На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зарубежный опыт управления качеством (Япония)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
Сложная экономическая ситуация сложившаяся в России к концу 90-х годов ХХ века, подталкивает к поиску новых путей решения этой проблемы. Переход России от командно-административной системы к рыночной экономике, поставил на повестку дня важный вопрос о выборе пути экономического развития. До недавнего времени Западня модель экономического роста была господствующей и приоритетной при выборе пути экономического развития. Перенесенная на российскую почву она не дала желанных результатов.
Сложившаяся ситуация подтолкнула отечественных экономистов к поиску путей создания системы экономического развития, представляющую из себя синтез традиционных особенностей и зарубежного опыта развития экономики.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение имеющихся  зарубежных систем управления качеством, в частности в отдельно выбранном государстве – Японии.
Задачами является рассмотрение международных организаций по стандартизации в области управления качеством, принципов и моделей системы качества в Японии.


1.                               Зарубежный опыт управления качеством
1.1       История развития управления качеством.
 
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
По мере развития системы управления качеством изменялись и объект, и субъект и цели этой системы.
Основой и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. У. Тейлора, который по существу, создал концепцию научного менеджмента. Система Тейлора включила понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, форм и методов воздействия на качество продукции. Но целевая установка системы управления качеством сводилась к обеспечению определенных кондиций отдельных изделий, узлов и деталей. Дальнейшие действия в этом направлении приводили к значительному росту затрат, снижению эффективности производства.
В период с 1920-х по 1980-е гг. пути развития общего менеджмента качества разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно – техническая проблема контроля, а проблема менеджмента – как проблема (в основном организационного, экономического и социально-психического характера), связанная с решением задач повышения эффективности деятельности. На этом этапе управление качеством представляло собой ярко выраженную конкретную функцию управления, т.е. структурно, организационно, ресурсно – выделенную подсистему общего менеджмента.
В 1920 – 1950 –е гг. развитие получили статистические методы контроля качества – SQC (A. Шухарт, Г.Ф. Додж и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования техпроцессов. Именно Шухарта на Западе называют отцом современной философии качества. Он оказал существенное влияние на таких авторитетов в области качества, как Э.У. Деминг и Д. М. Джуран. И Деминг, и Джуран активно пропагандировали статистические подходы к производству, однако именно они первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роль высшего руководства в решении его проблем. В знаменитых 14 принципах Деминга уже трудно отделить инженерные методы обеспечения организационных проблем менеджмента.
Примечательно, что в 1950 -1980-е гг. даже широко масштабные внутрифирменные системы за рубежом еще называются системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD и т.д. в это время активно формируется направление, которое в отличие от менеджмента качества имеет смысл назвать инжиниринг качества. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлением общего менеджмента. За рубежом наиболее характерным примером является система ZD («Ноль дефектов»), однако и другие системы качества начинают широко использовать инструментарий «науки менеджмента».
Началось историческое движение навстречу друг другу общего менеджмента и менеджмента качества. Это движение объективно и исторически совпало, с одной стороны, с расширением представлений о качестве продукции и способах воздействия на него, а с другой – с развитием системы внутрифирменного менеджмента.
Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того – каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции или петли качества. Из этих рассуждений логично появляются концепции TQM и UQM (универсального управления качеством). В то время, когда представления о менеджменте качества включали в свою орбиту все новые элементы производственной системы, накапливали и интегрировали их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд специализированных, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т.д. ), а в теоретическом плане предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (создание дерева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей. В то же время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджменте качества сегодня:
?                                              международные стандарты серии ИСО;
?                                              международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
?                                              международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;
?                                              практически сложившаяся система аудита менеджмента
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
 
 
 
 
1.2. Международные организации по стандартизации в области управления качеством.
 
Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является заметный количественный, структурный и функциональный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации.
Из общего четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 занимаются вопросами стандартизации.
Начало непосредственного сотрудничества различных стран в области стандартизации относится к 1921 г., когда была проведена первая конференция секретарей семи национальных комитетов по стандартизации. Эта конференция выработала организационные принципы, на основе которых в1926 г. была создана Международная Федерация национальных ассоциаций по стандартизации - ИСА.
После окончания Второй мировой войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). В состав ИСО входят национальные организации по стандартизации около 100 стран.
ИСО разрабатывает стандарты во всех областях человеческой деятельности, кроме электротехники, электроники и связи.
Всего ИСО разработано около 7200 международных стандартов (МС). Ежегодно публикуется около 500 новых и пересмотренных МС. В среднем разработка МС занимает 5-6 лет.
В уставе ИСО записано, что « целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной технической и экономической деятельности  ».
Для достижения этой цели ИСО может:
?                                              принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;
?                                              разрабатывать и публиковать МС при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен;
?                                              организовывать обмен информацией о работе своих комитетов – членов и технических комитетов;
?                                              сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах;
В ИСО установлены 2вида членства – комитеты-члены и члены-корреспонденты. комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея (высший орган ИСО), Совет, Комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. МС  ИСО не являются обязательными, каждая страна вправе принимать их целиком, отдельными разделами или вообще не принимать. Структура ИСО представлена на рисунке 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Генеральная Ассамблея
 
 
Совет
ИСО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1. Структура ИСО
 
Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применить стандарты ИСО и других международных организаций. Поэтому при разработке МС идет серьезная борьба между отдельными странами, отдельными крупнейшими мировым изготовителями соответствующей продукции за формулировки требований, которые закладываются в эти стандарты.
 
