На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Консультирование неполных семей как метод социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра технологий социальной работы
 
 
 
 
 
 
Консультирование неполных семей как метод социальной работы
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                             Выполнила
                                                                                             студентка 531 группы
                                                                                            социальная работа
                                                                                           Загайнова А. Н.
                                                                                             Дата          Подпись
 
                                                                                              _______          _______
 
                                                                                             Проверила
                                                                                             Старший преподователь
                                                                                             Кафедры технологии
                                                                                             Социальной работы
                                                                                             Королёва С. В.
                                                                                             Дата          Подпись
 
                                                                                                                                   
 
 
                                                                                                      
 
                       
 
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение......................................................................................................................2
Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования.....................5
1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность.........................................5
1.2 Неполная семья как объект социальной работы.........................................18
Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания населения по социальному консультированию......................................................29
2.1 Диагностика проблем неполной семьи........................................................29
2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполных семей....................................................................................................................33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………44
Приложение……………………………………………………………………….48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Актуальность : Актуальность данной темы состоит в том, что консультирование как помогающая стратегия в анализе проблем клиента, вносящая прояснение в конфликтные ситуации, приобретает все больший социально-психологический спрос среди российского населения.
Консультирование как технологический способ решения социальных задач – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.
    Проблема исследования : каковы методы и формы семейного консультирования
     Объект : организация социального консультирования неполных семей
     Предмет : содержание социального консультирование неполных семей
     Цель : проанализировать деятельность центра по социальному консультированию неполных семей.
     Задачи : 1. Изучить социальное консультирование, его понятие и сущность.
                   2. Изучить неполную семью, как объект социальной работы.
                   3. Диагностика проблем неполных семей.
                   4. Деятельность социального работника по консультированию неполных семей в территориальном центре социального обслуживания населения.
      Методы исследования : Анализ литературы, наблюдения, диагностические методы, анкетирование, различные виды опросов.
      Структура работы : курсовая работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические аспекты социального консультирования
1.1 Социальное консультирование, понятие и сущность
     Социальное консультирование как метод в нашей стране только начинает развиваться. Имеется два подхода к характеристике консультирования, которые дополняют друг друга.
В первом подходе рассматривается функциональный взгляд на консультирование. Э. Фриц: "Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это".
     Занимаясь консультированием, мы каждый раз пытаемся изменить или улучшить ситуацию, но непосредственно не руководим выполнением. С точки зрения этой позиции консультанты являются помощниками в решении какого-либо вопроса.
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать.
     Социальное консультирование – это консультативная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить социальные проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и содействуют, при необходимости, выполнению решений.
Эти подходы рассматривают социальное консультирование как профессиональную службу или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь [18].
   Социальное консультирование можно рассматривать как одно из направлений управленческого консультирования, предлагая консультационные услуги по вопросам управления кадрами, их обучения, профориентации, набора кадров, адаптации, кадровой политики, диагностики персонала, анализа межличностных отношений, диагностики здоровья и повышения трудоспособности: повышения мотивации, оценки и аттестации и т. д.
 
