На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Особенности личности и ценностно-мотивационной сферы лиц с речевыми расстройствами

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности личности и ценностно-мотивационной сферы лиц с речевыми расстройствами
 
 
Словарь 'Психология' (1990) дает такое определение: 'Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности'.
Ядром личности является ценностное, организующее начало. Приписывая человеку сознательное (или несознательное) поведение, мы, в сущности, подразумеваем  его упорядоченность, направленность, определяемую его системой ценностей. Без направленности невозможны высшие психические функции и сознание. Ценности человека имеют сложную  иерархическую организацию, формируются  в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью. Только потому, что у нас есть ценности, мы проявляем различную активность (движемся, совершаем поступки, действуем), а индикатором сохранности наших ценностей (жизни, близких, самореализации) являются чувства. Поэтому при оценке личности большое значение придается эмоциям. Это отчетливо проявляется в ситуациях, которые угрожают нам потерей ценностей, например, болезни или речевого дефекта. Только те события, которые затрагивают наши ценности, способны вырабатывать активное отношение к ним, приводят к изменениям познавательной сферы и поведения. При этом и сами личностные характеристики, прежде всего ценности, могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств, преломляясь через наш интеллект и поведение.
Эмоциональная составляющая внутренней картины речевого дефекта  есть проявление действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности к имеющейся  ситуации. Она определяется тем. насколько  конкретная ситуация позволяет реализовать  жизненные ценности субъекта, соответствует  удовлетворению его потребностей. Как  программа адаптивного поведения  внутренняя картина дефекта формируется  под влиянием ценностных образований  личности, которые играют ключевую роль в ее становлении, в том числе  при речевой патологии.
Поэтому практический психолог и логопед должны:
1) оценить степень фиксации на имеющемся у человека речевом дефекте;
2) выявить наличие и степень тревоги и страхов (логофобии);
3) установить адекватность оценки своего речевого дефекта и своего функционального состояния;
4) выявить характер его общих ценностных ориентации;
5) оценить уровень общих и речевых притязаний:
6) определить систему жизненных отношений.
 
Фиксированность на дефекте
 
Существенной характеристикой  больных, страдающих заиканием, является  фиксация   на   дефекте  речи, которая проявляется не только в субъективной переоценке его тяжести, но и в тенденции избирательно и неадекватно переживать и интерпретировать любое событие, связанное с речевым общением. При этом у ряда пациентов можно говорить о “патологической  фиксации  на речевом  дефекте ”, у других она не носит столь выраженный характер, в меньшей степени определяет их поведение, способы эмоционального реагирования и установки. Лишь в редких случаях можно говорить о полном ее отсутствии.
В чём выражается фиксированность? При всем многообразии индивидуальных проблем, вариантов коммуникативного поведения, во взаимодействии заикающихся  обращает на себя внимание одна существенная черта: ситуация общения оценивается  и строится большинством из них прежде всего с точки зрения того, как  в ней говорится, т.е. на основании  субъективно значимого признака. В этой связи развивается тенденция  к монологической речи, неудовлетворенное  стремление к ней и своеобразная идеализация ее наиболее распространенных форм. Образцом для подражания, предметом  желаний является выступление перед  аудиторией с докладом или лекцией; особое внимание и зависть вызывают легко, много и гладко говорящие  люди и т.д. У большинства заикающихся  стремление говорить настолько велико, что оно невольно подменяет собой  потребность общаться, быть партнером  по взаимодействию. В известном смысле, пациенты фиксированы не только на дефекте речи, но и на вербальной сфере в целом. С этим связано  их недостаточное, редуцированное участие  в общении на невербальном уровне, бедность экспрессивного поведения  и низкая социально- перцептивная компетентность. При наблюдении за невербальными составляющими общения в психотерапевтической группе, т.е. в процессе естественной коммуникации, обращает на себя внимание тот факт, что мимика и пантомимика заикающегося часто отражает его реакцию не на партнера по взаимодействию, а на собственные ощущения, связанные с речевыми трудностями (т.е. носят аутокоммуникативный характер). При этом часто прекращается визуальный контакт с партнером или аудиторией, многие выразительные возможности не используются, невербальные составляющие общения оказываются как бы “в тени”. В силу сосредоточенности на собственных ощущениях восприятие реального партнера и его реакции также обеднено, контакт с ним неполон, поскольку не опирается на весь объем наблюдаемого коммуникативного поведения. Точность восприятия и интерпретации экспрессии слушателя снижаются также и потому, что наблюдение в значительной степени ориентировано на возможную оценку речи говорящего, а не на потенциальный диалог. (Леонид Маркович Кроль, Екатерина Львовна Михайлова О ТОМ, ЧТО В ЗЕРКАЛАХ Очерки групповой психотерапии и тренинга)
 
