На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие социального института. Типы и функции социальных институтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Глава 1. Понятие социального института. Типы и функции социальных институтов 

       Устойчивость  социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными  отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
       Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти  роли и статусы предписывают индивидам  правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы  на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
       Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.
       Социальный  институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и  ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.
       Типология социальных институтов:
       Фундаментальных, то есть принципиально важных для  существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные  исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно  соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять  эту потребность. Укажем здесь следующие  социальные институты и соответствующие  им социально значимые потребности:
       1. Институт семьи и брака удовлетворяет  социальную потребность в воспроизводстве  и первичной социализации населения.
       2. Политические институты удовлетворяет  социальную потребность в обеспечении  управления, координировании общественных  процессов, социальном порядке  и сохранении социальной стабильности.
       3. Экономические институты удовлетворяет  социальную потребность в материальном  обеспечении существования общества.
       4. Институт культуры удовлетворяет  социальную потребность в аккумуляции  и передаче знаний, структуризации  индивидуального опыта, сохранении  универсальных мировоззренческих  установок; в современном обществе  важной задачей становится вторичная  социализация, чаще всего связанная  с образованием.
       5. Институт религии (церковь) удовлетворяет  социальную потребность в обеспечении,  структуризации духовной жизни.
       Структура социальных институтов
       Каждый  из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую  из множества подсистем, которые  также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной  власти в рамках политического института.
       Социальные  институты - это постоянно развивающиеся  системы. Более того, в обществе постоянно  идет процесс формирования новых  социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс  состоит из нескольких последовательных этапов:
        - возникновение социально значимой  потребности, удовлетворение которой  требует совместных организованных  действий определенного числа  индивидов;
        - осознание общих целей, достижение  которых должно приводить к  удовлетворению основной потребности;
        - выработка в ходе стихийного  социального взаимодействия, часто  осуществляемого методом проб  и ошибок, социальных норм, правил;
        - появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
        - установление системы санкций  для поддержания исполнения норм  и правил, регулирования совместной  деятельности;
        - создание и усовершенствование  системы статусов и ролей, охватывающих  всех без исключения членов  института.
         В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные  периоды времени, как это было, например, с институтом образования,  любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
        - набор социальных ролей и  статусов;
        - социальные нормы и санкции,  регулирующие функционирование  данной социальной структуры;
        - совокупность организаций и  учреждений, функционирующих в рамках  данного социального института;
        - необходимые материальные и  культурные ресурсы, обеспечивающие  функционирование данного социального  института.
         Кроме того, к структуре, в известной  мере, можно отнести и специфическую  функцию института, которая удовлетворяет  одну из базовых потребностей  общества.
       Функции социальных институтов:
       Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические  функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального  института являются именно эти профилирующие  социально значимые функции, о которых  уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые  присущи социальному институту  как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание  функционирования самого социального  института. Среди них можно выделить следующие:
       - Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества;
       - Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач;
       - Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность;
       - Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института;
       Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может  носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения  латентных функций является очень  важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.
 


       Глава 2. Социальный институт как нормативная система 

       Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества. Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой  связаны друг с другом и выполняют определенные функции озволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.
       Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени, именно благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранилось духовное единство нации, этическое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.
       В начале 20 века Т. Веблен  определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных  норм, в которых воплощены образ мысли и  образ  жизни  людей  и  которые  передаются  из  поколения  в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную  конфигурацию  обычаев,  традиций,  верований, установок, правил - регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
       Обычаи  представляют  собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются  настолько привычной частью жизни, что их редко замечают. Некоторые обычаи, например,   встречи   выпускников какого-нибудь учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече, пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные – привычками. Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь.
       Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
       Условности  – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
       Этикет  – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет. Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания  и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность.
 


