На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский ГОсударственный
университет экономики и финансов»
 
Факультет ____ ФФК и МЭО________________________________________
Кафедра______Оценка бизнеса_________________________________________
 
 
 
 
К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А
по курсу «Финансы организаций (предприятий)»
 
 
 
Студента  __4___ курса ___438__  группы _
_Гончаровой Елены Васильевны
 
 
На тему «Финансовые методы оценки эффективности инвестиционных проектов»
 
 
 
 
Специальность __________________________________________
Научный руководитель:___Барсукова Т.В._
ассистент кафедры «Финансы»_
 
 
 
Оглавление
Введение
Глава 1 Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре.             
1.1 Основное понятие инвестиций             
1.2 Классификация инвестиций
1.3 Источники осуществления инвестиционной деятельности             
1.4 Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры
Глава 2 Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных проектов.
2.1 Особенности инвестиционных  проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности.
2.2 Основные показатели оценки эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов.
2.3 Оценка эффективности инвестиционного проекта строительства Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербург, осуществляемого на концессионной основе             
2.4 Управление рисками инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры

 

 


Введение

Одной из важнейших сфер деятельности любой предпринимательской фирмы является инвестиционная деятельность. Финансовые ресурсы предприятия направляются на финансирование текущих расходов и на инвестиции.
Решения о целесообразности реализации того или иного инвестиционного проекта при выборе оптимального варианта инвестирования не мо­гут приниматься интуитивно, поскольку цена возможных ошибок слишком высока. Причем вероятность финансовых потерь или даже банкротства компании может существенно увеличиться не только по причине принятия необоснован­ных инвестиционных решений, но и вследствие отказа от реализации объективно необходимых и экономически оправ­данных проектов.
     Актуальность  и недостаточная научная разработанность проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры на основе механизма концессионных соглашений определили выбор темы, цели и задачи курсовой работы.
     В связи с относительно недавним появлением концессионного механизма в современной российской практике рассматриваемая проблематика требует постоянного научного анализа, разработки соответствующих теоретических обоснований и поиска новых решений, использующих современные достижения экономической науки, обобщения передовой отечественной практики и зарубежного опыта.
Цель  и задачи курсовой работы
     Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности инвестиционных проектов.
     В соответствии с указанной целью  были поставлены следующие задачи:
?      оценить возможность применения концессионных соглашений как формы частно-государственного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры
?      раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры
      Объектом  исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере транспортной инфраструктуры.
Предметом исследования является методология оценки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере транспортной инфраструктуры на основе концессий.
Теоретической и методологической основой исследования служат: теоретические исследования российских и зарубежных ученых по вопросам инвестиционного обеспечения развития инфраструктуры, частно-государственного партнерства, в том числе осуществляемого в форме концессионных соглашений, оценки эффективности инвестиционных проектов и управления рисками их реализации. 
    Вопросы оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры с применением механизма концессионных соглашений являются гораздо менее разработанными. Здесь следует упомянуть труды таких ученых, как Варнавский В.Г., Зворыкина Ю, Жан-Ив Перро, Готье Шателю, Йескомб Э.Р., Ирвин Т.
     Информационной базой курсовой работы послужили научные и статистические источники, нормативные акты, материалы научных конференций, статьи и публикации в периодических специализированных изданиях, учебных пособиях, а также данные, размещенные в сети Интернет.
        
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, иллюстрирована необходимыми аналитическими таблицами, рисунками и схемами.
 

Глава 1 Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре.

1.1 Основное понятие инвестиций

Определение инвестиций дано в Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» М 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. В соответствии с этим Законом инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции (капитальные вложения)—совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как:
-расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
-приобретение новых предприятий;
-диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.
Предпринимательские фирмы могут осуществлять инвестиции в различных формах, так как существует достаточное многообразие объектов инвестиций.


