На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Структура психики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Глава I. Структура психики…………………………………………………..3 Сознание и бессознательное……………………………………………………3 Глава II. Основные формы нарушений психических процессов........................8     Нарушения внимания…………………………………………………………...8 Классификации типов нарушений внимания………………………………….9 Глава III. Психология межличностного взаимодействия…………………....12    Межличностные отношения…………………………………………………….12 Классификация межличностных отношений………………………………….15 Список литературы……………………………………………………………..17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Структура психики.
Сознание и бессознательное.
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание — одна из последних тайн.  
 Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом. Декартом Р. оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX в.) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (У. Джемс, Э. Б. Титченер), а также метод его изучения — систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания — ощущений, образов и аффектов[1;21].  
 Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII в. Г. В. Лейбницем.  В XIX в. бессознательное становится предметом психологических исследований (И. Ф. Герберт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX в [1;45].            Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние.             Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии. 
 В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С. Л. Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения[3;96].    В теории деятельности А. Н. Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта[3;99]. 
 В западной психологической науке с начала XX в. и на протяжении многих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различных методологических подходов, сформулированных В. Дильтеем, — понимающей и объяснительной психологии.    Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями. 
 В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся[1;251].    Э. Тулвинг различает:  
- простое осознание внешних раздражителей;  
- осознание символических репрезентаций окружающего;  
- осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени.  
 Г. В. Фартинг предложил различать первичное сознание — простое перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей, и рефлексивное сознание — осмысление собственных сознательных переживаний[1;297].          Разнообразие определений способствует исследованию различных аспектов феномена сознания — как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры.  
 В рамках понимающей психологии бессознательное в настоящее время исследуется в психодинамических теориях личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры — биологически (3. Фрейд) или социально (Г. Салливан, К. Хорни) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (А. Адлер), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (К. Юнг). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме. 
 Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом. Он ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом: 
- бессознательное — принципиально не доступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическо ядро личности[2;64];  
- подсознательное — эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;                         
- досознательное — содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматически действий;  
- сознание — рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.  
 В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей[1;117]: 
- бессознательное состояние — экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции; проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют  
- сон — состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;                                         - бодрствование — состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.          Сознание — высший уровень психической активности человека как социального существа.                                          Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта[3;78].     К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков).  
 В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феноменов субъективных переживаний, современная психология нацелена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Такое переформулирование позволило поместить рассматриваемые феномены в контекст экспериментального исследования, где наряду с самонаблюдением в контролируемой ситуации используют объективные методы регистрации поведения и психофизиологических коррелятов. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного.         Варьирование экспериментальных задач позволило сделать первые шаги в реконструировании глубинных психических структур, таких как установки, убеждения, мотивы, эмоциональные комплексы переживаний.  Варьирование условий стимуляции сделало возможным изучение досознательного уровня, например, механизмов подпорогового восприятия и научения, структуры когнитивных репрезентаций, сценариев автоматических действий и условий преодоления ими порога бессознательного. 
Сознание в последние десятилетия является предметом исследования когнитивной нейронауки, ставящей цепью описание нейрональных механизмов его отдельных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов исследования активности мозга — функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, — а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев[5;145].             К пониманию нейрофизиологических основ состояний сознания позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые системы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и «слепого видения», при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей — дорсального («где») и вентрального («что»), - которая осуществляется префронтальной корой головного мозга[3;200].           Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель «Я».
 
 
 
Глава II. Основные формы нарушений психических процессов.
 Нарушения внимания.
В психиатрии отдельные симптомы нарушения внимания не выделяются, хотя в процессе клинического обследования неспособность сосредоточиться, рассеянность больного всегда отмечается в рамках определения психопатологических синдромов. Специальные исследования нарушений внимания как важной характеристики психической деятельности проводятся психологами, для чего существуют специально разработанные психологические методики. Известно, что показатели внимания отдельного человека могут значительно варьировать в зависимости от утомления и общего состояния организма, от условий среды, а также от отношения человека к соответствующей деятельности. Нарушения внимания обычно наблюдаются при психогенно и соматогенно обусловленных астенических состояниях и весьма своеобразно проявляются при поражениях различных структур головного мозга[7;65].          Как временные явления расстройства внимания могут наблюдаться у совершенно нормальных людей при утомлении, эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и ее называют невнимательностью.    Жалобы на расстройства внимания становятся признаком заболевания только в контексте с общим соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трёх основных группах нарушений внимания гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия. При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания, вплоть до полной неспособности к сосредоточению, концентрации внимания апрозексии.
 
