На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классический период развития античной философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Реферат: Классический период развития античной философии
 
 
 
 
 
Содержание
Введение
1. Философские взгляды  Сократа
2. Объективный идеализм  Платона
3. Систематизация философского  знания Аристотелем
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Античная философия подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму  города-государства — полисы.
Благодаря трём самым выдающимся представителям классической греческой  философии — Сократу, Платону  и Аристотелю— Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески - политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Древнегреческая философия  оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти  даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия»  мы обязаны именно античности. Расцвет  древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н.э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия.
В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой  философии сохранялось в течение  всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение  греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.
1. Философские взгляды  Сократа
Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ занимает важное место  в истории античной философии. "Диалектика, и притом диалектика в ее положительном  смысле, в ее постоянном искании  объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и  от старой натурфилософии, и от софистики" – так писал о нём Платон.
И далее, имея в виду не только Сократа, но и софистов и Платона, А.Ф. Лосев справедливо заключает: "Без этой диалектики, вечного  искательства правды и истины не сложились  бы античная философия и античная литературы в том виде, в каком  они воздействовали на всю последующую  культуру и в каком мы ощущаем  их еще и в XX веке"[3, C.23].
Сократа характеризует разнообразная  и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении  своих учений в форме беседы.
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в  то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности  философской деятельности, которые  были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для  философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и  сущностью знания. Вопросы этики  — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным  предметом бесед Сократа.
Сократ для обоснования  своих взглядов пользуется разработанным  им методом, вошедшим в историю философии  под названием сократического, а  именно — диалектика, искусство  диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические  понятия.
Для Сократа философия  — это рассмотрение конкретного  нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению  того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.
Все диалектические рассуждения  проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит  в том, чтобы дать различные определения  одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается  истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).
Ответы на эти вопросы  часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод  доказательства. Использование диалога  для достижения истины — огромнейшая  заслуга Сократа в истории  философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились  и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Таким образом, метод Сократа  направлен на то, чтобы посредством  выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством  повивальной бабки»; его метод  вопросов, предполагающих критическое  отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.
Более того, для Сократа  знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать  иначе, чем велит знание, и разум  достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом, в этике  Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа —  это сдержанность, мужество, справедливость [7, C.45].
Знаменитые сократовские высказывания:
?         Голод — лучшая приправа к пище.
?         Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
?         Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
?         Женишься или не женишься — всё равно раскаешься.
?         Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
?         Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
?         Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.
?         Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
?         Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
?         Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.
?         Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
?         Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.
?         Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели. 
 
2. Объективный идеализм  Платона
Особое место в античной философии классического периода  занимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду [1, C.67-74].
Творчество Платона имеет  приблизительно три этапа. Началом  первого является смерть Сократа. При  жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких философских  произведений. В этот период он находился  под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа».
Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает свою философию, выстраивает собственную систему  объективного идеализма, которая для  эллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают  эту систему "Государство" и "Законы" как синтез этических, философских  и политических взглядов на базе объективного идеализма.
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир  идей как мир "истинного бытия", обосновывает господство общего, существующего  вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философской системы Платона составляют: идея как активное, формообразующее начало и материя как страдательное начало, олицетворение потенции. Эта пара категорий замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство. В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.
Своеобразно рассматривает  Платон и проблему души человека. Она  как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании  Платон выстраивает и свою концепцию  познания. Душа включает разум, волю и  чувства. В зависимости от того, какая  часть души выступает доминантой, складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен  на познание, воля на благородные желания, а чувства - на низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но не для каждого. Невежда доволен  собой и не нуждается в знании. Знание необходимо философу, ибо душа его ориентирована на познание мира. Философ стоит между полным знанием  и незнанием, стремится от менее  совершенного знания к более совершенному. Он ориентирован на интеллектуальное знание, тогда как в основном люди довольствуются чувственным знанием.
Платон широко использует понятие "диалектика", вкладывая  в него содержание термина "логика". Диалектику противопоставляет эристике - искусству спора ради спора.
Логическим завершением  философии объективного идеализма  Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика). Государство подобно человеку, а  человек - государству. Нравственно  совершенным человек может быть только в совершенном государстве.
По Платону, все существующие государственные устройства - извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство  не соответствует природному неравенству  людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных: государство власти предержащей  и государство тех, кто ее лишен. Такое положение противоестественно. Оно ведет к противостоянию и  ослаблению общества. Больше всех ослабляет  общество государство демократии, где  равные права получают люди, не равные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти. Принципы нравственности обесцениваются, и вот  уже ученик учит учителя, а дети судят  своих родителей.
Много верного подметил Платон, но его идеал, где каждый исполняет  свой долг и имеет только свое, где  каждое сословие имеет свой образ  жизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины  защищать, а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага  оказался не самым лучшим. Иллюзия справедливости общества, в котором "каждый имел свое и исполнял тоже свое" рассеивается при более пристальном изучении платоновской модели государства, где место человека занимает его функция; где нет искусства, ибо польза от него сомнительная; где людей не лечат, ибо жизнь беспрестанного умирания никчемна; где нет семьи и частной собственности, как социальных факторов индивидуализации человека.
"Образец совершенного  государства" был подвергнут  вскоре критике со стороны  Аристотеля. Последний усомнился  в том, что целое может быть  счастливо, если все его части  несчастливы.
Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания  души. Ее основой является осознание  врожденных добродетелей, характерных  для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет  к справедливости. Кроме этого  Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо  идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.
Социальной функции и  общественному призванию идеального государства соответствует и  предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей. Важное место  в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику». 
 
3. Систематизация философского  знания Аристотелем
Классический период философии  античности продолжает Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизатор. Энциклопедист.
Аристотель является создателем самой обширной научной системы  из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук.
Написал более 150 научных  трудов и трактатов. Сохранившиеся  произведения условно можно разделить  на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические.[4, C.98]
Логику Аристотель рассматривает  как инструмент научного исследования, как пропедевтику философии, как "Органон" (орудие, средство, инструментарий). Вопросам логики посвящены "Аналитика", "Топика", "Категории".
Естественнонаучные сочинения  проходят под общим названием "Физика". В них доминируют вопросы природы.
Важное место в философском  наследии Аристотеля занимают трактаты "О душе", "Никомахова этика", "Поэтика", "Риторика", "
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.