На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Фискальная политика и экономический рост

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 15.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  «Фискальная политика и экономический рост»
Введение
    Возвышение  потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения  обуславливают решение двуединой  задачи: экономического роста и эффективности  экономики.
    Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. Но как можно добиться высоких темпов экономического роста? Под влиянием каких факторов показатели экономического роста могут увеличиваться или в свою очередь уменьшаться? Ответ на эти вопросы можно найти, если рассмотреть деятельность государства, поскольку именно оно играет значительную роль в регулировании экономического роста. Так, одним из методов государственного регулирования является бюджетная (фискальная) политика.
    С лёгкой руки Дж. Кейнса фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Актуальность изучения роли фискальной политики в обеспечении экономического роста обусловлена тем, что именно от того каким будет финансирование в государстве, на что будут направлены государственные расходы будет зависеть развитие тех или иных факторов, которые в свою очередь повлияют на уровень  экономического роста страны.
    В последнее время появился ряд  отечественных исследований по данной проблеме. Существенный вклад в анализ проблем роли фискальной политики в обеспечении экономического роста внесли многие российские учёные и исследователи, например: Глазьев С.Ю., Сенчагов В., Анисимов С.А. и другие.
    Цель  данной работы – раскрыть сущность фискальной политики и экономического роста, выявить факторы и проанализировать динамику экономического роста в современной российской экономике, определить роль фискальной политики в обеспечении экономического роста.
    В данной курсовой работе выделяются три главы. Первая глава будет посвящена фискальной политике государства. В главе будет рассмотрено  понятие фискальной политики, а также  раскрыты цели и направления данной политики. Кроме того, особое внимание будет уделено изучению инструментов и характеристике основных видов фискальной политики, таких как дискреционная и недискреционная политика и т.д.
    Во  второй главе речь пойдёт о сущности экономического роста. Здесь будут  представлены классификации факторов экономического роста по различным основаниям, например: по способу воздействия, в зависимости от характера роста, по внешне- и внутриэкономическим элементам и т.д.  Также будут рассмотрены типы экономического  роста – интенсивный и экстенсивный.
    В третьей главе планируется определить роль бюджетной политики в обеспечении экономического роста  российской экономики. Для этого будет проанализирована  динамика экономического роста в Российской Федерации, а также будет сделана попытка выявить ключевые факторы, через которые бюджетная политика может оказать влияние на экономический рост страны. Кроме того,  в данной главе будут рассмотрены недостатки и возможные пути совершенствования бюджетной политики в настоящее время в России с целью повышения обеспечения экономического роста государства. 
 

      

    Глава 1. Фискальная политика как элемент государственного
    регулирования
      Понятие фискальной политики и её основные цели
    Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в совокупность предпринимаемых государственных мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует и разные авторы по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупнённом плане  принято выделять бюджетную (фискальную), монетарную (кредитно-денежную) и внешнеэкономическую политику.
    Фискальная (бюджетная) политика – система регулирования  экономики посредством изменения  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета. Таким образом, фискальная политика, как целенаправленная деятельность государства, по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
      В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами  государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
      В разработке бюджетной политики участвуют  законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причём полномочия различных разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий. Так, специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке  фискальной (бюджетной) политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который определяет основные её направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации, направляемом Федеральному Собранию.
Фискальная  политика преследует следующие цели:
    Сглаживание колебаний экономического цикла.
    Повышение темпов экономического роста.
    Устойчивый рост национального дохода.
    Достижение высокого уровня занятости.
    Достижение умеренных темпов инфляции.
    Достижение внешнеторговой сбалансированности.
    Управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом.1
      Одна  из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и  способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает  устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. 
 
 
 

