На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Денежная реформа Витте и ее сущность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ ВПО ”Тюменский государственный архитектурно-строительный университет ” 

Кафедра Экономики  и права. 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу <<История экономики>>
Вариант  №19. 
 

    
 
 

                                                        Выполнил:
                                                 Студент группы ЭУС 10-2
                                                 Рустамова З.К.
                                                 Очная форма обучения
                                                 Проверил:
                                                 Рябухина Т.В.
                                                    2011 год, Тюмень 

Денежная  реформа Витте  и ее сущность

План:
    Введение
    Предпосылки и подготовительные меры к проведению реформы.
    Личность реформатора.
    Хронология и суть реформы.
    Итоги реформы
    Заключение
 
  Введение
  Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение  русской денежной единицы. Рубль  стал одной из стабильнейших валют  мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились  составной частью широкой программы  экономических нововведений 90-х  годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем  помогли народнохозяйственному  организму выдержать тотальные  потрясения русско-японской войны и  революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства  преодолеть очевидную архаическую  замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
  Предпосылки и подготовительные меры к проведению реформы.
  Развиваясь  в русле мировых тенденций  экономического развития, российский капитализм в последней четверти XIX - начале XX веков вступил в империалистическую стадию. Этому способствовал промышленный подъем 90-х годов XIX века, который  наблюдался в большинстве развитых государств того времени. Для империалистического  этапа развития были характерны высокая  ступень концентрации производства и капитала и возникновение монополистических  объединений, которые играли решающую роль в экономическом развитии; слияние  банковского и промышленного  капитала и возникновение на их основе финансового капитала; значительный вывоз капитала за границу, хотя для  экономики вывоз товаров по-прежнему преобладал. В 90-е годы XIX века в экономике  России занимают прочные позиции  монополистические объединения - картели  и синдикаты, возникает много  акционерных коммерческих банков.
  Для обеспечения устойчивого развития экономики российской буржуазии  жизненно необходима была стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Провал попыток укрепления кредитного рубля в 60-е-80-е годы XIX века заставил правительство полностью отойти от дефляционной политики, то есть отказаться от восстановления прежней покупательной  способности рубля путем изъятия  «лишних» бумажных денег из обращения. С начала 80-х годов XIX века в России все более настойчиво звучали голоса сторонников перехода к золотой валюте.
  XIX век вошел в историю мирового  денежного хозяйства как время  перехода от биметаллического  денежного обращения к золотому  монометаллизму, более широко известному  под названием «золотой стандарт».  Под «золотым стандартом» понимается  такая денежная система, когда  золото официально признается  и используется в качестве  единственного денежного товара  и всеобщего эквивалента ценностей.  Исторически золотой стандарт  осуществлялся в трех формах - золотомонетной, золотослитковой и  золотодевизной (две последние формы  существовали в XX веке).
  Золотомонетный  стандарт представлял собой классическую форму золотого стандарта, при которой  в неограниченном количестве чеканятся  полноценные золотые монеты не только для государственных организаций, но и для частных лиц, т.е. любой  человек мог сдать на монетный двор золото в изделиях или сыром  виде и получить соответствующее  количество золотых монет за вычетом  расходов на их изготовление. Золотые  монеты реально циркулировали во внутреннем денежном обращении и  беспрепятственно разменивались на различные денежные заменители - бумажные деньги, векселя, банковские чеки и  иные обязательства по фиксированным  ценам. Золотые монеты и банкноты свободно, без ограничений вывозились за границу и ввозились обратно, что значительно упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.
  Для владельцев денег обеспечивалась максимально  возможная свобода выбора и действий при операциях на внутреннем рынке  и за рубежом, включая автоматический и эквивалентный обмен национальных денежных единиц друг на друга. По некоторым  оценкам, удельный вес полноценных  металлических денег - золотых и  серебряных - в общем объеме денежного  обращения стран мира на протяжении двадцатилетнего периода 1891-1910 годы колебался в диапазоне 69-86%.
