На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Источники сведений о медицине Древнего Египта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Источники сведений о медицине Древнего Египта 

Изучение  древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как  французский ученый Ж. Ф. Шампольон  разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием  ученых Франции. Этот день принято считать  днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением  надписей на Розеттском камне, найденном  офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта  в Египте. До расшифровки древнеегипетского  письма единственными источниками  по истории Древнего Египта и его  медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих  писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и  папирусных свитках оставались для  исследователей "немыми". 

Впервые о  существовании медицинских трактатов  в Древнем Египте говорится в  записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая  картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или  инсульт мозга. 

Древнейшие  медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились  и мы знаем о них лишь по свидетельству  древних историков. Так, жрец Менефон  сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус  о строении тела человека. В настоящее  время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных  врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый  старый дошедший до нас медицинский  папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению  родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых  описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой  медицинский папирус Г. Эберса и  папирус по хирургии Э. Смита. Оба  папируса, по-видимому, написаны одним  лицом и являются копиями более  древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся  папирус был составлен легендарным  врачом Имхотепом в начале III тысячелетия  до н. э. Впоследствии Имхотеп был  обожествлен. 
 

Связь мифологии  Древнего Египта с врачеванием 

Египетская  религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное  животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с  соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру  помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое  животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек  в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей  гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе  в грандиозном подземном некрополе  обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных  быков. Убийство священного животного  каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в  течение 3 тыс. лет находится в  телах обожествленных животных и  птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет  суровость наказания за убийство священного животного. 

Главными  богами врачевания считались бог  мудрости Тот и богиня материнства  и плодородия Исида. Тот изображался  в виде человека с головой птицы  ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в  Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что  особенно важно - систему лечения  болезней природными средствами. Ему  приписываются самые древние  медицинские трактаты. 

Исида считалась  создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства  с именем Исиды даже упоминаются  в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. 

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая  богиня Сохмет, защитница женщин и  рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал  рядом с небольшой статуэткой Тауэрт. 
 

Заупокойный культ 

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная  субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой  человека, может существовать при  теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам  на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего. 

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к  стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами  бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк  Геродот. Способы бальзамирования  утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились  до наших дней и позволяют проводить  исследования состояния здоровья и  особенностей заболеваемости в столь  отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство  египтян в те далекие времена  хоронили без мумификации, в ямах и без гроба. 

Следует сразу  оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского  метода заключалась в возможности  сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного  сходства с живым объектом. Все  египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского  бальзамирования не преследовала перспективы  оживления покойника и возврата его к земной жизни. 

Практика  бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого  тела. Бальзамирование требовало  применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе  реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области  анатомии существенно превышали  представления о строении человеческого  тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших  не вскрывали. 
 

Естественные  и сверхъестественные болезни 

Египтяне  знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит  первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей  медью". Египетские врачи ассоциировали  повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором  анализируется роль сердца в жизни  человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех  тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу. 

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические  и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов  плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три  дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами". Египтянам приписывают  и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности  организма и методов очистки  от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей. 

Сверхъестественные  причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как  лекарственные средства, так и  различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в  состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и  мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О  мертвый! О покойник, скрывшийся в  этой моей плоти, в этих частях моего  тела. Смотри! Я достал кал, чтобы  есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз  и порчу", произнося тексты, близкие  по сути к древнеегипетским, хотя в  те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики. 
 

Папирус Эберса 

Обнаруженный  в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую  энциклопедию древних египтян. В  нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного  тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов  и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и  другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили  молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи  содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части  тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной  крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось  ночью и пить четыре дня. Прием  некоторых лекарств сопровождался  магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров. 
 

Родина косметики 

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась  миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко  остриженные волосы. Парик состоял  из большого числа туго переплетенных  косичек. Он заменял головной убор и  косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние  прописи, рекламируя омолаживающее  действие древних мазей, пластырей, примочек. 

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные  законы предписывали умеренность в  пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот  свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет  большой заботы. Обрезают волосы и  носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для  того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время  служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и  два раза в ночь". По-видимому, не случайно древние греки считали  египтян основателями "предупредительной" медицины. 
 

Обучение  врачеванию 

Передача  медицинских знаний в Древнем  Египте была тесно связана с обучением  иероглифическому письму в специальных  школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в  ходу были телесные наказания. В крупных  храмах городов Саис и Гелиополь  существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них  обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни  многими исследователями рассматриваются  как предшественники университетов  последующих эпох. 

Учащиеся  Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского  мастерства. Здесь хранились и  переписывались папирусы. До нас дошли  лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного  человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий  вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам  узнавать "знающего по знанию его". 

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась  строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при  неудачном исходе лечения. Однако нарушение  правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно  к врачу, а в храм, где им рекомендовали  соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который  содержал врача. 

Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот  приводит такое свидетельство: "Персидский царь Кир II Великий просил у фараона  Амасиса прислать ему "лучшего  в целом Египте" глазного врача. Врачебное искусство разделено  в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни". 

Геродот пишет  о Египте V в. до н. э. К тому времени  его древняя культура насчитывала  не менее трех тысячелетий своей  истории. Страна пережила нашествия  многих завоевателей, и былое великолепие  клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов  Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя  Эллада только вступала на путь исторического  расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в "Одиссее". Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена 

"... подлить  вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего...
Диева светлая  дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в  Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает  и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в  народе там врач, превышающий знаньем  глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова  рода". 