1.2 Классификация инвестиций

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам. Главным признаком классификации является объект вложения капитала на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.
По характеру участия фирмы в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. Чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.
В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности. Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.
На схеме 1 представлены основные виды инвестиций.
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 1. Виды инвестиций
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


1.3 Источники осуществления инвестиционной деятельности

Для фирм источниками осуществления инвестиционной деятельности могут служить:
- собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора, которые включают в себя первоначальные взносы учредителей в момент организации фирмы и часть денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, т.е. за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и т.п.;
- заемные финансовые средства инвестора, в качестве которых выступают банковский кредит, инвестиционный налоговый кредит, бюджетный кредит и другие средства;
- привлеченные финансовые средства инвестора, средства, получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов юридических лиц и работников фирмы;
- денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из централизованных инвестиционных фондов, концернов, ассоциаций и других объединений предприятий;
- инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик и прочих субъектов Федерации в составе РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов. Эти средства выделяются в основном на финансирование федеральных, региональных или отраслевых целевых программ. Безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращает их в источник собственных средств;
- средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений в денежной форме международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности, частных лиц. Привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей и внедрение передовых научно-технических достижений.
В зависимости от того, какие источники финансирования привлекает фирма для финансирования своей инвестиционной деятельности, выделяют три основные формы финансирования инвестиций:
?      Самофинансирование – это финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Данная форма финансирования обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности.
?      Кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций. Особенность заемного капитала заключается в том, что его необходимо вернуть на определенных заранее условиях, при этом кредитор не претендует на участие в доходах от реализации инвестиций.
?      Долевое финансирование или смешанное представляет собой комбинацию нескольких источников финансирования. Это самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, она может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов.
При выборе источников финансирования инвестиционной деятельности вопрос должен решаться фирмой с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала, эффективности отдачи от него, соотношения собственного и заемного капитала, определяющего уровень финансовой независимости фирмы, риска, возникающего при использовании того или иного источника финансирования, а также экономических интересов инвесторов.
К внешним источникам относятся: ассигнования из государственного бюджета различных фондов поддержки предпринимательства на безвозвратной основе; иностранные инвестиции; различные формы заемных средств на возвратной основе.           
Внутренние источники инвестиций. Традиционно в России  финансирование  капитальных  вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников.  Можно предположить, что  и  в  дальнейшем  они  будут играть решающую роль,  несмотря на  активизацию привлечения  иностранного капитала. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. 
Инвестиционный проект представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную, в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
 
 
 
 
 

1.4 Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры

             
     Инвестиции в отрасль инфраструктуры востребованы. Однако, основная  проблема заключается в том, что  привлекать инвестиции в отрасли  инфраструктуры теми же методами, что  и в другие отрасли, невозможно. Это объясняется особенностями данной сферы экономики. Эффективность функционирования инфраструктурных отраслей определяется, прежде всего, не размером полученной прибыли, а повышением качества услуг, предоставляемых бизнесу и населению.     Следует подчеркнуть, что значительная часть объектов инфраструктуры имеет социальное значение и призвана удовлетворять интересы всех категорий населения, в том числе и той их части, которая не может заплатить за ее использование. Поэтому далеко не каждый проект (например, строительство общественных дорог, коммунальных объектов) может быть профинансирован за счет частного капитала. В связи с социальной значимостью вопроса, создание и модернизация объектов инфраструктуры возможны только при непосредственном участии государства. В то же время государство не имеет достаточных ресурсов для создания и модернизации всех инфраструктурных объектов в связи с ограниченностью средств, имеющихся в его распоряжении.
     Вместе  с тем, с задачей обновления парка  оборудования, сокращения удельных расходов, внедрения новых управленческих решений частный сектор справляется, как правило, эффективнее, чем государственный. Именно поэтому, во всем мире проекты в сфере инфраструктуры реализуются с помощью частно-государственного партнерства (далее - ЧГП).
В настоящее время в Российской Федерации наибольшее распространение нашли применение следующие формы государственно-частного партнерства:?1) финансирование из Инвестиционного фонда РФ;?2) концессии;?3) особые экономические зоны;?4) венчурное финансирование.
       Основной принцип концепции ЧГП состоит в том, что государство определяет, в модернизации и возведении каких объектов инфраструктуры оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.
     В международной практике частно-государственное партнерство может принимать различные формы: контрактные отношения, лизинг, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, концессионные соглашения. Формы, в которых реализуется ЧГП, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, капитальные вложения, коммерческий риск, а также длительностью сотрудничества и тем, кому принадлежит имущество.
     Содержание концессионных отношений предполагет такую форму  партнерства для решения общественно значимых задач, при которой бизнес обладает наибольшей самостоятельностью в хозяйственной деятельности. При этом государство (концедент) принимает на себя часть рисков концессионера, что является одной из главных характеристик концессий. Кроме того, по сравнению с другими формами ЧГП, для концессионного соглашения характерны наиболее длительные сроки реализации, что особенно важно для его использования в отраслях инфраструктуры.


