На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Теории международной торговли и мирового хозяйства

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция  №1: Теории международной  торговли и мирового хозяйства
    Протекционизм и фритредерство. Меркантилисты и классики
    Факторные модели международной торговли
    Технологические модели международного разделения труда
    Модель экономии за счет масштабов производства
 
1. Теории объясняющие причины существования, развития торговли между странами и народами сформировались значительно позже возникновения международного обмена. Обмен между первобытными племенами (общинами) превращается в международную торговлю, когда начинается процесс образования национальных государств, тогда как первые научные школы рассматривающие отдельные проблемы международной торговли появляются лишь в 15-16 веке в период заката феодализма.
С момента  возникновения первых экономических  теорий можно говорить о двух противоположных подходах к международной торговле. Первый предполагает свободу внешней торговли от каких-либо ограничений со стороны государства и ориентируется на самонастраивающийся рыночный механизм – фритредерство; второй обосновывает государственное вмешательство в международный обмен в целях защиты национального производителя от иностранных конкурентов - протекционизм.
Вопрос  о результативности внешней торговли возник вместе с упрочением внешнеэкономических  связей. Первыми на эти проблемы обратили серьезное внимание представители меркантилизма (представителями этого направления экономической мысли являлись торговцы и купцы, отсюда произошло и название этой теории, т.к. «меркантильный» в переводе означает «денежный»). Основные положения меркантилизма (16-17 вв.; представители: У. Стаффорд, Т. Ман): 1). Богатство — это деньги (золото), его источником является торговля (сфера обмена), поэтому, кто продает товар и выручает деньги, тот обретает богатство, кто покупает товар — тот богатство растрачивает; 2). Следовательно, богатство страны зависит от притока золота в государственную казну, а внешняя торговля – главный инструмент пополнения казны. Для этого государству необходимо приток денег в страну всячески поощрять, а отток денег — ограничивать, например, устанавливая законодательные запреты на вывоз золота и серебра из страны; 3). Более поздние меркантилисты вводят в научный оборот понятие торгового баланса, как соотношения стоимости ввозимых и вывозимых товаров и услуг. Они приходят к мысли, что количество золота в стране зависит от состояния торгового баланса, а чтобы сделать такой баланс положительным и обеспечить приток денег в страну, необходимо содействие государства, опережающему росту объемов вывоза товаров над их ввозом. Т.е. национальное процветание достигается превышением экспорта товаров над их импортом (т.н. активный торговый баланс), что предусматривает активное вмешательство государства во внешнюю торговлю, путем поощрение вывоза отечественных товаров и ограничение ввоза иностранных товаров через механизм установления таможенных пошлин на ввозимые товары.
Существенным недостатком этой теории является представление меркантилистов о том, что экономическая выгода одних участников торговли (стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). Достоинством этого учения является теоретическая база, послужившая в дальнейшем основой для разработки политики поддержки экспорта, защиты национальных производителей и других инструментов протекционизма.
С течением времени идеи протекционизма не утратили свою актуальность, так например, уже в 19 в. немецкий экономист Ф. Лист (историческая школа экономической теории) выдвинул идею «воспитательного протекционизма» - таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности от иностранных конкурентов, пока те не достигнут уровня международной конкурентоспособности. Ф. Лист обосновывал необходимость протекционизма для стран, встающих на путь промышленного развития, при этом, защитные меры должны распространяться только на промышленность. Как только страна разовьет национальную промышленность, ей следует отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле.
Идеи  фритредерства – свободной торговли берут свое начало в работах представителей классической школы экономической теории А. Смита и Д. Рикардо.
