На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль космизма в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
1. Понятие космизма в русской философии.............................................С.3
2. Основные направления проблемы человека у космистов …..............С.6
              2.1. Идея глобализации в космизме ….............................................С.6
              2.2. Идея регуляции и объединения с природой ….........................С.7
              2.3. Проблема выхода человека в космос ….....................................С.9
              2.4. Идея бессмертия человека ….....................................................С.10
              2.5. Отношение человека и религии …............................................С.13
              2.6. Проблема смысла жизни в философской концепции
              Франка …........................................................................................... С.14
3. Место и роль космизма в современном мире …...................................С.16
Список литературы ….................................................................................С.19 
1. Понятие космизма в русской философии.
Развитие мировой философии представляет собой целостный процесс, закономерности которого непосредственно взаимосвязаны с закономерностями развития общества и культуры и главный смысл которого - в решении все новых и новых проблем, встающих перед человеком в истории. В силу неоднородности исторического генезиса разных стран и народов развитие философии также обладает существенной неоднородностью, и одной из важнейших задач историка является определение специфических черт той или иной национальной школы в рамках мировой философии.
Для России эта проблема имеет особенно большое значение в связи с тем известным фактом, что ее историческое и культурное развитие отличалось существенной неравномерностью и непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы. Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли, значительное явление духовной культуры человечества.
Русская философия сформировалась под влиянием двух начал: славянской философско-мифологической традиции и греко-византийской религиозно-философской традиции. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений и идей. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное своеобразие.
Россия представляет собой огромный «Востоко-Запад», находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов.
Русская философия в концептуально-категориальном плане имеет свою оригинальную теорию, основой которой стали метафизика, онтология, гносеология, антропология, социальная философия и т.д.
Изучение русской философии дает возможность осмыслить духовное и религиозное прошлое нашего народа, осознать его место в истории человечества и увидеть ориентиры своего будущего.
Хотелось бы отметить особенности русской философии:
1. обращенность к человеку, его положению и судьбе;
2. русская идея (славянофилы и западники) – особая историческая миссия России;
3. социальная проблематика (проекты социальных преобразований);
4. обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: Что делать? Кто виноват?);
5. идея соборности;
6. малое количество философских работ (философские идеи распространяются через публицистику, письма, художественную литературу – Л.Толстой, Ф.М.Достоевский);
7. трагическое взаимодействие с государством (судьба А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Бердяева, Г.Г.Шпета, П.А.Флоренского и др.);
8. особое отношение философии и религии (православие против философии);
9. обращенность к Космосу и др.
Проблема человека – одна из самых важных в философии. Она актуальна особенно в переломные периоды развития общества, когда остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека.  И к данной проблеме русские философы обращались в разные годы. Мне бы хотелось в своей работе подробнее остановиться на эпохе космизма. В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивилизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины XIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влияние на самых разных людей - Циолковский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Циолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излагал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Федорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».
Космизм - своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ-ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественнонаучные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
Анализируя исторический характер и тенденции развития русских философских теорий по отношению к проблеме человека, в своей работе я постараюсь прояснить их суть, систематизировать имеющиеся представления и знания, выделить осоновополагающие направления,  найду ответ на свой главный вопрос, результаты ответа будут свои, ведь так повелось, что размышлять может практически каждый человек, выросший в социуме. Это обусловлено особенностями его аппарата мышления - мозга (по крайней мере, об этом сегодня утверждает наука). Мыслящий человек так или иначе приходит к пониманию того, что для успешного взаимодействия с окружающим миром необходимо сначала четко представлять, что собой представляет этот мир. А для этого необходимо сформировать стройную систему мировоззрения.
                            2. Основные направления проблемы человека у космистов.
                                                2.1. Идея глобализации в космизме.
Одним из основоположников русской теории космизма является Н.Ф.Федоров, многие сторонники данной теории «шли уже по его стопам». Учитывая данный факт, многие направления проблемы человека я буду рассматривать, отталкиваясь от мнения данного ученого.
Н.Ф. Федоров предвидел, что перед человечеством встанут проблемы, связанные с его ростом и развитием – связанные с истощением ресурсов, с ухудшением экологии. Международное, глобальное участие всех людей, живущих на земле, в решении самых серьезных проблем, которые стоят и могут встать перед человечеством – это и есть так называемое “общее дело”. Идеи Федорова по объединению людей ради общего дела во многом перекликаются с идеями другого русского космиста Владимира Соловьёва, который высказал идею всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер. Тем самым Федоров и Соловьев предсказали глобализацию международных процессов, реализацию которой с все ускоряющимися темпами мы видим сейчас.
Федоров видел одной из важнейших целей человечества – объединение, которое даст возможности для предотвращение войн (и тем самым он предвосхитил появление таких организаций как ООН, объединенная Европа, т.е. множества международных организаций, которые мы видим сейчас и новых международных организаций, которым только еще предстоит появится), борьбы с болезнями, борьбы со старением.
