На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетная система Российской Федерации, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение  ………………………………………………………………………………….…...3
1  Бюджет………………………………………………………………………………....……5
     1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5
     1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7
     1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10
2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14
3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16
    3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16
    3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17
    3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18
4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23
    4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23
    4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27
    4.3 Источники покрытия  государственного долга в РФ………………………………..28
    4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31
Заключение  ……………………………………………………………………………….......33
Список использованных источников…………………....……………………………….....35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается  настоящая война за бюджетные  дотации и финансирование. Эта  война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науке, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан. Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику--политику бюджетного дефицита.
            В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.
            А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1  Бюджет   
      Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства    
          Российской Федерации         
                                    
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных  заказов.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся  формы управления и взаимоотношений  между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной  собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1
Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную  трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов  хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в  системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств  значительно сократило сферу  своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между  законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации  бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты, что явилось  важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении  действовали переход к налогам  как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отмена монополии  на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и  т.пВсе это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе  России, и в ее бюджетном устройстве.
 БК РФ  дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.2
Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:
    первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным  устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня - государственный бюджет и  местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты  нижестоящих уровней (нижестоящих  государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
 
 
      Принципы бюджетной системы
 
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
    единства бюджетной системы Российской Федерации;
    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    самостоятельности бюджетов;
    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    сбалансированности бюджета;
    эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    гласности;
    достоверности бюджета;
    адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.
Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности  бюджетов означает:
    право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
    законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности  означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
 
 
 
 
 
1.3  Бюджетная классификация  доходов и расходов
Для составления  и исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает:
    классификацию доходов бюджетов РФ;
    функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
    классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
    ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетная классификация  подразделяет объекты классификации  на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Виды доходов  бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым относятся доходы:
    от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом,  %:
1. Затраты  на социальные услуги: здравоохранение,  образование, социальные пособия,  субсидии бюджетам местных властей  на эти цели -  45-50
2. Затраты  на хозяйственные нужды: капиталовложения  в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому  хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10-20
3. Расходы  на вооружение и материальное  обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб  и займы иностранным государствам - 10-20
4. Административно-управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и т.д. - 5-10
5. Платежи  по государственному долгу - до 7-8
Первое место  в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и  др. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения  к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. В затратах на хозяйственные нужды  обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют  также социальную, политическую и  хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении  своего крестьянства, фермерства. И  хотя в своей внешнеэкономической  политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных  производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в  ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.
 Расходы  на национальную оборону, правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности, а также административно- управленческие  расходы воздействуют на структуру  спроса.
 Конъюнктурным  целям бюджетного регулирования  могут служить расходы по государственному  долгу (например, досрочное погашение  части долга), размеры расходов  на кредиты и субсидии частным  и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание  и совершенствование объектов  инфраструктуры, на покупку вооружения  и военное строительство.
 В периоды  кризисов и депрессий расходы  государственного бюджета на  хозяйственные цели, как правило,  растут, а во время “перегрева”  конъюнктуры – сокращаются.
 Структура  расходов государственного бюджета  оказывает регулирующее воздействие  на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и  региональную структуры экономики,  национальную конкурентоспособность  на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют  экспорт и в долгосрочном плане  улучшают платежный баланс, открывают  для экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
    трансферты населению;
    ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
    бюджетные кредиты юридическим лицам;
    субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
    инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
    кредиты иностранным государствам;
    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2  Функционирование единого казначейского счета
 
