Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономическая теория: предмет, методы исследования, функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Я считаю, что  тема моей контрольной работы  «Экономическая теория: предмет,  методы исследования, функции» достаточно актуальна, так как для правильного понимания курса "Экономическая теория" необходимо определить предмет, функции и методы исследования экономической теории – то, что она непосредственно изучает.
     Цель контрольной работы – раскрыть содержание предмета, функций и методов экономической теории.
     Задачи: рассмотреть предмет экономической теории, методы исследования, изучить функции экономической теории.
     В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. Вот некоторые из таких определений:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и     денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечение ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
     Экономика – многозначное, многогранное и сложное понятие. Ее содержание уточнялось и обогащалось в процессе развития общества, то есть экономическая наука не возникла сразу в готовых и завершенных формах, она является результатом длительного процесса научных исканий, которые будут продолжаться и дальше.
     Экономические  знания появились вместе с  человеческим обществом. Первые письменные свидетельства этого находились еще в государствах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и другие).
     Так, в древневавилонском  царстве действовали законы царя  Хаммурапи (18 в. до н. э.), в которых устанавливалась верхняя граница ссудного процента, ограничивался срок долгового рабства тремя годами, вводилась в действие система штрафов и компенсаций за некачественно выполненную работу и прочее. В «Законах Ману» (Индия, 6 в. до н. э.) регламентировались  отношения собственности. Древнекитайский философ Конфуций (6 – 5 вв. до н. э.) изложил свои взгляды на экономические отношения между рабовладельцами и рабами. В это же время в Древнем Китае возникло и другое учение, которое европейские исследователи назвали легизм. Легисты (законники) считали, что к улучшению каждого человека и мира в целом приведет принятие хороших законов.
     Однако научный облик экономические воззрения приобрели в античный период в Древней Греции и Риме. Здесь были разработаны первые социально – экономические теории в рамках общефилософских знаний, а также появились научно – исследовательские работы, написанные алфавитным письмом. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (5 – 4 вв. До н. э.), Платон (5 – 4 вв. до н. э.) и особенно ученик Платона – Аристотель (4 в. До н. э.) считаются первыми учеными – экономистами. Ксенофонт занимался проблемой разделения труда, при этом выделял труд руководителей и исполнителей. Платон разработал идеальную модель государственного устройства, в
которой управлять страной  должны философы. Учение Аристотеля является вершиной
 
