На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профессиональные интересы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
 
 
 
 
 
 
 
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
 
 
 
 
 
 
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ИНТЕРЕСЫ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
 
 

Курсовая  работа

студентки дневного отделения 3 курса группы 110901
Шлютовой Анастасии Михайловны
 
 
 
 
 
 
 
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук
доцент А.В. Братишко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БЕЛГОРОД  2012
Содержание
 Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты  изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы  к проблеме выбора профессии…………………….….………..5
1.2. Факторы,  влияющие на выбор профессии……………………………….8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии ………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….17
Глава ??. Эмпирическое исследование определения профессиональных
интересов учащихся……………………………………………………………..23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………...................23
2.2 Результаты и их анализ……………………………………………………26
2.3 Практические рекомендации учащийся для выбирающих профессию…27
Заключение………………………………………………………………….........29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения...……………………………………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальность  исследования. Каждый год перед выпускниками школ встает задача выбора профессии. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника.
От чего же зависит выбор профессии? Это могут быть внутренние и внешние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние друзей, учителей, родителей, а также условия труда будущей профессии, ее престижность, перспективность и т.п. К внутренним факторам относят интересы и склонности личности, ее способности, цели, направленность.
Из всего перечня факторов выберем для рассмотрения профессиональные интересы, так как они очень  важны для профессионального  выбора.
Действительно, интерес к  труду – важнейшее условие  выбора профессии. Об этом красноречиво свидетельствуют многие исследования. Так, в исследованиях показано, что  среди молодых рабочих, намеревающихся менять профессию, очень мало таких, кто избрал профессию, руководствуясь осознанным интересом к содержанию труда. Отмечено, что интерес к  содержанию труда является ведущим  мотивом выбора профессии у школьников.
Роль интереса это важнейшее условие выбора профессии. Интерес к профессии – необходимое условие эффективного труда. Наряду с природной одаренностью для эффективного труда решающее значение имеет интерес работника к данной профессии.
Рассмотрим профессиональные интересы в их взаимосвязи с личностными  особенностями учащихся.
Можно предположить, что  такая связь существует. Очевидно, что для того, чтобы человек  выбрал профессию, связанную, например, с техникой, нужно, чтобы он обладал  определенными личностными качествами, к примеру, имел реалистические взгляды на мир, был уверен в себе, эмоционально стабилен.
Объектом исследования является учащиеся 9-х классов средней школы №1 г. Строителя.
Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся 9-х классов.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение  следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;
3) Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы установить наличие (или отсутствие) данной связи.
4) разработать рекомендации для выбирающих профессию.
Методы исследования:
-                     дифференциально-диагностический опросник  Климова;
-                     опросник Голланда;
-                      методика Дембо-Рубинштейна  в модификации  А.М. Прихожан
Структурно  работа составлена из двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии
    1. Подходы к проблеме выбора профессии
Существуют различные  варианты  определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение  представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения  их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной  стороны, тот, кто выбирает (субъект  выбора), с другой стороны - то, что  выбирают (объект выбора). И субъект  и объект обладают огромным выбором  характеристик, чем объясняется  неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность  и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.
В целом по итогам развития  ребенка в школе результатом  педагогического руководства его  профессиональным самоопределением  должна быть готовность к выбору  профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного  цикла профессионального самоопределения  школьникам (как деятельности его  самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе  к реальности, план профессионального  «старта» и ближайших вслед за ним шагов).
Всё это обрамлено юношескими  мечтаниями, фантазиями о будущем,  что естественно и полезно.  Важным и необходимым результатом  деятельности самоопределения является  и отчетливое сознание того, что  «я сам» выбрал профессию (а  не так, что «меня заставили»).
 
