Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система гигиеничеких требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
 
 
СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание:
 
СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………….3
1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений………………………3
2. Требования к участку……………………………………………………….……………3
3. Требования к зданию……………………………………………………………..………5
4. Требования к воздушно-тепловому режиму ……………………………………………9
5. Требования к водоснабжению и канализации ………………………………...………11
6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции …………...12
7. Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации учебного места …………………………………………………………………………………...……16
8. Требования к организации учебного процесса ……………………..………..………..20
9. Требования безопасности к учебным изданиям, компьютерным средствам обучения и книжным изданиям ………………………………………………………….…...………29
10. Требования к школьным ранцам и сменной обуви ……………………….…………45
11. Требования к организации питания учащихся  ……………………….……………..46
12. Требования к организации медицинского обеспечения ………………….…………53

СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений.
Здания общеобразовательных учреждений (далее учреждений) следует размещать на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии не менее 170 м.
Расположение учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением  автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда до 25,0 м.
Размещение учреждений на внутри и межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо. Встроенные и встроено-пристроенные к учреждениям гаражи не допускаются. Расстояния от участков учреждений до общественных и индивидуальных  гаражей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.   
Площадки для установки контейнеров для мусора микрорайона должны быть удалены от учреждения на расстояние  не менее чем на 20,0 м.
Радиус обслуживания населения  учреждениями, размещаемыми в жилой застройке городов, составляет 750,0 м. Указанный радиус обслуживания не распространяется на учреждения с повышенной общеобразовательной нагрузкой (гимназии, лицеи и т.д.).
В сельской местности радиус обслуживания учреждением учащихся не должен превышать 4,0 км. Транспортное обслуживание организуют для учащихся, проживающих в сельской местности на расстоянии 1,0 км и более от учреждения. Остановку для транспорта оборудуют навесом, огражденным с 3-х сторон от проезжей части дороги, защищают барьером. Остановка должна иметь твердое покрытие и обзор со стороны дороги не менее 250,0 м.
2. Требования к участку.
Площадь земельного участка учреждения определяют из расчета 35,0 м2 на 1 учащегося. Участок учреждения должен иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5 м и предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входов здания. Расстояния от зданий до красной линии должно быть не менее 25,0 м, от границы земельного участка до стен жилых домов – не менее 10,0 м.
             При реконструкции учреждения в пределах сложившегося участка в условиях максимально затесненной городской застройки допускается уменьшение площади участка, но не более, чем на 30%. При сокращении площади  участка  состав и площади физкультурно-спортивных площадок и площадок для подвижных игр должны сохраняться.
На участке выделяют следующие зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, отдыха, хозяйственную.
Учебно-опытная зона – составляет не более 25% участка. Это участок овощных и полевых культур, участок плодово-ягодных культур, цветочно-декоративных растений и т.д. В условиях дефицита территорий допускается сокращение учебно-опытной зоны.
Физкультурно-спортивную зону располагают на расстоянии не менее 25,0 м  от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Ее не следует размещать со стороны окон учебных помещений. Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение образовательных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. В состав физкультурно-спортивной зоны включают: футбольное поле; волейбольную, баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку и яму для прыжков. Футбольное поле и площадки для подвижных игр должны иметь травяной покров. Беговая дорожка должна иметь дренирующее покрытие, стойкий  к атмосферным осадкам слой. Ямы для прыжков заполняют чистым песком, борты ямы должны находиться на уровне с землей и обшиты резиной или брезентом.
Зону отдыха размещают вблизи зеленых насаждений, в отдалении от  физкультурно-спортивной и хозяйственных зон, вблизи к выходу из здания для максимального ее использования во время перемен. Ее оборудуют площадками для подвижных игр.
Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка, на расстоянии от здания не менее 35 м, ограждают зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должна быть оборудована насосная и котельная для подачи тепла в здание.
Мусоросборники с плотными крышками следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25м от окон и входа в столовую (буфет). В хозяйственной зоне сельских учреждений допускается размещать сарай, овощехранилище, навесы для инвентаря и оборудования. Проезды, дорожки и площадки должны иметь твердое покрытие. Уборку участка следует проводить ежедневно.
      Площадь озеленения участка  должна составлять не менее 50% территории. В нее входят зеленые насаждения учебно-опытной зоны и зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка в виде живой изгороди, разделяющей отдельные зоны, а также газоны и декоративные зеленые насаждения. Ширина зеленой полосы по границам участка не должна быть менее 1,5м, а со стороны улицы – не менее 6м. Расстояние от здания учреждения до деревьев должно быть не менее 10м. Для озеленения не  используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
Уровень искусственной  освещенности участка на земле должен быть не менее     10 лк.
3. Требования к зданию.
Вместимость вновь строящихся городских учреждений (для всех ступеней обучения) не должна превышать 1000 учащихся (оптимально 500 чел.), сельских – 500 учащихся, сельских малокомплектных  I  и  II ступеней обучения -  250 учащихся. Количество учащихся в учреждении не должно превышать расчетной вместимости здания.  Наполняемость класса составляет  не более 25 человек.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений указанных ориентаций оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы кабинеты информатики, черчения. Для организации проветривания окна в учебных помещениях оборудуют откидными фрамугами или форточками.
Здание учреждения не должно превышать 3-х этажей. В условиях плотной застройки городов допускается строительство 4-этажных учреждений. При размещении учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи следует отводить для нечасто посещаемых кабинетов. В подвальных и цокольных этажах здания могут быть размещены только кладовые для хозяйственного и спортивного инвентаря (лыжи, санки, велосипеды и др.).
  Площадь учебных помещений принимается из расчета не менее 2,5 м2    на одного учащегося, высота помещений -  не менее 3м. Для вновь строящихся зданий учреждений высота помещений не менее 3,3 м.
Структура здания должна обеспечить:
-  максимальное разделение школьного коллектива на возрастные группы;
-  отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума, пыли и других загрязнений воздуха (спортивный и актовый залы, столовая (буфет), административно-хозяйственные помещения);
-  близость учебных помещений к помещениям для отдыха учащихся (рекреация) и санитарным узлам;