    В социальном консультировании выделяют ряд принципов, которых придерживается консультант в работе с клиентом (согласно Ю. Е. Алешиной)
[2] .
1. Принцип профессионализма и компетентности.
2. Принцип доверительности.
3. Принцип конфиденциальности.
4. Принцип результативности.
    Данных принципов придерживаются в своей работе не только консультанты, но и другие специалисты, работающие с людьми.
   Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента. Во время выполнения задания консультант предоставляет свои знания и опыт в распоряжение клиента, его задача – найти наилучшее решение в интересах клиента.
I. Профессиональный подход – помочь клиенту понять, как он может сам себе помочь, – основная задача консультанта.
  Консультант – это профессионал, обладающий определенным объемом знаний, навыков и умений, которые он приобрел с помощью системы профессионального обучения и тренировки, практической работы. И эти знания и опыт он предоставляет в распоряжение клиентов.
     Компетентность консультанта – это основа его профессионального подхода к решению проблемы. Он должен обладать теми знаниями и умением, которые необходимы данному клиенту.
     Консультант должен хотеть и быть способным критически оценивать свои собственные знания и умения, рассматривая новое задание.
     Можно выделить пять элементов профессионализма:
1)  социальные знания и методы;
2)  соответственно подготовленные опытные кадры;
3)  совокупность стандартов для обеспечения выполнения работ на профессиональном уровне;
4)  заинтересованность консультанта и клиента в совместной работе;
5)  наличие специализированных организаций для выполнения заказов.
II. Принцип доверительности в консультировании является наиболее важными между консультантом и клиентом. Консультант сам может обратиться за советом к клиенту, доверяет ему и полагается на него. Необходимо делиться своими чувствами и открыто признавать свои ошибки, недостатки, нехватку знаний. Целью всего этого является создание атмосферы сотрудничества и взаимной ответственности для достижения общей цели. Клиент должен верить, что заинтересованность консультанта в участии и взаимном доверии искренна и не является видимостью, а сотрудничество – действительно правильный путь достижения желаемых результатов. Для этого консультанту следует избегать одностороннего влияния и контроля, следует подключить клиента к активному обсуждению и решению проблем.
III. Принцип конфиденциальности.
Работа с клиентом предполагает, что консультант обладает определенной информацией, касающейся деятельности и проблем клиента. Без разрешения клиента консультант не вправе распространять имеющуюся у него информацию в каком бы то ни было виде (статья, доклад, реплика и т.д.). Если консультант дает такую информацию, то он превышает свои права и его поступки можно считать нарушением соглашения между ним и клиентом. Не имеет значения, каким способом эта информация была дана (высказыва­ние, показ посторонним лицам документов клиента и др.). Клиенты должны быть уверены, что могут доверять консультантам, иначе консультирование не может быть успешным. Нарушение частности и конфиденциальности ведет к потере доверия к консультанту, и тем самым он теряет своих будущих клиентов.
IV. Принцип результативности.
Особенно трудно решить вопрос об эффективности конечных результатов консультирования. Между выполнением консультантом своих обязанностей и результатами его работы существует определенная взаимосвязь, но предъявлять какие-то претензии к консультанту трудно, так как он выступает лишь в роли советчика. Нельзя ожидать и тем более требовать от консультирования, чтобы результаты были точно такими же, как у других клиентов. Но если консультант обещал больше, чем клиент получил, то консультант несет за это ответственность как за невыполненную работу.
Результативность консультативной деятельности можно определять исходя из взаимного уважения, доверия, понимания [28].