Среди этапов профессионального  развития, этап выбора профессии  имеет  наибольшее значение. Существует  много  психологических исследований, посвященных  ситуации выбора  профессии:
1) Чебышева В.В. и Галкина  О.И.  выделяют 2 возможные ситуации  выбора профессии:
- выбор профессии как  осуществление  в плане решения  достаточно  сформированных способностей  и  интересов;
- выбор профессии как  возможность  проверить свои  силы, накопить  трудовой опыт, чтобы  потом сделать  более профессиональный  выбор.
2) Аналогичный подход  реализован  в исследованиях В.Джайде, он выделяет  следующие типы  профессионального  выбора:
- характеризуется повышенной  зависимостью  подростка от обстоятельств  жизни,  неопределенностью собственных   желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;
- при достаточной решительности   и самостоятельности имеются   лишь мало дифференцированные  склонности;
- подросток в состоянии  сам  сделать выбор профессии,  который  соответствовал бы  достаточно  выраженным склонностям  и способностям.
3) Достаточно синтетический  характер имеет типология проблемных  ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где  выделяются следующие типы:
- низкая самооценка, слабые  склонности, затруднения в построении  профессионально  значимых качеств;
- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения  в построении профессионального плана;
- заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в  построении профессионального плана, высокая требовательность к  себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения  в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;
 
- завышенная самооценка, выраженные  склонности, затруднения  в построении  профессионального  плана, конфликт  между желаемой  профессией и  возможностью  ей овладеть.
Практически все теории профессионального  развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального  выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.
Сценарная теория Э.Берна
Сценарная теория, развиваемая  с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет  процесс выбора профессии и профессионального  поведения тем сценарием, который  формируется в раннем детстве. В  сценарной теории утверждается, что  сравнительно малое число людей  достигает полной автономии в  жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются  сценарием, т.е. программой поступательного  развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-летнего  возраста) под влиянием родителей  и определенным поведением человека. Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
Теория профессионального  развития Д.Сьюпера
По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно  рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция  представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать  о себе. Все те утверждения, которые  субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция  может быть также получена путем  ранжирования профессий по степени  их привлекательности или путем  принятия действительной профессии  испытуемого за утверждение его  Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с  личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
Типологическая  теория Дж.Холланда
Теория профессионального  выбора  американского исследователя  Холланда, развиваемая с начала 70-х  годов,  выдвигает положение, что  профессиональный  выбор обусловлен тем, какой  тип личности сформировался.
В западной культуре можно  выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного  взаимодействия между многообразием  культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается  предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят  внутренний выбор определенной профессии.
Теория компромисса  с реальностью Э.Гинзберга
В своей теории Гинзберг обращает  особое внимание на тот  факт, что выбор профессии –  это  развивающийся процесс, все  происходит  не мгновенно, а в  течение  длительного периода. Этот процесс включает в себя серию  «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение  важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность  достижения новых целей.
 
      Факторы,  влияющие на выбор профессии
При выборе будущей профессии,  в ходе профессионального обучения  и в дальнейшем процессе становления  профессионала в условиях выполнения  им трудовой деятельности, повышения  квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы –  это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии  к его труду и наличию у  него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и  навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные  факторы  – это имеющиеся у  данного, конкретного работника  задатки  и способности, индивидуально-психологические  свойства и особенности, его мотивация  и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически  необходимо, чтобы система объективных  профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными  особенностями и возможностями  человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и  пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального  обучения и набирания профессионального  опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии  требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек  «подстраивает», точнее, перестраивает  систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная  пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.
Рассматривая выбор профессии  как систему субъективно-объективных  отношений, необходимо остановиться  на характеристике как самого  объекта выбора профессии –  того, что выбирают и субъекта  – выбирающего.
Традиционно общая схема  описания профессии  подразумевает 4 аспекта:
- социально-экономический  (краткая  история профессии,  её роль  в системе народного  хозяйства,  сведения о подготовке  кадров, перспективах продвижения,  заработной  плате, престижности  профессии);
- производственно-технический  (данные  о технологическом процессе, объекте,  орудиях труда, рабочем  месте,  формах организации труда);
- санитарно-гигиенический  (информация  о климатических  условиях, характере  освещения  и других санитарных  факторах, режиме и ритме труда, медицинских  противопоказаниях);
- психофизический (требования  профессии  к особенностям  психических процессов  и свойствам  личности).
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный  выбор:
1) позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют  ребёнку  полную свободу выбора, требуя тем  самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором  ребёнка, предлагая  пересмотреть свои планы и сделать  другой выбор. Правильному выбору профессии часто  мешают установки родителей, которые  стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той  деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения  показывают, что в большинстве  случаев  дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении  в какое-либо учебное заведение;
2) позиция сверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже  очень крепки и влияние  их на выбор  профессии не исключено. Именно позиции  микрогруппы может  стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3) позиция школьного педагогического   коллектива (учителя, классного руководителя  и т.д.):
Каждый  учитель, наблюдая за поведением учащегося  только в  учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный  педагог знает много такого о  своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;
4) личные профессиональные  и жизненные  планы:
В поведении и жизни  человека представления  о ближайшем  и отдалённом будущем  играют очень  важную роль. Профессиональный план или  образ, мысленное представление, его  особенности зависят от склада ума  и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и  то, какие они зависит от человека;
5) способности и их  проявления:
способности, таланты учащегося  старших классов необходимо рассматривать  не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;
6) притязание на общественное  признание;
планируя  свой трудовой путь, очень важно  позаботиться о реалистичности своих  притязаний;
7) информированность о  той или  иной профессиональной  деятельности;
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые  тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;
8) склонности.
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор  профессии, профессиональное самоопределение  требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной  сферы.
Основные классификации  профессий
Всё многообразие профессий  было  предложено Е.А. Климовым разделить  на 5 основных типов в зависимости  от объекта, на который они  направлены:  «человек – природа», «человек –  техника», «человек – человек», «человек – знаковые системы», «человек –  художественный образ».
По условиям труда выделяют  четыре группы профессий:
¦  труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);
¦  труд с пребыванием  на открытом воздухе  с резкими  перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);
¦  труд в необычных  условиях: под  землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих  цехах, в цехах с неизбежными  производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик)
¦  труд с повышенной моральной  ответственностью за здоровье, жизнь  людей, за большие  общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).
В зависимости от средств  труда  профессии подразделяют на 4 раздела:
¦   профессии, связанные  с использованием ручного труда (столяр, монтажник  радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург);
¦   профессии, связанные  с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);
¦   профессии, связанные  с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робото-технических  комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы)
¦   профессии, связанные  с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
В зависимости от цели труда  можно выделить три класса  профессий:
¦ гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь)
¦ преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной);
¦ изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).
 