(Перевод  с древнегреческого В. А. Жуковского) 
 

На полях  сражений 

Большую роль в накоплении сведений в Древнем  Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах  сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению  ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения  делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика  того времени требовала открытого  сообщения пациенту предполагаемого  исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это  болезнь, которую я не смогу вылечить". 

В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи  ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь  ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет  время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится". 

При лечении  переломов египетские врачеватели  применяли деревянные лубки или  бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным  гипсовым повязкам. 
 

Уринотерапия 

В Древнем  Египте моча находила довольно широкое  применение в качестве лечебного  средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: "По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который  ослеп... заболев глазами. Десять лет  он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в  городе Буто, что время наказания  его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с  мужем и никакого другого мужчину  не имеет. Он прежде всего испытал  мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых  испытывал, кроме той, от мочи которой  он прозрел, в одно место, именуемое  теперь Красным полем, и всех их там  сжег; на той женщине, от мочи которой  прозрел, царь сам женился". Так  в Древнем Египте одновременно был  получен лечебный эффект и проведена  экспертиза супружеской верности. 

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и  не могущей родить". Берлинский и  Кахунский папирусы описывают простой  способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится  девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского  университета провели такие пробы  и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет. 
 

В Древнем  Египте страдали от зубной боли 

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это  и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение  у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен  и зубов. Даже у фараонов, при которых  находились лучшие египетские стоматологи  того времени, обнаружены поражения  челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие  вмешательства, как пломбирование  кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими  металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между  собой тонкой проволокой по линии  шеек обоих зубов. 

Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили  в основном консервативно, прикладывая  к больному зубу или деснам различные  пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли  составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять  зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют  для лечения распространенного  в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов. 
 

Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит  государству. Существуют лишь единичные  частные фармацевтические фирмы, которые  поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что  ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы  для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют  большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных  средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей. 
 
 

“Медицина в Древнем Риме” 
 

Студент группы  

Преподаватель: 
 

 ВРАЧЕВАНИЕ  В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI вв. до нашей  эры. ) 

 Наиболее  ранним письменным свидетельством  внимания граждан Рима к мероприятиям  санитарного характера были “Законы  XII таблиц”(“Lages XII Tabularium,451-450 гг. до  н. э.), краткость и простота  которых и по сей день восхищают  юристов. Составленные в период  ранней республики под давлением  плебеев, они являлись характерным  образцом свода законов раннеклассового  общества (защита патриариархальных  традиций, сочетание принципа талиона  и денежных штрафов и т. д.).Так,  например: 

 Таблица  VII. 

2.Если причинит  членовредительство и не помирится(с  потерпевшим), то пусть и ему  самому будет причинено то  же самое. 

3.Если рукой  или палкой переломит кость,  пусть заплатит штраф в 300 ассов,  если рабу-150 ассов (аss- первоначально  1 фунт бронзы). Согласно “Законам XII Таблиц”, “младенец, отличившийся  исключительным уродством”, должен  быть лишен жизни (таблица IV.!). Подобная жестокость в тот  период истории Рима, по всей  видимости, определялась суровыми  условиями перехода от первобытного  к раннеклассовому обществу в  конкретной социально-экономической  обстановке. 

 Ряд параграфов  “Законов XII Таблиц” непосредственно  касается охраны санитарного  состояния города(Рима): Таблица  X. 1.Пусть мертвеца не хоронят  и не сжигают в городе. 

5. ...Пусть  костей мертвеца не сбирают,  чтобы впоследствии совершить  погребение, за исключением лишь  того случая, когда смерть постигла  на поле битвы или на чужбине. 

6. ...отменяется  бальзамирование...и питье из круговой  чаши. 

7. ...Закон  запрещает без согласия собственника  устраивать погребальный костер  или могилу на расстоянии ближе,  чем 60 футов от принадлежащего  ему здания. 

 Значительное  влияние на культуру и медицину  римлян оказали этруски: жители  переняли у них письменность  и так называемые римские цифры,  одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки  градостроительства и религиозные  верования. В царский период  истории (и вплоть до конца  Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов  в Риме не было - лечили дома  народными средствами: травами, кореньями,  плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими  заговорами. По свидетельству видного  писателя и государственного  деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий  самым популярным лечебным средством  считалась капуста: “...Капуста  изо всех овощей - первая, - писал  он в своем труде “Земледелие”. - Ешь ее вареной и сырой.  О очисти все язвы, безболезненно  излечит их.” 

 Тем не  менее в отдельных областях  врачевание этруски достигли  удивительных успехов. Так до  нас дошли многочисленные зубные  протезы этрусков, выполненные из  костей животных и скрепленные  при помощи золотого моста.  Однако греческая медицина в  царский период истории Италии  еще не нашла своего места  на римской почве. 

 МЕДИЦИНА  ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в.  до н. э.- 31г. до нашей эры.) 

 Условным  рубежом между царским и республиканским  периодами истории древнего Рима  считается 510 г. до нашей эры  - год восстания римлян, свержения  этрусского царя Тарквиния Гордого  и утверждения республики (res publica -народное дело). 

10. В области  медицины этот период характеризуют  развитие санитарного законодательства  и строительство санитарно-технических  сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского  дела и элементов его государственной  регламентации; формирование материалистического  давности место захоронения, а  таксисе и место сожжения трупа.” 