  Столь же свободно совершались международные  расчеты с помощью различных  денежных документов, разменных на золото. Должник мог приобрести на валютном рынке вексель, банковский чек или какое-либо иное обязательство, выписанное в валюте кредитора, и, отослав  его последнему, совершить таким  образом требуемый платеж. Долг можно  было погасить аналогичным документом в национальной валюте должника, в  этом случае кредитор получал необходимые  ему законные платежные средства, реализуя полученное обязательство  на валютном рынке у себя в стране или за границей.
  Режим золотомонетного стандарта по сути дела был не подвержен инфляции, что представляло собой уникальное явление в истории мировой  экономики. В случае падения деловой активности и сокращения потребности в наличных деньгах золотые монеты уходили из обращения и оседали на руках у населения в виде сокровищ, а при расширении потребности в деньгах золото вновь пускалось в обращение. При этом в отличие от предыдущих веков государство не занималось порчей монет и золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость.
  Первой  золотомонетный стандарт ввела Великобритания в 1816 году, остальные европейские  страны перешли от биметаллизма или  серебряного монометаллизма к золотому в последней трети XIX века.
  Вхождение России в мировой рынок вызывало настоятельную потребность в  создании денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Неразменность кредитного рубля была причиной очень резких колебаний его валютного курса. Несмотря на то, что рубль был  полностью конвертируемой валютой, продажа иностранной валюты за рубли  внутри страны была свободной, и разрешался неограниченный вывоз кредитных  рублей за границу, - эти колебания  препятствовали интенсивному развитию внешней торговли и соответственно уменьшали доходы бюджета. Кроме  того, они мешали притоку в страну иностранного капитала, так как делали будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными, а сами инвестиции - рискованными. В связи с этим основными причинами денежной реформы 1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность правительства  в развитии внешнеэкономических  связей России.
  Поэтому с 80-х гг. XIX в. министр финансов Н.Х. Бунге и его преемник И.А. Вышнеградский  начали постепенную подготовку к  денежной реформе, главной целью  которой была замена инфляционного  обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта.
  Длительность  подготовительного периода была обусловлена, прежде всего, необычностью и сложностью цели реформы. России предстояло не просто вернуться к металлическому обращению и восстановить размен бумажных денег на металл: требовалось  принципиально изменить основу денежно-валютного  устройства, перейдя от серебряного  стандарта к золотому.
  Другой  причиной торможения, если не считать  обычных для бюрократически-чиновничьего аппарата медлительности и осторожности, являлась довольно активная оппозиция  реформе со стороны дворянско-помещичьих кругов. В отличие от набиравшей сипу отечественной торгово-промышленной буржуазии и зарубежных капиталистов, для которых стабильная и современная  денежная система давала возможность  широкого развития торговых связей и  приток иностранных капиталов, представителей крупного землевладения больше устраивали неустойчивые, падающие деньги, которые  позволяли увеличивать свои доходы от экспорта хлеба, одновременно снижая реальную сумму задолженности по ипотечному кредиту за заложенные имения.
  Сторонники  перехода к золотому стандарту столкнулись  с возражениями многочисленных критиков. Одни противники реформы считали, что  необходимо сохранить существующие неразменные на металл бумажные кредитные  деньги, так как, по их мнению, ценность благородных металлов определяется только их количеством, то есть зависит  от случая, а кредитная валюта подлежит воздействию финансовой политики, может  быть управляема волей человека. Другие считали, что необходимо восстановить металлическое обращение, но на базе серебра, а не золота или, в крайнем  случае, на биметаллической основе.
  Подготовка  к реформе шла по трем основным направлениям: достижение положительного сальдо платежного баланса и накопление золотого запаса, ликвидация бюджетного дефицита и стабилизация валютного  курса с помощью девизной политики.
  Первая  задача решалась за счет увеличения экспорта, в первую очередь хлеба, ограничения  импорта, а также заключения внешних  займов. Для стимулирования экспорта правительство снижало цены на хлеб в периоды реализации урожая. Железнодорожные  тарифы были изменены так, чтобы наиболее выгодно было везти хлеб к портам и к западной границе, а не к  промышленным центрам и потребляющим губерниям. Поощрялся экспорт и  других продуктов. Например, вывоз продукции  хлопчатобумажной промышленности поощрялся  экспортной премией, установленной  под видом возврата таможенной пошлины  с хлопка.
