На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Внимание как особое свойство человеческой психики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 
1. Понятие о внимании 3
2. Функции и виды внимания 5
3. Переключение внимания 9
4. Распределение внимания 11
Список используемой литературы 13
 
 


1. Понятие о  внимании
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1) концентрация внимания  выражается в степени сосредоточенности  на  объекте;
2) устойчивость характеризуется  длительностью сосредоточенности,  умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
3) объем внимания характеризуется  количеством одновременно воспринимаемых объектов;
4) распределение - способность  одновременного выполнения нескольких  действий;
5) переключение - способность  менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.
Наиболее важны для  работы параметры концентрации и  устойчивости.
Формы проявления внимания:
 
Внимание направлено на:
движение 
моторное 
мышление 
интеллектуальное 
восприятие 
сенсорное

 
Параметры:
концентрация 
устойчивость 
объем
распределение
переключение 

Типы:
характеризуется
непроизвольное 
отсутствием целенаправленного  волевого акта
произвольное 
наличием целенаправленного  волевого акта
послепроизвольное
целенаправленностью, но отсутствием  волевых усилий

 
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно  и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы.
Поэтому в каждый отдельный  момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.
 
2. Функции и  виды внимания
Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для осуществления  других психических процессов обусловлена  определенными его функциями, в числе которых следует указать следующие:
– селективная функция, проявляющаяся  в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет  реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;
– прогностическая, или планирующая  функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;
– контролирующая функция  внимания заключается в его направленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.
Функции внимания:
- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
- способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
определяет точность и  детализацию восприятия,
- определяет прочность, и избирательность памяти,
- определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
- является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
- выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
- для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
- в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
- о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
- внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются - природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать  на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное  внимание складывается прижизненно  в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных  средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения  человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность  или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями  или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления  или лица завладевают нашим вниманием  и приковывают его на время  к себе. Это первичная форма  внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое произвольное вниманием - это сознательно  направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно  избирает объект, на который оно  направляется. Этот термин служит для  обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается  до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих  сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому, носит всегда опосредованный характер.
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное - как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас  факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями - объектом, оно включает и элементы пассивности. И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно - волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.
Различая произвольное и  непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.
С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено  непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой  непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно  направили наше внимание, приобретает  для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в  непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для  правильного теоретического отображения  реального протекания процессов  внимания и для практической правильной организации работы, в частности  учебной.
В психологической литературе Титченер отметил переход произвольного  внимания в непроизвольное, когда  наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием  он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует  переход от произвольного снова  к непроизвольному первичному вниманию. Эта стадия называется также послепроизвольным  вниманием.
Но, по мнению С.Л. Рубинштейна  она представляет все же разновидность  произвольного внимания, - хотя для  поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий - потому что  оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это - а не наличие большего или меньшего усилия - является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.
Наконец, можно различать  чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При  чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное  впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
 
3. Переключение  внимания
Переключение внимания —  это перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой. Отмечают два вида переключения: перенос внимания с одной деятельности на другую (например, после прослушанной лекции студенты выполняют самостоятельную письменную работу) или движение внимания в русле одной деятельности (например, чтение книги и одновременное составление в уме кратких тезисов прочитанного).
Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания:
1.  Переход обусловлен требованиями деятельности.
2.  Необходимость включения в новую деятельность.
3.     В целях отдыха.
Переключение бывает:
1) полное (завершенное);
2)  неполное (незавершенное) — в том случае, когда человек перешел на другую деятельность, а от первой еще не отвлечен и частично ею поглощен.
Легкость и успешность переключения внимания зависит следующих условий:
1. Отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью.
2.  Завершенности предшествующей деятельности либо ее незавершенности.
3. Отношения субъекта  к той или иной деятельности (чем интереснее деятельность, тем  легче на нее переключиться, и наоборот).
4.  Индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы человека, индивидуального опыта и др.).
5.  От значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением  внимания выделяются отвлечения —  непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Переключаемость внимания относится к числу хорошо тренируемых качеств.
Очевидно, что переключаемость  внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для  другого необходимо время и затрата  определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит  от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между  содержанием предшествующей и последующей  деятельности, а также отношение  к ним: чем более значима и  интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима  л менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.  
В психологии существуют несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методы Шульте и всевозможные его модификации.
 
4. Распределение  внимания
Распределение внимания —  это рассредоточение его в  одно и то же время на несколько  объектов. Это возможно только в  том случае, если самое важное находится  в центре внимания, а менее существенное — на периферии. Например, не составляет труда следить за актерской игрой  на сцене, воспринимать текст, произносимый актерами при одновременном применении спецэффектов. Но гораздо труднее при написании текста одновременно контролировать смысл, грамотность, композиционное построение и оформление рукописи.
Распределение внимания —  это способность человека удерживать в центре внимания определенное число  разнородных объектов одновременно, то есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимание —  это такое свойство внимания, которое  обеспечивает возможность успешного  одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Возможность распределения внимания зависит от следующих условий:
- трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей;
- легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятельность; для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности необходимо один вид деятельности довести до автоматизма.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному  вниманию формируется в процессе овладения деятельност
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.