 Наблюдение  за выполнением этих и других  законов возлагалось на городских  магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые  не были врачами. Эдилы надзирали  над строительством, состоянием  улиц, храмов, рынков и терм, занимались  раздачей хлеба, организацией  общественных игр и охраной  государственной казны. Права  эдилов закреплялись и в последующих  законов. Так, Гераклейская таблица,  содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.  э.) о муниципиях (municipium -город с  правом на самоуправление), посвящает  этому ряд параграфов. 

 В период  ранней республики в Риме началось  сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники  уже не могли обеспечить всех  жителей города чистой питьевой  водой, а вода Тибра была  настолько загрязнена к IV в.  до нашей эры в результате  стока нечистот по системе  клоак, что использование ее  в качестве питьевой воды было  запрещено законом. Первый акведук  в столице республики г. Риме  протяженностью 16.5 км был построен  в 312 г. до нашей эры при  цензоре Аппии Клавдии. Его  так и называли- Аппиевым (Аqua Арр1а). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р.  Анио. Акведуки не являются изобретением  римлян - они заимствовали эту  идею на Востоке во время  завоевательных походах. Во времена  римского господства акведуки  древнего Рима охранялись законом.  Они стали строиться как в  восточных, так и в западных  провинциях. В итоге, около 100 городов  снабжались чистой водой с  помощью акведуков, хотя в дома  вода не подавалась (ее или  покупали, или брали у фонтанов). 

 Первые  термы (1егтае- горячие бани) в  Риме были построены в III в.  до н.э. Марком Агриппой, который  передал их в бесплатное пользование  горожанам. Для их содержания  он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой  провел к ним специальный акведук.  Пышное убранство терм придавало  им сходство с музеями. Стены  их воздвигались из мрамора,  внутри стен и под полом  прокладывались специальные трубы  для обогрева горячим воздухом  или термальными водами. Такой  способ отапливания помещений  удовлетворяет самым высоким  санитарно-гигиеническим требованиям  (отсутствие дыма и угарного  газа; поддержание постоянной температуры;  благоприятные условия для сохранения  настенной росписи, которая оставалась  сухой даже в ванных комнатах). 

 Согласно  традициям тогдашней медицины, баня  принадлежала к числу 

 действенных  врачебных средств, и при лечении  некоторых болезней без нее  не обходились. 

 Таким  образом, римские термы были  гигиеническими, лечебными, общественными  и культурными центрами. Воздвигнутые  трудом рабов, они являлись  прекрасным императоров даром  населению. 
 

 НАЧАЛО  ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА. 
 

 В древней  Италии вплоть до II в. до нашей  эры обходились без врачевателей- профессионалов. Греческая медицина  считалась выражением роскоши  и изнеженности. Такая точка зрения  в значительной степени способствовала  застою в развитии профессиональной  медицины в древней Италии. Вот  почему первыми врачами там  были рабы из числа военнопленных,  главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта). 

 Слой  рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы  существования республики, был особенно  многочисленным. Вклад, внесенный  греками-рабами в создание римской  культуры весьма ощутим, - целый  ряд “интеллигентных” профессий  был как бы монополизирован  греками. Почти каждый состоятельный  римский гражданин стремился  обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и  его родственников. Высокий уровень  раба-врача постепенно поднимал  его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста  представлялась рабовладельцу весьма  доходной, поэтому рабов-специалистов  за определенную плату стали  отпускать на свободные заработки.  Врач-отпущенник был обязан бесплатно  лечить своего бывшего хозяина,  его семью, рабов и друзей  и отдавать ему часть своих  доходов. Юридически врачи-отпущенники  оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое  время относилось к ним с  некоторым презрением. 

 В конце  III- начале II в. до нашей эры  в столице Римской республики  стали появляться свободные врачи  греческого происхождения. Первыми  свободным врачом в Риме считается  пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он  приехал в столицу в 219 г.  до нашей эры и был тепло  встречен горожанами. Ему предоставили  право римского гражданства и  выделили государственный дом  для частной практики. Начало  деятельности принесло Архагату  большую популярность, но вскоре  прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили  отношение римлян к нему: его  прозвали “живодером” и перестали  к нему обращаться. 

 Прошло  несколько столетий, прежде чем  греческая медицина получила  признание в Риме. Важной вехой  в этом отношении явился эдикт  (указ ) Юлия Цезаря, который в  46 г. до нашей эры предоставил  почетное право римского гражданства  как приезжим врачам - выходцам  из Греции, Малой Азии, Египта  и других провинций, так и  местным жителям, обучившимся  медицине. Позднее, в период империи  рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники, живущие в городах, освобождаются  от всех повинностей, так как  для изучения ремесла требуется  досуг, тем более что они  желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень  таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...(и еще  33 профессии).” Важно отметить, что  врачи и ветеринары в этом  ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике  стали проявляться элементы государственной  регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались  в период империи. 
 

Философские основы медицины древнего Рима 

 Атомистическое  учение, созданное выдающимися греческими  философами Левкиппом, Демокритом  и Эпикуром, вошло свое отражение  в произведениях виднейшего представителя  римского эпикуреизма - философа  и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “ О природе вещей”  Лукреций подошел к вопросам  естествознания и медицины с  точки зрения атомистического  учения. В популярной форме говорит  он о сложном строении живых  организмов и передаче признаков  по наследству, о вымирании неприспособленных  и выживании приспособленных  организмов. Он дает характеристику  некоторым заболеваниям и весьма  точно описывает отдельные симптомы. 