1
философской и социально  – экономической мысли Древней  Греции. Он первым установил два  свойства товара – потребительную и меновую стоимость, говорил  о функциях денег и превращении  их в капитал.
     Аристотель  выделил два вида богатства:
1)богатство вещей, полезных для потребителя, которое носит естественный характер и ограничено разумными потребностями. Его основной источник – натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Такую систему хозяйства Аристотель назвал экономия, или экономика;
2)богатство денег. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала. Термин «хрематистика», введенный Аристотелем, означал искусство наживать состояние, то есть деятельность, направленную на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег. Этот способ ведения хозяйства осуждался Аристотелем, так как он считал, что искусство делать деньги безнравственно: оно рождает в людях желание к безграничному обогащению и становится конечной целью их действий.
     В целом  же слова «экономия» и «экономика»,  используемые в это время, означали  домоводство, управление семьей  и личным хозяйством. Даже в  17 веке экономия все еще определялась  как искусство хорошего управления  домом и состоянием и занималась, например, такой проблемой, как  выбор джентльменом подходящей  жены.
     В течение  трех столетий (17 – 19 вв.) экономическая  наука развивалась под названием политическая экономия. Впервые ввел этот термин Антуан Монкретьен сьер де Ваттевиль (1575 – 1622). Его труд под названием «Трактат политической экономии» вышел в 1615 году. Все помыслы А. Монкретьена были направлены на процветание национального хозяйства в целом, поэтому перед словом экономия он поставил определение политическая. Сочетание трех древнегреческих слов: «политеа» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон, то есть политическая экономия – это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.
     С конца  19 в. В США и Западной Европе в экономическую науку прочно вошел термин «экономикс». В нашей стране до 90 – х гг. 20 в. Эта наука развивалась под названием «политическая экономия», а после – «экономическая теория».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Основные школы  экономической теории
     Меркантилизм -  первая школа экономической теории (16 – 17 вв.). Ее сторонники, меркантилисты, исходили из того, что источником общественного богатства является торговля. Богатство общества, говорили они, составляют натуральные, полноценные деньги, то есть золото и серебро. В развитии экономической теории меркантилизма выделяют два этапа:
1)ранний меркантилизм (монетаризм). Он сводился к разработке административных  методов удержания денег в  стране. Вывоз золота и серебра  за границу запрещался. Основной  представитель этого этапа меркантилизма  – англичанин Уильям Стаффорд (1554 – 1612);
2)поздний меркантилизм (теория  активного торгового баланса). Источник  обогащения нации представители  позднего меркантилизма видели  не в примитивном накоплении  сокровищ, а в развитии внешней  торговли и активном торговом  балансе (превышение экспорта  над импортом). Среди представителей  теории активного торгового баланса  можно назвать англичанина Томаса  Мэна (1571 – 1641), француза Антуана Монкретьена. В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортных товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. Поэтому государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство. Среди русских меркантилистов можно назвать Афанасия Лаврентьевича Ордин – Нащекина (ок. 1605 – 1680), Ивана Тихоновича Посошкова (1652 – 1726), Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), Петра 1 (1672 – 1725) и другие.
     Физиократия – второе крупное и цельное экономическое учение (в переводе с греческого – власть природы). Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, но рассматривали ее очень ограничено: они относили к ней только те отрасли, которые непосредственно связаны с природой, то есть сельское хозяйство и горно – добывающее производство. Отсюда они делили общество на три класса: землевладельцев, землепользователей, «бесплодный» класс остальных граждан.
     Наиболее известный  представитель школы физиократов  – Франсуа Кенэ (1694 – 1774). Блестящим достижением Ф. Кенэ было создание в 1757 году «Экономической таблицы». Виднейшим представителем школы физиократов был также министр финансов Франции Жак Тюрго (1727 – 1781). В целом теория физиократов, несмотря на некоторую ограниченность, сыграла очень важную роль, определив многие перспективные пути развития экономической науки.
     Английская классическая школа оставила глубокий след в экономической теории. Объектом исследования здесь стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В это время политэкономией занимаются совсем не профессионально, ибо профессии экономиста еще не существует. Английская классическая школа, представителями которой являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823), положила начало трудовой теории стоимости. В это время политэкономию уже преподают в университетах.
     В 1776 году  вышел главный труд А. Смита  «Исследование о природе и  причинах богатства народов», став  вершиной экономической мысли  18 века. А. Смит говорил о рыночном  саморегулировании, которое формируется  на основе свободных цен, 
 