 
 
              Эмоции как часть механизма психической адаптации способствуют запуску психической адаптации и её коррекции в случае недостаточной успешности. В самом общем виде выделяют две основные функции эмоций: отражение в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций; регуляция психической деятельности.
Эмоции проявляются в  форме различных переживаний, среди  них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов дяетельности человека. И о которой следует поговорить более подробно. Последствия тревоги изменяются в зависимости от ее степени и сложности деятельности. Речь особенно чувствительна к влиянию тревоги. Кроме того, одни люди склонны проявлять тревогу всегда и везде, другие обнаруживают ее лишь время от времени, в зависимости от обстоятельств.
Определение уровня тревоги заикающихся имеет  особое значение, потому что при  повышении психоэмоционального  напряжения их речь становится значительно  хуже и количество запинок увеличивается. Достоверно установлено нарастание тревоги с увеличением возраста заикающихся. Наиболее выраженные и стойкие - переживания по поводу техники речи (собственно речевого дефекта), причем психическая реакция на свой речевой дефект носит адекватный этому дефекту характер.
Дефект речи и переживания  по его поводу находятся в сложных  взаимоотношениях. В одних случаях  тревожность рассматривают как  предрасполагающий к заболеванию  фактор, в других речь идет только о  реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание.
 
 
Тревога, страхи и  психологические защиты
 
Давайте вспомним, что такое  тревога? Как она проявляется в чём выражается? И почему так важно говорить о ней в рамках рассмотрения развития личности детей с патологиями речи? Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего–то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Одно из наиболее значимых личностных проявлений любой формы  психической дезадаптации - тревожность. Это интегральное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.
Первый - так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно даже играет свою положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность; это чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.
Второй  вид - так называемая личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе  и в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Хорошо  известно, что представления человека о своей болезни, тревожность  по поводу своего дефекта, особенно сформированные в целостную концепцию, оказывают  существенное влияние на его характер и поведение. В случае речевых расстройств, в наибольшей степени при заикании и афазии, переживания больного носят весьма разнообразный характер.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. В каждом возрастном периоде определенные объекты действительности вызывают повышенную тревогу у большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Эти возрастные показатели тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей: например, у детей младшего подросткового  возраста тревожность возникает  в общении со взрослыми, в ранней юности ее вызывают мысли о будущем  и проблемы, связанные с отношениями  полов.
У тревожных  детей повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Типичная причина этих проявлений ~ завышенные требования к ребенку  со стороны родителей и особенно их склонность к наказаниям и унижению его достоинства.
Тревожные дети очень болезненно реагируют  на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой  испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены; речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
В наиболее тяжелых случаях у ребенка  формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение  и серьезно препятствует исправлению  речевого дефекта.
Тревожность, как следствие любого дискомфорта, проявляется в поведении и системе отношений: к себе самому (в самооценке), к окружающим и к своему дефекту. Данные о тревожности детей с речевыми расстройствами немногочисленны..
Исследования, проведенные авторами на группе дошкольников с речевыми нарушениями, показали, что  у них, как и у здоровых детей, показатели отклонения от аутогенной нормы соответствуют эталону  нервно-психического благополучия, который  находится в диапазоне 12-20 баллов. Однако у дошкольников с речевыми нарушениями показатель выше на 0, 6 баллов, что демонстрирует тенденцию  к большей выраженности у них  дезадаптивных качеств, таких как  напряженность, зажатость, преобладание негативных и астенических переживаний.
Вместе  с тем средние показатели работоспособности  этой группы заметно ниже, чем у  здоровых детей, что свидетельствует  о тенденции к перевозбуждению  и эмоциональному напряжению. По средним показателям работоспособности группа дошкольников из массовых детских садов более однородна, тогда как у их ровесников с речевыми нарушениями работоспособность колеблется от дремотного состояния с вялой умственной активностью до состояния эйфории.
У детей  с экспрессивной алалией часто  наблюдаются патологические черты  невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное  состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.
Развитие  личности ребенка с моторной алалией  оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его  всячески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограничивает его коммуникации, столь необходимые  для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса (ухудшение восприятия, снижение и неустойчивость внимания), пространственного и временного синтеза, праксиса (продуктивной деятельности), т.е. психических качеств, опосредованных речью.
Для них  характерны недостаточность мотивационной  и эмоционально-волевой сферы, сниженная  наблюдательность, психофизическая  расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной познавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях. Дети с экспрессивной алалией тяжело переживают свой дефект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на развитие личности ребенка.
Дети с импрессивной алалией  трудно воспринимают информацию. Они  не могут долго слушать, когда  им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок  осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует  часто импульсивно.
Повышенная  речевая активность не компенсирует познавательных и коммуникативных  трудностей, так как ребенок не может ее контролировать. В свою очередь, осваиваемая им речь не может  служить основой для своевременного формирования других высших психических  функций, в частности эмоционально-волевых  качеств. Образуется порочный круг, который  может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога.
 
