На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Финансовая политика строительной организации

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 15.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение

     В условиях развивающейся конкуренции  политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.
     Методы  и приемы финансовой политики позволяют  анализировать и оценивать:
    соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;
    эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;
    соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.
     Построение  финансовой политики побуждает предпринимателей ясно представлять намеченные цели, способы, приемы, средства, механизмы и возможности их достижения.
     Проведение  финансовой политики требует подбора  адекватных форм, способов, приемов, средств  и механизмов ее реализации.
     Финансовая  политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость oт случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, ее построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремленность руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.
     Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремленности, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приемов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными, поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы.
     В настоящей работе будут рассмотрены положения, рекомендации и методы, позволяющие разрабатывать и проводить краткосрочную и долгосрочную финансовую политику, прогнозировать и регулировать финансовые процессы и операции тактического и стратегического характера в соответствии с целями и задачами управления.
     Объектом исследования является предприятие ОАО «Липецк-Гидромеханизация».
     Предметом исследования является финансовая политика предприятия.
     Цель  дипломной работы заключается в  изучении направлений по совершенствованию финансовой политики предприятия.
     Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
    раскрыть сущность и содержание финансовой политики предприятия;
    осветить место финансовой политики в управлении финансами предприятия;
    рассмотреть основы финансового планирования и прогнозирования на предприятии;
    дать понятие и рассмотреть организацию бюджетирования;
    изложить экономическую характеристику предприятия;
    провести анализ финансово-производственного состояния предприятия за 3 года;
    разработать пути улучшения финансовой политики предприятия.
     Информационной  базой исследования являются данные финансовой и бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс, а также  другие документы исследуемой организации  за период 2003-2005 годы.
     Работа  имеет следующую структуру – она состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