Важное место занимает  «санитарный вопрос»: экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни (устранение заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления).
Идеи объединения человечества, его знаний также перекликаются с идеями В.И.Вернадского, который ввел понятие ноосферы. Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на то, что планета, на которой он живёт, и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.
Философия Вернадского материалистична - материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир. Вернадский во многом предвосхитил глобализацию, информатизацию и создание информационного общества.
                                          2.2. Идея регуляции и объединения с природой.
Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Федоров большое внимание уделяет возможности управления природой. При этом он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.
Эволюция для космистов - процесс пассивный, регуляция же должна стать сознательно-волевым действием. Именно это позволяет нам говорить о постэволюционном этапе развития человечества – когда благодаря нашему разуму эволюция становится самоускоряющейся, и многие преобразования в нашей жизни носят скорее революционный характер. При этом, например, Федоров признавал важность эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.
Очень важно, что регуляцию Федоров рассматривал с точки зрения практики. Он приводил пример опытов естествоиспытателя Карамзина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX века в Америке - по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ и управления погодой. Сейчас ликвидация облаков или смерчей широко распространены. Регуляция – это разумное использование и подчинение природы, которое не приводит к тому, чтобы нанести вред человеку.
Следуя Федорову, Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.
Федоров предсказывал, что Человек для решения проблем перенаселения и мирового голода будет модифицировать растения так, чтобы они могли бы приносить наибольшую пользу. Тем самым Федоров предвосхитил появление генетической инженерии и генетически модифицированных продуктов. Поскольку природа слепа, а человек регулирует ее и направляет в разумное русло – к разумной регуляции природы и разумному управлению ей стремится в соответствии с идеями Федорова и Циолковского.
                                          2.3. Проблема выхода человека в космос.
Решения проблем истощения ресурсов и перенаселения, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.
Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество.  Федоров осознавал, что: «Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам». И Федоров, и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос.
Нельзя не отметить тот факт, что, систематизировав идеи Н.Ф. Федорова, их активно развил К. Э. Циолковский, которого по праву называют прародителем всей космонавтики. Он не только говорил о необходимости освоения космоса, но и показывал реальные возможности того, как это можно сделать – он предсказал использование ракет, произвел расчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи, такие как создание поселений на марсе и других планетах, безусловно, были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.
В соответствии с идеями космизма, Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила».
Космическое бытие человечества по Циолковскому «может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.
Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ».
              2.4. Идея бессмертия человека.
В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании не только макрокосма (Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Важное место в русском космизме и важнейшее место в философии Николая Федоровича Федорова занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма. Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть.
Действительным антиподом смерти он считал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, ВОСКРЕШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, по его мнению, произойдет не в потустороннем, а в посюстороннем мире и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей, независимо от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидания чуда, а предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения: одни люди воскрешают других, воскресшие сами могут стать воскресителями.
Задача полного телесного воскрешения, в конечном счете, сводилась к собиранию всех составных частей организма человека. Конечно, идея такого собирания всех атомов довольно утопична по причине ее чрезвычайной сложности – чтобы записать информацию о движении всех атомов не хватит тех же самых атомов. Но тем не менее Федоров предвосхитил например возникновение такого движения в США как крионика – когда люди вместо того чтобы уничтожать свою личность и свой мозг после смерти оставляют их на хранение при очень низких температурах до того момента, когда их смогут вернуть к жизни. В будущем крионика станет единственным способом обращения с усопшими людьми.
Один из последователей Федорова, философ В.Н.Муравьев в своей книге «Овладение временем», отправляясь от новых достижений в биологии, медицине, а также физике и математике, стремился к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и возвращения к жизни погибших. Связь между проектами воскрешения и выхода в космос Федоров усматривал в перенаселенности Земли: воскрешенные поколения неизбежно столкнутся с острой нехваткой жилья и продуктов питания. Чтобы выжить, они должны будут позаботиться о заселении космоса и таким образом обеспечить гармонизацию Вселенной.
Преодоление старения и смерти – это важнейшая часть регуляции природы на уровне микрокосма, человека. У Федорова вопросы смерти и бессмертия связаны с одним из важнейших направлений в философии - онтологии - появление разумного человека Федоров связывает с осознанием человеком смертности. Считая себя ограниченным, конечным, временным, кратковременным человек в первую очередь подразумевал свою смертность. Преодоление смертности – важнейший шаг на пути человека к осознанию своих огромных возможностей по регуляции природы.
Смерть от старости – символ господства природы над человеком. Поэтому преодоление смерти приведет к появлению нового человека, с измененным мышлением, человека полноценно верящего в свои силы по регуляции, разумному управлению природой.