3
складывающихся в зависимости от спроса и предложения. В связи с этим он вывел правило «невидимой руки»: каждый человек старается употребить свой капитал так, чтобы получить наибольшую выгоду, при этом он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения; а именно – служить интересам общества, то есть люди, руководствуясь стремлением к получению наибольшей личной выгоды, производят те товары, которые нужны обществу в целом. А.Смит говорил и о минимальном вмешательстве государства в экономику, но при этом подчеркивал его регулирующую роль. Он вошел в историю экономической науки как первооткрыватель и заслужил титул «отца экономики».
     Д. Рикардо – виднейший представитель классической школы, продолжил разработку теоретических основ экономической науки. Его главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения» был написан в 1817 году. В нем рассмотрены концепция распределения, теория стоимости и дохода, денежное обращение и кредит, теория и практика налогообложения, международные экономические отношения и прочее. А по теории земельной ренты и международного разделения труда Д. Рикардо высказал идеи, вошедшие в золотой фонд экономической науки. Его теория сравнительных преимуществ стала общепризнанной в мировой науке и торговле.
     Для классической  школы было характерно стремление  проникнуть вглубь экономических  явлений и процессов, используя  метод научной абстракции. В основе  ее учения лежала трудовая  теория стоимости. В то же  время классики отрицали возможность  экономических кризисов и выступали  за максимальное ограничение  государственного вмешательства  в экономику, либерализацию торговли.
     Марксизм. Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В главном труде К. Маркса – «Капитале», состоящем из четырех томов, был дан глубокий анализ системы экономических отношений капитализма 17 – 19 вв. Согласно учению К. Маркса, основу развития общества составляют изменения экономического фундамента (базиса), которому соответствуют политическая и культурная надстройка. Им была создана концепция общественно – экономических формаций, сменяющих одна другую в ходе исторического процесса. К историческим открытиям К. Маркса относятся двойственный характер труда, теория издержек и цены производства, закон стоимости и закон денежного обращения, схемы воспроизводства в условиях простого и расширенного воспроизводства и другие. К. Маркс завершил формирование трудовой теории стоимости, начатое последователями классической школы, и сделал вывод об эксплуатации труда капиталом и необходимости уничтожения капитализма. В 21 в. марксизм как учение продолжает существовать. Распространение идей марксизма в России связано с такими именами, как Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900), Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870 – 1924).
     Маржинализм, или теория предельного анализа, возникла и получила развитие со второй половины 19 в. Классика этой теории – представители австрийской школы: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем – Баверк (1851 – 1914). Они исследовали проблему предельной полезности и сформулировали закон убывающей предельной полезности. В теории маржинализма также выделяется американская школа, представителем которой является Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938). Он разработал теорию предельной производительности и сформулировал закон убывающей производительности
 
4
факторов производства (закон убывающей отдачи). Широко известной школой маржинализма является и математическая школа (или лозаннская), названная по месту нахождения в швейцарском городе Лозанна. Наиболее видный теоретик этой школы – франко – швейцарский экономист Леон Вальрас (1834 – 1910), создавший одну из макроэкономических моделей, содержащую в своей основе анализ спроса и предложения, то есть механизм рыночного формирования цен и рыночного равновесия. Ученик Л. Вальраса, итальянский экономист Вильфред Парето (1848 – 1923) ввел понятие общественной максимальной полезности, позволяющей оценить изменения, которые улучшают уровень благосостояния всех членов общества.
     Четвертой из широко известных экономических школ маржинализма является кембриджская школа (Англия), важнейшим представителем которой стал Альфред Маршалл (1842 – 1924). В своем главном труде «Принципы экономической науки» он исследовал взаимодействие спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах времени, разработал теорию эластичности. Благодаря А. Маршаллу в практику были введены графические методы исследования и анализа экономических явлений. А Маршалл по праву считается одним из основателей современной экономической науки.
     Неоклассика как новое направление экономической науки возникла на базе кембриджской школы маржинализма. Сторонники этого направления рассматривают себя в качестве продолжателей определенных сторон учения, разработанного классической школой. К разновидностям неоклассики относят монетаризм (Милтон Фридмен), концепцию экономики предложения (Артур Лаффер), концепцию рациональных ожиданий (Роберт Лукас), неолиберализм (Фридрих фон Хайек – представитель чистого неолиберализма и Людвиг Эрхард – создатель концепции социального рыночного хозяйства).
     Кейнсианство и неокейнсианство – еще одно крупное направление экономической науки. Кейнсианство стало одной из наиболее известных и признанных школ экономической теории, которая неразрывно связана с именем и работами английского ученого Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946), учеником А. Маршалла. Свои взгляды Дж. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег», где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику и предложил свои рецепты ее регулирования. Дж. Кейнс разработал макроэкономический подход к анализу экономических явлений и процессов: он исследовал такие совокупные показатели, как национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и другие. Это был выдающийся теоретик и практик в области банков и денег.
     Однако с  середины 70 – х гг. 20 в. при практической реализации идей кейнсианства стали наблюдаться серьезные проблемы. Взгляды последователей Дж. Кейнса называются неокейнсианством. Представители этого направления – Джоанна – Виолетта Робинсон (1903 – 1983), Рой Харрод (1900 – 1978) и другие. Становлению кейнсианской школы в России способствовали взгляды выдающегося русского экономиста Михаила Ивановича Туган – Барановского (1865 – 1919), создавшего инвестиционную теорию циклов, а его идеи были продолжены автором теории больших циклов Николаем Дмитриевичем Кондратьевым (1892 – 1938).
     Неоклассический синтез. К концу 50 – х гг. 20 в. началось сближение неокейнсианства и неоклассики, что привело к появлению нового направления, соединившего
 