     Глава 1. Теоретические аспекты  финансовой политики предприятия

     1.1. Сущность и содержание  финансовой политики

     Основой успешного экономического развития является функционирование стабильной финансовой системы, соответствующей уровню развития производительных сил и общественных отношений. Глубокий экономический кризис, стагнация производства, инфляция, характерные для нынешнего этапа развития, привели к дестабилизации финансовой системы страны, разбалансированности ее отдельных элементов. Это проявляется в кризисе в области кредитно-денежной и инвестиционной деятельности, недостатке внебюджетных ресурсов, неплатежеспособности предприятий, негативных тенденциях в денежном обращении и др.
     Как считает И.Т. Балабанов, финансовую политику коммерческого предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства. Финансовая политика предприятия существенно зависит от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности. [13, с. 108]
     Каждое  государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает  соответствующую финансовую политику, содержание которой включает:
    выработку научно обоснованных концепций развития финансов;
    определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу;
    осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
     По  мнению А.Ю. Казака, главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. [19, с. 325]
     Таким образом, финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и этносоциальные условия.
     Существует  финансовая политика государства, финансовая политика предприятия и международная  финансовая политика.
     Финансовая  политика предприятия является составной  частью его экономической политики. Финансовая деятельность предприятия осуществляется на основании исследования спроса на продукцию, оценки имеющихся ресурсов и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Цель любого коммерческого предприятия заключается в обеспечении роста доходов и прибылей пропорционально вложенным финансовым ресурсам.
     Б. Коласс дает следующее определение  финансовой политики — это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) организации. [24, с. 84]
     Задачами  финансово-хозяйственной деятельности организации могут являться, например: усиление позиций на рынке товаров (услуг); достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала; сохранение платежеспособности и ликвидности баланса; увеличение богатства собственников (акционеров) и т. д.
     А.Н. Петров считает, что в условиях нестабильности экономической среды, растущих темпов инфляции, несовершенства налогового и финансового законодательства многие предприятия вынуждены решать текущие финансовые проблемы в целях выживания, а не в целях развития своей деятельности. Неопределенные макроэкономические установки государственной политики порождают ряд противоречий между интересами корпоративных групп и интересами государства, интересами производственных и финансовых менеджеров и несоответствий между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка. [35, с. 372]
     Финансовая  политика предусматривает:
    получение прибыли в целях экономического роста;
    оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия;
    достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;
    использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга, проектного финансирования;
    разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям;
    обеспечение сбалансированности материальных и денежных потоков и формирование финансовых ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности и погашения всех долговых обязательств предприятия.
     По  мнению Л.П. Владимировой, для достижения сбалансированности между движением материально-вещественных и денежных потоков предприятие должно осуществлять следующие меры:
    определить наиболее рациональные способы формирования уставного капитала (в денежной и неденежной формах) и привлечения дополнительных средств в свой хозяйственный оборот;
    сформировать организационную структуру финансового управления, позволяющую оптимизировать денежные потоки;
    разработать учетную политику для оптимизации налоговых платежей;
    определить условия хозяйственных договоров, связанные со способами и сроками расчетов с контрагентами, уплатой штрафных санкций;
    внедрить систему бюджетного управления на основе создания центров ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций;
    организовать учет и контроль движения денежных потоков между центральной компанией и ее филиалами. [15, с. 63]
     При разработке системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из продолжительности и характера решаемых задач, выделяются финансовые стратегические и тактические задачи.
     В.А. Белобородова считает, что к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:
    анализ финансово-экономического состояния предприятия;
    разработка учетной и налоговой политики;
    выработка кредитной политики предприятия;
    управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
    управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
    выбор дивидендной политики. [11, с. 93]
     Значение  анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:
    анализ бухгалтерской отчетности;
    горизонтальный анализ;
    вертикальный анализ;
    трендовый анализ;
    расчет финансовых коэффициентов.
     Анализ  бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской  отчетности. В процессе анализа бухгалтерской  отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.  
     Горизонтальный  анализ состоит в сравнении показателей  бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:
    простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
    анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
   Вертикальный  анализ проводится в целях выявления  удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.  
     М.С. Абрютина указывает, что трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов. [9, с. 59]
     По  мнению И.Т. Балабанова, для предварительной оценки финансово-экономического состояния предприятия ряд показателей следует разделить на первый и второй классы, имеющие между собой качественные различия.  
     В первый класс входят показатели, для  которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
     Во  второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения которых не могут служить для  оценки эффективности функционирования предприятия и его финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции предприятия, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями предприятия, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств. По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. [13, с. 108]
     Учетная политика. На основании проведенного анализа финансово-экономического состояния необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной  политики, поскольку от принятых в  этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.
     Налоговая политика. В целях повышения ликвидности  бухгалтерского баланса и уровня платежеспособности предприятия целесообразна  разработка вариантов налоговых  схем. Наибольший эффект разработки налоговых  схем можно получить при планировании новых технологических схем и создании новых структур. Т.е. фактически нужно рассчитать несколько вариантов налоговых планов.
     Как считает М.Н. Крейнина, в целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка. [26, с. 175]
     Принимая  решение о привлечении заемных  средств, предприятию целесообразно  составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов  по данному кредитному договору, а  также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте. Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.
     По  мнению Л.Н. Павловой, финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств. Финансовой службе предприятия рекомендуется: рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения); правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг и т.д.); составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли. [34, с. 74] 
     Управление  оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской  задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).
     А А.Л. Тупицын считает, что финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов: хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения); финансирование по краткосрочным ссудам; финансирование по долгосрочным ссудам; финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика); финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика). [41, с. 182]
     В настоящих условиях предприятие  может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами: увеличение доли ликвидных активов; удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию. Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности: в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы; во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств. Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.
     В результате анализа оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  с учетом их нормативных значений И.Т. Балабанов рекомендует провести следующие мероприятия: принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга; составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности); рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды. В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. [13, с. 156]
     В ряде случаев, как считает Т.В. Савицкая, предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд. В рамках проводимой реформы предприятия его структурным подразделениям, ответственным за проводимые финансовую и экономическую политику предприятия, совместно с юридическим подразделением целесообразно выполнить вышеуказанные мероприятия в следующем порядке: а) провести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности; б) произвести инвентаризацию задолженности; в) рассчитать штрафные санкции; г) начать претензионную работу; д) обратиться в арбитражный суд.
     При этом предприятию рекомендуется  делать анализ влияния курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень налогообложения в  том случае, если имеется задолженность  в валюте, причем при выработке  налоговой политики и учетной  политики предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности различна. Финансовым службам целесообразно рассмотреть и задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами. [37, с. 247]  
     В целях управления издержками и выбора амортизационной политики Р.И. Кандинская рекомендует использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов. Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них. При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции. В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово - экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
    переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
    постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
    смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др. [20, с. 63]
     Следует учесть, что на ряде предприятий  провести определенную границу между  переменными и постоянными затратами  достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как  переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущие периоды).
     По  мнению Э.А. Маркарьяна и Г.П. Герасименко  большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия. Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы - ордера, отчеты цехов и структурных подразделений. [32, с. 78]
     Проблемами, решение которых обуславливает  необходимость выработки дивидендной  политики, являются следующие: с одной  стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций.