 Говоря  о “ гибельном смешанном воздухе”, который при вдыхании, несет в  организм человека семена “  болезни и смерти”, Лукреций  дал представление о миазматической  концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов  сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание  на возможность распространения  заразы через воду, пищу и другие  предметы, он наметил первые контуры  контагиозной концепции передачи  заразного начала ( не отдавая  себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е. Заблудовский). Она найдет свое дальнейшее, весьма  глубокое развитие в труде  выдающего итальянского ученого  эпохи Возрождения - Джироламо  Фракасторо (1478- 1553) “ О контагии, контагиозных болезных и лечении”. 

 Учение  Эпикура и передовые взгляды  Лукреция оказали большое влияние  на Асклепиада из Прусы в  Вифинии - видного греческого  врача в Риме. Развитие естественнонаучного  направления в медицине древнего  Рима тесно связано с основанной  им методической школой. Его система  - лечить безопасно, быстро и  приятно выгодно отличалась от  методов врачевания “ живодера”  Архагата, греческого врача предыдущего  столетия. 

 Асклепиад  был учеником эразистраторов (т.е.  последователей Эразистрата, который  отошел от господствовавшей тогда  гуморальной теории и отдавал  предпочтение твердым частицам  тела). 

 Отсюда  понятно, почему Асклепиад рассматривал  болезнь, во- первых, как результат  стагнации - застоя (stagnum - стоячая  вода) твердых частиц в порах  и каналах тела, а во- вторых - как  расстройства движения соков  и пневмы. В его учении объединились  оба представления о причинах  болезней: гуморальное и зарождающееся  солидарное (от лат. solidus - твердый,  плотный). Методическая система Асклепиада  оказала положительное влияние  на последующие развитие медицины  в период империи и естественно-  научного направления в медицине  в целом. 
 

 МЕДИЦИНА  ПЕРИОДА ИМПЕРИИ ( 31 г. до н.э. - 476 г. н.э.) 
 

 Развитие  медицинского дела в период  империи явилось одним из проявлений  римского практицизма и наиболее  ярко проявилось в становлении  военной медицины. 
 

 Становление  военной медицины 
 

 Начиная  с первого диктатора Суллы,  власть римских императоров носила  ярко выраженный военный характер  и опиралась на армию. Окончательное  становление римской армии и  широкие завоевательные походы  потребовали организации в армии  медицинской службы, которая сложилась  уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи  во время военных действии  изображено на колонне Траяна  в Риме: младшие медики - капсарии (от лат. саrsa -круглая коробка,  в которой хранили перевязочный  материал ) в военной одежде перевязывают  раненных товарищей прямо на  поле боя. В конце I - начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах  римских войск появились врачи-профессионалы  - medici ( в наиболее ранние периоды  истории Рима об армейских  врачах не упоминается; первые  сведения - о Диоскориде, военном  хирурге армии Нерона - относятся  к I в.). В каждом легионе был  легионнный врач - mtdicus legionis, каждая  когорта имела четырех врачей  – medici cohortis. Были в армии и  специалисты по лечению ран.  Во флоте на каждом военном  корабле было по одному врачу.  Каждому воину полагалось иметь  при себе перевязочный материал  для оказания первой помощи  себе и раненым товарищам. 

 После  битвы раненых отвозили в ближайшие  города или военные лагеря, где  (примерно со II в.) стали устраивать  военные учреждения для раненых  и больных - валетудинарии по  одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий  их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего  персонала. Инструментарии заведовали  инструментами, лекарствами, перевязочным  материалом. Младший персонал, гл. обр.  Из числа рабов, использовался  для ухода за больными. 

 Государственных  (гражданских) больниц в древнем  Риме еще не было: врачи посещали  больных, и больные приходили  к ним на дом. 
 

 Развитие  медицинского дела. 
 

 Наряду  с военной медициной в период  империи развивалось медицинское  дело в городах и провинциях, где государственные власти стали  учреждать оплачиваемые должности  врачей- архиатров (archiatros - старший  врач). 

 При дворе  императора служили придворные  архиатры, в провинциях -провинциальные, в городах - народные архиаторы.  Первым императорским архиатром  в Риме считается Ксенофон - личный  врач императора Клавдия, которого  Клавдий представлял как уроженца  о. Кос и потомка легендарного  Эскулапа ( так римляне называли  бога врачевания Асклепия ). 

 Имеются  сведения и о привлечении врачей  в качестве судебных медиков  (участие врача Антистия в расследовании  убийства Юлия Цезаря ). 

 В обязанности  главы городских архиатров входило  преподавание медицины в специальных  школах, которые были учреждены  в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и др. Анатомия преподавалась  на животных, а иногда на раненых  и больных. Практическую медицину  изучали у постели больного. Закон  строго определял права и обязанности  учащихся. Все свое время они  должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в  пиршествах и заводить подозрительные  знакомства. 

 Наряду  с государственными врачебными  школами, в Римской империи  появилось небольшое число частных  школ по подготовке врачей. Одну  из них ( первую ) основал Асклепиад. 

 Со временем  положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права,  освобождение от тягостных повинностей  и даже льготы. Во время войны  врачи и их сыновья освобождались  от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали  в г. Рим иноземных врачей, что  привело к их избытку, конкуренции  и в результате - к узкой специализации,  К концу II в. в столице империи  были глазные и зубные врачи,  специалисты, которые лечили только  болезни мочевого пузыря, или  хирурги, которые производили  только одну определенную операцию. Положение врача в Римской  империи значительно отличалось  от положения врача в древней  Греции, где врач был свободен  от обязанностей перед государством ( в древней Греции врачеватели  привлекались на службу лишь  в случае повальных болезней  или во время военных походов,  по их добровольному согласию. 
 

