На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


магистерская работа Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад

Информация:

Тип работы: магистерская работа. Добавлен: 14.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проектирование  средства
для проведения предметных интернет-олимпиад 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В январе 2010 г. в РГПУ им. А.И. Герцена  состоялась «Педагогическая ассамблея», в рамках которой был торжественно открыт Год учителя. В выступлении  президента Российской Федерации, Д.А. Медведева, были подтверждены основные направления образовательной инициативы «Наша новая школа», определенные в Послании Президента Федеральному собранию в 2008 г. Предметом серьезных обсуждений сегодня является  выработка основных направлений стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга и формирование предложений к Программе развития Петербургской Школы – 2020. Опорные точки стратегии были отражены в Меморандуме, принятом представителями высших учебных заведений Санкт-Петербурга, научной общественности, родителями – членами попечительских Советов школ, общественными экспертами – членами Совета по образовательной политике при Комитете по образованию в ходе работы круглого стола «Наша новая школа: инновационные вызовы», организованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга при поддержке Совета по образовательной политике при Комитете по образованию в октябре 2009 г.. Они определены через условную концепцию «5И»:
     Институты (модернизация и создание норм, правил, организаций в системе образования, способствующих выращиванию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых граждан города, России)
     Информация (обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (в том числе учителей, учеников, родителей) об изменениях в системе образования в целом, развитие механизмов оценки качества образовательных услуг с участием внешних экспертов (вузы, родители, рынок труда и пр.); расширение участия образовательных организаций в международных сопоставительных исследованиях)
     Инновации (обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры у руководителей, учителей и обучающихся Петербургской Школы)
     Инфраструктура (ресурсное обеспечение стратегии «Петербургская Школа -2020»: обновление кадров; современно оборудованные классы; новая организация образовательного пространства и учебного процесса; комфортная  здоровьесберегающая школьная среда, аутсорсинг)
     Инвестиции (выращивание и накопление человеческого капитала; грантовые конкурсы, продолжение и расширение конкурсов национального проекта на уровне города; переход образовательных учреждений в автономные, поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности).
     Состояние современного образования и тенденции  развития общества требуют новых  системно-организующих подходов к развитию образовательной среды, одной из главных задач является создание единой информационной образовательной среды (ИОС).  В 2000 г. была разработана Концепция Информационной Образовательной Среды Открытого Образования Российской Федерации. Она актуальна и сегодня, так как предусматривает существенные качественные изменения в высшей и средней школе (в рамках особой подпрограммы). Положения Концепции предполагают «виртуализацию» многих институциональных образований (например, проекты «Электронная учительская», «Медиатека»), развитие системы дистанционного обучения, грамотное использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на стратегическом и операциональном уровнях, создание условий для формирования информационной культуры личности, серьезную работу в сфере подготовки и переподготовки профессиональных кадров.  ИОС сегодня может рассматриваться как одно из условий достижения нового качества образования в рамках институциональной системы, соответствующей инфраструктуры, развивающейся с привлечением инвестиций, принятия важности информационной составляющей. Результатом деятельности образовательного учреждения должно стать создание инновационного продукта. Представляется актуальной разработка системы мониторинга как информационной образовательной среды в целом, так и отдельных аспектов ее развития, так как образовательные учреждения не всегда рационально используют имеющиеся ресурсы и не учитывают возможности информационной образовательной среды для развития ОУ в целом.
     Существуют  разные подходы к определению  информационной образовательной среды, например: системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера (Семенцова О.В.). Это определение может быть значительно расширено за счет включения взаимодействия субъектов образовательного процесса на информационной основе в единое информационное образовательное пространство образовательного учреждения, развивающееся на новом культурно-технологическом уровне.
     При полной интеграции информационные образовательных  возможностей в педагогическую деятельность школы в целом на новом уровне и с новым качеством могут  работать все педагогические процессы, появляется возможность повышения информационной культуры личности ученика и учителя, использующих информационный ресурс на тактическом и операциональном уровнях. Важными аспектами развития информационной образовательной среды станут совершенствование мотивационной, технологической, и квалиметрической составляющих. Таким образом, информационную образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему, своего рода, «образовательный конструктор», из элементов которого складываются не только новые образовательные результаты, но и другие важные составляющие образования.
     Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого участника образовательного процесса.
     Многочисленные  исследования в этой сфере (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и  др.), в своит трудах доказывают, что  методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обладают необходимым потенциалом, так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды.
     Тем не менее, во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две  категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и преподаватели. Объектами - средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты - это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности - мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т.д.
     Существуют  и другие (функциональные) подходы  к определению содержания компонентов  образовательной среды (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт и др.), когда выделяются: субъекты среды, источники учебной  информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также наполнение (учебное и методическое содержание) образовательной среды. 