     1.2. Место финансовой  политики в управлении  финансами организации

     В основе современной концепции стратегического  управления — теория конкурентной стратегии и конкурентного преимущества, разработанная ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей компании путем определения и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.
     Финансовая  стратегия является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры и финансы).
     Как считает А.Н. Петров, объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка. [35, с. 127]
     Следовательно, финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.
     В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая  политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).
     При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что  обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает:
    формирование оптимальной величины уставного капитала;
    привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);
    аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);
    формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;
    привлечение специальных целевых средств;
    учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.
     Исходя  из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и  финансовой деятельности и принимаются  оперативные управленческие решения.
     И.В. Сергеев и А.В. Шипицын считают, что важнейшими направлениями разработки финансовой стратегии предприятия являются следующие:
    анализ и оценка финансово-экономического состояния;
    разработка учетной и налоговой политики;
    формирование кредитной политики;
    управление основным капиталом и выбор метода амортизации;
    управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;
    управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
    определение ценовой политики;
    выбор дивидендной и инвестиционной политики;
    оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).
     Однако  выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства. [38, с. 156]
     Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.
     Финансовая  тактика — это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.
     При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).
     Стратегия и тактика финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Правильно выбранная  стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
     Финансовую  политику должны осуществлять профессионалы  — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией  о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений  используют информацию, приведенную  в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.
     Э.А. Уткин пишет, что финансовая политика является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации. Таким образом, в рамках финансовой политики осуществляется управление движением финансовых ресурсов организации, направленное на их увеличение, рост инвестиций и наращивание объема капитала. [42, с. 211]
     О.Н. Лихачева пишет, что основными функциями финансовой политики в процессе управления финансами организации являются воспроизводственная, производственная и контрольная.
     Воспроизводственная функция обеспечивает эффективность  воспроизводства капитала, авансированного  для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные  активы предприятия. Простое и расширенное воспроизводство капитала, в свою очередь, обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование хозяйственной деятельности предприятия.
     Оценку  эффективности реализации воспроизводственной  функции проводят на основе следующих  показателей:
    рост собственного капитала;
    превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса;
    степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления, и доли нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
    повышение доходности (рентабельности) капитала;
    ускорение оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.
     Производственная  функция заключается в регулировании  текущей хозяйственной деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.
     Оценку  эффективности реализации воспроизводственной  функции проводят на основе следующих  показателей:
    структура капитала;
    структура распределения бухгалтерской прибыли;
    уровень и динамика себестоимости продукции и затрат на единицу продукции;
    уровень и динамика фонда оплаты труда. [29, с. 43]
     Контрольная функция осуществляется в рамках внутрихозяйственного контроля за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от составления баланса доходов и расходов и заканчивая поступлением средств в виде выручки за реализованную продукцию.

     1.3. Финансовое планирование  и прогнозирование  на предприятии

     Устойчивая  работа предприятий в рыночных условиях невозможна без использования современных  методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля Отечественный и зарубежный практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений.
     Планирование  деятельности организации имеет  два тесно связанных и взаимообусловленных  аспекта:
    общеэкономический — с точки зрения теории фирмы;
    управленческий — как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития.
     Д.И. Финнерти считает, что планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др. [28, с. 115]
     Планирование  дает ответы на вопросы:
     1. На каком уровне развития находится предприятие (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности.
     2. При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, могут быть достигнуты цели предприятия?
     На  основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Корпорация не в состоянии полностью устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью умелого прогнозирования.
     По  мнению И.А. Бланка, преимущества планирования следующие:
    планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;
    в результате планирования проясняются многие возникающие проблемы; планирование стимулирует управленческую деятельность;
    обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;
    руководство обеспечивается необходимой информацией;
    оптимизируется распределение ресурсов. [14, с. 139]
     Финансовый  план — это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и  расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше  одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один - три года. В России до недавнего времени такой план составлялся в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой).
     По  определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование — это процесс, включающий:
    анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;
    прогнозирование последствий принимаемых решений;
    обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;
    оценку соответствия достигнутых результатов параметрам, установленным в финансовом плане.
     Отметим также, что в основе прогнозирования — наиболее вероятные события и результаты. В процессе планирования специалисты должны предусмотреть не только оптимистический, но и пессимистический варианты развития событий. Кроме того, по мнению указанных авторов, финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс включает и планирование рисков: какие риски следует принять, а какие отвергнуть.
     Ф. Ли Ченг и Д. И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс  анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпорации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов. [28, с. 156]
     Модели  финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и методах финансирования корпорации.
     Главной целью финансового планирования является определение возможных  объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.
     Данная  цель подразумевает:
    обеспечение производственного, научно-технического и социального развития корпорации прежде всего за счет собственных средств;
    увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;
    обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.
     Р.И. Кандинская считает, что задачи финансового планирования заключаются в:
    использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;
    анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;
    прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;
    выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;
    сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом. [20, с. 27]
     Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменений, так и на основе прямого предвидения изменений.
     Прогнозирование не сводится к некоему техническому упражнению, но это и не «вольная фантазия ума». Прагматическая сторона процесса прогнозирования – умение соизмерять уровень неопределенности с имеющимися ресурсами для ее преодоления.
     Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Данный процесс заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.
     Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может  значительно отличаться от состава  показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем он будет более детально проработан.
     В.В. Ковалев пишет, что к методам прогнозирования относятся: методы экономической статистики, математико-статистические методы изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др. [23, с. 324]
     При рыночной экономике хозяйствующий  субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п.
     Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение  его центров доходов и центров  расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов -это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.
     Как считает Т.В. Савицкая, планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование, бюджетирование. [37, с. 41]
     Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
     Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих  субъектов (малые предприятия, акционерные  общества и т.п.). Сюда входят нормы  предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
     По  мнению таких авторов, как Е.С. Стоянова, Е.В. Быкова и И.А. Бланк, нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. [40, с. 62]
     Расчетно-аналитический  метод описывает А.М. Ковалева. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).
     