  Основным  методом ограничения импорта  служила протекционистская тарифная политика. Если в начале 70-х гг. тарифы составляли 12-13% стоимости импорта, то к середине 90-х гг. они достигли 32%. Повышая таможенные тарифы, правительство  преследовало три цели: ограничение  импорта, прямое увеличение доходов  бюджета и золотого запаса (с 1877 г. таможенные пошлины взимались золотом  или золотой иностранной валютой) и поощрение отечественной промышленности.
  Ограничение импорта наряду с форсированием  экспорта позволило улучшить торговый баланс. Начиная с 1892 г. он стал активным, в 1882-1895 гг. его положительное сальдо достигало в среднем 171,5 млн. руб. в год. Но положительного сальдо торгового  баланса не хватало для покрытия пассивного сальдо по другим текущим  статьям платежного баланса, составлявшего  в тот период 240 млн. руб. в год. Дефицит покрывался притоком иностранного капитала в различных формах государственных  займов, гарантированных государством займов железнодорожных и других компаний, прямыми и портфельными инвестициями в промышленность и  другие отрасли хозяйства. Наиболее активно правительство заимствовало на зарубежных денежных рынках в 1889-1891 гг., когда за границей было размещено 5 займов на сумму 563,3 млн. золотых рублей. За 1881-1897 гг. поступления от реализации государственных займов на внешнем рынке составили 700 млн. золотых рублей.
  Эти меры позволили добиться равновесия платежного баланса (за 1889-1894 гг. среднегодовое  положительное сальдо составило 27,7 млн. золотых рублей) и увеличить  золотой запас. На 1 января 1896 г. золотой  запас достиг 659 млн. руб., на 1 января 1897 г. - 814 млн. рублей.
  Следующим направлением подготовки денежной реформы  была ликвидация бюджетного дефицита. В 70-е - начале 80-х гг. XIX в. он составлял  свыше 100 млн. руб. ежегодно. Реорганизация  налоговой системы, проведенная  в период, когда министром финансов был Н.Х. Бунге, значительное повышение  косвенных налогов и умеренный  рост государственных расходов позволили  резко сократить превышение расходов над доходами. В 1889 г. впервые после 1861 г. бюджет был сформирован без  дефицита. Это давало возможность  использовать заграничные займы  на текущие расходы, а в государственной  казне накапливать золото. Кроме  того, баланс государственных доходов  и расходов позволял казне погашать задолженность Государственному банку, образовавшуюся еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
  Наибольшие  трудности в подготовке реформы  создавали резкие колебания валютного  паритета кредитного рубля. Например, в течение 1888 г. наивысший курс кредитного рубля “в Санкт-Петербурге на Лондон”  превышал низший на 36%, в 1890-м - на 18,5%, в 1891-м - на 28,4%. Такие колебания объяснялись  рядом причин. Во-первых, русский  кредитный рубль не пользовался  доверием биржевых и банковских кругов Запада, так как в России в течение 40 лет были расстроенное денежное обращение  и пассивный платежный баланс. Во-вторых, многомиллионные суммы  в наличных кредитных рублях, привозимые в Европу русскими туристами и  предъявлявшиеся к размену на твердую валюту, давали идеальный  материал для валютной спекуляции на европейских валютных биржах. В-третьих, во второй половине 80-х гг. колебания  курса усилились из-за валютной политики, проводимой министром финансов И.А. Вышнеградским. При нем Министерство финансов, участвуя в валютной спекуляции, добивалось резких падений курса  рубля во время хлебоэкспортной  кампании, чтобы повысить цены на хлеб в кредитных рублях, а затем  в периоды пассивного сальдо платежного баланса оно стремилось поднять  курс.