Международные организации в области управления качеством
 
Международная электротехническая комиссия –МЭК (International Electrotechnical Commission, IEC) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.
Число членов МЭК - 76 стран. Россия является членом МЭК с 1911 года. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 174 комитета и подкомитета, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает международные стандарты (МС) общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).
В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, технических отчетов, рекомендаций. Следует отметить важность проводимых МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.
В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.
Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разработка их занимает в среднем четыре-пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.
Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами — членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высоким уровнем развития — 40%. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта — в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.
Международная организация законодательной метрологии (OIML) - была основана в 1955, чтобы продвигать глобальную гармонизацию законных метрологических процедур. Начиная с этого времени, OIML развил всемирную техническую структуру, которая обеспечивает его членов метрологическими директивами для развития национальных и региональных требований по поводу производства и использования измерительных инструментов. В настоящий момент в состав OIML входит 58 государств-членов и 56 членов-корреспондентов. Государства-члены, ведут активную работу в области технических разработок и усовершенствования существующих, государства-корреспонденты - являются наблюдателями за деятельностью МОЗМ. Результатами работы МОЗМ являются издания в виде Рекомендаций и Документов, международного образца. На основании данных изданий разрабатываются региональные требования по производству и эксплуатации средств измерительной техники.
Цель: международное согласование действий национальных метрологических служб, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений.
Направления деятельности:
?           установление единых методов нормирования метрологических характеристик средств измерений;
?           гармонизация поверочной аппаратуры, методов счисления, поверок и аттестации измерительных приборов;
?           обеспечение применения унифицированных единиц измерений;
?           выработка оптимальных форм организации метрологических служб, обеспечение единства требований к их ведению;
?           оказание научно-технического содействия развивающимся странам в создании и организации работ метрологических служб;
?           установление единых принципов подготовки кадров в области метрологии.
Европейский комитет по стандартизации (фр. Comite Europeen de Normalisation, CEN) — международная некоммерческая организация, основной целью которой является содействие развитию торговли товарами и услугами путём разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Организация создана в 1961 году.
Целями организации являются:
?           единообразное применение в странах-членах CEN международных стандартов ISO и IEC;
?           сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации;
?           предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).
Одним из главных принципов работы CEN является обязательное использование международных стандартов ISO как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ISO.
Европейская Организация Качества ЕОК (European Organization for Quality, EOQ) – международная , наиболее влиятельная организация по вопросам качества в Европе, основана в 1956 году и включает в себе 32 национальных Европейских организации качества, а так же более 70000 институтов и организаций из 40 стран.
Миссия ЕОК (EOQ) - повышение конкурентоспособности продукции европейских стран путем продвижения европейской политики в области качества.
Основными направлениями деятельности ЕОК (EOQ) являются:
?           развитие новых инструментов управления качеством,
?           организация ежегодных конгрессов по вопросам качества, а также семинаров, конференций и выставок.
Целями Европейской Организации Качества являются:
?           предоставление предприятиям и организациям Европы широких возможностей в сфере обмена информацией по вопросам качества.
?           поддержка новых идей и методов управления качеством, с тем, чтобы повысить качество и надежность продукции и услуг.
?           создание единой базы данных о деятельности в области качества европейских промышленных предприятий, научно исследовательских организаций, учебных заведений и других заинтересованных сторон.
ЕОК (EOQ) создает Европейскую Добровольную Систему Регистрации Информации по вопросам качества (EVROS). Система EVROS, единственная в мире база данных по вопросам качества европейской организации качества, представляет собой установленные и должным образом документально оформленные правила и процедуры, применяемые во взаимоотношениях между участниками процесса регистрации информации по вопросам качества в Еврорегистре.
Еврорегистр – Европейский Регистр информации по вопросам качества, представляет собой принадлежащую ЕОК (EOQ) и оснащенную необходимым программно-техническим сопровождением информационную систему, созданную для регистрации информации по вопросам качества, а также для официальной передачи этой информации пользователям. Вся информация о вашем предприятии будет размещена в базе банных ЕОК (EOQ) в Еврорегистре системы EVROS.
Регистрация предприятия или организации в Еврорегистре ЕОК дает им право использовать знак Registered in EOQ, в рекламных и информационных целях, зарегистрировать в Европейской организации качества информацию о своем предприятии, получить сертификат Европейской Организации Качества.
Система Регистрации в Еврорегистре «EVROS» призвана оградить потребителя от недоброкачественных товаров и услуг и официально подтвердить гарантии производителя.
К базе данных Еврорегистра обращаются для выяснения и подтверждения вопросов качества и на предмет дальнейшего сотрудничества крупнейшие частные и государственные предприятия и организации Европы и Азии.
Комиссия "Кодекс Алиментариус" по разработке стандартов на продовольственные товары. Комиссия "Кодекс Алиментариус" организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. Ее задача - координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализации объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.
Одной из основных задач Комиссия считает содействие заключению международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации. Основные аспекты стандарт зации пищевых продуктов: состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.
Цели "Кодекс Алиментариус" сформулированы ею следующим образом: координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами.
