На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………...............4
1.      Понятие о качестве товаров……………………………………………….6
2.      Измерение и оценка качества товаров……………………………………8
3.      Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке……………………….18
4.      Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………….......................................44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний.
В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).
Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.
Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.
По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.
Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечить оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.
Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками.
Цель данной работы – определить уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие о качестве товаров;
- рассмотреть особенности измерения и оценки качества товаров;
- рассмотреть показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке;
-  изучить дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРОВ
 
Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
В философии качество трактуется как определенность вещи (предмета, явления, процесса), т.е. существование каких-то определенных отличий одной вещи от другой.
Каждый предмет имеет внешнюю и внутреннюю определенность. Внешняя определенность - это форма, размеры, цвет и другие воспринимаемые органами чувств человека характеристики, позволяющие различать между собой окружающие предметы. Внутренняя определенность предмета представляет собой его структуру, взаимосвязи, функциональные особенности.
Категории "качество" с древних времен и до настоящего времени уделяется большое внимание.
По мнению древнегреческого философа Аристотеля, качество образует то, что существует само по себе. Оно занимает второе место после сущности. Аристотель рассматривал качество в следующих значениях: видовое отличие сущности, характеристика состояний сущности, свойство вещи. Аристотель уделял особое внимание качеству материальных предметов, связывая его с отличительными особенностями, состоянием, свойствами, изменчивостью этих предметов.
Гегель определял качество наряду с количеством и мерой исходными логическими моментами бытия. Он отмечал: "Качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть,   когда   оно   теряет   свое   качество".   Гегель   выявил диалектику качества и количества, их взаимосвязь.
Идеи качества Аристотеля, Гегеля, русских философов во многом определили подходы к проблемам качества на различных этапах развития теории качества, в том числе современные философские взгляды. Однако качество не существует вне времени, поэтому трактовка понятия качества на каждом из этапов отражала состояние развития общества и доминирующее в нем отношение к качеству.
В    словаре   русского    языка    приводятся    следующие определения качества.
1.  Существенный   признак,   свойство,  отличающее   один предмет от другого.
2.  Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть.
3.  Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которого он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом (философская категория).
В различных справочных источниках качество определяется как "соответствие цели", "пригодность для использования", "соответствие требованиям", "удовлет­ворение нужд потребителя", "учет общественных потребностей".
Многообразие понятий качества вызвано разно­образием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирования потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, примени­тельно к которым его используют.
Потребители и производители товаров также очень вольно употребляют термин "качество" в повседневной жизни.
Большинство зарубежных компаний придерживается мнения, что "красота возникает в глазах наблюдателя", т.е. качество воспринимается каждым человеком по-своему.
Доктор Деминг отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.
Известный американский специалист в области теории качества Дж. Джуран обращал внимание на два различных значения термина "качество". Одно - это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.
Развитие рынка, конкуренция, приоритет требований потребителей расширили понятие качества [10.c.75-76].
 
2. ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
 
Оценка качества товара, как следует из определения термина "качество", должна представлять собой сопоставление всей совокупности показателей его потреби­тельских свойств с потребностями, для удовлетворения которых этот товар предназначен.
Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т.д.
Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность товаров на всех стадиях их жизненного цикла - от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Только на основе объективных оценок возможно успешное управление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение поступления в продажу морально устаревших и неэффективных в эксплуатации товаров.
Увеличившееся в последние годы количество изделий зарубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительной ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.
Однако как в нашей стране, так и в других странах до настоящего   времени   отсутствуют   общепринятые   методы оценки и контроля качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.
В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.
Уровень качества - относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Базовое значение показателя качества продукции -значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.
При оценке качества оценивается степень приближения фактических значений показателей качества к соответствующим показателям, принятым за базовые.
Базовые показатели могут представлять собой значение показателей реально существующих или гипотетических товаров. Их выбор зависит от целей оценки.
Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении    значений    показателей,    характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Сформировалось новое научное направление "квалиметрия", объектом которого стала разработка методов количественной оценки качества продукции [7.с.9]. Эти методы широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и непродовольственных товаров.
Термин "квалиметрия" происходит от латинского слова gualitas - качество и древнегреческого "метрео" - мерять.
Большим преимуществом методов квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.
В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за ряда недостатков ее методов, влияющих на объективность оценок.
