На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые инструменты повышающие конкурентоспособность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления
Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления
Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам и вопросам управления
Ежегодная Международная олимпиада  по экономическим и финансовым дисциплинам  и вопросам управления
 
63900268 9004448562
Содержание
Введение …………………………………………………………………………      3
    Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов…………………………………………....      5
      Основные инструменты финансового рынка и их классификация……..    10
    Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
2.1. Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем развития в России………………………………………………………………………..  15
2.2. Понятие, основные виды и функции факторинга…………………………...  29
2.2.1.  Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране………………………………………………………………………..   39
      Хеджирование как инструмент снижения риска…………………………    46
      Паевой инвестиционный фонд недвижимости - новый инструмент на российском финансовом рынке………………………………………………………..    52
      Дополнительная эмиссия акций для улучшения конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………………..    64
      Финансовый лизинг…………………………………………………………   71
Заключение ………………………………………………………………………..  83
Список используемой литературы……………………………………………...  86
 
 
 
Введение
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
“Европейский форум по проблемам  управления” определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш  взгляд, заключается в том, что  оно касается только товара и учитывает  исключительно ценовые и неценовые  характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. 
Принято выделять три группы факторов, влияющих на успех компании в конкурентной борьбе:
    внутренние компетенции – уникальность технологий, исключительность ресурсов, а также знания, умения, навыки и опыт персонала,
    внешние компетенции – хорошо разработанная инфраструктура бизнеса: налаженное взаимодействие с поставщиками, сбытовыми структурами, финансовыми институтами, государственными органами и общественными движениями,
    динамические способности.
В данной работе мы подробно остановимся на рассмотрении факторов внешней компетенции, а именно на финансовых инструментах, к которым может прибегать предприятие для повышения своей конкурентоспособности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Зависимость управления конкурентоспособности предприятия от применяемых финансовых инструментов
 