    В настоящее время образовательная среда особенно быстро изменяется. Информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способы его получения, представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления). В условиях быстро меняющейся нестабильной внешней среды это обусловлено тем, что стремительно обновляется поток информации, гигантские перемены постоянно происходят в сфере технологий. Все это ведет к быстрому устареванию знаний, и делает процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием, длительностью в жизнь».
    В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает  формирование информационной культуры личности. Освоение Интернет - технологий имеет особое значение, а поиск способов формирования информационно-коммуникационной компетентности становится приоритетным направлением модернизации сферы образования [1]. Для учащихся информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей – это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса: Интернет - технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
    Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка[2].
    Одним из основных видов работы с одаренными детьми в современной школе стало  проведение Интернет-олимпиад. Основанием для этого выбора явился не только фактор новизны, но и то обстоятельство, что Интернет-пространство позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей – потребности в самовыражении и самопрезентации, ярко выраженном стремлении к самостоятельности в процессе обучения, потребности в высокой информационной насыщенности изучаемого материала.
    Петербургская олимпиадная модель развивается  уже почти полвека, сегодня эта модель включает 21 олимпиаду всероссийского уровня (школьный, районный (муниципальный), региональный и заключительный этапы, в зависимости от специфики олимпиады – теоретический и практический туры), 11 олимпиад, имеющих статус региональных (например, по финскому языку, восточным языкам и востоковедению, по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по программированию). Олимпиады становятся пространством пересечения интересов самых разных организаций-партнеров: от общеобразовательных учреждений разного статуса и уровня, до вузов, научных центров, лингвистических центров, консульств и представительств, бизнес - структур. Вузы используют олимпиады как инструмент маркетинга и отбора, развития науки, бизнес - структуры – как коммерческие проекы, иностранные партнеры – как возможность изучения культуры и языка своей страны, способ развития толерантности. Существуют и успешно развиваются разнообразные формы подготовки к олимпиадам на базе современных образовательных центров и вузов (ГОУ ЦО «СПбГДТЮ», СПбГУ, СПбГУИТМО и др.). Активно развиваются дистанционные Интернет-олимпиады (только за последний год количество их участников увеличилось на 30%). В различных видах олимпиад в 2010 – 2011 учебном году принимали участие около 180 000 школьников Санкт-Петербурга [Ежегодный отчет ЦГПО ГОУ ЦО «СПбГДТЮ» для Минобрнауки, 2011 г.]. Участники многих олимпиад добиваются блестящих успехов на российском и международном уровне (математика, информатика, география, физика, биология, экология, иностранные языки и др.).
    Исходя  из того, что на сегодняшний день существует возможность широкого применения информационных технологий, а современные олимпиады школьников дают возможность для развития многих (но не всех видов) одаренностей, иногда являясь единственным отчетливым способом определения количества одаренных детей в регионе, возможной специфики их одаренности и формы работы с ними.
    Проведенный анализ теоретической литературы и  практический опыт работы в сфере  образования показал, что на сегодняшней день школьный этап Всероссийских олимпиад проводится в произвольной форме, избранной самой школой и зачастую сводится к предложению учителя предметника определенным детям принять участие в районной олимпиаде. Опираясь на достижения предыдущих исследователей, в данной диссертации было решено разработать сайт Центра городских предметных олимпиад с возможностью создания на нем учителем предметником Интернет-олимпиады.
    Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).
    Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:
    на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
    разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
    создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
    создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
    опробовать;
    обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;
    Предметом исследования является Интернет-олимпиада как форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников.
    Новизна исследования состоит в следующем: предложен качественно новый уровень проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Он даст возможность учителю в новой интерактивной форме провести школьный этап олимпиады, позволит детям, которые по какой-либо причине не могут принять участие в школе в этом этапе, пройти его на сайте Центра городских предметных олимпиад. Это особенно актуально для развития целого направления олимпиадного движения: олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Практическая  значимость работы заключается во внедрении разработанного средства, его апробации и универсальности созданного средства, которое может применяться в любой предметной области.
    При оформлении пояснительной записки  были использованы ГОСТы 7.1, 7.32, 7.60, 7.82, 7.83. 

 

1 Анализ объекта  проектирования.
      1.1 Формы организации обучения
    В современных условиях модернизация отечественного образования, предложившего ученику многообразие форм, методов, видов обучения, организация активизации интеллектуально-познавательной деятельности школьников чрезвычайно важны. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в складывающейся системе школьного образования рассматривается как принципиальное условие повышения качества образования. Поэтому и в теории, и в практике обучения социально необходимо организовать управление развитием интеллектуального потенциала обучаемых, который определяет в настоящем и будущем наличие образованных людей, способных к творческой деятельности, к созданию принципиально нового и качественной модернизации существующего. В силу этого необходимо предоставить возможность проявить свои способности как можно большему числу учащихся, сознательно стремящихся к самореализации в интеллектуальной творческой деятельности, оказать им всемерную поддержку в их развитии как за счет более полной формы организации, так и путем создания новых образовательных форм, т.е. форм обучения и воспитания.
    По  мнению И.М.Чередова (1987, 1997, 1998) и П.И. Пидкасистого (2001) (г. – не пишут, только сам год) «... Применительно к обучению, форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, видами деятельности учащихся». Отметим важное для нас понятие конструкции и предложим свою интерпретацию формы как связного ориентированного графа, представляющего собой внутреннюю организацию содержания (его структуру), вершины которого наполняются содержанием, соответствующим данной форме, а ребра приобретают ориентацию, соответствующую данному содержанию.
    Исследованию  форм организации обучения в школе посвящено достаточно много работ (В.И. Андреев, Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев, П.И.Пидкастистый, М.Н. Скаткин и др.), в которых всесторонне рассматривается эта проблема. Активно в этом плане разрабатывались разные аспекты проблемного обучения (Д.В.Виклеев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), исследовалась возможность повышения эффективности программированного обучения как процесса управления усвоением знаний и умений, уточнялись наиболее важные условия реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении.
    Наряду  с исследованием форм организации  обучения в системе основного  образования исследуются и формы  дополнительного образования детей. Дополнительное образование представляет возможность самореализации, в первую очередь, учащимся с высокой мотивацией к интеллектуально-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. Это происходит, прежде всего, через участие в олимпиадах, в ученических конференциях, в школьных и/или внешкольных кружках и факультативах, викторинах, секциях, клубах, мастерских, летних/зимних лагерях и других формах. Среди этих форм основной интерес для данного исследования представляют олимпиады, истории возникновения, обсуждению содержания и описанию проведения которых посвящены работы Г.Л. Алексеевой, В.Г. Болтянского, А.В. Ефремова, В.М. Тихомирова и многих других. 