Эти недостатки, имеющие отношение к непродовольственным товарам, в общем виде сводятся к следующему:
- выбор номенклатуры свойств, определяющих качество товаров, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;
- путем подбора коэффициента весомости можно получить желаемый, не всегда объективный, результат оценки;
- сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребностей;
- выбор базовых значений показателей свойств достаточно субъективен и не всегда отражает реальные потребности всех групп (типов) потребителей конкретных товаров, поэтому при высоких значениях количественных оценок товары могут иметь низкое качество;
- результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул - средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.
Однако, на наш взгляд, от методов квалиметрии нельзя отказываться и предавать их полному забвению. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.
В товароведении оценка уровня качества может быть использована, например, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или представленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.
Методы оценки уровня качества в зависимости от количества оцениваемых свойств и процедур оценки включают дифференциальный, комплексный и смешанный.
Дифференциальный - метод оценки уровня качества товаров, основанный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значениями единичных показателей базовых образцов.
При сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемых товаров с базовыми могут возникнуть следующие ситуации:
- все относительные значения показателей больше или равны единице, т.е. уровень качества оцениваемых товаров равен или превышает значения базового образца;
часть относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемого товара базовому образцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества.
Комплексный метод оценки качества продукции - метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Расчету комплексных показателей качества товаров предшествуют следующие действия:
а) выявление групп потребителей, для которых предназначен оцениваемый товар; предъявляемых к нему требований и условий эксплуатации;
б) выбор номенклатуры показателей свойств;
в) определение значений показателей единичных свойств;
г)  расчет коэффициентов весомости каждого из них;
д) выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества;
е)  выбор формул для расчета комплексного показателя. Выявление   групп потребителей, для которых предназначен оцениваемый товар, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений, что осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложено в учебной и специальной литературе по маркетингу. Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемых товаров (многоуровневое "дерево свойств"), схема которого показана на рис. 2.1.
На первом уровне выделяют свойства социального назначения - функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем - единичные свойства.
Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится среди общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использовании методов квалиметрии в учебных целях, для оценок используют только наиболее важные единичные свойства. Номенклатура показателей свойств однородной продукции содержится в ГОСТ системы 4 "Система показателей качества однородной продукции".
В табл. 2.1 показана конкретная классификация свойств швейных ниток для оценки их качества, представленная М.М. Варковецким.
Определение показателей единичных свойств осуществляют: измерительным, органолептическим, расчетным, регистрационным, социологи­ческим, экспертным методами.
 
              
Рис. 2.1 "Дерево свойств", определяющих качество
Таблица 2.1 Классификация свойств швейных ниток
0-й уровень
1-й уровень
2-й уровень
Качество швейных ниток
Технологические показатели
Жесткость Гладкость Равновесность Качество намотки Стойкость к истиранию Неровнота (коэффициент вариации) по удлинению Чистота (отсутствие пороков)
Показатели долговечности
Предел прочности на разрыв
Неровнота (коэффициент
вариации) по разрыву
нагрузки
Удлинение
Прочность окраски
Эстетические показатели
Равномерность окраски Качество оформления Гамма оттенков Соответствие цвета карте расцветки
Измерительный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Измерительный метод наиболее распространен при определении единичных показателей эргономических, экологических свойств, надежности, безопасности.
Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.
Достоинство этого метода состоит в объективности, сопоставимости и воспроизводимости результатов, измерений; недостатки - в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерении, подготовку персонала, оборудование помещений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний.
Органолептический - метод определения значений показателей свойств и оценки качества товаров, осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека - зрения, слуха, обоняния и осязания, без использования технических средств измерений. К этим методам относятся пробы на горение, определение запаха, цвета, блеска и др. Качество некоторых товаров можно оценить только органолептическим методом: звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция красочных составов и пр. Исследования просты, проводятся быстро, в любых условиях; образец товара при этом не разрушается. Однако органолептический метод имеет и недостатки: достоверность оценки не всегда высока, оценка субъективна, зависит от практических навыков и способностей исследователя; результаты не могут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.
Расчетный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров [9.c.80-82].
Этот метод является весьма распространенным для оценки качества многих непродовольственных товаров. С его помощью величину одних показателей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или органолептическим методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их     нитей.     Расчетные     методы     позволяют     заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.
Экспертный - метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.
