На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История возникновения и развития национального счетоводств

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………...…3
    История возникновения и развития национального  счетоводств..............5
Заключение……………………………………………………………….………22
Список  используемой литературы…...................................................................23 
Введение
 

     В середине ХХ века подавляющее большинство  развитых и развивающихся стран  пришли к пониманию необходимости  государственного регулирования своей  экономической деятельности. Регулирование  может, осуществляться в самых разнообразных  формах, которые условно делятся  на административные, выражающиеся в  законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические  предполагающие использование таких  рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства  позволяет смягчить негативные последствия  кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся  людские, природные, материальные и  финансовые ресурсы.
Для государственной  регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика  – статистическая информация, которая  должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с  использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами  широкого круга вопрос о необходимости  овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.
    Система национальных счетов (СНС) это современная  система информации, используемая практически  во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики  на макроуровне: для исследования экономической  деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных  балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в  процессе совершения ими различных  экономических операций.
    Суть  СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики  на различных стадиях процесса воспроизводства  и взаимной вязке этих показателей  между собой.
В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы  национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую  практически во всём мире современную  систему информации, рекомендованную  ООН.
     Система национально счетоводства - применяемая  в развитых странах система национального  учета, статистики в масштабе страны, основанная на обобщении и систематизации данных сплошных и выборочных обследований, статистической отчетности. В итоге  обработки этой первичной информации составляется комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики  и динамику экономического роста.
     Предметом национального счетоводства является методология составления системы  национальных счетов внутренней экономики  и "остального мира", включающая освещение  принципов и методов построения счетов, их содержания, системы показателей  СНС, их взаимосвязей и методов исчисления; особенностей построения секторальных счетов и их назначения; раскрытие  роли всей системы и каждого счета  в анализе экономических процессов  и экономики в целом, в характеристике внешнеэкономической деятельности.
    Таким образом, все вышесказанное свидетельствует  об актуальности выбранной темы для  контрольной работы. 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения и  развития национального  счетоводства 

    История возникновения и развития СНС (основные этапы) СНС призвана удовлетворить  потребность органов государственного управления в информации, необходимой  для разработки экономической политики и принятия решений о мерах  по регулированию рыночной экономики. Необходимость такой информации была особенно ясно осознана после  Великой экономической депрессии 1929—1933 гг. Для многих исследователей стало очевидным, что рыночная экономика  не обладает какими-то встроенными  в нее саморегулирующими механизмами, которые, как полагали многие экономисты до депрессии, должны автоматически  возвращать рыночную экономику в  состояние равновесия.
    После депрессии многие экономисты-теоретики  пришли к выводу, что для того чтобы вернуть рыночную экономику  в состояние первоначального  равновесия, нужны меры государственного регулирования. Одним из ученых, кто  обосновал идею и методы государственного регулирования в наиболее отчетливой и последовательной форме, был выдающийся английский экономист Дж.М.Кейнс. Его  взгляды на проблемы регулирования  рыночной экономики изложены в «Общей теории занятости, процента и денег», опубликованной в середине 1936 г. В этой работе Кейнс представил некоторые принципы формирования системы информации, необходимой для анализа макроэкономики и ее регулирования органами государственного управления. Тем самым он сформулировал некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял ее в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться в нужном направлении изменения других переменных. Идея изучения взаимосвязи между некоторым набором макроэкономических переменных — одна из основополагающих в формировании СНС. Она была четко представлена Кейнсом в его так называемом мультипликаторе, который связывает рост инвестиций и национального продукта.
    Вскоре  после начала Второй мировой войны  Кейнс опубликовал статью под  названием «Как финансировать войну». В приложении к ней он привел ряд  важных счетов для экономики Англии за 1938/39 гг. Здесь же Дж.М.Кейнс сформулировал  важные теоретико-методологические положения  национального счетоводства. Хотя Кейнс  не был изобретателем СНС, его  имя заслуженно упоминается в  связи с историей возникновения  и развития СНС. В то же время следует  признать, что он теоретизировал не на пустом месте, и что до него были ученые, чьи работы имели макроэкономическую направленность и чьи обобщения, выводы и расчеты подготавливали почву для создания национального  счетоводства.