    1.1 Исторический обзор олимпиад как интеллектуальных состязаний В разделе нужны ссылки на источники (в квадратных скобках указывается номер источника) после абзацев.
    Возникнув в Древней Греции в 776 году до н.э., олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами. Интеллектуальные соревнования известны в истории с давних пор. Широкое распространение получили математические турниры в Италии в эпоху Раннего Возрождения. С ними тесно связано имя выдающегося математика европейского средневековья Леонардо Фибоначчи. В драматичной истории решения алгебраических уравнений 3-го и 4-го порядков (XIVвек) большое место занимали «математические турниры». Необходимо отметить интерес образованной публики к состязаниям подобного рода. Из истории известны аналогичные конкурсы, с которыми связан ряд наиболее значимых открытий в области математики. Завоевывали популярность «соревнования по переписке», в которых участвовали И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Бернулли, Л. Эйлер и другие выдающиеся ученые, что привело, в частности, к зарождению и развитию интегрального и вариационного исчисления.
    В более поздние времена регулярно  проводились всемирные конкурсы на приз Французской Академии Наук (известна победа в таком конкурсе гениального российского математика – Софьи Ковалевской). Такие соревнования, как конкурсные экзамены в «Большие школы» Франции, например, в Политехническую и Нормальную, а также знаменитые Кэмбриджские математические экзамены, где главной целью участников являлось получение высокой оценки, также являются, по существу, олимпиадами. Одной из первых предметных олимпиад - прообраза современных массовых соревнований школьников - можно считать Этвешское соревнование в Венгрии в 1896 году.
    В России конкурсы по решению задач  получили развитие в конце XIX пробел века. В 1884 году профессор Киевского Университета В.П. Ермаков стал издавать «Журнал элементарной математики». С 1885 года в этом журнале ежегодно публиковались так называемые «задачи на премию». Сегодня этот конкурс можно рассматривать как прообраз заочных олимпиад. В 30-х годах XX века многие советские ученые-математики пришли к выводу, что для подготовки научной смены необходимо прямое сотрудничества со школой, в результате чего в СССР в середине 40-х годов получили широкое развитие олимпиады по математике. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл.-корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве математические олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года.
    Существенный  вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С.Александров, В.Г.Болтянский, А.Л. Брудно, Б.Н. Делоне, Ю.С. Ильяшенко, В.Ф. Каган, П.Л. Капица, Л.И. Каплан, М.Клайн, СМ.Козел, А.Н.Колмогоров, Н.Н.Константинов, М.А.Лаврентьев, Л.А. Люстерник, А.И. Маркушевич, И.С.Петраков, Д. Пойя, СЕ. Рукшин, АЛ. Савин, И.Ш. Слободецкий, В.И. Смирнов, СЛ. Соболев, В.Н, Сойфер, В.М. Тихомиров; А.Л.Тоом, Д.В. Фомин, Д.Шклярский, Л.Г. Шнирельман, И.М. Яглом и многие другие.
    Опыт, накопленный в этом направлении» требует глубокого и системного изучения, научного анализа и обобщения. Это совершенно необходимо для последующего развития олимпиадного движения, в процессе которого создаются условия для совершенствования мышления и творчества одаренных и мотивированных к интеллектуально-познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.
    До  Великой Отечественной войны  олимпиады проводились почти  ежегодно и очень скоро завоевали всеобщее признание. Во время войны олимпиады проводились в Ашхабаде и Казани, начиная с 1946 годы в Киеве, затем в Вологде, Смоленске, Иванове, Иркутске, Саратове, Минске. В 1960 году Министерство Просвещения совместно с оргкомитетом ХХШ Московской олимпиады в порядке эксперимента организовало «нулевую» Всероссийскую олимпиаду по математике. В ней приняли участие школьники из 13 областей РСФСР и 9 национальных республик. С 1961 Всероссийские олимпиады стали проводиться регулярно, а Первая Всесоюзная была проведена в 1967 году.
