На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополизм в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы


Введение

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.
Современная экономика есть переплетение конкурентных и монопольных отношений. Как известно, на начальных стадиях развития открытой экономики имела место свободная рыночная конкуренция. Тогда монополистические образования, если и имели место, то в несовершенном виде, как исключение, и особой роли в развитии воспроизводственного процесса не играли. Однако с развитием производительных сил и производственных отношений и в соответствии с законом причинно-следственных связей при развитии рыночной конкуренции возникают монополии. Монополия возникает там, где появляется рыночная конкуренция. Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве.
В командно-административной экономике монополизм порождался сосредоточением производства подавляющей доли продукции данного вида на отдельных предприятиях. Следовательно, монополизм порождается и насаждается существующей экономической системой.
В современных условиях изменились потенциальные возможности господства монополизма. При умелом государственном регулировании антимонопольных отношений монополии в моно­полизм не превращаются, хотя и являются основой монополизма. В соответствии с этой тенденцией необходимо отметить возникновение государственного монополизма. Именно с помощью данного инструмента государство может обеспечить необходимый уровень экономической безопасности общества и наиболее успешное развитие национальной экономики.
Важность и необходимость государственного монополизма существовала на всем протяжении экономической истории, а с развитием производительных сил его значение еще больше усиливается. Крайне значимым государственное воздействие становится в условиях рыночной системы хозяйствования. В России появился инструмент реализации государственного монополизма на практике. В этом качестве выступили созданные в 2007 году государственные корпорации, деятельность которых направлена на повышение эффективности в наиболее стратегически важных, инновационных отраслях экономики. Функционирование государственных корпораций связано с обеспечением развития отдельных отраслей, имеющих социально-экономическое значение, которые не ставят своей целью получение прибыли.


1. Сущность монополии. Понятие монополизма.

 
Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.
Монополия – это явление, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Особенностью монополий является то, что продукт создается единственной фирмой, производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-конкуренты), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров, таких как патенты, монополия на источник сырья и т.д. Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.
Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях сильная фирма поглощает другую, более мелкую и недееспособную. В других же случаях фирмы добровольно идут на такое объединение. При этом могут сливаться не только фирмы производящие одну продукцию, но и фирмы-смежники, то есть фирмы связанные одной технологической цепочкой. А также фирмы, одна из которых занимается производством товара и реализацией на оптовом рынке, а другая реализует этот же товар на розничном рынке. Таким образом, фирмы получают контроль над отраслью.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится “на нет” конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Консорциум – это временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов.
Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.
Под монополизмом понимают господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой монополии группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля над ценами; действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными, из которых, можно назвать:
?                    РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
?                    ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
?                    РОСНЕФТЬ (разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции).
?                    РЖД (железнодорожные перевозки);
Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.
Особенностью современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п.  Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.
 


2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.