В этой связи необходимо прежде всего упомянуть  английских экономистов В.Петти  и Г.Кинга, которые около 300 лет  назад впервые в мире сделали  оценки национального дохода Англии и Франции и тем самым положили начало длительной истории статистики национального дохода, которая впоследствии трансформировалась в СНС. Следует  отметить, что первые оценки национального  дохода Англии, сделанные Петти, преследовали вполне конкретные практические цели. Ученый исследовал вопрос о влиянии  на экономику и распределение  доходов мер по совершенствованию  системы налогообложения страны. Другой экономист прошлого, имя которого заслуживает упоминания в связи  с историей СНС — француз Ф. Кенэ, возглавлявший школу физиократов  в середине XVIII в. Его заслуга состоит  в том, что он составил так называемую «Экономическую таблицу», которая явилась  дальним прообразом СНС. Кенэ попытался  представить в «Экономической таблице» общую картину кругооборота товаров  и услуг для основных секторов экономики и классов общества и на этой основе пытался разобраться  в механизме функционирования экономики  в целом. По выражению К.Маркса, «Экономическая таблица» была гениальной попыткой представить  весь процесс производства капитала как процесса воспроизводства. Однако «Экономическая таблица» основывалась на ряде концепций и постулатов, которые не выдержали проверку временем. В частности, согласно Кенэ, сфера производства включала только сельское хозяйство и добывающую промышленность, где происходит отчуждение от природы материальной субстанции; по мнению Кенэ, только в этих отраслях экономики происходит создание стоимости.
    Значительный  вклад в развитие макроэкономического  анализа внес К.Маркс. Схемы простого и расширенного воспроизводства, предложенные К.Марксом, были попыткой построить  макроэкономическую модель, объясняющую  действие механизма функционирования экономики. Другому известному экономисту - А.Маршаллу принадлежит идея анализа  поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована  в СНС. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В работе «Принципы  экономики» (1925 г.) он пишет, что чистый годовой доход страны - это сумма  произведенных товаров за вычетом  товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Подобное определение национального  дохода, мало изменилось до настоящего времени.
    В более поздний период большой  вклад в развитие статистики национального  дохода и системы национального  счетоводства внесли английский ученый К.Кларк и американский экономист  С.Кузнец. Они оба сделали много  для прояснения ряда теоретических  принципов расчетов национального  дохода и разработки национальных счетов. В частности, Кларку принадлежит  обоснование включения в национальный доход условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами квартир  и домов, в которых они проживают, для собственного потребления. Он также  обосновал целесообразность исключения из национального дохода прироста стоимости  активов вследствие инфляции, а также  представил серьезные аргументы  в пользу оценки национального дохода в рыночных ценах (а не по факторной стоимости). В своих работах Кларк показывал необходимость координации различных классификаций, используемых в разных разделах экономической статистики. Кларк был одним из тех, кто первым осознал важность проведения различия между категориями национального продукта и национального дохода. Он также впервые аргументировал целесообразность разработки национальных счетов на квартальной основе.
С. Кузнец конкретизировал ряд важных положений  макроэкономики и национального  счетоводства, и, в частности, положений, касающихся соотношения между национальным богатством и национальным доходом, оценок нерыночных услуг органов  государственного управления, концепций  конечного и промежуточного потребления  и пр. Он также внес вклад в  обсуждение вопроса о том, являются ли услуги органов государственного управления конечной или промежуточной  продукцией. Он полагал, что в национальный продукт (доход) должны включаться только те услуги органов государственного управления, которые приносят пользу членам общества как конечным потребителям, например, услуги в области здравоохранения, просвещения, культуры и искусства. Другие виды услуг, направленные на организацию  охраны общественного порядка, оборону, общее управление, оказываются, по мнению Кузнеца, промежуточными и не должны включаться в национальный продукт (доход). Однако в официальной статистике национального дохода эти взгляды  не получили поддержки, и возобладала  другая концепция, согласно которой  все услуги органов государственного управления рассматриваются как  конечные.