-  возможность изоляции отдельных групп учащихся в случае возникновения инфекционных заболеваний в целях предупреждения их распространения на весь коллектив и быстрой ликвидации очага инфекции.
В зависимости от климатической зоны входы в здание должны быть оборудованы одним, двумя или тремя тамбурами.
Целесообразно оборудовать раздельные гардеробы для учащихся младших, средних и старших классов.  Их размещают на первом этаже учреждения с обязательным оборудованием секций для каждого класса и оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви. Устраивать гардеробы в учебных кабинетах и рекреациях    недопустимо.
Лестницы должны иметь ограждения высотой 1,5 м, поручни для учащихся устанавливают на высоте 0,85 м.
Кабинет химии  Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 на одного учащегося. Кабинет оборудуют специальными демонстрационными столами, которые устанавливают на подиуме. Вытяжные шкафы устанавливают у наружной стены возле стола преподавателя. В зоне размещения учащихся устанавливают 2-местные лабораторные столы с подводкой воды.
Кабинет физики Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 на одного учащегося. Кабинет оборудуют специальными демонстрационными столами, которые устанавливают на подиуме. В зоне размещения учащихся устанавливают двухместные лабораторные столы с подводкой  электроэнергии.
Кабинет биологии  Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 При организации экологических пространств (уголок природы, зимний сад  и др.) следует соблюдать следующие требования: растения и животные должны быть безопасны для детей и взрослых; недопустимы ядовитые растения, размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень освещенности в кабинете.
В кабинетах информатики площадь на одно рабочее место с компьютером при использовании монитора на базе электронно-лучевой трубки  составляет не менее 6,0 м2 и не менее 4,5 м2 - при использовании жидко-кристаллического монитора.  Кабинет должен быть оборудован защитным заземлением в соответствии с требованиями к эксплуатации. Расстановка рабочих мест должна обеспечивать электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подхода педагога во время урока к каждому рабочему месту. Использование ноутбука недопустимо.
Кабинеты химии, физики, биологии, информатики должны иметь лаборантскую комнату, площадью не менее 15,0м2.. Она должна иметь второй выход на лестничную клетку или  в рекреацию.
Учебные мастерские по обработке древесины, по обработке металла - площадь на 1 учащегося не менее 4,5 м2  в каждой, располагают на 1 этаже здания. При каждой мастерской – инструментальная площадью не менее 8,0 м2.
Комбинированная мастерская по обработке металла и древесины – площадь на 1 учащегося – не менее 5,4 м2.
Мастерская обслуживающих видов труда по обработке тканей – площадь на 1 учащегося - 3,6 м2.
При мастерских обязательны рекреационные помещения и санитарные узлы для мальчиков и девочек.
Мастерская по кулинарии – площадь на 1 учащегося – 2,5 м2.
Учебные кабинеты и мастерские  оборудуют умывальными раковинами.
Библиотека - общая для всей школы. Площадь библиотеки  (информационного центра) следует принимать из расчета не менее 0,6 м2  на 1 ученика. При оборудовании библиотеки рабочими местами с компьютерами площадь их размещения  должна соответствовать требованиям, указанным  для кабинетов информатики.
Спортивный зал размещают на первом этаже или в пристройке. Допускается размещение спортивного зала  на 2-ом этаже, но не над учебными помещениями. Площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м2  на 1 учащегося при высоте   зала  не менее 6,0 м. В учреждении должно быть не менее 2-х спортивных залов, один из которых - для средней школы.
В перечень оборудования и инвентаря спортивного зала входят: баскетбольные кольца и щиты, стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические, перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др. При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек площадью не менее 10,5 м2 , душевые площадью не менее  9,0 м2 и санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м2 , а также снарядная  - 16-32 м2  в зависимости от площади зала и комната инструктора – 9,0 м2  .      
Среди других помещений для занятий физической культурой  в учреждении следует предусмотреть зал для лечебной физкультуры, тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).
Актовый зал - общий для всего учреждения. Его размеры определяют числом посадочных мест из расчета 0,65 м2  на 1 место (60% от общего количества обучающихся в учреждении).
Рекреационные помещения  Для организации двигательной активности учащихся на переменах целесообразны рекреации зального типа. Площадь рекреаций определяют из расчета 0,6-0,75 м2 на 1 учащегося. Ширина рекреаций при одностороннем расположении учебных помещений составляет не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов – не менее 6,0 м.
Школьная столовая  Питание учащихся организуют в зависимости от вместимости учреждения или в школьной столовой, работающей на сырье, или в столовой, работающей на полуфабрикатах, или в буфете-раздаточной, оборудованных согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. При них предусматривают обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на 1 посадочное место (исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди). При столовых или буфетах-раздаточных обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. В помещениях столовой допускается отсутствие  естественного освещения.
Санитарные узлы. На каждом этаже отдельно для мальчиков и девочек размещают санитарные узлы, оборудованные кабинами. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8 м от пола, не доходящими до пола 0,2 м. Количество санитарных приборов определяют из расчета: 1 унитаз - на 20 девочек,   1 умывальник – на 30 девочек; 1 унитаз и 1 умывальник – на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов определяют из расчета не менее  0,1 м2  на 1 учащегося.  Для персонала оборудуют отдельный санитарный узел.
Для девочек организуют комнаты личной гигиены из расчета: 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Входы в санитарные узлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматривают помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды (кран на высоте – 0,5 м от пола) для обработки уборочного инвентаря, его хранения; приготовления там же дезинфекционных растворов.
Медицинский пункт включает: кабинет врача площадью 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м2  (для определения остроты зрения и слуха учащихся), кабинет стоматолога площадью не менее 12,0 м2, оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью не менее 14,0 м2,  санитарный узел. Обязательный и рекомендуемый комплект медицинского оборудования представлен в Приложении 1, 2, 3. 
Кабинет психолога (общий для всей школы) - площадью не менее 12,0 м2.
Внутренняя отделка помещений.
Стены учебных помещений должны быть гладкими и иметь отделку,  допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. В учебных помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы горизонта – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы, но не более 25%  всей площади, допускается окрашивать в более яркие тона. Стены спортивных залов  окрашивают в светлые тона.
Полы учебных и общешкольных помещений должны быть гладкими, не скользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материала для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, допускающим и обработку влажным способом и дезинфекцию.  Полы санитарных узлов и умывальных комнат выстилают керамической или мозаичной шлифовальной плиткой. Для отделки полов не допускается использовать цемент и мрамор.
 
