На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистический анализ работы образовательной деятельности РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     международных стандартов. Соответствие международным  стандартам является необходимым условием для проведения международных сопоставлений в этой области.
     При разработке такой системы, традиционно, статистика высшего образования формируется отдельно от статистики науки. Однако большой объем научных исследований, проводимых в вузах, и положительное их влияние на весь процесс подготовки специалистов самого высокого уровня предполагает необходимость включения в данную систему блока показателей, отражающих направления и эффективность вузовской науки. Представляется также неправомерным выделение процесса подготовки кадров высшей квалификации через докторантуру и аспирантуру из статистики образования.
     Цель  работы: статистическая оценка образовательной  деятельности РФ.
     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
    Дать определение образовательной деятельности и определить виды образования;
    Изучить Российскую систему образования в современных условиях;
    Определить уровень образования населения и системы показателей в статистике образования.
     Работа  состоит из введения, основной части  – 4 вопросов, заключение, списка использованных источников, приложения. 

 


    Понятие образовательной деятельности. Уровень образования населения.
 
     Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов).
     Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
     Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
     Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. [1]
     Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного  становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
     Образование стало особой сферой социальной жизни  с того времени, когда процесс  передачи знаний и социального опыта  выделился из других видов жизнедеятельности  общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
     В понятии «образованная личность»  каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человек не только не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления. [3]
     История международных  сравнений по статистике образования  начинается в 1853 г. – со времени поведения Международного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификации единицы в области образования, разработка Международной стандартной классификации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравнительный анализ показателей образования по странам мира. [2]
     С целью планирования в сфере образования  и подготовки кадров в качестве классификационной единицы рассматривалось учебное заведение, а позднее, с 1966 г. – учебная программа по ступени и направлению обучения.
     В соответствии с Международной стандартной  классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:
     0 – предшествующая первой ступени  обучения;
     1 – начальное образование;
     2 и 3 – незаконченная и полная  ступени среднего образования  (школьное образование);
     5 – первый этап высшего образования,  не эквивалентный первой университетской степени (степени бакалавра);
     6 – первый этап высшего образования,  дающий право на получение  первой университетской степени  или ее эквивалента;
     7 – второй этап высшего образования,  дающий право на получение  послеуниверситетской степени или ее эквивалента.
     МСКО  выделяет следующие области обучения:
    Педагогические науки и подготовка учителей;
    Гуманитарные науки – изобразительное и прикладное искусство, религия и технология;
    Право и социальные науки: право, социальные и поведенческие науки; управление коммерческой и предпринимательской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;
    Естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и информатика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хозяйство; лесоводство и рыболовство;
    Медицинские науки. [5]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Российская система образования в современных условиях 

     Переход нашей страны от плановой экономики  к экономике «переходного периода» во многом означал переход с плановых рельсов на условия, диктуемые спросом и предложением, в том числе и в социальной сфере. Образование разделилось на бюджетное и платное. Был введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как мерило уровня знаний школьников. Приметой времени стало повсеместное стремление к высшему профессиональному образованию и даже ко второму и третьему высшему образованию при оттоке учащихся из учреждений начального и в несколько меньшей мере - среднего профессионального образования. Все явственнее становится перекос в численности студентов и выпускников в сторону отдельных специальностей (например, юристов и экономистов в ущерб техническим специальностям). Невостребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда - одна из многочисленных реалий сегодняшнего дня. Все эти явления и процессы должны находить адекватное отражение и в статистике образования. При этом необходимо подчеркнуть: интерес ко всем ступеням образования, работе и проблемам всех его учреждений остается неизменно высоким как со стороны руководства страны, так и со стороны широких слоев населения.
     Политика Росстата в этих условиях базируется на 
неукоснительном соблюдении Федерального закона 
«Об образовании», его дополнений и изменений, а так 
же другой нормативно-правовой документации, и ведет 
ся в двух направлениях: первое - унификация форм фе 
дерального статистического наблюдения, их распрост 
ранение на все образовательные учреждения независи 
мо от их формы собственности; второе - ежегодный пе 
ресмотр этих форм с целью учета всех изменений в 
сфере образования и введения новых терминов и поня 
тий. Эта работа ведется в постоянном и тесном взаимо 
действии с Минобрнауки России, а ранее - с Рособра- 
зованием, а также территориальными органами Росста 
та. Необходимо особо подчеркнуть роль Государствен 
ного университета - Высшей школы экономики, и в ча 
стности Института статистических исследований и эко 
номики знаний, в разработке практически нового стати 
стического инструментария по статистике среднего и 
высшего профессионального образования.