Рассмотрев основные принципы консультирования, можно выделить профессиональные ценности консультанта.
1.  Прямо и честно говорить то, что думаешь, обращая внимание на впечатление, которое твои слова производят. Не выражать свои мысли в грубой форме, неприятные вещи сообщать в подходящей ситуации.
2.  Открытость в общении и работе. Стремиться быть понятным.
3.  Консультант и клиент должны вместе определять, какую работу необходимо провести.
4.  Принцип взаимного выигрыша при рассмотрении конфликтных вопросов, то есть разрешение споров без ущерба для любой из сторон.
5.  Строить работу в три этапа: действие, его осмысление, извлечение уроков (коррекция действий).
6.  Постоянная обратная связь.
7.  Стремиться к установлению атмосферы доверия.
8.  С пониманием относиться к ситуации, когда люди говорят "нет".
Вышеизложенные принципы подходят для консультанта, работающего в любой сфере [16].
     Специалист, работающий в области социального консультирования, должен владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы семейном консультировании необходим учет мнения более чем одной стороны).
1.  Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе клиента и выделять способы работы с этими слоями).
2.  Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).
3.  Принцип стереоскопического диагноза (в семединицы анализа, будь то индивид, семья как целое или индивидуальный жизненный путь как целое).
4.  Принцип системности .
5.  Принцип уважения личности клиента (отказ установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на принятие, понимание клиента).
6.  Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различие дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.).
Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду, предлагать четкие и объективные рекомендации клиенту, не задумываясь о том, как это повлияет на его собственные интересы.
     Методы социального консультирования можно разделить на две группы.
Первая группа. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.
Вторая группа. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.
Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.
Директивный – консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.
Недирективный – позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.
  Рассмотрим методы консультирования: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы.
Проективное консультирование – консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.
Способ консультирования процесса – диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта – подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.
Рефлексивное консультирование – один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия – механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные.
Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностных опытом, новыми возможностями и навыками.
Прогностическое консультирование – консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.
Интервью как метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента.
Пятишаговая модель интервью:
1)  достижение взаимопонимания. Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;
2)  сбор информации. Консультант решает вопросы: "Зачем клиент пришел?", уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;
3)  определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);
4)  выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);
5)  обобщение предыдущих стадий, переход к действию.
     Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.
В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.
При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.
Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.
Этапы игры: диагностика – игра – реализация.
Социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.
В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод "мозговой атаки", технология группового решения проблем.
 