4. Требования к воздушно-тепловому режиму
В зависимости от ориентации учебных помещений и характера остекления температура воздуха должна соответствовать:
- в классах с обычным остеклением   -  см. табл. 4.1,
- в классах с ленточным остеклением:
- северная ориентация окон – оптимальная температура должна составлять 21-220С,
   допустимая  -    18-240С  соответственно;
- южная ориентация окон  -  19-200С,
  восточная ориентация окон – 20-210С.
Температура воздуха в актовом зале должна составлять 18-200С, в спортивном зале – 15-170С, в рекреациях – 16-180С, в вестибюле и гардеробе – 16-190С.
Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.
 
Таблица 4.1.
Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях (с обычным остеклением) в зависимости от климатического района и сезона года 
 
Климатический район
Сезон года
Зона оптимальной температуры,   0С
Зона допустимых температур,     0С
Холодный
Умеренный
Жаркий
 
Зима
21-22
18-20
17-19
18-23
17-22
16-21
Умеренный
Жаркий
Умеренный
Жаркий
Весна
 
Осень
18-22
23-24
16-22
24-26
17-23
20-26
15-23
20-28
 
Здания учреждений оборудуют системами  центрального отопления и вентиляции.
В качестве нагревательных приборов   используют  радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 800С.  Отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками. Не допускается устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.
При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением для учебных классов необходимо предусмотреть в них оборудование естественной вытяжной вентиляции. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение не только во время перемен, но и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Решетки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли. Не реже 2 раз в год должна производиться очистка вентиляционных каналов.
При воздушном отоплении, совмещенном с вентиляцией, должно быть предусмотрено автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры в зависимости от строительно-климатической зоны и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%, а также обеспечение в ночное время температуры воздуха не ниже 150С. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.
Минимально необходимой воздухоподачей в учебные помещения следует считать 60 м3/час воздуха на 1 учащегося.
Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично.
Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий  и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (табл. 4.2). В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. При сквозном проветривании достигается больший эффект, но его следует проводить при отсутствии учащихся в помещении.
Таблица 4.2.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
 
Наружная температура воздуха,   0С
Длительность проветривания,    мин.
В малые перемены
В большие перемены и между сменами
От +10 до +6
4-10
25-35
От +5 до 0
3-7
20-30
От 0 до -5
2-5
15-25
От -5 до -10
1-3
5-10
Ниже -10
1-1,5
5-10
 
         Для хорошей аэрации помещения спортивного зала при температуре наружного воздуха выше  +5? С и слабом ветре необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия  физической культурой проводят при открытых фрамугах, а сквозное проветривание осуществляют на переменах при отсутствии учащихся.
Тамбуры входа в здание должны иметь воздушно-тепловые завесы. Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера догрева и автоматической воздушной заслонки.
Для оптимизации воздушной среды учебных помещений рекомендуется использовать  аэрофитомодули  (специально подобранные комнатные растения).
 