 
Самооценка
 
В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.
Примерно  половина из каждой группы детей адекватно  оценивают свои возможности (соответственно 47 % детей со стертой дизартрией и 50% здоровых детей).
Среди дошкольников с речевыми нарушениями  по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для  которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется  в большей тревожности и неуверенности  в себе.
Вместе с тем среди здоровых детей оказалось склонных переценивать себя почти в три раза больше, чем среди дошкольников с речевыми нарушениями (соответственно 13 и 33 %). То есть в среднем дети, страдающие речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению со здоровыми детьми осторожность в оценке своих качеств. Можно предположить, что причина этого - в объективных трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни. Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости. По-видимому, это свидетельствует о том, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства.
Одинаково неудовлетворены  обе группы детей своим вниманием, оценивая его хуже всего, что является реакцией на постоянные требования к  детям со стороны взрослых. Также весьма низко оценивают дошкольники с речевыми нарушениями свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается здоровых детей, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.
Отметим также, что самооценки дошкольников с речевыми нарушениями более низкие, чем у здоровых детей, и менее дифференцированны. Вместе с тем корреляция самооценок неречевых характеристик с тяжестью дефекта отсутствует.
Исследование самооценки заикающихся (степени неудовлетворенности  различными качествами по 9-балльной шкале - чем выше балл, тем больше неудовлетворенность) позволили сопоставить степень  субъективной неудовлетворенности  своей речью с аналогичным  показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические  процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся (6, 22 балла) по сравнению с другими характеристиками, в частности, общим здоровьем (3, 96 балла) (Р=0), тогда как лица без речевой патологии ниже всего оценивают свое здоровье и память (3, 84 и 3, 87 балла) и лучше всего - речь (3, 16 балла) (Р =0, 049). Также установлено, что заикающиеся в среднем достоверно хуже, чем здоровые, оценивают все свои качества. Удалось показать, что самооценка речи заикающихся коррелирует с тяжестью речевого дефекта (Р<0, 01), но такого соответствия самооценок не наблюдается с другими характеристиками, в том числе с объективными показателями памяти и внимания.
Заикающиеся связывают жизненный успех по преимуществу с возможностью преодоления своего дефекта, а в качестве средства преодоления на первое место ставят свойства личности.
Отмечено, что у заикающихся может наблюдаться  различная мера адекватности оценки степени своего речевого дефекта.
Как известно из исследований анамнестических данных заикающихся, самые сильные переживания они испытывают в различных бытовых ситуациях. Наиболее трудна для них быстрая речь, начало речи, жесткий порядок слов, необходимость заговорить первым, монологическая и свободная речь. Так, например, быстрая речь страдает у 80 % заикающихся, а медленная только у 13 % (соотношение - 80:13); начало речи - у 71 %, окончание - у 25 % (соотношение - 71:25); проза - у 47%, стихотворная речь - у 16 % (соотношение - 47:16); монолог - у 53 %, диалог - у 39 % (соотношение - 53:39); крик - у 25 %, тихая речь - у 14% и шепот - у 9 % (соотношение - 25:14 и 25:9).