Данный метод применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов - экспертов. В последнее время этот метод получил широкое распространение. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств для определения качества, определения коэффициентов весомости при расчете комплексного показателя качества и др. Экспертный метод определения показателей свойств всегда должен заканчиваться количественной оценкой, обычно выражаемой в баллах. Как точность измерительного метода зависит от точности используемых средств измерения, так и результаты экспертного метода зависят от квалификации экспертов.
Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей.
Ценность этого метода состоит в возможности получении информации о свойствах товаров непосредственно от потребителей. Он используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях.
Опросы потребителей часто проводят предприятия-производители, выясняя важные для них вопросы:
- каково отношение потребителя к товару и какая из характеристик товара является для потребителя наиболее важной;
- какие недостатки имеются у товара;
- какими дополнительными свойствами, выгодно отличающими данный товар от товаров конкурентов, он должен (или может) обладать;
- какую цену может дать потребитель за товар;
- чем привлекательны для потребителя товары конкурентов;
- где, как, при каких условиях потребитель собирается использовать товар [9.c.77-78].
Однако такие опросы потребителей о многих изделиях затруднительны, дорогостоящи и занимают много времени. Нередко еще до завершения опроса на рынок поступают новые модификации тестируемого изделия, и результаты опроса теряют актуальность.
Определение весомости показателей свойств. Свойства, составляющие качество товаров, в разной степени влияют на него. Степень важности каждого из свойств оценивается коэффициентом весомости. Важнейшее требование - сумма коэффициентов весомости показателей всех свойств должна быть величиной постоянной и составлять единицу, десять или сто.
Для определения весомости показателей свойств чаще всего используют экспертные методы: рангов, предпочтений, последовательных и попарных сопоставлений и др. Эти методы описаны во многих источниках литературы [10.c.134-135].
При определении коэффициентов весомости методом рангов каждый из экспертов определяет ранг каждого свойства, т.е. место этого свойства среди других единичных свойств.
Например, если всех показателей свойств десять, то наиболее значимому присваивается ранг десять, следующему по значению - девять и так далее, а наименее значимому - единица. Ранги могут быть как целыми числами, так и дробными или одинаковыми для нескольких единичных показателей. Это решает эксперт. Но общим требованием для всех экспертов является постоянная сумма рангов оцениваемых свойств. При десяти единичных показателях она должна составлять пятьдесят пять (10 + 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + + 3 + 2 + 1), при девяти - сорок шесть и т.д.
Объективность оценки весомости единичных показателей свойств экспертами зависит от их квалификации, метода опроса экспертов, соблюдения установленных требований.
Смешанный метод оценки качества продукции - метод, основанный на одновременном использовании и комплексного и дифференциального метода.
Смешанный метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.
Количественными    характеристиками    свойств    служат показатели качества. Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Показатели качества используют для оценки соответствия продукции         удовлетворяемым ею потребностям.
В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели качества подразделяют на единичные и комплексные.
Единичный показатель качества количественно характеризует простое свойство продукции, комплексный - совокупность взаимосвязанных простых или сложных свойств.
Следует иметь в виду, что одно и то же свойство может выражаться различными показателями. Например, воздухопроницаемость текстильных материалов - скоростью прохождения воздуха через материал или величиной сопротивления материала воздушному потоку. Выбор показателей определяется спецификой товара, его назначением, условиями эксплуатации и т.д.
Разновидностью комплексного показателя является интегральный показатель (I). Он представ­ляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Э) к цене ее потребления, т.е. суммарным затратам на создание (Зс) и эксплуатацию (Зэ). Рассчитывается по формуле:
I = Э : Зс + Зэ                                                                                      (2.1)
Показатели качества в зависимости от формы представления характеризуемых свойств бывают абсолютными и относительными.
Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества, он может выражаться в различных единицах измерения (например, масса изделия, кг, скорость движения автомобиля, км/ч, белизна, баллы), а может быть безразмерным.
Относительный     показатель     качест­ва  -    отношение    абсолютного    показателя    качества    к базовому показателю. Значения относительных показателей качества    выражаются    в    безразмерных    величинах    или процентах.
