На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и значение туристской ренты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Теоретическая часть:
 
Сущность и  значение туристской ренты.
 
    Экономическое значение туристской ренты
 
В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы  в налоговой политике, в сфере  туризма актуален вопрос о туристской ренте. При соответствующих законодательных  основах и правильной социально-экономической  политике государства туристская рента  может создать необходимую материально-экономическую  основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельностью в любом регионе России.  Туристская рента представляет собой ,факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма), используя туристские ресурсы как объект хозяйства, т.е. туристская рента – это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы. В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные , экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека.
В аграрном и добывающем секторах экономики образование  ренты связано с правами владения и хозяйственного использования  земли и ее недр. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода - земельная рента и ее разновидности, модификации - горная, нефтяная, газовая, водная и другие виды ренты.
В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отраслей ресурсы в  сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и  ее недрами. К туристским ресурсам относятся  самые разнообразные природные  и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций. Полезность туристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она прояв­ляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских ор­ганизаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отдых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия и паломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей. Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:
1) курортологические факторы;
2) обще-оздоровительные и рекреационные факторы;
3) духовно-культурологические  факторы.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны  и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле, туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные , экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека. Помня народную мудрость: "Не хлебом единым жив человек!", трудно переоценить социально-экономическую значимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовно богатого не в том, чтобы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Туризм - одна из сфер жизни общества, которая предпринимает попытку дать ответ на этот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данный вопрос приобретает в наши дни.
В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т.е. все потенциальные факторы  производства в процессе их купли-продажи  на рынке получают свою цену (факторный доход). При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта. Туристские расходы представляют собой стоимость товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляют собой затраты (издержки). Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем тур продукта , и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Неравными соответственно оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек:,
 
 
 
Доходы по своей природе  – это результаты, а издержки и ресурсы – это затраты. Следовательно, в основе отношения доходов от туризма к издержкам или ресурсам туристских организаций лежит общий  принцип экономической эффективности (Е), который выражается формулой
т.е. эффективность туристской деятельности (Е) на микроэкономическом уровне – это максимизация результата (Р) при минимизации затрат (С). Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты  составляет повышенная эффективность  хозяйствования в сфере туризма.
 
 
2. Формы туристской  ренты
В сфере туризма имеются  все необходимые условия для  образования трех форм туристском ренты; монопольной, дифференциальной и абсолютной. При этом современная экономическая наука располагает теорией стоимости, теорией предельной полезности и теорией неоклассического синтеза, которые при всех различиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснить образование трех форм туристской ренты.
Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественно они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, .они практически невоспроизводимы. Россия в целом, Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеют уникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие как Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково и некоторые другие. К уникальным туристским ресурсам России можно отнести Эрмитаж, Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкино горье , Музей Андрея Рублева и другие величайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордость российской и мировой цивилизации. Именно уникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходной основой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов - основы этой ренты - ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы высшей формы несовершенства современного рынка - абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естественной, или натуральной, монополией, так как в ее основе лежат два источника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствие заменителей (субститутов) данного уникального туристского продукта на рынке туристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещения Московского Кремля или Валаама - и вы поймете тщетность этих попыток: их заменить нечем.
 
На рынке совершенной  конкуренции малейшему увеличению спроса на туристские услуги сопутствует  соответствующее предложение, поэтому  цена на эти услуги остается неизменной. В условиях рынка абсолютной монополии  появляется возможность назначить  для потребителя туристских услуг  свою цену. Разумеется, эта цена превышает  предельные издержки.
 
