На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
 
Кафедра «Инвестиционный менеджмент»
 
 
Курсовая работа
по дисциплине
«Иностранные инвестиции»
 
 
на тему:
«Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития»
 
 
 
Выполнил:
Студент группы
ИСП-09(11)-ЗФМ-3/6-09 Глазова Е.В.
Проверил:
Д.э.н., проф. Кабир Л.С.
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1. Разновидности особых экономических зон
2.2. Правовые особенности свободных экономических зон
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Проблемы ОЭЗ и пути их решения
3.2. Перспективы развития ОЭЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
26
 


ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени в России не существовало инструментов для привлечения иностранных инвесторов в форме таможенных, налоговых и иных льгот.
Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.
Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка ОЭЗ. Существующие определения охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности.
Таким образом, можно определить цель работы – понятие российских особых экономических зон, итоги их применения на практике и потенциал дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
- подвести итоги применения российских ОЭЗ на настоящий момент;
- оценить возможные перспективы развития.
Следует отметить, что на сегодняшний день практически нет специализированной научной литературы, посвященной особым экономическим зонам. В процессе исследования автором были изучены различные публикации на данную тему (в том числе статьи, монографии, сообщения СМИ), подробно рассмотрено законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон и статистические данные.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура работы обусловлена логикой исследования: первая глава посвящена определению особых экономических зон в Российской Федерации, вторая глава рассказывает о видах особых экономических зон их особенностях и основах правового регулирования их деятельности. Третья глава посвящена итогам функционирования особых экономических зон России и краткой оценке перспектив дальнейшего развития. В заключении представлены основные выводы и определены особенности создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ, часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
Цели создания ОЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.
Экономические цели создания ОЭЗ:
• активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;
• привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;
• повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;
• увеличение экспорта и рационализация импорта;
• рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальными целями являются:
• создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
• обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;
• насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
• рост благосостояния и уровня жизни населения;
• ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели направлены на:
• активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
• ускорение внедрения результатов НИОКР;
• концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
• привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;
• повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.
Несмотря на разнообразие особых экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне:
1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:
?                 таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;
?                 фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения - так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов;
?                 финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т. д.;
?                 административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне;
2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;
4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.
Инвестиции в особые экономические зоны – это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года), растущей потребительской активностью одного из самых емких рынков планеты (численность населения России составляет 141 млн. человек, а вместе с сопредельными государствами – 281 млн. человек) и третьими в мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).
Россия обладает внушительными трудовыми ресурсами (94,1 млн. человек) и влиятельными научно-техническими школами, значительная часть которых сосредоточена в регионах расположения особых экономических зон. В распоряжении инвесторов высококвалифицированные кадры, а также доступ к НИОКР в области естественных, технических и медицинских наук.
Выгодное географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и включенность в систему международных транспортных коридоров, большая часть которых проходит по территории страны, позволяет в кратчайшие сроки выводить продукцию особых экономических зон как на внутренний рынок, так и на рынки Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского и Североамериканского регионов.
В результате применения комплекса льгот норма прибыли в особой экономической зоне составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).
При этом в соответствии с мировой практикой, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.
Таким образом, можно сделать вывод, что особая экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.
 
 
 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1. Разновидности особых экономических зон

В Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические.

 
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны, близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям – это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
- автомобилей и автокомпонентов;
- строительных материалов;
- химической и нефтехимической продукции;
- бытовой техники и торгового оборудования.
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
- нано- и биотехнологии,
- медицинские технологии,
- электроника и средства связи,
- информационные технологии,
- точное и аналитическое приборостроение,
- ядерная физика.
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
В настоящее время в России создано 13 особых экономических зон туристического типа.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.
Туристический кластер из 6 особых экономических зон создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Адыгеи; Черкесского, Чегенского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии; Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии; Хунзахского района Дагестана. Оператором развития туристического кластера на Северном Кавказе является ОАО «Курорты Северного Кавказа», акционером которого является государство в лице Сбербанка России, Внешэкономбанка и ОАО «ОЭЗ».
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
Таким образом, Закон № 116-ФЗ заложил механизм создания в Российской Федерации ОЭЗ как эффективного инструмента государственного регулирования экономики, позволяющего аккумулировать инвестиционные усилия государства и частного бизнеса в наиболее приоритетных отраслях. Существующие ОЭЗ необходимо рассматривать в четырех аспектах:
- в качестве основы роста промышленного производства;
- как фактор инновационного развития экономики, увеличения доли наукоемкой продукции;
- как способ раскрытия туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов;
- как основу развития транспортной инфраструктуры.
 