В начале 30-х годов Кузнец написал статью для «Энциклопедии социальных наук», в которой сформулировал принципы исчисления национального дохода США. Он предложил, в частности, разграничивать три категории национального  дохода: произведенный, распределенный и использованный. Из статьи следует, что выбор метода исчисления национального  дохода зависит от цели анализа и  источников данных. Если, например, задача анализа состоит в том, чтобы  проанализировать отраслевую структуру  экономики, то наиболее подходящим является производственный метод исчисления национального дохода, состоящий в суммировании добавленной стоимости всех отраслей, которая получается вычитанием из стоимости произведенной продукции стоимости товаров и услуг, израсходованных в производстве. Если же целью анализа будет установление структуры распределения доходов, то тогда следует применять распределительный метод, состоящий в суммировании первичных доходов, получаемых участниками экономического процесса. Наконец, если результатом анализа должны быть данные о структуре конечного использования национального дохода, то необходимо применять метод конечного использования, заключающийся в суммировании расходов на конечное потребление, накопление и экспорт. Понятно, что все три метода расчета национального дохода должны дать одну и ту же величину национального дохода Кузнец подверг критике концепцию измерения национального дохода, предложенную Фишером, которая определяла доход «пользой, полученной отдельными лицами и обществом от тех или иных товаров и услуг». Следует также отметить, что идея изучения национального дохода в движении в совокупности всех его фаз (производство, распределение, использование) была выдвинута независимо от Кузнеца советским экономистом А Первухиным в начале 30-х годов Она была сформулирована им в «Записке к балансу народного хозяйства за 1928—30 гг.», но в течение длительного времени оставалась неизвестной русским и иностранным ученым (см : Первухин А. Методологические вопросы баланса народного хозяйства. Материалы по балансу народного хозяйства СССР за 1928—30 гг.). Главная заслуга Кузнеца состояла в том, что он внедрил в практику статистики США расчеты национального продукта методом конечного использования, т.е. методом суммирования расходов различных хозяйствующих субъектов на конечное потребление, инвестиции, экспорт. Деятельность Кузнеца проходила в основном в 30-е и 40-е годы. Благодаря его усилиям в 30-е годы Конгрессом США была опубликована фундаментальная работа «Национальный доход 1929—1932 гг.».
    Большой вклад в развитие теории и практики статистики национального дохода сделал современник Кузнеца американский статистик М Джильберт. В 1941 г  он написал статью «Измерение национального  дохода в связи с войной», в  которой сформулировал ряд важных положений, касающихся различий между  оценками национального дохода по факторной  стоимости и в рыночных ценах, определяющих место расходов на оборону  в национальном продукте, и ряд  других.
    После Второй мировой войны расчетами  национального дохода в США руководили М. Джильберт, Э. Денисон и Д. Ясси. Под их руководством был подготовлен  набор полностью скоординированных  счетов национального дохода и национального  продукта США. Он опубликован в монографии «Статистики национального дохода и национального продукта США 1929—1946 гг. ». Мы останавливаемся так подробно на работах в этой области в  США потому, что американские статистики сделали большой вклад в развитие теории и практики национального  дохода и национального счетоводства. Кузнец за разработки в этой области  был удостоен впоследствии Нобелевской  премии.
    По  мнению известного немецкого экономиста П. фон дер Липпе, СНС возникла в результате слияния двух направлений  исследовательских работ, преследующих различные, но связанные цели- в области  статистики национального дохода, целью  которой является измерение общих  результатов экономического развития, и в сфере анализа экономического цикла, основная задача которого состоит  в выявлении экономических взаимозависимостей Слияние этих двух направлений стало  возможным благодаря осознанию  на определенном этапе их определенной теоретической общности. Указанным  двум направлениям соответствуют две  важные области использования СНС:
    расчет обобщающих показателей экономического развития;
    анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.
    Например, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений  в размерах денежной массы на темпы  экономического роста, темпы роста  инфляции и т. д.
    Важное  направление экономической науки  и экономической статистики, которое  оказало большое влияние на развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося русского ученого В.Леонтьева. Он стал изобретателем метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются  связи между отраслями экономики, а также между такими переменными  как промежуточное потребление, конечный спрос, валовой выпуск. Справедливости ради следует отметить, что Леонтьев, эмигрировавший из России в 20-х годах  этого столетия, опубликовавший свои первые работы по межотраслевому балансу  в США, был хорошо знаком с первыми  разработками советских статистиков  по балансу народного хозяйства, в которых уже просматривались  идеи изучения межотраслевых связей. Заслуга Леонтьева состояла в  том, что он дал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность  не только точного измерения фактически согласованных связей, но и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Кроме того, уравнения  Леонтьева способствовали широкому применению в макроэкономических расчетах ЭВМ. До Второй мировой войны разработки межотраслевого баланса не были органической частью национального счетоводства. Его интеграция в состав СНС произошла  позднее и означала, что основные принципы составления межотраслевого баланса, а также его основные показатели были строго скоординированы  с СНС. За свои разработки межотраслевого баланса Леонтьев был удостоен Нобелевской  премии по экономике.
