На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Роль торговли в экономике страны

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 15.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

    Введение 
    Современное состояние и экономические проблемы развития торговли в России.
    Место отрасли «торговля» в национальном хозяйстве.
    Структура отрасли «торговля» и ее динамика.
    Основные этапы развития отрасли «торговля» в России.
    Прогнозы на перспективу.
    Заключение 
    Список  использованной литературы 

 

    
    Введение  

     После распада Советского Союза экономическое  состояние страны находилось в чрезвычайном положении, но именно эта «разруха»  стала толчком для развития торговли в России. Конечно, состояние инфраструктуры рынка России сильно уступает в развитии другим странам, но говоря о перспективах развития торговли, Россия имеет огромный потенциал.
     Тенденция к стремительному росту развития торговли начинает более ярко проявляться  лишь с 2002 года. Появилось множество современных форматов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров и т.д.), новейших видов организаций общественного питания (арт-клубы, кофейни, спорт-бары, фуд-корты), новых профессий (менеджеры, маркетологи, мерчендайзеры, девелоперы и т.д.), существенно нового торгового оборудования, используется совершенно иной подход к обслуживанию покупателей, к организации торгово-технологического процесса и многое другое. Это невероятно быстрое развитие происходит буквально на наших глазах и, как мне кажется, просто не может не заинтересовать человека, живущего в восходящей перспективной стране. Современный специалист не только обязан владеть глубокими знаниями своей специальности и умением применить их на практике, но и быстро ориентироваться и вникать в новейшие тенденции развития торговли. Именно поэтому, изучаемый мной вопрос достоин внимания и требует тщательного изучения.
     Для реализации изучения данной цели я  определила ряд задач:
    Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, коммерческие, торговые и бизнес-журналы и т.д.)
    Ознакомиться с состоянием торговли в России
    Ознакомиться с некоторыми предприятиями торговли, представленными в Калининграде и области
    Сформулировать выводы по изученному материалу
     В последние годы наша жизнь стала невообразимой без научно-технического прогресса: бытовая техника, электроника, компьютеры, телефоны вошли в привычный стандарт жизни. Однако, современное оборудование сыграло огромную роль и для торгово-технологического процесса. Теперь каждое современное предприятие торговли пользуется продуктами научно-технического прогресса. Внедрение нового оборудования на предприятие торговли позволило:
    облегчить труд человека на разных участках деятельности;
    выдвинуть требования к росту знаний и интеллекта работников;
    усовершенствовать систему обслуживания;
    достичь быстрого роста спроса и соответственно прибыли
     Это лишь малая часть положительного влияния НТП на развитие торговли.
     Российский  рынок стремительно развивается. По прогнозам экспертов к 2011 году наша страна займет одну из лидирующих позиций, как на европейском, так и на мировом рынке. Но на данный момент следует разумно использовать ресурсы и ячейки торговли, которые находятся на недостаточно развитом уровне.
     В качестве основных тенденций, характерных для рынка сетевой розничной торговли, можно признать:
    относительное насыщение столичного рынка сетевой торговли;
    нехватка торговых площадей;
    продолжение консолидации отрасли;
    скупка крупными сетями местных торговых точек в регионах РФ;
    повышение удельного веса новых форматов (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в общем объеме розничной торговли по сравнению с традиционными форматами;
    развитие стратегии «мультиформатности» (многоформатности) крупными сетевыми игроками
    обострение конфликтов между сетевыми ритейлерами и поставщиками продукции.
     По  оценкам экспертов, наибольшим потенциалом  роста обладают региональные розничные  сети. Также перспективным является сегмент «жестких дискаунтеров». Этот рынок насыщен всего на 9%. 

 