5. Требования к водоснабжению и канализации
Здания учреждений оборудуют системами хозяйственно-питьевого, горячего,  противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками. В неканализованных районах учреждения оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений или биотуалетами.
Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовывать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно-эпидемиологический надзор.
При отсутствии централизованного водоснабжения организацию питьевого режима учащихся осуществляют только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. На бутилированную воду должны быть представлены документы, подтверждающие ее качество и безопасность.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, следует проводить замену емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
При организации питьевого режима на бутилированной воде должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянная, фаянсовая - в обеденном зале и одноразовая – в учебных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; наполных контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения.
В течение всего времени пребывания учащихся в  учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде.
В кабинетах, лаборантских, мастерских, медицинском кабинете, столовой, санитарных узлах к умывальным раковинам должна быть подведена холодная и горячая вода. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 600С.
    
  6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
6.1 Требования к естественному и искусственному освещению
Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях общеобразовательных учреждений приведены в таблице 6.1.1.
Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение — 1,35%.
В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.
Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.
Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом  случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.
Таблица 6.1.1
 
Показатели естественного, искусственного и совмещенного             освещения основных помещений учреждений образования
 
Помещения
Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м
Естественное освещение
Совмещенное освещение
Искусственное освещение, не менее
КЕО ен, %
КЕО ен, %
при верхнем или комбинированном освещении
при боковом освещении
при верхнем или комбинированном освещении
при боковом освещении
Освещенность, лк
Показатель дискомфорта М,  не более
Коэффициент пульсации освещенности,
Кп, %,  не более
при комби-нированном освещении
при общем освещении
всего
от общего
Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразователь-ных учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики химии, биологии и прочие
Рабочие столы и парты:
Г-0,8
4,0
1,5
2,1
1,3
––
––
500
40
10
Середина доски:
В-1,5
––
––
––
––
––
––
500
––
10
Кабинеты информатики и вычислительной
техники
Г-0,8
3,5
1,2
2,1
0,7
500
300
500
15
10
Экран дисплея:  В-1;
––
––
––
––
––
––
200
––
––
Учебные кабинеты технического
черчения
и рисования
Г-0,8
4,0
1,5
2,1
1,3
––
––
500
40
10
Рабочие, чер-тежные доски, рабочие столы
––
––
––
––
––
––
500
40
10
Лаборантские при учебных кабинетах
Г-0,8
3,5
1,2
2,1
0,7
500
300
400
15
10
Мастерские по обработке металлов и древесины
Верстаки, рабочие столы,
Г-0,8
––
––
3,0
1,2
1000
200
300
40
15
Инструментальная, комната мастера-инструктора
Г-0,8
––
––
1,8
0,6
––
––
300
40
15
Кабинеты обслуживающих видов труда
Г-0,8
4,0
1,5
2,1
1,3
––
––
400
40
10
 
 
 
Таблица 6.1.1 (продолжение)
 
Показатели естественного, искусственного и совмещенного             освещения основных помещений учреждений образования
 
Помещения
Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м
Естественное освещение
Совмещенное освещение
Искусственное освещение, не менее
КЕО ен, %
КЕО ен, %
при верхнем или комбинированном освещении
при боковом освещении
при верхнем или комбинированном освещении
при боковом освещении
Освещенность, лк
Пока-затель дискомфорта М,  не более
Коэффициент пульсаии освещенности,
Кп, %,  не более
при комби-нированном освещении
при общем освещении
всего
от общего
Спортивные залы
Г-0,0
2,5
0,7
1,5
0,4
––
––
200
60
20
В-2,0
с обеих сторон на продольной оси помещения
––
––
––
––
––
––
75
––
––
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Г-0,8
––
––
––
––
––
––
50
––
––
Крытые бассейны
Г-поверхность воды
2,0
0,5
1,2
0,3
––
––
150
60
20
Актовые залы, киноаудитории
Г-0,0
––
––
––
––
––
––
200
75
––
Кабинеты и комнаты
преподавателей
Г-0,8
3,0
1,0
1,8
0,6
––
––
300
40
15
Рекреации
Г-0,0
2,.0
0,5
1,2
0,3
––
––
150
90
––
Спальные комнаты
Г-0,0
2,0
0,5
––
––
––
––
150
25
15
Обеденные залы столовых *
Г-0,8
3,0
1,0
1,8
0,6
––
––
400
60
20
_________________________
 
*  Допускается отсутствие естественного освещения при условии 1,5 м2 на одно посадочное место, уровня освещенности от системы общего освещения 500 лк и использования в системе общего освещения газоразрядных ламп с индексом цветопередачи не менее 95 единиц.
 
При совмещенном освещении учебных помещений следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.
Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения следует принимать равным 0,5. В условиях плотной городской застройки необходимо предусматривать светлую отделку помещений — средневзвешенный коэффициент отражения должен быть не менее 0,6.
Светильники, используемые для искусственного освещения классов и кабинетов школы, должны иметь светораспределение, преимущественно направленное в нижнюю полусферу, но при этом обеспечивать и подсветку потолка для благоприятного распределения яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
Показатель дискомфорта не должен превышать нормированных значений, приведенных в таблице 6.1.1, в расчетной точке, расположенной на центральной оси торцевой стены помещения на высоте 1,5 м от пола.
Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.
Не допускается искусственное освещение классов с помощью подвесных потолков типа «Armstrong».
Коэффициент пульсации осветительной установки не должен превышать 10%.
 