     Рис. 1. Схема расчетно-аналитического метода планирования.
     Расчетно-аналитический  метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п. [47, с. 216]
     Балансовый  метод описывает А.Д. Шеремет. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.
     Пример. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
     Он + П = Р + Ок
     где Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
     П - поступление средств в фонд . руб.;
     Р - расходование средств фонда, руб.;
     Ок - остаток средств фонда на конец планового периода, руб. [51, с. 22]
     Метод оптимизации плановых решений рассматривается в книге Е.С. Стояновой. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). [46, с. 51]
     Экономико-математическое моделирование рассмотрено в книге Г.Б. Поляка. Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
     Y= f(х), где У - показатель; х - факторы.
     Алгоритм  разработки планового показателя может  быть представлен в виде следующей  схемы (рис. 2).
     
     Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели. [44, с. 156]
     В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

     1.4. Бюджетирование на  предприятии: понятие  и организация

     Бюджетирование  — это процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы  руководства предприятий (корпораций), и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.
     Е.С. Стоянова определяет процесс бюджетирования как «составную часть финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов». [46, с. 84]
     Цель  бюджетирования — обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям.
     Профессор Е.И. Шохин считает, что для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:
    установление объектов бюджетирования;
    разработка системы бюджетов — операционных и финансовых;
    расчет соответствующих показателей бюджетов;
    вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
    расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; выявление резервов дополнительного привлечения средств;
    прогноз доходов и расходов, а также капитала предприятия на предстоящий период (квартал, год). [45, с. 69]
     В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.
     Основной  бюджет — это финансовое, количественно  определенное выражение маркетинговых  и производственных планов, необходимых  для достижения поставленных целей.
     Локальные бюджеты служат исходной информационной базой для составления основного бюджета. Главной причиной, по которой предприятия теряют значительную часть своих доходов, не составляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений о своих покупателях и рынке сбыта. В результате возникают трудности в прогнозировании реального объема продаж продукции (работ, услуг). С позиции оптимизации доходов значение имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоящий год, но и систематический контроль его выполнения, что помогает минимизировать непредвиденные финансовые потери.
     Процесс бюджетирования имеет непрерывный  или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных  на год, в процессе текущего финансового  планирования (до наступления планового  периода) разрабатывается система квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют месячные бюджеты. Скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.
     Для совершенствования финансового менеджмента на предприятиях России необходимо внедрение системы финансового управления и бюджетирования.
     Финансовое  управление — процесс упорядоченных  действий по формированию рациональной структуры управления и контроля. Процесс финансового управления предполагает создание единого информационного поля и постановку системы планирования, учета, анализа и контроля над движением денежных средств. Цель создания подобной технологии — рост доходности и стоимости (цены) предприятия.
     Внедрение бюджетного управления, по М.С. Чижову и Е.Н. Чижовой, предполагает:
    подготовку организационной структуры (Положение об оргструктуре и должностных обязанностях специалистов, штатное расписание);
    формирование финансовой структуры предприятия (Положение о финансовой структуре и о центрах финансового учета);
    внедрение технологии учета — бухгалтерского, налогового и управленческого;
    разработку Положения о бюджетировании (Бюджетный стандарт предприятия);
    определение центров финансового учета (производственных, сбытовых, снабженческих и других подразделений);
    составление операционных и финансовых бюджетов по предприятию в целом и в разрезе центров финансового учета. [50, с. 72]
     Основная  идея системы бюджетирования состоит  в том, что ведущие параметры  экономической деятельности предприятия учитываются на уровне его отдельных структурных подразделений в разрезе видов доходов и расходов. Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, расходов, прибыли и инвестиций.
     Центр ответственности — это набор  статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения (филиала). В рамках процесса бюджетирования руководитель центра ответственности отвечает за:
    организацию планирования и нормирования вверенных ему статей доходов и расходов;
    правильность планирования соответствующих статей бюджета;
    контроль выполнения статей бюджета;
    принятие решений по устранению отклонений плановых статей бюджета от фактических параметров (если такое отклонение превышает 5%).
     На  практике центры ответственности создают  в форме центров финансового  учета (ЦФУ).
     В основу такого разделения положен критерий «стратегии бизнеса», т. е. возможность выделения из общей стратегии компании основных направлений, каждое из которых закрепляют за отдельной бизнес-единицей. Бизнес-единица отвечает за успешную реализацию одного из направлений. Важную роль при формировании центров финансового учета играет организация управленческого учета доходов и расходов в каждой бизнес-единице, что позволяет построить учетную политику так, чтобы можно было определить конечный финансовый результат.
     Н.В. Колчина считает, что бюджетирование предоставляет руководству предприятия следующие преимущества:
    служит инструментом планирования и контроля;
    повышает эффективность принятия управленческих решений;
    позволяет четко распределить ответственность и полномочия руководителей подразделений и специалистов;
    повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений и филиалов. [48, с. 152]
     Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые.
     В состав операционных бюджетов включают:
    бюджет продаж;
    бюджет производства;
    бюджет производственных запасов;
    бюджет затрат на материалы и энергию;
    бюджет расходов на оплату труда;
    бюджет амортизационных отчислений;
    бюджет общепроизводственных расходов;
    бюджет коммерческих расходов;
    бюджет управленческих расходов;
    бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках).
     Финансовые  бюджеты:
    бюджет движения денежных средств;
    бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов);
    бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования;
    капитальный (инвестиционный) бюджет.
     А.В. Новоселов классифицирует бюджеты следующим образом:
    по периодичности составления — периодический и постоянный (стабильный);
    по способу расчета показателей — базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый «с нуля»;
    по учету влияния изменений — фиксируемый, изменяемый и многовариантный. [33, с. 40]
     Рассмотрим  содержание сводного бюджета предприятия.
     В состав консолидированного (сводного) бюджета предприятия включают:
    исходные прогнозные данные (объемы производства и реализации, капиталовложений и др.);
    сводный бюджет по доходам и расходам. Бюджет расходов включает локальные бюджеты производственных, коммерческих, управленческих, а также общих затрат по корпорации в целом (полную себестоимость продукции, работ, услуг);
    прогноз отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
    прогноз отчета о движении денежных средств (форма № 4);
    прогноз баланса активов и пассивов (по укрупненной номенклатуре статей — форма № 1).
     Доходный  раздел консолидированного бюджета  прогнозируют на основе плана продаж (реализации) продукции и плана  денежных поступлений из прочих источников. Кроме того, необходимо учесть входные остатки денежных средств на балансовых счетах корпорации: касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), специальные счета в банках (55), переводы в пути (57).
     Расходный раздел консолидированного бюджета, по мнению И.В. Сергеева и А.В. Шипицына, рассчитывают на основе:
    бюджета материальных затрат в расчете на производственную программу;
    бюджета расходов на электроэнергию;
    бюджета фонда оплаты труда;
    плана-графика налоговых выплат;
    плана-графика взносов в государственные социальные внебюджетные фонды;
    плана-графика погашения кредитов;
    бюджета прочих расходов. [38, с. 214]
     На  практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачета встречных платежей. В такой ситуации фактическую доходную часть консолидированного бюджета понижают. Поэтому для ликвидации дефицита следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и расходные статьи. Корректировка бюджета находится в компетенции руководства предприятия.
     Многие  предприятия составляют бюджеты по центрам финансового учета — центрам прибыли, затрат и профит-центрам.
     Центр финансового учета (ЦФУ) — структурное  подразделение, осуществляющее ряд  основных и вспомогательных видов  деятельности и способное оказать  воздействие на доходы или расходы от данной деятельности. В состав ЦФУ включают:
    профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства продукта, транспортный цех и т. д.);
    центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства);
    венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем.
     Возможна  и другая классификация ЦФУ исходя из специфики хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
     По  мнению Н.В. Романовой, для разработки бюджетов используют следующую информацию:
    прогнозные данные о выручке от продажи продукции (работ, услуг);
    данные по переменным производственным издержкам в разрезе каждой товарной группы;
    обобщенные данные по постоянным издержкам с распределением их по отдельным видам, что позволяет обоснованно оценить рентабельность отдельных изделий;
    прогнозные данные об удельном весе бартерного обмена, взаимозачетов в общем объеме выручки от реализации продукции;
    прогнозы, касающиеся налоговых платежей, взносов в государственные внебюджетные фонды, банковских кредитов и возможностей их погашения;
    данные о производственном потенциале предприятия (состав и структура основных средств, уровень их физического износа, коэффициенты выбытия и обновления, фондоотдачи и рентабельности);
    прогноз объема капиталовложений и источников их финансирования;
    прогноз состава и структуры оборотных активов, величины их прироста и источников финансирования, показателей оборачиваемости и доходности оборотных активов и др. [36, с. 52]
     Первоочередные  действия для перехода к бюджетному управлению, как считает С.И. Долгов, включают в себя:
    Анализ экономического потенциала (ресурсного и финансового).
    Внедрение управленческого учета и отчетности.
    Учет персонала.
    Построение системы финансового управления, т. е. выделение центров финансового учета.
    Подготовка операционных и финансовых бюджетов и соответствующей отчетности для контроля их исполнения. [17, с. 147]
       Управление бюджетированием начинают  с назначения директора по  бюджету. Директором по бюджету  обычно назначают финансового  директора (вице-президента по  экономике и финансам в акционерном  обществе). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб предприятия. Директор по бюджету руководит работой бюджетного комитета, состоящего из специалистов верхнего звена управления предприятием. Комитет по бюджету — постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. В западных корпорациях подобное структурное подразделение называют «группа стратегического планирования» или «группа финансового анализа и планирования».