Публикация принятых международных стандартов Комиссией ФАО/ВОЗ осуществляется в издании, которое называется "Кодекс Алиментариус". В нем содержатся перечень принятых международных стандартов, положения рекомендательного характера (свод правил, руководящие принципы и др.), а также положения по гигиене и питательной ценности пищевых продуктов, микробиологическим нормам, товарному виду и этикетированию и прочее. Комиссия считает, что публикация в "Кодекс Алиментариус" содействует гармонизации стандартов и тем самым упрощает процедуры международной торговли пищевыми продуктами.
Техническую работу в деятельности Комиссии выполняют вспомогательные органы, которые либо являются межправительственными и возглавляются представителями стран-членов (комитет по общим вопросам, комитет по сырьевым товарам, региональные координационные комитеты), либо работают в рамках ФАО/ВОЗ или ее совместных с ЕЭК ООН органах.
За время деятельности Комиссия ФАО/ВОЗ приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных рекомендаций, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах, правила по определению степени чистоты пищевых добавок.
"Кодекс Алиментариус" разрабатывает своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, правила хранения свежих, консервированных и замороженных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств.
ФАО/ВОЗ сотрудничает с ИСО (в основном по линии ФАО), активно участвуя в работе десятка технических комитетов, причем совместные работы координируются ИСО.
Содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.
Несмотря на то, что стандартизация не является прямой целью ?АО, многие службы организации соприкасаются со стандартизацией: отделение развития земель и вод, занимающееся проблемами ирригации, дренажа, снабжения сельской местности водой и т.п.; отделение сельскохозяйственной техники, главное внимание которого направлено на механизацию сельскохозяйственных работ, сельское строительство; отделение по выращиванию и защите растений; отделение животных продуктов; отделение лесных ресурсов; отделение лесной промышленности и торговли; отделение по использованию атомной энергии в пищевой промышленности и сельском хозяйстве; отделение рыбных ресурсов.
При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО. Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.). Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока. Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты.
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации.
С середины 70-х годов в разных странах стали создаваться системы аккредитации испытательных лабораторий, и в 1977 г. впервые была созвана международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference), которая не имела формы организации и преследовала цель обмена опытом по юридическим и техническим аспектам процедуры. По существу ИЛАК — это международный форум, а не организация в обычном представлении.
Для принятия решения проводить ежегодные конференции главным побудительным мотивом стало Соглашение ГАТТ/ВТО по техническим барьерам в торговле и важность в этом плане международного взаимного признания сертификации, результатов испытаний и систем аккредитации. Практическое направление деятельности ИЛАК началось с изучения юридических и административных аспектов взаимного признания результатов испытаний и систем аккредитации на дву- и многосторонней основе; подготовки международного указателя национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, национальных правил признания результатов испытаний; изучения эффективности создания национальных систем аккредитации испытательных лабораторий. Проведя скрупулезную аналитическую работу и выявив юридические и административные различия, препятствующие заключению соглашений о взаимном признании, эксперты ИЛАК определили существование на практике двух типов соглашений между государствами:
?           соглашение по взаимному признанию протоколов испытаний и сертификатов без аккредитации лабораторий;
?           соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации испытательных лабораторий и сертификатов.
ИЛАК играет большую роль в информационном обеспечении заинтересованных сторон как по вопросам аккредитации лабораторий и заключению соглашений о взаимном признании, так и о своей деятельности. ИЛАК издает Указатель национальных систем аккредитации и испытательных лабораторий, которые в них аккредитованы; библиографический указатель литературы по аккредитации; публикует отчеты рабочих и специальных групп по изучению различных проблем аккредитации. Материалы о деятельности ИЛАК регулярно публикуются в журнале "Метрология", который издает Международная организация мер и весов (МОМВ). ИЛАК разработана классификация испытаний и изделий для систем аккредитации (см. приложение 14), которая опубликована в Справочнике. Кроме Указателя, ИЛАК издает Ежегодник для специалистов по сертификации. Помимо специальной информации в нем даются сведения об официальных представителях органов по аккредитации, к которым можно обращаться за консультацией. Более подробную информацию о действующем порядке и направлениях работы зарегистрированных программ аккредитации лабораторий всех стран ИЛАК публикует в подробном Справочнике, состоящем из четырех разделов: "Органы по аккредитации лабораторий, удовлетворяющие установленным критериям", "Другие системы одобрения лабораторий", "Международные системы", "Проекты предлагаемых систем".
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) создан в 1971 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕАСТ и Европейского комитета по координации электротехнических стандартов стран—членов ЕС (в то время ЕЭС).
Члены СЕНЭЛЕК — 17 стран Европы: Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция. Все они представлены национальными электротехническими комитетами и являются членами МЭК (Кроме Люксембурга).
Во главе организации — Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и правительственные органы, а также участвуют представители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет, состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов. Структуры, ответственные за стандартизацию, аналогичны описанным для СЕН. СЕНЭЛЕК с ними тесно сотрудничает.
Основная цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию в тесном сотрудничестве с ЕС и ЕАСТ. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка.
Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей
Приведенный далеко не полный перечень международных и международных -региональных организаций по стандартизации, цели их работы и направления деятельности наглядно свидетельствуют о той огромной роли, которую играет стандартизация, как средство интеграции в международных связях, в устранении барьеров в производстве и торговле, в регулировании взаимоотношений между государством, изготовителями и потребителями продукции.
 