6.2 Требования к инсоляции учебных помещений и участка
Учебные помещения должны быть обеспечены непрерывной инсоляцией продолжительностью не менее:
– 2,5 часа в северной зоне (севернее 58° с.ш.);
– 2 часа в центральной зоне (58° с.ш. – 48° с.ш.);
– 1,5 часа в южной зоне (южнее 48° с.ш.).
Допускается отсутствие инсоляции в кабинетах рисования, а также в кабинетах, предназначенных для изучения дисциплин с компьютерной поддержкой (более 50% продолжительности академического часа).
Продолжительность инсоляции на 50% площади  участка  общеобразовательного учреждения независимо от географической широты должна составлять не менее 3часов.
 
7. Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации
учебного места
7.1 Требования к ученической мебели и ее расстановке
        Основным видом ученической мебели должен быть ученический комплект стул и стол  с наклонной поверхностью рабочей плоскости от 7 до 16?.
       Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (комплект стол-стул, конторки).
       Учебные кабинеты оборудуют столами двух типов –  с постоянными  и  с регулируемыми параметрами и стульями, функциональные размеры которых должны соответствовать указанным в таблицах 7.1.1- 7.1.2.
Таблица 7.1.1
Функциональные размеры столов для учащихся 5-9 классов (в мм)
Ростовая группа
Высота рабочей плоскости стола
Ширина рабочей плоскости
Глубина рабочей плоскости
1301-1450 мм
580
500
600
1451-1600 мм
640
500
600
1601-1750 мм
700
500
600
Более 1750 мм
760
500
600
 
Таблица 7.1.2
Функциональные размеры стульев для учащихся 5-9 классов (в мм)
Ростовая группа
Высота сиденья
Глубина сиденья
Ширина сиденья
1301-1450 мм
340
330
250
1451-1600 мм
380
360
280
1601-1750 мм
420
380
300
Более 1750 мм
460
400
320
 
         При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту учащегося, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
         Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1301-1450 мм составляет 850 мм, 1451-1600 мм - 950  мм, 1601-1750 мм – 1050 мм. Более 1750 мм – 1150 мм.  Угол наклона поверхности рабочей плоскости должен быть в пределах 7-16?.    
         Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 15 мин.
Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами (мел, фломастер), используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь антибликовое покрытие. Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см. Учебные доски оборудуются софитами, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.
При выборе ученической мебели для оснащения классов следует руководствоваться следующими положениями:
1. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.
2. Столы, стулья и конторки  должны иметь цветовую маркировку, которая наносится на видимую наружную боковую поверхность в виде круга диаметром не менее 10 мм.
3. Функциональные размеры ученической мебели должны соответствовать ее номеру и маркировке. Контроль соответствия осуществляют путем измерения высоты над полом верхней плоскости крышки и  высоты над полом верхней плоскости сиденья. Для контроля выбирают по одному изделию каждого номера  (Приложение 4),  в мебели с регулируемыми параметрами контролируют соответствие номеру каждого положения регулировки. Измерения проводят универсальным измерительным инструментом, имеющим миллиметровые деления с погрешностью ± 1 мм.
4. Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отдельных элементов мебели приведены в Приложении 5.
 
Требования к расстановке мебели в учебном помещении
1.       Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.
2.       Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.
3.       Расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.
4.       Расстояние между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.
5.       Расстояние от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.
6.       Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.
7.       Расстояние от первого стола до учебной доски должно быть не менее 240 см.
8.       Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.
9.       Угол рассматривания доски (от края доски длиной 3 м до середины передних  крайних столов) должен быть не менее 45°.           
10.   Рассаживание учащихся следует производить с учетом  их состояния здоровья. Часто болеющие должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для учащихся с нарушением слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставят первыми, причем учащихся с пониженной остротой зрения  размещают в первом ряду от окон[1]. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся  используют лист здоровья  в классном журнале (заполняется медицинским работником общеобра-зовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечают необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.
         Кабинеты информатики оборудуют двухместными столами для учебных кабинетов и одноместными компьютерными столами.
         Конструкция одноместного компьютерного стола предусматривает:
- две раздельные горизонтальные поверхности – одна для размещения системного блока и монитора с плавной регулировкой по высоте в пределах 580 – 760 мм и вторая – для клавиатуры,
- ширину  для обеих горизонтальных поверхностей не менее 750 мм  и одной - не менее 550 мм,
- отсутствие ящиков,
- опору поверхностей на стояк, основание которого следует совмещать с подставкой для ног,
        Двухместные столы используют в комплекте со стульями, одноместные компьютерные столы – в комплекте с креслами, функциональные размеры которых должны соответствовать указанным в таблице 7.1.3. Кресло должно быть вращаемым, не иметь приспособлений для передвижения.
        Расстановка рабочих мест, оборудованных двухместными столами, соответствует пп.1-10. Одноместные компьютерные столы располагают периметрально.
 
Таблица 7.1.3
Функциональные размеры кресел  для учащихся 5-9 классов
Ростовая группа
Высота
сиденья
мм
Глубина
сиденья
мм
Ширина
Сиденья
мм
Угол наклона сиденья
мм
Угол
наклона спинки сиденья
Высота
спинки
сиденья
мм
1301-1450 мм
340
330
      290
 
 
       0 - 4?
 
