На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Декабристы и Сибирь

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
 
 
Введение 3
1 глава Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции 3
2 глава Декабристы в Тобольске 7
3 глава Значение деятельности декабристов в Сибири 7
Заключение 9
Список литературы 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
"Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе. Кто были на площади 14 декабря? Одни дворяне. Сколько же их будет при первом новом возмущении? Не знаю, а кажется, много".
Дневник А.С. Пушкина, запись от 22 декабря 1834 года.
Движение декабристов  является важной вехой в политическом и общественном развитии как России в целом, так и отдельных ее регионов. Пребывание декабристов в  Сибири делится на несколько этапов, главными из которых, на мой взгляд, являются пребывание в тюремном заключении, на каторге и на поселении. В 30-е гг. XIX в. начинается ослабление режима наказания декабристов и часть из них оказывается под полицейским и административным надзором в Западной Сибири.
Находясь в сибирской  ссылке, декабристы внесли огромный вклад  в развитие этого региона. Цель реферата - анализ деятельности декабристов  в западной Сибири.
 
1глава. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции
 
Велики заслуги декабристов  в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали  как просветителей и устроителей  жизни в этом крае, на своей новой  родине.
Просвещение в России, а  особенно в Сибирском регионе  и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка  при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.
Следует отметить, что оживление  школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского  и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто  или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до 19.
После подавления восстания  декабристов правительство перешло  к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению  образование». По уставу гимназий и  училищ 1828 г. усиливалась сословная  замкнутость в системе образования и нарушалась преемственная связь школ. Одногодичные приходские школы предназначались для обучения детей самых низких сословий, уездные училища с трехгодичным сроком обучения - для детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения - для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство финансировало в основном университеты и гимназии. По школьному уставу 1828 г. в гимназическом курсе был сокращен объем предметов естественнонаучного цикла, а в уездных училищах вообще запрещалось их преподавание, зато во всех заведениях предписывалось изучать Закон Божий. Школы Сибири были переданы в подчинение сначала гражданским губернаторам, а затем и генерал-губернаторам.
В Сибири школы чаще всего  организовывались при монастырях, где  жило много послушников, которые  обучались чтению церковных книг, нотному пению и иконописи, «хотя  и без всякого оттенка школьного  характера жизни». Но на грамотность  духовенство смотрело иначе. Митрополит и консистория неоднократно посылали указы в заказные правления о  побуждении священно- и церковнослужителей отдавать детей в учение, но указов не слушались; приходилось налагать на виновных денежные штрафы, но и это  мало действовало, и духовные правления  вынуждены были прибегать к более  серьезным мерам;
Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем  низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей - далеко не все сибирские города имели  школы. Поэтому сибиряки отдавали детей  на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.
Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую  ступень: создавали учебники и учебные  пособия, изыскивали способы снабжения  школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали  и внедряли новые прогрессивные  методы обучения.
Декабристы продолжили и  развили прогрессивные идеи в  области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том  числе французских просветителей XVIII века.
Особое значение придавали  декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством  нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения - наука    Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла.  
Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин - создатель  школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.
При создании школы в Ялуторовске  И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.
Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был  награжден камилавкой и получил  в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».
Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.
Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой  мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.
Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу разрешить открытие женской школы в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 г. об обучении девочек при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие - его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева.
1 июля 1846 г. женская школа  открылась. Вначале в ней училось  двадцать учениц, но к 1850 г. - насчитывалось  уже пятьдесят шесть. Из-за  недостатка средств женская школа  вначале была платной.
Женская школа, руководимая  воспитанницами Якушкина - А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского - продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 г. обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.
Ялуторовская женская школа прошла тернистый путь и открыла новую страницу в истории женского образования в Сибири. Просветительство И.Д. Якушкина и его сподвижников по ялуторовской ссылке, организация ими первых народных школ в Ялуторовске изучены в большей степени, чем последствия этой деятельности; ее влияние на развитие народного образования в Западной Сибири рассмотрены недостаточно и не получили необходимой аргументированной оценки. Новые архивные находки позволяют раскрыть влияние ялуторовских школ на образование в Западной Сибири. В литературе встречаются лишь упоминания об организации декабристами первой женской школы в Тобольске.
В 1849 г. декабрист П.Н. Свистунов, при содействии и непосредственном участии И.Д. Якушкина, открыл женскую  школу в Тобольске - первое в городе и второе в губернии (после Ялуторовска) женское учебное заведение. Эта  школа, как и Ялуторовская, содержалась на средства общественности, учителями в школе безвозмездно работали декабристы и местные учителя гимназии. Тобольская школа обрела успех и популярность - через пять лет в ней обучались свыше ста учениц, вскоре она была преобразована в Мариинскую женскую школу. Это событие получило широкий политический резонанс. Особая значимость такого события связана с тем, что оно совершилось вопреки намерениям центральных правительственных ведомств и помимо них. В 1853 г. открылась женская школа в Омске.
2 Глава. Декабристы в Тобольске
 