    Подготовительная  работа большого числа энтузиастов - специалистов по  различным  областям  знаний,  создала благоприятные  условия  для проведения олимпиад по всей стране по предметам естественно-научного цикла. Аналогично математическим олимпиадам в Советском Союзе стали проводиться также астрономическая, физическая, химическая, биологическая, географическая и другие олимпиады, и ставшая особенно популярной в последние годы олимпиада по информатике. Кроме «научных» олимпиад в последние годы возникли олимпиады из других областей знаний: историческая, лингвистическая, литературная, по русскому языку, по иностранным языкам, праву, экологии, технологии, краеведению и т.д., и множество конкурсов, также названных своими «создателями» «олимпиадами».
    Структура «больших» олимпиад становилась  все более иерархизированной: появились республиканские и Всесоюзные предметные олимпиады, а внутри больших городов еще и районные. Следует отметить, что первых «большие» олимпиады сыграли значительную роль в становлении и развитии региональных и школьных олимпиад. Ведущие вузы страны стали активно работать со школьниками, учителями, укреплять связи с периферийными школами. Наладилось достаточно четкое взаимодействие между органами образования, университетами и педагогическими вузами на местах.
    Можно считать, что переход олимпиадного движения из стихийного явления в массовую широкомасштабную государственную образовательную программу произошел в 1964 году, когда был создан официальный организационный комитет по проведению олимпиад во главе с академиком П.Л. Капицей. Начиная с 1992 года, Всесоюзные олимпиады стали называться Межреспубликанскими. В настоящее время центром проведения олимпиад по математике и физике является Московский Физико-технический институт (ныне Технический университет). На сегодняшний день Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно в пять этапов, школьный, районный, городской, краевой или областной, зональный и заключительный. Некоторые городские олимпиады, например, Московская, Санкт—Петербургская, имеют статус зональных.
    К началу XXI века олимпиада превратилась в целое общественное движение со сложной иерархической структурой организацией. Это движение берет начало в школе, затем проходит районный, городской, региональный этапы, общероссийский этап и завершается на международном уровне. При этом анализ особенностей проведения олимпиад показал, что в условиях массовой школы усилий лишь педагогов-энтузиастов недостаточно для достижения высокого уровня подготовки мотивированных к интеллектуально-познавательной деятельности школьников.
    По  примеру Советского Союза и в  других странах мира стало развиваться олимпиадное движение. Возникли Международные олимпиады по математике, физике, химии, биологии, астрономии и информатике. Советские, а затем и российские школьники стали принимать в них участие и притом (за исключением нескольких лет переходного периода), весьма успешное. Первая Международная олимпиада по математике состоялась в1959 году в Брашове (Румыния), на нее были приглашены школьники из социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Аналогичные олимпиады по физике и химии состоялись в 1967 и в 1970 годах соответственно.
    В последние годы различные предметные олимпиады выступают в качестве форм:
    контроля обязательных результатов обучения;
    обучения учащихся в соответствующей образовательной области;
    развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
    выявления учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;
    выявления и коррекции профессиональных наклонностей и способностей учащихся;
    отбора их в соответствующие школы, лицеи, гимназии;
    отбора учащихся, наряду с вступительными экзаменами и ЕГЭ, в вузы и т.д.;
    Таким образом, в системе дополнительного образования, накопившей богатые традиции в этой области, таятся огромные возможности работы с одаренными и высокомотивированными к познавательной деятельности детьми.
    Важно отметить, что результаты учащихся на олимпиадах всегда были одним из аспектов оценки деятельности учителя, а с 2011 г., в соответствии с новыми правилами аттестации педагогических работников, дают возможность получить существенное количество баллов для портфолио учителя (Приказ Минобрнауки  от 26 апреля 2010 г.     N 16999 «О порядке аттестации педагогических работников  
государственных и муниципальных  
образовательных учреждений» :