Его рассчитывают по формулам:
qi = Pi : Pб
qi = Pб : Pi
где Pi - абсолютный показатель оцениваемого изделия; Pб - абсолютный показатель качества базового образца. Формула применяется для показателей, с увеличением которых качество продукции возрастает. Например, это касается белизны фарфора, устойчивости текстильных материалов к истиранию, прочности крепления деталей верха и низа обуви. Показателями, отрицательно влияющими на качество продукции, являются, например, количество токсических веществ, выделяемых из строительных материалов; величина заряда статического и электричества; массовая доля суммы тяжелых металлов в зубных пастах.
Базовый    показатель    качества - пока­затель  качества,  принятый  за  основу  при  сравнительной оценке качества продукции.
Уровень качества продукции - относи­тельная характеристика качества продукции, основанная на сравнении показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Уровень качества определяется, как правило, совокупностью относительных показателей качества или функциями от этих относительных показателей.                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ РЫНКЕ
 
Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование –соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей –статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.
Различают качества товара:
физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах; эстетические: стиль, класс, красота, изящество; символические: статус, престиж, класс; дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру.
Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
Традиционно низкое качество товаров – это не следствие национальной неспособности создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование.
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена.
Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
Совокупные издержки производства;
Затраты общественного труда;
Качество товара;
Функции и свойства товара;
Квалификация персонала;
Технологический уровень производства;
Налоговое законодательство страны;
Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;
Упаковка товара;
Известность фирмы;
Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
Маркетинговая деятельность фирмы;
Спрос и предложение на данную продукцию;
Торговая наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке [8.c.90-92].
В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.
1) Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
2) Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
3) Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.
Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.
4) Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.
Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка.
Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий [14.c.96-98].
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый – повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.
Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами: во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги), во-вторых, - обучение в процессе реформирования предприятия при содействии профессиональных консультантов по управлению.
Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой – системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой – создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.
Ну, и наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность – насыщенность рынка, спрос и предложение.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка.
Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ
 
Каждый товар, как и любой материальный объект, обладает множеством свойств, перечень которых мог бы быть очень обширным. Но в конкретных условиях потребления в зависимости от назначения и характера использования товара проявляется значительно меньшее количество свойств. Например, стол характеризуется такими свойствами, как размеры, прочность конструкции, устойчивость материала изготовления к действию влаги, солнечного света, высоких и низких температур, электропроводность, прочность к истиранию, блеск, цвет, степень безвредности, соответствие современному стилю и моде и т.д. Но для стола, предназначенного для работы с химическими реактивами, будут иметь значение при эксплуатации совсем другие свойства, чем, например, для письменного или обеденного стола, и именно этим свойствам, непосредственно связанным с процессом потребления изделий, уделяется внимание при проектировании, производстве и выборе товара покупателем.
Свойства товаров, которые проявляются в процессе их потребления, называются потребительскими свойствами. Основу классификации этих свойств составляет принцип их соответствия потребностям человека, так как общественная ценность товаров зависит от степени удовлетворения комплекса потребностей человека и групп потребителей.
При классификации потребительских свойств используют иерархический метод, подразделяя свойства на нескольких ступенях классификации от наиболее сложных к простым. На нижних ступенях выделяются единичные свойства.
В табл. 4.1 показана общая классификация потребительских свойств непродовольственных товаров на I и II ступенях.
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4.1 Классификация потребительских свойств непродовольственных товаров на I и II ступенях
Характер
удовлетворяемых
потребностей
Комплексные потребительские свойства
 
 
на первой ступени классификации
на второй ступени классификации
1
2
3
Общественная потребность в товаре с данной функцией
социальное назначение
социальная
направленность,
соответствие
оптимальному
ассортименту,
моральное старение
Потребность в
осуществлении
конкретного
функционального
процесса
функциональные
(соответствие
назначению)
совершенство
выполнения основной
функции,
универсальность
использования,
совершенствование
выполнения
вспомогательных
операций
Потребность в удобстве и комфорте потребления
эргономические
(удобство
пользования)
антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические
Потребность в
сохранении
свойств изделий в
течение
определенного
времени
надежность в потреблении
безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость
Эстетическая потребность
эстетические
 
информационная выразительность, рациональность формы, целостность компо­зиции, совершенство производствен- ного исполнения, стабиль­ность товарного вида
Потребность в сохранении окружающей природной среды
экологические
содержание вредных веществ, выбрасы­ваемых в окружаю­щую природную среду в бытовых процессах, загрязнение среды средствами индивидуального транспорта и др.
