На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общая психология, ее структура. Основные методы педагогических исследований, их характеристика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?17
 
Федеральное агентство по образованию
 
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде

 

Кафедра финансов и банковского дела
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине
 
ПСИХОЛОГИЯ
 
 
Вариант 3.
 
 
Выполнил: Куклина Елена Сергеевна
                                      (Фамилия И.О.)
студент 1 курса, срок обучения 2года
группа № Фв-11 № зачетной книжки 111/02-153
специальность 080105 - Финансы и кредит
Подпись:__________________________________________
 
Преподаватель: Новоселова Анна Николаевна
                                         
Должность:________________________________________
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:__________________________________________
 
 
 
Вологда
2011
План работы:
1.      Общая психология, ее структура….………………………………………..
3
2.      Основные методы педагогических исследований, их характеристика….
 
Список использованной литературы…………………………………………..
 
Общая психология, ее структура.
Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homosapiens, выделяя в нем познавательные процессы и личность (рис 1).

 
Рис. 2. Структура общей психологии
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Общая психология включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.
Разделение понятий общей психологии на группы условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.[1]
Психология ощущений. Ощущение – это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.
Существует множество теорий ощущений, значимых своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. Рефлекторная теория доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепторе. Такие движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.
Выделяют следующие виды чувствительности:
    зрение как важнейший источник информации;
    слух, который тонко различает интенсивность, высоту и тембр звука, а также его длительность и пространственность;
    кожная чувствительность (осязание) включает три вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;
    вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопоставимо шире;
    обоняние выдщеляет шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практическое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.
Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется личность в целом.
Психология восприятий. Восприятие – это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.[2]
Основное свойство восприятия – это его предметность, которая сочетается со свойством целостности, а зачастую – осмысленности. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в известные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реальности нет, причем об одинаковом материале испытуемые находят и узнают разное. Идет проекция опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.
Образ восприятия обладает свойством обобщенности (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предметности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет относится к определенному разряду, обобщается с другими одноименными, возможны существенные индивидуальные различия. Обобщенность упорядочивает отраженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.
Третьим свойством восприятия является его константность, что относится к восприятию формы, цвета, величины предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции. Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспринимает ее круглой.Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении.
Психология внимания. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов. Внимание может быть направленно как на внешние объекты действительности (внешнее внимание), так и на свой внутренний мир (внутреннее внимание). Проявляется внимание как особое состояние всего организма, при котором изменяется внутренняя психическая деятельность, внешняя двигательная, а также активность работы мозга. На физиологическом уровне внимание обеспечивается возбуждением ретикулярной формации как механизма активации мозговой деятельности; индукцией нервных процессов и возникновением доминанты. Процесс возбуждения, возникающий в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях.
Основная функция внимания - установление связи субъекта с объектом, и обеспе-чение ясности и четкости отражения объекта. При отсутствии внимания изменяется и отчетливость содержания познавательной деятельности, направленной на данный объект.
Вторая функция внимания проявляется в том, что оно осуществляет селекцию и систематизацию перцептивных данных. Внешний мир бесконечен, а сознание человека ограничено. Внимание пропускает в сознание только наиболее важную информацию.
Третья функция - улучшение качества деятельности, на которую оно направлено.
Внимание обеспечивает полноту и глубину восприятия, памяти, мышления и воображения и выступает, таким образом, как условие успеха познания окружающей действительности. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. К основным свойствам внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.
Психология памяти. Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Учитывая значение памяти, можно сказать, что память – основа всего сознания.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Хранение следов памяти – это живой процесс их преобразования, актуализации, всплывания или стирания. Управляет этим процессом сам человек. Мы практически никогда не забываем то, что для нас важно и значимо, что соотносится с нашими мотивами, интересами и ценностями. В процессах забывания важную роль играет фактор возраста. Многие события детства (до трех лет) ребенок забывает, т.к. он еще не выделяет себя как личность, у него не сформирован образ-Я, он не оценивает свои действия и не придает им смысла. Исследования последних лет показали, что на самом деле эта информация не исчезает и может быть извлечена с помощью специальных методов, например гипноза. В школьные годы устанавливается связь процессов запоминания и забывания с учебными мотивами и познавательными интересами учащихся. У пожилых людей забывание касается в основном недавних событий или намерений.
Большое влияние на процессы забывания оказывают эмоции. Запоминается и длительно хранится в памяти все, что связано с направленностью личности, ее основными ценностями и установками. Связь между особенностями личности и памяти не является односторонней. В свою очередь память также оказывает влияние на личность и ее развитие. Память может оказывать на личность не только позитивное, но и негативное влияние. Сохранение в памяти отрицательного опыта неудач, унижения личности может отрицательно сказываться на самоотношении человека, снижать его самооценку.
Психология воображения.В человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.
Воображение – познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Сущность воображения в преобразовании мира. Этим определяется роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашивает, добавляет или изменяет некоторые детали.
Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям. В проблемных ситуациях человек использует и мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.
Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. При возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции.
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.
По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное не стимулирует человека к активным действиям, активное – это создание образов, которые впоследствии реализуются в действиях и продуктах деятельности.
Выделяются непроизвольное и произвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Произвольное – это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Выделяют также воссоздающее и творческое воображение, реалистическое и фантастическое воображение.
Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Основными процессами воображения являются анализ и синтез. Для воображения свойственны такие процессы, как преувеличение и преуменьшение реально существующих объектов, акцентирование, агглютинация.
Психология мышления. Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта.
Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит. Раскрывая природу мышления, А.Н. Леонтьев подчеркивал его принципиальное сходство по строению с практической деятельностью. Оно отвечает тем или иным мотивам, осуществляется с помощью действий и операций.
Мышление формируется вместе с развитием деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных. По стадиям  развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность
заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия.