    
    Современное состояние и экономические проблемы развития торговли в России.
    Сегодня торговля в России - наиболее динамично развивающаяся отрасль хозяйства страны. И поскольку именно в  торговле в первую очередь сказывается результат деятельности промышленности, можно сказать, что экономический прогресс России в последние годы очевиден, хотя темпы развития нашей внутренней и внешней торговли не отличаются особой стремительностью.
    Современное торговое предпринимательство в  России охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к купле- продаже, обмену товара на деньги, денег на товары или товаров на товары. Хотя его основу составляют товарно-денежные операции купли-продажи или обмена, сегодня в торговом предпринимательстве оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве.
          В настоящее время, в связи с переходом к рыночной экономике, коммерческая деятельность в России достаточно нестабильна, тем  не менее, она стремительно и динамично развивается.
          Очаги официального торгового предпринимательства- это  магазины, биржи, рынки, выставки- продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы. Но преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственно производителем. В свою очередь, это в значительной степени способствует продвижению российского товара, как на внутренний, так и на внешний рынок.
          Под внутренней торговлей  как самостоятельной отраслевой системой понимается совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся на территории РФ куплей- продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно- экономического и нормативно- правового характера с целью достижения рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.
          В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю розничная  торговля является конечным звеном. При  розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного пользования или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания.
          Розничная торговля выполняет ряд функций:
    Исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке.
    Определяет спрос и предложение на конкретные виды товара.
    Осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли.
  4. Проводит отбор товаров, их  сортировку при составлении требуемого  ассортимента.
    Осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика.
    Проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены.
    Оказывает поставщикам, потребителям транспортно- экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
    Розничная торговля-основа экономики и предпринимательской  деятельности страны. В течение последних  нескольких лет товарооборот в России увеличивается, что подтверждает положительные тенденции развития розничной торговли. За период рыночных преобразований усилилась концентрация розничной торговли в городах.
          На российском рынке  представлены разнообразные розничные  предприятия. Они классифицируются по следующим признакам:
     - по реализуемому ассортименту( универсальные, специализированные, с комбинированным ассортиментом,  со смешанным ассортиментом);
     - по форме торгового обслуживания( индивидуальное обслуживание или  продажа через прилавок, с открытой выкладкой, по образцам или каталогам, по предварительным заказам, самообслуживание, прямая продажа);
     - по уровню цен (дискаунты,  дисконтные магазины, магазины «Cash & Carry», комиссионные, «Секонд-хенды», магазины-бутики);
     - по типу предприятия (универмаги, гипермаркеты, универсамы (супермаркеты), магазины продуктов (минимаркеты), гастрономы и т.д.);
     - по форме и виду интеграции (торговые объединения, торговый  комплекс, отраслевая интеграция, межотраслевая  интеграция);
     - по концентрации и местоположению (изолированное размещение предприятия относительно других торговых точек, групповое размещение торговых точек одной специализации, в центре города, в жилых районах).
          Поскольку разным потребителям нравятся разные формы обслуживания, возможно одновременное существование и преуспевания предприятий с разными уровнями услуг для потребителей.
          Сегодня услугами розничных  магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров  повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товаров.
          Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у таких магазинов несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.
          Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием  обеспечивают покупателю более высокий  уровень помощи со стороны торгового  персонала, поскольку в таких  магазинах продают больше товаров предварительного выбора, и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующих в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.
          Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично  помочь покупателю на всех этапах поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их « обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта, более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, бесплатная доставка покупок, предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами.
          Предлагаемый товарный ассортимент.
          Одним из параметров классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими  товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные  и другие магазины. В более широком смысле можно говорить о широте и насыщенности ассортимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля.
    Специализированные  магазины.
          Такой магазин предполагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами могут служить  магазины одежды, спорттоваров, мебели, цветочные, книжные.
    Универмаги.
          Универмаг предполагает несколько ассортиментных групп товаров – обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами.
    Универсамы.
          Универсам – это  сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, стирально – моющих средствах, товарах по уходу за домом. Универсам может находиться в частном владении, хотя большинство из них входит в состав сетей. Такие магазины имеют торговые площади порядка 1700 кв. м.
          Разновидности универсамов:
          а) комбинированный  универсам – универсам с расширенным  за счет включение в него лекарств свободной продажи и лекарств, отпускаемых по рецептам, ассортиментом. Имеет общую торговую площадь порядка 5100 кв. м.
          б) универсам широкого профиля – имеет площадь около 2800 кв. м. и стремится полностью  удовлетворить нужды потребителя. Нередко включает в себя услуги, например, прачечную, химчистку, ремонт обуви, оплату счетов, дешевый буфет.
          в) торговый комплекс – включает в себя универсам, магазин  сниженных цен и розничный  склад- магазин. Его ассортимент  выходит за пределы обычно покупаемых товаров и включает в себя мебель, бытовую электротехнику, одежду и мн. др. Площадь, как правило, от 7500 до 19500 кв.м.
      Относительное внимание к ценам.
          Большинство магазинов  предлагает товары по средним ценам  и обычный уровень услуг для  потребителей. Ряд магазинов – товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. А магазины сниженных цен продают товары по ценам, ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг и менее высокого качества.
          Я остановлюсь на магазинах сниженных цен и  порожденных ими предприятиях в  виде складов - магазинов и магазинов - демзалов, торгующих по каталогам.
    Магазины  сниженных цен.
          Такие магазины торгуют  стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объемов продаж. Им присущи, пять особенностей:
    1. Они постоянно торгуют по ценам  ниже тех, что преобладают в  заведениях с высоким наценками  и невысокой оборачиваемостью  товарных запасов; 
    2. Они делают акцент на марочных  товарах общенационального распространения, так что низкие цены вовсе не предполагают низкого качества изделий:
        3.Функционируют  по методу самообслуживания при  минимуме удобств; 
        4.Обычно  располагаются в районах с  низким уровнем арендной платы  и 
    привлекают  покупателей из сравнительно отдаленных мест;
        5.В  них установлено простое и  функциональное торговое оборудование.
        Склады  – магазины
    Это лишенные всяких излишеств предприятия  сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которых –  продажа больших объемов товаров по низким ценам. В широком смысле сюда относятся и торговые комплексы, и продовольственные магазины сниженных цен, выставляющие товары прямо в контейнерах. Судить о доходности этих магазинов трудно, поскольку у них очень высокие издержки на поддержание товарно – материальных запасов и большие расходы на стимулирование сбыта для привлечения достаточного числа клиентов, а нередко и чрезмерно большое количество конкурентов, действующих на тех же самых рынках.