Результаты  участия обучающихся  в  предметных олимпиадах: победители/призеры  районного уровня
победители/призеры  городского уровня
победители/призеры  всероссийского уровня
победители/призеры международного уровня
 
 
20 40
100
200
Грамоты, дипломы  или другие документы, подтверждающие победы и призовые места обучающихся. Документы, подтверждающие роль учителя в подготовке победителей/призеров олимпиад.
В межаттестационный  период
    Кроме того, проектирование олимпиад может стать основой для создания пособия, Интернет-ресурса самим учителем, что также учитывается в новой форме аттестации. 

    1.3 Интернет-олимпиады как форма работы с одаренными детьми
    Олимпиады школьников и, прежде всего, предметные олимпиады, в условиях современной школы являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьника по предмету. Вместе с тем, возникнув как форма работы с одаренными детьми, олимпиады являются в настоящее время одним из перспективных направлений проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося, направленного не только на выявление склонностей и способностей учащихся, но и на совершенствование содержания и технологии всего образовательного процесса.
    Модернизация  современного олимпиадного движения опирается  на расширение сети специализированных классов и школ; совершенствование системы внеклассной интеллектуально-познавательной, творческой работы, в том числе возрождение кружковой работы, расширение издания специальной научно-познавательной, методической литературы, активное развитие новых форм проведения олимпиад.
    В ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию 2010 г. сказано: «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» [3?4].
    Под Интернет-олимпиадой понимается разновидность  предметных олимпиад, в которой обмен  информацией и обратная связь между участниками олимпиады и её организаторами осуществляются не непосредственно, а с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.
    Проведение  Олимпиады с помощью Интернет-технологий позволяет решать специфические  задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычных образовательных и соревновательных формах:
    - усиление  активной роли учащегося в  собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе приоритетных направлений, форм и темпов продвижения в образовательных областях;
    - получение  возможности консультирование у  специалистов высокого уровня  независимо от их территориальной  расположенности;
    - более  комфортные, по сравнению с традиционными,  условия. 

     1.4 Аналоговый анализ Интернет-олимпиад
     Совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения разнообразных форм обучения, развития и контроля. Проектируемое средство предназначено для поддержки школьного этапа Всероссийских олимпиад проводимых в Санкт - Петербурге. Использование современных информационных технологий и  возможностей сети Internet обеспечивает проекту высокий научный уровень, современную подачу, оперативность и широкий круг участников. Преимущества форм дистанционной образовательной деятельности перед очными состоят в их оперативности, продуктивности, насыщенности, возможности быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличии условий для их персональной образовательной траектории.
      На сегодняшний день существует  довольно большое количество Интернет олимпиад по различным дисциплинам. Все они, как правило, реализованы с помощью различных программных средств и расположены в среде Интернет. Рассматривались аналоги которые находяться в открытом доступе, выполенны в виде теста и етсь пробный вариант прохождения Интернет-олимпиады.
    В качестве аналогов были рассмотрены следующие  Интернет олимпиады:
    http://www.lingling.ru/ - Первая Интернет-олимпиада по лингвистике
    Районная Интернет – олимпиада по обществознанию
    http://www.math-on-line.com/index.html - Олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов
    http://www.vostok1start.ru/ - V Открытая республиканская образовательная 
    интернет-викторина

    Рассмотрим  каждый аналог в отдельности. Я бы далее в каждом примере давалы ссылку на ресурс.
    Ресурс «Первая Интернет-олимпиада по лингвистике» создан при поддержке компании ABBYY, одного из ведущих мировых разработчиков технологий оптического распознавания документов и программного обеспечения в области компьютерной лингвистики и лексикографии.  Основным его достоинством является, прежде всего, набор вопросов для самоконтроля. Также на сайте находятся видеолекции и примеры заданий Интернет-олимпиад предыдущих лет. Кроме того, можно отметить легкий для восприятия интерфейс и интуитивно понятную навигацию.

Рисунок 1 - Фрагмент Интернет-олимпиады « Первая Интернет-олимпиада по лингвистике»
    К основным недостаткам этого ресурса  следует отнести отсутствие личного  кабинета, в результате чего пользователь не может получить развернутого результата совего прохождения олимпиады. Некоторые  ссылки  с данного ресурса - нерабочие. 

    Интернет-олимпиада «Олимпиада Фрунзенского района по обществознанию»
Эта олимпиада  обладает понятной и удобной навигацией и четкой структурированностью. Кроме  того, по завершению теста можно  посмотреть не только итоговый результат, но и журнал тестирования, в котором отображается весь ход прохождения участником олимпиады. Также можно посмотреть свой рейтинг и анализ статистики по вопросам.
      К основным недостаткам этого  ресурса следует отнести отсутствие  личного кабинета, и примеров прошлогодних заданий. 

Рисунок 2 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Олимпиада Фрунзенского района по обществознанию»  

    Интернет-олимпиада «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов. На данном ресурсе расположены примеры прошлых олимпиад, банк задач. Кроме того, на ресурсе создано возможность на их базе проводить тестирование в школах, но данная услуга - платная. Следует также отметить наличие обратной связи и форума. К недостаткам можно отнести громоздкость интерфейса.
 

Рисунок 3 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов 

    Интернет-олимпиада V Открытая республиканская образовательная 
    интернет-викторина. Основным достоинством ресурса является, прежде всего, большое количество разных видов прошлых олимпиад. Материал хорошо изложен. Интерфейс не перегружен. Также в олимпиаде могут принять участие и взрослые. В случае равенства очков побеждает тот, кто отправил ответ раньше других участников. Жюри имеет право, при определении победителей и призеров, делить участников викторины на возрастные группы по своему усмотрению в зависимости от общего количества участников.


Рисунок 4 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для  школьников 5-8 класссов
    К основным недостаткам этого ресурса следует отнести отсутствие личного кабинета, в результате чего пользователь не может получить развернутого результата своего прохождения олимпиады. Некоторые ссылки  с данного ресурса - нерабочие. 

      Нужен более объемный вывод. Таким образом, анализируя доступные в момент исследования ресурсы Интернет-олимпиад, можно сделать следующие выводы:
      1.
      2.
      3.
      После тщательного рассмотрения аналогов были уточнены требования к разрабатываемому средству для проведения Интернет-олимпиад:  

    1.5 Основные требования к Интернет-олимпиаде
    При проектировании средства для проведения Интернет-олимпиад необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать  его наиболее эффективным.
    Отметим основные требования.  Дадим их краткую характеристику. Рассмотрим примеры.
    Для оценки качества  можно выделить пять основных групп требований (рис. 3).