     В настоящее время в нашей стране наиболее острые проблемы возникают у таких категорий населения, как молодежь, людей пожилого возраста, многодетных семей и др.
Решение таких проблем не может быть реализовано без организации социальной работы. С этой целью открываются центры социальной поддержки населения, социальной реабилитации подростков, психологической помощи, "телефоны доверия", консультации "семья и брак" и другие консультационные центры.
   Организационные формы социального консультирования разнообразны и зависят от психологических, материальных, юридических, организационных и других проблем.
   Особая задача социального работника консультационной службы заключается в умении провести первую беседу.
Пространство беседы.
Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог или социальный работник имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где обеспечены уединенность, ничего не отвлекает его от беседы.
Время беседы определяет, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие. Время имеет значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене – это важный атрибут кабинета психолога, социального работника, консультанта, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет, и необходимо работать активно и динамично. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый ее этап должны произойти в отведенный для этого временной отрезок.
Процесс беседы.
Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:
1)  знакомство с клиентом и начало беседы;
2)  расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;
3)  коррекционное воздействие;
4)  завершение беседы.
Длительность приема, во время которого происходит беседа, варьируется в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм. В большинстве случаев время приема один час, и распределить его можно следующим образом:
1)  начало беседы 5-10 минут;
2)  расспрос клиента 25-30 минут;
3)  коррекционное воздействие 10-15 минут.
Рассмотрим, что представляет собой каждый из этих этапов, какие задачи и цели должен успеть решить консультант за это время.
Начало беседы.
Во время беседы консультанту надо встретить и "усадить" клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько с первых минут консультант сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником (встать навстречу клиенту, или встретить его в дверях кабинета, при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумку). Перед тем как начать беседу, можно сделать паузу 45-60 секунд, чтобы клиент успел собраться с мыслями и оглядеться в кабинете, так как клиент в незнакомом помещении испытывает дискомфорт. Важный момент начала беседы – знакомство с клиентом по имени, если этого не произойдет по каким-либо причинам, то беседа может пройти неэффективно. После знакомства консультант может объяснить, что такое социальное консультирование, на что клиент может рассчитывать, обращаясь за помощью, затем клиент должен рассказать о себе и своих проблемах, если он молчит, ждет, что скажет консультант, ему нужно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно", или "Расскажите, что вас сюда привело".
В процессе беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие – это воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика – и клиент может обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверенно и одиноко, и тогда придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.
Неудачные слова, как "проблема" – употребление его до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Не бойтесь, не напрягайтесь, даже если вам будет стыдно говорить о чем-то". Все эти реплики заставляют думать клиента, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, напрягаться и т.д.
В начале беседы у клиента может возникнуть сопротивление консультированию, он задает себе вопрос, стоило ему приходить сюда или нет.      Вступая в дискуссию с клиентом, не стоит забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому является классической формой сопротивления.
Расспрос клиента.
Когда все проблемы начала беседы решены, клиент начал рассказ о себе, переводя таким образом беседу на следующий этап, главная задача консультанта – как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги.
Первая фаза расспроса.
Основная цель консультанта – "разговорить" клиента. Лучше всего будут помогать вопросы и реплики, стимулирующие его на рассказ. "Расскажите о ваших отношениях", "Какая у вас семья", "Когда и как это началось". Пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования:
1)  консультант поддерживает контакт с клиентом;
2)  стимулирует его на дальнейший рассказ;
3)  способствует целенаправленному развитию беседы;
4)  осмысливает то, что говорит клиент.
 1.  Наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, когда он говорит о себе – внимательное, эмпатическое слушание. Чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, консультант подбадривает его, кивая или выражая свое согласие вставками типа "конечно, да-да" и т.п. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента".
2.  Стимулированием клиента на рассказ и полезной для консультанта информацией может быть: история возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношение к проблемам, представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих его людей, чем вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.
3.  Структурирование беседы необходимо консультанту и клиенту. У клиента должно быть логическое представление о том, что и зачем говорится в данный момент. Это помогает избежать рецидивов сопротивления, так как клиент начинает ощущать, что за все, что происходит, во время приема, ответственен не только консультант, но и он сам. Понимание происходящего способствует концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во время разговора [33].
В чем должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультант должен объяснить, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента соблюдалась видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки: "Вы много говорите о своем отце, но так как мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали о своей матери" и др.
    Другой прием структурирования беседы – краткое комментирование того, что говорит клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу: "Таким образом, вы мне рассказали о ваших отношениях с сыном на сегодняшний день". Такие реплики консультанта помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить.
4. Осмысление того, что говорит клиент – внутренняя работа психолога. Молчать, но при этом помнить и анализировать все, что говорит собеседник, удается не каждому.
Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Чтобы не упустить что-то важное, консультант может кое-что записывать во время беседы, для этого необходимо получить согласие клиента. Не следует писать, когда клиент плачет, очень возбужден, рассказывает о чем-то сокровенном (важном, тайном) для него. Процесс расспроса длится 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспросов – формулированию и проверке консультативных гипотез, с помощью которых консультант с клиентом пытаются понять, осмыслить проблемную ситуацию и найти пути ее решения [37].
 