     Глава 2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «Липецк-Гидромеханизация»

     Открытое  Акционерное Общество «Липецк-Гидромеханизация» (ОАО «ЛГМ») является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.
      Открытое акционерное общество «Липецк-Гидромеханизация» учреждено АООТ ПСФ «Гидромеханизация» в форме выделения (протокол общего собрания акционеров АООТ ПСФ «Гидромеханизация» N 2 от 28 февраля 1995 г.), то есть было создано в 1995 году.
      ОАО «ЛГМ» имеет следующий юридический адрес: почтовый индекс 398005, г. Липецк, ул. Фурманова, дом 30А.
      Предприятие относится к частной форме собственности, уставный капитал его составляет 574 140 руб. Уставный капитал состоит из размещенных обыкновенных акций в количестве 82 020 штук номинальной стоимостью 7 рублей каждая акция. Привилегированных акций предприятие не имеет.
      Акционерами предприятия являются:
      1) Липецкий комбинат силикатных изделий, который имеет 76997 обыкновенных акций, что составляет 93,87% от общего количества;
      2) физические лица, имеющие 5023 обыкновенных акций, что составляет 6,13% к общему количеству.
     Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.
     Предприятие ОАО «ЛГМ» занимается следующими видами деятельности:
    выполнение гидромеханизированных земляных работ при возведении новых объектов, реконструкции и капитальном ремонте действующих промышленных и других предприятий, а также объектов социальной инфраструктуры;
    инженерная подготовка территории под промышленное и гражданское строительство;
    возведение плотин, дамб;
    сооружение земляного полотна железных и автомобильных дорог;
    дноуглубление рек, озер, морских акваторий и портов;
    ремонтно-строительные работы и работы по демонтажу строений;
    гидровскрышные работы;
    работы по берегоукреплению;
    добыча нерудных материалов;
    строительно-монтажные работы по прокладке трубопроводов на наружных сетях, строительство ЛЗП и прокладка кабелей;
    грузоперевозки;
    разработка проектно-сметной документации на выполняемые виды работ, а также конструкторской документации на специальное нестандартизированное оборудование;
    изготовление металлоконструкций и специального оборудования гидромеханизации, его капитальный ремонт;
    выполнение работ грузоподъемными механизмами;
    выполнение функций генерального подрядчика;
    производство научных и исследовательских работ и разработок и др.
      Основными видами деятельности предприятия являются гидромеханизированные работы по намыву песка и ремонтные работы. По отраслевой принадлежности организация относится к строительству ОКВЭД 45-11-2. Основной государственный регистрационный номер 1024840851133, выданный 28 ноября 2002 года УМНС по Центральному району г. Липецка.
      Организационная структура предприятия представляет собой следующее: 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 3. Организационная структура ОАО  «ЛГМ».
      Бухгалтерская отчетность предприятия формируется исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности, а также по принятой учетной политике. Согласно решению собрания акционеров аудиторская проверка предприятия проводится ООО «Аудит - Сервис К».
     В таблице 1 проанализируем размер предприятия.
     Таблица 1 - Размер предприятия ОАО «ЛГМ».
Показатель 2004 г. 2005 г. Изменение, +/-
1. Выручка  от реализации, тыс. руб. 33 425 39 587 +6 162
2. Прибыль,  тыс. руб. 200 2 514 +2 314
3. Численность  персонала, чел. 189 172 -17
4. Фонд  заработной платы, тыс. руб. 16 376,1 19 585,5 + 3 209,4
5. Фондоотдача 3,14 3,35 +0,21
6. Фондоемкость 0,32 0,30 -0,02
7. Производительность  труда, тыс. руб. 205 275 +70
 