     Рисунок 5. Основные требования, предъявляемые к Интернет-олимпиаде 

     1.5.1 Требования к содержанию Интернет-олимпиады
     К числу требований к содержанию относятcя следующие:
    соответствие требованиям государственного образовательного стандарта;
    предоставление более расширенного учебного материала по сравнению со школьной программой;
    связь и отсутствие противоречий с основной учебной литературой по     соответствующим учебным дисциплинам.
 
     1.5.2 Технологические требования к Интернет-олимпиаде
     К числу технологических относят такие требования, как:
    надежность, устойчивость и работоспособность;
    возможность функционирования на различных компьютерных  средствах;
    надежность защиты от несанкционированных действий пользователей;
    эффективность использования;
    простота в обновлении контента.
 
     1.5.3 Дидактические требования
     К числу дидактических требований относят:
    соответствие учебного материала современному уровню развития науки и техники;
    соответствие содержания, форм предоставления материала и методов работы с ними возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития;
    точность определений и формулировок;
    соответствие поясняющих примеров, их достаточность и корректность;
    целесообразность и полнота практических рекомендаций для ученика и методических рекомендаций для учителя;
    разнообразие заданий, нацеленных на активизацию самостоятельной работы учащихся.
 
     Кроме этих требований, для оценки качества средства для разработки Интерет-олимпад используют требования, обусловленные особенностями использования информационных и телекоммуникационных технологий (рисунок 9).
     
     Рисунок 6. Требования к средству для проведения Интернет-олимпиад, обусловленные использованием информационных и телекоммуникационных технологий 

     Под адаптивностью подразумевают возможность взаимодействия обучающегося                 с Интернет-олимпиадой индивидуально.
     Требования  интерактивности ресурса предполагает, что он позволяет вести диалог «обучающийся – компьютер» и обеспечивает обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция Интернет-олимпиады на действия пользователя. Обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия обучающегося, осуществлять постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации, выдавать результаты анализа работы.
     Требования  реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации предполагает использование возможностей современных компьютерных средств по отображению информации. 
 

    1.5.4 Методические требования 
    С дидактическими требованиями к Интернет-олимпиаде тесно связаны методические. Последние предполагают учет своеобразия и особенностей конкретной предметной области обучения соответствующей науки, ее понятийного аппарата, методов исследования ее закономерностей, возможностей реализации современных методов обработки информации и образовательной деятельности.
    В ходе диагностики дидактических и методических характеристик Интернет-олимпиады определяется их педагогический эффект, а также оценка соответствия компонентов возрастным особенностям и интересам обучающегося, использования развивающих компонентов в обучении, способов активизации познавательной активности и т. п. 

    1.5.5 Дизайн - эргономические требования
    К числу дизайн - эргономических относят требования к:
    характеристике общей визуальной среды на экране монитора, цветовые характеристики, характеристике пространственного размещения информации;
    характеристике организации буквенно-цифровой символики и знаков на экране монитора;
    характеристике организации диалога (доступность для обучающихся, время реакции на ответ или управляющее воздействие, число вариантов и правдоподобность ответов в вопросах типа “меню”, наличие инструкции или подсказки);
    характеристике звукового сопровождения (комфортность восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, степень засоренности                              и оптимальность темпа звукового сопровождения);
    степени эстетичности компонентов Интернет-олимпиады.
    целесообразности, корректности и удобства в использование клавиатуры и мыши;
    наличию и качеству текста;
    наличию и качеству статичных графических изображений;
    наличию корректирующей реакции на смысловые ошибки;
    удобству навигации;
    гармоничности цветовых и звуковых решений;
    оптимальности расположения и размеров управляющих элементов;
    оптимальности выделения управляющих элементов цветом, формой, звуком;
    оптимальности визуальной среды (размеры объектов, расстояние между объектами, размеры шрифтов и др.).
    Учет  приведенных требований и рекомендаций позволил разработчику избежать типичных ошибок при создании Интернет-олимпиады и получить качественный и удобное средство. 

    1.6 Описание этапов разработки и инструментов реализации средства для проведения предметных Интернет-олимпиад
    1.6.1 Этапы разработки средства проведения предметных Интернет-олимпиад
    Разработка  подразделяется на четыре стадии [3,5]:
    концептуальное проектирование,
    проектирование,
    реализация,
    тестирование и экспериментальное опробование.
    На  первой стадии формируется концепция  и облик создаваемого продукта, специфицируется  архитектура, определяется структура, содержательная направленность представляемого  в нем учебного материала, принимаются  принципиальные дидактические и программно-технические решения. Содержанием концептуального проектирования является формирование «на бумаге» эскиза продукта. Результаты работы представляются в виде электронных документов: спецификаций, схем, описаний, диаграмм и т.д.
    На  второй стадии осуществляется создание типовых информационных компонентов и пользовательского интерфейса, формирование структуры информационной базы. Разрабатываются алгоритмы выполнения функций, не предусматриваемых используемыми авторскими средствами.
    Стадия  реализации охватывает подготовку, методическую обработку, согласование и редактирование учебного материала; представление их в информационной базе; программную реализацию и отладку программных компонентов; создание эксплуатационной документации. Результатом данной стадии является законченный в функциональном и содержательном планах.
    В рамках последней стадии разработанный  сайт Центра городских олимпиад и средства создания Интернет-олимпиад проходит тестирование и экспериментальное опробование. 