        Магазины  – демонстрационные залы, торгующие по каталогам.
    Такие магазины используют принципы торговли по каталогам плюс принципы торговли по сниженным ценам для сбыта  широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой  наценкой. Магазин – демзалы выпускают  полноцветовые каталоги, дополняя их сезонными изданиями меньшего объема. Эти каталоги можно получить в демонстрационном зале, кроме того, они рассылаются по почте прошлым покупателям. В каталоге указаны цены товаров по прейскуранту и их цены со скидкой. Клиент может заказать товар по телефону, оплатив доставку, либо подъехать в демзал и лично осмотреть изделие и купить его из наличия.
    Магазины  этого типа зарабатывают деньги за счет предложения марочных изделий  общенационального распространения  в товарных категориях, не связанных с модой, за счет найма торговых помещений с низкой арендной платой, за счет сокращения на треть численности торгового персонала, за счет сведения к минимуму возможностей мелкого хищения товаров, а также за счет в основном за наличный расчет.
    Для российской розничной торговли в последнее время стали актуальными вопросы интеграции и развития торговых сетей.
    В 2007 году доля торговых сетей по продаже продуктов питания в России достигла 15,6%. Для сравнения – в 2000г.-1,00%; в 2008- 2,7 %;  в2009- 4,5%; в 2010-8%.
        Существует  несколько видов торговых сетей.
      Национальные (федеральные или общероссийские) операторы:
    а) иностранные, т.е., открытые в России напрямую своими материнскими компаниями. Торговая сеть планирует общероссийскую экспансию;
    б) иностранные торговые сети, открытые на правах франчайзинга. Такая сеть планирует общероссийскую экспансию.
    в) российские компании, планирующие экспансию  во все регионы.
        2. Локальные компании.
    а) компании, работающие в рамках одного города или одного региона и не планирующие экспансию во все регионы;
    б) компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие  выход в столицы и во все  регионы.
          Рост торговых сетей  обеспечили все типы торговых сетей. Прежде всего, это развитие национальных операторов. Крупнейший оператор по России – торговая сеть «Магнит» - по итогам 2007г. имела магазины в более чем 30 регионах.
          Также рост рынка  обеспечили локальные и региональные компании. Практически во всех крупных  городах России есть локальные операторы, но большинство из них не имеют у себя более 20 магазинов и не отвечают современным форматам торговли. Тем не менее, они вносят существенный вклад в развитие торговли.
    Крупнейшие  торговые сети по обороту за 2007г.
     Управляющая компания Название сети Оборот в  2007г, млн. долл.
    1 Metro AG Metro 1.110.0
    2 Агроторг Пятерочка 1,106,0
    3 Тандер Магнит 997,0
    4 ТД «Перекресток» Перекресток 766,0
    5 Auchan Group Auchan 620.0
    6 Седьмой континент Седьмой континент 495,8
    7 Рамэнка Рамстор 490,0
    8 - Франчайзи «Пятерочки» 484,0
    9 Лента Лента 451,0
    10 Дисконтцентр Дикси 420,0
        Источник: официальный сайт РБК (Русский Бизнес-Клуб)
          Хотя подавляющее  большинство товаров до сих пор  продают в магазинах, по темпам роста  внемагазинная розничная торговля намного обгоняет магазинную. Существует четыре основных формы внемагазинной торговли:
    1.Заказ  товаров по почте ( как обычной,  так и электронной), по  телефону  и Интернету. Под этим видом  торговли понимают любую деятельность  по сбыту с использованием  почтовых каналов, телефонных  линий и всемирной сети Интернет для сбора заказов и содействия в доставке проданных товаров. Такого рода торговля имеет несколько форм:
    а) торговля с заказом по каталогу. Продавцы обычно рассылают каталоги избранному контингенту клиентов или  предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно либо по номинальной цене. Такой подход практикуют предприятия посылторга со смешанным ассортиментом, предлагающие исчерпывающий выбор товаров;
    б) прямой маркетинг. Деятель прямого  маркетинга иногда дает объявление в прессе или по радио и телевидению с описанием какого- либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Для размещения подобных объявлений он выбирает те средства рекламы, которые обеспечат поступления наибольшего числа заказов в рамках выделенных рекламных ассигнований;
    в) «Директ мейл». Деятели прямого  маркетинга нередко рассылают почтовые отправления- письма, листовки, проспекты- потенциальным клиентам. К такой  форме все чаще прибегают при  организации продажи новинок, одежды. Например, на электронную почту или в обычный почтовый ящик постоянно приходят рекламные письма с предложением приобрести что- либо с высокой скидкой;
    г) продажи по телефону или через  Интернет. Сделать заказ очень  легко – достаточно набрать телефонный номер, сообщить вид желаемого товара и свой адрес. При заказе через Интернет вы загружаете электронный адрес магазина, где к вашим услугам электронная витрина- каталог товаров, которые вы можете приобрести, с полной информацией о них и ценах. Чтобы заказать товар, достаточно заполнить электронный формуляр, указав свой адрес и телефон.
    Торговые  автоматы располагаются на заводах, в учреждениях, в крупных магазинах, на бензозаправках, а также на вокзалах. Принадлежат они, как правило, особым фирмам, которые арендуют площади в наиболее благоприятных местах и занимаются обслуживанием автоматов. Через торговые автоматы продаются товары повседневного спроса импульсной покупки (сигареты, безалкогольные напитки, газеты, бутерброды) и другие товары.
          Эти автоматы обеспечивают потребителю удобство круглосуточной продажи и самообслуживания, а также сокращают возможность приобретения поврежденных товаров. Вместе с тем торговые автоматы сравнительно дорогой канал распределения, и цены продаваемых через них товаров нередко на 15-20% выше обычных. Высоки и издержки продавца, поскольку автоматы разбросаны на большой территории и требуют частого пополнения товарами, нередко выходят из строя, а в некоторых районах страдают от мелких краж.
    3.Служба  заказов со скидкой. Такая служба оказывает содействие обособленным группам клиентов_ обычно рабочим и служащим крупных организаций, таким как школы, больницы, союзы и государственные учреждения, которые проводят закупки по ценам со скидкой. Потребитель, желающий приобрести товар, получает от службы специальный бланк, с которым идет к определенному розничному торговцу и покупает товар со скидкой. После чего розничный торговец обычно выплачивает службе заказов небольшую комиссию.
    4. Торговля вразнос. Этот вид  торговли удовлетворяет нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к их личности, присущих покупке на дому. Цены продаваемых подобным образом товаров нельзя назвать низкими, поскольку торговля вразнос- предприятия дорогое само по себе. Комиссия коммивояжера составляет от20 до 50% от суммы продаж, не считая издержек по найму, организации работы и мотивированию торгового персонала. Будущее этой формы розничной торговли довольно неопределенно.
          Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными  ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей, в свою очередь производитель сам подбирает потребителей.
          Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. При  оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Она не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т. е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товар с минимальными непосредственными контрактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.
          Оптовая торговля- это  форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные  связи по поставкам продукции  формируются сторонами самостоятельно.  Она влияет на систему экономических  связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров по стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
          Принципы осуществления  оптовой торговли:
    1.Создание  ресурсной основы для ее функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.
    2. Создание необходимых элементов  инфраструктуры рынка, позволяющих  свободно выбирать партнеров  и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.
    3. Формирование системы финансово-ценовых  регуляторов на всех этапах  оптовой торговли, включающей элементы  материального стимулирования ответственности.
    На  современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок; она заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
    Общая структура оптовой торговли, функционирующей
    в настоящее время в России 

