На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный кредит в финансовой системе государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 
Кредит как экономическая  категория представляет собой систему  экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.      Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
 В работе поставлены следующие задачи:
    раскрыть понятие государственного кредита,
    определить виды государственного кредита,
    определить функции государственного кредита,
    определить формы государственного кредита,
    рассмотреть проблемы управления  государственным  кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые  в процессе  управления,  органы  власти  и управления, принимающие участие в этом процессе.
Объектом  исследования является – государственный кредит.
Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.
Актуальность данной работы обосновывается тем, что в условиях постоянного  роста доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной  из задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и  поиск способов финансирования их дефицита. Особенно остро эта проблема стоит  в связи с возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.
В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный  кредит оказывает большое влияние  на экономическое развитие страны и  регулирование долговых проблем.
Для написания данной курсовой работы использовались различные источники: учебное  пособие под редакцией  Н.Е. Заяц «Финансы. Теория финансов», учебное  пособие под редакцией Т.В. Сорокиной «Государственный бюджет», учебное  пособие под редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко «Теория финансов», официальные данные Министерства финансов республики Беларусь.
 


       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
 
      Сущность и значение государственного кредита
 
Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита:
    наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
    аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
    возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [3,c.8]
В периоды экономического кризиса  коренных изменений  в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в  государственном кредите  сокращается, и сфера его применения сужается.
Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через  государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды  потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения  предприятий и организаций, не предназначенные  для текущего потребления.  Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные  органы могут идти на сознательное ограничение потребления и в  сферу государственного кредита  втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению  государства – подписка на государственные  займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают  отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат  средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и  выплате вознаграждения также имеют  перераспределительный характер [12, c.45]
Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства [12, c.47].
Государственный кредит - часть государственных  финансов, одна из форм привлечения  денежных ресурсов государством с целью  выполнения своих функций.
Положительное значение государственного кредита для экономики состоит  в более равномерном распределении  налогового бремени во времени. Государственные  займы, рассчитанные на погашение в  течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения  денежных средств будущих поколений  для финансирования некоторых современных  потребностей. Это оправдано в  том случае, когда речь идет о  создании долговременных сооружений, перспективных образовательных  центров, важных путей сообщения  и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить  финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются  на выплату заработной платы или  пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем.
При непроизводительном использовании  мобилизованных по государственным  займам ресурсов единственным источником их погашения становятся налоги или  новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием  государственного долга. Процесс рефинансирования государственного долга требует  очень внимательного отношения, чтобы не допустить кризиса государственных  финансов. Ставкой рефинансирования называется процентная ставка, по которой  происходит заимствование средств  на обслуживание внутреннего долга. Минимальная цена заемных средств  на рынке определяется ставкой рефинансирования. Таким образом, государственный  кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.
Регулирующее воздействие государственного кредита охватывает денежное обращение, уровень ставок на рынке денег  и капиталов, объем производства и занятость.
На производство и занятость  государственный кредит влияет следующим  образом:
    кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
    страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров;
    выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;
    закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом;
    выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.
     Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.
Государственный кредит может оказывать  и негативное влияние на экономику. Если объем средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это  уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокращает возможности  вложений средств в развитие реального  сектора экономики. Чрезмерные объемы дефицита бюджета и государственного долга отвлекают все свободные  денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга  и тем ограничивают возможности  развития производства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное  это создание ситуация, когда государство  не в состоянии платить по своим  обязательствам. Это влечет за собой  финансовый кризис и для государства, и для его экономики.
Как особая сфера экономических  отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от банковского кредита. Данные отличия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные черты государственного и банковского кредита
Признак
Государственный кредит
Банковский кредит
Потребность в кредите
На покрытие бюджетного дефицита
При неравномерности движения стоимости  в процессе производства и обмена
Интересы участников
Экономические интересы различны
Совпадение экономических интересов
Назначение
Средства расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики, для финансирования чрезвычайных расходов
Целевое назначение, для обеспечения своевременности денежного оборота
Срок возврата
Строгой регламентации  нет, экономические санкции к заемщику-государству не применяются
Срок возврата ссуды  строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции
Влияние на состояние денежной массы
Всегда является средством  сокращения денег в обращении
Способен увеличивать или сокращать денежную массу

Источник: [19, с.122].
Государственный кредит имеет  сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных  отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего  собой всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный  бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности  и возвратности. Поэтому необходим  постоянный контроль со стороны государства  за ходом осуществления государственных  кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также  определение наиболее эффективных  методов управления государственным  кредитом.
 