  Вступивший  в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную  биржевую игру на кредитном рубле. В  качестве основного метода воздействия  на курс рубля стала широко применяться  девизная политика. Покупку и продажу  иностранных девиз (тратт, писанных на иностранную золотую валюту) Государственный  банк осуществлял через своих  зарубежных корреспондентов и непосредственно в Санкт-Петербурге. Суть девизной политики состояла в том, что Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту (тратты) и таким образом не позволял курсу кредитного рубля упасть, а также скупал всю сумму предложения девиз, не допуская резких повышений курса. Если не хватало имеющегося запаса ранее купленных тратт, то они давались от имени Государственного банка его заграничными корреспондентами, которые всегда располагали суммами, принадлежавшими банку или Казначейству. С февраля 1893 г. по март 1895 г. количество проданных и купленных тратт достигло 145 млн. рублей.
  Кроме того, были приняты административные меры против спекуляции на кредитном  рубле. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 8 июня 1893 г. “О воспрещении некоторых сделок по покупке и продаже золотой  валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту” запрещало  осуществлять срочные (т.е. спекулятивные) сделки этого вида на биржах страны. Банкам было запрещено участвовать  в подобных операциях и за пределами  России. В случае участия банка  в спекуляции на кредитном рубле  директор-распорядитель и члены  правления могли быть уволены, а  банку грозили арест счетов в  Госбанке и большие штрафы (5-10% от суммы, на которую была заключена  сделка). Для контроля за участием русских  банков и других организаций, а также  частных лиц в спекуляции за рубежом  Высочайше утвержденным мнением  Государственного совета от 29 марта 1893 г. вводилась специальная таможенная пошлина с кредитных билетов, перевозимых через границу, в  размере одной копейки со ста  рублей. В результате применения административных и экономических мер удалось  значительно сократить масштабы спекуляции. Разница между высшим и низшим курсом сократилась до 5,36% в 1893 г., 2,08% в 1894 г. и 1,59% в 1895 году.
  Стабилизация  рыночного курса кредитного рубля  в 1893-1895 гг. создала благоприятные  предпосылки для проведения денежной реформы - то есть для фиксации курса  на основе размена кредитного рубля  на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними. Единственной потенциальной опасностью в этом случае был пассивный платежный  баланс страны по текущим операциям. За 1893-1897 гг. среднегодовое положительное  сальдо торгового баланса составило 142 млн. рублей.
  Расходы по обслуживанию государственного долга  составили 170 млн. руб., а расходы  русских туристов за границей - 60 млн. рублей. Но Министерство финансов не считало  пассивность платежного баланса  серьезным препятствием на пути преобразования денежной системы, так как долгосрочные заграничные займы, прямые и портфельные  инвестиции компенсировали этот пассив. В 1893-1897 гг. только государственные  и гарантированные государством долгосрочные займы давали ежегодно в среднем 182 млн. рублей. Общая сумма  иностранных капиталов в акционерных  предприятиях России увеличивалась  в среднем на 69,6 млн. руб. в год. Конъюнктура мировых денежных рынков в середине 90-х гг. была очень благоприятной - фактический процент по государственным облигациям снизился до 3,34%.
  Прежде  чем приступать к реформированию, необходимо было окончательно решить, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала  как традиция российского денежного  обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Но привязка кредитного рубля к биметаллическому эквиваленту таила в себе и  большую опасность: при высокой  конъюнктуре одного из паритетов  неуклонное снижение стоимости другого  могло не только не привести к стабильности денежной единицы, но даже усилить ее неустойчивость. Введение золотого обращения  в этом отношении представлялось предпочтительней, но здесь были скрыты неведомые до того “финансовые рифы”. Не произойдет ли массовый отток благородного металла из обращения в “кубышки”  внутри страны и не уйдет ли он за границу? Хватит ли резервов золота для  его свободного обмена? Не приведет ли удорожание денежной единицы к  падению жизненного уровня? Убедительные ответы на эти вопросы могла дать лишь жизнь. Трезвый расчет и видение  исторических возможностей России сделали  С.Ю. Витте убежденным сторонником  монометаллизма.
