На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование ключевых компетенций у младших школьников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 
Введение.  
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».  
 
I. Вопрос о ключевых компетенциях - предмет обсуждения во всем мире. 
Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»[1]. 
 
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. 
 
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. 
 
Прежде ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию. 
 
1970-1990 гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. 
 
Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности». 
 
1. Виды компетентностей, по Дж. Равену:    
    тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;    
    тенденция контролировать свою деятельность;    
    вовлечение эмоций в процесс деятельности;    
    готовность и способность обучаться самостоятельно;    
    поиск и использование обратной связи;    
    уверенность в себе;    
    самоконтроль;    
    адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;    
    склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;    
    внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;     самостоятельность мышления, оригинальность;    
    критическое мышление;    
    готовность решать сложные вопросы;    
    готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;     исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);    
    готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;     отсутствие фатализма;    
    готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;     знание того, как использовать инновации;    
    уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;    
    установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;    
    настойчивость;    
    использование ресурсов;    
    доверие;    
    отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;     способность принимать решения;    
    персональная ответственность;    
    способность к совместной работе ради достижения цели;    
    способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;    
    способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    
    стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;     готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;    
    способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;    
    способность эффективно работать в качестве подчиненного;    
    терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;    
    понимание плюралистической политики;    
    готовность заниматься организационным и общественным планированием.  
2. Понятия «компетенция» и «компетентность» 
Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни..  
 
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.  
 
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта 
 
Появилась необходимость определиться в самом понятии "компетенция” и "ключевая компетенция”. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.  
 
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.  
 
3. Составляющие элементы понятия "компетенция":      
    знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.     
    навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.      
    способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.      
    стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.        
    усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.  
 
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.  
 
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.  
 
4. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.  
 
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.  
 
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.  
 
5. Ключевые компетенции: европейский вариант 
Изучать:       
    уметь извлекать пользу из опыта;       
    организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;        организовывать свои собственные приемы изучения;        
    уметь решать проблемы;       
    самостоятельно заниматься своим обучением.    
Искать:       
    запрашивать различные базы данных;       
    опрашивать окружение;       
    консультироваться у эксперта;        
    получать информацию;       
    уметь работать с документами и классифицировать их.   
Думать:       
    организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;         
    критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; 
    уметь противостоять неуверенности и сложности;       
    занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;        видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;       
    оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;       
    уметь оценивать произведения искусства и литературы.   
Сотрудничать:        
    уметь сотрудничать и работать в группе;        
    принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;        
    уметь договариваться;        
    уметь разрабатывать и выполнять контракты.   
Приниматься за дело:        
    включаться в проект;        
    нести ответственность;        
    входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;        
    доказывать солидарность;        
    уметь организовывать свою работу;         
    уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.   
Адаптироваться:         
    уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;          доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;           
    показывать стойкость перед трудностями;         
    уметь находить новые решения.    
6. Ключевые компетенции  отечественного образования 
Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
    Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
    Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.   
    Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.   
    Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.  
    Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.  
    Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.   
    Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
7. Функции компетенций  в обучении.  
«Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.  
 
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
    отражать социальную востребованность на молодых граждан,
    подготовленных к участию в повседневной жизни;      
    быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;        
    задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;       задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;        
    быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;     
    соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;        
    представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
8. Компетенции  по своей значимости   
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:      
    ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;      
    общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;     
    предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
9. Динамика развития  предметной компетенции  
Каждая из общепредметных образовательных компетенций имеет сквозное воплощение во всех трех ступенях обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Чтобы определить реализацию общепредметной компетенции на каждой ступени, необходимо описать динамику развития соответствующей предметной компетенции для того или иного объекта изучаемой действительности. Выполнение данного этапа проектирования предполагает учёт того, что с течением времени обучения:
    увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов;    
    происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер;   
    компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.
10. Формирование ключевых  компетенций
 
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в  деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
 
Ценностно-смысловые компетенции  предполагают умения:    
 
формулировать собственные  ценностные ориентиры по отношению  к предмету и сферам деятельности;    
 