 
В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий - гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.
Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был "Аэрофлот" СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн. человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв. км воздушных дорог.
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.
2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.
Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).
Типичный пример - практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане - завод без КБ.
Монополизация всех сторон жизни - одно из коренных свойств России. В сфере политики она выражается в абсолютизме, самодержавии и тоталитаризме. В экономике - в сосредоточении средств производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей - олигархов и элиты. В географии - столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками.
Во всех случаях монополии возникают из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен.
Опираясь на все выше сказанное, обозначим причины монополизации. К ним относят следующие: 
1)                 тенденция к инерционности экономической системы, которая заключается в том, что, достигнув определенных преимуществ, хозяйствующий субъект не желает с ними расставаться и пытается защитить их от соперников;
2)                 концентрация производства, которая возникает вследствие наличия производственно-технологических либо организационно-управленческих преимуществ отдельного хозяйствующего субъекта;
3)                 дифференциация продукта потребителями, которая проявляется в том, что для потребителя не является важным наименование производителя товара, являющегося в данной отрасли примерно однородным.
Основной формой проявления монополизма считается монополия. Возникновение монополий обусловлено несколькими причинами:
1)                 регулирование государства, которое проявляется в фиксации определенных сфер предпринимательской активности в качестве монополий с целью защиты интересов государства и общества либо вследствие наличия объективной экономической необходимости;
2)                 действия хозяйствующих субъектов, направленные на достижение концентрации капитала с помощью реорганизации, слияния, использования эффективных форм организации деятельности, освоения ранее неразвитых рынков товаров и услуг; 
3)                 обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации субъектов.
В качестве обобщения можно сказать, что возникновение монополии связано с различными процессами и явлениями – монопольную власть может использовать непосредственно рынок, государство либо международные субъекты. Причем важнейшим ее элементом выступает конкуренция, так как именно она рождает заинтересованность у хозяйствующих субъектов максимально эффек­тивно использовать имеющиеся факторы производства с целью получения максимально возможной прибыли и достижения положительного эффекта от масштаба производства. С этой же целью появляется необходимость стимулировать научно-технический прогресс, что также приводит к укрупнению производства. Нельзя забывать и о санирующей функции, выполняемой рыночной конкуренцией, – об укрупнении и укреплении устойчивых предприятий и поглощении неэффективных.
Монополию можно определить как одну из организационных форм рыночной структуры, которая полностью противостоит конкуренции. Монополизм – это проявление единства и борьбы частных производителей за монополистическое господство. Таким образом, данное понятие отличается от монополии тем, что оно характеризует процесс возникновения и развития монополии. Соответственно, монополизм является сложным процессом концентрации и централизации в производственной и непроизводственной сферах – в производстве, распределении, обмене и потреблении, и, следовательно, как экономическая категория представляет собой теоретическое выражение производственных отношений, характеризующих условия возникновения и состояние монополистического положения хозяйствующего субъекта.
Монополизация разворачивается на разных уровнях и имеет в своей структуре несколько составляющих. Начало ее может заключаться в охвате отдельных отраслей, затем – в производстве в целом, в дальнейшем – в проникновении данного явления в другие области, например, в область финансов, в сферу обмена. Причем происходит это с целью достижения основной, целевой функции – получения монополистической прибыли. Соответственно, можно предложить определение монополизма как экономической категории, выражающей экономические отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочении монопольных позиций в отрасли и на рынке и в целях реализации своей целевой функции – получения монопольной прибыли (сверхприбыли).
Несмотря на все отрицательные стороны монополизации экономики нельзя не отметить положительные.
Основное неоспоримое преимущество монополий заключается в эффективности производства.
Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.
Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример – компания Apple, основанная в середине 70-х годов двумя молодыми предпринимателями, ныне имеющая (по состоянию на 2011 год)  60,4 тыс. человек сотрудников в многих странах мира, рыночная капитализация 338,8 млрд. долл., выручка за 2010 налоговый год составила 65,23 млрд. долл., чистая прибыль — 14,01 млрд. долл.)
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым, сдерживая спад производства и безработицу.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Так же к положительной стороне монополизации экономики следует отнести и влияние на конкуренцию.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.
Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.
Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.
Конкуренция (лат. "конкурро" - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.
В какой то степени благоприятное влияние монополизма сказывается и в снижение цен.
Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Монополизм способствует развитию малого и среднего бизнеса.
В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.
 


3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.