    
   95-108?
    600
1451-1600 мм
380
360
      320
    600
1601-1750 мм
420
380
      340
    600
Более 1750 мм
460
400
      360
    600
 
          Кабинеты иностранного языка оборудуют  двухместными учебными  столами в комплекте со стулом и одноместными столами закрытыми с акустическими полукабинами. Функциональные размеры столов и стульев соответствуют указанным в таблицах 7.1-7.2.
        Расстановка рабочих мест, оборудованных двухместными столами, соответствует пп.1-10.  Одноместные закрытые акустические столы располагаются периметрально.
   7.2 Требования к организации ученического рабочего места
Организация рабочего места  должна обеспечивать оптимальную рабочую позу учащегося:
голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;
корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);
руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110?) углом с опорой на пол или подножку парты;
расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости стола соответствует длине предплечья и кисти;
линия взора при работе с монитором компьютера должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5?, допустимое ±10?;
расстояние глаз до экрана должно быть не менее 70 см.
 
8. Требования к организации учебного процесса
 
Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса, являются урок и учебное расписание, зависящие, в свою очередь, от учебных планов, разрабатываемых в каждом учреждении самостоятельно, но с учетом  максимальных величин образовательной нагрузки (Табл 8.1)
                                                                                                                             Таблица 8. 1
Максимально допустимые величины недельной аудиторной нагрузки
Классы
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
 
При 6-дневной неделе
При 5-дневной неделе
5
31
28
6
32
29
7
34
31
8-9
35
32
В  учреждениях, работающих в несколько смен, занятия для учащихся 5-х и выпускных классов  и классов с углубленным изучением учебных программ организуют только в первую смену.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.
Первый учебный день недели (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая способствует сокращению врабатывания и повышению работоспособности учащихся на уроках.
Оптимальное начало занятий по предпрофильной подготовке – не ранее 7 класса. Часы занятий, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся, входят в объем суммарной нагрузки (аудиторная+ внеучебная).
Требования к уроку. Требования к проведению урока едины для всех классов: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий необходимы микропаузы. Этим требованиям отвечает такое построение урока, при котором урок условно делится на 3 части — вводную, основную и заключительную. Вводную часть урока отводят для организационных мероприятий и опроса, основную – для изложения нового материала, а заключительную — для тренировочного воспроизводства.
Продолжительность урока составляет не более 45 минут. Оптимальная плотность урока  (т.е. % времени, затраченного учащимися на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60% - 75-80%, иначе урок будет либо “напряженным”,  либо “расслабляющим”.
Количество видов учебной деятельности  на уроке (письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, рассказ, ответы на вопросы и т.д.) должно варьировать от 3-х до 6-7. Причем  каждый вид деятельности сменяет  другой через 7-10 минут, что позволит  достичь физиологически оптимального “переключения” с одного на другое без переутомления. Оптимальное количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.) - не менее 3-х  в течение урока. Чередоваться они должны через 10-15 минут.
Важнейший фактор «внутришкольной» среды -  психологический климат в классе. На уроке рекомендуется проводить не менее 2-3-х так называемых эмоциональных разрядок (поговорка, веселая история и т.д.). Учеба должна протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирущие ситуации в школе, т.е. организацию учебного процесса необходимо подчинить созданию психологического комфорта.
Продолжительность использования технических средств обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи, цифровые технологии)  регламентируются в соответствии с данными, представленными в таблице 8.2.                               
                                                                                                                       Таблица 8.2
Длительность непрерывного  применения ТСО в учебном процессе

Классы

           
                   Длительность просмотра (в минутах)
 
Диафильмов,
диапозитивов

     Кинофильмов

  Телепередач

 
 