Многообразие форм финансовых инструментов, характерное для развитой рыночной экономики, является, с одной  стороны, необходимым условием существования  финансового менеджмента как  системы управления финансами организации, а с другой, предоставляет финансовым менеджерам широкие возможности  при принятии решений связанных  с привлечением и  вложением капитала, обеспечивающим максимально эффективную деятельность предприятия.
Одним из факторов конкурентоспособности  предприятия является наличие денежного  потока, позволяющего не только поддерживать существующий уровень, но и обеспечивать своевременную реализацию мероприятий, повышающих общий конкурентный уровень. Одним из наиболее распространённых примеров таких мероприятий является инвестиционный  проект.
Следует отметить, что на практике при обсуждении вопросов финансирования инвестиционных проектов ряд топ - менеджеров отечественных предприятий часто использует один из двух тезисов:
    Если есть собственные ресурсы, то лучше к заёмному финансированию не прибегать. А если собственных ресурсов не хватает для реализации инвестиционного проекта, то лучше и не начинать. «Берёшь чужие деньги, отдаёшь свои», - говорят такие топ-менеджеры.
Наверно, такая точка зрения имеет право на существование, но при этом мы понимаем, что предприятие  само себя ограничивает в перспективах дальнейшего развития и наращивании  своего конкурентного потенциала. Теория финансового менеджмента говорит  нам, что финансовое плечо в определенных пределах может и должно использоваться предприятием – это основная посылка, из которой мы исходим.
    Ряд менеджеров, которые не разделяют вышеуказанной позиции, могут придерживаться следующего – срок привлекаемого заёмного финансирования (например, в форме кредита) должен быть не меньше срока окупаемости инвестиционного проекта.
Безусловно, они правы  и это есть самая легкая задача: прийти в банк, оформить кредит, например, на десять лет, имея расчетный срок окупаемости лет семь. В таком  случае, достаточно владеть подходами  к оценке инвестиционных проектов, удачно презентовать свой бизнес-план в банке и здесь отсутствует  всякий смысл моделировать различные  варианты использования тех или  иных инструментов внешнего финансирования. [12]
Принимая же во внимание дефицит «длинных» ресурсов в  отечественной банковской системе, а также ставя задачу минимизировать стоимость обслуживания заёмного капитала для инициатора инвестиционного  проекта, мы понимаем, что необходимо раскрыть особенности и владеть  тем имеющимся в настоящее  время в отечественной банковской системе инструментарием, который  позволяет и обеспечить финансирование инвестиционного проекта, и минимизировать стоимость этого финансирования.
Под финансированием проекта  мы понимаем обеспечение проекта  инвестиционными ресурсами (в том  числе – денежными средствами, прочими инвестициями (основными  и оборотными средствами, имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, правами землепользования и пр.)).
При этом основными стадиями организации финансирования инвестиционного  проекта являются следующие:
1)      Анализ жизнеспособности проекта (определение целесообразности проекта по затратам и планируемой прибыли).
2)      Разработка плана реализации проекта (оценка рисков, ресурсное обеспечение и т.д.).
3)      Организация финансирования, в том числе оценка возможных форм финансирования и выбор конкретной формы или их комбинации, определение финансирующих организаций, определение структуры источников финансирования, контроль выполнения плана и условий финансирования.
В наиболее общем виде система  финансирования инвестиционных проектов должна включать в себя два элемента:
u    источники финансирования;
u    организационные формы финансирования.
Сам процесс финансирования проектов, как уже отмечалось, может  осуществляться трёмя способами:
u    самофинансирование, предполагающее использование в качестве источника финансирования собственные средства инвестора;
u    использование заёмных средств;
u    сочетание собственных и заёмных средств.
При этом мы исходим из того, что наиболее приемлемым для предприятия (как с точки зрения риска, так  и с точки зрения эффективности) является сочетание использования  собственных и заёмных средств.
Общепризнанной является классификация источников: внутренние и внешние. Соответственно, всё многообразие внешних источников свидетельствует об актуальности  рассмотрения и анализа именно их.
При этом среди всех внешних  источников финансирования инвестиционных проектов целесообразно выделить 3 основных группы:
1)      Инструменты частного заёмного (долгового) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются кредит, лизинг, инструменты экспортно-импортного финансирования, проектное финансирование и структурные продукты.
2)      Инструменты публичного заёмного (долгового) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются выпуск облигаций и кредитных нот.
3)      Инструменты публичного акционерного (долевого) финансирования инвестиционных проектов. В рамках данной группы рассматриваются частное, первичное и вторичные размещения акций на фондовом рынке.
Стратегия финансового развития предприятия может строиться  на практическом применении рассмотренных  выше трёх групп инструментов финансирования. При этом управление конкурентоспособностью предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, заключается в построении оптимальной комбинации рассмотренных инструментов финансирования, позволяющих минимизировать стоимость обслуживания заёмного капитала при сохранении утверждённой стратегии развития предприятия в целом. [10]
При этом необходимо отметить определенную зависимость между  стадиями жизненного цикла предприятия  и инструментами финансирования, наиболее подходящими и доступными на каждой из стадий (табл.1).
Таблица 1. Взаимосвязь стадий жизненного цикла предприятия и применяемых инструментов финансирования
Стадия жизненного цикла
 предприятия
Инструменты финансирования
Становление
(этап предпринимательства)
Собственные средства
Проектное финансирование
Факторинг
Развитие (этап коллегиальности)
Кредит
Лизинг
Экспортно-импортное финансирование
Структурные продукты
Зрелость
(формализация 
деятельности)
Облигационные займы
Кредитные ноты
Частное размещение
Реструктуризация
IPO
Вторичные выпуски
Старость (этап спада)
Все вышеперечисленные

 
 
Следовательно, применение тех или иных конкретных инструментов финансирования зависит не только от содержания самого инвестиционного  проекта, но и от стадии жизненного цикла, в котором находится само предприятие.
Необходимо понимать, что  указанные взаимосвязи являются достаточно условными и в ряде случаев возможны некоторые структурные  «сдвиги» в приведённой зависимости. Например, облигационные займы, кредитные  ноты, частное размещение могут реализовываться  также и на этапе развития, и  на этапе реструктуризации.
В связи с этим приведённая  таблица может использоваться в  сочетании со следующим принципом: все доступные инструменты финансирования находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. 
Этот принцип формализуется  в Пирамиде стратегии финансового  развития предприятия (рис.1).
Приведённая Пирамида призвана показать, что каждый инструмент последующего уровня основывается на практическом применении предыдущих. При этом одновременное использование инструментов разного уровня призвано лишь дополнить, диверсифицировать источники привлечения заёмных средств и дать предприятию оптимальную финансовую гибкость. 
 