    1.6.2 Описание инструментов реализации  средства создания Интернет-олимпиад
    Рассмотрим  инструменты реализации, использованные при создание сайта Центра городских олимпиад и средства создания Интернет-олимпиад. К основным из них относятся язык гипертекстовой разметки HTML; встроенный мультиплатформенный, интерпретируемый язык программирования, используемый в составе страниц HTML для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с пользователями – JavaScript; система управления базами данных – MySQL; язык Web- программирования PHP; технология для создания мультимедийных Интернет-приложений - Adobe Flash; Adobe Photoshop – для работы с графикой.
    HTML (HyperText Markup Language)язык гипертекстовой разметки. Документ HTML представляется набором вложенных элементов. Элементы представляют собой контейнеры, в которых размещаются: текст, графика, гипертекстовые ссылки, инструкции управления отображением. Каждый контейнер начинается последовательностью типа <имя_элемента список_атрибутов> и заканчивается последовательностью типа < /имя_элемента >. Первая последовательность называется тэгом начала элемента, а вторая последовательность называется тэгом конца элемента. Сам документ является также элементом, который может иметь форму обычного документа или форму фрейма.
    PHP (Hypertext Preprocessor – препроцессор гипертекста, или Personal HomePage Tools – инструменты для создания Web-страниц) – язык программирования, созданный для генерирования HTML – страниц на Web – сервере и работы с базами данных. В настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг – провайдеров. Входит в «стандартный» набор для создания Web – сайтов (Linux, Apache, MySQL, PHP).
    PHP – один из популярнейших скриптоввых языков, благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности и распространению исходных кодов. PHP отличается наличием ядра и подключаемых модулей, «расширений»: для работы с базами данных, динамической графикой, документами PDF и т.п.
    Apache HTTP – сервер (сокращение от англ. a patchy server) – свободный Web – сервер. С апреля 1996 и до настоящего времени является самым популярным HTTP – сервером в Интернете. Основными достоинствами Apache считаются надёжность и гибкость конфигурации. Он позволяет подключать внешние модули для предоставления данных, использовать СУБД для аутентификации пользователей, модифицировать сообщения об ошибках и т.д. Относительно высокая частота выпуска обновлений позволяет с максимальной быстротой устранить обнаруженную уязвимость в исходном коде Web-сервера.
      JavaScript - это встроенный, мультиплатформенный, интерпретируемый язык программирования, используемый в составе страниц HTML для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с пользователями. С помощью JavaScript на Web-странице можно сделать то, что невозможно сделать стандартными тегами HTML. Скрипты выполняются в результате наступления каких-либо событий, инициированных действиями пользователя.
      JavaScript - это язык для создания активных  клиентских страниц: с его помощью  можно изменять содержимое HTML-документов, управлять анимацией без использования  каких-либо дополнительных средств,  проверять введенные пользователем в форму значения без ее пересылки на сервер, выполнять сложные математические вычисления, поиск по Web-узлу и т. п.
      MySQL – свободная система управления базами данных (СУБД). MySQL является собственностью компании Sun Microsystems, осуществляющей разработку и поддержку приложения. Главные достоинства MySQL - бесплатная СУБД, скорость и автоматизированность, исключительная простота, поддержка нескольких одновременных запросов, оптимизация связей с присоединением многих данных за один проход, легкость управления таблицами, гибкая система привилегий и паролей, интерфейс с языками PHP, C и Perl, исходники сервера компилируются на множестве платформ, простая и эффективная система безопасности.
        MySQL является решением для малых и средних приложений, к которым можно отнести и разрабатываемый ЭОР. 
    IDEF0 – Function Modeling – методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков – в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы. Методологию IDEF0 можно считать следующим этапом развития хорошо известного графического языка описания функциональных систем SADT (Structured Analysis and Design Teqniqe).
    BPwin 4.0 - это CASE- средство для составления диаграмм DFD и IDEF0, показывающих разработанное средство для создания Интернет-олимпиад в статике и динамике. BPwin (теперь AllFusion Process Modeler) – программный продукт в области реализации средств CASE-технологий. Озволяет проводить описание, анализ и моделирование бизнес-процессов. Занимает одно из лидирующих мест в своем сегменте рынка. В настоящее время выпускается компанией Computer Associates. Включает три стандартные методологии: IDEF0 (функциональное моделирование), DFD (моделирование потоков данных) и IDEF3 (моделирование потоков работ).
    UML - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения [40]. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML моделью.
    UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. Однако, использование UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для моделирования бизнес – процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.
    Построение UML диаграмм осуществлялось с использованием специализированных программ типа Rational Rose (была установлена программа IBM Rational Software Modeler 7.5.0 – визуальный инструмент моделирования и проектирования, который позволяет пользователям четко документировать эти различные представления системы и доводить их до сведения заинтересованных лиц). 