Компьютера
5-7
20-25
20-25
20-25
20
8-9
-
25-30
25-30
25
 
Использование компьютера на учебных занятиях предполагает соблюдение рекомендуемой непрерывной длительности работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране. Она не должна превышать:  для учащихся 5-7 классов  – 20 мин.,  для  учащихся 8 - 9 классов – 25 мин.
Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Поэтому, необходимым компонентом гигиенически рационального учебного процесса является чередование рабочей позы в соответствии с видом работы. На протяжении всего урока учитель должен  контролировать посадку учащихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках необходимо проводить физкультминутки (ФМ) и гимнастику для глаз. Оптимально, если их проведение будет приурочено к моменту снижения учебной активности детей, как показателю их утомления.  Как правило, это происходит  на 20-ой и 35-й минутах урока, и поэтому проведение ФМ рекомендуется соотносить с указанным временем ( т.е. не менее 2-х раз за урок). Продолжительность ФМ – не более 1-2 минут по 2-3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.
Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:
1) чередование разных видов деятельности; 2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.
На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы,  в расписание рекомендуется включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (черчение).
Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык), следует их чередовать  с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Гигиенически рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Уроки технологии, как правило, представляющие собой обслуживающий труд для девочек и слесарное и столярное дело для мальчиков, оптимально  проводить 1 раз в неделю в виде сдвоенных и размещать их в дни и часы начинающегося утомления. Плотность уроков при занятиях швейным делом должна быть 50-70%, кулинарией – 60-80%, столярными и слесарными работами – 70-90%. Рекомендуется следующий режим работы: в столярных и слесарных мастерских необходимы организованные перерывы для учащихся 5-х классов – через каждые 12 минут, 6-9-х классов – через 18 - 20 минут, на занятиях швейным делом – через 20-22 минуты с проведением физкультминутки.
Допускается сдваивать уроки по одному предмету с обязательным проведением физкультминуток и гимнастики для глаз и организацией перемен между уроками. При этом продолжительность учебного дня (и величина недельной учебной нагрузки) не должна превышать максимально допустимую.
Распределение учебной нагрузки в течение недели будет наиболее физиологичным, если наибольший ее объем будет приходиться на вторник и (или) среду. В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Для составления расписания следует  использовать шкалу трудности учебных предметов (своего рода «градации» уроков, где балл - это ранг трудности учебного предмета  (Приложение 6).
Наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для школьников среднего звена должны приходиться на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Расписание уроков составлено неправильно, когда наибольшее суммарное число баллов за день приходится на крайние дни учебной недели, или когда оно одинаково во все дни недели.                                                  
Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. После 2-го (или 3 урока) целесообразно устраивать большую  30-минутную перемену. Вместо нее можно устраивать две перемены по 20 минут после 2 и 3 уроков.  Оптимальным является организация перемен на открытом воздухе независимо от времени года. Продолжительность перемены, отводимой для организации питания детей,  должна обеспечивать возможность спокойного принятия пищи.
Рациональная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдыха между учебными неделями, четвертями.
Период отдыха между учебными неделями — один (при традиционной 6-ти дневной неделе) или два выходных дня (при 5-ти дневной). Пятидневка предполагает разгрузку субботнего дня (проведение олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований) для большего «семейного общения» учащихся  как неотъемлемой части  полноценного воспитания. Однако, 2-дневный перерыв в занятиях в известной степени нарушает динамический стереотип учащихся – удлиняется период врабатывания в начале недели.  Для создания условий для полноценного отдыха детей  следует минимизировать объем домашних заданий на выходные дни и каникулы.
Физиологически оптимально приступать к выполнению домашних заданий после 1,5—2-часового пребывания на свежем воздухе. Допустима следующая продолжительность подготовки домашних заданий: в 5— 6-х классах — до 2,5 часов, в 7-м классе — до 3 часов, в 8—9-х классах — до 4 часов.
          Продолжительность учебного года составляет - не более 36 недель, продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 дней. Наиболее целесообразной, профилактирующей переутомление учащихся, является организация каникул с регулярным чередованием учебного и каникулярного времени – 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
           Во время подготовки к выпускным и переводным экзаменам учащихся освобождают от других учебных занятий. В день проводят не более одного экзамена. Учащихся, имеющих нарушения в состоянии здоровья по заключению врача, экзаменуют в «щадящем» режиме. Общая продолжительность занятий при подготовке к экзаменам в течение дня не должна превышать 8-9 час с организацией перерывов после 1,0-1,5 час. занятий.
Общая продолжительность пребывания на воздухе для учащихся 5-9 классов должна составлять не менее 2,5-3,0 час. в день. Свободное время (1,5-2,5 час. в день) учащиеся используют сообразно своим интересам.
Организация  «внеучебной деятельности» должна соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Форма проведения занятий должна отличаться от урочной системы  обучения (экскурсии, кружки, секции и др.). При подборе занятий «дополнительным образованием» следует ориентировать школьников и их родителей на такой их выбор, в котором бы соблюдался баланс между интеллектуальными (статическими) и двигательно-активными занятиями. Занятия «дополнительным образованием» могут быть подчинены решению задач, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся и профориентационной работой. Профориентация в школе должна учитывать не только желание учащихся, но и их состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Оптимальным являются занятия не более чем в 2-х кружках (секциях), одно из которых должно быть двигательно-активным. В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на воздухе не менее 2 часов с организацией подвижных игр.
Работы школы в режиме полного дня должна предусматривать организацию учебных занятий только в первую смену, 3-х разового питания, включая диетическое, прогулки  не менее 2-х часов, двигательно-активных занятий в блоке дополнительного  образования. Количество и продолжительность этих занятий должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим  требованиям к учреждениям дополнительного образования. Медико-психологическая поддержка учащихся должна быть организована
на протяжении всего времени их пребывания в школе.
В качестве общественно-полезных видов деятельности учащихся могут быть следующие: поддержание чистоты и порядка на участке учреждения (подметание дорожек, сгребание листьев), уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений. Учащихся 14—15 лет можно привлекать к работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.
Запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений и мест общего пользования, уборка и вывоз мусора и т.д.), обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, сбором вторичного сырья; к работам на пищеблоке, а также любым видам работ в ночное время и связанных с переносом (передвижением) тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 5—9-х классов — 40 мин.  Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физических возможностей.
К особенностям функционирования сельской школы относятся сочетание общеобразовательной подготовки с подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ, методов и технологий обучения предполагает необходимость их гигиенической  экспертизы, которая позволит получить объективные данные о их соответствии возрастным и функциональным возможностям детей.  Гигиеническую экспертизу  проводят в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования к проведению занятий по физической культуре
и организации двигательной активности учащихся
    В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы: соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным  возможностям, уровню физического развития и  состоянию здоровья;  постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;  регулярность физкультурных занятий;  комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.
           Двигательная активность учащихся должна составлять в учебно-воспитательном процессе до 40% дневного бюджета времени, при этом необходимо чередование умственной и двигательной деятельности на протяжении учебных занятий.
           Основными формами  организации двигательной активности учащихся в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.
           Урок физкультуры - основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Уроки физической культуры проводят не менее 2 раз в неделю; чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения. Введение дополнительных уроков физкультуры в  расписание занятий  способствует укреплению состояния здоровья учащихся, повышает их работоспособность.
             К урокам физкультуры учащихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.  Наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до – 15? С при отсутствии сильного ветра. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не  целесообразны.
            Все учащиеся, посещающие школу, должны заниматься физическими упражнениями. Необходимо проводить постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников.
В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную, специальную.
           К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.
           К подготовительной медицинской группе относятся школьники с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся  этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного ее усвоения.  Им рекомендуется заниматься в секции общей физической подготовки, выполнять индивидуальные задания по физическому воспитанию в домашних условиях,  чаще использовать прогулки, другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.
          К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных травм и заболеваний.  Специальная медицинская группа подразделяется на группы «А» и «Б». Дети группы «А» занимаются по специальной программе физического воспитания. К группе «Б» относят школьников, которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой.
           Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также  после заболеваний или травм,  состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.
            Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого  на выполнение движений к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе – не менее 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивают достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.  В структуре урока физкультуры выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть – 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.
            На уроках физической культуры необходимо включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы.
            Ежедневную гигиеническую гимнастику с целью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 8-10 минут в хорошо проветренном классе, целесообразно использовать музыкальное сопровождение.
            Подвижные игры на переменах должны быть малой и средней подвижности, несложными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.
            В режиме дня следует проводить «спортивный час» с различными спортивными и подвижными играми, несложными соревнованиями. Физические нагрузки при проведении спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности учащихся, а также конкретным метеоусловиям.
          В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она  включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем,  прогулки на свежем воздухе и т. д.
          Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры целесообразно проводить не менее 3 раз в неделю. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
          Домашние задания по физической культуре должны включать физические упражнения для профилактики нарушений костно-мышечной системы и зрения. Их следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха.
          На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.
        На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.
 