 
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
В качестве примеров негативных последствий монополизма рассмотрим ситуацию в российской экономике 2010 и 2011 годов. Для этого воспользуемся информацией с официального сайта Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации www.fas.gov.ru, а также другими источниками.
За прошедшие 2010 и 2011 года многим компаниям и потребителям пришлось столкнуться с тем, что цены на продукцию или сырье только растут. Одна из причин, как считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации, в том, что в пошедший, но еще не исчерпавший себя, кризис 2008-2009 гг. существенно проявилась монополизация отдельных рынков. «ФАС никогда не оставляла без внимания действия монополистов, но в последнее время усилились негативные проявления с их стороны», - заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Наиболее яркими примерами стали расследования ведомства против крупнейших нефтяных компаний: «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛА», «Роснефти», ТНК-ВР.
Начнем с истории. В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Нарушение выразилось в:
- установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты;
- создании дискриминационных условий для покупателей;
- установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты.
Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.
25.05.2010 Президиум ВАС подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите  конкуренции.
Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.
По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг»,  ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России.
15.02.2011 Президиум Высшего арбитражного суда подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий)
В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет 15 232 557,46 тыс.рублей.
Очередное нарушение антимонопольного законодательства нефтедобывающими компаниями было выявлено в 2011 году.
29.07.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Газпром нефть». Нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин, а также создании дискриминационных условий на этих же рынках. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Газпром нефть» в связи с добровольным устранением  нарушения и его последствий.
09.08.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Лукойл». Нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на дизельное топливо. Действия ОАО «Лукойл» на оптовом рынке авиационного керосина требуют дальнейшего исследования, в связи с чем, Комиссией ФАС России принято решение о выделении данного эпизода в отдельное производство.
10.08.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «НК «Роснефть».  Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Роснефть» в связи с добровольным устранением  нарушения и его последствий.
Территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 85 дел на товарных рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел:
-злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 53;
-согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 32
Также как и в предыдущие годы, в большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах: наземные пассажирские и грузовые перевозки, сельское хозяйство, авиаперевозки, добыча природных ископаемых и др.
В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке нефтепродуктов ФАС России разработан план мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, в соответствии с которым были направлены письма в нефтяные компании о необходимости хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ВИНК, обеспечить устранение дискриминационных условий реализации и обеспечить равный доступ к покупкам нефтепродуктов для независимых участников.
План мероприятий, в том числе включает в себя следующее:
       1. Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования предписаний ФАС России о реализации на бирже объемов каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов.
       2. Подготовить поправки в КоАП в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт.
       3. Информирование Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.
      Территориальными органами ФАС России с начала 2011 года возбуждено 85 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний, в настоящее время эти дела взяты по особый контроль. Помимо этого ФАС России было дано поручение об усилении контроля территориальными органами ФАС России за ситуацией на рынке нефтепродуктов.
Интересны так же и результаты мониторинга ФАС за последний квартал 2010 года цен в сфере социально значимых товаров - мука, хлеб, молочное сырье, молоко, сахар и подсолнечное масло. Следует отметить, что в связи с сезонным снижением закупочных цен на агропродовольственные товары и поступлением жалоб от хозяйствующих субъектов, особое внимание антимонопольных органов каждую осень направлено на осуществление контроля в этой сфере. В случае выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, территориальные Управления ФАС России возбуждают дела и проводят антимонопольное расследование.
Анализ динамики цен в регионах Российской Федерации за IV квартал 2010 года, показал, что ситуация на агропродовольственных рынках по-прежнему характеризуется значительным ростом цен на социально-значимые продукты питания: хлеб пшеничный и ржаной, молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2.5%, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное, сахар, а также на продовольственное сырье: муку пшеничную и ржаную, молочное сырье, сырье для производства масла подсолнечного. Тенденция к росту цен на продовольственные товары наблюдалась с лета 2010 года, когда аномальные погодные явления повлекли за собой дефицит сельскохозяйственной продукции. Главным образом, дефицит затронул рынок зерна, вследствие чего произошел скачок цен на муку.