 Развитие  медицинских знаний 
 

 Римская  наука периода империи имела  эмпирически- описательный и прикладной  характер, свойственный римскому  практицизму. Вобрав в себя  достижения всех народов Средиземноморья,  она сформировалась в результате  трансформации и взаимного проникновения  древнегреческой и восточных  культур. Наиболее ярко эти  тенденции выразились в многотомной  ( более 20т. ) энциклопедии “ Аrtes “ ( “ Искусства “ ), составленной  на латинском языке Авлом Корнелием  Целъсом (30 25 гг. до н.э. - 45 50 гг.н.э.). До нас дошли лишь 8 томов ( VI-ХIII), посвященные медицине. Этот труд  является самым ранним ( из известных  нам ) медицинским сочинением  на латинском языке. Его рукописный  текст был обнаружен в средине  XV В. ( ок. 1443 г.) и впервые издан  во Флоренции в 1478 г. 

 Согласно  Галену, Цельс составил свое “  практическое руководство, занимаясь  лечением больных в своем валетудинарии  (для рабов)”. Он подробнс изложил  достижения римской медицины  периода ранней империи в области  диететики, гигиены, теории болезни,  терапии и особенно хирургии. Трактат Цельса внес существенный  вклад в развитие научной латинской  терминологии ( после Т. Лукреция ). Его язык, по мнению Плиния  Старшего, классический -“ золотая  латынь “. 

 Плиний  Старший - (2324 - 79 гг.н.э.) - видный представитель  энциклопедического направления  в римской прозе, писатель, ученый  и государственный деятель. Плиний  отличался исключительной пытливостью  в наблюдении природы (он и  погиб во время извержения  вулкана Везувия, настойчиво приближая  его к вулкану). Из многочисленных  трудов Плиния сохранилась лишь  “ Естественная история “  в 37 книгах. В ней обобщены знания  по того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике  сельскому хозяйству, медицине, минералогии.  На протяжении многих веков  “ Естественная история “  Плиния была одним из основных  источников в области наук  о природе. 

 Современником  Плиния был выдающийся римский  военный врач Диоскорид Педаний  из Киликии, по происхождению  грек. Его сочинение “ О врачебной  материи “ , т.е. о лекарственных  средствах , составленное на греческом  языке, содержит более чем 600 лекарственных растений, применявшихся  в медицинской практике во  времена императоров Клавдия  (41 - 54) и Нерона (54-68). Труд Диоскорида  пользовался непререкаемым авторитетом  вплоть до XVI в. и сыграл значительную  роль а разработке систематики  растений. 

 О развитии  хирургии в Риме в период  империи свидетельствуют наборы  хирургических инструментов, найденные  при раскопках древних городов:  в “ доме хирурга “ в  Помпеях, в Бадене, Бингене, в  Херсонесе и Оливии (территория  нашей страны ) и др. В наборы  входили пинцеты, щипцы, захваты,  пилы для костей , хирургические  ножи и иглы и другие инструменты  , использовавшиеся в медицинской  практике. 

 Огромный  вклад в развитие медицины  Рима внесла деятельность Галена(Оа1епш, 129-199), грека по происхождению.  Учение Галена и его значение  трудно переоценить. Произведения  Галена в течение 14 столетий  были основным источником медицинских  знаний на Ближнем и Среднем  Востоке и в Европе. В истории  науки Гален был и остается  родоначальником экспериментальной  анатомии и физиологии, блистательным  терапевтом, фармацевтом и хирургом - врачом - философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит  к плеяде выдающихся ученых  мира. 

 Падение  рабовладельческой системы Западного  Средиземноморья открыло новый  период в истории человечества - средние века с характерным  для них новым общественным  устройством - феодализмом. Культура  феодального общества (в том числе  и медицина) рождалась в сложных  экономических, социальных и политических  условиях. Однако, при всех трудностях  развития, одним из важнейших  ее истоков были достижения  великих цивилизаций древнего  мира, которые составили основу  последующего развития всего  человечества. 
 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА  

1.1. Понятие  личной гигиены 

Личная гигиена  включает в себя общие гигиенические  правила: правильное чередование умственного  и физического труда, занятия  физкультурой, регулярные приемы полноценной  пищи, чередование труда и активного  отдыха, полноценный сон. То что относится  к личной гигиене будет рассмотрено  ниже в различных подпунктах. 

Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий  физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние  на организм физкультурника, спортсмена. 

Многие гигиенические  положения, нормы и правила широко используются в практике физического  воспитания, в том числе и в  системе профессионально-технического образования. 

В конечном итоге гигиенические мероприятия  и занятия физической культурой  преследуют общие цели: укрепление здоровья, повышение закаленности, умственной и физической работоспособности, повышение готовности учащихся к  высокопроизводительному труду  и защите Родины.
1.2. Рациональный  режим дня и объем двигательной  активности  

Основой сохранения здоровья человека  является рациональный режим дня: правильное чередование  труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема  и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических  мер. 

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется  динамический стереотип нервных  процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение  сло­жившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье. 

Рациональный  распорядок дня дает возможность  лучше планировать свое время, приучает человека к сознательной дисциплине. 

Функциональная  активность организма человека ритмически изменяется. Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом является суточный. Ночью снижаются  показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура  тела. Днем увеличиваются интенсивность  обмена веществ, двигательная активность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается. 