Таким образом, абсолютная монополия  отдельных туристских фирм, использующих уникальные туристские ресурсы, порождает  на рынке туристских услуг монопольную  власть, которая выражается прежде всего в том, что указанные фирмы устанавливают на рынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточно простой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английский экономист Абба П. Лернер (1905 - 1982) предложил использовать индекс:
 
                              Рм - МС
                                                                            М =                         ,
 
                                   Рм
 
где М - индекс монопольной  власти; Рм - монопольная цена (от англ. monopolio price); MC - предельные издержки (от англ. marginal costs).
Смысл индекса М в следующем: чем больше разрыв между монопольной  ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти, ибо в условиях совершенной конкуренции  рыночные цены равны предельным издержкам  и, следовательно, сила монопольной  власти равна нулю, в условиях монополизма  цена выше предельных издержек. Интервал между нулем и единицей и характеризует  силу монопольной власти.
Предельные издержки в  условиях современной России практически  рассчитать трудно, поэтому можно  заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принцип подхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числитель и знаменатель умножить на количество реализованных туристских услуг Q, то в числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли, а в знаменателе - объем продаж турпродукта. Отношение между массой общей прибыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показывает, какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:
 
                                    ( Рм – АТС) . Q
                                                                        М =                                     .
 
                                      Рм  . Q
 
 Экономический смысл  приведенной формулы заключается  в том, что высокая доля прибыли,  получаемой данной туристской  фирмой, является признаком силы  ее монопольной власти. Высокая  доля прибыли туристских фирм, монопольно использующих уникальные  туристские ресурсы, одновременно  свидетельствует о том, что  эти фирмы получают добавочную  прибыль, или сверхприбыль, - материальную  основу монопольной туристской  ренты.
Таким образом, с точки  зрения закона стоимости, источник монопольной  туристской ренты заключен в монопольно высокой цене на уникальный туристский продукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристской ренты заключен в монопольной цене на уникальный турпродукт, которая формируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой монополии. С точки зрения закона стоимости, монопольная ту­ристская рента - это добавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамок нормальной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, моно­польная туристская рента - это нормальный доход от использования такого фактора производства туристских услуг, предложение которого абсолютно неэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис. 3.2).
 
 
 
                     R                                         S
 
               R2   . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
               R1   . . . Рис. 3.2. Образование монопольной туристской ренты
 
На рис.3.2 использованы следующие  обозначения: Q -количество туристских ресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1 - количество уникальных туристских ресурсов; S - кривая предложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply - предложение); D1 и D2 - кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (от англ. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (от лат. rent -рента); r1 и R2  - монопольная туристская рента в условиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсы уникального качества и предложением этих ресурсов.
 
Как следует из рис. 3.2, конкретная величина монопольной туристской ренты целиком и исключительно зависит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных по качеству туристских ресурсов, б) от их исключительной полезности и в) от объема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса на уникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер: он зависит от объема спроса на уникальный турпродукт. "Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот"*. "Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли... Фактически более правдоподобно обратное утверждение: цена земли потому и высока, что высоки цены на зерно".
 
Если стоимость земли  определяется стоимостью выращиваемой на ней продукции (а не наоборот), то, очевидно, стоимость уникального  туристского ресурса определяется стоимостью туристских услуг, которые  может предоставить та или иная фирма  в процессе использования этого  ресурса. Музей-усадьба Кусково - уникальный туристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-за бедности широких слоев населения, ограниченности платежеспособного спроса. Соответственно мала и величина мо­нопольной туристской ренты, которую ныне она (усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться местами. Ниже будет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спроса на турпродукт при существующей на данный момент платежеспособности населения.
 
Дифференциальная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов неравного качества. Известно, что  эти ресурсы характеризуются  различной степенью функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; они имеют различную степень  комфортности, надежности, различные  эстетические, духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы  в неодинаковой степени удовлетворяют  основные цели туристов. В этих условиях уже не уникальные, а массовые, основные туристские ресурсы условно можно  разделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсов ограниченно, в особенности  ограниченно количество лучших и  средних ресурсов.
 
Дифференциация качества туристских ресурсов, их различная  степень привлекательности порождают  объективную основу для образования  в сфере туризма добавочной прибыли. в том случае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы.
 
Механизм образования  добавочной прибыли - основы дифференциальной туристской ренты - с точки зрения закона стоимости, можно представить  в следующем виде.
 