 
Рис. 1- Пирамида стратегии  финансового развития предприятия
 
Каждый из инструментов, входящий в рассматриваемую Пирамиду, естественно, имеет свои преимущества и недостатки. Соответственно, для  каждого инструмента может быть осуществлён SWOT-анализ, который эффективен лишь при учёте конкретной ситуации, в которой находится предприятие. Кроме того, на выбор того или иного инструмента финансирования оказывает и субъективный фактор – мнение акционеров. Например, при частном размещении - насколько действующие акционеры готовы к «размыванию» своей доли в акционерном капитале. [4]
Таким образом, эффективность  построения стратегии финансового  развития оказывает существенное влияние  на общую конкурентоспособность  предприятия как в настоящем моменте, так и в будущем.
 
 
      Основные инструменты финансового рынка и их классификация
 
Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Обращающиеся на финансовом рынке инструменты, обслуживающие операции на различных его видах и сегментах, характеризуются на современном этапе большим разнообразием. 
Таблица 2. Классификация финансовых инструментов
   
1.По видам финансовых  рынков различают следующие обслуживающие  их инструменты:
а) Инструменты кредитного рынка.
б) Инструменты фондового  рынка.
в) Инструменты валютного  рынка.
г) Инструменты страхового рынка.
д) Рынок золота (серебра, платины).
2.По виду обращения  выделяют следующие виды финансовых  инструментов:
а) Краткосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения  до одного года).
б) Долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения  более одного года
3.По характеру финансовых  обязательств финансовые инструменты  подразделяются на следующие  виды:
а) Инструменты, последующие  финансовые обязательства по которым  не возникают (инструменты без после  дующих финансовых обязательств).
б) Долевые финансовые инструменты
в) Долевые финансовые инструменты.
    4.По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
а) Первичные финансовые инструменты (финансовые инструменты  первого порядка).
б) Вторичные финансовые инструменты или деривативы (финансовые инструменты второго порядка).
5. По гарантированности  уровня доходности финансовые  инструменты подразделяются на  следующие виды:
а) Финансовые инструменты  с фиксированным доходом.
б) Финансовые инструменты  с неопределенным доходом.
6. По уровню риска выделяют  следующие виды финансовых инструментов:
а) Безрисковые финансовые инструменты.
б)  Финансовые инструменты  с низким уровнем риска.
в) Финансовые инструменты  с умеренным уровнем риска.
г) Финансовые инструменты  с высоким уровнем риска.
д) Финансовые инструменты с очень высоким уровнем риска ("спекулятивные").

 
Приведенная классификация  отражает деление финансовых инструментов по наиболее существенным общим признакам. Каждая из рассмотренных групп финансовых инструментов в свою очередь классифицируется по отдельным специфическим признакам, отражающим особенности их выпуска, обращения и погашения. Рассмотрим более подробно состав и характер отдельных финансовых инструментов, обслуживающих операции на различных видах финансовых рынков.
 