       Оптовая торговля сырьем                                         Оптовая торговля готовой
       и полуфабрикатами                                                     продукцией
      
    
                    Продовольственные                     Средства                   Потребительские
                   товары без переработки              производства           товары
    
    
          Оптовая торговля сред-                                          Оптовая торговля потре-
          ствами производства                                               бительскими товарами
      

          Торговые связи с                                                      Торговые связи с потре-
         производством                                                           бителем 
 
 

        Основные  формы оптовой торговли. 

          В настоящее время  оптовая торговля имеет основные формы:  
    - транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;
    - складская, когда реализация товаров  осуществляется непосредственно  со своих складов.
          Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который приходится больший удельный вес.
          Транзитный товарооборот подразделяется на:
    - товарооборот с участием в  расчетах. Торговая фирма оплачивает  поставщику стоимость отгруженного  товара, которую затем получает  от своих покупателей;
    - товарооборот без участия в  расчетах. Поставщик предъявляет  к оплате счет непосредственно  покупателю.
          При организации  транзитного оборота оптовая  база выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При этом она  заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует их выполнение. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз. Обоснованием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятиям и адресуется конкретному поставщику- изготовителю, а копия высылается в адрес покупателя- клиента базы.
          При складской форме  торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
    1.Личная  отборка товаров покупателями, практикуется  по изделиям сложного ассортимента ( автомобили, меха, новейшие модели  швейных изделий, мебель и т.д.), когда нужен выбор с учетом  цвета, модели, рисунка.
    2. Продажа товаров через передвижные комнаты товарных образцов, которые оборудуются в кузовах машин, оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами, рекламными альбомами, каталогами, бизнес- картами, на базе которых товаровед оформляет заявки на доставку товаров покупателям.
    3. Продажа товаров через автосклады, которые загружаются товарами на базе и, выезжая по графику, отпускают товары магазинам.
    4. Посылочная торговля, обеспечивает  население в форме индивидуальной  или розничной торговли через  магазины мелкооптовой посылочной  торговли.
    5. Подборка товаров в соответствии  с заявками, заказами, оформленными  письменно, по телефону, телеграфу,  телефаксу со стороны потребителей.
    6. Привлечение при формировании  портфеля заказов многочисленных  торговых агентов или коммивояжеров.
    В последнее время получают распространение мелкооптовые магазины- склады типа «Cash & Carry». Этот тип магазинов ориентирован на обеспечение мелких потребителей: владельцев ларьков, павильонов, торговых лотков и др. Такого типа магазины-склады действуют по принципу самообслуживания. Они отличаются высокой товарооборачиваемостью с минимальными эксплуатационными расходами, так как не имеют традиционных комплектовочных и экспедиционных помещений и дорогостоящего подъемно- транспортного и погрузочно-разгрузочного оборудования, присущих крупным складам. Сокращается также объем учетно-расчетных операций в связи отсутствием безналичного отпуска и в кредит. Невысокий уровень расходов позволяет устанавливать более низкие цены. Закупки для магазинов- складов ведутся напрямую с промышленных предприятий.
    Важной  формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются  без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю  и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При  этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками- брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.
    Эффективность оптовой торговли характеризуется  количеством и качеством услуг, оказываемых оптовым предприятием своим клиентам.
    По  функциональному назначению выделяют следующие основные комплексы услуг:
    - технические - по хранению, фасовке,  упаковке, маркировке, транспортно-  экспедиционные услуги и др.;
    - коммерческие - помощь в рекламировании  товаров, информационные, комиссионные, посреднические по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т.п.;
    - организационно-консультативные –  консультации по вопросам ассортимента  и качества товаров, эксплуатации  изделий, организации розничной  продажи, изучение спроса и  т.д.
          Услуги, предоставляемые  оптовым предприятием своим клиентам, как правило, должны быть платными. Конкретные размеры оплаты услуг следует устанавливать в заключаемых между оптовым предприятием и клиентами договорах.
 

    
    Место отрасли  «торговля» в национальном хозяйстве.
 
     Торговля  – важная составляющая экономики  любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.
     Торговля  – одна из крупнейших отраслей экономики  любой страны, как по числу занятых  в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий  экономический потенциал.
     Эпоха торговли уходит корнями в далекое  прошлое. С развитием транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. С развитием производства, новых отраслей хозяйства и появлением уникальных технологий и продуктов  дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с  целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому   возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.
     Условием  для образования мирового рынка  торговли послужил технический и  научный прогресс транспорта и связи, которые в сочетании с торговыми  отношениями превратили мир в  единое экономическое пространство.  Торговля – это связующее звено между производителем ресурсов – товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги» ( Рисунок 1). Зачастую не всегда производитель имеет возможность как физическую, так и экономическую донести свой продукт до конечного потребителя. В то же время производители являются потребителями ресурсов с целью дальнейшего воспроизводства, поэтому также сами являются покупателями и  приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть.
     Схема товарных взаимоотношений между  субъектами торговли
     