     По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы:
     Выручка от реализации увеличилась на 6 162 тыс. руб., прибыль увеличилась на 2 314 тыс. руб., фонд заработной платы увеличился на 3 209,4 тыс. руб., это хорошие показатели деятельности предприятия.
     Численность персонала в 2005 году уменьшилась  на 17 человек, за счет этого и других факторов увеличилась производительность труда на 70 тыс. руб. на 1 работника. Увеличение фондоотдачи положительный признак, так как ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости. Снижение в 2005 году фондоемкости показывает снижение стоимости основных средств, приходящихся на один рубль продукции.
     Таким образом можно сделать вывод, что предприятие ОАО «ЛГМ» успешно функционирует в условиях рыночной экономики, получает прибыль, повышает заработную плату персоналу и увеличивает свои объемы производства.
     Теперь  охарактеризуем и произведем оценку интенсивности и эффективности  деятельности ОАО «ЛГМ».
     Таблица 2 - Интенсивность и эффективность  ведения производства предприятия.
Показатель 2004 г. 2005 г. Изменение, +/-
1. Объем  выполненных работ, тыс. руб. 33 425 39 587 + 6162
2. Прибыль  до налогообложения, тыс. руб. 2003 3 710 +1 707
3. Чистая  прибыль, тыс. руб. 200 2 514 +2 314
4. Себестоимость  выполненных работ, тыс. руб. 31546 35 865 + 4 319
5. Среднеотпускная  цена 1 м3 грунта разработанного земснарядом, руб. 24,04 25,49 +1,45
6. Численность  персонала, чел. 189 172 -17
7. Фонд  заработной платы, тыс. руб. 16 376,1 19 585,5 + 3 209,4
8. Выработка  на 1 работника основных профессий,  тыс. руб. 288 426 + 138
9. Среднемесячная  з/п на 1 работника, руб. 7 221 9 489 + 2 268
10. Текучесть  кадров, % 21,3 29,8 +8,5
11. Потери  рабочего времени, дни 1 926 1 880 -46
 
     По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы:
    к положительным тенденциям относятся увеличение объема выполненных работ на 6 162 тыс. руб., прибыли на 2 314 тыс. руб., среднеотпускной цены 1 м3 грунта разработанного земснарядом на 1,45 руб., фонда заработной платы на 3 209,4 тыс. руб. и среднемесячной заработной платы на 1 работника на 2 268 руб., выработки на 1 работника основных профессий на 138 тыс. руб., а также уменьшение потерь рабочего времени на 46 дней и уменьшение численности персонала на 17 человек.
    к отрицательным тенденциям деятельности предприятия относятся увеличение себестоимости выполненных работ на 4 319 тыс. руб. и текучести кадров на 8,5%.
     Произведем  оценку движения основных фондов на предприятии  ОАО «ЛГМ».
     Таблица 3 - Анализ основных фондов, тыс. руб.
Основные  фонды Балансовая стоимость на 01.01.05 Посту-пило Выбыло Балансовая стоимость на 31.12.05 Остаточная стоимость Коэффициент изношенности, %
Всего, в т.ч.: 5 650 733 221 6 162 2 777 55
Здания 1410 - 108 1302 787 40
Машины  и оборудование 2447 266 112 2601 697 73
Транспортные  средства 1792 467 - 2259 1293 43
 