  Существенную  роль в победе сторонников золотой  валюты сыграл широко распространившийся в предреформенные годы процесс  демонетизации серебра, который  показал беспочвенность аргументов защитников серебряного монометаллизма. Многие европейские страны распродавали свои запасы серебряных монет и слитков, ставших ненужными из-за демонетизации. Этот фактор в сочетании с ростом мирового производства серебра обусловил  необратимое падение цен на этот металл, что, естественно, затронуло  и Россию, где его свободно продавали  и покупали за кредитные билеты. В то же время цена золота отличалась стабильностью и это послужило  чрезвычайно важным аргументом для  сторонников реформы.
  Таким образом, предпосылками для успешного  проведения денежной реформы были: огромный золотой запас, стабилизированный  валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет и, что немаловажно, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.
  Личность  реформатора.
  Сергей  Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника, служившего в аппарате Кавказского  наместничества. Его отец Юлий Федорович - член совета наместничества - был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще во времена владычества  там шведов. Российское потомственное  дворянство фамилия получила в середине ХIХ века. Мать, урожденная Е.А.Фадеева, вела свою родословную по женской  линии от старинного княжеского рода Долгоруких. Дед по материнской линии А.М.Фадеев, женившийся на княжне Е.П.Долгорукой, одно время был саратовским губернатором, а затем членом Главного управления наместничества. После отмены крепостного права семья Витте утратила связь с землей и принадлежала к разряду "служилого" дворянства, главным средством существования которого было казенное жалованье.
  Детские и юношеские годы С.Ю.Витте прошли в доме дяди генерала Р.А.Фадеева, известного военного историка и публициста, человека отнюдь не прогрессивных взглядов, но достаточно образованного, начитанного, близкого к славянофильским кругам. В семье, в которой кроме него было еще два брата и две  сестры, царил "ультрарусский" дух, культ самодержавного монархизма, оказавший  глубокое влияние на юношу. Получив  домашнее образование, Витте экстерном  сдал выпускные экзамены в кишиневской  гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В студенческие годы он обнаружил неординарные способности  к математике, но в общественном плане ничем себя не проявил, хотя и был некоторое время в  одной компании с будущим известным  народовольцем А.И.Желябовым. Под  влиянием своего дяди он в это время  увлекался славянофильскими идеями, зачитывался Аксаковым, Хомяковым, Тютчевым, особенно близко воспринимая  их взгляды на природу происхождения  и сущность самодержавия. Влияние  последних было столь глубоко  и так отвечало его воспитанию, характеру, мировоззрению, что в  значительной мере, хотя и в своеобразном преломлении, сохранилось на всю  его жизнь.
  Учась в университете, Витте думал о  профессорской карьере и, заканчивая курс, подготовил диссертацию по высшей математике. Однако его ждало серьезное  разочарование: работа была признана неудачной. Несмотря на уговоры ректора и  профессоров, отмечавших его способности  к научно-преподавательской деятельности, он решительно отказался от ученой карьеры. Видимо, немалую роль в принятии такого решения сыграли и семейные обстоятельства - смерть отца и деда, осложнившееся материальное положение  семьи. К тому же родственники неприязненно относились к его планам посвятить  себя научной деятельности, считая ее недворянским занятием. И Витте, как и положено "настоящему" дворянину, по окончании университета поступает на государственную службу. В 1869 году он был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского  генерал-губернатора, где занимался  вопросами службы движения железных дорог. Почти одновременно молодой  кандидат физико-математических наук поступил на службу в управление казенной Одесской железной дороги. Освоив в  ходе знакомства с новой профессией работу практически всех звеньев  аппарата, начиная с кассирской должности, он вскоре стал начальником конторы  движения.
  В те годы министерство путей сообщения  прилагало немало усилий, чтобы привлечь на службу выпускников университетов, из которых предполагалось подготовить  высококвалифицированных специалистов по административной и финансовой части  железнодорожного дела. Витте заинтересовала эта перспектива. Деятельность его на избранном поприще началась вполне успешно, что объяснялось как его связями (министр путей сообщения граф В.А.Бобринский был близко знаком с Р.А.Фадеевым и знал его племянника), так и собственными незаурядными способностями. За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице и в 1877 году был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, перешедшей к тому времени в собственность частного общества. В годы русско-турецкой войны молодой специалист зарекомендовал себя распорядительным и умелым администратором, за что был удостоен высочайшей благодарности. Вскоре Одесская дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 года - управляющим этими дорогами.