Лучшее время  для занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. 

Большое значение имеют правильная организация учебных  занятий, рациональное распределение  труда и отдыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности. 

На рост и развитие детей, подростков существенное влияние оказывает двигательная активность. Недостаточная двигательная активность не­благоприятно влияет на многие функции растущего организма, в частности на сердечно-сосудистую и нервную системы. 

Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных  занятиях. Гигиеническая норма двигательной активности учитывает, прежде всего, требования и закономерности укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития всего организма.  

При различных  нарушениях режима и переутомлении  может наступить бессонница. Перед  соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним волнением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется  пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умственной работой, поздно тренироваться, перед  сном нужно совершить небольшую  прогулку, а затем принять теплый душ. 

1.3. Уход  за телом и полостью рта 

Чистота кожи — основное условие ее нормального  состояния. Скапливающиеся на поверхности  кожи продукты жизнедеятельности организма (пот, минеральные соли, кожное сало и т. д.), соединяясь с грязью и  пылью, раздражают кожу, закупоривают отверстия потовых и сальных  желез, что может привести к фурункулезу  и другим воспалительным процессам. 

Уход за кожей начинается с утреннего  туалета. Каждый человек должен ежедневно  утром мыть с мылом лицо или  каким-либо другим моющим средством, руки и шею, не реже одного раза в неделю посещать баню, мыть руки с мылом  после всякого соприкосновения  с грязными предметами, посещения  туалета и особенно перед едой во избежание желудочно-кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др.). Для  рук нужно иметь отдельное  полотенце. Ногти следует коротко  стричь, а при мытье рук пользоваться специальной щеточкой. 

Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать  и мыть в мягкой теплой воде с  моющими веществами не реже одного раза в неделю. Жирные, сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целостности зубов, но и  предупреждает многие заболевания, так как больные зубы являются очагом инфекции. Важную роль в предупреждении инфекции в полости рта играет правильный уход за зубами и полостью рта. 

Каждый должен твердо усвоить несложные правила  ухода за полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; ежедневно утром и  вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из натуральной щетины); полоскать  рот теплой водой после каждого  приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предметов, пользоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и  внутренней стороны в течение 1-2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, постепенно перемещая щетку в  сторону передних зубов. Два раза в год обязательно следует  проходить профилактические осмотры  у зубного врача. 

1.4. Рациональное  питание 

Рациональное  питание, прежде всего, подразумевает  правильный режим питания. Время  приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухудшает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного  тракта. 

Нецелесообразно принимать пищу непосредственно  перед занятием по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее перевариванию  и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблюдается  уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудочной железы, что  зависит не только от тормозящего  влияния физической нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища дольше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает  диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и  дыхательной систем, к которым  при физических упражнениях предъявляются  повышенные требования. 

Не рекомендуется  принимать пищу сразу же после  занятий физическими упражнениями. В это время секреция пищеварительных  соков будет еще угнетена, аппетит  отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся нормальные условия для  секреции соков и пища будет легко  усваиваться. 

Завтрак должен быть за 1—1,5 ч до занятия физическими  упражнениями и за 3 ч до соревнования для спортсменов; обед за 2—3 ч до занятия и за 3,5— 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна. 

Человеку-спортсмену следует ежедневно взвешиваться, допустимы лишь небольшие отклонения от нормы (в пределах 200—300 г). Снижение массы тела указывает на перетренированность  и приводит к потере работоспособности. 

Питание спортсмена должно быть полноценным, т.е. содержать  необходимые питательные вещества и полностью покрывать расходы  энергии, связанные с его трудовой и спортивной деятельностью. 

Важно, чтобы  в рационе содержались полноценные  в питательном отношении животные белки — не менее 60% всего белка  пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбинации, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интервал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда они усваиваются  как полноценная белковая комбинация. 

Спортсменам надо повседневно включать в рацион животные и растительные жиры. . 

Большое значение в питании должно придаваться  углеводам, которые нужны для  нормального усвоения организмом жиров  и для обеспечения организма  энергией, необходимой для нормальной жизнедеятельности. Чем интенсивнее  физическая нагрузка, тем больше объем  мышечной работы, тем выше потребность  в углеводах. 

Суточная  норма сахара в любом виде не более 200—300 г и 100 г единовременно, так  как большее количество не успевает усвоиться организмом. 

Важное значение в питании имеет также клетчатка, которая содержится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает деятельность кишечника. 

В жизнедеятельности  организма огромную роль играют витамины. В натуральных продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В  зимне-весенний период естественных витаминов  недостаточно, поэтому следует принимать  до­полнительно поливитаминные препараты. 

Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные периоды тренировки и занятий спортом: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение интереса к учебе и спорту, нежелание  работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной. 

Отметим значение витаминов при занятиях спортом. 

Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при  скоростных, так и при длительных нагрузках на выносливость по 150— 200 мг за 30—40 мин до старта. Необходимо перед приемом витаминов проконсультироваться с врачом. 

Кроме витаминов  при занятиях спортом дополнительно  требуются минеральные соли, особенно в условиях жаркого климата. Организму  необходимы фосфор, кальций и магний, принимающие активное участие в  химических процессах в организме. Пищевыми источниками этих солей  являются сыры, творог, бобовые, мясные и рыбные продукты. 

Для поддержания  высокой спортивной работоспособности  важно соблюдать питьевой режим. Суммарное количество воды в рационе  человека-спортсмена (включая чай, кофе, жидкие блюда) должно составлять не более 2—2,5 л. 