     Понятие торговли можно найти в Большой  Советской Энциклопедии, согласно которой  под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Причем торговлю можно условно разделить на следующие виды:
     Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.
     Внутренняя  торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
     С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид  деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.
     Объектом  любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.
     В зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю торговля может  быть оптовая и розничная. Основания  для такой классификации содержатся в нормах гражданского и налогового законодательства. Отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентируются Законом «О защите прав потребителей» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Российской Федерации.
     Исходя  из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную  торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
     В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     По  сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между продавцом и  покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.
     Розничная торговля классифицируется в зависимости  от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового  помещения:
     · розничная торговля через стационарную сеть;
     розничная торговля через передвижную торговую сеть;
     ·розничная  торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам).
     Розничная торговля может осуществляться и  в различных формах, например, продажа  товаров с обслуживанием покупателей  на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое.
     Организации оптовой торговли реализуют товар хозяйствующим субъектам, приобретающим товар для последующей перепродажи или для производства какого либо вида продукции (выполнения работ, оказания услуг). Как правило, отношения между продавцом и покупателем товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки (статья 506 ГК РФ).
     Таким образом, основным критерием, позволяющим  отличить оптовую и розничную торговлю, является конечная цель использования товара, приобретаемого покупателем:
      при оптовой торговле приобретаемый покупателями товар предназначен для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности;
      если же товар приобретается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то имеет место розничная торговля.
     В настоящее время с развитием  рыночных отношений,  с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил,  торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения. Так, по данным официальной статистики за первое полугодие 2006 года доля оптовой и розничной торговли в производстве валовой добавленной стоимости Российской Федерации составила 22%, опережая обрабатывающую и добывающую промышленности. Общий  сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) всех 865 тысяч  организаций оптовой и розничной торговли оценивается в 17 миллиардов рублей - это 8% общего  сальдированного финансового результата всех хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Сложилась стабильная тенденция к увеличению роста оборота торговли. Например, оборот розничной торговли в сентябре 2006 года вырос более, чем в 1,5 раза по сравнение со среднемесячным показателем 2010 года и составил 752,8 млрд.рублей – это более 6% валового внутреннего продукта, что в товарной массе на 13,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года
     Кроме этого, торговля -  это отрасль с высоким уровнем занятости населения и в трудный переходный период обеспечила рабочими местами значительную часть трудоспособного населения, оставшуюся без работы в связи с упадком производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России  в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти  полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.
     Согласно  Постановлению Государственного комитета российской федерации по статистике от 19 августа 1998 г. № 89 «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий» в целях статистических наблюдений оборот розничной торговли – это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков или по перечислениям со счетов вкладчиков. Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.
     Оборот  розничной торговли включает данные как по организациям, для которых  эта деятельность является основной, так и по организациям других видов  деятельности, осуществляющим продажу населению товаров через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (в том числе и на вещевых, смешанных и продовольственных рынках).
     Оборот  розничной торговли формируется  по данным сплошного статистического  наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также  ежеквартальных выборочных обследований малых организационных структур и вещевых, смешанных и продовольственных рынков, выборочных обследований индивидуальных предпринимателей в розничной торговле с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
     Оборот  оптовой торговли - выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального  использования (переработки или  дальнейшей продажи). Формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность.
     Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций и оборот оптовой торговли досчитываются на объемы скрытой деятельности.
     Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую предпринимательскую деятельность, должны руководствоваться положениями гражданского, налогового и трудового законодательства.
     Торговля  оказывает значительное влияние  на развитие производства, поскольку  наиболее оперативно реагирует на любые  изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара  - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве
     Индекс  потребительских цен за 9 месяцев 2006 года  составил 109,9% к аналогичному периоду прошлого года, тогда как ставка рефинансирования Центробанка 11,5%, что говорит о допустимом уровне изменения цен и некотором укрепление покупательской способности рубля.
     Стабилизация  экономической ситуации в стране, активизация проводимых реформ, ориентированных  на установление рыночных отношений, и  высокая адаптивная  способность торговли  к фактическим условиям хозяйствования все в большей степени привлекают иностранных инвесторов. Кроме того, одной из характерных особенностей торговли как отрасли экономики является высокая скорость оборота капитала. Объем иностранных инвестиций в торговлю увеличился за два последних года в два раза, и темп их  прироста опережает темп прироста общей величины иностранных инвестиций в экономику России. В торговлю по данным Госкомстата в 2007 году поступило от иностранных инвесторов инвестиций в размере 20461 млн. долларов США, в структуре - 38,5% общих иностранных инвестиций. В сравнении с другими отраслями экономики это выводит торговлю на первое место по объему иностранных инвестиций, для сравнения по данным официальной статистики на обрабатывающую промышленность приходится 33,5% иностранных инвестиций. Однако только чуть более 3% иностранных инвестиций торговли приходится именно на розничную торговлю, основная же масса сосредоточена в оптовой торговле.
     Несмотря  на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств  и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность  розничной торговли
     Оценка  индекса предпринимательской уверенности  организаций розничной торговли позволяет отметить тенденцию к  стабилизации и разрешению проблем, связанных с внешними факторами. Однако в этой ситуации более острым стает вопрос, связанный с недвижимостью, большинство организаций розничной торговли  размещаются в помещениях на правах аренды, и с целью экономии финансовых средств в арендных платежах ограничивают себя в торговых и складских помещениях. По результатам проведенного обследования в 2008 году 54% организаций розничной торговли основными факторами, ограничивающим деловую активность, обозначили недостаточный платежеспособной спрос, 52 % - высокий уровень налогов.
     Важность  вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства.
    Основной  функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения  конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.
    Будучи  формой товарного обращения, в воспроизводственном  процессе торговля выполняет свойственные обращению две основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить платежеспособные потребности в продукции, производимой в целях обмена и потому принимающей форму товара, а именно: потребности предприятий в продукции производственно технического назначения, если речь идет об обращении средств производства и личных потребностей всех членов общества, когда речь идет о торговле предметами личного потребления. Путем обращения средств производства происходит формирование материально - технической основы производства (приобретается сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, закупается оборудование) необходимой для возмещения потребленных средств и расширения масштабов производственной деятельности. Особенность сферы обращения товаров личного потребления в воспроизводственном процессе выражается в том, что на стадии купли - продажи она не зависит от производства. Товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы. Другой функцией торговли является возмещение в деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий, и обеспечивается возможность возобновления производства). При этом важно отметить, что обе функции торговли проявляются одновременно: в каждом акте обмена товаров осуществляется как удовлетворение платежеспособной потребности, так и возмещение стоимости потребленных средств. Выступая как единое целое, вышеуказанные функции не лишены противоречия. Данное противоречие выражается в том, что первая функция отражает интересы потребителей, а вторая - производителей товаров, выступающих соответственно носителями спроса и предложения.
    Однако  товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Обмен  товаров осуществляют люди посредством  совершаемых ими актов купли - продажи. Поэтому в обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке прежде всего представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.
    По  мере развития общественного разделения труда, товарного производства и  обращения происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово-технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания.  
Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.