5
неоклассическую микротеорию с кейнсианской макротеорией. Главная категория неоклассического синтеза – редкость ресурсов, а главная задача – их эффективное распределение. К представителям этого направления экономической науки относятся Энтони – Пол Самуэльсон, Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Стенли Фишер, Василий Леонтьев и другие. Концепция неоклассического синтеза сложилась на основе объединения позитивных сторон различных теорий и научных школ.
     Институционализм. Сторонники этого направления изучают не только экономические, но и социально – экономические отношения, учитывая моральные принципы и социальную структуру общества при анализе экономических процессов. К общественным институтам относят семью, предприятие, общественную организацию, государство. Среди наиболее видных современных представителей выделяется Джон – Кеннет Гэлбрейт. Его главный труд называется «Новое индустриальное общество» (1969).
     Теория новой экономики начала формироваться в конце 20 – начале 21 века. Она опирается на электронную, информационно – телекоммуникационную основу, то есть является информационной экономикой. Роль главного экономического ресурса все больше начинает играть информация. Сейчас активно формируется интернет – экономика – рыночное сообщество, основанное на интернете: появились интернет – торговля, интернет – реклама, интернет – инвестирование и т. д. По мере становления и развития новой экономики будут делаться новые теоретические обобщения, формулироваться новые категории и принципы, открываться новые законы.
     Концепция человеческого капитала – одно из перспективных направлений развития экономической науки начала 21 века. Она способствует новому пониманию национального богатства, а именно – возрастанию роли научных знаний, образованности, квалификации, опыта, творческого потенциала, общей культуры и других показателей качества жизни. На первый план выдвигается положение о том, что истинное богатство – это сам человек. Человеческий капитал формируется на основе инвестиций в человека в виде затрат на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы, на охрану и укрепление здоровья и т. д.
     Теория устойчивого (допустимого) развития – одна из новых концепций в экономике, непосредственно связанная с концепциями глобализации. Основы теории устойчивого развития были заложены еще всемирно известным русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским. Термин «глобализация», с которым связана теория устойчивого (допустимого) развития, в переводе с английского означает «мировой», «всемирный». В современном значении этот термин впервые применил американец Т. Левитт для обозначения феномена слияния рынков отдельных товаров под воздействием крупных транснациональных корпораций. Затем появились другие трактовки этого процесса в разных направлениях экономической науки.
 
 
 
 
 
 
 
 
6
Предмет экономической  теории и ее функции. Уровни анализа экономики
     Богатство  и многообразие идей, течений  и различных направлений в  области экономической теории  позволяют выделить предмет этой  науки на уровне современных  представлений. При определении  предмета экономической теории  следует исходить из того, что  нельзя противопоставлять различные  школы друг другу, ведь каждая  из них делала и делает акценты  на различные моменты в экономике,  например, рассматривает динамику  экономического развития в долгосрочном  периоде (классики) и в краткосрочном  периоде (кейнсианцы).
     По мере  развития экономической науки  менялся и ее предмет. Начиная  с древних времен, вплоть до 17 века экономика изучала особенности  домашнего хозяйства. А. Монкретьен определял ее как науку о законах, управляющих общественным хозяйством. Однако долгие годы ее предметом называли богатство народов, о чем свидетельствуют названия трудов экономистов 18 – 19 веков (например, работа А. Смита называлась «Исследования о природе и причинах богатства народов»).
     В марксистском  понимании политэкономия – это  наука, изучающая систему экономических  (производственных) отношений между  людьми, складывающихся в процессе  производства, распределения, обмена  и потребления материальных благ, во взаимосвязи с производительными силами общества. Под производительными силами понимаются средства производства (средства и предметы труда) и люди с их умениями и навыками. Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека (сырье, материалы, природные ресурсы и т. д.), а средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (машины, станки, оборудывание, хранилища и пр.). Ядром производственных отношений являются отношения собственности, то есть то же самое богатство, о котором говорил А. Смит. В широком смысле марксисты трактуют экономическую теорию как науку о законах, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.
     Во многих  современных учебниках в качестве  предмета экономической теории  рассматривается экономическое  поведение людей. Так, К. Р.  Макконнелл и С. Л. Брю, авторы «Экономикс», считают, что эта наука исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. То есть если марксисты рассматривают экономические отношения с точки зрения их объекта (средства производства и предметов потребления), причем охватывают только сферу материального производства, то представители неоклассического синтеза – с точки зрения их субъекта – человека, затрагивая при этом как сферу материального, так и сферу нематериального производства.
     Таким образом, предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека – и как производителя, и как потребителя. Экономика изучает, как общество, используя ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, решает, что? как? и для кого? производить. Видно, что современная экономическая наука рассматривает не просто проблемы богатства как такового, но и пути его формирования.
 