Заикающиеся дети по сравнению со взрослыми в меньшей мере осознают свои переживания, в том числе наличие вегетативных реакций, во время речи. Часто на вопрос о таких переживаниях они отвечают отрицательно, но при более детальном расспросе удается установить наличие у них тревоги, страха и, например, тахикардии или гипергидроза (потливости) ладоней. Интересно, что 73 % заикающихся считают, что речь улучшается, если человек, с которым они общаются, не знает об их речевом дефекте. Некоторые из них утверждают, что в присутствии определенных людей они могли говорить совершенно без запинок, до тех пор пока те не узнавали об их заикании. 60 % заикающихся отмечают улучшение речи, когда они находятся в состоянии полного безразличия, 42 % из них находят, что их речь улучшается, когда они чем-то сильно рассержены или разгневаны, активно и убежденно защищают кого-то или что-то важное для них. Просто сильное возбуждение улучшает речь только у 25 % заикающихся, и всего 13 % отмечают, что психологическая мобилизация во время ответственного выступления заметно улучшает речь.
Помимо специфической реакции на речевой дефект можно предполагать также изменение всей системы отношений больного, которая включает в себя знания о болезни, на осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на жизненное функционирование, на эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. От системы отношений больного человека к своему дефекту зависит избираемая им тактика адаптивного поведения; он активно борется за свое здоровье; соглашается с ролью больного; отвергает болезнь или находит какие-то иные защитно-приспособительные механизмы.
Полученные с помощью  различных методик данные выявили, что с возрастом у детей уменьшаются ощущения степени 'подавления' себя речевым дефектом, изменяются их отношения с 'Заиканием' - от пассивного подчинения, 'страдательной позиции', до активной борьбы. Поэтому в рисунках (проективная методика 'Я и Заикание'), прежде всего мальчики, часто изображают себя нападающими с оружием в руках на Заикание, которое в этих рисунках достаточно часто имеет вид чудовища, например, дракона
В среднем 65 % заикающихся  признают наличие страхов и 68 % - чувства  вины. Страх по поводу речи занимает центральное положение в большинстве  групп, причем достигает максимума  у старших школьников, а у взрослых несколько уменьшается. При этом у детей он носит более конкретный характер и связан с такими ситуациями, как ответ на уроке у доски, разговор с товарищем, начало речи. Полученные данные свидетельствуют о том, что заикающимся свойственны различные страхи в раннем детстве, которые постепенно утрачивают свою актуальность с возрастом, уступая место Специфическому 'страху речи'. Зная эту закономерность, можно определять направленность психотерапии заикающихся разного возраста.
Поскольку наличие у заикающихся  чувства вины, склонности осуждать себя отмечают многие авторы, рассмотрим структуру этих переживаний. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что категории чувства вины в значительной мере сходны с категориями страхов. Это переживания по поводу своей речи, социально ориентированные переживания, в частности, по отношению к родителям (в связи с грубым отношением к ним, неблагодарностью, ссорами), ориентированные на самого себя (отболее или менее 'нейтральных', непреднамеренных ошибок и 'слабостей' до склонности причинять сознательное зло: ложь, обман, воровство). Как и в проекции страхов, выделяется своеобразное безадресное чувство вины, т. е. готовность признавать свою виновность в самом общем виде, например, при любом обвинении с чьей-либо стороны. Эти данные согласуются с результатами теста оценки фрустрационной толерантности. Следует отметить, что в некоторых случаях вина явно имеет давнее происхождение, длительное время (много лет) переживается заикающимся как актуальная, в частности это выражается в отказе назвать ее, что подчеркивает интенсивность переживания.
Особого внимания заслуживает достаточно высокий  процент во всех возрастных категориях (кроме женщин) заикающихся, считающих  себя виновными в наличии своего речевого дефекта. Далеко не во всех случаях  можно найти внешний источник самообвинения, например, упреки родителей  или кого-либо из окружающих. Чаше всего  подобное восприятие себя обусловлено  индивидуальным психологическим складом, программами адаптивного поведения.
 