Потребность в безопасности товаров в потреблении
безопасность в потреблении
механическая
безопасность,
безопасность от шума
и вибрации,
термическая
безопасность,
электрическая
безопасность,
химическая
безопасность,
биологическая
безопасность,
пожарная
безопасность,
безопасность от
взрывов
 
Товары каждой из товарных групп имеют свои особенности. Поэтому на последующих ступенях классификации комплексные свойства подразделяют на менее обобщенные свойства, используя тот же признак -адекватность свойств определенным потребностям в конкретных условиях эксплуатации. В результате создается иерархическая система классификации, включающая номенклатуру потребительских свойств конкретной товарной группы.
Классификация потребительских свойств товаров конкретных групп содержится в нормативных документах, учебниках по товароведению непродовольственных товаров, монографиях ученых и других изданиях. Они используются при оценке и контроле качества товаров, управлении качеством, проектировании продукции, изучении товароведения.
Свойства социального назначения характеризуют соответствие товаров общественно необходимым потребностям, целесообразность их производства и реализации. Эти свойства позволяют определить, нужен ли данный товар в принципе, соответствует ли он структуре общественного потребления, какой группе потребителей предназначен.
В условиях монопольной собственности государства на средства производства и отсутствия конкуренции между предприятиями-производителями товары производились в расчете на "усредненного" потребителя без учета его потребностей, обусловленных возрастными особенностями, родом занятий, уровнем образования, местом проживания, уровнем доходов, составом семьи, отношением к новому, индивидуальными вкусами и т.д. Элементы социальной направленности касались лишь некоторых товаров, например, обуви для лиц пожилого возраста или одежды для молодежи.
От предприятий, производящих продукцию, неукоснительно требовалось выполнение плана производства любой ценой, без выявления целесообразности выпуска товаров. Это приводило к тому, что при больших объемах производства товаров потребности и спрос в них значительной части населения не удовлетворялись, а большинство товаров оставались невостребованными и переходили в разряд неходовых или труднореализуемых. Бесполезными оказывались затраты на производство сырья, готовой продукции, а также труд многих людей [13.c.167-169].
При существовании в государстве разных форм собственности на средства производства, когда действуют жесткие законы конкуренции, внедрению в производство тех или иных товаров предшествует определение необходимости их производства для общества, выявление конкретных групп потребителей, которые испытывают потребности в этих товарах и могли бы их приобрести.
Значение этих свойств чрезвычайно важно, так как их анализ еще на стадии идеи производства изделия с данной функцией позволяет выявить социальную необходимость его производства и потребления и при отрицательном результате не затрачивать усилий и средств на обеспечение необходимого уровня других потребительских свойств.
Это важно и в тех случаях, когда одна и та же функция может выполняться различными изделиями или изделиями одного вида, но из разных материалов. Например, потребность в одежде может быть удовлетворена изделиями из тканей, трикотажных и нетканых полотен, кожи, меха. Предпочтение потребителями конкретных групп утепленной одежды из кожи и меха требует снижения производства такой одежды из других материалов, вызванного изменением престижности, что связано, в свою очередь, со множеством других социальных проблем.
Свойство социальной направленности характеризует соответствие изделия потребностям конкретных групп потребителей. Сущность его состоит в том, что разные группы   потребителей,   объединенные   образом   жизни   и особенностями потребления товаров, предъявляют различные требования к изделиям одного и того же вида. Например, отношение разных групп потребителей к велосипеду. Городские жители, ведущие активный образ жизни, предпочитают легкий, складной велосипед с ручным тормозом и переключением скоростей, приспособленный к эксплуатации в городе; для жителей села необходим более тяжелый велосипед, имеющий приспособления для перевозки грузов, средства защиты от загрязнения; для людей с небольшими нарушениями двигательного аппарата и престарелых предпочтительны трехколесные велосипеды и т.д.
Эффективным методом проектирования изделий с широкой социальной ориентацией является использование параметрических рядов. Например, создать социально значимые модели стиральных машин одного и того же типа можно на базе параметрического ряда их производительности (количество отстирываемого белья за 1 час). Создание параметрических рядов для трех существующих типов стиральных машин: СМР (с ручным отжимом белья), СМП (полуавтоматических), СМА (автоматических) - позволит выбрать для производства и реализации те модели, которые соответствуют потребностям конкретных групп потребителей в зависимости от уровня их доходов, состава семьи, места проживания, степени комфортности их жилища и т.д.