Классификации типов нарушений внимания.
В психологии существует несколько  классификаций  типов нарушения внимания, предложенные разными учеными-психологами. Рассмотрим некоторые из них.           В психологии выделяют два основных типа нарушений внимания[7;132]:  
1. Модально-неспецифичные нарушения внимания распространяются на любые формы и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных). Подобного рода нарушения характерны для больных с органическими поражениями головного мозга, особенно его неспецифических срединных структур разных уровней.  
2. Модально-специфические нарушения внимания проявляются только в одной сфере, например, только в зрительной, слуховой, тактильной сфере или в сфере движений. Это особый тип нарушений внимания, который в клинике локальных поражений головного мозга описывался как явление игнорирования тех или иных стимулов.      Нарушение внимания можно считать симптомом заболевания лишь при наличии других нервно-психических или соматических расстройств, указывающих на недуг. Зачастую, нарушение внимания причисляют к одной из трех основных групп[9;247]:
    гипопрозексии;
    гиперпрозексии;
    парапрозексии.
1. Гипопрозексия
Эта группа нарушения внимания включает разные варианты его ослабления. Сюда входят:
    Апрозексия, заключающаяся в отсутствии способности к концентрации и сосредоточении внимания на фоне высокой отвлекаемости. В большинстве случаев, одновременно наблюдается уменьшение возможной меры сосредоточения и увеличение степени отвлекаемости. Зачастую к этим двум явлениям добавляется уменьшение объема внимания.
    Рассеянность внимания, состоящая в снижении способности на протяжении долгого времени удерживать внимание на определенных вещах, мыслях. Нарушается сосредоточение. Больной, страдающий рассеянностью внимания, не контролирует смену направленности внимания и не может в течение длительного периода времени удерживать его на отдельном виде деятельности.
    Истощаемость внимания, определяющаяся в изменении интенсивности внимания от начальной высокой меры сосредоточения на предмете внимания до значительного его ослабления в течение некоторого периода времени. Следствиями истощения внимания являются снижение эффективности рабочей деятельности и утрата возможности глубокого поглощения процессом.
    Сужение объема внимания, проявляющееся в патологии сосредоточения внимания вызванной слабостью его распределения. Больной, страдающий сужением объема внимания, способен удерживать в сознании лишь самые значимые для него впечатления. Все внимание может быть направлено исключительно на индивидуально-личностные или ситуационно-значимые объекты.          Гипопрозексия наблюдается в различных случаях астенического синдрома, сопряженного с переменой степени бодрствования. Травма черепа и прочие органические заболевания мозга могут стать причиной прогрессирующей истощаемости внимания. Растерянность и маниакальные синдромы могут обусловить увеличение степени отвлекаемости, которой сопутствует неконтролируемое перенаправление внимания на нейтральные и случайные раздражители[16;255].
2. Гиперпрозексия
Эта группа нарушения внимания характеризуется  чрезмерной его концентрацией, в  большинстве случаев, связанной  с односторонней его направленностью. К примеру, пациенты с диагностированными ипохондрическими синдромами демонстрируют  чрезмерно высокую концентрацию внимания на своих болезненных ощущениях, мыслях и вещах, связанных с их здоровьем. В отдельных случаях увеличение концентрации внимания проявляется в виде навязчивости отдельных представлений или мыслей. Это явление может выражаться персеверацией, то есть частым использованием в речи одних и тех же слов, относящихся к «прилипшим» к сознанию представлениям и мыслям. В патологических случаях появление превалирующих идей нередко объясняется исключительностью направленности внимания на отдельные мысли. При этом такие больные вполне понимают, что доминирующим в их сознании идеям отводится несправедливо много места[16;296].
3. Парапрозексия
Эта группа нарушения внимания в основном характеризуется  концентрацией внимания на явлениях патологического типа, то есть на галлюцинациях, бреде. Парапрозексия выражается в  противоречии начальной установки  внимания с получаемым результатом. Пациент, страдающий данным нарушением внимания, так сильно напрягает нервную  систему концентрацией на каком-то предмете, что она не выдерживает  и вызывает неадекватные, противоречивые реакции со стороны внимания.   Здоровые люди также могут быть подвержены парапрозексии. Так, например, спортсмен на линии старта так сильно концентрируется на ожидании выстрела стартового пистолета, что не слышит его в результате[16;327].
 
Глава III. Психология межличностного взаимодействия.
Межличностные отношения.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и  рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми[10;56]. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Обозов Н.Н.). В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.  
 Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (Кон И.С.). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям[14;70].   
 Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.  
 Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.        Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения[14;114].          Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.           Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.         На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»).       Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (Кон И.С.).  
 Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой.       Эмпатия имеет несколько уровней (Обозов Н.Н.)[14;128].    Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).            Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.  Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость. 
 Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично[6;144].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Классификация межличностных отношений.
Межличностные отношения делятся на следующие  виды[11;54].                                                            1) официальные и неофициальные;                                       2) деловые и личные;                                                     3) рациональные и эмоциональные;                                4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу.                         Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.           Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.         Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер.   Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.        Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.  Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными.      В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности[11;78].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список  литературы.
 
    Андреева Г.М. Социальная психология. 1994-1999.
    Бобнева М.И. Шорохова Е.В. Социальная психология личности. — М., 1979.
    Басин М.Г. Социальная психология.- М., 1989.
    Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - М., 1983.
    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1996.
    Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.
    Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М., 1995.
    Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.,1983.
    Ланге Н. Н. Внимание. — М., 1976. 
    Майерс Т.М. Социальная психология.  – СПб., 2000.
    Петровский А.В.Введение в психологию.- М., 1996.
    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М.,1998.
    Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.,- 1999.
    Сельченко К.В. Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.
    Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность. — 1996. — Т. 2. — № 4. — С. 48-55.
    Чалдини Р. Психология внимания. – СПб., 2000.
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.