 
Ценностные ориентации
 
Ценностная  ориентация- избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Ценностно-мотивационный аспект определяет направленность поведения и включение тех или иных механизмов при необходимости его изменения. К этому аспекту непосредственно примыкают тревожные переживания - они связываются с требующими достижения ценностями и результатами конкретного поведения, направленного на их обеспечение. Ценностные образования личности в значительной мере и определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством.
Ценностная  ориентация человека с нарушенной речью  может быть обращена на самого себя, на окружающий мир и на свой дефект.
Клинические наблюдения и литературные данные свидетельствуют  о том, что при расстройствах  речи может нарушаться вся система  ценностей, так как этот дефект, затрудняя  общение с внешним миром, каким-то нежелательным образом изменяет самого человека, в том числе и  его самовосприятие. Но, по-видимому, это зависит от тяжести дефекта и личностных особенностей человека.
Наиболее известна концепция  ценностей, предложенная М.Рокичем. Он относит их к категории убеждений, которые, с его точки зрения, в конечном счете определяют предпочитаемое субъектом поведение. Критериями их формирования могут быть личные или социально обусловленные нормы.
М.Рокич различает терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности ближе всего к целям  человека, это объекты его устремлений (здоровье, материальные ценности, общение  с друзьями и др.). Инструментальные ценности относятся к разряду  убежденности в том, что тот или  иной образ действий, например, самозащита, трудолюбие, открытое выражение чувств, предпочтительны другим образам  действий независимо от конкретных ситуаций.
Ценностные ориентации взрослых заикающихся в сравнении со здоровыми  взрослыми были исследованы с  помощью методики Рокича в модификации  В.И.Суслова (1992). Всего было обследовано  пять групп взрослых, у которых  общая, наиболее универсальная система  ценностей имеет достаточно устойчивый, сформировавшийся характер: 59 заикающихся, две группы студентов (50 психологов и 43 педагога), 20 логопедов и 20 артистов. Несмотря на наличие определенного  сходства общих ценностей, исследование выявило ряд представляющих интерес  различий по ряду характеристик. Наиболее близки к заикающимся по возрасту студенты. Жизненные установки логопедов  полезно было сравнить с таковыми у заикающихся, поскольку они  в определенной мере должны влиять на характер взаимоотношений с последними и определять успех лечения. От лиц  артистических профессий (работников киностудии) можно было ожидать повышенной эмоциональной неустойчивости, сближающей их с заикающимися.
Удалось установить, что общие ценности заикающихся близки к ценностям лиц без речевых нарушений, в частности, это проявляется в отношении здоровья, которое они, как и другие категории испытуемых, чаще всего ставят на первое или второе место.
Дополнительно была осуществлена объективация терминальных ценностей  заикающихся с помощью цветового  теста отношений, разработанного в  Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева. Этот тест позволяет  характеризовать неосознаваемые отношения. Испытуемым предлагается обозначить каждую из ценностей тем или иным из восьми цветов теста М.Люшера. В результате каждый цвет приобретал свое шкальное значение как мера оценки приемлемости, предпочтения того или иного объекта, с которым субъект связывает  данный цвет. Например, если испытуемый при раскладывании цветов М.Люшера первым выкладывал зеленый цвет, а  затем обозначал этим цветом здоровье, то здоровье ставилось на первое место  в иерархии ценностей и так  далее. В результате обследования было установлено, что ранговая корреляция сознательного и неосознаваемого  ранжирования терминальных ценностей  заикающимися составляет величину 0, 903 и является достоверной на высоком  уровне значимости (Р<0, 001), т.е. между  ними нет расхождения.
Результаты факторного анализа  показали, что объективированные  цветами ценности оказались у  заикающихся еще более социально  нормированными, чем при прямом их ранжировании. В двух наиболее мощных факторах ведущую роль играют знания, мораль и интересная работа, противопоставляемые  материальным ценностям, признанию  и даже здоровью. Только в третьем  факторе положительный вес приобретает  любовь, но в сочетании с моралью, противопоставляемая знаниям и  общению с друзьями.
Анализ структуры ценностей  с помощью метода главных компонент  показал, что здоровье для заикающихся  в целом имеет большее значение, чем для лиц без речевых  нарушений. Вместе с тем в ситуации, когда происходит непосредственное сопоставление общего здоровья и  нарушения речи (данные методики Дембо-Рубинштейн), они противопоставляются заикающимися. Таким образом, взрослые заикающиеся  осознают своеобразие своего речевого дефекта, в целом относя его к  нарушениям здоровья, связывают его  с определенным, в значительной мере социально ориентированным комплексом ценностей (счастьем, возможностью успехов  в трудовой и общественной жизни  и так далее).
Некоторые дополнительные данные, характеризующие ценности заикающихся, удалось получить при рассмотрении того, каким цветом 'красят' они ту или иную из них. Прежде всего обращает на себя внимание то, что испытуемые приписывают цвета различным  ценностям не случайно, видна отчетливая избирательность. При этом предпочтение цветов в группе мужчин существенно отличалось от предпочтения их женщинами. Совпадения наблюдаются только в некоторых случаях. Так, знаниям те и другие предпочитают приписывать серый цвет (мужчины в 23, 9, а женщины в 23, 1 % случаев). Идеология чаще всего мужчинами (23, 9 %) и особенно женщинами (38, 5 %) связывается с черн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.