Свойство, характеризующее соответствие изделия оптимальному ассортименту, показывает, в какой мере оно сочетается с существующей и оптимальной структурой ассортимента изделий данного вида, группы, класса. Оптимальный ассортимент у каждого промышленного или торгового предприятия свой. Он зависит от многих факторов: рынков сбыта, покупательского спроса, финансовых результатов. Кроме того, он никогда не устанавливается навечно, а постоянно изменяется под влиянием демографических, социально-экономических факторов, условий внешней среды, критериев оптимизации и т.д.
При этом каждое из изделий, поступающих в торговлю, может относиться к одной из следующих групп:
-    изделия, успешно реализуемые на рынке;
- изделия, которые нужно модифицировать в соответствии с изменившимися потребностями и требованиями покупателей;
- изделия, которые нужно снять с производства как неконкурентоспособные; новые, перспективные изделия, которые нужно внедрять в производство.
Закупая изделия, необходимо выяснить, к какой из указанных групп они относятся, чтобы принять соответствующие меры.
Изделия второй и третьей групп требуют к себе особого отношения, так как основная причина низкой их реализации связана с той или иной степенью морального старения.
Моральное старение - снижение эффективности использования изделия или прекращения его исполь­зования вследствие изменения потребностей.
Моральное старение представляет собой чрезвычайно сложный, многофакторный процесс, который к настоящему времени изучен недостаточно.
Товар может перестать удовлетворять потребности по причине физического износа или морального старения, а также при одновременном действии этих причин.
Как в результате физического износа, так и морального старения потребительная ценность товара снижается. Принципиальное различие между этими причинами ее снижения состоит в том, что при физическом износе товар расходует свой ресурс, принося соответствующую пользу потребителю, а при моральном старении он может вообще не использоваться, т.е. изначально оказаться бесполезным. В условиях ускорения технического прогресса, обострения конкурентной борьбы, совершенствования потребностей населения моральное старение становится доминирующей причиной выхода из строя значительной части товаров.
В табл. 4.2 показаны основные факторы морального старения товаров.
Таблица 4.2 Основные факторы морального старения товаров
Развитие производства
Развитие потребностей
Развитие основных средств производства
Необходимость изменения товара
Сырье, материалы, их комбинации
Повышение социального и культурного уровня населения
Новые технологии, внедрение систем качества
Повышение уровня жизни населения
Сокращение расходов на единицу продукции
Развитие характера потребления товаров
Продолжительность разработки новой продукции и ее внедрение в производство
Развитие вкусов населения, степень удовлетворения потребности в товаре
 
Доминирующей причиной морального старения товаров и снижения их потребительной ценности является изменение потребностей.
Моральное старение не связано с физическим состоянием и сферой пребывания изделий (производство, обращение, потребление), происходит в социальной среде и выражается в изменении общественных взглядов на изделие при полной их пригодности к выполнению основных утилитарных функций.
Моральное старение изделий неразрывно связано с развитием производительных сил общества и соответ­ствующими изменениями в его социальном и культурном развитии.
Конкретной его причиной является появление или возможность появления нового. Для появления нового товара нужны два условия: сфера потребления должна испытывать необходимость его появления; производство должно иметь возможность его произвести. Эта возможность обусловлена развитием основных средств производства, использованием нового сырья, материалов, современных и эффективных технологий производства.
Моральному старению более интенсивно подвергаются те товары, потребность в которых для основной части населения удовлетворена в наибольшей степени. Однако немаловажное значение имеют особенности функций, выполняемых изделиями при их эксплуатации.
Моральное старение может касаться следующих характеристик изделий: уровня потребительских свойств, эстетической формы изделий, соотношения потребительной ценности и стоимости изделий, критериев престижности.
Появление изделий с более высоким уровнем любой группы потребительских свойств, изменение общественной точки зрения на то или иное комплексное или даже единичное свойство ведет к моральному старению однотипных изделий. В большинстве случаев моральное старение касается содержания эстетических свойств, прежде всего эстетической формы изделий.
Для каждого периода развития общества складывается определенное соотношение уровней потребительной ценности и стоимости товаров. Товары морально устаревают, если их стоимость не соответствует уровню потребительной ценности. Для устранения противоречий между этими категориями и обеспечения реализации товаров производятся периодические уценки, направленные на снижение объема товарных остатков.