      Профессиональные интересы как фактор выбора профессии
Изучение литературы, в  первую очередь, позволит определить понятия  «интерес» и «профессиональный  интерес».
Согласно мнению американского  философа Р.В.Перри, интерес – это  характеристика «моторно-аффективной  жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком  смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам  моторно-аффективной жизни». Под  понятие интереса ученый подводит и  волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь между  интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес  состоит из руководящего, иррационального  элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса –  «управляющая склонность», служебная  часть – это знание, которое  трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может выступать  в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».
Для анализа интереса необходимо найти такие единицы, которые  бы характеризовали это понятие, четко и ясно увидеть его основное ядро. По-видимому, разноречивые определения  интереса можно обобщить, если расчленить его на основные единицы и показать его разновидности, выделить в них  то общее, что позволяет считать  их (разновидности) интересом.
Интерес, по своим физиологическим  основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где  начинается действие. Интерес –  психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает  вследствие воздействия объекта, вызывающего  положительное отношение, именно поэтому  он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.
За определение понятия  «профессиональный интерес» можно  взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал  он, - мы понимаем окрашенное положительным  эмоциональным тоном отношение  человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней» (9).
Интерес и склонность к  профессии рассматриваются как  две стороны одного целого многими  специалистами. Такое единство поддерживается рядом психологов, педагогов и  физиологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.
Интерес и склонность к  профессиям лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают одновременно и как  цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда – «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л..
Основываясь на работах Павлова  И.П., Ухтомского А.А., Анохина П.К., Неймана  Дж., Эшби У. И др., можно считать, что  общей основой интереса (склонности) и внимания служит ориентировочный  рефлекс. Но сам по себе этот нейрофизиологический механизм недостаточен для объяснения особых высших свойств интереса и  склонности к профессии. Есть основание  утверждать, что специфической основой  профессионального интереса, склонности является доминанта речевого и двигательного (моторного) профессионального стереотипа.
Интерес и склонность к  профессии как динамическая категория  проходит следующие основные этапы  развития: ориентационный этап, этап профессионального  становления, далее – профессиональной адаптации и активной творческой деятельности.
Основными приемами развития профессионального интереса и склонностей  являются: хорошее представление  учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной  задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение  подростков в практическую профессиональную деятельность.
Осознанный интерес к  профессии может иметь место  там и тогда, где и когда  личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать  в качестве предмета профессионального  интереса не только содержание, но и  специфику профессии.
Однако специфика профессии  выступает в качестве предмета профессионального  интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.
Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь  интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника  соответствующего типа мышления.
Интерес к подобным профессиям возникает чаще всего у подростков на основе развитого технического мышления, под которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение определенных технических знаний и умений, применение их в процессе решения технических  задач, создания и обслуживания разнообразной  техники и технологических процессов.
Техническое мышление и интерес  к профессии связаны между  собой функционально как направленность личности на процесс определенной технико-технологической  деятельности. Именно поэтому интерес  к профессии развивает техническое  мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они  являются аспектами друг друга, а  в генетическом – как этап формирования уровня развития.
Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.
Первый уровень – агрегативный, когда интерес к профессии  преимущественно основан на привлекательности  внешних сторон профессионального  труда. Интерес на этом этапе как  бы зарождается, он диффузный, не локализован  на специфическом виде труда. Подростки  не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных  профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника  ими еще не полностью конкретизированы.
Второй уровень развития – эсенциональный (сущностный). Интерес  к профессии опирается на систематизированные  знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют  первоначальный опыт работы.
Третий уровень развития профессионального интереса – когда  интерес к профессии перестает  в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес  на этом этапе – это взгляд на содержание своего труда с позиций  творчества на основе имеющегося трудового  опыта (который является необходимым  условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его  творческого преобразования).
Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно  воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. К ним относятся следующие:
1. Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;
2. Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;
3. Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;
4. Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.
 