Глава 3.Социальный институт как организация 

         С социальными институтами тесно  связаны социальные организации.  Социальная организация — это  в широком смысле любая организация  в обществе; в узком смысле  — социальная подсистема организации.
       Термин  «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
       Организация как элемент социальной структуры
       В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В  этом плане социальная организация  понимается как структуры система  отношений, объединяющих какое-то число  таких элементов, например, индивидов (групп) для достижения определенной цели.
       Понятие «организация» употребляют в  экономике, биологии, кибернетике, многих других науках, а такие в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в форме производственных, религиозных, национальных, научных  организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация  оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и  координированно реализующую общую цель1.
       Группа  людей в форме социальной организации  получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности  людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его  положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт.
       Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее  и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой  одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения  людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
       Члены организации распределяются по иерархической  лестнице соответственно ролям и  статусам. Таким образом, социальная организация — это сложная  система связанных между собой  социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность  индивиду реализовать свои потребности  и интересы в тех границах, которые  устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.
       Характерная черта организации, как считает  А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации  по функциональному признаку. Организации  строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются  управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали  обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность  и стабильность функционирования.
       Характерная черта организации—управляющие  подсистемы формируют свои механизмы  и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.
       В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или  внутриорганизационные нормы, которые  создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти  институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия.
       Организации различаются в соответствии с  основными сферами жизнедеятельности  общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно  различных подсистем. Так, в производственной организации, как правило, имеются  техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в  социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями  конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет  к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как  человеческая общность. В свою очередь, каждый индивид предъявляет к  организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального  и статусного роста, создание условий  для развития его личности. Взаимодействие этих требований — один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.
       Как правило, социальная организация —  это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем  и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно  отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, приростом  дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации  превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в  результате того, что организация  интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность  усилий этих субъектов дает прирост  энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое  качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более  узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить  эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели — управляющая подсистема координирует действия людей.
       Типология социальных организаций
       Социологи-специалисты  дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и  неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.
       Формальная  организация, как правило, возникает  в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща  глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами  и т.д. Разделение труда выступает  как система статусов — должностей, а каждая из них наделена определенными  функциями. В такой организации  строго упорядочиваются должностные  статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель — подчиненные.
       Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая  информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения  зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как  правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются  никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.
       Одним из первых ввел в социологию категорию  формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как  правило, стремится превратиться в  бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает следующие свойства: управленческая деятельность совершается постоянно; существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, выполняющего административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.
         Вебер утверждал, что главное  достоинство бюрократии — высокая  хозяйственная и экономическая  эффективность. Ее обеспечивают  точность и быстрота в работе, знания и постоянство управленческого  процесса, служебная тайна и субординация, единоначалие и экономичность,  сведение к минимуму конфликтов  и уважение профессионализма  коллег. Таковы, по Веберу, главные  достоинства бюрократического управления  организацией.
       Но  уже в конце XIX и в начале XX вв. он высказал немало верных мыслей относительно опасности, которую несет в себе усиление бюрократии в формальных организациях, в обществе в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он называл игнорирование специфики конфликтных ситуаций, деятельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. отсутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью. Чтобы бороться с этими и другими негативными тенденциями в деятельности бюрократии, ученый предлагал, как отмечалось выше, систему контроля, гарантий, ограничивающих власть бюрократов. Одним из условий, порождающих всевластие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности. Это положение, безусловно, справедливо.
       Точка зрения Вебера на роль бюрократии в  формальной организации, в обществе подвергалась и подвергается основательной  критике, хотя в последние десятилетия  наблюдается своего рода ренессанс  его идей, которые освобождаются  от устаревших представлений, модернизируются. Например, разделяют власть бюрократа  и власть специалиста: первому подчиняются  в силу приказа, второму — в  силу авторитета, признания его профессиональной подготовки, глубокого знания дела. Поэтому подчинение во втором случае добровольное, тогда как в первом — принудительное. Какому способу  управления отдать предпочтение, какой  стиль руководства эффективнее  — вопрос далеко не праздный. В нынешнем обществе информационной цивилизации  острой проблемой оказывается определение  самостоятельности специалистов. Считают, что эта самостоятельность должна проявляться в оперативной формулировке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, использовании знаний и контроле исполнения.
       Проблема  противоречия между бюрократической  организацией управления и творческой работой, предполагающей восприимчивость  ко всем новшествам — это вопрос выживаемости любой формальной организации  в условиях рыночной экономики. Готовность организации признать и внедрить нововведение в немалой степени  зависит от наличия в организации  таких норм и правил, которые поощряют творческую деятельность. Даже в традиционных обществах существуют нормы, которые  поощряют (материально и морально) творческую, конструктивную деятельность субъектов формальных организаций (например, кружки качества в Японии). Но всюду, в техногенных или традиционных обществах, всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии. Французский  социолог М. Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям (иерархия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, решать судьбы вверенных субъектов, определять экономическую, социальную политику — слишком лакомый кусок, чтобы можно было легко от него отказаться). Наделенный соответствующими полномочиями чиновник считает действия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам, внутреннему распорядку организации, учреждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санкциям. Такой подход к оценке деятельности подчиненных не поощряет творчества, культивирует конформизм поведения, мышления, приучает жить по принципу: «Чего изволите? Как скажете, так и сделаю».
         Американские исследователи П.  Блау и Т. Скотт справедливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах. Разнородность задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения новинок техники и технологии, большей оптимизации управления, но затрудняет руководство. Проведя эксперименты, собрав большой эмпирический материал, они доказали, что организации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. А группы, решающие сложные проблемы, носящие комплексный характер, показывают лучшие результаты не при иерархической, а при горизонтальной структуре организации, когда организационные отношения более демократичны, менее заформализованы.
         Бюрократия стремится к тому, чтобы вывести за скобки, исключить  собственно личные интересы субъектов,  занятых в сфере управления, перевести  эти интересы во всеобщие интересы  организации. Материальные интересы  индивидов связаны не столько  с задачами, целями организации,  сколько с существованием конкретных  подразделений организации, формами  их существования, регламентации.  В свое время Маркс говорил  о существовании особого корпоративного  интереса бюрократии в государстве.  В таком случае цели формальной  организации превращаются в средства  поддержания ее устойчивости, материальных  интересов правящей элиты.
       В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации — это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.
       Член  неформальной организации более  самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает  большей свободой в выборе формы  поведения, взаимодействия с другими  индивидами организации, группы. Это  взаимодействие в большей степени  зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими  субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических  и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в  таких организациях или группах  нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее  устойчива, более пластична и  подвержена изменениям. Ее структура  и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.