. 62-68.

4. Готлиб А.С., Зеленова Г.С. Становление маркетинговой ориентации отечественных предпринимателей //Социологические исследования.  1995. №8.
С. 62-68.
5. Душацкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. №1. С. 68-72.
6. Ковалев В.А., Кротов П.П. Региональная власть и бизнес: проблемы взаимодействия //Социологические исследования. 2004. №7. С. 95-104.
7. Лобызенкова В. О модели региональных ассоциаций женщин-предпринимателей в сфере малого бизнеса // Власть. 2009. №1. С. 69-71.
8. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. №10. С. 10-15.
9. Перепелкин О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету //Социологические исследования. 1995. №2. С. 35-40.
10. Радаев В.В. Экономическая социология: Учебное пособие.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 601с.
11. Рысь Ю.И, Степанов В.Е. Социология: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 518 с.
12. Силласте Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие.- М.: Гардарики,2005.-383с.

13.Сухарева А.И. Экономическая социология: Учебное пособие.- Саранск: Издательство Мордов. ун-та, 2008.-304с.

 

 

15

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.