На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Постсоветское пространство как геополитическая реальность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Постсоветское пространство  как геополитическая реальность  существует около двух десятилетий  – срок по историческим меркам совсем небольшой, но за этот период интеграционные процессы в его рамках стали одной из важных черт развития региона. Они характеризуются разной степенью интенсивности. Очевидно, что они заметно отличаются по своим базовым параметрам от аналогичных процессов в Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе или на европейском континенте. Они зародились и продолжались не как изначальное стремление к объединению, а как общественная необходимость выжить в трудных условиях, порожденных распадом некогда единого государства.
Страны-участницы интеграционных процессов на постсоветском пространстве все более активно выступают  во взаимодействии с военно-политическими  альянсами и экономическими союзами  за пределами данного региона. Вместе с тем, во многом благодаря экономической интеграции и укреплению взаимодействия в этой сфере в последние годы постсоветское пространство воспринимается как некая относительно единая геополитическая общность. Интеграция является важным фактором реализации совпадающих интересов стран региона, как в области политики, так и в сфере обеспечения безопасности, экономики, культуре и социальной сфере.
На современном этапе интернационализации  хозяйственной жизни, именуемом  глобализацией мировой экономики, степень участия любой страны или группы стран в международных  интеграционных процессах является тем фактором, который определит  её будущую судьбу и заложит фундамент  в их завтрашнее место в мире.
Для России естественным является интеграция со странами, входящими в СНГ, –  нашими близкими соседями и стратегическими  партнерами, отношения с которыми основываются на длительной общей истории  в рамках одного государства и  существовавшего единого экономического комплекса, составные части которого – союзные республики – были связаны между собой. Точно так же и для других членов СНГ сотрудничество с Россией и другими входящими в объединение странами является наиболее предпочтительным.
После распада СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР, сумеет построить демократические правовые государства, развить свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулировать спорные проблемы согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между этими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности1.
Укрепление и развитие интеграционных процессов во всех областях в рамках СНГ рассматривается каждой страной-участницец как базисная цель внешней, в том числе и внешнеэкономической, политики. При этом, исходя из собственных национальных интересов, каждая страна имеет в виду решение следующих задач.
Во-первых, выражение, сохранение и развитие этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов2.
Во-вторых, развитие равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств3.
В-третьих, гарантия открытости границ, свободы передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества4.
В-четвертых, сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов; стремление к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем; уважение к стремлению друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.; сохранение  и  под объединенным командованием общего военно-стратегическое пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением; гарантия необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил; провождение согласованной политики по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей5.
В–пятых, координация внешнеполитической деятельности; - сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; - сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; - сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; - вопросы миграционной политики; - борьба с организованной преступностью6.
Объективные интересы других стран  Содружества состоят также в  экономическом сближении, а, точнее, в восстановлении тесных экономических  связей с Россией, ибо даже такие  крупные страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах  с меньшими численностью населения  и экономическим потенциалом, не могут развивать современные  отрасли в расчете только на внутренние рынки. Им также необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, Россия и другие страны – члены СНГ для них наиболее благоприятные партнёры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д.
 