     Важнейшее воспроизводственное значение торговли состоит также в том, чтобы полнее удовлетворить платежеспособный спрос населения на товары. При купле - продаже товары распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и индивидуальными потребностями.  
Изучение состояния и перспектив спроса покупателей, а также активное воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых и новых товаров, расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности, послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д. занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.

     Таким образом, анализ сущности торговли, как  формы товарного обращения, позволяет  определить ее место в системе  
рыночной экономики. Так как в условиях товарного производства непосредственный контакт между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, то торговля является посредствующим звеном в процессе воспроизводства.  
Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие:

     1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).
     2. Результаты торговой деятельности  обуславливают состояние денежного  обращения в государстве.
     3. Аккумулирование наличных денежных  средств, необходимость организации  строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота
     4. Оказание дополнительных сопутствующих  реализации товаров услуг в  доведение товара до потребителя.
     5. Высокая адаптивная способность  хозяйствования.
     6 Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств.
     7. Отсутствие как такового производственного  процесса  обуславливает отсутствие в учете  незавершенного производства.
     8. Цена и ассортимент реализуемых  товаров находятся в значительной зависимости от  характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.
     9 Доходы от торговли подвержены  сезонным колебаниям в зависимости  от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники.
     10. Личная ответственность работников  торговых организаций за сохранность  материальных и финансовых ресурсов.
     Таким образом, большое значение должно придаваться  активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления  российской экономики. 
 

 

    
    Структура отрасли «торговля» и ее динамика.
 
    По  месту купли-продажи торговля делится  на:
    • внутреннюю
    • внешнюю.
    При внутренней торговле товар не переходит  границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в  одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).
    При внешней торговле товар переходит  границу государства. При этом различают  три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.
    Если  покупатель в России, а продавец с товаром находится в Германии, то товар перейдет из Германии через  границу в Россию и для России это будет ввоз товара (импорт), а  для Германии вывоз (экспорт). Если продавец из Германии реализует свой товар  в Китай и повезет его через Россию, то для России это будет транзитный провоз товара (транзит).
    По  объемам купли-продажи торговля делится на;
    • оптовую,
    • розничную.
    За  последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная  торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть 1п1егпе(. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.
    

    Оптовая и розничная  торговля. Формы предприятий

    Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает  их с целью перепродажи или  профессионального использования, т.е.:
    • последующим продавцам {розничным  торговцам или другим оптовым  торговцам, следующим в торговой цепи),
    • для производственного использования  на промышленном или ремесленном предприятии,
    • крупному потребителю, например, акции  экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  оптовой торговли
Признак классификации  Вид оптовой  торговли Пример 
1 2 3
по  функциональному признаку ЗАКУПОЧНАЯ  ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья
ОПТОВАЯ ТОРГ08ЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ Закупка кожи у  кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция)
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И МАТЕРИАЛАМИ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ) Покупает товары в больших объемах у производителей и продает в меньших объемах розничным торговцам или индивидуальным производителям
по  степени специализации номенклатуры ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА Оптовая торговля продовольственными товарами
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ  ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ Оптовая торговля электротехнической продукцией
 
    Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая  торговля
    Закупочная  торговля выполняет прежде всего  задачу количественного выравнивания (сбалансирования) объемов на рынке  заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим клиентам большими партиями. Предметом закупок являются сельскохозяйственные продукты (например, зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и пр. Часто эти виды продукции требуют дополнительно сортировки, например по категориям.
    
    Оптовая торговля по производственным связям
    Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты  и готовые изделия, продают их для последующего использования  чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.
    Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными  материалами.
    
    Оптовая торговля сырьем и материалами (распределительная оптовая торговля}
    Предприятия оптовой торговли покупают товары в  больших объемах у производителей и продают в меньших объемах  различным торговцам или небольшим предприятиям, например текстильные материалы, запасные части, продукты питания.
    
    Отличия оптовой торговли от розничной:
    • объемы оптовых сделок обычно крупнее  розничных;
    • зона обслуживания Оптового предприятия  обычно больше розничного;
    • меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.
    Особенности оптовой торговли средствами производства:
    • особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;
    • меньшая численность товарных групп  по номенклатуре;
    • неоднородность рынков многих видов  средств производства.
    Розничная торговля получает товары у оптовых  торговцев или производителей и реализует конечным потребителям.
    Основными видами розничной торговли являются:
Признак классификация  Виды розничной  торговли
• по виду передачи товара . СТАЦИОНАРНАЯ (МАГАЗИННАЯ! ТОРГОВЛЯ  Торговля осуществляется в постоянном помещении (магазине)
. ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ  Покупатель выбирает товар по каталогу и розничный  торговец посылает заказ ему на дом 
• ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ Торговля, при  которой продавец сам ищет покупателя
• по стелен специализации номенклатуры . ТОРГОВЛЯ СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ Предложение товара различного рода
• СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение торговли одной отрасли, возможно с дополнительными видами товаров Например. Магазин одежды.
. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение  товара только одного вида  одной отрасли, возможно с дополнительным ассортиментом Например: Магазин мужских рубашек
 