Основные  положения классической политэкономии: 1). По А. Смиту, богатство возникает в сфере производства, его источником является человеческий труд, поэтому, чем больше страна производит товаров, тем она богаче. Важным условием роста богатства является повышение производительности труда, которое А.Смит связывал, с процессом разделения (специализация) труда. В свою очередь, рост производительности труда ведет к увеличению объемов производства, что имеет экономический смысл только при наличии соответствующих растущих рынков сбыта («Разделение труда ограничивается размерами рынка»). Поэтому А. Смит критикует протекционизм, мешающий расширению рынков сбыта, тормозящий развитие торговли, а следовательно препятствующий повышению производительности труда и росту благосостояния общества. 2). Теория абсолютных преимуществ А.Смита: В разных странах существуют различия в производительности труда (затраты труда на выпуск единицы изделия), поэтому «если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом». Свободная международная торговля позволяет стране, по мнению А. Смита, сосредоточить свои усилия на производстве тех продуктов, которые она может создавать с наименьшими затратами труда, а следовательно с большей производительностью т.е. обладает в производстве данного товара абсолютными преимуществами перед другими странами. Например, вино во Франции дешевле, чем в Шотландии. В этих условиях было бы безумием изготовлять вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда намного дешевле привезти его из Франции. Складывающееся в результате этого разделение труда между странами, приводит к росту товарообмена между ними, что приносит выгоды тем ее участникам, кто обладает абсолютными преимуществами в производстве того или иного товара. При этом, отказ от производства тех товаров, по которым страна не располагает абсолютными преимуществами, в пользу концентрации на продукции обладающей такими преимуществами, приводит к росту общих объемов производства в международном масштабе. Теория абсолютных преимуществ обладает рядом достоинств и недостатков, с одной стороны, она демонстрирует взаимовыгодность международной торговли, а с другой, исключает из нее страны, не обладающие абсолютными преимуществами в производстве того или иного товара, никак не объясняя при этом в силу каких причин, складываются абсолютные преимущества у разных стран.
Т.о. теория абсолютных преимуществ  гласит, что стране целесообразно импортировать  те товары, по которым  у  нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества.
3). Теория  абсолютных преимуществ была  существенно дополнена моделью  Давида Рикардо, который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации (включающий в качестве частного случая модель А. Смита) доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товара.
«При  системе полной свободы торговли, — писал он, — каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли промышленности, которые доставляют ей наибольшие выгоды. Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительнейшим образом связано с общим благом всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые даёт нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономичному разделению труда между разными нациями». Т.е. если правительства различных стран не регулируют внешнюю торговлю друг с другом, экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует сравнительно меньших затрат рабочего времени, что приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, страна может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.
Таким образом, необходимым условием существования  международной торговли выступает  специализация страны на производстве того товара, по которому она обладает сравнительным преимуществом, т.е. имеет сравнительно более низкие затраты труда на его создание по сравнению с другими странами.
Д. Рикардо  открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).
В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, т.е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар.
Главным достоинством теории сравнительных  преимуществ является убедительное доказательство того, что международная  торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим — больше. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.
Теория  сравнительных преимуществ не утратила актуальности вплоть до 20 века, послужила теоретической основой для политики фритредерства и концепции международного разделения труда.
 
2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо (и ее частный случай теория абсолютных преимуществ А.Смита) является однофакторной моделью объясняющей международную торговлю, различиями в производительности труда существующими в разных странах. При этом, почему производительность труда в разных странах отличается, никак классиками не поясняется. Кроме того, в реальной экономике для создания любого продукта необходимы и другие факторы производства, помимо труда.
Поэтому в 30 годы 20 века шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин создают теорию соотношения факторов производства как основу функционирования международной торговли. По сути это двухфакторная модель, в которой рассматривается 2 фактора производства – труд и капитал, а главной причиной существования международной торговли является не различия в производительности труда, а неодинаковость ресурсов которыми обладают страны, в силу исторических и географических причин.
Т.о. если теория сравнительных преимуществ исходила из того, что только труд мобилен внутри страны, свободно перемещаясь из одной отрасли в другую, то теория соотношения факторов производства признавала полностью мобильными два фактора — труд и капитал.