Глава 2 Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных проектов.

2.1 Особенности инвестиционных  проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности.

     Ценность  концессионного соглашения для государства  очевидна - это возможность переложить на частного инвестора финансовое бремя или его часть по выполнению государственных функций и соответствующие риски. Заинтересованность бизнеса в концессиях проявляется в том, что концессионер:
•     получает в долговременное владение и пользование государственные активы, часто на льготных условиях платы за концессию;
•     осуществляя инвестиции, имеет определенные гарантии их возврата, так как государство, являясь партнером концессионера, берет на себя определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельности;
•     обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность бизнеса  во время действия срока концессии;
•     за счет партнерства с государством получает гарантированный рынок сбыта для продукции, реализуемой на основе концессионного соглашения.
     Таким образом, именно концессионная форма  привлечения капитала является наиболее эффективной при реализации долгосрочных проектов в сфере инфраструктуры.
     В настоящее время партнерство на основе концессий в сфере инфраструктуры успешно используется более чем в 120 странах мира: как в развитых, так и в развивающихся. По данным исследований, проведенных компанией PriceWaterhouseCoopers среди стран Европейского союза, в 2004-2005 гг. было заключено более 200 сделок в сфере ЧГП на сумму более 52 млрд. долл. Так, например, во Франции степень участия частного сектора во всех инфраструктурных отраслях достаточна велика. Действуют более 20 000 договоров с частными операторами, при этом 75% дорожной сети построено на базе концессий (табл. 2).1
     Таблица 2 Частно-государственное  партнерство во Франции (концессии)
Сектор
Стоимость проекта (млрд. евро)
Участие частного сектора, %
Платные автодороги
6
~100%
Автостоянки
0,8
59%
Городской транспорт
8,6
16%
Водоснабжение и канализация
11,4
71%
Утилизация  городских отходов
5,7
73%
Районное  теплоснабжение
0,9
93%
 
 Практическое  применение концессионного механизма  в РФ определено в Федеральном  законе от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», однако в нем не определено понятие “концессия”, что не соответствует мировой практике, где соответствующие законы базируются на понятии “концессия” (Филиппинский закон “О частном финансировании”, Аргентинский закон “Об общественных работах”, Закон Республики Молдова “О концессиях”, и т.д.). При этом согласно законодательству зарубежных стран концессионное соглашение может заключаться в отношении и объектов недвижимости, и объектов в сфере недропользования, в то время как в российском законодательстве возможность заключения концессионных соглашений распространяется только на инфраструктурные объекты
В работе определены следующие особенности инвестиционных проектов по строительству платных автомагистралей, оказывающие непосредственное воздействие на методику оценки эффективности рассматриваемых проектов:
•     масштаб проекта и потребность в крупных стартовых капиталовложениях, которые невозможно растянуть на длительный срок;
•     поэтапное возведение инфраструктурного объекта;
•     длительный период окупаемости инвестиций;
•     высокий риск неполучения прогнозируемых доходов в связи с наличием альтернативных путей объезда и мало предсказуемой готовностью потребителя платить за доступ к традиционно бесплатному объекту инфраструктуры;
•     влияние на экономику страны в объемах, многократно превышающих доходы, полученные от непосредственной эксплуатации объекта. Например, благодаря новому инфраструктурному объекту может произойти активизация экономической жизни региона, созданы дополнительные рабочие места и др. Иными словами, инвестиционным проектам в сфере транспортной инфраструктуры свойственно мультипликативное воздействие на экономику региона и страны в целом.


2.2 Основные показатели оценки эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов.