7
     Экономическая  теория выполняет ряд функций, которые характеризуют ее общественное назначение и роль. Выделяют следующие функции экономической теории:
     1.Познавательная функция. Она вытекает из основной задачи экономической науки – познания сущности экономических явлений, объективных законов экономического развития. То есть экономическая теория позволяет познать экономические явления и процессы.
     2.Методологическая функция. Дж. Кейнс считал, что экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. д.) и функциональных (финансы и кредит, бухгалтерский учет, аудит, денежное обращение и другие).
     3.Практическая функция. Ее содержанием является обеспечение экономической политики. Результаты развития экономической теории непосредственно используются на практике. Экономическая теория не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем. Для того, чтобы теория имела практическое применение, она не должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Однако общие положения этой науки успешно используются при обосновании экономической политики государства и разработке национальных моделей экономики.
     4.Прогностическая функция заключается в разработке научных прогнозов и перспектив экономического развития.
     Экономика  – сложная многоуровневая система.  Поэтому экономическая теория  изучает проблемы эффективного  использования ограниченных ресурсов  на микро- и макроуровне, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
     Микроэкономика – раздел экономической теории, связанный с деятельностью отдельных экономических субъектов – домашних хозяйств и фирм, а также конкретных рынков и отраслей. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на этом уровне. Например, исходя из чего потребители принимают решения о покупке того или иного товара, и как на их выбор влияют изменения цен и доходов; каким образом фирмы планируют выпуск своей продукции и численность работников; как отреагируют конкуренты на изменение выпуска продукции конкретной фирмы и т. д. В данном разделе внимание сосредоточено на таких величинах, как производство и цена конкретного продукта, численность рабочих, нанятых в одной фирме, прибыль или доход отдельного домохозяйства или фирмы, издержки отдельной экономической единицы и прочее.
     Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом. Здесь рассматриваются общие экономические показатели и категории – валовой национальный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, производительность труда в стране, инфляция, безработица, распределение доходов в обществе и прочее, то есть всегда делается акцент на общий уровень.
    