Таблица 3. Состав и характер отдельных финансовых инструментов
   
Основными финансовыми  инструментами кредитного рынка  являются:
а) денежные активы, составляющие основной объект кредитных отношений  между кредитором и заемщиком;
 б) чеки, представляющие денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца текущего счета в банке (или другом кредитно-финансовом институте) о выплате по его предъявлении обозначенной в нем суммы денег.
   в) аккредитивы.
г) векселя.
д) залоговые документы.
е) прочие финансовые инструменты  кредитного рынка. К ним относятся  девизы, коносамент и т.п.
Основными финансовыми  инструментами рынка ценных бумаг являются:
а) Акции.
б) облигации.
в) сберегательные (депозитные) сертификаты.
г) деривативы
д) прочие финансовые инструменты фондового рынка.
Основными финансовыми  инструментами валютного рынка  являются:
а) валютные активы, составляющие основной объект финансовых операций на валютном рынке;
б) документарный валютный аккредитив;
в) валютный банковский чек;
г) валютный банковский вексель;
д) переводной валютный коммерческий вексель;
е) валютный фьючерсный контракт;
ж) валютный опционный контракт;
з) валютный своп;
и) другие финансовые инструменты  валютного рынка (договор "репо" на валюту, валютные девизы и т.п.).
Основными финансовыми  инструментами страхового рынка  являются:
а) контракты на конкретные виды страховых услуг (страховых  продуктов;
б) договоры перестрахования, используемые при формировании финансовых взаимоотношений между страховыми компаниями;
в)   аварийная подписка (аварийный бонд).
Основными финансовыми  инструментами рынка золота являются:
а) золото как финансовый авуар, составляющий основной объект финансовых операций на этом рынке;
б) система разнообразных  деривативов, используемых при осуществлении  сделок на бирже драгоценных металлов (опционы, фьючерсы и т.п.).

Рассмотренная выше система  основных инструментов финансового  рынка находится в постоянной динамике, вызываемой изменением правовых норм государственного регулирования  отдельных рынков, использованием опыта  стран с развитой рыночной экономикой, финансовыми инновациями и другими  факторами. [1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Финансовые инструменты, влияющие на повышение конкурентоспособности предприятия
 
      Франчайзинг как новый финансовый инструмент и анализ его проблем  развития в России
Решение многих экономических  проблем современной России требует  новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Некоторые компании, несмотря на сегодняшние непростые условия, не отказываются от планов по развитию и расширению бизнеса. Однако в ряде отраслей целесообразно выбирать между  двумя вариантами развития – открытием  собственной компании либо продажей франшизы на ведение бизнеса стороннему предприятию.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых  преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, затрудняется повышенными коммерческими  рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.
Организация предприятия  бизнеса на условиях франшизы значительно  снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного  и доказавшего свою эффективность  бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.
Анализ проблем франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.
В отечественной экономической  литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения.
Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение.
Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.
Этот товар должен обладать следующими признаками:
    известной торговой маркой;
    номенклатура товаров должна быть ограничена.
Объектом франчайзинга могут  быть следующие товары:
    продукт (изделие, имеющее материальную форму);
    услуга;
    производственный процесс;
    бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
    комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.
Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона - франчайзер.
Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет  другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее  оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера  и под его торговой маркой.
Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона - франчайзи.
Франчайзи является, как  правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право  на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.
Франчайзи может быть несколько  в одной франчайзинговой системе.
Франчайзинг, как и любой  вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:
1. Одноразовая оплата  франшизы (паушальный платеж), которая  предоставляет право франчайзи:
    пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;
    открыть собственное франчайзинговое предприятие;
    получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.
2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
3. Отчисление в централизованный  рекламный фонд.
4. Дополнительные платежи,  направленные на покрытие стоимости  дополнительных услуг.
Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут  руководствоваться в своей деятельности.
Франчайзеру система предоставляет следующие возможности:
· расширение производства и/или сбыта товаров и услуг  и соответственно получение дополнительного  дохода;
· продвижение на рынке  товаров и услуг и самой  организации за счет участников системы;
· увеличение степени контроля на рынке;
· сбыт товаров и услуг  на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка  с целью ограничения конкуренции  между франчайзи без нарушения  антимонопольного законодательства;
· регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;
· проведение единой ценовой  политики, без опасности нарушения  антимонопольного законодательства;
· расширение опыта ведения  бизнеса на основе обратных информационных связей;
· получение дополнительного  дохода от уступки прав на использование  товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
· получение дополнительного  дохода
· получение дополнительного  дохода, при отсутствии высокой степени  риска потерять свой капитал, т.к. франчайзи  имеет свои источники финансирования;
· экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической  базы (производственные, торговые и  офисные помещения, оборудование и  т.д.), т.к. франчайзи могут полностью  или частично иметь ее в собственности.
· экономия на административно-хозяйственных  и управленческих расходах, которые  осуществляет сам франчайзи.
Со своей стороны франчайзи  может быть заинтересован в следующих возможностях системы:
· вступление под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании, увеличивает привлекательность  для потребителя ( в отличие от неизвестного ) и увеличивает круг покупателей или клиентов особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака;
· вступление в готовый  бизнес в значительной степени гарантирует  достижение определенных результатов  за счет использования возможностей системы;
· сохранение юридической  самостоятельности не вступает в  противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное  принятие управленческих решений;
· постоянная техническая, и  консультативная поддержка со стороны  франчайзера;
· гарантированная система  поставок;
· приобретение определенного  уровня защищенности на территории присутствия  франчайзера;
· повышение статуса франчайзи  при проведении переговоров, получении  кредитов и т.д., при достижении полного  единообразия с франчайзером;
· благодаря известности  франчайзера, гарантированным маркетинговым  исследованиям и рекламным компаниям  круг постоянных потребителей франчайзи  увеличивается;
· значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и  регистрации собственного товарного  знака, отработке технологии ведения  бизнеса, ведении переговоров и  поиске партнеров;
· снижение риска банкротства, т.к. франчайзи использует в своей  практической деятельности опыт франчайзера  и пользуется системой поддержки.
Взаимодействие франчайзера  с участниками системы может  осуществляться либо непосредственно  с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно. [5]
При всех возможностях системы  ее использование на практике на начальной  стадии представляет определенные трудности. Необходимо соблюсти следующие основные условия, предшествующие появлению  первого пилотного предприятия-франчайзи:
· оценить готовность потенциального франчайзера к переходу на новую систему по определенной группе факторов;
· определить предмет договора франчайзинга и разработать пакет  документов, входящих во франшизу;
· оценить потенциальные  рынки, на которых предполагается проводить  политику активного продвижения;
· оценить потенциальных франчайзи и разработать политику привлечения к работе в системе.
Моделируя систему франчайзинга необходимо также учитывать, что  при всей полезности изучения зарубежного  опыта система должна работать в  рамках законодательного поля России, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе.
Основные проблемы франчайзинга в России и их типология
Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки.
Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