Принцип единого  счета казначейства заключается  в том, что исполнение ФБ осуществляется ОФК выполнением всех операций из средств ФБ в системе балансовых счетов, на основе централизации ФК всех поступлений в ФБ и платежей из него, совершение ФК кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом. Бюджетное законодательство предусматривает запрет на осуществление операций по исполнению ФБ, минуя систему счетов ОФК. В целях управления бюджетными средствами, государственным долгом и совершения платежей ОФК может открывать иные счета ФБ необходимые для выполнения функций ОФК.
Во-первых, чтобы  осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому, сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной  думой РФ и принимается в виде закона.
Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет  своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов  местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение  доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам  предусматривает:
-перечисление  и зачисление доходов федерального  бюджета на единый счет федерального  бюджета; 
-распределение  в соответствии с утвержденным  федеральным бюджетом федеральных  регулирующих налогов;
-возврат излишне  уплаченных сумм доходов;
-учет доходов  федерального бюджета и отчетность  о доходах федерального бюджета  в соответствии с бюджетной  классификацией РФ.
Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей, а также  доходов в целом и по каждому  источнику, финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит  также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
Основной  принцип исполнения бюджета –  принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета. Бюджеты  всех уровней бюджетной системы  РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация Центральным Банком России Управления по исполнению государственного бюджета привела к недопополнению доходов бюджета, к ослаблению контроля за целевым и рациональным использованием государственных средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
Таким образом, действующий механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств. Также он характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможности их нецелевого использования. В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненного Министерству финансов. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.
 
 
3  Уровни бюджетной  системы РФ
3.1 Федеральный бюджет РФ
 
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов  бюджета и необходимых государственных  расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  экономической политики. Основные цели экономической политики:
    рост валового внутреннего продукта и продукции  промышленного производства;
    прекращение спада сельскохозяйственного производства;
    создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
    формирование условий справедливой конкуренции на внутреннем рынке;
    снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
    выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
    рост реальных денежных доходов населения;
    завершение перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
    поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных;
    повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение объемов капитальных вложений.3
 
 
 
3.2  Региональный бюджет
 
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
•  налог на имущество предприятий;
•    налог на недвижимость;
•   дорожный налог;
•    транспортный налог;
•    налог с продаж;
•    налог на игорный бизнес;  
•    региональные лицензионные сборы.
К собственным  доходам относятся также доходы от использования имущества,  находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:
• обеспечение  функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
•  обслуживание и погашение государственного долга  субъектов Российской Федерации;
• проведение выборов и референдумов субъектов  Российской Федерации;
•    обеспечение реализации региональных целевых программ;
•  формирование государственной собственности  субъектов Российской Федерации;
• осуществление  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации;
· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
•    оказание финансовой помощи местным  бюджетам;
• обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;
• компенсация  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
 
3.3 Местный бюджет
 
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в 
их назначении. Они выполняют следующие функции: 
            • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 
            • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
•  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
Местные налоги и сборы:
•    земельный налог;
•    налог на имущество  физических лиц;
•    налог на рекламу;
•    налог на наследство или  дарение;
•    местные лицензионные сборы.
В свою очередь, земельный налог включает:
1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
2) земельный налог и арендную  плату за земли несельскохозяйственного, назначения;
3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
4) возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:
•  доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
•    доходы от продажи земли;
• доходы от продажи квартир гражданам.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
•  от налога на добавленную стоимость;
· от акцизов;   
· от налога на прибыль (доход) предприятий;
• от подоходного налога с физических лиц.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Существующая система регулирования  местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
В то же время используемый метод  регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них  — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.
Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.
Рост местных бюджетов непосредственно  связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:
•    содержание органов местного самоуправления;
•    формирование муниципальной собственности  и управление ею;
· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•  содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
• муниципальное  дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
• благоустройство  и озеленение территорий муниципальных образований;
• организация  утилизации и переработки бытовых  отходов (за исключением радиоактивных);
•    содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•    обеспечение противопожарной  безопасности;
•   охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;
•    обслуживание и погашение  муниципального долга;
•    целевое дотирование  населения;
•    содержание муниципальных  архивов;
•    проведение муниципальных  выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных  бюджетов являются расходы, связанные  с жизнеобеспечением человека. Это  расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство  — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Роль местных  бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
Одним из главных  направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
 
     Проблема бюджетного дефицита и государственного долга

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.