    Магазинная  торговля
    Основной  вид розничной торговли, при котором  обслуживание покупателей осуществляется в стационарных помещениях (магазинах, павильонах). Магазинная торговля:
    • предоставляет покупателям большой  выбор товаров и услуг;
    • создает комфортные условия для  совершения покупок;
    • привлекает покупателей возможностью ознакомиться с новыми товарами (выкладка в торговых залах, рекламные материалы, демонстрации и дегустации товаров);
    • обеспечивает максимальные гарантии защиты прав потребителя (психологические факторы, сохранение имиджа предприятия).
    При этом, чем крупнее торговое предприятие, тем более очевидны названные преимущества.
    Посылочная  торговля
    Вид розничной торговли, при котором покупатель может приобрести товар без посещения магазина. Этот вид торговли приобретает в настоящее время популярность. Целесообразность развития посылочной торговли определяется такими факторами как:
    • сокращение времени на осуществление покупки товара;
    • создание экономичных путей товародвижения;
    • расширение ассортиментного предложения  товаров в труднодоступных и отдаленных районах;
    • предложение широкого ассортимента товаров в небольшом количестве (объеме).
    Покупатель  выбирает товар исходя из ассортимента, представленного в каталогах, проспектах, телемагазинах. Каталог включает: порядковый номер товара; его наименование; изображение (фотографию); назначение и краткое описание товара; сертификат или другой документ, подтверждающий его качество; цена (с указанием срока ее действия).
    Услугами  посылочной торговли пользуются не только конечные покупатели (население), но и предприятия.
    Для организации и осуществления  посылочной торговли необходимо создание специализированных торговых предприятий  или подразделений предприятий-изготовителей. Потребители товаров производственно-технического назначения используют эту форму торговли для получения небольших партий инструмента, запасных частей, рем-комплектов, в том числе и без индивидуальных заказов — стандартными посылками.
    Развитию  посылочной торговли способствует компьютеризация. Открытие виртуальных магазинов посылочной торговли предоставляет пользователям компьютерных сетей возможность заказывать и получать необходимые ресурсы с максимальным комфортом. Предприятия посылочной торговли должны в этом случае разработать порядок приема, оформления, исполнения заказов на поставку товаров посылками и доведения их до покупателей в установленные сроки.
    Однако, следует отметить, что сдерживающим моментом в развитии этого вида торговли является правовая незащищенность потребителя, даже не из-за недостатка правовых норм, а трудностей практической их реализации.1
    С точки зрения потребителя, риск при  подобной покупке является минимальным, если у покупателя есть возможность свободно обменять или вернуть товар.
    Передвижная (разъездная) торговли
    Торговля  вразнос — это форма при  которой торговец разносит товары (например, молочные продукты) от дома к дому. В  данном виде имеет ограниченное развитие. В настоящее время к этому виду торговли относят также развоз различных товаров на грузовиках покупателям, проживающим в сельской местности.
    Мелочная  торговля — торговцы организуют продажу  ходовых товаров (табачных изделий, сладостей, газет, цветов и т. п.) в  оживленных местах с прилавков (киосков).
    Уличная торговля — продажа товаров каждодневного спроса, организованная в жилых кварталах с помощью передвижных средств (хлеба, молочных продуктов, яйца, фруктов, овощей).1
 

    
    Основные  этапы развития отрасли «торговля» в России.
 