Использование туристскими  предприятиями ресурсов неравного  качества порождает дифференциацию производительности   индивидуального  труда.   По   выражению К. Маркса, "труд исключительно высокой  производительной силы функционирует  как умноженный труд, т. е. создает  в равные промежутки времени стоимость  большей величины, чем средний  общественный труд того же рода"1. Дифференциация производительности труда приводит к тому, что индивидуальная стоимость турпродукта в отдельных предприятиях оказывается различной, что находит выражение в различных уровнях издержек (затрат) в туристских предприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой турпродукт продают не по индивидуальным, а по общественным (рыночным) ценам. При этом рыночная цена турпродукта ориентируется на уровень затрат тех предприятий, которые используют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельство вызывается двумя фак-   \\торами: количественной ограниченностью туристских ресурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого не могут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристские предприятия, использующие ресурсы лучшего и среднего качества, на национальном и мировом туристском рынке получают добавочную прибыль, так как их индивидуальные издержки ниже общественных (рыночных). Эта разность между общественными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль - основу дифференциальной, или разностной, туристской ренты. Таков механизм ее образования в рамках закона стоимости.
 
Механизм образования  дифференциальной туристской ренты  достаточно убедительно можно объяснить  и в рамках закона спроса и предложения. В отличие от туристских ресурсов уникального качества, предложение  которых на рынке абсолютно неэластично  и единично, предложение туристских ресурсов среднего и лучшего качества на рынке характеризуется низкой эластичностью, а иногда и полной неэластичностью. В противоположность  туристским ресурсам уникального качества, существующим в абсолютно монопольном могуществе своей неповторимости, средние и лучшие туристские ресурсы могут иметь заменители (субституты), их ограниченность не абсолютна, ибо потребитель-турист может выбрать другие варианты турпродукта. Тем не менее и эти средние, а также лучшие туристские ресурсы, равно как и другие факторы производства (труд, капитал, организация, информация), количественно ограниченны, их предложение на туристском рынке или неэластично, или имеет весьма низкую эластичность. И этих условий доста­точно, чтобы туристские ресурсы лучшего и среднего качества породили факторный доход - добавочную прибыль, которая составляет материальную основу дифференциальной туристской ренты.
 
Для наглядности представим этот процесс графически. Предположим, на данном туристском рынке в условиях совершенной конкуренции действуют  три фирмы: фирма А располагает лучшим туристским ресурсом (ее гостиница находится в самом центре города); фирма Б располагает средним туристским ресурсом (ее гостиница находится на некотором расстоянии от центра города); фирма В располагает худшим туристским ресурсом (ее гостиница находится за городом, что требует значительных затрат на доставку туристов). Предположим, что все прочие условия у этих фирм одинаковы и равны. В таком случае кривые средних валовых (АТС) и предельных издержек (МС) будут иметь вид, показанный на рис.3.3.
   
 а)                             б)                                   в)
 
 Рис.3.3. Образование дифференциальной  туристской ренты у фирм А и Б
 
 на основе местонахождения  гостиниц. Транспортные затраты  на
 
обслуживание туристов фирмы А (а), Б (б), В (в)
 
Поскольку речь идет о рынке  совершенной конкуренции, линия  спроса D на туристский продукт (проживание в гостинице) у всех трех фирм будет  горизонтальной и зафиксирует одинаковый уровень рыночной цены Р\ на эти услуги. Количество услуг Q\ также может оказаться равным. Однако фирма А в рассматриваемых условиях получит значительную сверхприбыль, так как ее общие средние издержки на транспортные услуги (АТС) минимальны или вообще отсутствуют. Фирма Б получит меньшую величину добавочной прибыли по сравнению с фирмой А, поскольку ей приходится нести определенную величину общих средних издержек на транспортные услуги. Фирма В на транспортном факторе никакой добавочной прибыли не получит: ее местонахождение удалено от центра города столь значительно, что ей приходится нести значительные издержки на транспортные услуги.
 