Согласно  теории Хекшера – Олина, различие в издержках производства и соответственно в ценах товаров в разных странах  объясняется различиями в относительной  избыточности (изобильности) факторами  производства. Если в стране избыточным является фактор труда, то в этой стране он стоит относительно дешевле, чем в других странах (т.е. в стране более низкий уровень заработной платы). Поэтому в данной стране будут относительно дешевыми трудоемкие товары, которые стран и должна экспортировать. В стране, где избыточным фактором является капитал и он является относительно дешевым (т.е. низкая процентная ставка), более низкие цены будут иметь капиталоемкие товары, которые и необходимо экспортировать.
Т.к. на мировом рынке конкурентоспособными являются более дешевые товары, то страны будут поставлять на него те товары, в производстве которых у них используются избыточные факторы производства и импортировать те товары, выпуск которых требует дефицитных ресурсов. «Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большого количества факторов, имеющихся в изобилии».
При этом в теории международной торговли Хекшера—Олина сохраняется принцип  сравнительных преимуществ, выдвинутый Д. Рикардо. Страны должны специализироваться на производстве тех товаров, где сочетание имеющихся у них факторов обеспечивает им сравнительные преимущества в издержках производства по сравнению с другими странами.
В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства в торгующих странах. Первоначально цена на доступные факторы производства  будет низкой, а на те, которых мало, — высокой. Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно, капитал дешевый. Специализация на капиталоемких товарах вызовет необходимость увеличения используемых размеров капитала, возрастет спрос на него  по сравнению с предложением, и, естественно, возрастет цена на капитал. В тех странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, увеличится спрос на труд и возрастает цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные  преимущества обеих стран утрачиваются, и  каждая  страна должна искать новые возможности экспорта своей  продукции, совершенствуя производство. Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, и поэтому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера — Олина — Самуэльсона.
Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, несоответствие теории Хекшера — Олина практике, что и получило название парадокса Леонтьева. Приступая к расчетам, Леонтьев исходил из того, что США — одна из самых капиталонасыщенных стран с относительно высоким по сравнению с другими странами уровнем оплаты труда. В соответствии с теорией Хекшера — Олина, страна должна была экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать — трудоемкие. Результаты его расчетов дали прямо противоположный результат, в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Предпринималось множество безуспешных попыток объяснить этот парадокс. Например, сам Леонтьев, выдвинул гипотезу, о том, что при прочих равных условиях (в любой комбинации с данным количеством капитала) один человеко-год американского труда эквивалентен трём человеко-годам иностранного труда. Т.е. на самом деле США является трудоизбыточной страной, в экспорте которой и преобладают трудоемкие товары, поэтому никакого парадокса не существует. В. Леонтьев предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Он провёл статистическую проверку, которая показала, что США экспортирует товары, требующие более квалифицированного труда.
В целом  парадокс Леонтьева является предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера—Олина, которая, как показала последующая ее верификация, срабатывает в большинстве, но не во всех случаях. Например, Россию можно отнести скорее к типичному для теории Хекшера—Олина случаю: изобилием природных ресурсов, наличием больших производственных мощностей по переработке сырья и ряда передовых технологий (преимущественно в производстве вооружения и товаров двойного назначения) объясним больший экспорт сырья, простой металлургической и химической продукции, военной техники и товаров дойного назначения. В то же время теория Хекшера-Олина не дает ответа на вопрос, почему из современной России с ее огромными сельскохозяйственными ресурсами мало экспортируется сельскохозяйственной продукции, а наоборот, она импортируется в огромных количествах; почему при наличии сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силы страна мало экспортирует, но много импортирует гражданской машиностроительной продукции.