При чувстве  жажды следует потреблять слегка подкисленную лимоном или клюквенным соком, аскорбиновой кислотой воду. Рекомендуется  некоторое время задерживать  воду во рту, пить не торопясь, небольшими глотками. Утолить жажду можно  также фруктами, имеющими кисло-сладкий  вкус (яблоки, апельсины, лимоны). 

1.5. Гигиена  одежды и обуви 

Гигиеническое значение одежды и обуви, в том  числе и спортивной, состоит в  регулировании отдачи, тепла телом  человека таким образом, чтобы температура  тела была постоянной, т. е. поддерживалось тепловое равновесие организма. 

Подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому они должны соответствовать  определенным гигиеническим требованиям. Одежда должна быть легкой и достаточно свободной, не затруднять движений, дыхания  и кровообращения, предохранять от травм.  

Основные  требования к ткани для спортивной одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность  поглощать водяные пары). Благодаря  гигроскопичности ткань способствует теплоотдаче и препятствует скоплению  пота на поверхности кожи. Нижнее белье  должно изготовляться из натуральных  хлопчатобумажных или шерстяных  тканей. 

Спортивные  костюмы подбирают по росту с  учетом полноты, так как не только тесная, но и слишком длинная и  широкая одежда затрудняет работу и  может послужить причиной травм. В одежде не должно быть грубых швов и сужений во избежание потертостей. Кроме того, одежда, слишком прилегающая  к телу, мешает испарению пота с  поверхности кожи, затрудняет теплоотдачу. Свободный покрой одежды особенно важен  при занятиях по физическому воспитанию в условиях жаркого климата. 

Одежда учащихся, или просто человека, который занимается спортом, при занятиях в помещении  или на открытом воздухе в летнее время при теплой погоде должна состоять из майки и трусов. 

Для занятий  зимними видами спорта требуется  одежда с высокими тепло- и ветрозащитными свойствами — хлопчатобумажное белье» шерстяной костюм или свитер с  брюками, шерстяная шапочка. При  сильном ветре надевается ветрозащитная  куртка. Одежду из синтетики рекомендуется  применять только для защиты от ветра, дождя и др. 

Обувь спортсмена должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой, а также обладать достаточными теплозащитными и водоупорными свойствами. Обувь не должна стеснять стопу. 

В любую  обувь рекомендуется вкладывать дополнительную стельку (желательно войлочную) и вынимать ее на ночь для проветривания, а под пятку помещать резиновую  губку для предупреждения травм. Размеры зимней обуви должны позволять  использовать теплую стельку и при  необходимости — две пары носков. 

В результате частого употребления одежда и обувь  портятся от постоянного трения, растягивания, давления, и, кроме того, постепенно загрязняются как изнутри, так и  снаружи. Загрязнение одежды отрицательно сказывается на ее воздухопроницаемости, а также может привести к распространению  инфекционных заболеваний. 

Нужно знать  и соблюдать следующие правила  ухода за одеждой и обувью. 

Студенты  не должны пользоваться спортивной одеждой  и обувью не по назначению, т. е. вне  занятий физкультурой и спортом. Являться на занятие нужно, как правило, в обычной одежде и обуви, переодеваться  в спортивной костюм и обувь непосредственно  в раздевалке во избежание занесения  пыли в залы. По окончании занятия  учащийся, приняв душ, должен снова  надеть обычную одежду и обувь. 

Необходимо  регулярно стирать спортивную одежду. Частота стирки предметов спортивной одежды зависит от их особенностей, условий тренировки и др. Футболки, трусы, купальные костюмы стирают  после каждого тренировочного занятия. 

После занятий  борьбой костюмы следует тщательно  просушить, почистить, периодически их нужно стирать. Хранить одежду следует  в светлом, хорошо проветриваемом помещении  в висячем положении, не вплотную друг к другу. Защитные шлемы боксеров, а также перчатки после каждого  занятия нужно протирать с  внутренней стороны денатурированным спиртом или одеколоном, можно  использовать и 3%-ный раствор перекиси водорода. Просушивать их следует  в висячем положении. 

Для сохранения формы, вида и гигиенических свойств  спортивной обуви необходим тщательный уход за ней. Намокшую и загрязненную обувь надо очистить и просушить  в хорошо вентилируемом помещении  при комнатной температуре. Не рекомендуется  сушить обувь на радиаторах отопления  или около открытого огня, так  как от этого обувь коробится  и портится. После высушивания  кожаную обувь следует смазывать  жиром, что придает ей мягкость, эластичность и уменьшает промокаемость. 

Важное значение имеет уход за носками. Носки надо регулярно стирать, следить, чтобы  на них не было грубых швов, заплат и  других неровностей, способных вызвать  потертости стопы. 

Несоблюдение  правил личной гигиены может привести к грибковым заболеваниям кожи. Поэтому  необходимо насухо вытирать межпальцевые складки ног, тщательно вытирать ноги после купания, приема ванны  или душа. В банях и душевых  пользоваться резиновыми тапочками. 

При потливости ног не рекомендуется носить обувь  на резиновой подошве, а также  чулки и носки из капрона и  нейлона, так как они не впитывают  влаги.
2. ОБЩЕСТВЕННАЯ  ГИГИЕНА 

Общественная  гигиена - раздел гигиены, который неразрывно связан с личной гигиеной, как говорится, личность порождает общество. Общественную гигиену контролирует Государство, а точнее сказать Министерство Здравоохранения, которое проводит различные программы  для поддержания общества. То, что  существует личная гигиена это большой  плюс, так как каждый человек соблюдает  в какой-либо более или менее  степени, а если бы не было такого понятия  как личная гигиена, то общество в  большей степени было бы нездорово. Человек каждый следит за собой, а  общество только поддерживает, помогает всему населению в целом.  