 


1.2 Функции государственного  кредита

 
В экономической литературе рассматриваются  различные функции государственного кредита и государственного долга.
 Так, например, по мнению Глущенко  В.В. и Глущенко Н.Н. как финансовая  категория государственный кредит  выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость. [18, c.54]
М.В. Романовский и О.В. Врублевская  рассматривают следующие функции  государственного кредита:
    Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности.
    Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
    Контроль - функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.
Кроме того, в своем учебнике эти  авторы отмечают еще и роль кредита, которая заключается в следующем:
    в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;
    в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;
    в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время. [17, c.112]
В свою очередь  A.M. Бабич и Л.Н. Павлова выделяют три функции государственного кредита:
    Важнейшая функция - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.
    Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Т.о. реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
    Функция учета, целевого и рационального использования кредита, выделяемого государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется по следующим направлениям: 1) За движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; 2) за соблюдением условий кредитного договора; 3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств; 4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами РБ и органами местного самоуправления. [16, c. 176]
С.Н. Лушин и В.А. Слепов в своем  учебнике вообще не рассматривают функции  государственного кредита. [14]
По мнению С.Ф. Федуловой в основе дискуссий о функциях государственного кредита лежат спорные вопросы  сущности и функций финансов. В  основном в литературе рассматриваются  схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный  кредит представляет собой часть  финансовых отношений. Вместе с тем  он имеет и свои особенности.
 По мнению С.Ф. Федуловой  государственному кредиту присуща  перераспределительная функция,  так как с его помощью перераспределяются  доходы и накопления хозяйствующих  субъектов и населения и государства,  уже распределенные с помощью  финансов. В свою очередь процессы  распределения невозможны без  осуществления финансового контроля, поэтому второй функцией государственного  кредита является контрольная.  Практическое назначение этой  функции состоит в обеспечении  полноты и своевременности погашения  государственных обязательств, а  также эффективного использования  средств, привлеченных через систему  государственного кредита. [15, c.254]
В учебнике Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой выделены следующие  функции государственного кредита:
      Распределительная. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
      Регулирующая. В данном случае упор делается на то, что государство может сознательно использовать государственный кредит как инструмент регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость.
      Контрольная. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.[16, c. 56]
Нельзя не согласиться, что последняя  точка зрения является более обоснованной, она более полно и точно  отражает функции государственного кредита.
 


    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
 
Под отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических государственного кредита.
Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля  на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. [3, c.134]
 
Формы внутриэкономического государственного кредита
 
В системе кредитных отношений  внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
1. государственные займы;
2. обращение части вкладов населения  в государственные займы;
3. заимствование средств общегосударственного  ссудного фонда;
4. казначейские ссуды;
5. гарантированные займы.
 Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
 Государство устанавливает  нарицательную стоимость (номинальную  цену) облигаций. Она обозначается  на облигации и выражает денежную  сумму, предоставленную держателем  облигации государству во временное  пользование. Именно эта сумма  выплачивается владельцу облигации  в момент ее погашения и  на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций  для их держателей может быть  выше или ниже установленного  номинального процента. Это обусловлено  тем, что облигации продаются  по курсовой цене, которая отклоняется  от нарицательной стоимости. Данное  отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.
Свободная котировка облигаций  государственных займов на фондовой бирже является механизмом учета  всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который  невозможен без высокой степени  ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в  настороженном отношении займодателей к государственным кредитным  операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка  и нарушения государством своих  обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности  ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.
Устранению известного недоверия  займодателей к кредитным операциям  государства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам. Если государство ориентируется  только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку  облигаций свободных денежных средств  краткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подумать потенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.
Другим видом государственных  займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций  целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи  облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные  цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться  вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства  имеют только ограниченный круг обращения  и реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы  классифицируют по нескольким признакам.
По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые:
    центральным правительством;
    республиканскими правительствами;
    местными органами власти.
Широкое распространение получила практика выпуска государственных  займов центральным правительством. Задолженность республиканских  и местных органов власти является, как правило, незначительной.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
    только среди населения
    среди юридических лиц
    универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы  выплаты доходов выделяют:
    процентные займы;
    выигрышные займы;
    процентно-выигрышные займы;
    беспроигрышные займы;
    беспроцентные (целевые) займы.
Владельцы долговых обязательств, процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат). По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Местные органы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.
По срокам погашения  займы делятся на:
    краткосрочные займы - срок погашения до 1 года;
    среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет;
    долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.
По методу размещения займы  подразделяют на:
    добровольные займы;
    займы, размещенные по подписке;
    принудительные займы.
Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного  режима. В настоящее время в  нашей стране действуют только добровольные займы.
Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются  подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.
Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.
Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной  власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды  выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений  предприятий и хозяйственных  организаций в виду их особого  положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а яв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.