По мере окончания сроков наказания и по царским амнистиям  декабристы были расселены в Восточной  и Западной Сибири. Пятнадцать из них, самая большая декабристская  колония на поселении, проживали  именно в Тобольске. В Тобольске  остались навсегда семеро декабристов: Александр Петрович Барятинский, Фердинанд  Богданович Вольф, Семен Григорьевич  Краснокутский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Михайлович Муравьев, Степан Михайлович Семенов, Флегонт Миронович Башмаков, их могилы находятся на Завальном кладбище города.
Роль декабристов в  истории и культуре города невозможно переоценить. Тобольск впервые увидел сразу столько блестяще образованных людей. Лучшие представители тобольской интеллигенции, духовенства и купечества находились в близких дружеских отношениях с декабристами и их семьями, оказавших самое благотворное влияние на них и их детей. Огромную роль сыграли ссыльные декабристы в общественной жизни Тобольска, открыв девичье приходское училище, занимаясь бесплатной медицинской практикой, находясь на государственной службе, участвуя в культурных мероприятиях города (театральные постановки, музыкальные вечера), занимаясь благотворительностью.
 
3 Глава. Значение деятельности декабристов в Сибири
 
Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного  развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы  развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и  утверждения передовых приемов  хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они  мечтали о создании благоприятных  условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.
Декабристы всегда считали  Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой  окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление  о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».
Ссылка в Сибирь на каторгу  и вечное поселение обрекала декабристов  на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что  изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права  публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное  онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.
Просветительство явилось  той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть  участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм  как единое и цельное течение  и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.
Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым  повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы  во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией  на более широкие социальные слои.
Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте  и ремеслам, применение методики взаимного  обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости  от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились  Закон Божий и священная история.
Декабристы считали, что  в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому  они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили  уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое  внимание уделялось предметам естественнонаучного  цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.
Заключение
 
Ссыльные декабристы принесли немалую пользу Сибири и ее жителям. Они сделались лекарями и правозащитниками, ходатаями за обиженных и притесняемых. Они способствовали изучению истории и природных богатств края, занимались просвещением, распространением новых сельскохозяйственных культур. Кто-то из них завел здесь семью, выбрав жену среди сибирячек, воспитывал детей. Сибирь, где прошла значительная часть их молодости, их жизни, стала для них второй родиной. И, несмотря на все пережитые здесь тяготы, нужду, преследования, покидая ее, они отдавали ей дань благодарности и предрекали светлое будущее.
Многое из того, что вводили  в своей учебно-воспитательной работе декабристы, нашло отражение и  дальнейшее развитие в советской, а  затем и российской педагогической практики.
Они первыми приступили к  созданию публичных библиотек и  библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало. Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в  сферу умственного труда.
Вся их деятельность была посвящена  будущим социально - экономическим, политическим и культурным преобразованиям  общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.