  Менее успешным в эти годы было его пребывание на государственной службе. Еще в 1874 году он был причислен к департаменту общих дел министерства путей  сообщения. Однако вскоре после окончания  русско-турецкой войны из-за конфликта  с министерством он получил отставку, будучи еще в сравнительно низком чине титулярного советника. Переехав по делам службы в Петербург, Витте  был приглашен в правительственную  комиссию графа Э.Т.Баранова, занимавшуюся изучением состояния железнодорожного дела в России. Им был подготовлен  проект "Общего устава российских железных дорог", публикацией которого в 1895 году завершилась деятельность комиссии. Однако и этот эпизод не оставил  заметного следа в его отношениях с бюрократическим миром. В 1880 году, получив очередное повышение  по службе, С.Ю.Витте уезжает в  Киев. Здесь он с головой уходит в практическую деятельность по организации  железнодорожных перевозок. Не ограничиваясь  этим и давая выход своему тяготению  к научно-теоретическому осмыслению практики, он становится инициатором  научной разработки проблемы железнодорожных  тарифов и крупнейшим специалистом в этой области. В 1883 году им была опубликована книга "Принципы железнодорожных  тарифов по перевозке грузов", принесшая автору широкую известность  и авторитет российского "тарифмейстера". Внедрение его рекомендаций в  эксплуатацию руководимых им дорог  позволило значительно повысить их прибыльность.
  Авторитет С.Ю.Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к  себе внимание тогдашнего министра финансов И.А.Вышнеградского, который обратился  к нему с просьбой представить  свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области  тарифов. Он предложил разработать  специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый  департамент для заведования  тарифной частью железных дорог и  регулирования их финансовых отношений  с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
  К тому времени деятельность в рамках Общества Юго-западных дорог стала  казаться Витте ограниченной и перестала  удовлетворять его амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру. Он все чаще вспоминал своей работе в комиссии Баранова, позволявшей  ему заниматься делом в общероссийском масштабе. В принципе он готов был  занять должность директора департамента. Однако переход на государственную  службу имел ряд сложностей. Во-первых, для занятия поста директора  требовался довольно высокий чин, которого Витте не имел. Во-вторых, как управляющий  частной дорогой он получал около 60 тысяч рублей в год, что было намного выше даже министерского  оклада, и, следовательно, переход на государственную службу даже сразу  на должность директора департамента в материальном плане был невыгоден. Решающую роль сыграло вмешательство  Александра III, лично знавшего Витте. Последнему неоднократно приходилось  сопровождать императора во время его  поездок на юг. Накануне железнодорожной  катастрофы царского поезда в Борках 17 октября 1888 года он предупреждал о  возможности крушения в связи  с перегрузкой состава и превышения им скорости. Обошлось без трагических  последствий, и царь, несомненно, запомнил управляющего дорогой, предупреждавшего с грубоватой прямотой свитских сопровождающих, что они "сломают государю голову".
  10 марта 1890 года Витте был назначен  директором департамента с производством,  минуя все ступени чиновной  иерархии, сразу в чин действительного  статского советника и с доплатой  к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась его  головокружительная карьера. Менее  чем через год новый начальник  департамента был введен представителем  от министерства финансов в  совет министерства путей сообщения,  а 15 февраля 1892 года он уже  назначается управляющим МПС. 
  На  государственной службе Витте развивает  бурную деятельность. Теоретическая  и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный в  сферах частнопредпринимательской  деятельности, выгодно выделяют его  на фоне бюрократического окружения. Он сразу же становится деятельным сотрудником  Вышнеградского, причем постоянно выходит  за отведенные ему рамки. При его  активном участии был разработан покровительственный тариф 1891 года, сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитительным  барьером для развивавшейся отечественной  промышленности. Витте входит в различные  комиссии - по проблемам торгового  мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т.д. Осенью 1890 года он сопровождает Вышнеградского в его поездке по Средней Азии, а возвратившись, выступает с  предложениями о расширении там  производства хлопчатника и создании сырьевой базы для текстильной промышленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.