     Сбор  и разработка данных по статистике образования производятся по территориальному принципу, то есть учреждение отчитывается тому территориальному органу государственной статистики, на территории которого оно находится. Филиалы и обособленные подразделения учитываются также по месту нахождения (осуществления деятельности). Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию о филиале от имени юридического лица. Вторым основополагающим принципом является использование исключительно сплошного метода наблюдения, при котором респондентами статистического наблюдения являются все без исключения образовательные учреждения. Такой подход не только обеспечивает полноту охвата, но и позволяет строить политику развития сферы образования, расставлять ее приоритеты.
     Формы федерального статистического наблюдения № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования» и № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы высшего профессионального образования» претерпели те же изменения, что и формы по среднему профессиональному образовании, они также распространены на негосударственные учреждения ВПО. Однако имеется и ряд существенных дополнений:
     1) введены показатели, отражающие прием, численность и выпуск по сокращенным (ускоренным) программам бакалавриата и программам подготовки специалиста с разбивкой по направлениям и специальностям;
    введены показатели численности студентов, обучающихся второй год на данном курсе, включая находящихся в академическом отпуске, также по программам: бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры; 
    введен раздел о движении численности студентов, который содержит показатели прибытия и выбытия студентов по различным причинам по программам: бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры, а именно:
 
     
    численность переведнных с других или на другие формы обучения данного образовательного учреждения,
    численность переведнных из других или в другие образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также возвратившихся из числа ранее отчисленных,
    численность возвратившихся или призванных в ряды Вооруженных Сил,
    численность выбывших по болезни,
    численность добровольно оставивших образовательное учреждение, а также
     - отчисленных по неуспеваемости;
    прием, численность и выпуск студентов, получающих второе высшее профессиональное образование на платной основе по программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры;
    введен новый раздел, отражающий результаты приема на обучение по программам магистратуры по условиям этого приема, то есть численность принятых на обучение по программам магистратуры для получения первого ВПО или второго ВПО как по результатам вступительных испытаний, так и на условиях свободного приема. [7]
 
    Важнейшим условием формирования личности выступает  развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, но и содействует развитию предпринимательской деятельности.
    Формирование  информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования. Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования. В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени – ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т.е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса. [4]
     Российская  система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления  личности от 3 до 30 лет, представляет собой  одну из ведущих отраслей экономики (рис.1).  В ней на конец 2009 г. обучалось 35,6 млн. учащихся и студентов, было занято 2,7 млн. работников, функционировало 45,6 тыс. дошкольных учреждений, 53,1 тыс. дневных общеобразовательных школ, 2,6 тыс. начальных профессиональных и 2,9 тыс. средних специальных заведений и 1114 вузов. 
 
 
 

VII ступень                              Учетная степень доктора наук 

 
VI ступень Ученая степень кандидат наук 

 
                                                    Последипломное образование 
               Диплом  Диплом                                          Диплом                      Диплом
              специалиста  о неполном                                 бакалавра          магиста
              с высшим  высшем образовании
             образованием
 
 

V ступень                                  Высшее профессионально образование
Диплом о среднем профессиональном образовании 

               Среднее профессиональное образование
(III) IV ступень                Документы
                                           о начальном
                                          профессиональном                               
                                             образовании                                            Аттестат зрелости


                                         Документы о неполном среднем  образовании  

(II) III ступень  
 

 (I) II ступень                              Начальное образование 

(0) I ступень 
                       Возраст                                                                                                                          Годы обучения
Рис. 1  Система образования в России [5]
     Существует  два подхода к учету предложения  образовательных услуг системой образования. Первый подход – отраслевой, основанный на учете лишь юридических  лиц (учебных заведений); второй подход заключается в учете всего  объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление  второго подхода возможно через  лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического  учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету  части услуг в области образования, которые оказываются физическими  лицами.
     Организация статистики образования в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально - технической базы учебных заведений. [6]
     В середине 90-х гг. Министерством образования  РФ пересмотрены и приняты общероссийские классификации специальностей по начальному профессиональному, среднему профессиональному  и высшему образованию и др., адаптированные к международным  стандартам.
     Внедрение компьютерных технологий расширяет  возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления: создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий; создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Системы показателей в статистике образования. Уровень образования населения. 

     Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:
     1. Население и валовой национальный  продукт.
     2. Грамотность, культура и коммуникации.
     3. Дошкольное образование и доступ  к школьному образованию.
     4. Начальное образование: продолжительность,  население школьного возраста  и доля охваченных таким образованием.
     5. Начальное образование: внутренняя  эффективность.
     6. Среднее образование: продолжительность,  население школьного возраста  и доля охваченных таким обучением.
     7. Преподавательский состав дошкольного,  начального и среднего образования.
     8. Высшее образование: показатели  охвата и распределение студентов  по ступеням МСКО.
     9. Высшее образование: распределение  студентов и выпускников по  областям обучения.
     10. Доля учащихся частных учебных  заведений и государственные  расходы на образование.
     11. Текущие государственные расходы  на образование.
     Социальная  значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения  в целом обусловила включение  данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира. [9]
     Индекс  уровня образования является интегральным показателем, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:
    Индекс грамотности взрослого населения
 
 
     где Угр – уровень грамотности;
    Совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней
 
 
     Где Упост – численность поступивших.
     Индекс  достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса: 
 

     Одна  из ведущих задач статистики заключается  измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференции и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
     Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяется критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.
     В современных условия стали актуальны  проблемы:
    Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
    Выявление приоритетов в развитии системы обучения;
    Выработки понятия и методики измерения качества образования.
     Совершенствуется  и методика международных сопоставлений  в этой области, проводимых ЮНЕСКО и  ПРООН. [11]
     При проведении переписи населения фиксируется  уровень образования каждого  респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписках отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведениях (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
     На  основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К  первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее распространенными показателями здесь являются:
    Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;
    Уровень грамотности среди взрослых;
    Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
    Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;
    Средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего – к 15.
     Обобщающие  показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе – численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе- численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. 
Наиболее распространенные из этих показателей включают:

    Брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения – долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
    Охват (общий и частный, валовой и чистый) – отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной  группе, соответствующей данной ступени образования;
    Долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. [10]
     Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.
     Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25—45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15—20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения: 

     где средний уровень образования в j-й группе;
          wj – доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную.
     В результате отмеченных процессов общий  и частные показатели охвата молодежи образованием имеют разнонаправленные тенденции в динамике. На первой стадии — роста спроса на образовательные услуги в связи с увеличением демографического давления на систему обучения частные (по каждой ступени) показатели охвата могут сокращаться, а общий показатель может возрастать за счет стабильного роста доли детей, получающих начальное образование, при котором показатели охвата наивысшие (относительный структурный рост). Наоборот, на второй стадии — снижения спроса на образовательные услуги частные показатели охвата могут возрасти, а общий показатель — снизится в результате стабильного роста доли молодежи, получающей начальное профессиональное образование, при котором показатель охвата наименьший (относительно более ранних ступеней обучения). Такие разнонаправленные тенденции в динамике показателей охвата затрудняют международные сопоставления в этой области. При этом различные группы стран (развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой) находятся на разных стадиях демографического развития, что влияет на динамику показателей охвата молодежи обучением .[13]
     В зависимости от тенденций в демографических  процессах выделяются различные  стадии в развитии системы образования  в целом, определяются приоритетные ступени обучения. Стабильность функционирования системы образования определяется устойчивостью динамики численности родившихся с определенным временным лагом. Россия на рубеже веков находится на переходе от первой ко второй стадии. В начале нового тысячелетия постепенно будет сокращаться спрос на услуги начального и основного образования, расти спрос на услуги профессионального образования. [14]
     Материалы переписей населения позволяют  также изучить образовательный статус семей, выделяя гомогенные и гетерогенные семьи (с одинаковым и различным уровнем образования супругов). Проанализировать сочетания в уровне образования супругов в гетерогенных семья, преемственность образования между поколениями.
     На  уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенном Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии. [12]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.