    1.2 Инструменты фискальной политики
    Главным звеном финансовой системы и важнейшим  инструментом социально-экономического макрорегулирования является государственный бюджет, под которым понимается баланс доходов  и расходов государства за какой-либо отрезок времени (как правило, за год). Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая его денежные  ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется  от четверти до половины валового национального продукта страны. В зависимости от соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают три его варианта: первый – бюджет с профицитом (от лат. proficere – двигать вперёд, наращивать), то есть  с превышением доходов над расходами; второй – сбалансированный бюджет (с равновесием между доходами и расходами); и третий – бюджет с дефицитом (от лат. deficit – недостаёт), при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.
      Таким образом, главными инструментами фискальной политики являются государственные  расходы и налоги. Эти инструменты используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем на общую экономическую конъюнктуру, способствовать  стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным  колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением  кризисных явлений.
     Государственные расходы – затраты, связанные  с осуществлением государством своих  функций. Государственные расходы  идут по двум основным направлениям: государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений, обмундирования и продуктов питания для школ, больниц, армии; оплата труда работников бюджетной сферы) и государственные выплаты из бюджета (или, по западной терминологии, трансфертные платежи): пенсии, пособия, дотации. Расходы – это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований.2
     В крупном плане государственные  расходы по своему функциональному  назначению могут быть объединены в  четыре группы:
    Государственные услуги общего назначения (сюда входят расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, общественный порядок и безопасность);
    Общественные и социальные услуги (расходы на образование, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);
    Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест);
    Прочие функции, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам.
      Наиболее  существенными являются расходы на социальные программы (помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным), расходы на оборону и обслуживание  государственного долга.
      С точки зрения экономической характеристики выделяются: текущие расходы и  капитальные затраты. К текущим расходам относятся расходы на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, субсидии. К капитальным расходам относится приобретение  основного капитала, товаров для создания запасов, земли, нематериальных активов и капитальные трансферты.
      Государственные расходы служат эффективным экономическим  регулятором. Так, увеличивая их, государство  может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики – прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции, гранты, кредиты).
    Налоги  – это обязательные платежи, взимаемые  государством с физических и юридических лиц и поступающие в государственный и местные бюджеты.
      На  самом деле, для осуществления  своих функций государство нуждается  в определённых финансовых средствах, а их источником  могут быть только налоговые поступления. Значит, налоги неизбежны и обязательны в любом организованном обществе, пользующемся услугами единого управления  со стороны властей. Обращаясь к многочисленным видам налогов, их сгруппировать по следующим пяти взаимопересекающимся признакам.
    По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары); налог на имуществ (землю леса, предприятия, дома); и налог на расходы покупателей определённых товаров и услуг (скажем, при покупке сигарет, вина).
    По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов, либо с владельцев имущества (налог на собственность). В отличие от прямых косвенные налоги включаются в цены определённых товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже (акцизы и таможенные пошлины).
    По способу определения размера налога различают три основные системы: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.
    По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, выделяют налоги общенациональные, региональные и местные.
    По порядку использования необходимо различать общие налоги и целевые, или специальные, имеющие свое конкретное назначение.3
      Обращаясь к рассмотрению функций налогов, можно выделить три   основные функции: фискальная, регулирующая и перераспределительная. Фискальная функция состоит в том, что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами для развития общественного сектора страны. Но нужно заметить то, что, обеспечивая фискальные потребности страны государства, налоги не должны лишить при этом налогоплательщиков заинтересованности в увеличении своих доходов. При определенной высоте налоговой ставки начинают сдерживать экономическую активность людей и в результате сокращается налоговая база, соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений.
      В своей регулирующей функции налоги могут выступать как эффективный  финансовый регулятор. Например, использование  налоговых скидок, льгот позволяет  государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес.
      С регулирующей ролью налогов тесно  связана и следующая, перераспределительная  функция. Она проявляется в том, что государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления в пользу требующих финансирования программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры). 

    1.3 Виды фискальной политики
    В макроэкономической фискальной политике  существует классификация, складывающаяся  в зависимости  от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъёма  деловой активности, бурного экономического роста проводится фискальная рестрикция (ограничительная политика).
      Фискальная  рестрикция – сдерживающая бюджетная  политика, которая имеет своей  целью ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
        В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, имеет место фискальная экспансия. Фискальная экспансия – стимулирующая бюджетная политика, которая имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, сокращение налогов или комбинирование этих мер (рис. 1.1).  

      
      Рис. 1.1. Виды фискальной политики 

      Между этими двумя видами фискальной политики пролегает  третий вид, именуемый стабилизационной фискальной политикой.
      Политика  стабилизации – это действия  правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объём валового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо  удерживать экономические параметры в определённых пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
      По  форме осуществления  фискальной политики различают два её типа: дискреционная и недискреционная (рис. 1.2). 