1.2 Неполная семья как объект социальной работы
 
     В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование [5].
   Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается (С.  И. Голод) [7, c. 72]. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня придерживается точки зрения, что семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья.  Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.
     Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.
Факторами трансформации института семьи явилось множество макросоциальных процессов и изменений в области мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:
- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);
- мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;
- социально-экономическая ситуация [34].
    В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей, была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака (А. Г. Харчев) [35].
   Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.
     Такие формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили
название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи - это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми) [8].
    Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников), наличию и мере участия второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).
     Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
- неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
- прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры.
     Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания [15].
     На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
     Причины возникновения неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала определенная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брачном рынке». Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.
     В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.
     Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
     Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности).
   Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения».  Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.
    Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения - выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.
. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодежи [7]
     Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.
     Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться[8].
     Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать - чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.
     Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей.
     Кроме того, нельзя забывать, что малообеспеченность и бедность - это не только скудное питание, потрепанная одежда, но и постоянное ощущение своей неполноценности. Бедностью можно назвать не только социальное положение, но и особое состояние психики. Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья - своих родителей. Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи. И в отличие от среднего класса, представители которого испытывают проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности.
     На первый взгляд, справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась за счет выплаты определенных материальных пособий. Однако перед специалистами в сфере социальной политики в данном случае встает сложная дилемма, решение которой, кстати, еще не найдено и на Западе.  С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий одиноким родителям для облегчения их экономического бремени может способствовать развитию в них патерналистских установок, а также содействовать дальнейшему увеличению числа разводов и росту неполных семей, как это уже было в начале - середине 1990-х гг. в России. Последнее вызывает к жизни формирование порочного замкнутого круга - экономической ловушки, в которой оказываются как сами и неполные семьи, так государство и все общество в целом [15; 25].
     При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.
    Волнения по поводу денег - это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей - это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.
    В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном - за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).
     Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. И это происходит на том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях.
     Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса» [4].
     Традиция «одиноких отцов» сегодня фактически только зарождается. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативно настроенные судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться прежде всего интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь «в виде исключения» - например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.
     Эта традиция постепенно начинает уступать свои позиции. Возник существенный фактор, способствующий этим изменениям - экономический. В России постепенно формируется средний класс: по подсчетам социологов, к нему сегодня можно отнести около 20% населения.  Социологи нарисовали обобщенный и подробный портрет российского среднего класса  И при разводах в этих обеспеченных семьях основные «добытчики» - мужчины все чаще начинают заявлять свои права на воспитание детей. Некоторое время назад была даже создана Всероссийская ассоциация «Союз защиты детства и отцовства», представители которой приводят в пример положительный опыт «одиноких отцов» в западных странах и настаивают на том, чтобы при передаче ребенка на воспитание одному из разведенных родителей предпочтение отдавалось именно отцу. Процент российских неполных семей, возглавляемых отцами, пока остается еще очень низким.
     Видимо, российских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социально-культурного порядка, и прежде всего-то, как неоднозначно воспринимает одиноких родителей сегодня общество. В современном обществе, где пока большинство людей все таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, как в России, так и на Западе, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, как на Западе, так и в России, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной.
     Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.
   Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния».
    Таким образом, сам по себе факт «неполноты» семьи еще не является главным и неизбежным признаком «однобокого» воспитания ребенка представителем одного пола. Тем не менее, безусловно и то, что примеров неблагополучного воспитания детей в неполных семьях все же хватает.
     Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
    В настоящее время распространена новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности: к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
     Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем такой слабозащищенной семейной группы, как неполная семья.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Деятельность территориального центра социального обслуживания по социальному консультированию
2.1 Диагностика проблем неполных семей
     Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике. При организации социальной диагностики выделяются 3 этапа ее проведения:
- с результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;
- с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - «групповая соотносительная норма»;
- с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.
     На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей.
     Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.
     Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни [6].
     В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
     Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
- проведение общей диагностики, то есть постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
- проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
- построение выводов, на основе которых делается заключение.
  Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере.           Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.
     Социальная диагностика основывается на ряде принципов:
- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выявление отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [23].
     В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.
К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другое. Рассмотрим некоторые из них.
     Интервью является универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.
    Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.
     Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и другое.
     Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятые стратегических путей решения социальных проблем
     В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.
     Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.
     Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры [6].
 
2.2 Деятельность социального работника по консультированию неполной семьи
 
В самом общем виде суть социальной работы с неполной семьёй заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем. Цель социальной работы с неполной семьёй: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. Сложившаяся структура социальной работы с неполной семьёй (деятельность специалистов в направлении развития системы учреждений социальной сферы) в целом отвечает перед обществом задачам по укреплению семьи, улучшению её материального, нравственного и духовного состояния, оказанию её социально-психологической помощи [1].
Основным органом, улавливающим проблемы неполной семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. В самом общем смысле можно сказать, что содержанием деятельности государственных территориальных социальных служб является оказание помощи неполной семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций.
Так к государственной организации, обеспечивающей социальную защиту и адап­тацию неполной семьи, можно отнести территориальный центр социального обслуживания населения Верх-Исетского района, где функционирует пять отделений, каждое из которых выполняет свои функции по соответствующим направлениям в социальной защите, социальной помощи и социальной поддержки  неполной семьи н, за исключением  отделения дневного пребывания для инвалидов (как правило, создается для оказания содействия в социально-бытовой, социально-трудовой и социально-психологической реабилитации инвалидов старше 18 лет). .
Все отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными задачами центра, приоритетные направления которого заключаются в следующем:
- участие  в   отслеживании   социальной   и   демографической   ситуации,   и прогнозировании социальных процессов и выработке предложений по совершенствованию социального обслуживания населения Верх-Исетского района;
- выявление и ди
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.