2.2. Правовые особенности свободных экономических зон

Основу правового регулирования создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации определил Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», регулирующий базовые вопросы, связанные в том числе с правовым положением резидентов ОЭЗ, порядком заключения с ними, изменения и расторжения соглашений о ведении соответствующего вида деятельности и осуществлении инвестиций, государственным регулированием и государственным контролем на территории ОЭЗ.
Закон № 116-ФЗ обозначает особую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Указанные «особенности» режима предполагают следующие конкурентные преимущества ведения предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ лицами, зарегистрированными в качестве резидентов:
- льготный налоговый режим;
- таможенный режим свободной таможенной зоны;
- создание дружественной среды администрирования (принцип «одного окна», один регулирующий орган - с 2009 года Министерство экономического развития Российской Федерации, до этого - Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами);
- создание инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
- гарантии защиты прав инвесторов (неприменение актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение резидентов ОЭЗ, в течение срока действия заключенного с ними соглашения, судебный порядок разрешения споров и т. д.).
По экспертным оценкам указанные факторы влекут снижение издержек резидентов ОЭЗ до 30%.

Так, предоставляемые резидентам ОЭЗ налоговые преференции подразумевают:
- льготную ставку налога на прибыль, полученную от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (16% вместо установленной для нерезидентов ставки в 20%);
- освобождение от уплаты налога на имущество, используемое в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ (ставка налога равна 0% в течение первых 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества, в то время как нерезиденты обязаны уплачивать данный налог в размере до 2,2%);
- освобождение от уплаты налога на землю в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (0% в течение первых 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок - вместо установленной для иных лиц ставки в размере до 1,5%).
Кроме того, проведение работ (оказание услуг) резидентами в портовой особой экономической зоне освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Таможенные преференции в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны выражаются в:
- освобождении от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования и комплектующих, произведенных за рубежом;
- возмещении НДС при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования, комплектующих и материалов с остальной части таможенной территории Российской Федерации.
Кроме того, на территории ОЭЗ обеспечивается достаточно низкая стоимость аренды земли и приобретения ее в собственность (в 2009 году размер арендной платы на территории ОЭЗ составил от 4 до 250 тыс. руб. за гектар в год, цена приобретения земельных участков в собственность - от 9 тыс. до 5 млн. руб. за гектар), а также аренды офисов и помещений (от 800 до 1 500 руб. за 1 м2 в год).
Решение о создании особой экономической зоны по общему правилу принимается Правительством Российской Федерации в форме постановления по результатам конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ до 1 января 2015 года в исключительных случаях допускается создание ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации без проведения конкурса по отбору заявок. Данная поправка дает неограниченные права Правительству Российской Федерации по созданию новой ОЭЗ без соблюдения всей принятой ранее конкурсной процедуры.
На территории особой экономической зоны не допускается:
•                добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
•                переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
•                производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:
1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;
2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
10) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования.
Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1. Проблемы ОЭЗ и пути их решения