В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые  товары. Как в этом случае изменятся  доходы владельцев факторов производства? Ответ на этот вопрос был дан в исследовании американских экономистов П. Самуэльсона и Ф. Столпера. Они предположили, что в отдельной стране производится два вида товара:  один — трудоемкий, другой же требует для производства большого количества земли. Внутренний рынок абсолютно конкурентный, факторы производства обладают внутренней мобильностью, и цена товаров равна их валовым издержкам. Если цена на трудоемкий товар по каким-либо причинам возросла, это должно привести к возрастанию предложения данного товара. Но для этого необходимы дополнительные факторы производства,  и прежде всего основной дли данного товара — труд. Для привлечения дополнительных работников увеличивается заработная плата, следовательно, доходы от труда — фактора, наиболее интенсивно используемого в данном производстве,  — возрастают. В то же время в производстве, где основной фактор — земля, уменьшение количества работников  вследствие  перехода их на первое производство привело к тому, что часть земли не может быть обработана. Спрос на землю уменьшается, соответственно и уменьшается доход, приносимый этим фактором. Таким образом, в результате роста цен на мировом рынке растут цены  на фактор производства, относительно  более интенсивно  используемый в производстве первого товара, и снижаются цены на фактор  производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве, причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем изменение цен товара. Это суть так называемой теоремы Столпера — Самуэльсона.
В настоящий  момент распределение выгод  от  внешней торговли между отдельными странами  во  многом  зависит  от того, как меняются  внутренние цены  под ее воздействием.  Из двух стран  обычно в выигрыше  та страна, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально  изменениям цен в обеих странах.  Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на Х%, а в стране В — на У%, то: выигрыш страны А : выигрыш страны Б = Х% : У%.
 
3. Попытка учесть в международной торговле влияние  научно-технической революции  привела к  созданию неотехнологических теорий внешней торговли. Сторонники  неотехнологических теорий пытаются  объяснить возникновение внешнеторговых связей не обеспеченностью факторами производства, как это делали неоклассики, а затратами на  исследования и  разработки, уровнем  средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эти теории по-новому ставят вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства  во  внешнеторговые отношения, то представители  неотехнологических теорий считали,  что  государство  должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию производства,  стимулировать свертывание старых отраслей  и производств и ускоренное развитие принципиально новых.
В 1961 г. английский экономист М. Познер предложил теорию, согласно которой причина торговли между странами заключается в технических изменениях, возникающих в одной из отраслей торгующих между собой стран. Он считал свою модель - теорию технологического разрыва, частным случаем модели Хекшера — Олина.
По его  мнению, если технические новшества  первоначально появляются в одной стране, то она приобретает сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками. Так начиная производство нового товара, в течение определенного времени страна обладает супермонополией, позволяющей ей получать добавочную прибыль, что и предопределяет ее заинтересованность в расширении экспорта.
Поставки  этого товара из страны — его  создателя на мировой рынок будут продолжаться до тех пор, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После преодоления разрыва, с точки зрения Познера, причин для развития торговли данным товаром нет.
Модель  Познера позволяет показать, что  обе торгующие страны выигрывают от нововведений в одной передовой в технологическом отношении стране. Если страна, в которой возникло нововведение, получает в процессе торговли добавочную прибыль, которую можно назвать технологической рентой, то страна-покупатель экономит, используя более совершенную продукцию и не затрачивая средств на ее разработку. Освоить производство уже известной продукции, естественно, легче и дешевле, чем ее создать. По мере распространения технологии страна-импортер продолжает выигрывать, в то время как страна-новатор постепенно теряет свои преимущества.
Достоинством  данной модели, является то, что она  позволяет объяснить причины  развития торговли между странами одинаково  наделенными факторами производства, в том числе между промышленно  развитыми странами, хотя она и  не дает полного объяснения торговли между этими странами, так как и в случае выравнивания технологического уровня в отраслях разных стран сохраняется возможность эффективной торговли между ними.
В 1966г. американским экономистом Р. Верноном была создана теория, согласно которой каждый новый продукт проходит четыре стадии цикла жизни – т.н. теория жизненного цикла товара: 1 - внедрение на рынок; 2 - рост продаж; 3 - зрелость (насыщение рынка); 4 - спад продаж. А международное перемещение товаров зависит от определенного этапа жизненного цикла. Однако в условиях мировой экономики можно выделить 5 стадию жизненного цикла продукта, когда товар на внутреннем рынке уже не пользуется спросом, его можно экспортировать в менее развитые страны.