    В полувековой истории развития СНС  просматриваются два основных этапа.
    Первый  этап - до Второй мировой войны Для  него характерно усиление интереса органов  государственного управления к статистике национального дохода. Подобный интерес  был стимулирован Великой экономической  депрессией 1929—1933 гг., потребностью органов  государственного управления в информации, которая была необходима для борьбы с такими кризисными явлениями рыночной экономики, как инфляция, безработица, недогрузки в использовании мощностей  и т.д. В рамках первого этапа  предпринимались шаги по интеграции в единый блок информации о расчетах национального продукта (дохода), осуществляемых различными методами. Интеграция осуществлялась путем гармонизации соответствующих  определений и классификаций. В  рамках этого этапа многое было сделано  для формирования принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.
    Второй  этап начался после Второй мировой  войны. Завершение войны стимулировало  дальнейшее развитие национального  счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран  должны были формулировать задачи и  направления экономической политики в новых, послевоенных условиях и  в этой связи испытывали потребность  в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных  аспектов экономического процесса. Важнейшей  особенностью второго этапа в  развитии СНС стал процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической  статистики, координации их со сформированным на первом этапе блоком данных о  национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в  СНС были интегрированы: блок данных о национальном богатстве; блок данных о движении финансовых ресурсов; блок данных о внешнеэкономических связях; блок межотраслевого баланса и др. Эти блоки экономической статистики существовали ранее сами по себе, без  какой-либо увязки с блоком данных о  национальном доходе, что обедняло и ограничивало возможности экономического анализа, так как не позволяло сопоставлять данные, характеризующие различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.
Другая  важная особенность послевоенного  этапа в развитии СНС состояла в том, что международные экономические  организации (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.) стали играть активную роль в развитии методологии и в практике разработки национальных счетов. Эти организации, и прежде всего ООН, начинают разрабатывать  международные стандарты в области  национальных счетов с двумя целями: во-первых, для оказания содействия заинтересованным странам (главным  образом, развивающимся в развитии статистики; во-вторых, для обеспечения  единой основы для сбора и систематизации сравнимых в международном плане  данных о важнейших макроэкономических показателях.
    Эра международных стандартов в области  национальных счетов началась в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН, большую часть которого написал  Ричард Стоун, ученик и последователь  Кейнса. В докладе были сформулированы важные принципы национального счетоводства. В 1951 г по просьбе Организации  Европейского Экономического Сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Стоун подготовил доклад под названием «Упрощенная  система национальных счетов». По сравнению  с предложениями, сформулированными  в 1947 г. «Упрощенная СНС» была менее  амбициозной и принимала во внимание ограничения практического характера, связанные с получением данных, необходимых  для составления национальных счетов.
    В 1952 г «Упрощенная СНС» (ОЕЭС) была заменена «Стандартной Системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952 г.), которая принимала  во внимание опыт примененной на практике Упрощенной системы, она была более  детальной, чем Упрощенная система, но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г В 1953 г в ООН под  руководством Стоуна был подготовлен  документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который обычно рассматривается как первый стандарт ООН в области национального счетоводства. Документ был во многом схож со «Стандартной СНС» ОЕЭС, предназначался не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся. В этой связи определение производства было расширено с тем, чтобы включить также многие нерыночные операции, например, потребление продуктов, произведенных в собственном хозяйстве. СНС ООН 1953 г содержала относительно ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых исчислялись наиболее важные макроэкономические показатели валовой внутренний продукт, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В СНС 1953 г не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, целесообразность которых обосновывалась в докладе Стоуна в 1947 году Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г Документ, ставший известным позднее среди специалистов как «голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Стоуном в сотрудничестве с американским экономистом Н Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН. СНС ООН 1968 г была значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и др Некоторые из новых блоков были разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода/продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. СНС ООН 1968 г включала в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, которые учитывали особенности их экономики, проблемы с получением необходимой информации. Наконец, еще одна важная особенность СНС ООН 1968 г состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета.
    Следует отметить, что СНС ООН 1968 г сыграла  большую положительную роль в  развитии национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН  стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в  международном плане данные о  важнейших макроэкономических показателях  и их компонентах. Большинство стран  мира предприняли меры по внедрению  положений СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую практику. На базе СНС  ООН 1968 г Европейское Сообщество в начале 1970 г разработало Европейский  вариант СНС, представляющий адаптацию  СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.