Следует определить основные проблемы, с которыми сталкивается процесс развития ОЭЗ на территории Российской Федерации на современном этапе.
В зонах не произошло, как ожидалось, массового притока инвестиций. Одной из причин для этого стали последствия глобального финансово- экономического кризиса. Не случайно Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ в Закон № 116-ФЗ были внесены изменения, направленные на снижение требований к резидентам ОЭЗ, касающиеся минимального размера инвестиций. Так, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ отныне обязаны осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной 3 млн. евро, из них
- не менее 1 млн. евро в течение года с даты заключения соответствующего соглашения. Тем самым инвестиционный порог для получения статуса резидента ОЭЗ данного типа был значительно снижен - ранее он составлял 10 млн. евро.
Аналогичным образом были снижены требования к размеру инвестиций для резидентов портовых ОЭЗ - если ранее минимальный объем инвестиций составлял 50 и 100 млн. евро соответственно (в зависимости от вида предполагаемой деятельности резидентов), то в соответствии с внесенными изменениями они обязаны осуществить капитальные вложения в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта и 3 млн. евро - при реконструкции объектов инфраструктуры на их территории.
О трудностях, возникающих в процессе развития уже созданных ОЭЗ, свидетельствуют статистические данные. Количество компаний-резидентов во всех ОЭЗ по состоянию на июль 2009 года не превысило 200, из них только 25 являлись компаниями с иностранным капиталом.
Прежде всего, необходим серьезный анализ практики применения на протяжении последних лет Закона № 116-ФЗ с целью определения причин неэффективности в ряде случаев попыток привлечения инвестиций в уже созданные ОЭЗ и уточнения на его основе (с последующим законодательным закреплением) критериев, которым должна соответствовать та или иная ОЭЗ при ее создании. Проведение указанного анализа позволит определить целесообразность расширения системы преференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ в рамках установленного для них специального режима, и, соответственно, подготовить необходимые поправки в Закон № 116-ФЗ. Особенно важным это представляется с учетом предусмотренной в настоящее время законодательством возможности создания ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации на внеконкурсной основе.
Безусловно, необходимым представляется дальнейшее расширение сети ОЭЗ всех типов, предусмотренных Законом № 116-ФЗ. Такое развитие должно производиться с учетом выявленных в результате проведенной оценки критериев, учитывающих особенности текущей экономической конъюнктуры. При этом очевидно, что особое внимание должно быть обращено на опыт ОЭЗ, на практике доказавших свою эффективность.
При этом резидентами был заявлен объем инвестиций в 212 млрд. руб., предусмотрено создание 42 тыс. рабочих мест, а общий объем производства должен составить 2,7 трлн. руб.
Однако в реальности к началу 2009 года количество рабочих мест во всех ОЭЗ не превысило 6 тыс., объем инвестиций - 16,6 млрд. руб., объем производства товаров, работ и услуг - 11,1 млрд. руб. Кроме того, по состоянию на 2009 год в ОЭЗ резидентами были заняты только 26% земель.
Таким образом, очевидно, что в настоящий момент ОЭЗ, созданные в рамках Закона № 116-ФЗ, находятся на этапе становления. Безусловно, не стоит ожидать экономический эффект от создания ОЭЗ в краткосрочной перспективе. Срок существования ОЭЗ всех типов составляет 20 лет (за исключением портовых ОЭЗ, для которых установлен срок в 49 лет), и с момента создания большинства ОЭЗ прошло не так много времени.
 

3.2. Перспективы развития ОЭЗ

Приоритетным направлением развития ОЭЗ должен стать следующий уровень развития существующих ОЭЗ промышленно-производственного типа, причем не только в регионах-донорах, но и в дотационных регионах (с возможным снижением для ОЭЗ на таких территориях минимального размера инвестиций).
Важным направлением развития законодательства об ОЭЗ в Российской Федерации, как представляется, может стать установление возможности создания ОЭЗ новых типов. В частности, перспективным направлением реализации потенциала производственного и научно-технического сотрудничества со странами СНГ, накопленного на протяжении советского периода, может стать создание трансграничных особых экономических зон. В условиях глобализации мировой экономики это позволило бы также использовать возможности, вытекающие из взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики с другими сопредельными государствами и, прежде всего, с Китайской Народной Республикой.
Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении в российском законодательстве об ОЭЗ возможности создания многопрофильных (многофункциональных) особых экономических зон. Китайский опыт свидетельствует, что гибкость государственного регулирования, позволяющая сочетать на одной территории свободные экономические зоны нескольких типов (целью которых является как рост промышленного производства, так и обеспечение притока инвестиций в сферу наукоемких технологий, транспортной инфраструктуры и т. д.), является важным фактором диверсификации национальной экономики.
Представляется, что реализация указанных предложений способна гарант
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.