    
    Рис. 1.2. Виды фискальной политики4 

    Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение  государственных расходов (государственные закупки товаров и услуг, трансферты) и налогов и состояния государственного бюджета в результате специальных решений правительства. К числу наиболее распространённых способов, средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, государственная программа занятости, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Изменение их влияния приводит к изменению совокупных расходов, а, следовательно, и объёма национального производства.
    Под недискреционной фискальной политикой  понимается автоматическое изменение государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета в результате циклических колебаний экономики. Инструментами данной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы, которые представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора: пособия по безработице, налоги на прибыль корпораций, прогрессивный подоходный налог.5
      Действие  автоматических стабилизаторов смягчает, уменьшает колебания объёма ВНП  в обоих направлениях. Во время  спада растут объёмы пособий по безработице, что уменьшает темпы сокращения совокупного спроса. ВО время же подъёма значительная часть доходов изымается через прогрессивные налоги в государственный бюджет. В результате рост потребительских  расходов будет меньше, чем это могло бы быть, и отсюда следует, что процесс восстановления после экономического спада будет иметь тенденцию к замедлению. Таково автоматическое действие «встроенных» стабилизаторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая характеристика экономического роста
    2.1 Понятие экономического роста
    В настоящее время обеспечение экономического роста является одной из важнейших целей макроэкономической политики любого государства, поскольку растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
    Экономическим рост – увеличение объёмов валового национального продукта, возрастание  экономического потенциала страны.6 В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются не кратковременные взлёты и падения реального объёма производства  относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объёма производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале. 
    Сущность  экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне  основного противоречия экономики – между безграничностью общественных потребностей и ограниченностью производственных ресурсов.7
    Экономический рост входит в число основных целей  общества. Экономика, находящаяся в состоянии роста, обеспечивает возможность увеличивать благосостояние своих граждан и решать возникающие социально-экономические проблемы.
    Достижение  устойчивого экономического роста  – это одна из важнейших целей  макроэкономического  регулирования. Именно от возможностей экономического роста данной страны зависят: уровень её экономического развития, показатели жизни населения, её конкурентоспособность и место в мировом сообществе, в конечном счёте важнейшие перспективы развития страны в будущем.
    Таким образом, основными целями экономического роста являются:
    Совершенствование качества  жизни населения и преодоление нищеты.
    Увеличение продолжительности жизни.
    Повышение уровня образования и культуры.
    Обеспечение более полного удовлетворения потребностей и рационализация потребления.
    Достижение социальной стабильности и уверенности населения в своём будущем.
    Достижение максимальной занятости.
    Защита окружающей среды и повышение экологической безопасности.8
    2.2 Показатели динамики экономического роста
    Показатель  экономического роста является в  экономике, несомненно, одним из самых  используемых индикаторов экономического развития. Под экономическим развитием  понимается самоподдерживающий и сбалансированный по отраслям народного хозяйства рост, формирующий социальную структуру индустриального общества.
    Показатели  экономического роста широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании  экономики. Население оценивает  деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны  прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста.
       Своё выражение экономический  рост находит в увеличении  потенциального и реального валового  национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП). 

    Данное  выражение  можно измерить двумя  взаимосвязанными способами:
    Рост за определённый период реального ВВП (ВНП)
    Рост ВВП (ВНП) на душу населения.9
    Так, первый способ состоит в определении  степени увеличения общего объёма реального ВВП, ВНП, национального дохода за тот или иной период (чаще всего берут за год). Однако часто важно знать, каким образом рост экономики отражается на реальном уровне жизни людей, достаточен ли этот рост, если принять во внимание и возможный рост населения. В этих целях применяют второй способ – расчёт степени увеличения ВНП, ВВП, национального дохода на душу населения. Он показывает рост продукта или дохода страны с учётом изменений числа их потребителей. В настоящее время превалирует второй подход к измерению экономического роста. Под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения. Это позволяет рассматривать проблемы роста с позиции  жителя страны, а не стороннего наблюдателя. Рассматривая экономический рост с точки зрения всего общества, можно выделить две его основные цели: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности.
    Статистическим же показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но следует заметить, что такой подсчёт не даёт полного представления об экономическом росте страны, поскольку экономический рост – это не только количественное изменение объёма производства, но и совершенствование продукта и факторов производства. 
 

    2.3 Факторы экономического роста
    Под факторами экономического роста  в экономической теории понимаются те явления и процессы, которые  определяют возможности увеличения реального объёма производства, повышения эффективности и качества роста. Темпы и характер экономического роста определяют целый ряд факторов.
    В экономической науке широкое  распространение получила теория трёх факторов производства (труд, земля, капитал), родоначальником которой был Ж.-Б. Сэй. Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное токование (земля, труд, капитал,  предпринимательская способность, научно-технический прогресс).
      Первый фактор – земля, а  точнее, количество и качество природных ресурсов. Обладание достаточными земельными, минеральными, водными, лесными и другими ресурсами, разумеется, благоприятствует хозяйственному развитию страны. Но это лишь её потенциал, который сам по себе не гарантирует высокого экономического роста. Чтобы убедиться в справедливости этого, достаточно сравнить бурно развивающуюся Японию (с её весьма ограниченными природными ресурсами) и богатейшую Россию, которая по своим показателям отстаёт от передовых стран.  Отсюда следует то, что важны не только обилие и высокое качество природных ресурсов, но и то, насколько рационально и эффективно они используются людьми.10
    Ключевую  роль в обеспечении экономического роста сегодня играют трудовые ресурсы, или, по-западному, «человеческий капитал».  Они влияют на рост экономики многосторонне: через уровень занятости, качество образования и профессиональной подготовки рабочей силы, через рациональность  её применения, через старательность, исполнительность, ответственность работников и уровень производительности их труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.