Большое и непосредственное значение в процессе морального старения имеет проблема престижности. Сущность ее состоит в том, что определенные товары могут не только выполнять свои утилитарные функции, но и выступать в роли символов более высокого жизненного уровня. Изменение представлений о престижности, переход товаров из разряда престижных (элитных) в разряд обычных связано с той или иной степенью морального старения. Чем выше престижность, тем больше своеобразный ресурс отсутствия морального старения.
Моральное старение изделия, как и физический износ, происходит постепенно. Следовательно, постепенно происходит потеря его потребительной ценности.
Для управления качеством и ассортиментом товаров важно располагать данными о степени их морального старения, поскольку это имеет непосредственное отношение к конкурентоспособности товаров.
Каждая группа товаров имеет свои особенности, обусловливающие факторы и степень их морального старения. Например, для одежды и обуви можно выделить четыре степени морального старения: малая, средняя, большая, полное старение. Малая степень имеет место при потере изделием престижности. При средней степени моральное старение касается отдельных элементов, но изделие может выполнять свои основные социальные функции. Большая степень морального старения касается основных элементов изделия, при этом оно не выполняет заданных функций, но ограниченно используется в других условиях (например, донашивается). Полное моральное старение сопровождается окончательным выходом изделия из строя.
Для изделий, в меньшей степени подвергающихся влиянию моды, чем одежда и обувь, выделяют три степени морального старения, их моральное старение происходит через более длительные промежутки времени и является результатом         новых         предложений,         повышающих комфортность и уровень функциональных свойств. Это связано, как правило, с разработкой новых конструкций и применением новых материалов.
Функциональные свойства характеризуют соответствие изделий своему назначению. Они определяют, какую основную потребность и каким способом удовлетворяет данный товар как предмет потребления в отличие от других товаров.
Изначально изделия создаются для удовлетворения конкретных потребностей человека: пылесос - для очистки поверхностей  от пыли  и других  загрязнений, стиральная машина - для отстирывания белья, телевизор - для воспроизведения изображения на экране, одежда и обувь - для защиты человека от окружающей среды и т.д. Для эффективного выполнения целевой функции изделие должно обладать множеством взаимосвязанных свойств.
Функциональные свойства подразделяются на свойства, характеризующие совершенство выполнения основной функции, совершенство выполнения вспомогательных операций и универсальность.
Эти свойства для каждого вида изделий можно выявить лишь на основе тщательного анализа процесса его потребления.
Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара потребителем по назначению. Для стиральной машины - это чистота отстирывания белья, конкретное время эксплуатации с учетом износа белья после стирки, остаточная влажность после отжима; для часов - точность хода; для пылесоса - эффективность очистки поверхности от загрязнений; для бытового магнитофона - качество и количество записи и воспроизведения информации в заданном пределе времени [11.c.90-92].
Совершенство выполнения основных функций предметами потребления, не относящимися к технически сложным, оценивают эффективностью их использования по назначению. Например, плащевой ткани - водонепрони­цаемостью; одежды, предназначенной для защиты человека от холода, - суммарным тепловым сопротивлением; предметов украшения - эстетической ценностью и т.д.
Эффективность выполнения основной функции тесно связана с основными техническими характеристиками изделий, содержащимися в нормативных документах. Так, пылеочистительная способность пылесоса зависит от потребляемой мощности, разряжения, емкости пылесборника; отстирываемость белья в стиральных машинах с вращающимся      активатором      -      от      конструктивных особенностей бака, конфигурации, места расположения и скорости вращения активатора, мощности на валу активатора; для бытового магнитофона - от показателей полосы воспроизводимых частот, коэффициента нелинейных искажений, выходной мощности, качества ленты звукозаписи и т.д.
Совершенство вспомогательных операций характеризует особенности функционирования изделия на всех этапах функционального процесса: транспортирования, установки, управления и эксплуатации, обслуживания, ремонта, хранения, утилизации и др. Это свойство существенно влияет на выполнение изделием основной функции и определяет затраты времени потребителя на выполнение вспомогательных операций.
Например, продолжительность операций по подготовке фотоаппаратов к съемке зависит от времени, затрачиваемого на извлечение из футляра, установку выдержки и диафрагмы, наводку на резкость, взведение затвора и т.д. При использовании современных фотоаппаратов подгото­вительные операции занимают значительно меньше времени, чем это необходимо для работы с аппаратами устаревших конструкций.