      Связь личностных особенностей с профессиональными интересами
После определения понятий  «интерес» и «профессиональный  интерес» перейдем к рассмотрению влияния  личностных особенностей на профессиональные интересы.
В зарубежных исследованиях  измерение интересов началось с  относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники  интересов были ориентированы, главным  образом, на предсказание, возьмется  ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При  столь скромном начале тесты интересов  постепенно заняли значительное место  в разработке теории личности. Толчком  к их развитию послужили несколько  источников.
Факторный анализ заданий  в вопросниках интересов впервые  выявил взаимосвязь интересов с  другими важными областями поведения  личности. Показатели по таким опросникам интересов, как опросники Стронга  и Кьюдера, изучались на предмет  их корреляции и наличия общих  факторов с показателями опросников, построенных на данных об индивиде, форму для изучения личности, дополнительный контрольный перечень, тест изучения ценностей и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена существенная связь  между отдельными широкими эмоциональными и установочными факторами, с  одной стороны, и профессиональными  интересами – с другой.
Сравнительные исследования отдельных различающихся своим  поведением групп испытуемых также  выявили значительное соответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности. Например, ряд обследований старшеклассников, учащихся колледжей, промышленных рабочих  и людей, страдающих нервно-психическими расстройствами, показали, что предрасположенность  к несчастным случаям заметно  коррелирует с показателями по некоторым  профессиональным шкалам. Точно также  обследование групп пациентов с  различными психическими заболеваниями, в том числе невротиков и алкоголиков, выявили по каждой группе преобладание определенных структур профессиональных интересов.
В отечественной экспериментальной  литературе исследования, посвященные  проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов.
Так, в середине 70–х годов  в Тюмени Шавиром П.А. и его  коллегами были предприняты попытки  соотнести наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7 – 10 классов.
При всей своей взаимосвязи  эти особенности личности генетически  неоднородны. Если с интересами связана  первоначальная реактивность личности на внешние воздействия, ее непосредственная избирательность и активность, то профессиональные намерения есть итог более длительного и многостороннего  развития личности.
В исследовании использовались следующие методики Климова Е.А.:
карта интересов;
перечень видов деятельности и профессий;
уточняющая беседа.
Исследование подтвердило  ожидаемую экспериментаторами тенденцию  взаимосвязи профессиональных намерений  и выраженных интересов учащихся. Каков же характер этой связи? Профессиональные интересы иногда рассматриваются как  простая разновидность выраженных интересов школьника. При таком  понимании оказывается снятым вопрос о роли непосредственных интересов  в возникновении интереса к профессии.
По имеющимся данным, психологическая  основа для пробуждения профессионального  интереса чаще всего уже имеется  до осознания последнего. Внешние  факторы могут вызвать интерес  к профессии, лишь преломившись через  внутренние, психологические условия. К ним, в первую очередь, относят  сложившу
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.