1.3. Основные методы управления качеством продукции.
 
Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукций. Важная роль в этом деле отводиться законодательству,  как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира представлены в таблице 1.
Таблица 1
«Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира»
страна
Закон по стандартизации
Закон по сертификации
Закон по метрологии
США
 
О каталогизации и стандартизации (1954г.)
О безопасности потребительских товаров (1972г.)
О метрологической системе (1986г.)
Япония
О промышленной стандартизации (1949г., поправки – 1980г.)
О безопасности потребительских товаров (1973г.)
Об измерениях (1985г.)
Германия
Соглашение между ДИН и федеральным правительством (1979г.)
Об обеспечении безопасности технических средств (1968г.)
Об охране окружающей среды (1974г.)
О продуктах питания и товарах массового потребления (1974г.)
Об измерительном деле (1985г.)
О единицах измерений и о проверке (1985г.)
 
На протяжении более трех десятилетий задачи создания высококачественной продукции решаются путем системного управления качеством. Принципы управления качеством, на формирование которых оказывает влияние истории развития экономики, культуры, политической системы страны довольно разнообразны.
Ф. Кросби предложил способ оценки степени компетентности фирмы в решении проблем качества, используя для этой цели шесть параметров:
1.                                             отношение руководства фирмы к проблеме
2.                                             статус отдела качества на фирме
3.                                             способы рассмотрения проблем качества
4.                                             уровень расходов на качество в процентах от общего оборота фирмы
5.                                             мероприятия по повышению качества
6.                                             реальное положение с качеством на фирме
Ф. Кросби предлагает таблицу оценок каждого параметра в баллах в зависимости от ряда критериев, характеризующих его состояние. Чем ближе фактическое значение параметров, полученное в процессе оценки фирмы, табличному, тем выше степень зрелости фирмы в вопросах качества. Этот принцип используется на фирмах и для оценки работы отдельных лиц, от которых зависит стратегия фирмы в области качества. Ф. Кросби предлагает целую систему таблиц, графиков с помощью которых можно установить применительно к конкретным условиям деятельности отдельной фирмы те оптимальные  действия, которые приведут к улучшению дел с качеством продукции.
Практика обеспечения качества в современных условиях внесла свои коррективы и в концепцию качества. Если несколько десятилетий назад под качеством понимали совокупность технических показателей свойств товара, то сейчас этого мало: необходимо, чтобы совокупность свойств удовлетворяла чьи-то потребности.
Понятие «хорошее качество» сегодня складывается из выполнения изделием требуемых функций, поддержание экономически оправданной цены и целесообразного уровня эксплуатационных расходов, защиты окружающей среды, безопасности изделия, обеспечения качества на стадии сбыта и  послепродажного сервиса. Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), которая обеспечивает удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.
При организации системного управления качеством фирма задается вопросом, что же она вкладывает в понятие «качество» и каковы его  критерии. Обобщая накопленный опыт, профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин определяет пять наиболее существенных критериев качества:
1.                                             соответствие стандарту
2.                                             соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов
3.                                             степень точности соблюдения всех производственных процессов
4.                                             соответствие качества требованиям потребителей
5.                                             соответствие качества платежеспособному спросу.
Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев.
Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планирования деятельности фирмы. При разработке стратегии устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения.
Важное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, пожалуй, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2-18 месяцев и более).
Некоторые фирмы используют готовые (типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их.
В Соединенных Штатах Америки программы «Ноль дефектов» предлагает фирма Ф.Кросби. одна из наиболее популярных программ, составленная Ф.Кросби для фирмы «Hewlett – Packard», включила такие положения как:
?                                              убеждения сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в это каждого
?                                              определения уровня дополнительных затрат на качество
?                                              разработку приемов мотивации качественного труда
?                                              конкретизация методов контроля
?                                              всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»
?                                              установления единого «дня размышлений» (дня качества)
?                                              разработка индивидуальных программ бездефектной работы
?                                              поощрение достигнутых результатов и др.
Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанного, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно.
В Германии крупные фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии. Кто работает много, тот ошибается больше». Отрицая, таким образом, реальное воплощение в жизнь принцип «ноль дефектов» и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции. Основные из них – это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип «эстафетной палочки»), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включает представителей основных подразделений. Сюда же относят принцип предотвращения дефектов, обязательного стимулирования работников, незаинтересованность работников как свидетельство низкого уровня руководства фирмы. Обязательное наличие группы менеджеров по качеству гарантирует как разработку программы, так и контроль за ее реализацией.
Роль контроля в обеспечении качества продукции за последние годы претерпела существенные изменения. В крупных компаниях, занимающих высокие конкурентные позиции на мировом рынке, контроль качества продукции уступил место управлению качеством.
По словам Г. Д. Сегецци, президента Европейской организации по качеству, контроль представляющий собой довольно быстрый способ предотвращения поставки некачественной продукции, решает проблемы потребителя, но не производителя товара. Решение проблемы дефектных изделий через усиления контроля их качества равноценно увеличению расходов, т.е, сокращению прибыли, росту цены товара, снижению уровня его конкурентоспособности.
В большинстве промышленно-развитых странах мира специальные государственные или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой деятельности этого рода является Япония, где система по проверке качества экспортируемого шелка-сырца была введена в конце ХIХ в. Эта система развивалась и распространялась на другие товары вплоть до Второй Мировой Войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции, со стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и парламент Японии приняла Закон о контроле экспортных товаров. В основу Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества экспортных товаров должно взять на себя государство. Закон установил принцип личной ответственности, согласно которому за качество товара отвечает тот, кто его производит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.                                            Управление качеством в Японии
2.1                                       История и традиционно-культурные корни японской модели управления качеством.
 