Как показал мониторинг цен за IV квартал 2010 года, в анализируемый период отпускные и закупочные цены на все сорта муки в преобладающем большинстве регионов продолжали расти. Однако столь резкого повышения цен, какое наблюдалось в предыдущем отчетном периоде, в IV квартале зафиксировано не было. Наибольший рост отпускных цен на муку в IV квартале был выявлен в г. Санкт-Петербурге, где интегрированное среднее изменение минимальной цены на муку по отношению к III кварталу составило 65%.
Как следствие, произошло повышение закупочных цен на муку для хлебокомбинатов. Наибольшие показатели интегрированного среднего изменения закупочных цен на муку были зафиксированы в Пензенской области (в среднем 68%), в Республике Коми (в среднем 45%), в Амурской области (в среднем 39%).
Снижение закупочных цен на муку было выявлено лишь в двух регионах – в Саратовской области (в среднем на 5%) и в Чукотском автономном округе (в среднем не более 13%).
Как и в III квартале, существенный рост цен на муку повлек за собой повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия у подавляющего большинства хлебокомбинатов во всех регионах России.
В розничной продаже хлеба резких колебаний цен также не наблюдалось, хотя в целом динамика розничных цен на хлеб характеризовалась тенденцией к росту. Интегрированное среднее изменение минимальной цены по всем регионам в IV квартале 2010 года по отношению к предыдущему кварталу не превышало 16%.
Таким образом, в IV квартале 2010 года цены на пшеничный и ржаной хлеб продолжали расти в подавляющем большинстве регионов страны, что обусловлено повышением отпускных и закупочных цен на муку. В свою очередь рост цен на муку в IV квартале 2010 года вызван снижением предложения на зерновом рынке.
Аналогичная ситуация в отчетном периоде наблюдалась на рынке молока и молочного сырья. Высокий рост закупочных цен на сырое молоко в IV квартале 2010 года выявлен в следующих регионах: Алтайский край (в среднем 50%), Республика Башкортостан (в среднем 42%), Республика Бурятия (в среднем 22%).
Рост цен на молочное сырье в свою очередь способствовал повышению отпускных и розничных цен на пастеризованное (стерилизованное) молоко.
Следствием подорожания отпускных цен производителей молока пастеризованного (стерилизованного) явилось изменение динамики розничных цен. Розничные цены на молоко повысились в Алтайском крае (в среднем 14%), в Вологодской области (18%), в Забайкальском крае (16,33%).
Анализ общей ценовой ситуации на продовольственных рынках показал, что в IV квартале 2010 года наибольший рост цен произошел на рынке масла подсолнечного рафинированного дезодорированного бутилированного. Причиной стало значительное подорожание сырья для производства подсолнечного масла (в ряде регионов интегрированное среднее изменение минимальной цены на сырье для производства подсолнечного масла достигло 50%), в результате чего повысились цены на готовую продукцию. Рост цен на подсолнечное масло был зафиксирован во всех регионах страны.
Рынок сахара в IV квартале 2010 года также характеризуется существенным ростом цен (в среднем по стране около 20%).
Таким образом, анализ динамики ценообразования крупнейших российских агропромышленных предприятий показал, что в IV квартале 2010 года продолжился рост цен во всех исследуемых группах социально-значимых продуктов питания. Подорожание хлеба пшеничного и ржаного на прилавках магазинов является следствием зависимости хлебокомбинатов от цен на сырье для производства хлеба, а значит, отражает тенденцию к росту цен на муку пшеничную и ржаную. Однако темпы прироста отпускных и розничных цен на хлеб в IV квартале 2010 года существенно ниже, чем в III квартале. Одной из причин этому является «сдерживание» цен хлебопроизводителями.
Кроме того, данные мониторинга отразили влияние на изменение отпускных цен производителей молока изменение закупочных цен на молочное сырье, используемое для дальнейшей его переработки. Из мониторинга за IV квартал 2010 года видно, что в анализируемый период динамика цен, как на молочное сырье, так и на молоко стремится к росту. При этом темпы роста цен на сырое молоко значительно выше, чем на сухое. В розничном сегменте реализации молока резких скачков цен не зафиксировано. Максимальное интегрированное среднее изменение розничных цен на молоко составило 23%.
Наибольшие изменения произошли на рынке подсолнечного масла. Как и в прошлом квартале, повышение цен на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное было вызвано повышением цен на сырье.
Для выяснения причин роста цен на рынке подсолнечного масла ФАС России приступил к проверке основных производителей масла подсолнечного, направив в их адрес запрос информации от 19.01.2011 № ЦА/1167.
В целом по выявленным признакам нарушения законодательства Российской Федерации территориальными органами ФАС России с августа 2010г. по 12.01.2011 г. возбуждено более 510 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.
В 68 территориальных управлениях ФАС России возбуждено 223 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (60 дел), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (128 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (34 дела), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (1 дело), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.