Линия предельных издержек (МС) пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке, которой  является точка равенства средних  и предельных издержек, то есть точка  пересечения кривых МС и АТС. С  увеличением количества (объема) туристских услуг средние и предельные издержки растут, при этом предельные издержки становятся выше предшествующих средних  издержек. Каждая туристская фирма  стремится установить на рынке такое  равновесие, при котором ее предельные издержки были бы равны предельному  доходу. Такой объем услуг для  фирмы оптимален. В нашем примере  это уровень Р\. Однако индивиду­альные средние издержки на транспортные услуги у всех трех фирм (А, Б и В) различны. Более удачное расположение гостиниц у фирм А и Б принесет им факторный доход -дифференциальную туристскую ренту. Из этого следует, что дифференциальная туристская рента - это факторный доход, который получают туристские фирмы в результате использо­вания лучших и средних ресурсов в условиях, когда предложение этих ресурсов или неэластично, или имеет низкую эластичность.
 
Обратим внимание на особенность, которая имеет место в истории  экономических учений и в современной  экономической науке: дифференциальную земельную ренту признавали и  ныне признают представители всех экономических  школ и всех экономико-теоретических  направлений (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Признание дифференциальной туристской ренты также не может подвергаться какому-либо сомнению. Сложнее обстоит дело с вопросом об абсолютной туристской ренте.
 
Классическая экономическая  школа образование абсолютной земельной  ренты увязывает с монополией частной собственности на землю. Не отрицая этот тезис, подчеркнем, что в отличие от государства  частный собственник не отдает в  аренду на бесплатных началах даже самый худший участок земли. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает научный поиск других социально-экономических условий и факторов, которые порождают образование туристской ренты в процессе хозяйственного использования всякого туристского ресурса, включая и худшие из них. Разумеется, подобная постановка вопроса не традиционна, но она должна быть высказана.
 
 
 
В сфере туризма имеются  все необходимые условия для  образования абсолютной туристской ренты на чисто рыночной основе вне  зависимости от формы собственности  на ту­ристские ресурсы. Речь идет о том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных, исторических и социально-культурных факторов по своим по­требительским качествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор. Понятие "худший природный ресурс" как бы остается в пределах чисто природной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурс обладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической, исторической и социально-культурной, духовной.
 
Вспомним еще раз цели, которые преследует турист: досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия и паломничество; другие цели, включая удовлетворение физических, духовных и умственных потребностей. Все эти обстоятельства как бы подчеркивают особую социальную значимость даже худшего туристского ресурса.
 
По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг в целом и прежде всего туристских услуг будет  возрастать. Повышенный спрос на туристские услуги по сравнению со спросом на чисто материальные блага не может  не найти отражения в стоимости  этих услуг и соответственно в  стоимости этих ресурсов. Не случайно во многих странах смешанной и  развитой экономики норма прибыли  в сфере рекреации и туризма  выше, чем в земледелии и добывающих отраслях. Образно говоря, музей-усадьба  при прочих равных условиях имеет  большую полезность и потому стоит  дороже, чем просто дом такого же типа на таком же по размеру и  качеству участке земли. Наряду с  дополнительной полезностью относительно худших туристских ресурсов следует учитывать и то обстоятельство, что количественно эти ресурсы ограничены, из-за чего их предложение на рынке характеризуется низкой эластичностью.
 
Таким образом, рыночный механизм образования трех форм туристской ренты  различен. Монопольная туристская рента  полностью базируется на уникальности и исключительной полезности туристского  ресурса, который имеет предельно  высокий рыночный спрос, как правило, значительно превышающий рыночное предложение в силу его абсолютной неэластичности, что находит выражение  в монопольно высокой цене на уникальный турпродукт. Дифференциальная туристская рента основана на различиях в качестве (уровне полезности) и ограниченности лучших и средних туристских ресурсов, предложение которых на рынке или неэластично, или малоэластично, что находит отражение в разности между рыночными и индивидуальными ценами на турпродукт тех фирм, которые их используют. Абсолютная туристская рента предполагает, что обычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границей формирования предельного продукта.
 