 



 
 
Рис.2  Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в России
Экономические проблемы. 
Франчайзинг - экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно  отнести:
    нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
    отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
    сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.
Важнейшей экономической  проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.
Последнее десятилетие, в  котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к  таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не может  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.
Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.
К сожалению, далеко не все  отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом.
Попытка получить стартовый  капитал в виде банковского кредита  также сталкивается с рядом проблем:
    уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
    существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.
Социально-психологические  проблемы. К ним можно отнести:
    отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
    отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
    боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера. [13]
Особое место среди  проблем франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга.
Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в  Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно  сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно  усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опять-таки решения  экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.
Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.
Входя во франчайзинговую  систему, франчайзи испытывает ряд  опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами.
В первую очередь он опасается  банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что  должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим социально-психологическим  аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к  интеллектуальной собственности. Решение  этой проблемы требует сочетания  экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным  несанкционированное использование  чужой интеллектуальной собственности.  
Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области.
Решение образовательных  проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области  права и экономики.
Организационно-правовые проблемы
Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время  концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг  как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.
В современной правовой системе  России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.
Однако самый поверхностный  анализ этой главы позволяет утверждать:
    "коммерческая концессия" значительно уже понятия "франчайзинг";
    франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.
Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике.
Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в  законодательство.
Ими необходимо достичь следующих  целей:
    Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
    Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
    Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны  между собой.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему  законодательных актов, в которую  должны входить:
    Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России;
    Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации";
    законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения;
    Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
В этой системе необходимо разработать и принять новый  закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
В Гражданский кодекс РФ необходимо:
    ввести понятие и определение франчайзинга;
    сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
    определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
    ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так  и терминологию франчайзинга к мировой  практике, что особенно важно для  создания франчайзинговых систем с  участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О  франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:
    основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
    понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
    отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
    порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
    приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга. [14]
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный  материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной  схемы работы будут применять  те или иные нормативные документы  и подбирать образцы договоров.
В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности  и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться  франчайзинговые схемы, что в  настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых  систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения.
Это обусловлено тремя  причинами:
    практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
    увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
    обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым  системам конкурировать с традиционными  системами производства и сбыта  товаров. Через несколько лет  работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.
Как видно из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной  проблемы связано с необходимостью решения других. Ниже представлено распределение франчайзинговых проектов по сферам и географическое распределение франчайзеров за октябрь 2011 г.