 
Всплеск этнонационального начала в культурах стран постсоветского пространства обнажил целый ряд весьма болезненных проблем. Долгое время русская наука и культура служили как для украинцев, белорусов, так и для других наций и национальностей, населявших Российскую Империю и СССР, реальным проводником мирового социального опыта и освоения новейших научно технических достижений.
Советом глав государств Содружества 8 мая 2010 года в Москве было принято Решение объявить 2011 год  Годом историко-культурного наследия в Содружестве Независимых Государств.
Культурное наследие – это духовный, культурный, экономический  и социальный капитал невозместимой  ценности. Наследие питает современную  науку, образование, культуру. Наравне с природным богатством это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Принимая Устав Содружества  Независимых Государств, главы государств – участников СНГ договорились, что создают условия для сохранения и развития культур всех народов  государств-членов и для достижения целей Содружества строят свои отношения  на основе духовного единения народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей  и культурного обмена.
Проблема сохранения и охраны историко-культурного наследия всегда была актуальна. В последние  десятилетия возросло понимание  ее значения, сделано немало эффективных  шагов для признания значимости проблем охраны, использования культурного  наследия на национальных уровнях.
Подтверждается это  и принятием в рамках СНГ ряда документов о сохранении историко-культурного  наследия.
Первым таким документом было Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения, принятое 14 февраля 1992 года главами государств в Минске. В нем подчеркивается, что государства-участники будут обеспечивать надлежащее сохранение находящегося на их территории культурного наследия национальных меньшинств и народов других стран Содружества и будут содействовать возвращению культурных и исторических ценностей странам их происхождения.
Правительства государств – участников СНГ, исходя из паритетности неотъемлемых прав личности на культурную самобытность, свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к культурным ценностям, 15 мая 1992 года принимают Соглашение о сотрудничестве в области культуры. Документом гарантируется доступность сложившихся собраний, коллекций и других культурных ценностей, образующих библиотечный, музейный и архивный фонды независимых государств, для граждан государств – участников Соглашения в равной степени и на тех условиях, как и для своих граждан.
Во исполнение вышеуказанного Соглашения о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 года и в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, Советом глав правительств Содружества 9 октября 1997 года утверждается Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей.
Развитие духовности каждого народа немыслимо без  взаимопознания и взаимообогащения национальных культур. Вот почему, наряду с экономическим и политическим, огромное значение имеет культурное сотрудничество государств – участников СНГ. И это подтверждается принятием ряда соглашений и решений в области культуры, созданием советов в области культуры, гуманитарного сотрудничества стран Содружества.
Не отходило на второй план и понимание важности проблемы сохранения историко-культурного наследия. Примером тому является подписание главами  государств – участников Содружества 5 октября 2007 года в Душанбе Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата. Выражая озабоченность тем, что хищения культурных ценностей приобрели транснациональный характер, признавая, что эффективная борьба с их хищениями возможна только на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон, главы стран Содружества договорились осуществлять сотрудничество через свои компетентные органы в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии правонарушений, связанных с хищением культурных ценностей, их розыске и обеспечении возврата.
На втором координационном  совещании руководителей органов  отраслевого сотрудничества гуманитарной сферы 18 июня 2010 года в Минске были обсуждены вопросы подготовки содержательного наполнения Года историко-культурного наследия в тесной увязке с подготовкой Планаприоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2011–2012 годы и мероприятий в связи с 20-летием Содружества Независимых Государств.
В числе ключевых проектов в рамках Года историко-культурного  наследия был предложен проект под  названием “Культурные столицы  СНГ”. Также высказана просьба  к органам отраслевого сотрудничества СНГ гуманитарной сферы объединить усилия в совместной работе в разработке и поддержке востребованных и  междисциплинарных программ и проектов, поиске новых подходов к работе на современной основе, учитывая опыт ЮНЕСКО, и привлечения бизнес-структур в вопросах финансирования проектов.
На третьем координационном  совещании органов СНГ гуманитарной сферы в Душанбе 18 марта текущего года речь шла о реализации пилотного этапа Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». По мнению участников, этот проект призван помочь расширению культурного обмена, его реализация позволит более тесно объединить культурные потенциалы стран Содружества, создать благоприятный климат для укрепления экономических связей, повысить статус Содружества на международной арене.
В феврале нынешнего  года первый сертификат «Культурная  столица Содружества 2011 года» был вручен белорусскому городу Гомелю. В конце марта такой же статус обрел российский Ульяновск.
В штаб-квартире СНГ  в Минске в конце апреля 2011 года было проведено заседание экспертной группы по подготовке и реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», в котором участвовали представители и эксперты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, а также Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и Исполнительного комитета Содружества.
Эксперты доработали и согласовали проекты Положения  о Межгосударственной программе  «Культурные столицы Содружества» и Положения о Координационном  совете Межгосударственной программы  «Культурные столицы Содружества», которые будут предложены к рассмотрению и утверждению Советом глав государств Содружества Независимых Государств.
Если говорить о  Плане приоритетных мероприятий  в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2011–2012 годы, одобренном 19 ноября 2010 года Советом глав правительств Содружества, то в нем запланировано много мероприятий в области историко-культурного наследия. Как сообщил ИТАР-ТАСС Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, в течение 2011 года планируется провести ряд международных семинаров и конференций. Одна из них названа «Многообразие культур как фактор единения народов». Специалисты планируют обсудить темы защиты и пропаганды нематериального культурного наследия в странах СНГ, создать Центр сохранения всемирного культурного наследия государств – участников Содружества. В Баку пройдет второй Международный форум культурологов. В планах – проработка вопроса о создании реестра памятников культуры и объектов культурного наследия на территориях государств – участников СНГ.