     Для решения практических вопросов обоснования эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов, применяются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (далее – «Методические рекомендации»), утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21.06.1999 г. В «Методических рекомендациях» в общем виде представлен метод дисконтированных денежных потоков, который может использоваться в качестве базового подхода к обоснованию эффективности проектов, однако при решении конкретных задач необходимо дополнительно учитывать уникальность каждого инвестиционного проекта.
При использовании метода дисконтированных денежных потоков для оценки инвестиционных проектов строительства объектов дорожной сети, реализуемых на основе концессионного механизма, необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
?      порядок определения сальдо денежного потока, требуемой доходности капитала, объема инвестиций и других показателей меняется в зависимости от того, какой из видов эффективности рассчитывается;
?      период прогнозирования денежных потоков определяется параметрами проекта. Для проектов, реализуемых на основе концессий, не рекомендуется, чтобы расчетный период был меньше срока действия концессионного соглашения;
?      применение текущих и прогнозных цен при моделировании денежных потоков проектов, реализуемых на условиях концессионных соглашений, нецелесообразно, и расчет показателей следует производить в дефлированных ценах;
?      учет влияния рисков, связанных с реализацией проекта на его эффективность;
?      обязательный учет возможных косвенных эффектов, порождаемых реализацией проекта.
 
Для оценки эффективности инвестиционного проекта, являющегося реципиентом косвенных эффектов, возникающих при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов (далее – ИИП), в работе метод дисконтированных денежных потоков дополнен финансовой моделью учета косвенных эффектов. Модель рассматривается на примере строительства Западного Скоростного Диаметра в г. Санкт-Петербург, являющегося типичным проектом по возведению платной автомагистрали на основе механизма концессионных соглашений.
Модель позволяет определить наиболее существенные последствия, возникающие при реализации проекта строительства объекта транспортной инфраструктуры. При этом помимо денежных потоков, генерируемых непосредственно проектом, в составе суммарного денежного потока в формализованном виде отражаются притоки или оттоки денежных средств, порождаемые косвенным воздействием проекта на экономику страны.
В качестве критериев финансовой эффективности инвестиционного проекта используются следующие показатели:
?      чистая приведенная стоимость;
?      внутренняя норма доходности;
?      период окупаемости инвестиционного проекта;
?      удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта.
Под чистый приведенный стоимостью инвестиционного проекта в рамках рассматриваемой проблемы понимаются приведенные к моменту времени «О» с использованием средневзвешенной стоимости капитала прогнозные размеры свободных денежных потоков инвестиционного проекта в период (О, Т) и прав собственности на бизнес в момент времени «Т».?Чистая приведенная стоимость – NPV (Net present Value) определяется по формуле:?,     (1)?где FCFt – свободный денежный поток в период t; ?FCFo – свободный денежный поток на начало реализации инвестиционного проекта; ?WACCt – средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект на начало периода t в годовом исчислении; ?VT – оценка стоимости активов, созданный в ходе осуществления инвестиционного проекта на момент времени Т выражается в оценке стоимости прав собственности на бизнес в момент Т; ?Т – момент времени, ограничивающий срок прямого прогнозирования свободных денежных потоков инвестиционного проекта.
Средневзвешенная требуемая доходность капитала, инвестированного в инвестиционный проект, на начало периода t – WACCt –  рассчитывается следующим образом:?,      (2)?где  – средневзвешенная стоимость собственного капитала инвестиционного проекта, включая средства инвестиционного фонда, на начало периода t; ? – средневзвешенная стоимость заемных источников капитала инвестиционного проекта на начало периода t; ?Е – величина собственного капитала на начало периода t; ?Д – величина заемных источников капитала на начало периода t.?    (3)?где N – число инвесторов-участников инвестиционного проекта на начало периода t, t = 1...Т; ? – чистая (за вычетом изъятий) сумма инвестиций, осуществленных i-м инвестором-участником на начало периода t с начала реализации инвестиционного проекта (сумма оплаченного уставного капитала, принадлежащего i-му инвестору-участнику на начало периода t); ?е – требуемая i-м инвестором-участником доходность инвестиций на начало периода t.?,   (4)?где N – число кредиторов инвестиционного проекта на начало периода t; ?D – чистая (за вычетом возврата) сумма кредитов, выданных  i-м кредитором на начало периода t (сумма задолженности оператора инвестиционного проекта перед i-м кредитором на начало периода t); ?d – требуемая i-м кредитором процентная ставка по выданным i-м кредитам на начало периода t. 
Инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала инвестиционного проекта за период.