Федоров называет переход от первобытности к современной цивилизации условно называет вертикальным положением, которое человек принял перестав быть обезьяной. Философ показывает эволюцию как процесс продолжения пожирания - существа едят, пожирают и оставляют потомство, которое продолжает делать то же самое. Преодоление старения - преодоление слепого естественного отбора. Основная цель человека по Федорову - в непокорности природе и покорности тому, кто выше ее, и здесь он вводит понятие бога.
Человек разумный - совершил акт самодеятельности и самосознания, подобный тому, который может совершать самобытное и самодеятельное существо. День, когда человек станет бессмертным - будет днем возвращения в Эдем, когда человек станет подобным своему создателю. Он поддерживает идею детерминизма, согласно которой станет возможным воскрешение всех умерших предков. Воскресение - культ предков.
Действие человека, происходящее из того что он смертен – стремление к бессмертию. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения всех живших на Земле, сохранения идейных трудов минувших поколений.
Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. Он верит в правду грядущего воскресения и непримирим к смерти. Но Федоров дает этому учению свою интерпретацию.
Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших в прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение» как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Через человека и его общую деятельность Бог воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает Федоров. В проблеме «воскрешения» Федоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. Активность человечества во всеобщем деле воскрешения анализируется им с религиозных позиций. Но конкретные пути и способы этой активности Федоров рассматривает с естественнонаучных, позитивно-технических позиций. При всех элементах утопичности и фантастичности учение о «воскрешении» пронизано одной идеей — идеей единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
                                          2.5. Отношение человека и религии.
Сторонники космизма отвергают догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова, например, довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как назначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.
То есть, общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Космисты выступают против разделения познания мира на науки и говорят о необходимости целостного, единого восприятия. Они тем самым предвосхитили междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.
              2.6. Проблема смысла жизни в философской концепции С.Л. Франка
Особенно оригинальную концепцию, в которой метафизическая абсолютность человека обосновывалась с помощью идеи «взаимодополнительности» человека и мира, создал самый талантливый последователь Вл. Соловьева, Семен Франк. Абсолютность человека, его центральное положение в реальности невозможно обосновать, если полагать человека, его духовную сущность ограниченной в пространстве его телом и во времени - отрезком его жизни. Франк доказывал, что эта ограниченность не более чем иллюзия. Ограниченное в пространстве и времени материальное существование человека - это только «вершина айсберга»; в своей подлинной духовно-материальной сущности человек не ограничен, а представляет собой особый «срез» мира:  «душа: есть не замкнутая в себе, отрешенная от всего иного субстанция, а как бы субъективное «зеркало вселенной» или - точнее говоря - субъективное единство пропитанного стихией душевной жизни и своеобразно преломленного или сформированного объективного бытия».
Развивая свою философскую систему, Франк приходит к выводу, что все объективное бытие является результатом творческой активности, исходящей от множества личностных начал (каждый отдельный человек и Бог как связь и единство всех эмпирических личностей), что понятие «вещь» вторично по отношению к понятию «личность». При этом личность надо понимать не как отдельный элемент, а как частный личностный аспект всего мира. По существу, мир есть «совокупность» совершенно индивидуальных и творчески свободных личностей - в том же смысле, в каком пространство есть «совокупность» трех его измерений. В рамках достаточно единой основополагающей концепции, превращающей человека в метафизический центр реальности, отдельные философы по-разному понимали смысл и конкретное содержание той «борьбы», которую должен вести человек в мире. Это предполагало также определенное понимание причин, по которым наша земная действительность предстает «зараженной» злом и несовершенством. Несмотря на определенное различие точек зрения на эту проблему, можно выделить общий и очень важный их элемент, который ясно различим уже в мировоззрении Достоевского. Источник и причина несовершенства и зла мира коренится в том же самом измерении человеческого бытия, где пребывает его божественная сущность, откуда исходит неустанное стремление к совершенству и добру. И, в конечном счете, этот источник - наша свобода, необъяснимая, неподвластная ничему, иррациональная.
Именно открытие глубокой иррациональной диалектики человеческой души, сочетающей в себе (часто в одном и том же чувстве и помысле) добро и зло, своеволие и рабство, любовь и ненависть, составляет главную заслугу Франка. Отсюда следует, что оборотной стороной нашего стремления к совершенству и добру в себе и в мире должно являться осознание своей вины за несовершенство и зло мира, причем эта вина носит «сверхэмпирический», абсолютный характер и не должна ограничиваться эмпирической виной за конкретные проступки, совершенные отдельным человеком в его жизни. Наша подлинная неснимаемая вина относится к несовершенству всего мира и всех людей, относится ко всему тому злу, которое было совершено, совершается и будет совершено в мире.
3. Место и роль теорий космизма в современном мире.