На первой стадии, когда продукт только начинает производиться, расходы на его внедрение и выпуск достаточно велики. На этой стадии нужны высококвалифицированные работники. Цены на новый продукт высокие, и поэтому спрос на него небольшой, главным образом со стороны лиц с высокими доходами. Экспорт продукта будет незначительным.
На стадии роста продаж спрос на продукт  внутри страны увеличивается - он становится общепризнанным. Выпуск данного товара становится серийным, что ведет к  снижению издержек и цен, что еще в большей степени увеличивает спрос на этот продукт. Кроме того начинает расширяться спрос на товар и в других странах. Вначале он покрывается за счет экспорта из страны-новатора, а затем освоение выпуска продукта начинается и в других странах как новыми фирмами, так и фирмой-пионером путем создания ею зарубежных филиалов.
На стадии зрелости спрос на продукт на внутреннем рынке уже насыщен. Технология его выпуска стандартизируется, применяется уже менее квалифицированная рабочая сила. В больших количествах выпускают этот продукт зарубежные компании, которые даже пытаются проникать на рынок той страны, где впервые появился этот товар. Общий выпуск продукта достигает максимального объема.
На последней  стадии продукт стареет, так как  появляются новые, более эффективные продукты для удовлетворения тех же потребностей. Несмотря на снижение цен, спрос на данный продукт снижается и его производство сокращается.
В условиях международной торговли возникает  возможность искусственно продлить жизненный цикл товара продавая товар, либо технологии и лицензии на его создание неразвитым странам т.е. речь идет о пятой стадии жизненного цикла товара в условиях мировой экономики.
В международной  торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным  внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.
В своей  теории Р. Вернон выдвигал тезис о  том, что новая технология не может быть универсально доступна производителю из любой страны. Так ввиду своих уникальных возможностей США могут производить новые продукты - наличие емкого внутреннего рынка; значительный слой богатых людей, способных покупать дорогие товары; мощный научно-технический потенциал, необходимым для разработки новой продукции; активная стратегия американских компаний, которые внедряют новые продукты не только на внутренний американский рынок, но и на рынки других стран как с помощью экспорта, так и перенося их производство на свои предприятия в зарубежных странах. Западной Европе и Японии он отводит роль производителей товаров, находящихся на второй и третьей стадиях, хотя позднее он признал, что технологический разрыв между ними сократился до минимума, а развивающимся странам — на третьей и четвертой стадиях цикла жизни продукта. Действительно в 60-70 г. можно было утверждать, что у большинства развивающихся стран, возможности создания новых продуктов либо ограничены, либо вообще отсутствуют, т.к. у них нет собственного научно-технического потенциала, поэтому освоение ими выпуска новой продукции осуществляется в основном лишь за счет заимствования технологий промышленно развитых стран.
Достоинством  модели Р. Вернона является то, что вовлечение в теорию жизненного цикла товара международного аспекта объясняет удлинение жизненного цикла продукции, объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями. С другой стороны круг товаров, для объяснения международной торговли которыми можно привлечь теорию цикла жизни продукта, весьма ограничен (например, на сырье, топливо спрос существует всегда).
 
4. Все вышерассмотренные модели международного разделения труда и международной торговли строились исходя из предположения о существовании рынков совершенной конкуренции и постоянной отдачи при изменении масштабов производства. В реальной экономике в некоторых отраслях производства наблюдается рост отдачи от используемых факторов производства при расширении его объемов, что сокращает издержки на выпуск единицы продукции – т.н. экономия за счет масштабов производства. При важно учитывать, что при наличии в отрасли эффекта масштаба производства крупные фирмы получают преимущество по сравнению с мелкими, поэтому на рынках доминирующее положение занимает либо одна фирма (монополия) или, сразу несколько фирм (олигополия). Т.е. когда на торговле начинает сказываться эффект масштаба, то на рынках обычно устанавливается несовершенная конкуренция.