 владеть способами  самоопределения в ситуациях  выбора на основе собственных  позиций; уметь принимать решения,  брать на себя ответственность  за их последствия, осуществлять  действия и поступки на основе  выбранных целевых и смысловых  установок;    
 
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
 
Учебно-познавательные компетенции:    
 
 ставить цель и организовывать  её достижение, уметь пояснить  свою цель;    
 
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей  учебно-познавательной деятельности;    
 
задавать вопросы к  наблюдаемым фактам, отыскивать причины  явлений, обозначать свое понимание  или непонимание по отношению  к изучаемой проблеме;    
 
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
 
выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые  приборы и оборудование, владеть  измерительными навыками, работать с  инструкциями;
 
использовать элементы вероятностных  и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать  выводы;    
 
выступать устно и письменно  о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств  и технологий (текстовые и графические  редакторы, презентации);    
 
иметь опыт восприятия картины  мира.
 
Социокультурные компетенции:    
 
 владеть знаниями и  опытом выполнения типичных социальных  ролей: семьянина, гражданина, работника,  собственника, потребителя, покупателя;
 
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;    
 
определять свое место  и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
 
владеть культурными нормами  и традициями, прожитыми в собственной  деятельности;
 
владеть эффективными способами  организации свободного времени;   
 
иметь представление о  системах социальных норм и ценностей  в России и других странах; иметь  осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;    
 
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть  этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;    
 
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
 
Коммуникативные компетенции:    
 
уметь представить себя устно  и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;    
 
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;    
 
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно  вести учебный диалог;    
 
владеть разными видами речевой  деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;    
 
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;    
 
иметь позитивные навыки общения  в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
 
Информационные компетенции:     
 
 владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;    
 
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать  и отбирать необходимую для решения  учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;    
 
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них  главное и необходимое;
 
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам  СМИ;    
 
владеть навыками использования  информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;    
 
применять для решения  учебных задач информационные и  телекоммуникационные технологии: аудио  и видеозапись, электронную почту, Интернет.
 
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:    
 
 иметь опыт ориентации  и экологической деятельности  в природной среде (в лесу, в  поле, на водоемах и др.);    
 
знать и применять правила  поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном  ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;    
 
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического  самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;    
 
знать и применять правила  личной гигиены, уметь заботиться о  собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;    
 
владеть элементами психологической  грамотности, половой культуры и  поведения;    
 
 иметь многообразие  двигательного опыта и умение  использовать его в массовых  формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха  и досуга;    
 
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих  физических качеств. [2]
 
11. Особенности  учебной   деятельности младших школьников  принципиально отличаются от  особенностей учебной деятельности  учащихся средней школы. Поэтому  при переходе из начальной  школы в среднюю учащиеся часто испытывают затруднения. Кроме того, знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на индивидуальной модели педагогического процесса, часто оказываются несопоставимыми с реальными жизненными ситуациями. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения младших школьников: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях.
 
 
12. Компетентностный подход в УМК «Перспективная начальная школа»
 
В связи с этим мною используется УМК «Перспективная начальная школа», в котором определены цели образования, соответствующие требованиям Концепции  модернизации российского образования  на период до 2010 года, и который позволяет  применять компетентностный подход. 
 
 
В связи с этим мною используется УМК «Перспективная начальная школа», в котором определены цели образования, соответствующие требованиям Концепции модернизации российского образования, и который позволяет применять компетентностный подход. 
 
 
Коммуникативные компетенции:
 
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, с авторами учебников, вести переписку с  ними.internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвёртый ученик в классе. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение», «Естествознание. Обществознание» и «Технология».
 
К отличительным особенностям УМК ПНШ относится максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы  работы, в корпусе самого учебника, использование единой системы условных обозначений во всём УМК, систему перекрёстных ссылок между учебниками, использование единых сквозных героев (брата и сестры). Комплект рассчитан на малокомплектную школу, поэтому даны развёрнутые формулировки заданий вместе с указанием форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и другие). Именно ориентация на учащихся малокомплектной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы.[8]
 
Социокультурные компетенции:
 
применение на практике и  в жизни ЗУНов прописаны в Программе по каждому учебному предмету.
 