 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 3 Распределение франчайзинговых проектов по сферам, октябрь 2011г.
 
На сегодняшний день распределение  франшиз по сферам выглядит следующим  образом: Розничная торговля 55% от общего количества франшиз (57% в 2010), услуги 26% (25% в 2010), общепит 15 % (16 % в 2010).
 


 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4 Географическое распределение франчайзеров, октябрь 2011г.
 
Одной из основных тенденций  Российского рынка франчайзинга является увеличение числа региональных франшиз. Ещё 3 - 4 года назад доля Московских франчайзеров составляла почти 90% от общего числа франшиз. Региональные же франчайзеры присутствовали только лишь в городах миллиониках. Сегодня Москва немного сдает свои позиции тотального лидера франчайзингового сообщества  и занимает уже 72 %. По прогнозам экспертов регионы и дальше будут отвоевывать большую долю московских франчайзеров. 

      Понятие, основные виды и функции факторинга


Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.
Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование".
В конвенции УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
1. Поставщик должен или может  уступать финансовому агенту  денежные требования, вытекающие  из контрактов купли-продажи товаров,  заключаемых между поставщиком  и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые  относятся к товарам, приобретаемым  преимущественно для личного,  семейного и домашнего использования.
2. Финансовый агент выполняет,  по меньшей мере, две из следующих  функций:
    финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж
    ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам
    предъявление к оплате денежных требований
    защита от неплатежеспособности должников.
3. Должники должны быть уведомлены  о состоявшейся уступке требования".
Конвенция о международном факторинге подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при  разработке специального правового  регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при  принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.
Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.
 
Рис. 5  Схема факторинга
Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой компании на числовом примере. Поставщик переуступает факторинговой компании денежные требования к своим клиентам на сумму 1000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств поставщика перед покупателями (поставка товаров или оказание услуг), перечисляет поставщику первый платеж, например, в размере 80% от суммы переуступленных денежных требований, минус комиссия, к примеру, в размере 3%. Таким образом, поставщик получает 770 рублей (1000*0,8-1000*0,03). Оставшуюся сумму (200 рублей) фактор перечисляет на счет поставщика после получения денег от покупателей.
Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя: 
 1) процент от оборота поставщика; 
2) фиксированный сбор за обработку  документов по каждой поставке; 
3) процент за пользование денежными  ресурсами (полностью относится  на себестоимость продукции); 
4) помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.

Виды факторинговых  сделок

1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring)
Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик  и его клиент являются резидентами  разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между  двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

Рис. 6 Схема международного факторинга
Использование факторинга в международной  торговле может быть очень выгодно  в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными  различиями в их экономических и  правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств. [7]
Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться  на случай, если резко скакнет курс валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.
Международный факторинг может  осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.
2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)
В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования.
Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования.
В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.
3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)
При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем  самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого  факторинга покупателя не ставят в  известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
В мировой практике факторинг без  регресса обычно бывает открытым, факторинг  с регрессом как открытым, так  и закрытым.
4. Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку.
В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется  поставщику на определенную дату или  по истечении определенного времени.

