На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формирование цен в условиях рынка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

 
по дисциплине: «Ценообразование»
 
 
На тему: «Формирование цен в условиях рынка»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
                                          Студентка II курса
Заочной формы обучения
специальности 080502
Литвинова Т.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
Волгодонск 2012
 
Содержание
 
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Цена как экономическая категория…………………………………………………4
3. Условия и особенности рыночного ценообразования…………………………….8
4. Взаимодействие цены спроса и предложения……………………………………16
5. Факторы, влияющие на уровень цен……………………………………………...19
6. Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………………22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение
 
Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.
Согласно закону спроса и предложения рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара.
В условиях избытка товаров, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости товара.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
На рынке чистой конкуренции функционирует большое количество производителей (продавцов), которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии повысить цену, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным, более низким ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.
От рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать: тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке; обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки; конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия - прибыль. В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек производства, текущие издержки должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается, конкурентоспособность товара. При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности товара, можно установить интервалы цен.
 
 
 
 
2. Цена как экономическая категория
 
Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой
"сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его общей форме, как затрат
энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности, очищенных от
конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.
Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.
Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу.
Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.
Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.
1. Плановая цена выражает собой социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.
2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.
3. Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами. Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.
Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных
производственных единиц, участвующих в создании национального богатства
страны.
Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития
производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.
В-третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.
В-четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на
покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.
Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и
отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального
дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных
подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ – с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.
Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда (ОНЗТ). Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного расчета.
Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь, может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по-разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое - когда происходит реализация
товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег
необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что
без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное
производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда
обращается должное внимание.
Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов
трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного
товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму
средств от данного владельца другому можно с помощью денег, финансовой
системы.
Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).
Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.
Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены.
Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.
С помощью планового регулирования производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое государство для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.
При этом следует учитывать потребительские качества товара и интересы
потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке общественной
потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их
производство. Исходя из интересов потребителя, можно наилучшим образом
достичь хозрасчетные цели своего предприятия.
Необходимо ориентироваться на обеспечение высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.
Учитывая возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и
неизбежное увеличение потребления одних товаров при сокращении спроса на
другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом.
Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен.
Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен, отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Условия и особенности рыночного ценообразования
 
Принципы и методы формирования цен в условиях централизован­ной экономики строятся на том, что они определяются на предприя­тии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях пла­новой экономики. При таком подходе к построению цен рынок ока­зывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В луч­шем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установ­ленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования от централизован­ного установления цен состоит в том, что реальный процесс форми­рования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздей­ствием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Поэтому наши представления о стоимости товара (его формиро­вании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Это принципиальное теоретическое положение до последнего вре­мени почти полностью игнорировалось в нашей экономической на­уке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров счи­тают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны покупате­лей, т.е. задолго до того, как затраты на их производство получат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющи­еся в последние годы постоянное и существенное превышение спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлени­ям экономической теории о рыночной экономике.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначаль­ные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственни­ками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолева­ется отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Какова же при этом роль государства, государственных органов?
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанав­ливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изго­товляемые различными собственниками.
Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими са­мостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных слу­чаях, предусмотренных законодательными актами, по государствен­ным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.
Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (мно­гоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реали­зовывать цели и приоритеты экономического и социального разви­тия и формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про­является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор – фактор долговременного перспективного дей­ствия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную эконо­мику не имеет смысла – это чревато для них отрицательными эконо­мическими последствиями.
Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации тру­да и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получа­ют та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко уме­ют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуют­ся гибкость, тщательная подготовка производства и производствен­ной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполните­ли (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность уме­ло использовать оба фактора.
Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется со­вершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но тако­вы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. На­против, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехо­да к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополиз­ма многих изготовителей ведет к росту цен.
В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: ус­тановление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обяза­тельно закреплены законодательными актами в центре и на местах.
Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является кон­куренция. Нормальными конкурентами могут быть только собствен­ники. Многообразие структур при одном собственнике создает мо­нополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в про­изводстве.
Монополия государственной собственности во многих отраслях выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непос­редственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.
Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и призна­ния их равенства перед законом. Однако чтобы рыночные механиз­мы по-настоящему заработали, должно быть, реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.
В настоящее время во многом еще господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является кон­версия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоле­ние их отчужденности от собственности являются массовой соци­ально-экономической основой перевода экономики и всего обще­ства на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.
Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурент­ной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, техни­чески совершенствуются, обновляются и включаются в процесс вос­производства на новой, более эффективной основе. Поэтому банк­ротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую обо­рачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.
Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конку­ренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на со­вершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирова­ния постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения не­совершенного и отстающего.
Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве запад­ных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное; со­здать ее – значит создать рынок.
Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производ­ства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освое­ния новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освое­ния будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать – вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значи­тельными капитальными затратами (инвестициями).
Как уже отмечалось, в нашей экономике все еще имеет место моно­полия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И на­оборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на ко­торой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.
Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законода­тельном порядке. Этот путь ждет и нас.
Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предприни­мательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борь­бы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.
Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положе­ние, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей про­дукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершен­ные и гибкие методы ценообразования и т.д.
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Органическим элементам планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономичес­кие интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обес­печения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов произ­водственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.
Эффективность метода ценообразования, прежде всего, определя­ется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который опреде­ляет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инве­стиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализи­руют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.
Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвра­щает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфля­ция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скры­той инфляции в открытую, происходит резкий рост цен.
Таким образом, директивное ценообразование вызывает в эконо­мике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конеч­ного потребителя.
Система директивного ценообразования не может служить инст­рументом согласования экономических интересов и объективно яв­ляется тормозом экономического развития. Это обусловливает неиз­бежность перехода от системы директивных цен к ценам, установле­ние которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.
Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея дого­ворного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удов­летворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводите­лей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом со­гласования экономических интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в буду­щем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразова­нию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элемен­тами, составляющими рыночную экономику.
Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспе­чивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в услови­ях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к це­лому ряду негативных последствий для экономики страны.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность плани­рования на уровне отдельного предприятия или фирмы, и нарушают­ся пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.
В результате из-за того, что появляется легкая возможность полу­чить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производ­ства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях, инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.
Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести, и привело в России к углублению экономического кризиса. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не был оп­равдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к свобод­ным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфля­ционную политику.
Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил, прежде всего, к сокращению производства, нужны следующие условия:
1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обла­дающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам;
3) отсутствие монополии товаропроизводителей;
4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых от­раслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
6) юридически закрепленное право на свободный выбор постав­щиков и потребителей.
При отсутст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.