По предложению Республики Беларусь, которая являлась инициатором  Международной конференции «Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного  наследия и национальное законодательство государств – участников СНГ», в  План включен проект о возможном  создании единой базы данных о законодательстве стран Содружества в области  историко-культурного наследия. Республика Таджикистан предложила провести практический семинар по проблемам государственных  заповедников в целях обмена опытом по вопросам охраны, использования, реставрации  и консервации историко-культурного  наследия.
В рамках названного Плана  азербайджанское государственное  телеграфное агентство АзерТАдж 12 марта 2011 года дело старт конкурсу журналистов государств – участников СНГ по теме сохранения историко-культурного наследия: памятников материальной и нематериальной культуры, городищ, историко-культурных заповедников, народно-прикладного творчества и т. д.
Основной целью мероприятия  было обсуждение вопросов межгосударственного  сотрудничества и согласованных  действий по развитию культурно-познавательного  туризма и сохранению историко-культурного  наследия на пространстве СНГ, а также  разработка и внедрение специализированных на музейной тематике туристских маршрутов, используя уникальный потенциал  развития, обеспечиваемый сферами туризма  и культурного наследия государств – участников Содружества.
На пленарном заседании  рассматривались проблемы сохранения и развития историко-культурного  наследия стран Содружества и  роль культурно-познавательного туризма  в устойчивом развитии государств СНГ, воспитания молодежи на основе традиций межкультурного молодежного сотрудничества на пространстве Содружества.
Заместитель руководителя Ростуризма Александр Радьков в  своей вступительной речи отметил  особую роль туризма как социально-культурного  фактора существования общества. «Содружество Независимых Государств – это уникальное в своем роде объединение государств, которое строится во многом на общем экономическом и культурно-познавательном фундаменте», – заявил он, выразив уверенность в необходимости наращивания туристического обмена между странами СНГ. Для этого, по его словам, имеются все необходимые условия: языковая общность, социальная и экономическая интегрированность, наличие родственных связей, транспортная доступность, отсутствие визовых преград. Особую роль в этом процессе должен играть культурно-познавательный туризм.
Вопросы совершенствования  правовой базы, системы образования, научно-прикладных исследований в сфере  туризма и подготовки специалистов в области культурно-познавательного  туризма обсуждались на третьем  «круглом столе». Представители регионов Российской Федерации и стран  Содружества обсудили вопросы, связанные  с принятием нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы культурно-познавательного  туризма, рассмотрели меры государственной  поддержки по формированию и продвижению  объектов культурно-познавательного  туризма, а также затронули целесообразность введения образовательных стандартов в этой сфере.
А 14–15 декабря 2010 года состоялось выездное заседание Рабочей группы. Эксперты приняли участие в ознакомительном туре «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Беларуси», посетили Замковый комплекс в городском поселке «Мир», архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в городе Несвиже, Беловежскую пущу. Состоялась презентация пунктов «Геодезической дуги Струве». Участники заседания обсудили возможность разработки совместных трансграничных туристических маршрутов, обменялись опытом работы в сфере культурно-познавательного туризма, рекламно-информационными материалами. Также было рекомендовано заинтересованным министерствам, ведомствам и организациям государств – участников СНГ при разработке маршрутов культурно-познавательного туризма использовать в практической работе положительный опыт Республики Беларусь, связанный с включением в туристические маршруты посещения объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Члены Рабочей группы поддержали предложение ее руководителя, Председателя Российского национального  комитета всемирного культурного и  природного наследия Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Игоря Маковецкого о разработке проекта Положения о Центре сохранения всемирного наследия государств – участников СНГ.
Задачами Центра станут популяризация объектов Всемирного культурного наследия, разработка и  реализация совместных программ и проектов в области учета оценки технического состояния памятников культурного  наследия, объединение усилий в выработке  методических принципов сохранения и реставрации других объектов, предложений  по активному их использованию для  развития туризма и международного сотрудничества.
ЮНЕСКО способна оказать  всестороннюю помощь и профессиональные консультации для совершенствования  управления и сохранения объектов Всемирного наследия в условиях обострения глобальных проблем, таких как изменение  климата, стихийная урбанизация  и усиливающийся пресс туризма.
В выступлениях специалистов государств – участников СНГ и  международных экспертов, работающих в области сохранения историко-культурного  и природного наследия подчеркивалось, что государственная политика в  данном направлении должна базироваться на сохранении в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной  предыдущими поколениями системы  ценностей, признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, сохранении национальной самобытности народов и утверждении их достоинства. И немалая роль в этом плане отведена национальным органам и комиссиям ЮНЕСКО в государствах – участниках СНГ.
Члены Комиссии особо  подчеркнули важность таких стоящих  перед ней задач, как продвижение  и укрепление позиций русского языка  в ЮНЕСКО, привлечение к программной  деятельности Организации гражданского общества, повышение внимания к сохранности  российских объектов всемирного наследия, сотрудничество со странами СНГ.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что  культурные ценности – это важнейший  элемент общения, взаимопонимания  и взаимосближения народов. Они выступают главным критерием поддержки духовности и неразрывной связи поколений, объединяют их в единую цепь исторического развития. Каждый объект историко-культурного назначения, каждое произведение искусства, памятники культуры – все они являются звеном исторического целого и в своем историческом и культурном значении едины и неповторимы. Их утрату возместить невозможно7.