Функции факторинга

 



 
Рис. 7 Функции факторинга
1. Финансирование
Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции  сразу после ее отгрузки или в  определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет  возможность поставлять продукцию  своим покупателям с отсрочкой  платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу  же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа  от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она  имеет возможность постоянно  пускать деньги в оборот и при  этом конкурировать с другими  поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.
Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь  стоит отметить следующие:
    поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;
    финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
    финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.
Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста  его кредиторской задолженности. Кроме  того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. Если деньги компании не нужны, то она может не уступать банку свои денежные требования.  В целом эта услуга получается даже дешевле, чем кредит, несмотря на большие проценты, поскольку в случае получения кредита компания практически всегда имеет на счету определенный неснижаемый остаток.
Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.
Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как "Ашан", "Седьмой континент", "Метро" работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.
2. Административное управление  дебиторской задолженностью
Факторинг позволяет клиенту также  избавиться от рутинной работы, связанной  с отслеживанием состояния дебиторской  задолженности, напоминанием дебиторам  о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.
3. Оценка платежеспособности покупателей  поставщика
В странах, где кредитные бюро и  рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка.
4. Страхование рисков, связанных  с поставкой товаров с отсрочкой  платежа, в том числе риска  неполучения платежа от покупателя  в срок, из-за чего у продавца  могут возникать проблемы с  недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
 Платежная дисциплина российских покупателей является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая и не слишком плохая.  В 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговывать себе покупатели, тем более капризным становится их поведение. [3]
Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных функций.
Отдельные функции факторинга выполняют  банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые  заинтересованы именно в сочетании  услуг, которые присущи данному  продукту.
Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом  перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет  для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным  объемом трудовых и финансовых ресурсов.

        Влияние факторинга на дебиторскую задолженность и проблемы его развития в стране
Дебиторская задолженность  представляет собой иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота  собственных оборотных средств предприятия. Этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятий, экономический смысл которых выражается в следующих аспектах.
1. В условиях инфляции  возвращаемые должниками денежные  средства обесцениваются, «облегчаются».  Этот аспект особенно важен  для настоящего состояния российской  экономики с высоким уровнем  инфляции.
2. Выведение из оборота  части средств в виде дебиторской задолженности побуждает многие предприятия компенсировать это за счет заемных средств, прежде всего кредиторской задолженности. В силу того, что все источники средств имеют собственную цену, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с соответствующими затратами.
3. Кроме того, чем длительнее  период погашения дебиторской  задолженности, тем выше вероятность  появления безнадежных долгов. При  решении проблемы минимизации  косвенных потерь от дебиторской  задолженности предприятия возможны  два пути.
С одной стороны, предприятие  может предпринимать действия, стимулирующие  дебиторов вовремя погашать задолженность (например, предоставление скидок за оплату задолженности в первые две недели).
С другой стороны, предприятие  может продавать задолженность  факторинговой компании, в результате чего ускоряется оборачиваемость оборотных средств, и, следовательно, сокращается потребность в них. Преимуществом использования факторинговой технологии является также возможность передачи управления дебиторской задолженностью факторинговой компании. В рамках этой функции факторинговая компания ведет учет состояния и движения дебиторской задолженности поставщика, а также предоставляет поставщику отчеты по ряду позиций:
- отчет о переводе средств продавцу; отчет о состоянии просроченной задолженности;
- отчет о поставках,  зарегистрированных за период;
- отчет о статистике  платежей дебиторов и т. п. 
Помимо работы по контролю за дебиторской задолженностью поставщика факторинговая компания по мере необходимости контактирует с его покупателями (например, при приближении сроков оплаты поставки). Таким образом, осуществляя административное управление дебиторской задолженностью поставщика, факторинговая компания освобождает его от массы работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности. В заключение необходимо отметить, что факторинг является одним из немногих на сегодняшний день банковских продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора страны. Значение факторинга для российской экономики заключается в том, что его распространение поможет предотвратить дальнейший рост цепочки неплатежей в нашей стране и сократить объем дебиторско-кредиторской задолженности.
Проблемы развития факторинговых  услуг в России
Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов. Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.  На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве. [15]
Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».  В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.