Для студентов, учащихся, преподавателей физической культуры  и просто людей, занимающихся спортом, разрабатываются гигиенические  нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения  здоровых и благоприятных условий  для занятия физической культуры. 

А далее  рассмотрим более подробно составляющие общественной гигиены. 

2.1. Составляющие  общественной гигиены 

Профилактика  заболеваний - одна из сложных задач  государственной политики в области  здравоохранения. В своем послании к Федеральному собранию В.В. Путин  особо отметил, что в современных  условиях охрана здоровья – это  проблема государственного масштаба. Здоровье – необходимое условие  трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления. Такая убежденность становится основой  всей политики в области охраны здоровья.  

Для учащихся, работающих проводят различную профилактику заболеваний, различные программы  по здоровому образу жизни, чтобы  работалось и училось в здоровых условиях, так как это основной контингент населения, от которого зависит  наше Государство. Также Государство  заботится о том, чтобы в обществе у нас не развивались различные  «холеры» из-за которых раньше умирали  почти половина всего населения  и не могли ничего предпринять, но сейчас не те времена, появились различные  противоядия и сейчас существует программа, по которой в определенное время ставятся прививки от различных  вирусов. 

Основой профилактики является гигиена.  

Исторический  опыт показывает, что недооценка профилактики всегда приводило к негативным последствиям для здоровья людей. С самого начала развития медицины, ведущие ученые в конечном итоге признавали приоритетность «медицины предохранительной».  

Академик  И.П. Павлов, положив значительные усилия на ниве физиологии и экспериментальной  медицины, признавал, что: «Только познав все причины болезни, настоящая  медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле слова». Академик Н.И. Пирогов, блистательный  хирург, говорил: «Будущее принадлежит  медицине предохранительной. Эта наука, идя, рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству». 

Естественно, что свое значительное развитие гигиеническая  наука и санитарно-эпидемиологическая служба получила именно в России.  

Становление профилактической медицины обусловили труды великих гигиенистов, которые  заложили основы современной гигиены. Среди них ведущее место занимают М.Я. Мудров, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман. В советское время – Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и многие другие. В последние  десятилетие большой вклад в  развитие гигиены и санэпидслужбы  внесли Г.Г. Онищенко, Г.И. Румянцев и  другие. 

2.2. Задачи  профилактики и меры санитарно-эпидемиологического  благополучия населения 

Задачей профилактики является обеспечение санитарно - эпидемиологического  благополучия населения - состояния  здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует  вредное воздействие факторов среды  обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.  

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: 

-профилактики  заболеваний в соответствии с  санитарно - эпидемиологической  обстановкой и прогнозом ее  изменения (санитарно - эпидемиологическая  обстановка - состояние здоровья  населения и среды обитания  на определенной территории в  конкретно указанное время); 

-разработки  и реализации федеральных целевых  программ обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, а также  региональных целевых программ; 

-выполнения  санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - организационных, административных, инженерно-технических, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных  на устранение или уменьшение  вредного воздействия на человека  факторов среды обитания, предотвращение  возникновения и распространения  инфекционных заболеваний и массовых  неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; 

-государственного  санитарно - эпидемиологического  нормирования; 

-государственного  санитарно - эпидемиологического  надзора (деятельности по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений  законодательства Российской Федерации  в области обеспечения санитарно  - эпидемиологического благополучия  населения в целях охраны здоровья  населения и среды обитания); 

-сертификации  продукции, работ и услуг, представляющих  потенциальную опасность для  человека; 

-лицензирования  видов деятельности, представляющих  потенциальную опасность для  человека; 

-государственной  регистрации потенциально опасных  для человека химических и  биологических веществ, отдельных  видов продукции, радиоактивных  веществ, отходов производства  и потребления, а также впервые  ввозимых на территорию Российской  Федерации отдельных видов продукции; 

-проведения  социально - гигиенического мониторинга  (государственной системы наблюдений  за состоянием здоровья населения  и среды обитания, их анализа,  оценки и прогноза, а также  определения причинно - следственных  связей между состоянием здоровья  населения и воздействием факторов  среды обитания); 

-научных  исследований в области обеспечения  санитарно- эпидемиологического  благополучия населения; 

-мер по  своевременному информированию  населения о возникновении инфекционных  заболеваний, массовых неинфекционных  заболеваний (отравлений), состоянии  среды обитания и проводимых  санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; 

-мер по  гигиеническому воспитанию и  обучению населения и пропаганде  здорового образа жизни; 

-мер по  привлечению к ответственности  за нарушение законодательства  Российской Федерации в области  обеспечения санитарно- эпидемиологического  благополучия населения. 

В процессе решения задач по обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия населения в нашей стране наиболее актуально достижение уровня санитарно-эпидемиологической безопасности развития государства  и отдельных его территорий. Только по осуществлению различных мер  у нас население, от которого зависит  Государство будет существовать здоровое. 

2.3. Обязанности  населения для обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия  

С целью  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия санитарное законодательство определяет обязанности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц  и граждан. Но для того чтобы все  мы были защищены, все-т.е. учителя, врачи, учащиеся…должны также выполнять  различные обязанности для благополучия всего населения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.