Это же касается многих других технически сложных изделий. Например, при работе с пылесосами много времени занимает их подготовка к хранению: свертывание шнура, чистка пылесоса, складывание шланга и других принадлежностей в коробку и т.д.; для прослушивания стереофонических записей на стереомагнитофоне необходима установка общей громкости стереобаланса, регулировка Тембра, включение шумоподавателя, поиск записи нужного содержания. Совершенство перечисленных и других вспомогательных операций тем выше, чем выше технический уровень используемой модели изделия.
Универсальность применения характеризует диапазон условий и возможностей использования товара по назначению, а также возможность выполнения им дополнительных функций, полезных для потребителя.
Например, фотоаппарат, кроме основной функции - получения качественного изображения на фотопленку, может осуществлять ряд функций, расширяющих диапазон основной функции (съемка при различном освещении, длительная съемка без перезарядки пленки, быстрая съемка с получением фотоснимка через несколько секунд после экспозиции, самосъемка и т.д.). Для пылесоса универсальность связана не только с очисткой поверхностей, но и с распылением жидкостей.
Особенность функциональных свойств заключается в том, что в некоторых товарах они проявляются в группе эргономических или эстетических свойств или тех и других одновременно. Это касается одежды, обуви, украшений, некоторых спортивных товаров. Например, для одежды и обуви функциональные свойства проявляются в эргономических и эстетических, причем в повседневных изделиях наиболее важны эргономические свойства, а в изделиях, предназначенных для торжественных случаев, эстетические; в предметах украшений основная функция -эстетическая.
При составлении номенклатуры потребительских свойств, определяющих качество товаров легкой промышленности, для большинства этих товаров функциональные свойства не выделяются в отдельную группу.
Эргономические свойства изделия - это свойства, обусловливающие удобство и комфорт его потребления в системе "человек - изделие - среда". Они направлены на обеспечение удобства эксплуатации изделия, оптимизацию всей физической и психической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта. Эти свойства определяют соответствие изделия антропометрическим, физиоло­гическим, психофизиологическим, психологическим и гигиеническим требованиям.
В товароведении эргономические свойства важны для тех товаров, с которыми человек взаимодействует в системе "человек - изделие", "человек - изделие - среда". При этом наибольшее внимание уделяется изделиям и их элементам, которые могут отрицательно влиять на функциональную деятельность и здоровье человека. Это касается рабочих мест в средствах передвижения (автомобилях, мотоциклах, мини-тракторах); пультов управления и средств отображения информации, циферблатов и указателей приборов, ручек органов управления сложнотехническими товарами, мебели, одежды, обуви, посуды, ламп, светильников и т.д.
Эргономические свойства подразделяются на следующие группы: антропометрические, физиологические, психофизиоло­гические, психологические, гигиенические, удобство пользования изделием на основных этапах функционального процесса
Физиологические свойства обусловливают соответствие изделия силовым, скоростным и энергетическим возмож­ностям человека.
К единичным физиологическим свойствам изделий относятся: масса, жесткость при деформи­ровании, обусловленные свойствами материалов, конструктивными особенностями изделий в целом и его частей.
Физиологические свойства характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека (зрения, слуха, осязания, обоняния).
Человек затрачивает энергию при использовании всех непродовольственных товаров. И чем меньше изделие соответствует его энергетическим возможностям, тем быстрее он устает.  Например, при  эксплуатации одежды и  обуви затраты энергии зависят от массы изделий, жесткости используемых материалов; посуды - от ее массы, органов управления различными изделиями - от прилагаемых человеком усилий, необходимых для приведения их в действие.
Большая масса изделия или же изделия неудобных или громоздких форм вызывают дополнительные затраты энергии человека, затрудняют его двигательную активность.
В табл. 4.3 приведены значения оптимальных усилий человека с точки зрения его энергетических затрат при использовании различных органов управления. Если конструкция этих органов в каких-то изделиях требует более значительных усилий при их управлении, то повышается расход энергии человека, утомляемость, снижается эффективность трудовых процессов.
Таблица 4.3 Значение оптимальных усилий на органы управления [12.c.80-82]

и т.д.................


Органы управления
Величина усилий, н
Рукоятки:
оптимальные максимальные
20-40 100
Кнопки, тумблеры, переключатели: легкого типа тяжелого типа
1400-1600 6000-12 000

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.