9. Требования безопасности к учебным изданиям,
компьютерным средствам обучения и книжным изданиям
9.1. Учебные издания
Обеспечение удобочитаемости учебных изданий является главной целью гигиенического нормирования оформления учебников, направленной на профилактику заболевания органа зрения.
На основании анализа шрифтового и художественного оформления современных учебных изданий и в соответствии с классификацией учебных изданий по зрительно-потенциальной опасности гигиенические нормативы дифференцированы в зависимости от учебной дисциплины, вида учебного издания и возраста учащихся.

Общие гигиенические требования

1. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

2. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

3.  Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:   шитье проволокой втачку;  клеевое бесшвейное скрепление.

Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшвейное клеевое скрепление.
4. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.
Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.
Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
5. При печати черной краской интервал оптических плотностей эле­­­­ментов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.
6. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
7. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
8. Не допускается применять:  для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;  для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;   цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;  для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;  для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
9. Для выделения текста в изданиях второй ступени образования допускается применять не более двух цветных красок.

10. В изданиях второй ступени образования для основного и дополнительного текста рекомендуется применять одинаковое шрифтовое оформление каждого вида текста.

11. Для картографических надписей в изданиях для 5–9 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 9 пунктов.

12. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.

13. В текстовой части комбинированных изданий для 5–9 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению.

14. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:  непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины,  сдвоенная печать;  затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;  деформация блока или переплетной крышки.

Гигиенические требования

к учебным изданиям в зависимости от учебной дисциплины

Требования к изданиям по гуманитарным дисциплинам для 5–9 классов

1. В зависимости от функционального назначения издания шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, для 5–6 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.1, для 7–9 классов — в табл. 9.1.2.

Для изданий 5–9 классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания, а также шрифты из группы медиевальных с наклонными осями округлых букв (например, гарнитуры типа "Таймс").
2. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.1.1, 9. 1.2.

3. Для 5–6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований, изложенных в табл. 9.1.1.

Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с табл. 9.1.1 в изданиях для 5–6 классов, табл. 9.1.2 в изданиях  для 7–9 классов.
Двухколонный набор для основного и дополнительного текста в изданиях для 7–9 классов разрешается только при соблюдении требований, изложенных в табл. 9.1.2.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее 63 мм, расстояние между колонками  — не менее 9 мм.
Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.

4. Тремя и более колонками разрешается размещать списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм.

5. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм
6. В текстовых таблицах изданий для 5–6 классов длина строки должна быть не менее 50 мм при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7–9 классов — не менее 32 мм при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
 
 
Таблица 9.1.1
Требования к шрифтовому оформлению текста изданий
по гуманитарным дисциплинам для 5–6 классов

и т.д.................


Функ-циональное назначение
Кегль,
пункты,
не
менее
Увели-чен­ие
Длина строки
Характеристика шрифта
интерлиньяжа,
мини-мальная
макси-мальная
группа
емкость,
начерта­ние
пункты,
не менее
ква-драты
мм
ква-драты
мм
 
зн./кв.,
не более
 
Учебники и учебные пособия
12
не регламент.
3 1/2
63
8 1/2
153
все группы
не регламент.
нормальное или широкое; светлое;
прямое

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.