     В истории развития рыночной системы  в России в целом можно выделить 4 этапа2.
     Первый  этап: 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой.
     Второй  этап: 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо.
     Третий  этап: 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ.
     Четвертый этап: 1999 г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом в 1999-2010 гг. ВВП страны вырос на 37%, промышленное производство — почти на 44, народно-хозяйственные капвложения — на 60%.
     Крайне  важным этапом является первый этап развития, поскольку именно с начала развала  СССР начался переход России на рыночную экономику. Рассмотрим этот этап подробнее.
     Реальные  экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с освобождением от государственного контроля большинства розничных и оптовых цен, сопровождались неизбежным падением жизненного уровня населения, усилением экономического кризиса и вызвали у многих поначалу впечатление шока.
     Ельцинско-гайдаровские реформы, проводимые с начала 1992 г., впервые стали реальными рыночными реформами на практике. Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства.
     Экономический кризис в стране после августовского  путча 1991 г. набирал темпы, после  распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая  ситуация, когда по существу был  разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая система государственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40-1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями. Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Повсеместно стал использоваться бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого государственного уравнительного распределения продукции в натуре, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы, приватизацией.
     Президент и его команда вполне разумно  избрали путь радикальных экономических реформ, учитывая инерционность нашего прошлого. Был избран более твердый и жесткий курс, предложенный Е. Гайдаром.
     Это было связано, прежде всего, с тем, что  в стране к началу 1992 г. сложилась  острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко  взметнулись вверх, рынок распался и полки магазинов оказались  пустыми в буквальном смысле. В 1991 г. страна по существу находилась в состоянии экономического коллапса. Производство сокращалось, бюджетный дефицит составлял 27% ВНП, скрытая безработица достигла 35% численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовался огромный "денежный навес", достигавший сотен миллиардов рублей. Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. – 20 млрд долл., в 1991 г. – 103 млрд) и снижался золотой запас страны (в 1985 г. – 1500 т, в 1991 г. – лишь 80 т)3.
     Основные  положения гайдаровской программы экономических реформ заключались в следующем4:
    дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;
    стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;
    приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;
    активная социальная политика в целях адаптации трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;
    структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;
    создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен.
     По  расчетам нового правительства Е. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. – в 13-15 раз.
     Однако  после резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего  лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее предложение товарной массы было слабым, спад производства усиливался. По существу директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы5.
     Но  не все получилось так, как задумывалось. Во-первых, не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ. Наоборот, разразилось великое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. Противостояние властей в значительной степени подорвало потенциал экономических реформ.
     Во-вторых, не удалось достичь макроэкономической стабилизации.
     В-третьих, цена экономических реформ оказалась  непомерно велика: произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, резко возросла инфляция (1992-1993 гг.), активно разрушался научно-технический потенциал страны, ухудшалась структура производства, падала его эффективность и т. д. В результате этого зрело и укреплялось сопротивление радикальным экономическим реформам, возникла почва для объединения и консолидации сил оппозиции6.
     В-четвертых, стремясь вывести государство из сферы административного вмешательства  в экономику, чтобы дать ей свободу и импульс к саморазвитию, радикальные демократы допустили неуправляемость в хозяйстве, не сумели направить реформу в последовательное русло системных преобразований.
     Переход на экономические рычаги управления не дал эффекта и в стимулировании предпринимательства. Жесткая налоговая политика серьезно ослабила стимулы к развитию предпринимательства. Не проводилась эффективная промышленная политика в интересах борьбы со спадом и стимулирования прогрессивных структурных сдвигов в производстве, в результате чего образовалась опасная тенденция к вывозу российского капитала за границу и сдерживанию иностранных инвестиций в хозяйство страны.
     В-пятых, правительство не достигло успеха в  борьбе с преступностью в стране, допустив разгул коррупции, создание целых кланов мафиозных групп, организованной преступности. Это породило резкое недовольство в обществе.
     В-шестых, из-за недооценки развития малого и  среднего бизнеса возникли неоправданные  бюрократические, налоговые и иные ограничения.
     Вместе  с тем деятельность радикалов-реформаторов имела и положительные стороны. Они состоят в следующем.
     Команда молодых реформаторов начала все  же не псевдореформы, а реальные рыночные реформы: она запустила их мотор, который продолжает работать. Е. Гайдар в конкретных условиях конца 1991 г. после развала СССР был вынужден предпринять быстрые и решительные действия, чтобы дать импульс реальным реформам, преодолеть огромное политическое сопротивление и инерцию исторически обанкротившейся старой, планово-распределительной системы.
     После либерализации цен в январе-марте 1992 г. и кратковременного шока рынок начал довольно быстро насыщаться товарной массой. Более того, появились реальные признаки формирования рынка потребителя (а не производителя, как раньше), т. е. нормального рынка. Наконец-то заработал рубль, начала повышаться роль денег, которые при административно-распределительной системе выполняли всего лишь формальную расчетную функцию, появилось большое стремление их зарабатывать, возникли первые признаки экономической мотивации к труду (правда, в самоокупаемой, а не в бюджетной сфере), стал меняться менталитет населения в сторону принятия рыночных ценностей, предприятия и население начали менять свое поведение и приспосабливаться к рыночным условиям, столкнувшись с новыми объективными реалиями. Резко сократилось и качественно изменилось государственное вмешательство в экономику. Прежнее командное централизованное распределение материальных ресурсов все больше замещалось рынком, индивидуальной инициативой, конкуренцией за ресурсы и покупателя. Правительство стало распределять не материальные ресурсы, а деньги, льготные кредиты и субсидии. По своему характеру это вмешательство стало более индикативным, не прямым, а косвенным, ориентированным на интересы, экономический прагматизм.
     В числе положительных результатов экономических реформ следует отметить улучшение ситуации во многих отношениях после наиболее трудного 1992 г. Уменьшились темпы инфляции, удалось избавиться от импорта зерна, что раньше вообще казалось неосуществимой мечтой. В 1993-1997 гг. достигнуто крупное положительное сальдо торгового баланса, а валютные запасы страны заметно возросли. Наряду с неработающими или плохо работающими предприятиями практически в каждой отрасли появились высокоэффективные предприятия, производство на которых в условиях общего спада постоянно росло. Даже характер самого спада в 1995-1997 гг. приобрел в известном смысле положительный оттенок. Он стал определяться не распадом прежних межреспубликанских и внутрисэвовских связей, а спросом. Спад производства вызывался в значительной мере нарастанием неплатежей.
     В 1993 г. розничный товарооборот в реальных ценах увеличился на 2%, реальные доходы населения – на 16%. В 1994 г. эта тенденция  продолжилась: их рост составил соответственно 0,1 и 12%. Улучшилась общая ситуация на потребительском рынке. В 1995 и 1996 гг. спад производства продолжался, но темпы инфляции уменьшились. В 1997 г. произошел перелом: спад производства прекратился, появились реальные возможности для инвестиций. Однако 1998 год привел к иным результатам. Была допущена серьезная стратегическая ошибка в курсе реформ, связанная с отказом страны от взятых на себя долговых обязательств и девальвацией рубля7.
     В период с 2000 по 2007 гг. Россия стала одним  из наиболее быстро растущих регионов мира. В целом, за последние годы основные экономические показатели динамики российского национального хозяйства значительно превышали темпы роста мировой экономики. Темы роста основных макроэкономических показателей были довольно значительными, что видно из таблицы 1.
     Таблица 1 Динамика основных экономических  показателей в 2005-2007 гг., в % к предыдущему  году8
Экономические показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Валовой внутренний продукт 106,2 106,7 108,0
Индекс  промышленного производства 104,0 103,9 106,0
Продукция сельского хозяйства 102,0 102,8 103,0
Оборот  розничной торговли 112,0 113,0 115,0
Внешнеторговый  оборот, в том числе 132,6 127,0 124,8
зкспорт товаров 134,6 125,0 114,6
импорт  товаров 128,9 130,8 135,0
Инвестиции  в основной капитал 110,5 113,5 120,0
Индекс  потребительских цен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.