Если мы оглянемся на сорок лет, которые последовали за Второй мировой войной, то увидим, что Япония приобретает статус мировой экономической державы и становится грозным конкурентом в самых разных сферах производства, проходя через пять фаз перестройки. Вот эти фазы:
?                                              широкомасштабное освоение технологий, импортированных из США и Европы;
?                                              невиданный доселе размах кампании за повышение производительности труда;
?                                              программа повышения качества, охватившая всю страну, развернутая под влиянием идей Э. Деминга и Дж. Джурана;
?                                              достижение исключительного уровня гибкости производства;
?                                              создание многонациональных корпораций.
После успешного освоения зарубежной технологии и достижения высокой производительности и отличного качества японская промышленность теперь сосредотачивается на гибких производственных технологиях. Это означает способность перестроить производство в чрезвычайно сжатые сроки, чтобы удовлетворять меняющиеся требования рынка и потребителя. Здесь ключевыми аспектами являются механизация, автоматизация, работизация и относящиеся к ним системы.
Рассмотрим как происходило становление «экономического чуда» в Японии, которое по нормальным меркам протекало исключительно быстро – в течение двух-трех десятилетий.
В своей истории Япония неоднократно переживала «эксперименты»:
?                                              в VII-VIII вв. заимствование Японией китайской культуры;
?                                              в XVII-XIX вв. – почти полная самоизоляция развития своей культуры. Из страны запрещалось выезжать под страхом смерти.
Одни единственный порт Нагасаки изредка допускал голландские корабли и китайских купцов. До 1870 г. в Японии не было ни паровых машин, ни железных дорог, ни пароходов.
В 1889 г. была принята Конституция;
- третий период массовых экспериментов начался после поражения во Второй мировой войне и последовавшим за этим внедрением ценностных ориентаций, норм морали американской культуры.
Разрушение промышленных предприятий, потеря рынков сбыта, карточная система, нехватка товаров, черный рынок поставили Японию 1950-х гг. в чрезвычайно сложное положение. К особенностям японской модели управления качеством могут быть отнесены следующие семь характеристик:
1.                                             Системный подход к управлению качеством.
В конце 1940-х гг. достижение высокого качества продукции становится в Японии национальной идеей, поддерживаемой правительством. Издаются первые стандарты.
2.                                             Модернизация промышленности.
С начала 1950-х гг. в Японии был взят курс на закупку западной технологии путем приобретения лицензий на новейшие разработки и быстрое освоение технологий. В период с 1950 г. по 1978 г. Японией было заключено 32 тысячи лицензионных соглашения на закупку новых технологий (главным образом в США), затрачено на это всего 9 млрд долл. Эта цифра составляла небольшую часть первоначальных расходов на научно – исследовательские работы фундаментального и прикладного характера, проводимые в США.
Если один упор японцы делали на создание гибких автоматизированных производственных комплексов, а также на проведение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (численность занятого в данной сфере персонала в Японии превышала численность этого же персонала в Англии, Франции и в ФРГ).
3.                                             Изучение статистических методов контроля качества.
В основу изучения статистических методов были положены следующие принципы:
?                                              массовость обучения – охват всех сотрудников, начиная с высшего руководства и заканчивая рядовым сотрудником. Причем, основное внимание в отношении обучения уделялось руководству, а не сотруднику линейных подразделений, ответственным за качество (ОТК и пр.);
?                                              организованность процесса обучения;
?                              и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.