Еще К. Маркс в «Капитале», подчеркивал роль внешней торговли как фактора, противодействующего снижению нормы прибыли, говоря о том, что «она вообще влияет в этом смысле, позволяя расширять масштабы производства». Этот тезис К. Маркса получил глубокое обоснование в трудах отечественных экономистов, которые, рассматривали экономию за счет масштабов производства как одну из наиболее важных причин развития международной торговли и международного разделения труда (О.Т. Богомолов, П.С. Завьялов).
Например, строительство предприятий в  такой отрасли, как машиностроение имеет смысл лишь в том случае, если они рассчитаны на выпуск продукции в массовом масштабе или крупными сериями, т.к. современный технический уровень определяет необходимость огромных первоначальных капиталовложений, значительных средств на научные исследования, которые могут окупиться лишь при массовом выпуске продукции. В этих условиях внутренний рынок даже крупных промышленно развитых стран становится узким для современного производства. Массовый или крупносерийный выпуск специализированного оборудования может быть налажен лишь в пределах более емких рынков, чем внутренние рынки отдельных стран. Важную роль в современных условиях играет качество продукции, улучшение которого не возможно без специализации производства. Итогом этих процессов, по мнению ряда ученых и является современное международное разделение труда, результатом которого стала неизбежная специализация стран на выпуске отдельных видов продукции и приобретение другой продукции в зарубежных странах. Причем в интересах расширения производства, организации его в массовых масштабах компании отдельных стран либо сразу завоевывали рынки зарубежных стран для сбыта новой продукции, либо добивались сбыта своей продукции на рынках других стран, вытесняя оттуда продукцию компаний, оказавшихся менее конкурентоспособными. Поэтому конкурентная борьба в последние десятилетия обусловила интенсификацию процесса специализации отдельных стран на выпуске определенных видов продукции. Американские экономисты Д. Кисинг и Д. Хафбауэр выдвигая идею о том, что экономия за счет масштабов производства является важным фактором, определяющим международную специализацию, утверждают, что ее влияние на экономику отдельных стран неодинаково и зависит от величины внутреннего рынка. Так Хафбауэр пишет, что «большой внутренний рынок благоприятствует экспорту товаров, себестоимость единицы которых падает при увеличении масштабов производства; малый внутренний рынок благоприятствует экспорту товаров, имеющих себестоимость, одинаковую при любом масштабе производства». По мнению Кисинга, воспользоваться экономией за счет масштабов производства могут не все страны, а только крупные. «Страны, население которых невелико, — писал Кисинг, — не имеют сравнительных преимуществ при производстве большинства видов готовых изделий, причем это отсутствие потенциального выигрыша при производстве одних видов готовых изделий не компенсируется сравнительными преимуществами при производстве других видов».
Достоинством  данной теории: она показывает, что международная торговля не обязательно возникает вследствие наличия сравнительного преимущества. В частности, она может установиться в результате действия эффекта масштаба производства, т. е. при наличии тенденции снижения издержек изготовления единицы продукции при увеличении объема производства. Эффект масштаба производства дает странам стимул для специализации и торговли даже при отсутствии различий в имеющихся у них ресурсах или технологиях. Было сформулировано важное теоретическое положение о том, что обычно эффект масштаба производства приводит к нарушению совершенной конкуренции, поэтому при наличии эффекта масштаба производства торговля должна анализироваться с использованием моделей несовершенной конкуренции. В этих условиях международная торговля способствует созданию объединенного рынка, превышающего по своим размерам рынки любой отдельно взятой страны, и таким образом одновременно создает возможность предложить потребителям более широкий ассортимент товаров по более низким ценам. С другой стороны утверждение, что страны с относительно небольшим внутренним рынком не могут выиграть от участия в международном разделении труда, на практике не находит своего подтверждения (зависимость малых высокоразвитых стран, таких как Бельгия, Нидерланды и др., от внешнего рынка значительно выше, чем промышленно развитых стран с более емким внутренним рынком).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.