      По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы:
      Балансовая  стоимость основных средств за 2005 год увеличилась на 512 тыс. руб. На 1 января 2005 года она составляла 5650 тыс. руб. на 31 декабря 2005 года – 6162 тыс. руб. В этот период было приобретено основных средств на сумму 733 тыс. руб., выбыло на сумму 221 тыс. руб. Амортизация начислялась линейным способом.
      Остаточная стоимость основных средств на 31 декабря 2005 года составила 2777 тыс. руб. Износ основных средств составляет 55%, в том числе зданий - 40%, машин и оборудования - 73%, транспортных средств - 43%. Можно сделать вывод, что у предприятия высокий процент изношенности, особенно это касается машин и оборудования.
      Таким образом представляется очевидным, что предприятие в последующие  годы должно вложить значительные средства в обновление машин и оборудования, а также в парк транспортных средств.
      Проанализируем  состояние расчетов на предприятии.
      На 342 тыс. руб. увеличились запасы сырья и материалов и составляют 3338 тыс. руб.
      Дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2005 года составила 2829 тыс. руб., что на 720 тыс. руб. больше по сравнению с прошлым годом. Это объясняется выполнением большего объема работ в декабре месяце. Вся задолженность текущая (за месяц).
      Кредиторская  задолженность по состоянию на 31 декабря 2005 года снизилась в сравнении с 2004 годом на 1148 тыс. руб. и составила 2909 тыс. руб., в том числе текущий долг по заработной плате в сумме 1446 тыс. руб., текущий долг перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 1052 тыс. руб., из них:
    налог на доходы физических лиц - 181 тыс. руб.,
    налог на добавленную стоимость – 318 тыс. руб.,
    налог на прибыль – 247 тыс. руб.,
    налог на имущество - 8 тыс. руб.,
    плата за негативное воздействие на окружающую среду – 7 тыс. руб.,
    транспортный налог – 2 тыс. руб.,
    единый социальный налог - 289 тыс. руб.
      Задолженность перед поставщиками и подрядчиками на конец 2005 года составляет 400 тыс. руб., что значительно меньше, чем в начале периода (2015 тыс. руб.).
      Также можно отметить увеличение на 7 тыс. руб. отложенных налоговых обязательств.
      В таблице 4 проанализируем основные технико-экономические  показатели предприятия ОАО «ЛГМ».
      Таблица 4 - Основные технико-экономические показатели.
Наименование 2004 г. 2005 г. Изменения Темп изменения  к 2004 г., %
1. Объем разработанного грунта  земснарядом, тм3 1 004,26 1 215,611 +211,351 121,0
в. т.ч. по ОАО «ЛКСИ» 831,058 1 084,525 +253,467 130,5
по ОАО «НЛМК» 173,202 131,086 -42,116 75,7
2. Объем выполненных работ, тыс. руб. 33 425 39 587 + 6162 118,4
в. т.ч. по ОАО «ЛКСИ» 16 833 24 927 + 8094 148,1
по ОАО «НЛМК» 16 592 14 660 - 1932 88,4
3. Себестоимость выполненных работ, тыс. руб. 31546 35 865 + 4 319 113,7
в. т.ч. по ОАО «ЛКСИ» 13 654 21531 +7 877 157,7
по ОАО «НЛМК» 17 892 13 170 -4 722 73,6
монтаж  з/сн. П-221 (для ЛКСИ) - 1 164 + 1 164 100,0
4. Средняя отпускная цена 1 м3 грунта разработанного земснарядом, руб. 24,04 25,49 +1,45 106,0
5. Выработка на 1-го работника ППП, руб. 176 852 230 157 + 53 305 130,1
6. Выработка на 1-го рабочего, руб. 205 061 274 910 +69 849 134,1
7. Выработка на 1-го рабочего основных  профессий, руб. 288 147 425 667 + 137 520 147,7
 
      По  вышеприведенным данным можно сделать следующие выводы.
      За 2005 год объем выполненных работ по основному виду деятельности составил 39 587 тыс. руб., что на 6162 тыс. руб. больше в сравнении с 2004 годом, в том числе по ОАО Липецкому комбинату силикатных изделий - объем увеличился на 8094 тыс. руб., а по ОАО НЛМК произошло снижение объема выполненных работ на 1932 тыс. руб.
      Производительность труда рабочих увеличилась на 34,1%, что достигнуто за счет оптимизации численности персонала предприятия, а, следовательно, увеличения интенсивности труда оставшихся работников вследствие перераспределении функций и обязанностей, рационального использования рабочего времени, сокращения простоев техники и механизмов.
      По  ОАО «ЛКСИ» производительность труда на 1-го рабочего основных профессий составила в 2005 г. 692 417 руб., или на 15,2 % выше к уровню 2004 г. По ОАО «НЛМК» - 257 193 руб., или на 36,4 % выше по сравнению с 2004 г.. Однако, учитывая весомую долю ручного труда на ОАО «НЛМК», производительность труда по данному заказчику в 2,7 раза ниже.
      Проведем  анализ себестоимости работ на предприятии  ОАО «ЛГМ».
      Таблица 5  - Себестоимость работ на предприятии ОАО «ЛГМ».
Показатель 2004 г. 2005 г. Изменения Темп изменения  к 2004 г., %
1. Себестоимость работ, тыс. руб. 31 546 35 865 +4 319 113,7
2. Затраты на 1 руб. СМР, руб. 0,94 0,91 -0,03 96,8
3. Рентабельность, % 5,6 9,4 +3,8 167,9
 
      По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы:
    В связи с увеличением объема выполненных работ увеличились и затраты на 4 319 тыс. руб. и составили 35 865 тыс. руб.
    На рубль выполненных работ в 2005 г. израсходовано 91 копейка, что составило 96% к уровню прошлого года.
    Наблюдается значительное увеличение рентабельности производства, что является положительным признаком деятельности предприятия.
      В таблице 6 проведем исследование структуры  себестоимости по элементам затрат.
      Таблица 6 - Структура себестоимости по элементам затрат (тыс. руб.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.