Предельный продукт может  иметь физическое выражение в  виде прироста туристских услуг от одной дополнительной единицы туристского  ресурса и денежное выражение  в виде предельного -физического продукта, представленного в рыночной цене. Предельный продукт выполняет важную роль в практике коммерческого расчета туристских фирм: он помогает определить долю отдельных факторов в общем результате фирмы, уровень заработной платы при найме дополнительной рабочей силы, дает возможность свести к минимуму издержки и одновременно максимизировать прибыль и в конечном счете решить проблему замещения ресурсов. Если худший природный фактор, равно как и средний, и лучший, одновременно выступает и как туристский ресурс, т. е. имеет дополнительную полезность, .появляются условия для образования абсолютной туристской ренты.
 
В современной экономической  литературе "доход, обеспечиваемый любым фактором производства, у которого предложение временно сохраняет  неизменную величину, иногда называют квазирентой"\ (от лат. quasi - как будто, почти; reddita - отданная назад). Например, построенная гидроэлектростанция после того, как полностью окупятся затраты на ее сооружение, длительное время действует как "даровая" сила природы и приносит добавочную прибыль. Относительно худший туристский ресурс - любой музей-усадьба, имеющий полезность как турпродукт, - может приносить добавочную прибыль в форме абсолютной туристской ренты, если предложение этого ресурса длительное время неэластично и в обществе на туристском рынке имеется спрос на данный турпродукт. То, что современное неоклассическое направление называет квазирентой, классики прошлого называли добавочной прибылью или сверхприбылью. Эту добавочную прибыль в сфере туризма с полным основанием можно назвать абсолютной туристской рентой.
 
Графически процесс образования  всех трех форм туристской ренты на рынке туристских услуг в его  микроэкономическом аспекте, т. е. на уровне отдельных предприятий и фирм, представлен на рис. 3.4:
 
 
 
 
 
 
Рис. 3.4. Образование трёх форм туристской ренты на рынке туристских услуг
 
На рисунке буквенные  символы означают: Q - количество туристских ресурсов на рынке туристских услуг; Q1 - количество уникальных туристских ресурсов, предложение которых абсолютно  неэластично и единично; Q2 - количество лучших туристских ресурсов, предложение  которых неэластично, но не единично; Qз - количество средних туристских ресурсов, предложение которых характеризуется низкой эластичностью и на которые могут появиться заменители; Q4 - количество относительно худших туристских ресурсов, предложение которых характеризуется низкой эластичностью и на которые имеются заменители; S1, S2, Sз и S4 - кривые предложений на рынке туристских услуг соответственно уникальных, лучших, средних и худших туристских ресурсов; D - кривая спроса на туристские ресурсы как следствие спроса на туристские услуги; R -величина той или иной формы туристской ренты; R1 - величина монопольной туристской ренты в условиях рыночного равновесия; R2 - величина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использовании лучших по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; Rз - величина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использовании средних по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; R4 - величина абсолютной туристской ренты в условиях рыночного равновесия.
 
На поверхности экономических  явлений все три формы туристской ренты выступают как единая величина, как единый факторный доход. Это  означает, что предприятия и фирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают только абсолютную туристскую ренту, т. е. факторный доход относительно небольшой величины. Те предприятия  и фирмы, которые используют средние  и лучшие туристские ресурсы, получают абсолютную и дифференциальную туристскую ренту, т. е. факторный доход большей  величины, чем в первом случае, а  те, которые используют уникальные туристские ресурсы, получают все три  формы туристской ренты - абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный  доход этих туристских предприятий  максимально высок. Практическая реализация всех рассматриваемых процессов  образования трех форм и совокупной туристской ренты осуществляется через  механизм рыночных цен на туристские услуги.
 
Проанализированные выше закономерности образования туристской ренты отражают лишь чисто экономический  аспект проблемы. Для более глубокого  понимания природы и механизма  функционирования туристской ренты  следует от изучения сущности первого  порядка перейти к рассмотрению сущности второго, более глубокого  порядка - к анализу социальной природы  туристской ренты.
В сфере туризма имеются  все необходимые условия для  образования трех форм туристском ренты: монопольной, дифференциальной и абсолютной.
1. Монопольная  туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности туристских ресурсов абсолютна: количественно ,они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограничены; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с т
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.