8
     Микро- и  макроэкономика не являются разными  дисциплинами – это два подхода  к рассмотрению экономических  явлений и процессов: на уровне  хозяйствующих субъектов и на  уровне национальной экономики  в целом. Одни и те же методы  анализа, концепции и основные  идеи используются как в той,  так и в другой областях.
Методы экономического анализа
     Если предмет  науки показывает что изучает и познается, то метод отвечает на вопрос, как познается. Метод анализа – это способ познания, путь исследования. При изучении экономической теории применяется общий философский метод познания мира – диалектика, основы которой заложили еще древние греки и которую блестяще развил в научную систему немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Диалектика рассматривает явления в постоянном развитии, в их взаимосвязи и взаимодействии, проникает в сущность процессов и явлений, познает причины и источники развития.
     Выделяют следующие этапы исследования:
     1.Сначала экономист  собирает факты, которые относятся  к рассмотрению конкретной экономической  проблемы. Это описательная (или эмпирическая), экономическая наука.
     2.Затем экономист  выводит обобщения, то есть  устанавливает экономические принципы. Выведение обобщений из фактов  называется экономическим анализом.
     Здесь применяется метод индукции – умозаключение от частного к общему. Например, рассматривая рынок велосипедов или мороженого, экономисты заметили, что существует обратная зависимость между ценой на велосипеды и мороженое и спросом на эти товары (при неизменности прочих факторов). В результате можно было предположить, что на всех рынках существует взаимосвязь между ценой на товар и спросом на него. Обобщением здесь является закон спроса.
     Первый и  второй этапы можно поменять  местами: экономист может начинать  с теории, общих принципов, а  затем проверяет данную теорию  на практике, обратившись к фактам. В этом случае применяется метод дедукции – умозаключение от общего к частному. В примере, исходя из закона спроса, сущность которого состоит в обратной зависимости между ценой и спросом на товар (при неизменности прочих факторов), можно предположить, что и на рынке велосипедов, и на рынке мороженого также наблюдается подобная взаимосвязь. Индукция и дедукция представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
     3.На последнем  этапе общие принципы экономического  поведения могут быть использованы  для разработки экономической  политики.
     Когда экономисты  выводят обобщения, они часто  используют метод прогнозирования. Например, можно сделать прогноз об изменении объема выпускаемой продукции фирмы в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на сырье. При составлении прогнозов часто используется моделирование. Экономическая модель – это математическое выражение, основанное на экономической теории. Можно, например, разработать модель отдельной фирмы и фирмы – конкурента и использовать ее для прогнозирования изменения выпуска продукции фирмы – конкурента под влиянием изменения выпуска продукции своей фирмы (модель Курно).
     При исследовании  экономических явлений и процессов  также используется метод научной абстракции, то есть абстрагироваться от всего частного, случайного и кратковременного при определении типичных, характерных черт. Так, на первый взгляд
 
9
кажется, что движение цен  носит хаотичный характер, в то же время динамика цен определяется вполне конкретными факторами: спросом, предложением, издержками и т. д. Для  того чтобы обнаружить порядок и  смысл в хаотичном наборе фактов, приходится игнорировать некоторые  детали. Здесь следует использовать допущение «при прочих равных условиях», когда остальные факторы считаются  неизменными. Так, при рассмотрении закона предложения выявляется прямая зависимость между ценой на товар  и его предложением при неизменности остальных факторов. А затем экономисты исследуют, что же происходит с предложением товара, если эти остальные факторы  будут изменяться (влияние неценовых  факторов на предложение товара).
     В экономической  теории также используется графический метод исследования. График – это изображение зависимости между двумя (или более) переменными, заданными числами.
     Диалектический метод предполагает также, что все явления должны рассматриваться в постоянном возникновении и разрешении противоречий; все экономические явления имеют количественную и качественную характеристики (качественному изменению предшествуют количественные накопления); действует закон отрицания отрицания; существует сочетание исторического и логического подхода. Важны в экономике и статистические наблюдения, а также постановка экспериментов.
     Важную роль  при исследовании экономических  явлений играет позитивный и  нормативный анализы. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике. Он не связан с субъективными оценочными суждениями и основывается на том, что есть и может быть. Большинство позитивных утверждений не являются спорными.
     Нормативный анализ строится на оценочных суждениях отдельных людей и основан на том, что должно быть. Он предполагает рецепты действий, и применим, как правило, на уровне обоснования экономической политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9
Заключение
     При написании  контрольной я ознакомилась с  основными этапами и периодами  прогресса экономической науки, основными школами экономической теории; определила предмет экономической теории, и ее основные функции; рассмотрела основные уровни экономического анализа – микро- и макроэкономику, а также методы исследования экономической теории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10
Список использованной литературы
     Камаев В. Д., Ильчиков М. З., Борисовская Т. А. Экономическая теория, Москва 2008 г.
     Самуэльсон П. Экономика Том 1
     Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории, Киров 2000 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.