В.Н. Харламова называет основными факторами, определяющими заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства, следующие:

1. В предыдущие десятилетия сложилась глубокая взаимозависимость республик бывшего СССР. Для экономических связей в бывшем СССР была характерна высокая степень интенсивности. В межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% валового национального продукта (для сравнения: в Европейском Союзе чуть больше 11%). Согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила 104. За счет поставок из бывших республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса до 80%, черной и цветной металлургии – более чем на треть, химической и легкой промышленности – примерно на одну четверть. На 100% за счёт ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнах, хлопке, многих видах другой продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополистами из ближнего зарубежья.

2. Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и определяющими будущее российской экономики.

С распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50–100% обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.

Заинтересованность российских производителей в ёмком, исторически освоенном  рынке сбыта их готовой продукции  обусловлена также её недостаточной  конкурентоспособностью на мировом  рынке и, кроме того, дефицитом  инвестиционных ресурсов.

3. Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 млн. человек) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.

4. В настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с третьими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.

Как следствие этого, перспективы  и результаты экономических преобразований в России, её место в мировой  экономике в большой степени  определяются тем, насколько успешными  будут усилия по сохранению и упрочению  позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного  фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта  и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее  время могут приобрести необратимый  характер.

5. Вместе с тем для новых независимых государств – бывших республик СССР ёмкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. [8]

Итак, улучшение экономических  отношений, совершенствование производственных и научно-технических связей с  бывшими советскими республиками является абсолютно необходимым условием оздоровления российской экономики  в ближайшей перспективе, сохранения позиций на растущем рынке СНГ, а, в конечном счете – достижения полноправного членства России в  мировом сообществе. В политическом плане в интересах настоящего и будущего России необходимо всемерно содействовать формированию на постсоветском пространстве дружественного окружения политически стабильными и экономически сильными и благополучными государствами.
В развитии взаимного экономического сотрудничества заинтересована не только Россия, но и другие страны Содружества. Для бывших советских республик Россия все еще остается наиболее привлекательным экономическим партнером. С одной стороны, все еще сохранилась сильная хозяйственная зависимость стран СНГ от российской экономики, которая когда-то сложилась в едином народнохозяйственном комплексе СССР, с другой стороны, этот настрой определяется тем общеизвестным фактором, что из всех бывших республик СССР только Россия полностью обеспечена минеральными ресурсами. Узбекистан и Туркменистан только на 85% способны удовлетворить свои потребности в энергии, а Украина, Киргизия и Таджикистан – на 50%. Еще хуже обеспечены энергией собственного производства другие республики: Молдавия – на 1%, Армения – на 4%, Белоруссия – на 10%. [36, C.18]
Интеграционные тенденции на постсоветском  пространстве порождаются следующими основными факторами:
    разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
    желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
    технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Несмотря на это, тенденции к  размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.
За время существования Содружества  в органах СНГ было принято  около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Экономическая интеграция выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. Динамика развития представляется следующим образом:
    Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);
    Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);
    Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);
    Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);
    Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);
    Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);
    Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).
Однако эти и многие другие решения  так и остались на бумаге, а потенциал  взаимодействия пока оказался невостребованным. Статистика подтверждает, что правовые механизмы не стали эффективными и достаточными для интеграции экономик стран СНГ. И если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств СНГ превышала 70% общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она составила 55, а в 2003 г. – менее 40%. При этом в первую очередь сокращается доля товаров с высокой степенью обработки. В то же время в ЕС доля внутренней торговли в общем объёме экспорта превышает 60%, в НАФТА – 45%. [9]
На процессах интеграции в СНГ  сказывается разная степень подготовленности входящих в него стран и различные  подходы в них к проведению радикальных экономических преобразований, стремление найти собственный путь (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия, Казахстан), уклониться от участия в трудном  договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить за счет Содружества свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия).
При этом каждое государство самостоятельно исходя из приоритетов внутреннего развития и международных обязательств определяет форму и масштабы своего участия в Содружестве и в работе его общих органов с тем, чтобы в максимальной степени использовать его в интересах укрепления своих геополитических и экономических позиций. Главное препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
На путях независимого и раздельного  хозяйствования возникли субрегиональные  политические альянсы и экономические  группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения:
    Союзное государство Белоруссии и России (СГБР);
    Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;
    Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан;
    Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан.
    Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ);

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.