    В 1993 г Статистическая комиссия ООН  одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой продолжалась около 10 лет. Следует отметить, что  работе по пересмотру СНС 1968 г предшествовала дискуссия в западной специальной  литературе по вопросам национального  счетоводства о дальнейших направлениях развития СНС. Некоторые американские ученые (например, Р. и Н. Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали достаточно радикальные  предложения об изменении методологии  расчетов ВВП. Они предлагали, в частности, включить в ВВП условные оценки ряда статей, которые ранее никогда  в ВВП не включались, например' условную оценку услуг, оказываемых домашними  хозяйствами по приготовлению пищи, воспитанию детей и т.д.; стоимость  услуг по эксплуатации домашними  хозяйствами предметов длительного  пользования (холодильники, телевизоры и т.д.), стоимость услуг, создаваемых  студентами в процессе обучения, стоимость  прироста непроизведенных активов (земля, природные ископаемые и др.) в результате изменения рыночной цены и т.д. Предлагались некоторые изменения в классификации расходов на конечные и промежуточные. Если бы эти предложения были реализованы, это привело бы к значительным изменениям в размерах ВВП. Однако Статистическая Комиссия ООН при определении целей пересмотра СНС 1968 г заняла осторожную и прагматическую позицию.
    Целью пересмотра СНС 1993 г была дальнейшая гармонизация системы со смежными разделами  экономической статистики, такими как  платежный баланс, статистика государственных  финансов и др. Эта гармонизация означает, что определения и классификации  от дельных блоков СНС должны быть строго координированы с определениями  и классификациями упомянутых разделов экономической статистики. Например, определения, используемые в счетах "Остального мира", где регистрируются операции с другими странами мира, должны быть координированы с определениями  платежного баланса таким образом, чтобы основные итоги платежного баланса совпадали с основными  итогами счетов "Остального мира".
Другая  цель пересмотра СНС 1993 г состояла в  том, чтобы переделать структуру  счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов. В этой связи  следует отметить, что определение  валового внутреннего продукта несколько  расширено в СНС 1993 г. В частности, в накопление основных фондов включены расходы на геологоразведку, приобретение средств программного обеспечения, оригиналов художественных и литературных произведении. Кроме того, в составе  расходов на накопление предусмотрена  новая статья «Чистое приобретение ценностей», т. е. предметов, обладающих способностью сохранять стоимость  в течение относительно длительного  периода времени (ювелирные изделия, произведения искусства, антиквариат, золото в слитках). Иными словами , ценности обладают такими качествами, за которые инвесторы приобретают  их для сохранения стоимости от инфляции. В новой СНС уточнена трактовка  расходов на военные цели, на деятельность финансовых посредников, усовершенствованы  методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции. После 1993 г начался период внедрения рекомендаций новой СНС в практику стран. Этот период займет (по оценкам экспертов в области национальных счетов) от 5 до 10 лет.
    Некоторые экономисты, констатируя продолжающийся процесс интеграции экономической  информации в рамках СНС, высказывают  мнение, что безграничное расширение СНС делает ее практическую разработку проблематичной, приводит к неизбежному  увеличению числа условных оценок, основанных на условных посылках, перегружает  систему не свойственными ей функциями. Такой точки зрения придерживается, в частности, уже упоминавшийся  немецкий статистик Липпе ~ автор  популярного в Германии учебника «Экономическая статистика* (недавно  вышедшего в свет на русском языке). Он скептически относится к возможности  интеграции статистики окружающей среды  в СНС, целью которой является, в частности, исчисление так называемого  «экологически чистого ВВП». По его  мнению, СНС предназначена прежде всего для анализа экономической  конъюнктуры. Поэтому нельзя без  ущерба для основной цели расширять  СНС, превращая ее в инструмент, который  может быть использован для разных целей. Липпе считает, что побочные цели анализа могут быть достигнуты с помощью так называемой системы  «сателлитных счетов», которые носят  вспомогательный характер и четко  не интегрированы в основную структуру  СНС.