Подавляющее большинство дел связаны с экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание цен на продовольственные товары (статья 11 Закона о защите конкуренции), а также с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (статья 10 Закона о защите конкуренции).
Наибольшее количество дел возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства на следующих рынках:
- производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий;
- хранения и реализации зерна, производства муки;
- реализации гречневой крупы;
- производства и реализации молока и молочных продуктов;
- производства яйца куриного;
- реализации масла подсолнечного.
Остальные дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждены по рынкам сахара, соли, а также в отношении действий органов власти.
Всего возбуждено 128 дела по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции и 60 – статьи 10.
Таким образом, повышение цен в большинстве случаев связано с согласованными действиями хозяйствующих субъектов, направленными на повышение цен.
Территориальными органами ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), возбуждено 100 дел.
Кроме того, в соответствии с компетенцией антимонопольных органов, определенной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), территориальными органами ФАС России возбуждено более 180 дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и должностных лиц органов государственной власти. После завершения административного расследования на лиц, совершивших административные правонарушения, будет наложен штраф в соответствии с нормами КоАП РФ.
На 12.01.2011 года принято более 110 решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства: на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, а также в отношении действий органов власти. По делам, возбужденным по признакам нарушения Закона о торговле за указанный период принято более 55 решений.
По состоянию на 12.01.2011 антимонопольными органами по результатам 113 рассмотренных дел наложены оборотные и иные штрафы в соответствии с КоАП РФ на общую сумму 31,9 миллионов рублей.
ФАС России продолжит рассмотрение возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и осуществление иных мер по пресечению таких нарушений.
Таким образом, рынок молока и молочной продукции наряду с другими рынками социально значимых продуктов питания находится в сфере постоянного внимания антимонопольных органов. Территориальными органами осуществляется постоянный мониторинг ситуации на указанных рынках и при обнаружении признаков антимонопольного законодательства возбуждаются соответствующие дела.
В течение всего года и по настоящее время (ноябрь 2011 г.) Федеральная антимонопольная служба проверяет обоснованность роста цен на лекарства.
ФАС России пристально следит за соблюдением законодательства на рынке лекарственных препаратов. По всей стране выявляются и пресекаются случаи нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. Результаты проверки будут обнародованы только в начале следующего года.
Только в Москве по данным ежемесячного мониторинга цен в крупнейших аптечных сетях за полгода выявлено более 80 случаев нарушения порядка ценообразования. По всем фактам наложены административные штрафы.
Также масштабным проверкам был подвергнут в 2010 году сектор минеральных удобрений. Установление монопольных цен и стремление ряда компаний получить завышенную прибыль негативно отражается на работе агрохимической отрасли в целом, а в условиях последствий экономического кризиса это просто недопустимо.
Антимонопольная служба оштрафовала ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» более чем 1,5 рублей за антиконкурентные действия на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Компания допустила экономически и технологически необоснованный отказ от поставки продукции на ОАО «Воскресенский НИУиФ», а также создание дискриминационных условий и ущемлении экономических интересов ОАО «Воскресенский НИУиФ» в 2008 году.
ФАС России оштрафовала ОАО «Сильвинит», ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Уралкалий» более чем на 264 млн рублей за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, было установлено, что соглашение между ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Сильвинит» является «вертикальным». Запрещенное соглашение привело к установлению цены перепродажи хлористого калия. Выданные ФАС России предписания направлены на стабилизацию ситуации, развитие конкуренции на рынке хлористого калия и на обеспечение продовольственной безопасности государства.
Арбитражный суд Московской области подтвердил правомерность привлечения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» к административной ответственности. Общество было оштрафовано на 1,5 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Продукты переработки обессульфаченной фосфорной кислоты необходимы в автомобильной и пищевой промышленности.

4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.

 
Регулирование государством рынка в странах с развитой рыночной экономикой является основной частью общегосударственных программ развития народного хозяйства. Формы такого регулирования многообразны, они не исключают возможность прямого вмешательства государства в хозяйственную жизнь посредством целевого регулирования цен. Отношения между товаропроизводителями должны строиться не только на основе свободных, но и на основе регулируемых договорных цен. Такие цены должны отражать реальные затраты, нормальную прибыль и сдерживать ценовую интервенцию со стороны монополий. Это позволит снизить инфляцию и ослабить рост цен на потребительские товары.
Основные
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.