В конце XX в. люди Земли заговорили о выживании. Основоположники учения о ноосфере верили в то, что её становление ведёт к улучшению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Ведь ноосфера является результатом планомерного и сознательного преобразования биосферы в качественно новое состояние. Это преобразование принималось как несомненное благо, которое принесёт человечеству разрешение всех трудных проблем. В.И.Вернадский связывал его с социализмом, расширив задачу преодоления стихийности природы до общества. К.Э.Циолковским ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщая гармония. Экологическая обстановка современности столь серьёзна, что требует коренного пересмотра учения о ноосфере, которое с самого начала несло в себе элементы утопии. Необходимо отличать утопические мечты о ноосфере и её теперешнее состояние. Сейчас ноосфера быстро прогрессирует и даже соперничает с биосферой. Можно обнаружить, что становление ноосферы и возникновение глобальных проблем человечества - один и тот же процесс. Ноосфера как реальность - это искусственная среда, которая подавляет окружающую природу. Формирование искусственной среды дало человечеству практически неограниченные возможности для роста комфорта и безопасности, но привело к зягрязнению воздуха и воды, к общей деградации окружающей среды.
Русский космизм и современные представления о ноосфере имеют, в сущности, общие цели, которые подчинены переключению нашего внимания и деятельности с природы на технику, с земли на космос. Природа в качестве биосферы нужна технологии только на начальном этапе. Техника может работать и на безжизненных планетах, что открывает возможность безграничной космической экспансии ноотехносферы. Единственная проблема - человек, которому нужны определённые условия для жизни. Из-за этого все космисты приходят к идее «нового человека», сверхчеловека не способного помешать дальнейшему прогрессу познания и техники. В соответствии с требованиями космической среды человек будет представлять собой подобие совершенного компьютера, не чувствительного к условиям окружающей среды. Но можно ли в таком случае утверждать, что это создание останется человеком? Создание и развитие систем искусственного интеллекта нельзя остановить. Единственное, что нам остаётся - это борьба за сохранение земной среды обитания, необходимой для выживания обычного человека. Допустим возможность существования некоего бестелесного создания. Это не человек и не душа, так как для неё необходимо тело. «Душа» сторонников её бессмертия - бессмертная информация, осознавшая самое себя. Бессмертие - это бесконечность во времени, а понятие индивидуальности предполагает единичное, т.е. конечное. О бессмертии можно говорить только применительно к бытию в целом. Индивидуальное не бессмертно, будь то тело, душа или информационная система. Умирает даже информация, так как при изменении условий она превращается в дезинформацию и должна обновляться. У космистов нет ясности в отношении личного бессмертия. Хотя идеи, мысли большинства умерших остаются в памяти родственников или в книгах, кодируются, вводятся в компьютерные базы данных, доступные всему миру. Мы можем увидеть образы умерших (на экране телевизора), которые говорят, поют, двигаются. Но почему-то мы не считаем их живыми. Однако есть люди, уверенные «во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе».
Надо соотносить науку и технику с целями выживания, беспокоясь об управлении, не столько естественной, сколько искусственной среды, из-за того, что её стихийное развитие становится для человечества неуправляемым и опасным. Можно указать несколько основных способов в борьбе за выживание, которые, на мой взгляд, существуют:
1.   Переход на безотходную технологию не только в производстве, а во всех остальных сферах жизни человека. Необходимо, чтобы вторичное сырьё (как например, многократно используемая вода в замкнутом промышленном цикле) стало основным, а природное - вспомогательным.
2.   Наложение ограничений на некоторые виды деятельности. Понятно, что необходимо ограничение запусков космических ракет, которые приводят к невосполнимой потере озонового слоя Земли. Такие ограничения окажут большое влияние на развитие экологически безопасных технологий.
3.   Далеко не всё, то что с научной и технической точки зрения осуществимо, следует создавать, иначе это приведёт к гибели человечества.
Необходимо переходить от пассивной защиты природы (рационального использования природы) к управлению искусственной средой. Нельзя уповать только на ноосферу, надеясь, что она будет управлять всем и вся, необходимо думать о том, как ей управлять, без этого наше выживание невозможно.
 
 
 
 
 
 
 
                                                                     
 
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-ч. Ч. 2 / Под ред. И.Т. Фролова.- М., 1989.- 590 с.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. - 218 с.
3. Евлампиев И.И. История русской философии: Учебное пособие/ И.И. Евлампиев - М. : Высш. шк., 2002. - 584 с.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, 2001. - 880 с.
5. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие / П.Г. Кабанов - Томск: ТомГУ.- 2003.- 204 с.
6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. - М.: АСТ, 2000. - 672 с.
7. Когай Е.А. Социальная экология: Человек и природа в русском космизме// Социально-гуманитарные знания.- 1999.- N 2.- с.68- 80.
8. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. - М.: Советский писатель, 1990. - 384 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.