    Такова  история возникновения и развития системы национальных счетов Термин «национальное счетоводство» был  предложен накануне Второй мировой  войны голландским экономистом  Ван Клиффом. Он оказался весьма удачным  и прочно вошел в обиход и специальную  литературу. Этот термин означает счета  для нации в целом. Однако, как  было отмечено выше, в новой СНС 1993 г акцент делается на анализе экономики  секторов экономики, и в этой связи  в процессе пересмотра СНС 1968 г рассматривалась  возможность изменения названия СНС. Но эксперты, принимавшие участие в пере смотре, решили все же сохранить утвердившееся название системы Ван Клифф был изобретателем термина, но не самой системы. В действительности, невозможно назвать имя одного конкретного изобретателя СНС. Выше говорилось об ученых, внесших большой вклад в развитие системы — это Дж. М. Кейнс, Р. Стоун, В.Леонтьев, С. Кузнец, К. Кларк, А. Маршалл. Следует также упомянуть английского экономиста Дж. Хикса, чья концепция дохода положена в основу показателей доходов в СНС 1993 г.. голландского экономиста Тинбергена, разработавшего накануне Второй мировой войны первую экономическую модель делового цикла для экономики в целом, а также норвежского экономиста Фриша, который много сделал для становления национальных счетов Норвегии (1942 г ). В 1939 г Фриш дал следующее определение национальным счетам, которое не утратило своей актуальности и сегодня «Под национальными счетами мы понимаем не только оценки национального дохода за тот или иной период времени или оценки национального богатства на тот или иной момент в смени но в разумной степени полное описание всей экономической деятельности таким образом что оно обеспечивает выявление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса».
    Позднее работу в этой области продолжил  известный норвежский статистик  О. Оукруст, который в 60-х годах  принял активное участие в разработке международного стандарта по национальным счетам. Известный шведский статистик  Э. Линдал внес в 30-х годах заметный вклад в развитие теории национального  счетоводства. Он в частности пытался  представить взаимосвязи между  некоторыми макроэкономическими переменными  с помощью уравнений. Например, взаимосвязь  между доходами и отдельными их компонентами он пред ставил в виде следующего равенства  Е= С + Т + S , где Е - общий доход нации, Т - налоги и другие трансферты переданные за границу, S – сбережения. Другой видный шведский экономист И. Олсон сделал вклад в прояснение трактовки  в национальных счетах некоторых  видов деятельности, и в частности деятельности финансовых учреждении. Олсон полагал, что в схемах СНС могут быть модификации в зависимости от целей и направлении анализа. Так, в 1951 г он предложил две схемы национальных счетов Швеции, одна из них была предназначена для выявления общих результатов экономического процесса, а вторая - для анализа экономической конъюнктуры и экономического цикла, и в отличие от первой, охватывала только операции в денежной форме.
    Итак  отметим основные факторы, определившие главные направления развития СНС  и ее содержания:
    систематическое применение макроэкономической теории;
    введение системы двойной записи экономических операции;
    использование данных СНС для разработки экономической поли тики;
    участие международных экономических организации в разработке международных стандартов в области национальных счетов;
    применение математики и ЭВМ в разработке СНС.
    Наконец, следует сказать несколько слов о роли баланса народного хозяйства  и его влиянии на СНС Баланс народного хозяйства (БНХ) представляет собой систему макроэкономических показателей, основанную на марксистских концепциях, созданную в 20-е годы в СССР для описания и анализа  централизованно планируемой экономики. Структура БНХ соответствовала  той модели экономики, которую он должен был описывать. В данной модели экономики, основан ной на централизованном распределении материальных ресурсов, такие аспекты экономического процесса как распределение доходов операции с финансовыми инструментами  которые так важны в рыночной экономике имеют второстепенное подчиненное значение. Поэтому они  не получили адекватного представления  в БНХ. В центре БНХ находится  баланс производства потребления и  накопления общественного продукта (материальный баланс), с помощью  которого описываются ресурсы и  использование материальных благ. После  Второй мировой воины БНХ стали  применять в других социалистических странах ( Китае Вьетнаме и странах членах СЭВ).
Хотя  схема БНХ предусматривала также  составление финансового баланса (баланс производства распределения, перераспределения  и конечного использования национального  дохода), на практике он не составлялся, главным образом потому, что органы государственного управления не испытывали особой потребности в анализе  движения доходов и финансовых активов. Центральная концепция БНХ - концепция  материального производства - ограничивала сферу экономического производства отраслями материального производства. Это означало, что результаты деятельности в непроизводственной сфере, те в  сфере нематериальных услуг (управление финансы, наука просвещение здравоохранение  культура, искусство жилищно-коммунальное хозяйство и др.), не включались в  оценки национального дохода, а рассматривались  как результаты процесса перераспределения  национального дохода. Таким образом, показатели исчисляемые в рамках БНХ, прямо не сопоставимы с соответствующими показателями СНС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.