Наглядно-образное мышление может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы.
Словесно-логическое мышление – высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Посредством мышления человек решает различного рода задачи – теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление.
По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление.
Выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического – получение правильного познания окружающего мира, при аутистическом мышлении содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия.
В мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления – характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или осознанно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов.
Психология речи. Речь – это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями.
Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет.
Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом.
Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно.
Четвертая функция речи – это функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики.
Речь можно классифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю. Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по признаку ее физического исполнения.
Разновидности устной речи:
1.       Аффективная речь – самая простая и ранняя форма, побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. Это речь по типу междометий, не требующая сложных грамматических конструкций и богатой лексики.
2.       Диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. какое-либо общение. Психологически важно то, что диалог реализуют всегда конкретные, живые люди, поэтому особенности диалогической речи обуславливаются психологическими особенностями ее исполнителей.
Письменная речь формируется у ребенка позже устной, на их основе и является психологически самой сложной. Письменная речь требует от исполнителя наличия осознанных, смыслообразующих мотивов, развернутости и четкости мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка. Это не просто речь как общение, а сложный, комплексный вид психической, интеллектуальной, деятельности.
Психология эмоций. Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными (радость, восторг, симпатия), а в виде неудовольствия – отрицательными (страх, гнев, ненависть).
Эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компоненты эмоции ослабевают, и возвращается спокойное состояние.
Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяется поведение, движения, речь. Хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение и др.
Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности. Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы. Аффекты, хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, т.к. они образуют целостный синдром эмоциональных и поведенческих реакций и имеют длительное последействие. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента. В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний.
В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обуславливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств.
Способности в психологии личности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека. В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.
Одаренность – качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической деятельности.
Высокая степень одаренности называется талантом.
Гениальность – это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем, иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним.
Психология мотивации. Мотив – это предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии – это реальность субъективная, отраженная; часть психологического образа мира, выполняющая особые функции.
Основные психологические функции мотива:
1.       Мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически.
2.       Придание направленности производимой деятельности.
3.       Смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Человека называют существом, ориентированным на смысл, если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает.
Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, у человека в голове нет мотива. Мотив представлен в сознании опосредствовано, в виде смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый мотив придает личностный смысл деятельности человека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. Но реальным побудителем, задающим результативность деятельности, является другой мотив – неосознанный, более прагматический. Такие мотивы будут находиться в противоречии, осознание которого означает некий этап в формировании мотивационной сферы личности.
Психология темперамента. Темперамент – система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру. Выделяют следующие компоненты темперамента:
1.                  Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, воздействию на мир и на самого себя. Это мера внутренней «предрасположенности» человека к самовыражению и самореализации в других людях и деятельностях.
2.                  Динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телесной моторики, в том числе речевой.
3.                  Динамические особенности эмоциональности. Выделяют три показателя динамики эмоциональности:
?       впечатлительность, как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания;
?       импульсивность, показатель быстроты экспрессии переживания;
?       лабильность - показатель скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку.
Сангвиника отличает высокая психическая активность, выраженность моторики и динамических свойств эмоциональности, отчего переживания неглубоки, легко сменяемы. Холерический темперамент также характеризуется высокой энергичностью, стремительностью, резкостью и выраженностью эмоций, которые недостаточно уравновешенны, не пластичны. Для темперамента флегматика свойственна низкая активность поведения, затруднения в переключениях, медлительность, спокойствие моторики и переживаний, ригидность. Меланхолический темперамент связывают с низкой активностью поведения, со сдержанностью моторики и речи, с глубиной переживаний и замкнутостью, преимущественной направленностью «вовнутрь».
Каким бы типом ни назывался темперамент, его конкретные проявления могут быть глубоко индивидуальны, потому что психология личности существует как нечто целостное.
Психология характера. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер – одна из главных составляющих индивидуальности. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и восприятия по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.
В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность – более высокая инстанция, чем характер. У каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи черты, общие с другими людьми.
Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание.
Психология воли. Воля – специфически человеческое качество. Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля – продукт общественно исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний.
Овладение волевыми действиями дает возможность человеку преодолевать ограничивающее влияние наличной ситуации, строить и воплощать в жизнь долгосрочные планы, обрести контроль над своим поведением.
Осуществление волевых действий вызывает у человека разнообразные эмоции: в случае достижения успеха – положительные, в случае неудачи– отрицательные, например, страх перед трудностями. При повторных и длительных неудачах у человека возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя. Воля здесь проявляется в том, чтобы научиться справляться с отрицательными эмоциями. Умение владеть собой, своими эмоциями и действиями, способность сдерживать проявления, мешающие достижению цели, характеризуют такие волевые качества, как выдержка и самообладание.
 
Основные методы педагогических исследований, их характеристика.
Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Их принято подразделять на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы. Едва ли не самым распространенным из них является метод наблюдения. Это — непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по стимулированию познавательной активности учащихся.
Существует несколько видов наблюдений. Прежде всего, это наблюдение непосредственное и опосредованное, где действует сам исследователь или его ассистенты, либо факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Далее выделяются сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде, от их начала до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.
Этот метод позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние процессы остаются для наблюдений недоступными.
Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутств
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.