    1.6.3 Выводы
    Вышеперечисленные технологии достаточно просты в применении. Например, сервер баз данных MySQL –  приложение, которое может работать под управлением большинства операционных систем. В MySQL очень практично реализована работа с различными текстовыми кодировками, что позволяет записывать текст в базу данных, не применяя специальных конвекторов форматов. Также отличительной особенностью сервера баз данных MySQL является то, что это бесплатное приложение, поэтому его могут использовать бюджетные организации и образовательные учреждения.
    Также в разрабатываемом средстве для  упрощения навигации по сайту, демонстрации наглядных статистических изображений используется JavaScript. Скрипты написанные на языке клиентского программирования JavaScript упрощают переход к следующей странице, демонстрацию изображения, а также организацию основного вертикального меню сайта. Сам по себе язык прост в использовании и свободно распространяется.
    Для выполнения серверных языков был  выбран язык Web - программирования PHP. Этот язык был специально разработан для  небольших проектов и одновременно сочетает мощные возможности, в том  числе с СУБД и файлами.
    Выполнение  окончательного результата – отображению форматированной страницы пользователю производится с помощью языка разметки гипертекста HTML. Язык HTML не требователен к синтаксису, прост в изучении, и использует интуитивно-понятные тэги.
    На  основании вышесказанного можно сделать вывод, что перечисленные технологии являются оптимальными при разработке средства для проведения Интернет-олимпиад.
 

    
    2 Проектирование и  компьютерная реализация Интернет-олимпиады
    2.1. Планирование
    Планирование  – первый этап разработки любого проекта, на котором решаются важнейшие вопросы: будет ли проект создан, какими силами, какие затраты потребуются на создание и когда проект будет завершен. Предварительный план составляется для общей оценки масштабов проекта, его продолжительности, необходимого состава исполнителей и оборудования и сравнению всего этого с предоставленными условиями и ресурсами.
    В основу предварительного плана закладываются  этапы разработки учебного курса (их также называют этапами жизненного цикла проекта)[1, 5].
    Фаза  проекта – состояние, через которое проходит проект.
    Выделяют  следующие фазы жизненного цикла  разработки (рисунок . 10)
    
    Рисунок 7- Фазы жизненного цикла проекта
    Применяя  вышеизложенный подход к разработке средства для проведения Интернет-олимпиад можно выделить следующие этапы:
    Концепция – определение цели и задач, определение целевой аудитории.
    Планирование и разработка – анализ содержания и будущей структуры, проектирование.
    Реализация – создание исходных материалов, сбор материалов в приложение, программная разработка.
    Завершение – отладка и тестирование.
    На  первом этапе происходит определение  целей и задач в рамках которого будет использоваться будущее средство. При этом желательно, чтобы были сформулированы  диагностические цели. Устанавливаются технические аспекты реализации и ресурсы для выполнения проекта. Также определяется целевая аудитория. В рамках дипломного проекта целевая аудитория – школьники, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и их учителя.
    Второй  этап посвящен анализу. Даже небольшой объем информации воспринимается пользователем гораздо быстрее и эффективнее в том случае, когда структура и форма ее представления хорошо продуманы. Исходя из цели и задач, которые стоят перед разработчиками, следует проработать оригинальный материал и информацию из других источников. Особенно полезно изучение Интернет-олимпиад, викторин и т.д.. Это позволит восполнить пробелы в разрабатываемом средстве, преодолеть недостатки. Положительный опыт можно взять на заметку и использовать в дальнейшем в своей работе.
    В процессе анализа и проектирования структуры сайта часто используется такой прием, как составление  сценариев работы пользователя с  материалами сайта. Это помогает  лучше структурировать материалы, решить вопросы организации более  логичной навигации по материалам сайта, создания удобной компоновки web-страниц.
    На  этапе анализа необходимо выбрать  формы и форматы представления  иллюстраций, а также инструменты  для оформления информации в электронном  виде. При необходимости принимаются  решения об использовании специальных Интернет-технологий (телекоммуникационных систем, технологии Интернет-программирования, дополнительного программного обеспечения).
    Результатом анализа является подробный план разработки, в котором сформулированы конкретные задачи, требующие решения для достижения поставленных целей.
    Проектирование  средства для проведения Интернет-олимпиад, информационной структуры – ядро процесса создания Интренет-олимпиады. От этого этапа во многом зависит и результат проекта. При этом имеется в виду не только внешний вид страниц сайта, но и качество содержания, и удобство использования. Этот этап приобретает особую важность при разработке гипертекстовых систем, которые представляют собой не просто текстовый массив, а информационную систему, организованную особым образом.
    После прохождения второго этапа можно  приступать непосредственно к разработке: созданию текстов, тестов, иллюстраций, компоновке их на web-страницах, организация гипертекстовых переходов и т.д.
    Последний этап заключается в отладке и тестировании созданного средства для проведения Интернет-олимпиад. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.