2.3 Оценка эффективности инвестиционного проекта строительства Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербург, осуществляемого на концессионной основе

 
Применение  модели учета мультипликативных  эффектов повышает качество принимаемых  инвестиционных решений, снижая риски  отказа инвесторов от потенциально эффективных проектов. В таблице 3 приведено сравнение основных показателей эффективности, рассчитанных для участников проекта строительства Западного Скоростного Диаметра с учетом и без учета косвенных эффектов:
     Таблица 3 Основные показатели эффективности участников проекта по строительству Западного Скоростного Диаметра в г. Санкт-Петербург.
Показатель эффективности 
Концессионер
Концедент
Без учета косвенных эффектов
С учетом косвенных  эффектов
Чистый  дисконтированный доход, млн. руб.
2255
-6 377
64 129
Индекс прибыльности инвестиций
1,06
0,83
2,71
Срок  окупаемости (лет)
24
30
10
Внутренняя  норма доходности, %
10,18%
4,54%
18,24%
 
Особенностью анализа инвестиционных проектов на основе метода дисконтированных денежных потоков является разработка одного или нескольких сценариев реализации проекта, из которых могут выбираться наиболее вероятный или усредненный вариант, а затем по зафиксированным исходным параметрам производится расчет эффективности. Предполагается, что условия реализации проекта в прогнозном периоде не будут существенно меняться. При этом не учитывается фактор управленческой гибкости, то есть возможности в ходе реализации проекта реагировать на изменяющиеся внешние условия. Указанный недостаток в значительной степени позволяет устранить метод реальных опционов (ROA-Real Options Analysis).
                      Отметим, что инфраструктурные инвестиционные проекты, реализуемые на основе концессионного механизма, жестко регламентированы договорными отношениями и имеют заранее определенный график работ и объем производства. В силу этого такие проекты не содержат традиционных опционов (на расширение, на отсрочку или ожидание,  на отказ от проекта или выход из бизнеса), а участники проекта не могут гибко реагировать на изменяющиеся рыночные условия. Однако с учетом специфики инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры можно выделить еще один вид опциона – опцион на выбор способа получения доходов по проекту.
Учитывая, что характерной особенностью проектов в сфере транспортной инфраструктуры является низкая достоверность прогнозируемых доходов, существенные изменения, влияющие на поток доходов по проекту, могут произойти уже к моменту начала эксплуатации объекта. Подобная неопределенность создает дополнительные риски для участников концессионного соглашения, особенно для концессионера, который, как правило, несет риск спроса на платный объект инфраструктуры. Для обеспечения большей заинтересованности концессионера в реализации инфраструктурного инвестиционного проекта концессионным соглашением может быть предусмотрена возможность выбора способа его участия в проекте после ввода в эксплуатацию рассматриваемого объекта. В зависимости от существующего спроса на момент ввода объекта в эксплуатацию концессионер может получить от концедента возмещение понесенных расходов, компенсирующих полностью или частично его участие в проекте, либо компенсировать свои затраты за счет поступлений от потребителей.
Если  конъюнктура рынка такова, что  спрос оказался намного ниже запланированного уровня, для концессионера наилучшим  вариантом будет получить минимальный  доход, гарантированный концедентом. Если, наоборот, спрос достаточно высок и платежеспособен, то участие концессионера в сборе платы за эксплуатацию объекта инфраструктуры позволит ему не только вернуть вложенный капитал, но и получить прибыль от участия в проекте.
Доказано, что для оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры в случае высокой степени неопределенности запланированных поступлений по проекту следует применять метод реальных опционов. Выявлено, что для рассматриваемой группы проектов характерно наличие реального опциона, сущностью которого является возможность выбора формы получения доходов по проекту.
               Для концедента наличие такого опциона в концессионном соглашении, с одной стороны, представляет собой частичное принятие риска неполучения доходов по проекту. С другой стороны, для него принципиально важно, чтобы инфраструктурный проект был реализован.
     Сравнительный расчет эффективности без опциона и с учетом исполнения опциона для типичного проекта строительства платной автомагистрали на основе концессионного соглашения показал целесообразность применения данного метода при оценке инфраструктурных ИИП, реализуемых на основе концессионных соглашений. Как свидетельствуют данные таблицы 4, исполнение реального опциона позволяет перераспределить риски в пользу участника, имеющего наибольший запас финансовой прочности.
     Таблица 4 Эффективность участия в проекте строительства Западного скоростного Диаметра в г. Санкт-Петербург без опциона и с учетом исполнения реального опциона
                                                                                                               (млн. руб.)

и т.д.................


Методика расчета ЧДД
Участники проекта
Концедент

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.