Курс «Русский язык»:    
 
 работа со словарями;    
 
соблюдение орфоэпических  норм;    
 
устное повседневное общение  со сверстниками и взрослыми с  соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание);    
 
написание записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением  речевого этикета.[8]
 
Курс «Литературное чтение»:    
 
 определение содержания  книги по её элементам;    
 
самостоятельное чтение книг;    
 
работа со словарями.[8]
 
Курс «Математика»:    
 
решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара при расчёте между продавцом  и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);    
 
вычислять площади земельных  участков прямоугольной формы с  проведением необходимых измерений.[8]
 
Курс «Окружающий мир»:    
 
 постоянно обогащать  жизненный опыт, решать практические  задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска  информации в словарях, справочниках, Интернете;    
 
выполнять правила поведения  в природе,    
 
рассказывать о родном крае, родной стране, столице.[8]
 
Курс «Технология»:    
 
поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том  числе с использованием компьютера) для решения различных задач;    
 
использование компьютерной программы для решения учебных  и практических задач;    
 
выполнение домашнего  труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);    
 
соблюдение правил личной гигиены и другое.[8]
 
Курс «Информатика»:    
 
поиск в текстах, на рисунках, в списках, в таблицах и деревьях информации, необходимой для решения  поставленной задачи;    
 
фиксация информации, собранной  путём наблюдений, опросов, полученной из книг;   
 
планирование бытовой  и учебной деятельности;    
 
безопасная работа с компьютером;    
 
создание творческих работ (мини-сочинения, рисунки) на компьютере.[8]
 
Ценностно-смысловые компетенции  предполагают умения:
 
Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при  работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
 
Курс «Технология», 4 класс:
 
Первоначальные умения проектной  деятельности (4 часа)
 
Сбор и анализ информации о создаваемом изделии с последующим  уточнением у учителя. Поиск и  построение плана деятельности, выбор  лучшего варианта, определение последовательности изготовления изделия, выбор средств  достижения поставленной задачи с последующей  конкретизацией учителем. Изготовление изделия под наблюдением учителя. Проверка изделия в действии. Представление и оценка результатов деятельности при участии учителя.
 
Варианты проектов: сборка моделей архитектурных сооружений из бумаги и картона и технических  устройств из деталей конструктора. [8]
 
Курс «Окружающий мир»:    
 
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с  целью наблюдения за изменениями  в природе. Опыт, доказывающий, что  лёд – это замёрзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лёд опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников зимой.(1 класс)
 
Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания  семян и развития растений. Опыт «Передвижение воды по стеблю от корня  к листьям» (2 класс).    
 
Экскурсия по родному краю:»Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы.(3 класс).    
 
Работа с гербариями –  классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания.(4 класс).[8]
 
Информационные компетенции 
 
В УМК ПНШ организована специальная работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом  и за его пределами. Используется единая для всего УМК система  условных обозначений. Значков довольно много, но учащиеся легко запоминают их, самостоятельно ориентируются в  учебном материале. Есть словари  разного назначения: Толковый словарь, «Пиши правильно», «Произноси правильно», Обратный словарь, словарь происхождения  слов. В учебнике «Литературное чтение» - «Музейный дом», где представлены картины художников.
 
 
Программой предусмотрено  использование ЗУНов в практической деятельности и повседневной жизни.
 
Курс «Литературное чтение»:    
 
Самостоятельный выбор книг в библиотеке;    
 
Определение содержания книги  по её элементам;    
 
Самостоятельное чтение выбранных  книг;    
 
Работы с разными источниками  информации (включая словари разного  направления).
 
Курс «Окружающий мир»:    
 
 Общение с родителями  и родственниками с целью получения  информации для составления генеалогического  древа (родословной семьи) (2 класс).    
 
Экскурсия в краеведческий, художественный  музей. (3 класс).    
 
Выступления с докладами  о растениях и животных природной  зоны родного края перед учащимися 2-3 классов. (4 класс).[8]
 
Курс «Информатика» и  «Технология»
 
учат приёмам работы с  клавиатурой и дополнительными  устройствами компьютера, их включению  и выключению, работе с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать  документ, выводить документ на печать)
 
Культуроведческая и природоведческие компетенции
 
Курс «Литературное чтение»  является базовым гуманита
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.